В США напомнили о «быстрейшей русской подлодке»
Однако достигнуто это было большой ценой – высокой шумностью работы внутренних механизмов, которая делала из русской субмарины легкую цель. Об этом рассуждает западный эксперт Айэн Баллантайн.
Подводный болид
- отметил отставной командир подводной лодки Королевского флота Даг Литтлджонс, при этом, учитывая обозначенный недостаток, задавшийся вопросом «А в чем был смысл?»
Баллантайн описывает революционные черты "быстрейшей русской подлодки" в своих книгах, указывая, в частности, на обтекаемый, полностью титановый, корпус субмарины, который "один советский офицер сравнивал с дорогим произведением искусства или космическим кораблем".
С его слов, ЦРУ удалось довольно быстро определить возможности новой лодки, изучив металлолом с советского судомеханического завода, который (металлолом) каким-то невероятным образом оказался на переработке в Пенсильвании, и завербовав шпионов, осматривавших верфь. При этом некоторые американские разведчики сначала скептически отнеслись к тому, что «Альфе» суждено стать серийной ударной субмариной. Однако в начале 1970-х годов ЦРУ полностью осознало реальный расклад.
- поясняет Баллантайн.
Бремя изъянов
Но у новых подлодок имелись серьезные недостатки. В качестве силовой установки использовались новые 155-мегаваттные ядерные реакторы с мощностью в 40 000 лошадиных сил, что «делало субмарины похожими на подводные гоночные автомобили».
- считает эксперт.
Для справки: ПЛ этого типа использовали реакторы с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ), которые помогали снизить давление в системе. Но при этом жидкие металлы обладают способностью проникновения в поры графита.
Кроме того, с его слов, высокая скорость «создавала много шума». В бою с более медленной, менее глубоководной американской, французской или британской подводной лодкой, «Альфа» могла быстро уйти от вражеских торпед и нырнуть настолько глубоко, что давление раздавило бы выпущенные по ней боеприпасы. Но у нее никогда не было шанса нанести ответный удар.
- указывает Баллантайн.
Служба данного типа субмарин была завершена 1996 году с выводом из состава флота седьмой АПЛ.
Информация