Оружейная палата венецианского Дворца дожей

46
О лебедь городов, воды и солнца брат!
Уснувший, как в гнезде, меж тростников, средь ила
Лагуны, что тебя вскормила и взрастила,
Как все историки и гости говорят.
Генри Лонгфелло. Венеция. Перевод В. В. Левика


Военные музеи Европы. Наверное, так уж получилось в ходе исторического развития, что в каждом более или менее крупном городе Европы есть «оружейная палата» или, по крайней мере, набор средневекового оружия и доспехов. И раскинувшаяся посредине лагуны Венеция – город на островах, тоже не является исключением. Здесь также есть своя Оружейная палата, которая содержит ценную историческую коллекцию оружия и доспехов, представляющих большой интерес. Но вот находится она не в музее или во дворце, но построенном в XVII – XVIII веках, а внутри Дворца дожей, верховных правителей Венецианской республики, строить который начали где-то в 1309 году, а закончили более века спустя – в 1424-ом! То есть это по-настоящему средневековое здания, а потому и основа его коллекции тоже очень старая и задокументирована как существовавшая уже в XIV веке. Впрочем, чему здесь удивляться? Времена тогда были не спокойные, заговоры – нередки, так что оружие даже у верховных правителей республики должно было быть всегда под рукой.




Витрины одного из залов Оружейной палаты Дворца дожей


Поэтому неудивительно, что находилась оружейная дворца рядом с Залом Большого совета, чтобы в случае каких-либо «неприятностей» члены совета могли бы вооружиться в один миг и встать в ряды защитников дворца. И это помимо собственно охраны, к которой в случае угрозы нападения должны быть присоединяться еще и арсеналотти – высококвалифицированные рабочие с верфей Арсенала, что находился неподалеку. Так что оружия тогда во дворце по необходимости было много и содержалось оно в этой комнате полном порядке. Во времена Республики Советом десяти назначался даже специальный ответственный, проверявший состояние хранившегося в ней оружия (это, кстати, к вопросу о том, почему в таких музеях оружие и доспехи не ржавые!), и в его же обязанность входил обмен и с другими собраниями и приобретение доспехов в мастерских Беллуно, Бергамо, Брешии и даже из Нюрнберга. Состояние оружия поддерживали и четыре специальных мастера, которые с XVIII века следили за его сохранностью. Постепенно в этом «государственном музее», богатевшим за счет пожертвований, завещанным наследствам и трофеев военных лет, собралась коллекция самых разных и подчас удивительных предметов. Например, там оказалась чаша из рога, способная распознать яд в налитом в нее содержимом, огромный серебряный фонарь, с пластинками из горного хрусталя, шелковые одежды, подаренные дожу японским послом в 1585 году вместе с мечом катаной, кусок золотого бархата, присланный в 1600 году персидским шахом, и даже картина «Святой Марк». Защищала вход в оружейные комнаты массивная кедровая дверь, привезенная невзирая на все расходы, из Ливана в 1556 году.


Витрина с двуручными мечами, шлемами морион и трофейными турецкими щитами


Кражи, мародерство и реквизиции последующих лет значительно убавили достояние Оружейной палаты, однако до сих пор оно насчитывает более двух тысяч различных видов оружия и доспехов.


Чисто внешне экспозиция выглядит на редкость богатой и к тому же прекрасно оформленной


Падение Республики в 1797 году (причем надо подчеркнуть, что дожи к этому времени правили Венецией ровно 1100 лет, с 697-ого по 1797 год) привело к тому, что все помещения Оружейной палаты были закрыты, а находившиеся в ней предметы, свалены в подвалах. И для обозрения публики она была вновь открыта лишь в 1923 году. Часть картин из нее попала в музей Коррер, а вот все оружие осталось во Дворце дожей.


В подземелье дворца находится целый «лес» колонн, оставшихся от его перестройки, и, как это хорошо видно, декор у них у всех разный!



Колонна крупным планом



А вот так его строили…



И кругом мы натыкаемся на изображение льва…


Ну а теперь, когда мы познакомились с историей Оружейной палаты Дворца дожей, давайте устроим по дворцу небольшую экскурсию и постараемся хорошенько все рассмотреть.


Во дворе дворца находится вот этот… литой медный колодец, из которого в далеком прошлом доставали очень уж вкусную и холодную воду, которую именно отсюда с раннего утра водоносы разносили по всей Венеции!


Вход во Дворец дожей платный и стоит 20 евро, и карточка международной федерации журналистов здесь почему-то тоже недействительна. Как и в большинстве музеев России. Ну так вот… Однако действуют большие скидки для людей старше 65 лет и молодежи до 18-ти, поэтому заранее запаситесь пенсионными удостоверениями (у кого есть) или паспортами, и тогда стоимость посещения дворца снизится для вас во много раз, а для «детей» будет и вовсе бесплатной.

Архитектурное убранство внутреннего двора. Кстати, вот то, что перед нами,
это часть собора Св. Марка, которая входит во двор Дворца дожей.


«Лестница гигантов», названная так из-за украшающих ее скульптур


Внутри дворца большой двор, откуда можно любоваться его внутренней архитектурой и многочисленными скульптурами, а затем спуститься в подземелье, где выставлен целый лес колонн, поддерживавших в прошлом галереи дворца. После удушающей венецианской жары отсюда просто не хочется уходить, однако мы поднимаемся по лестнице наверх и начинаем осмотр помещений дворца с самого уникального — Зала Большого совета — самого большого зала без поддерживающих его потолок опор не только в Венеции, но и во всей Италии. Размеры зала и вправду впечатляют: 54 метра в длину, 25 метров в ширину, и 15 метров от пола до потолка. Последний просто поражает своей пышностью, это просто какое-то безумие из резьбы, позолоты и живописных полотен. Зал так велик, что занимает во дворце все южное крыло. Впрочем, комнат – одна из которых роскошнее другой здесь так много, что ото всей этой роскоши просто… рябит в глазах.


Зал Большого совета



На этом возвышении установлен трон дожа и кресла для шести членов Малого совета. Позади них находится «Рай» — одна из самых больших картин в мире кисти Якопо Тинторетто и его сына Доменико, написанная ими в 1590 году


Оружейная палата венецианского Дворца дожей

А вот так выглядит Зал Большого совета на картине Йозефа Хейнца младшего (1678 год)


Но… ориентируясь по стрелкам-указателям вы рано или поздно обязательно попадете в Оружейную палату, состоящую из нескольких довольно больших залов. Оформлены они опять-таки в лучших венецианских традициях», то есть пышно и даже роскошно, но… самым традиционным образом, то есть – все экспонаты находятся в застекленных витринах. Поэтому доспехи рыцарей в подробностях рассмотреть здесь вообще невозможно, а что касается оружия… то его очень неудобно фотографировать через стекло. Приходилось читать, что многим посетителям делать фотоснимки служители в залах не разрешали. Лично мне столкнуться с этим не пришлось, но тем не менее, по сравнению с той же Оружейной палатой в Вене работу фотографа осуществлять здесь было крайне сложно, хотя экспонаты выставленные здесь действительно очень интересны.


Простые, но солидные кресла членов Совета десяти



И потрясающе роскошные потолки – все это интерьеры Дворца дожей!



«Из зала в зал переходя, здесь движется народ…» Вернее сказать, толпы народа!


Вот зал №1, известный как «Комната Гаттамеллата», поскольку именно в ней находятся доспехи знаменитого кондотьера Эразмо да Нарни (1370-1443), служившего Венецианской республике и носившего это необычное прозвище. Ведь что оно означает, никто толком не знает до сих пор. Дело в том, что «гатта» это «кошка», а «мелата» — «медовые соты». И вот как вы столь странное словосочетание переведете? «Медоточивая кошка»? Намек на… «хитрость», что кондотьер сей, мол, «сладко стелет, да жестко спать»? Или же это «кошка цвета меда»? Поскольку, он носил на голове шлем, украшенный фигуркой позолоченной кошки? Когда в 1437 году да Нарни стал правителем Падуи, прославленный Донателло изваял его знаменитую конную статую. Однако на ней Гаттамелата изображен с непокрытой головой, а значит и проверить это утверждение никак невозможно.


Доспехи Гаттамелата: темно-синее воронение и резьба с позолотой



Вот он этот очень странный «деревянный конь». И сразу же возникает вопрос: а где седло, и все остальное? То есть познавательная ценность таких вот «экспонатов» практически равно нулю!


Всего же в застекленной витрине этого зала находятся пять всадников в рыцарских доспехах, но только два из них сидят на «настоящих», то есть объемных лошадях вместе с седлами и всей прочей необходимой амуницией. Для трех остальных конских муляжей, видно не хватило, и находчивые итальянцы поставили вместо них плоские деревянные фигуры. Оригинально, но бедно и очень уж… провинциально. Вроде бы такой богатый музей, и такие «бедные фигуры».


Уникальный турнирный шлем для доспеха штехцойг. Только он еще больше, еще тяжелее и прочнее, нежели аналогичные шлемы из коллекции Венской оружейной палаты во дворце Ховбург. А посмотрите на его крепления к кирасе? Оно же прямое попадание снаряда выдержит, не то что копья. И становится очевидно, что богатым венецианцам еще меньше хотелось погибать на турнирах, нежели более брутальным немцам!


Продолжение следует…
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    4 октября 2019 18:13
    Спасибо ждем продолжения.
  2. +5
    4 октября 2019 18:17
    Долгожданное продолжение музейной темы.
    Не посещу - так прочитаю и посмотрю)
    1. +5
      4 октября 2019 19:39
      Посетите обязательно! Кто находит для себя цель, рано или поздно ее реализует!
      1. +1
        4 октября 2019 20:08
        Это да
        Надеюсь
      2. +2
        7 октября 2019 07:02
        hi
        Ох, много рыцарских турнирных вещей вы там не сфотографировали... laughing

  3. +3
    4 октября 2019 18:34
    Город у моря Веденец славный...
    Доспехи Гаттамелата просто вах ! Не то, что эти максимилиановские или миланские понты. Чувствуется, что для серьезных дел кроили good Такая суровая красота
    1. +3
      4 октября 2019 19:31
      Увы, Иван, доспех турнирный. Вот ниже, на деревянной лошадке - боевой.
  4. +4
    4 октября 2019 18:42
    находится вот этот… литой медный колодец
    ,,,а их там не два?
    1. +3
      4 октября 2019 19:40
      Честно говоря не скажу. Так был занят...
    2. +6
      4 октября 2019 19:43

      Да, там их два.
  5. +5
    4 октября 2019 19:04
    Медоточивая кошка»? Намек на… «хитрость», что кондотьер сей, мол, «сладко стелет, да жестко спать»? Или же это «кошка цвета меда»?
    Обе верны)
    1. +5
      4 октября 2019 19:44
      Гребень его шлема действительно украшала фигура кошки медового цвета.и на его фамильных гербах(их было 4 варианта у него) кошка присутствует.Его биограф
      Giovanni Eroli утверждает что прозвище изза того что был хитер как кошка.Но более современные исследования связывают прозвище с именем его матери.Melania Gattelli
  6. +2
    4 октября 2019 19:25
    Когда в 1437 году да Нарни стал правителем Падуи, прославленный Донателло изваял его знаменитую конную статую.

    Он не был правителем Падовы.А статую Донателло сделал уже после его смерти по заказу вдовы
  7. +8
    4 октября 2019 19:40
    Например, там оказалась чаша из рога, способная распознать яд в налитом в нее содержимом
    Популярная байка о аликорне -роге единорога, гулявшая по Европе почти до начала XVIII века и в которую свято верили все вплоть до монарших особ. Поэтому такая посуда была непременным атрибутом любого состоятельного человека.
    Среди европейских правителей рог единорога был популярен в качестве государственных подарков. В 1533 году папа Климент VII подарил королю Франции Франциску I рог в оправе из чистого золота. У Ивана Грозного был посох из цельного рога. У испанского Филиппа II таких посохов была дюжина. Габсбурги поместилаи один из рогов в скипетр, покрытый драгоценными камнями. Кристиан V из Дании заполучил трон из единороговых рогов.
    В качестве источника рогов выступал чаще всего нарвал.
    Народу победнее приходилось довольствоваться порошком из рога, а у кого не было денег и на порошок, тем вряд ли грозили отравления.
    1. +4
      4 октября 2019 19:56
      Цитата: Undecim
      , а у кого не было денег и на порошок, тем вряд ли грозили отравления.

      Если только пищевые.
      1. +2
        4 октября 2019 20:04
        Что было более чем обычным делом в те времена когда холодильников не было и нормы гигиены были более чем условными)
        1. +2
          4 октября 2019 22:47
          Что было более чем обычным делом в те времена когда холодильников не было и нормы гигиены были более чем условными)

          Особенно во время боевых действий.
          В Музее шведской армии много сцен с применением фигурок солдат и гражданского населения. Одна из сцен - женщина разделывает полусгнивший трупп лошади - дань тяготам гражданского населения во время Тридцатилетней войны!
        2. 0
          4 октября 2019 22:48
          Вода из медного колодца надо пологать стоила не дёшево и для мытья тела её вряд ли кто использовал.
          1. +2
            4 октября 2019 23:03
            Колодцев в Венеции было много.В 1322 году было построено 50.в 1424-еще 30.в 18 веке было 157 ""общественных" колодцев и тысячи частных
  8. +5
    4 октября 2019 19:44
    Не знал. Спасибо за уточнение. В книге, откуда это взято, а это путеводитель по арсеналу, написано именно так.
    1. +3
      4 октября 2019 19:57
      На самом деле великим воителем он не был.И поражения случались часто изза чего падованцы после того как Донателло сделал статую шутили что он увековечил не полководца а его коня на котором убегал из битв)
      Он прославился больше статуей в честь себя чем военными делами.Это кстати первая статуя отдельно стоящая в качестве памятника а не являющаяся частью архитектоники или фунеральным украшением.И кстати доспехи в музее только предположительно принадлежали ему но это недостоверный факт.Остались описания его реальных доспехов и его портрет в них в Фиренце.Мужиком был здоровым.Доспехи состояли из 139 деталей весили около 46 кг и 202 см роста
      1. 0
        5 октября 2019 02:06
        В таком облачении он наверное весил 200 кг, бедная лошадь, как ей было тяжко.
  9. +4
    4 октября 2019 19:45
    Цитата: Undecim
    а у кого не было денег и на порошок, тем вряд ли грозили отравления.

    Ха-ха-ха!
  10. +4
    4 октября 2019 19:53
    Да... Роскошь Дворца дожей даже на фотографиях несколько подавляет, а фотографии отличные. Вячеславу -- спасибо ! hi
  11. +4
    4 октября 2019 20:04
    И кругом мы натыкаемся на изображение льва…

    Ничего удивительного. Лев Святого Марка , представляющий евангелиста Святого Марка , изображенного в виде крылатого льва , держащего Библию , является символом города Венеции и Венецианской республики. .
    1. +2
      4 октября 2019 20:18
      Цитата: Undecim
      держащего Библию

      Это не библия и просто "книга" где написаны слова которыми якобы ангел в виде льва приветствовал Св.Марка по приезду "PAX TIBI MARCE EVANGELISTA MEVS»."
      1. +2
        4 октября 2019 21:31
        На тему книги в лапах у льва существует целая иконография, так как есть изображения и с другими надписями, и с закрытой книгой, и вообще без книги.

        И все эти тонкости имеют свое толкование и свое значение.
        Например, открытая книга означает, что в момент создания льва город было мирное время, а если была закрыта, да еще и лев с мечом, то это было во время войны. Но есть и другие толкования. Собственно и по самой книге. "Каноническая версия" - это или библия или Евангелие от Марка. Я ее и привел.
        1. +2
          4 октября 2019 21:54
          Это популярные, "попсовые" если можно так сказать,трактовки.Но не соответствуют действительности.
          Giorgio Aldrighetti, L'araldica e il leone di San Marco. Le insegne della provincia di Venezia, Marsilio, Venezia 2002
          1. +2
            4 октября 2019 22:03
            Да, Венецианская республика никогда не кодифицировала свои символы, все держалось на традиции. Будем считать, что я их поддерживаю.
  12. +2
    4 октября 2019 21:45
    Внутри дворца большой двор, откуда можно любоваться его внутренней архитектурой и многочисленными скульптурами, а затем спуститься в подземелье, где выставлен целый лес колонн, поддерживавших в прошлом галереи дворца. После удушающей венецианской жары отсюда просто не хочется уходить
    Некоторые посетители этого дворца были переполнены диаметрально противоположными чувствами и готовы были терпеть любую жару, лишь бы подальше от дворца и его подвалов, где имелась и тюрьма.
    1. +1
      4 октября 2019 21:51

      были и менее комфортные апартаменты.
      1. +2
        4 октября 2019 21:54
        ,,,где инквизиция располагалась?
        1. +1
          4 октября 2019 22:07
          Скорее Supreme Tribunal .
          1. +3
            4 октября 2019 22:17
            Процессы инквизиции был в капелле Сан Теодоро а тюрьма-в подвале Дворца Дожей где был расположен и общеуголовный суд под названием Signori di Notte al Criminal.Судьи этого трибунала во время процесса садились таким образом что бы за их спинами было окно и бьющий в глаза подсудимый свет мешал им видеть лица судей)
            1. +3
              4 октября 2019 22:24

              Обстановку тех времен тщательно сохранили.
              1. +3
                4 октября 2019 22:29
                Даже веревку).Supplizio della corda-стандартный метод дознания тогдашнего трибунала.Любопытно что среди преступлений наряду с классикой вроде убийства краж и изнасилований числились и такие "курьезы" как танцы ночью
                1. +1
                  4 октября 2019 22:44

                  ,,, три тюрьмы, Пьомби, Поцци и Карчери считались абсолютно надежными. Но все же за всю их историю один узник, совершил дерзкий, почти фантастический побег. Это был Джакомо Казанова
                  what yes
                  1. +4
                    4 октября 2019 22:58
                    Цитата: bubalik
                    Но все же за всю их историю один узник, совершил дерзкий, почти фантастический побег. Это был Джакомо Казанова

                    Слишком фантастический.И единственный источник инфы -сам Казанова.Который любил приукрашивать свои приключения)
  13. +1
    5 октября 2019 00:59
    ГМ А ВОТ еслибы победил бы император!! а не сборище бандитов европы?
  14. +1
    5 октября 2019 05:51
    Имя кондотьера, прозванного «Гаттамеллата» (льстивая кошка) получил за то, что продавал свой меч тому, кто больше платил.
    Эразмо да Нарни, возможно, и не принадлежал к числу самых выдающихся полководцев, о он был опытным военачальником, честно выполнявшим свой долг. Пробившись из самых низов, он верно служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном, то есть главнокомандующим сухопутными войсками Венецианской республики. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище Гаттамелата, что может быть переведено как Медоточивая кошка (один из вариантов перевода) .
  15. +3
    5 октября 2019 07:18
    Доброе утро Вячеслав Олегович!
    Спасибо за Дворец Дожей.
    богатым венецианцам еще меньше хотелось погибать на турнирах, нежели более брутальным немцам

    Хотел добавить - богатство Венеции создано исключительно благодаря войне: торговля,а потом ростовщичество - следствие того, что венецианский купец меч вынимал не реже, чем весы.
  16. +2
    5 октября 2019 10:03
    Цитата: Эдуард Ващенко
    венецианский купец меч вынимал не реже, чем весы.

    Как хорошо Вы сказали: кратко, образно и... исчерпывающе!
  17. 0
    6 октября 2019 09:44
    Мне кажется, доспех Гаттамеллата по стилю относится к более поздней эпохе, чем жил кондотьер. Я знаток слабый, но в 14-15 веках в ходу больше бгандины были. И шлем у доспеха типа армэ, а в эпоху кондотьера больше бацинеты носили. Хотя, еще раз повторяю, я знаток слабый
  18. +2
    7 октября 2019 07:18
    hi
    Кажется, там 2 турнирных шлема было:
  19. 0
    7 октября 2019 14:52
    Как в сказке.
  20. 0
    10 октября 2019 14:47

    Дело в том, что «гатта» это «кошка»

    Интересно, форма навершия традиционного венецианского корзинчатого меча (скъявоны) в виде стилизованной головы кошки как-то связана с этим прозвищем Эразмо да Нарни? Меч на фотографии - более поздней эпохи, но во времена Нарни скъявоны уже применялись.