«Будем нажимать и помогать – приспособятся!» Советский Союз осваивает производство танков

42

Тотальный дефицит


Практика привлечения чужих наработок для развития собственных технологических мощностей, о чем мы говорили в первой части повествования, была распространена еще в царской России.

«Будем нажимать и помогать – приспособятся!» Советский Союз осваивает производство танков

Петр Иванович Секретев




Рассмотрим пример снабжения русской армии дефицитным автотранспортом. К августу 1914 года в Российской империи имелось чуть более 700 автомобилей, задействованных для нужд военных. Русско-Балтийский вагонный завод мог в год выпускать не более 130 машин, при этом подавляющее большинство из них составляли мало востребованные армией легковые модели. В итоге несколько лет спустя пришлось обращаться за помощью к западным коллегам, автомобильная промышленность которых была на порядок совершеннее. Закупочная комиссия под руководством командира запасной автомобильной роты полковника Петра Ивановича Секретева в сентябре 1914 года отправилась в Великобританию для пополнения армии новой техникой.

Планировали закупать грузовики, легковые машины, спецтехнику, а также броневики. Примечательно, что среди особых требований русской комиссии было наличие бронированной крыши и двух пулеметов, вращающихся в разных башнях. В те времена ни во Франции, ни в Англии не могли предложить ничего подобного в готовом виде и только с Austin Motor команде Петра Секретева удалось договориться о разработке броневика необходимой конструкции. Фактически только 48 «Остинов» и соответствовали требованиям русской армии — во Франции уже пришлось закупать то, что было. А были только 40 бронированных «Рено» с открытой крышей и одним-единственным пулеметом.

Почему эта история предваряет рассказ о танкостроении советского периода? Она позволяет понять принципиальную разницу в подходах правительства Николая II и молодой советской республики. Если в первом случае основной целью было простое насыщение катастрофически отстающей армии боевой техникой, то в СССР пытались закупить технологии и образцы, достойные заимствований, а порой и откровенного копирования. И если сравнивать эффективность миссий Иннокентия Халепского (его команда отправилась закупать бронетехнику для СССР в 1929 году, о чем рассказала первая часть истории) и Петра Секретева, то окажется, что царский полковник был гораздо «успешнее» — в общей сложности в Европе закупили 1422 машины. Однако никаких попыток сократить качественное и количественное отставание от Запад в автомобильной технике в царской России не предпринималось.

Освоение в Советском Союзе приобретенной в США и Европе бронетанковой техники шло со скрипом – не хватало ни квалифицированных специалистов, ни соответствующего технологического оборудования. Отдельной проблемой стали заведомо невыполнимые задачи, которые руководство страны стравило перед заводами. С чем это было связано? Прежде всего с острой необходимостью мобилизации военного производства – большинство развитых зарубежных стран рассматривали молодую советскую республику в качестве опасного рассадника «коммунистической чумы». Также нельзя сбрасывать со счетов и особый подход руководства СССР к формированию планов работы. Сталин по этому поводу как-то писал Ворошилову:
«…по части танков и авиации промышленность не сумела еще как следует перевооружиться применительно к нашим новым заданиям. Ничего! Будем нажимать и помогать – приспособятся. Все дело в том, чтобы держать известные отрасли промышленности (главным образом военные) под постоянным контролем. Приспособятся и будут выполнять программу если не на все 100, то на 80-90%. Разве этого мало?»


Итогами такого подхода стали постоянные срывы государственного оборонного заказа, высокая доля производственного брака, а также авральный режим работы. Естественно, за невыполнение заранее недостижимых планов соответствующие структуры искали и находил виноватых со всеми вытекающими последствиями.


Т-18


В этой связи будет очень примечательной история освоения производства танка Т-18 (МС-1) на Ленинградском заводе «Большевик» в первой половине 1927 года.

Площадка для сборки модернизированного варианта французского Renault FC-1, конструкция которого отсылает нас к временам Первой мировой войны, была выбрана не случайно. На «Большевике» до этого уже делали авиамоторы и тракторы, какой-никакой опыт был. Именно здесь в специальном цехе появилось первое в СССР специализированное танковое производство, которое в дальнейшем преобразовалось в завод №174 им. К. Е. Ворошилова. Однако танковый специальный цех построили только к концу 1929 года, а до этого пришлось собирать Т-18 фактически «на коленке» — на крайне изношенном оборудовании царских времен. В 1927-1928 гг. смогли по такой обходной технологии изготовить только 23 танка, а на следующий хозяйственный год с большим опозданием добавили еще 85 машин. Такие темпы власть не устраивали, и было решено часть производства танков перенести в Пермь, на Мотовилихинский машиностроительный завод, который ранее занимался пушечным производством.


Мотовилихинский машиностроительный завод, г. Пермь. Начало 30-х годов


Но по причине «малочисленности технического персонала по танкостроению» ничего толкового из этого не вышло. Осознали это только в 1931 году, когда Реввоенсовет постановил:
«Больше танковых заказов на Мотовилиху не давать».


В ОГПУ это осознали еще раньше и принялись действовать. По делу о саботаже был арестован начальник Главного военно-промышленного управления Вадим Сергеевич Михайлов, который еще до революции имел чин генерал-майора. Вместе с ним к октябрю 1929 года под следствием оказался 91 человек, которых обвинили в основании контрреволюционной организации, направленной на срыв обороноспособности страны путем вредительства в военной промышленности. Пятерых подследственных, в том числе В. С. Михайлова, расстреляли, остальным дали различные сроки заключения. Фактически с конца 20-х годов борьба с вредительством в военной промышленности в общем и в танкостроении в частности стали неотъемлемой частью зарождения молодой отрасли. И эта тема, безусловно, требует отдельного изучения и повествования.

Из дюйма в метр


Серьезнейшей проблемой в освоении производства «творчески переосмысленных» образцов иностранной техники стал перевод дюймовой системы измерений в метрическую. Во-первых, это был длительный процесс, отнимающий в условиях постоянной гонки за количеством уйму времени. А во-вторых, даже если пересчет производился корректно, все равно оставались погрешности. Переводить дюймы в метрические единицы приходилось с округлением в большую или меньшую сторону, что, естественно, сказывалось на качестве изготовления узлов и деталей. Танкостроители при освоении производства танков серии БТ первоначально для экономии времени вообще решили не переводить чертежи в сантиметры и миллиметры. Во многом это было обусловлено серьезными проблемами, с которыми столкнулись инженеры при освоении производства первых серий Т-26. С этой машиной, в основе которой была база 6-тонного «Виккерса», вообще было много сложностей. Первые экземпляры вышли с Ленинградского завода в 1931 году, при этом правительство изначально поставило в план на год сразу полтысячи бронированных машин. Естественно, собрать такой гигантский объем было нельзя, поэтому планку снизили до 300 танков, которые также не собрали. Смежные предприятия не успевали с поставками комплектующих, и первые пятнадцать Т-26 были сварены из обычной стали – Ижорский завод не смог выдать качественную броню. Винтовочная бронебойная пуля пробивала такой танк с расстояния 200 метров. Когда в начале 1932 года с проверкой нагрянули на Ижорский завод, оказалось, что процент брака при цементации броневых листов достигает 90%! Провал случился и с оптическими приборами – в отечественной промышленности того времени просто не было технологий производства аналогов британских прицелов. Поэтому решились на установку обычных механических приборов наведения. Моторы для танков также были слабым местом производственной цепочки, что вынуждало снова закупаться у англичан. При этом стоимость первых Т-26 советского производства превышала цену закупленных в Великобритании в два раза! В итоге все 15 первых «небронированных» танков оставили в качестве учебных пособий для танковых школ, а всего до конца 1931 года удалось собрать 120 машин, из которых только 100 было допущено до войсковой эксплуатации. Львиную долю всех недостатков производства руководящий состав традиционно списывал на подрывную деятельность врагов народа и саботаж. С другой стороны, танковая промышленность в общем и Ленинградский завод имени Ворошилова в частности получали дорогие зарубежные станки в первую очередь. Часто это делалось в ущерб оснащенности гражданских предприятий.


Т-26


Но и дальнейшая история завода имени Ворошилова, где производили в том числе и легкий Т-26, не может похвастаться высоким качеством продукции. В апреле 1934 года доля брака по картеру двигателя Т-26 доходила до 60%, а поршни были дефектным в половине случаев. В начале 1937 года ни один из испытанных двигателей не смог отработать гарантийный срок (100 часов на стенде и 200 часов на танке), что даже заставило военного представителя остановить прием продукции. За пять месяцев того же года завод выдал вместо плановых 500 машин всего 17 легких танков. Примечательно, что где-то именно в этот период из документации завода стали пропадать формулировки о вредительстве как основной причине производственного брака. Однако проблемы оставались и решать их приходилось в самые сжатые сроки.

Продолжение следует…
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +30
    8 октября 2019 18:25
    Всё это так, но в это время за партами школ, школ рабочей молодёжи, разных там вечёрок, ВУЗов массово сидели мальчишки, которые через десять, пятнадцать лет удивят мир и в итоге полетят в космос! Советская власть, в общем, и Сталин, в частности, понимали что хотели, к чему идти и каким путём! Сейчас так о власти я не могу сказать, личное богатство, которое сейчас в тренде, это не тот путь для нашего народа. hi
    1. 0
      8 октября 2019 18:53
      В итоге все 15 первых «небронированных» танков оставили в качестве учебных пособий для танковых школ, а всего до конца 1931 года удалось собрать 120 машин, из которых только 100 было допущено до войсковой эксплуатации. Львиную долю всех недостатков производства руководящий состав традиционно списывал на подрывную деятельность врагов народа и саботаж
      --Дед служил мех водителем танка в Рыбницах 4 г.( отец родился в Балте) Хотел остаться на сверхсрочную.
      «Дед в декабре 36 демобилизовался из РККА , пошел работать на Марковское торфопредприятие
      , а в январе 37 , по партийному набору призвали в прокуратуру»
      --вот и причина репрессий
      1. +5
        8 октября 2019 20:20
        Цитата: антивирус
        «Дед в декабре 36 демобилизовался из РККА , пошел работать на Марковское торфопредприятие
        , а в январе 37 , по партийному набору призвали в прокуратуру»
        --вот и причина репрессий

        Какая-то сложная у Вас связь, не понятно. Вы об образовании? Кстати, прокурорские репрессиями практически не занимались.
    2. +6
      8 октября 2019 19:12
      Богатство само по себе штука хорошая. Но он должно быть заслужено. Сделал открытие, внедрил новые технологии, открыл эффективное производство, короче - сделал полезное для страны дело - за этим должно придти и богатство. Это справедливо для всех народов.
    3. +5
      9 октября 2019 01:24
      Однако из-за грубого нажимаю на местах полетели и умные головы и те кто просто не угодил местным начальникам
    4. -1
      10 октября 2019 09:25
      Тогда хоть те же мальчишки и девчонки стремились к знаниям сейчас стремление тоько к легким и быстрым деньгам
      1. 0
        10 октября 2019 09:29
        Цитата: Rey_ka
        Тогда хоть те же мальчишки и девчонки стремились к знаниям сейчас стремление тоько к легким и быстрым деньгам

        В этом виноваты мы сами, мы разрешили чужим, в частности, Западу возможность создавать и навязывать нашим детям цель жизни, да, сейчас это деньги и богатство! Если ты богат - ты успешен. С этим надо бороться всеми возможными средствами.
  2. +2
    8 октября 2019 18:53
    О, сколько нам открытий чудных
    Готовят просвещенья дух,
    И опыт, сын ошибок трудных,
    И гений, парадоксов друг... (С) Александр Сергеевич Пушкин

    Нужно всегда учиться на ошибках, своих или чужих, как уж повезёт, "обрастать" опытом и непременно доводить начатое до конца.
    Те же Т-26 неплохо повоевали в Испании, Китае, Финляндии (по обе стороны фронта). Если бы не развалившийся фронт в начале Великой Отечественной и не устаревшая тактика применения, уверен, и из него можно было выжать по максимуму.
    "Набив шишки", советское танкостроение из догоняющих перешло в законодатели мод. Возьми любые танковые рейтинги и сравнения - и в каждом будут доминировать советские машины.
    Плохо, что сейчас многие действительно передовые разработки так и не доживают до серии.
    1. +9
      8 октября 2019 19:07
      Цитата: Лексус
      Те же Т-26 неплохо повоевали в Испании, Китае, Финляндии (по обе стороны фронта).

      Испания была лебединой песнью Т-26. Уже в 1937 г. было признано, что танк нужно менять на что-то другое - среди возможных вариантов рассматривались те же чешские ЛТ.
      Цитата: Лексус
      Если бы не развалившийся фронт в начале Великой Отечественной и не устаревшая тактика применения, уверен, и из него можно было выжать по максимуму.

      Что можно выжать из танка, который пробивается всеми возможными средствами ПТО и не имеет резервов для модернизации? И так уже подняли массу с 6 до почти 12 тонн и форсировали движок до предела. И всё равно до той же "двойки" или Pz.38(t) не дотянули.
      Судьба Т-26 была решена ещё в 1940: шасси для БТР, тягачей и спецмашин.
      1. -2
        8 октября 2019 20:01
        "двойки"

        Может всё-таки до тройки? Коих сначала тоже было не много, а наиболее распространёнными были Pz. I и II.

        У румын, итальянцев и венгров, которые тоже вторглись на наши земли в начале войны было и вовсе не ахти. А у японцев и в 1945-м основным танком был "Ха-Го".
        Судьба Т-26 была решена ещё в 1940: шасси для БТР, тягачей и спецмашин.

        Тут уж немцы показали свою рачительность - вся несоответствующая требованиям техника массово переделывалась в ЗСУ, самоходки, эвакотягачи, транспортёры боеприпасов, БТР.
        И нам стоило .
        1. +1
          8 октября 2019 21:41
          Скорее всего стоило не бросать Т-26 в провальные атаки , а использовать из засад.
          1. +1
            9 октября 2019 16:01
            Цитата: Пеший
            Скорее всего стоило не бросать Т-26 в провальные атаки , а использовать из засад.

            Проблема в том, что засадная тактика требует наличия обученных экипажей, слаженных подразделений и грамотного комсостава.
            На деле танковые засады пытались применять с начала войны. Но вот результаты были не очень хорошие - вплоть до того, что "поставленный в засаду танк был сожжён незаметно подтащенной противником противотанковой пушкой". Неплохая организация засады, а? wink
        2. +4
          9 октября 2019 11:51
          Цитата: Лексус
          Может всё-таки до тройки?

          Именно до "двойки". О тех же 30-35 мм лобовой брони без перегрузки ходовой Т-26 могут только мечтать. Равно как и об установке на шасси Т-26 10.5-см гаубицы или 15-см мортиры.
          Цитата: Лексус
          У румын, итальянцев и венгров, которые тоже вторглись на наши земли в начале войны было и вовсе не ахти.

          Но мы же не будем ставить БТВ РККА и танкопром СССР на один уровень с Венгрией или Италией? wink
          Цитата: Лексус
          Тут уж немцы показали свою рачительность - вся несоответствующая требованиям техника массово переделывалась в ЗСУ, самоходки, эвакотягачи, транспортёры боеприпасов, БТР.
          И нам стоило .

          Стоило. Но негде было. Профильные заводы были заняты новой техникой и выпуск даже запчастей для старых машин прекратили. А заводы Главтрактордетали, которым передали производство запчастей, либо сорвали выпуск, либо от заключения договоров уклонились.
          То есть, даже отремонтировать будущие шасси было невозможно.
          1. 0
            9 октября 2019 12:40
            Вы прекрасно ориентируетесь в теме и излагаете очень здравые мысли. Спасибо hi
          2. 0
            9 октября 2019 14:18
            Цитата: Alexey RA
            Стоило. Но негде было. Профильные заводы были заняты новой техникой и выпуск даже запчастей для старых машин прекратили


            Тут бы вмешаться соответственным лицам. а то каждый завод хотел иметь собственное КБ и клепать только танки. Из Т-26 вышел бы прекрасный БТР. - двигатель и трансмиссия по оси. прикрыть кожухом с навесными сидушками, снять крышу (и башню естественно), борта и перед сделать как у М-113, пулемет и сверху тент. Движок бы еще довести до 150 л.с. (ну это пожелания, с той ситуации хрен бы получилось)..
            1. +2
              9 октября 2019 16:36
              Цитата: chenia
              Тут бы вмешаться соответственным лицам. а то каждый завод хотел иметь собственное КБ и клепать только танки.

              А бесполезно вмешиваться. В стране четыре завода - каждый делает свой тип танка, и все они остро нужны ГАБТУ. ЛКЗ специализируется на средних и далее тяжёлых танках. Завод №174 - танки НПП. ХПЗ - быстроходные танки и их наследник Т-34. Завод №37 - лёгкие плавающие танки.
              Причём выпускать запчасти для старых танков и одновременно производить новые невозможно - даже на ЛКЗ мощностей завода хватает либо на Т-28, либо на КВ. Поэтому, например, после запуска в производство КВ все работы по ремонту и экранированию Т-28 были прекращены - негде работать и не из чего делать.
              Цитата: chenia
              Из Т-26 вышел бы прекрасный БТР.

              Если бы был свободный завод и запчасти ля восстановления "убитых" шасси. smile Федоренко на Совещании в декабре 1940 жаловался, что техника бывших танковых бригад за 1939-1940 г.г. прошла по 500-800 км и сильно изношена.
              Кстати, он же озвучил норму расхода снарядов для боевой подготовки: 6 снарядов в год на танк!
              Цитата: chenia
              Движок бы еще довести до 150 л.с.

              И при этом поместиться в старые габариты. smile
              Родной движок уже форсирован до предела - из него ничего не выжать.
              1. 0
                9 октября 2019 17:46
                Цитата: Alexey RA
                Если бы был свободный завод и запчасти ля восстановления "убитых" шасси.


                Тут и специализированного завода и не нужно. Паровозо-вагоно строительный, судостроительный заклепочные работы, навить новые пружины и до коробки передач машиностроительный (агрегатный) цех и не нужен.
                Т.е. коробка и ходовая на таких предприятиях (цехах) не проблема.
                Агрегаты коробка с сцеплением двигатель. механизмы блокировки естественно со специализированных механических заводов.

                Цитата: Alexey RA
                Родной движок уже форсирован до предела - из него ничего не выжать.


                Из него нечего не выжать согласен-просто двигатель из другой эпохи.
                6,6 литра 2000 об/м и всего около сотни сил. -это ужасно дефорсированый двигатель уже в конце 30-х. Когда материалы хреновые, уплотнения и зазоры в "палец" то и снимается с такого литража такая мощность. А поставить шестерку двигатель там можно. кордан короче и без проблем (я же говорил, что там удобно расположенная (как раз для БТР с десантом, вот для танка это хреново) трансмиссия.
                1. +1
                  9 октября 2019 18:44
                  Цитата: chenia
                  Тут и специализированного завода и не нужно. Паровозо-вагоно строительный, судостроительный заклепочные работы, навить новые пружины и до коробки передач машиностроительный (агрегатный) цех и не нужен.

                  Нужно менять бронекорпус. То есть, резать и варить броню. А на части Т-26 - цементированная броня, с которой даже 174-й завод не брался работать.
                  Цитата: chenia
                  Агрегаты коробка с сцеплением двигатель. механизмы блокировки естественно со специализированных механических заводов.

                  А нетути их. smile КПП даже для серийных танков - аццкий дефицит.
                  А для тягача КПП нужна вообще новая - ибо ему не скорость важна, а тяга.
                  Цитата: chenia
                  А поставить шестерку двигатель там можно. кордан короче и без проблем

                  Нет движка. У СССР был критический провал с танковыми и автомобильными двигателями в диапазоне 90-250 л.с. Либо ГАЗ-11 - либо сразу В-4. А между ними - зияющая пустота.
                  Поэтому и БТР у нас "не взлетел" - мотора не было.
                  1. +1
                    9 октября 2019 21:52
                    Цитата: Alexey RA
                    Поэтому и БТР у нас "не взлетел" - мотора не было.


                    Вот умеете же вы аргументированно в душу плюнуть. bully
                    Пожалуй единственный танк (Т-26) который идеально подходил под перестройку в БТР.
                    С БТ такого не сотворишь. И коробок наклепали под 10 тыс. и уже как танк никакой, и переделка корпуса незначительная. И не использовать.

                    Я даже так скажу, Т-26 по всякому трансформировали, и даже БТР из него лепили, но так коряво, без фантазии (положили сверху ящик) что не впечатлили военных. А отсюда должного заказа не было. Да и военные сами толком не знали ,что хотели.
      2. 0
        9 октября 2019 08:40
        Разве Pz.II не пробивалась всеми средствами ПТО и имела больше резервов для модернизации?
        1. +3
          9 октября 2019 12:00
          Цитата: hohol95
          Разве Pz.II не пробивалась всеми средствами ПТО и имела больше резервов для модернизации?

          Сможет то же польское ПТР пробить "двойку" с её 35-мм во лбу? А вот Т-26 пробивался со всех проекций.
          По поводу резервов для модернизации... просто для сравнения: на "двойку" влезла 10.5-см гаубица и 15-см мортира (пехотное орудие). Судьбу триплекса СУ-5 на усиленном шасси Т-26 Вы помните - шасси орудия крупнее 3" не держало.
          1. +1
            9 октября 2019 15:25
            На острие Блицкрига
            Юрий Пашолок 16 декабря '16
            Работы над улучшением бронирования Pz.Kpfw.II начались в октябре 1939 года. Был разработан комплект дополнительных броневых листов, которые прикрывали лобовую часть корпуса, подбашенной коробки, лобового листа башни и (в некоторых случаях) бронировку орудийной маски. Дополнительные листы имели толщину 15–20 мм. Таким образом, в лобовой части толщина брони легкого танка достигла 30–35 мм.
            Первые комплекты дополнительной брони стали поступать в войска в феврале 1940 года. Поставлялись они, впрочем, довольно неспешно. К маю 1940 года дополнительную броню получило относительно небольшое количество Pz.Kpfw.II. Еще одним усовершенствованием стал прицел TZF.4 с новой шкалой, позволявшей вести огонь на дистанциях до 1200 метров.

            Значит польские ПТР wz. 35 были вполне грозным противником для легких машин Вермахта от Pz. I до Pz.38(t) Ausf.A - С (лоб - 25 мм, борта - 15 мм, башня - 25-15 мм).!
            Тактико-технические характеристики противотанкового ружья wz. 35
            ПРИЦЕЛЬНАЯ ДАЛЬНОСТЬ СТРЕЛЬБЫ, М 300
            БРОНЕПРОБИВАЕМОСТЬ ПО НОРМАЛИ, ММ:
            НА ДИСТАНЦИИ 100 М 33
            НА ДИСТАНЦИИ 300 М 15
            1. +1
              9 октября 2019 16:38
              Цитата: hohol95
              Значит польские ПТР wz. 35 были вполне грозным противником для легких машин Вермахта от Pz. I до Pz.38(t) Ausf.A - С (лоб - 25 мм, борта - 15 мм, башня - 25-15 мм).!

              Верно. И немцы смогли парировать эту угрозу, нарастив бронирование - ибо резервы для модернизации у "двойки" были.
              А вот с Т-26 такой номер уже не пройдёт - за 10 лет все резервы уже выбраны.
              1. +1
                9 октября 2019 16:55
                Вот только Т-26 имел преимущество в вооружении.
                А по поводу САУ на базе двойки - их если помнится не так уж и много соорудили. при этом удлинив ходовую и полностью переработав корпус.
                При этом Т-26 был намного старше Двойки.
                А наращивание брони ей особенно и не помогло. Борта всё равно остались в 15 мм.
                У 38-го чеха и то сильней усилили бронирование (лоб 50 мм, борта 30 мм) и добавили 4-го члена экипажа.
                1. +1
                  9 октября 2019 19:07
                  Цитата: hohol95
                  Вот только Т-26 имел преимущество в вооружении.

                  В теории. По факту для типовых целей ЛТ 20-мм на начало войны вполне хватало.
                  Цитата: hohol95
                  А наращивание брони ей особенно и не помогло. Борта всё равно остались в 15 мм.

                  Так чтобы до борта добраться - это ж нужно грамотно выстроить ПТО и заставить противника сделать ошибку. А по Т-26 можно просто в лоб лупить.
                  Цитата: hohol95
                  При этом Т-26 был намного старше Двойки.

                  О чём я и говорю - за 10 лет понятие "лёгкий танк" сильно изменилось.
                  Это я ещё не вспоминаю таких лёгких монстриков как "Валя" с его 60 мм брони по кругу. smile
                  1. +1
                    9 октября 2019 20:06
                    "Валя" в каком году был создан, как танк непосредственной поддержки пехоты? Какое по заданию было бронирование?
                    По заданию танк должен быть равноценен "Матильде 2". От сюда и 60 мм!
                    А немецким лёгким танкам повезло в плане их использования в теснейшей связке с пехотой, артиллерией и авиацией!
                    Вы в комментарии о засадах привели пример одинокого танка без пехотного прикрытия. Нет пехотного прикрытия, танк обнаружен и уничтожен скрытно приближенным противотанковым орудием.
                    При правильных подготовках танковых засад результаты были иными -
                    В 5.00 22 июня 1941 года командир танкового полка 5-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса полковник Богданов поставил задачу на проведение разведки взводу из 6 бронемашин БА-10 старшего лейтенанта Суровцева. Машины вышли из расположения части в 6.25. При подходе к местечку Л. командир взвода организовал в лесу, по обе стороны от шоссе, засаду. Машины замаскированы так, что с расстояния 200 метров их было трудно заметить.
                    В 10.00 показалось до взвода немецких мотоциклистов, которые были уничтожены огнем БА-10 с дистанции 200-300 м. Через 40 минут на дороге показался легкий танк, двигавшийся с большой скоростью. Командир одной из бронемашин первым же выстрелом из орудия поджег его. Спустя 7 минут к засаде приблизились еще два танка, которые также были уничтожены огнем БА-10. Десятью минутами позже к месту, где стояли подбитые танки и мотоциклы, подошла колонна из 15 танков и мотоциклистов. Своим внезапным огнем БА-10 вывели из строя 3 танка и большое количество мотоциклов, чем вынудили остальные немецкие машины повернуть обратно. С подходом к местечку Л. главных сил 7-й танковой дивизии 39-го танкового корпуса немцев взвод старшего лейтенанта Суровцева отошел к своим. Таким образом, в результате грамотно организованной засады 6 бронемашин БА-10 подбили и уничтожили 6 немецких танков и большое количество мотоциклов.

                    Жаль в 1941 - 1942 годах подобное случалось очень редко.
  3. +9
    8 октября 2019 18:59
    И если сравнивать эффективность миссий Иннокентия Халепского (его команда отправилась закупать бронетехнику для СССР в 1929 году, о чем рассказала первая часть истории) и Петра Секретева, то окажется, что царский полковник был гораздо «успешнее» — в общей сложности в Европе закупили 1422 машины. Однако никаких попыток сократить качественное и количественное отставание от Запад в автомобильной технике в царской России не предпринималось.

    Вообще-то, меры были приняты. Но как всегда - слишком поздно. Ибо Рябушинский получил от государства аванс на постройку автозавода (будущий АМО) и поставку машин только в 1916 году. В результате, производство автомобилей на заводе пришлось организовывать уже новой власти - до этого на заводе шла только отвёрточная сборка из итальянских машкомплектов.
    Кстати, ситуация с заводом ясно высвечивает главную проблему промышленности Империи - без госзаказа наладить более-менее крупное производство невозможно. Об этой ситуации писал ещё Кази в конце XIX века (применительно к судостроению), называя русский судопром химерой, существующей только за счёт заказов государства. Ибо нет в стране внутреннего рынка, способного "поднять" производство. До войны Лесснер попытался начать производство автомобилей для России и в России - и через пару лет свернул это дело, перейдя на производство торпед. smile
    А внешние рынки уже заняты, да и не светит на них русским ничего - ибо Запад перешёл на стандартизацию и крупные серии, и за счёт этого бьёт конкурентов низкой себестоимостью.
  4. +1
    8 октября 2019 19:30
    "никаких попыток сократить качественное и количественное отставание то Запада в автомобильной техники в царской России не предпринимались" для этого есть несколько причин:1) шла ПМВ, а во время войны трудно налаживать производство и власти решили: купим готовое, а там глядишь и война кончится.
    2) будь вместо Николая 2 , Александр 3, возможно,и предприняли бы также попытку, но не факт
    3) в начале ПМВ ещё мало кто осознавал значимость автобронетехники. Уже обобщив опыт ПМВ стали понимать, что кавалерия" погоды не сделает" и то С. М. Буденный в ту пору скептически смотрел на танки. Сталин, человек штатский, понял значение техники в будущей войне, а Буденный и , возможно, Ворошилов, предпочитали кавалерию
    1. +7
      8 октября 2019 20:33
      Цитата: vladcub
      3) в начале ПМВ ещё мало кто осознавал значимость автобронетехники. Уже обобщив опыт ПМВ стали понимать, что кавалерия" погоды не сделает" и то С. М. Буденный в ту пору скептически смотрел на танки. Сталин, человек штатский, понял значение техники в будущей войне, а Буденный и , возможно, Ворошилов, предпочитали кавалерию

      Даже в Великую Отечественную лошадка "вывозила" немалую долю перевозок. А в "супермеханизированном" Вермахте в каждой пехотной роте было два кучера и конюх... Так что не так уж и не правы они были.

      Плюс не стоит забывать, что автомобиль времён ПМВ эт отнюдь не "Урал", его преимущества над конной повозкой в те времена были весьма спорны.
      1. +2
        8 октября 2019 20:51
        Цитата: Лопатов
        А в "супермеханизированном" Вермахте в каждой пехотной роте было два кучера и конюх...


        Обратите внимание на отрывок с 1,45 мин до конца.
    2. +7
      8 октября 2019 22:07
      Насчет Буденного с Ворошиловым: это распространенное заблуждение. Буденный ратовал за механизацию РККА. Но вместе с тем и за сохранение кавалерии, как мобильного рода войск. В итоге, после начала войны, пришлось спешно комплектовать новые кавсоединения, так как незадолго до войны кавалерия подверглась основательному сокращению. Прав оказался Семен Михаилович.
  5. -1
    8 октября 2019 20:51
    "Отдельной проблемой стали заведомо невыполнимые задачи, которые руководство страны стравило перед заводами."
    О как! Сам себе придумал - сам себе написал. У автора есть опыт запуска производства? Или руководства отраслью? Или, хотя бы, сотней человек управлял? Какая удобная фразочка формулировочка - "невыполнимые" и все тут!
  6. +1
    8 октября 2019 21:16
    Ничего не было: научной и конструкторской школы, кадров, брони, двигателей, трансмиссий, орудий, радио, оптики, заводов, тактики, уставов, мест дислокации и т.д. Ничего. Как смогли к 41 году успеть сделать все? Не понимаю.
    1. +1
      8 октября 2019 21:47
      Цитата: Николай Александрович
      Ничего не было:

      Цитата: Николай Александрович
      радио

      Вот это то было. Да и много, что было. Броня, например. Не получалась, позвали дореволюционного мастера, тот свечки церковные начал в металл кидать и богу молитвы бубнить. Сразу поняли, в чем дело. Тактика? Так, например, Шапошников был выпускником императорской академии Генштаба. И он руку приложил к разработке устава РККА.
      1. 0
        9 октября 2019 19:04
        Свечки были. Не было: легирующих добавок, антифриза, каучука, фильтров воздушных, электронных компонентов, подкалиберных снарядов бронебойных. Как успели к 41-му году не понимаю.
  7. +5
    8 октября 2019 21:30
    Вот,кстати,последний абзац поразил.... belay (не "продолжение следует"...)
    Лично для меня критерием развития любого государства является технологичность его производственных мощностей. То,насколько точно мастер и его станок способны воспроизводить обычный болт, будет весомым доказательством развития страны! Что бы там не говорили,но даже банальное копирование требует определенных навыков. А для того, что бы это самое копирование воплотить в жизнь, ещё необходимо и материаловедение, сопромат...
    Помню, слышал байку о том, что Союз весьма щедро раздавал своим союзникам лицензии на производство АК-47,но только без сопутствующих данных по металлу. В итоге, китайские,чешские, румынские,польские и пр. копии не шли ни в какое сравнение с оригиналами... Вот и делайте выводы... feel
    1. 0
      8 октября 2019 21:53
      Я не сравнивал, но от знающих слышал,что китайский АК красиво сделаете Г. А чехословацкие хорошие
    2. +2
      8 октября 2019 21:56
      Копирование не такое простое занятие, как кажется. В годы Второй Мировой американцы купили лицензию на производство авиадвигателя Роллс-Ройс "Мерлин". Но воспроизвести его так и не смогли, несмотря на предоставленную им техдокументацию. Пришлось англичанам командировать в Штаты специалистов, причем не только ИТР, но и рабочих.
  8. +1
    8 октября 2019 21:48
    ну да, не понимали, будённый , ворошилов, и тов.сталин, роли бронетанковых войск, в современной войне.чуть что ,так они, и виноваты.только не надо делать, из заслуженных военачальников ,полных недоумков, они этого не заслуживают.всё они понимали ,и старались по мере сил, вооружить ркка ,новыми видами вооружений, в том числе и бронетехникой.но надо понимать, что в Р.И., царское правительство, и николашка были очень далеки от технического прогресса того времени. в Р.И. ни своей химической промышленности, ни своего шарикоподшипникового завода , не было даже в проекте, от слова совсем, а это основа всего машиностроения.так что, советской власти, всё надо было строить с нуля, и в этом автор прав. а чтоб строить, надо сперва и обучить миллионы безграмотных граждан своей страны, и советская власть, это сделала.так что ликбез, это не просто слова. за десять лет,дать стране десятки тысяч ,инженеров, механиков, и прочих специалистов, это достижение большое ,под силу только советской власти.поэтому и танки у нас потом пошли не хуже зарубежных, а в чём то и лучше.всё познаётся со временем.
    1. +1
      9 октября 2019 19:46
      Зря обижаете РИ и Николая. Вот почитайте парня https://brodaga-2.livejournal.com/404288.html
      Кратко, емко. От себя добавлю: Попов - радио, Сикорский - тяжелая авиация. Бешеное развитие ЖД и пр-ва подвижного состава, то же речной флот, телеграфная связь, телефонизация, электрическое освещение городов, образование, наука, пенсии, демократия, пресса, кино, литература, поэзия, живопись и прочее и прочее. Не обижайте Империю.
      1. -2
        10 октября 2019 05:52
        если попова, с натяжкой можно считать изобретателем радио, откинув, и генриха герца, а также томаса эдисона, который первый запатентовал передатчик ,то с сикорским перебор. а какой тяжёлой авиации вы говорите? сразу первое, а какие двигатели были у ильи муромца? я вам скажу марки- аргус немецкиеl а вот мнение известного генерала........…Знаменитые «Ильи Муромцы», на которых возлагалось столько надежд, не оправдали себя. Нужно полагать, что в будущем, значительно усовершенствованный, этот тип самолётов выработается, но в то время существенной пользы он принести не мог…
        — Брусилов А. А. «Воспоминания».........теперь пошли дальше, железные дороги , первая железная дорога была построена в англии 25-октября 1825 года, а в россии в 1837году, двенадцать лет разницы.освещение городов говорите, а каких?питербург и москва? а как быть остальным, газовыми рожками? первая мощная гэс в россии, была построена при советской власти это днепрогэс. об образовании в Р.И. лучше вообще не заикаться, 85- процентов населения безграмотные!почитайте того же, а.п. чехова,, записки сельского врача,, о том с какими болезнями,к нему обращались мужики и женщины в деревне.волосы дыбом станут, там полное отсутствие элементарной гигиены. демократия пресса и прочие прелести говорите, а ничего ,что на дворе был 20-век а в Р.И. сосуществовали сословия, и дворянское было освобождено от оплаты налогов. как такое могло быть а? так что ни чего хорошего в Р.И. не было.
  9. +3
    9 октября 2019 01:18
    Рассмотрим пример снабжения русской армии дефицитным автотранспортом. К августу 1914 года в Российской империи имелось чуть более 700 автомобилей, задействованных для нужд военных. Русско-Балтийский вагонный завод мог в год выпускать не более 130 машин, при этом подавляющее большинство из них составляли мало востребованные армией легковые модели.
    А что здесь рассматривать? Царское правительство приняло такие таможенные законы, диву даёшься. Собранный автомобиль, ввезённый из-за границы стоил намного дешевле,чем автомобиль собранный в РИ. Причина состоит в том, что комплектующие и готовые изделия облагались непомерными ввозными пошлинами. Это было на руку иностранным производителям, а не развитию автомобилестроения в РИ.