NI: Российская суперкавитирующая торпеда «Шквал» уникальна и сегодня

119
Одним из самых инновационных подводных вооружений, разработанных Советским Союзом, была суперкавитирующая торпеда ВА-111 «Шквал». В XXI веке продемонстрированный ею общий принцип по-прежнему остаётся актуальным для ВМС всего мира.





Традиционно для подводного оружия действует ограничение скорости, которое задаёт сама среда. «Шквал» решал эту проблему, превращая воду перед собой в пар. Двигаясь фактически по газовой среде, торпеда сталкивается с гораздо меньшим сопротивлением, что позволяет ей перемещаться со скоростью до 200 узлов. Этот процесс известен под названием суперкавитация.

Как и у любого оружия у него есть недостатки. О них решили поразмышлять на страницах NI (National Interest). Во-первых, газовый пузырь и двигатель очень шумные. Любая подводная лодка, которая запускает суперкавитирующую торпеду, немедленно выдаёт свое примерное местоположение. Другим недостатком такой торпеды является невозможность использования традиционных систем наведения. Газовый пузырь и ракетный двигатель производят достаточно шума, чтобы оглушить встроенную в торпеду систему активного и пассивного гидролокатора.



Актуальны до сих пор?


Между тем российские подводные лодки по-прежнему являются единственными на планете, оснащенными суперкавитирующими торпедами, модернизированными версиями «Шквала» с обычной, неядерной, боеголовкой. Промышленность РФ также предлагает экспортную версию «Шквал Э».

Иран утверждает, что имеет собственную суперкавитирующую торпеду, которую он называет Hoot, и которая, как предполагается, представляет собой всё тот же «Шквал». В 2004 году немецкий оборонный подрядчик Diehl-BGT объявил о создании Barracuda, торпедного демонстратора технологий, предназначенного для перемещения со скоростным потолком до 194 узлов. Однако проект так и не смог продемонстрировать ничего вменяемого.

«Шквал», шумное, но эффективное оружие, разбивает прежнюю парадигму подводной войны, отмечает издание. Торпеда с 200 узлами скорости – привлекательная возможность, поскольку военно-морское соперничество обостряется, как в Атлантическом, так и на Тихом океанах. Она актуальна и спустя десятилетия после окончания Холодной войны.

Видимо, - подытоживает статья, - мы сможем увидеть еще больше военно-морских флотов, принимающих на вооружение суперкавитирующие технологии и соответствующим образом корректирующих свою подводную тактику. Подводная война станет намного громче и смертоноснее.
119 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    8 октября 2019 17:01
    Ну да, с учетом того что шквал вроде как" научили "маневрировать как по глубине погружения , так и по смещению относительно цели, ракетоторпеда до сих пор действительно грозное оружие.
    1. -11
      8 октября 2019 17:06
      С той дальностью что она имеет - в современных условиях уже не прокатит.
      1. +6
        8 октября 2019 17:14
        Вадим237-вы ее для начала поробуйте потопить. ..
        1. +13
          8 октября 2019 18:49
          А он и пробовать не будет, хотя бы потому, что не сможет прицелиться, но если и прицелится, то не сможет обеспечить скорость перехвата:: это похоже на мораль басни Крылова "Лиса и виноград":
          "Хоть видит око,
          Да зуб неймёт!"
          У Шквала на носу пуговица, находящаяся в водной среде, и этот приёмник выдаёт точный сигнал, обработка которого даёт точный курс на цель, ибо Шквал-то цель СЛЫШИТ.
          1. -7
            8 октября 2019 20:01
            Шквал цель не слышит, это не самонаводящаяся торпеда, у нее нет ГСН.
            ГСН есть у немецкой Барракуды.
            Был еще проект суперкавитирующей торпеды HSUW у американцев, не знаю, чем закончился, там тоже ГСН была
            https://www.globalsecurity.org/military/systems/ship/systems/hsuw.htm
            1. jjj
              +13
              8 октября 2019 20:37
              Цитата: Avior
              это не самонаводящаяся торпеда

              Уже наводится. Этим, собственно, и вызван всплеск интереса к торпеде
              1. -12
                8 октября 2019 21:58
                Не наводится и не наводилась.
              2. +1
                9 октября 2019 07:57
                Ссылочку приложите
      2. +11
        8 октября 2019 19:37
        Цитата: Вадим237
        С той дальностью что она имеет - в современных условиях уже не прокатит.

        Что именно "не прокатит"? Ну услышите вы её перед смертью, вам легче на том свете станет?
        1. -4
          8 октября 2019 20:11
          Вряд ли услышит:: она же сверхзвуковая ... хотя вопрос интересный:: как измерить скорость звука, издаваемого множеством ударных волн, количественно не определяемых на интервале?
          1. +4
            8 октября 2019 22:05
            Знаете, какая скорость звука в воде?
            Сверхзвуковая в воде- это нечто... smile
          2. +2
            9 октября 2019 00:14
            200 узлов-это 370 км/час. А сверхзвук по вашему-это сколько?
            хотя вопрос интересный:: как измерить скорость звука, издаваемого множеством ударных волн, количественно не определяемых на интервале?

            Зачем вам измерять звук, судя по вашему утверждению, сверхзвуковой торпеды??
            1. +1
              9 октября 2019 06:43
              Я задаю вопрос о скорости звука в воде с научной точки зрения (для звука определённой частоты), а Вы отвечаете мне с точки зрения (ой!)дла, которому по барабану длина измеряемой звуковой волны.
              Так вот , скорость звука в воде определяется множеством условий как возникновения, так и протекания звука в среде, НЕ ИМЕЮЩЕЙ поверхностей разрыва. И только ударная волна как скорость движения поверхности разрыва, имеет величину 1425 м/сек. Проблема в том, что кавитация есть хаотическая последовательность ударных волн, при этом Вы должны знать, какой параметр Вы хотели бы измерить:: физическую или термодинамическую скорость звука. laughing
            2. +4
              9 октября 2019 08:06
              В школу, учить физику! Чем выше плотность и упругость среды, тем выше скорость звука в ней. И от частоты и амплитуды она, как правило не зависит.
              В чистой воде скорость звука составляет около 1500 м/с и зависит от глубины (давления), температуры и солености воды
              При температуре +24 °C, солёности 35 промилле и нулевой глубине скорость звука равна около 1532,3 м/c. При температуре + 4 °C, глубине 100 м и той же солёности скорость звука равна 1468,5 м/с].
            3. kig
              0
              10 октября 2019 16:52
              скорость звука в воде примерно 1500 м/сек, а в час - посчитайте сами. Много. Горазджо больше чем в воздухе. Почему? См. учебник физики.
          3. 0
            9 октября 2019 07:17
            Эйнштейны местного розлива тут же принялись минусовать:: такие "два байта об асфальт" мозги этих галактических гениев отказываются воспринимать - "вот по пивку-бы!" laughing
            1. 0
              9 октября 2019 08:11
              А что делать, если у человека, как принято сегодня толерантно выражаться, "гуманитарный склад ума"? Писать уже научился, а физику еще не знает?
              1. +3
                9 октября 2019 09:15
                Не знает - пол-беды, его можно заставить - и выучит ...
                Но ведь и учиться не хочет!
                Подумать только, на ЕГЭ в этом году 60% выбрали обществознание - такого позора в мире ещё не видывали:: Никто в России не желает быть ни учёным, ни инженером, ни конструктором, никто не желает заниматься производительным трудом, все хотят быть менеджерами и дизайнерами - столько рабочих мест офисной плесени Россия никогда не сгенерит - и пойдут менеджеры и дизайнеры с красными дипломами торговать обувью и джинсами на барахолках!!
                И это есть хорошо:: не надо будет репрессивными методами чистить общество от либер-плесени - сами будут дохнуть!!! laughing
        2. -4
          8 октября 2019 20:40
          Я говорю про то что подводной лодке нужно будет чуть ли не в плотную подойти к боевому кораблю или кораблям - а они подлодку за несколько десятков километров услышат.
          1. +5
            8 октября 2019 21:06
            Цитата: Вадим237
            Я говорю про то что подводной лодке нужно будет чуть ли не в плотную подойти к боевому кораблю или кораблям - а они подлодку за несколько десятков километров услышат.

            Не всякую и не всегда. ДЭПЛ проекта 636 «Варшавянка» АУГ янкесов не смогла засечь, даже когда лодка в Средиземном море у них, практически, внутри их ордера ходила. Не зря ведь супостаты провали её - "Черная дыра".
            1. -4
              8 октября 2019 21:57
              Не верьте в эти сказки.
              Скорости ДЭПЛ не хватит, чтобы ходить-внутри АУГ.
              Удел ДЭПЛ- засада. Ходить со скоростями АУГ они не могут.
              1. 0
                8 октября 2019 22:28
                "А что, чуть что, так сразу ДЭПЛ!"
                Вспомните, за Лирой тоже гонялись:: но так ведь и не накрыли!
                Уровень технологий как-никак повысился:: глядишь, и научим АПЛ чему-то неприличному:: вспомните, как реагировали на "Кобру Пугачёва", а сейчас - штатный элемент обязательной подготовки лётчика ... ещё и требуют, чтобы самолёты её автоматически выполняли!
                Есть прогресс! good
                1. +2
                  9 октября 2019 12:36
                  как реагировали на "Кобру Пугачёва", а сейчас - штатный элемент обязательной подготовки лётчика .

                  Ссылочку дайте, где это такое?
                  Для воздушных выступлений, да, слышал для палубных с Кузнецова в порядке повышения уровня летного мастерства, но никак не для применения...
                  У ДЭПЛ скорости не те, за АУГ гоняться
                  1. 0
                    9 октября 2019 13:41
                    С этой тематикой - к лётчикам:: они Вам всё объяснят и разъяснят, отчего это то, что ранее было высшим пилотажем, сейчас используется как противозенитный манёвр.
              2. 0
                9 октября 2019 10:57
                Цитата: Avior
                Скорости ДЭПЛ не хватит, чтобы ходить-внутри АУГ.

                Смотря на какой скорости движется сама АУГ. Она ведь не постоянно идет на максимальной скорости (при заправке, например). Бывает, что даже стоит.
                1. 0
                  9 октября 2019 12:37
                  Разве что если на стоянке, да и то еще добраться до нее ДЭПЛ нужно и обратно уйти
            2. +1
              9 октября 2019 08:12
              Факты в студию
          2. 0
            9 октября 2019 06:49
            Скорее всего не услышат, даже если эта лодка будет Лирой:: все диапазоны будут забиты диким белым шумом кавитации Шквала
    2. +11
      8 октября 2019 17:07
      Как по мне, так все, что заставляет амеров "вытряхивать из штанов" - достойно минимум уважения.
      А их бомбит не по-децки
    3. GRF
      +6
      8 октября 2019 17:20
      Цитата: Бережливый
      Ну да, с учетом того что шквал вроде как" научили "маневрировать как по глубине погружения , так и по смещению относительно цели, ракетоторпеда до сих пор действительно грозное оружие.


      а что будет, когда его научат вылетать из под воды, как вариант для корректировки курса, и повторное погружение...
      1. +1
        9 октября 2019 08:14
        Это называется ракето-торпеда. И их давно уже есть, как у нас, так и у них: Subroc, Шквал, Калибр
        1. GRF
          0
          9 октября 2019 23:16
          Цитата: Cympak
          Это называется ракето-торпеда. И их давно уже есть, как у нас, так и у них: Subroc, Шквал, Калибр

          я не стартовый вылет ракеты из под воды имею в виду (и финишное погружение), а многоразовые "выныривания" при движении к цели... (хотя скорее всего придумают иные способы корректировки курса выпущенной торпеды)
    4. 0
      8 октября 2019 17:57
      Выходит в случае с торпедой высокая скорость решает всё?
      1. +1
        8 октября 2019 19:28
        Вадим, все средства хороши в комплексе. Системы обнаружения, мощный надводный и подводный флот, отработанная тактика применения и решительность всё это использовать, когда необходимо - залог успеха. "Шквал" - не панацея, а всего лишь одно из средств. На мой взгляд его удел - решающий кинжальный удар. Конкретнее, допустим в океане встретились две противоборствующие эскадры, обменялись ударами авиации и ПКР, что вряд ли обойдётся без потерь и повреждений с обеих сторон. Начинается маневрирование, подготовка к повторному столкновению и... спасение повреждённых и тонущих кораблей. Шумовой фон представляете? В этот момент вмешиваются ПЛ. Здесь наилучший момент для применения "Шквала" с ЯБЧ. Противник не успеет разбежаться, сбить с толку отсутствующую систему наведения и перехватить подводный снаряд, приближающийся со скоростью более 300 км/ч тоже. И поражение ПЛ-носителя, если всё же состоится, уже ничего не решит.
        1. +3
          8 октября 2019 20:17
          И не факт, что в той сутолоке состоится поражение ПЛ-носителя: ведь вряд ли кто-то в этом рёве сможет определить источник супер-звука и тем более идентифицировать его с убегающей ПЛ на фоне взрыва ЯБГ - просто не до того будет.
        2. +2
          9 октября 2019 09:48
          Я понимаю одна торпеда сама по себе ничего не решает, но в решитель момент сильный шум может сыграть роль дымовой завесы, и мы и противник на какое-то время просто "оглохнем", а в это время можно совершить моневр уклонения?
          1. -2
            9 октября 2019 12:33
            Думаю, если описанное выше "дельце" удастся "провернуть", возможностей и поводов выжить будет несравненно больше)
          2. 0
            10 октября 2019 09:43
            Почему не решает?
            Именно одного Шквала достаточно, чтобы прекратить миссию АУГ и расформировать её. И потом:: мы даже не представляем себе начинку и возможности "Шквала-М" и "Шквала-М2"
            1. 0
              10 октября 2019 11:18
              Вы имеете ввиду, что "Шквал-М2" может иметь спецначинку, тогда любопытно на каком максимальном расстоянии от носителя эту начинку можно пустить в дело?
              1. 0
                10 октября 2019 13:31
                Самому интересно, но засекречено насмерть.
    5. +1
      8 октября 2019 20:03
      Шквал может после пуска выполнить один разворот на угол до 20 градусов, для формирования торпедного залпа, но это не маневрирование и тем более не самонаведение.
      1. 0
        10 октября 2019 09:45
        Не выдумывайте, Ваши данные - 30-летней давности, но работы над Шквалами и сейчас идут ... даже педовикия этого не отрицает. laughing
      2. 0
        10 октября 2019 21:13
        А на какое расстояние вообще рассчитана эта торпеда?
    6. jjj
      +5
      8 октября 2019 20:44
      Цитата: Бережливый
      ракетоторпеда

      "Шквал" назван в "Википедии" ракетоторпедой ошибочно. "Шквал" скоростная торпеда. Ракетоторпедами был "Водопад". Пуск осуществлялся с лодки через торпедный аппарат. Потом ракета выходила из воды и летела с помощью твердотопливного двигателя. После этапа полета она погружалась в воду и подходила к цели как торпеда или боевая (СБЧ) часть ставилась как подводная мина
  2. +9
    8 октября 2019 17:03
    На ВО статьи пошли....вызывают чувство дежавю.
  3. +2
    8 октября 2019 17:23
    Любое оружие имеет как недостатки так и достоинства.Идеального ,без изъянов пока не создали - вопрос на какую сторону идет перевес? А раз до сих пор актуально-значит плюсов больше ! И самый главный -это скорость!
    1. +1
      9 октября 2019 08:21
      Главный минусы:
      1.Нужно суметь попасть в маневрирующую цель
      2. Лодка выдает противнику свое местоположение на близкой дистанции, что лишает ее основного преимущества.
      "Шквал" давно пытаются продать на экспорт, но никто его не берет. Почему? Потому, наверное, что смысл в его применении есть только с ЯБЧ.
      1. 0
        10 октября 2019 08:13
        1. Ордер АУГ в походе и при выполнении акции не маневрирует (если маневрирует, то это означает, что лодка обнаружена).
        2. Если лодка выдаёт своё местоположение, то это уже лежащий на дне металлолом.
        3. А вот если лодка в засаде, или она "Чёрная дыра", тогда и начинается самое интересное::

        1. Если лодка выполняет пуск, то вся округа с радиусом как минимум 20 км заполняется белым шумом кавитации, отстроиться от которого невозможно - ВСЯ акустика прекращает функционирование на период порядка 140 сек. (пока Шквал не ткнётся носом в борт авианосца).
        2. Если за этим следует большой "Бара-бум", то это означает, что АУГ закончила своё бренное существование.
        3. Если Шквал используется как средство устрашения, то авианосец уходит на 1-2-летний ремонт (в случае, если Шквал делает сквозную пробоину с борта на борт (без БЧ, только как кинетический снаряд)), либо на 5-7 лет, если случился пожар (при попадании в склад ГСМ, либо БК).
        4. За 2,5 минут шума и последующего времени восстановления функций ГАС АПЛ может уйти (эскадре будет совсем не до неё!!).
  4. +9
    8 октября 2019 17:24
    NI: Российская суперкавитирующая торпеда «Шквал» уникальна и сегодня
    Конечно уникальна.Она была бы ещё уникальней если бы была оружием подводного небольших размеров беспилотника.Спецы и кто понимает в этом ,меня поймут."Шквал" не дальнобойное оружие.И не управляемое.И применять с ПЛ не всегда возможно.А вот как оружие подводного беспилотника.Самоё то что нужно.
    1. +3
      8 октября 2019 18:06
      Цитата: Наблюдатель2014
      Конечно уникальна.Она была бы ещё уникальней если бы была оружием подводного небольших размеров беспилотника.

      good Практически сняли с языка. Главное, подводным беспилотником можно пожертвовать, а цене он несопоставимо дешевле АПЛ.
      Для всех, плюющих на инженерную мысль советских конструкторов сорока двух летней давности, могу уточнить, что мощность 150 кт предназначена именно для неповоротливых американских плавучих аэродромов, курс которых легко просчитывается, а маневренность оставляет желать большего. Кстати, взрыв такой торпеды не требует точного попадания:
      Подрыв ядерной торпеды в радиусе 500-1500 метров от цели нанесет ощутимые повреждения кораблю противника и вызовет серьезные повреждения. Электромагнитный импульс может поразить бортовые устройства вражеского корабля. В любой ситуации после поражения ядерной торпедой вражеский корабль должен будет отправиться на ремонт.
      Ну а при прямом попадании ядерной торпеды чинить уже будет нечего.

      Но применительно к "Шквалу" стоит использовать термин - "советская разработка":
      29 ноября 1977 года противолодочный комплекс «Шквал» был принят на вооружение ВМФ СССР. Изначально несла ядерную боеголовку в 150 кт, впоследствии создан вариант с обычной боеголовкой с автономным управлением, не имеющей самонаведения.

      hi
      1. 0
        8 октября 2019 20:11
        С маневренностью авианосцнв далеко не так плохо, как кажется, глядя на их размеры

        Да и курс их просчитать проблема будет серьезная...
        1. bar
          +7
          8 октября 2019 20:45
          Ничего особенного. В ролике не столько авианосец маневрирует, сколько вертолёт с камерой вокруг него летает. И да, крен у него приличный. Если на палубе будут самолёты, готовые к старту, маневрировать у него не получится.
          1. +2
            8 октября 2019 20:58
            Там есть кильватерный след, по которому можно оценить радиус циркуляции. С 40 секунды. Это на полном ходу
            Весьма маневренный корабль для своих размеров
            1. bar
              +6
              8 октября 2019 21:02
              Для своих размеров - да. Но уклонение от торпед таким маневром бестолковое занятие.
              Кстати, если внимательно посмотреть на тот самый кильватерный след, видно, что между очередными циркуляциями есть приличные участи прямого следа. Походу, из-за большого момента инерции, чтоб эта махина начала маневр после поворота штурвала, проходит приличное время.
              1. -2
                8 октября 2019 21:08
                От несамонаводящейся- вполне реально
                1. bar
                  +3
                  8 октября 2019 21:15
                  Ну что мы тут будем спорить. Практика - лучший критерий истины. Поживём, посмотрим. Но я не верю, что в случае торпедной атаки эта махина вдруг всё бросит, прекратит взлёты/посадки, успеет закрепить самолёты на палубе и начнёт маневрировать, распугиваю соседей по АУГ.
                  1. -3
                    8 октября 2019 21:36
                    Авианосец в случае торпедньй атаки конечно будет маневрировать, не обращая внимания на возможное падение самолетов с палубы.
                    Это очевидно.
                    Добавлю, что вероятность атаки во время взлета- посадки не очень велика
                    1. bar
                      +3
                      8 октября 2019 21:40
                      Авианосец в случае торпедньй атаки конечно будет маневрировать

                      Если успеет начать это делать за те 1-2 минуты "подлётного" времени шквала. Мне думается, чтоб эта махина только начала маневрировать, времени нужно сильно побольше.
                      1. -5
                        8 октября 2019 21:49
                        Руль переложить- дело пяти секунд.
                        Думаю, уклонение от торпедной атаки там отрабатывают на ученичх, и неоднократно
                      2. +2
                        9 октября 2019 03:45
                        Цитата: Avior
                        Руль переложить- дело пяти секунд.

                        На какой угол? Я моряк, если мне не изменяет память, то перекладка руля "с борта на борт" (с 35 градусов одного борта до 30 градусов противоположного) должна занимать...не более 27,5 секунды. Это чисто изменение угла положения руля. Само же изменение курса займёт несоизмеримо большее время, учитывая инерционные характеристики такой цели, как авианосец. К сожалению, я не помню уже все маневренные элементы одного из контейнеровозов, на которых мне приходилось работать, но при его водоизмещении около 100 000 тонн и скорости 25 узлов, тактический диаметр циркуляции был около 6 кабельтовых, и времени на этот манёвр требовалось...не помню уже точно...3-4 минуты, в зависимости от состояния моря.
                        P.S. Я тоже не разделяю восторгов по поводу этой торпеды. По-мне, так это оружие самоубийц: лодка, применившая его, однозначно выдаст своё местоположение кораблям АУГ, а учитывая число кораблей в походном ордере, на неё сразу же будут взяты несколько пеленгов, что приведёт к гарантированному определению позиции стреляющего. То есть, "героев" ребятам, скорее всего, присвоят, но это уже будут "герои посмертно". Считаю своим долгом напомнить всем уважаемым читателям: мировая история уже знает подобные примеры, это японские лётчики ("камикадзе") и моряки ("Кайтен"), с той лишь разницей, что у японцев лётчиков и самолётов было много. До определённого исторического момента.
                      3. -1
                        9 октября 2019 05:55
                        То есть из прямого положения не более 13 секунд. Но не более- лукавая категория.
                        Это от нуля до 13.
                        Опять же- гражданских судов или кораблей? Наверняка ведь есть разница.
                        Это не единственное видео в сети, на котором авианосец поворачивает с малым радиусом циркуляции, насколько я понимаю, на ходовых испытаниях после ремонта. По виду на расстоянии два корпуса, то есть 700 метров , он круто меняет курс.
                        Это во первых. Во вторых, если при этом еще и изменит скорость, то попасть в движущийся корабль с 10 км просто нереально. Торпеда очень быстрая, но шумная и пуск ее сразу обнаружат и начнут принимать меры.
                        Что касается камикадзе- даже у японцев это были одиночки, а не экипажи больших кораблей.
                        Да и вероятность выхода в атаку прямо из-под корабля эскорта близка к нулю- обнаружат намного быстрее, как вы понимаете.
                        Вероятно, удобно стрелять такой торпедой по транспорту или не имеющему хода военному кораблю, не имеющим эскорта.
                        Но против имеющего ход боевого корабля , обладающего гораздо лучшей маневренностью, чем транспортный или гражданский, вероятность попадания очень невысокая.
                        А вот шанс демаскировки лодки с последующим поражением- наоборот, очень высокий.
                        Специфическая торпеда со своей нишей применения, из которой некоторые пытаются сочинить универсальную вундерваффе.
                        hi
                      4. +5
                        9 октября 2019 06:32
                        Но не более- лукавая категория.

                        Нет. Это ограничение: "Меньше можно, больше - нет".
                        Опять же- гражданских судов или кораблей? Наверняка ведь есть разница.

                        Не могу сказать наверняка. С одной стороны контейнеровоз, водоизмещением около 100 000 т, - в румпельном отделении 3 рулевые машины (постоянно в работе только 2, третья - в "stand by", и время перекладки руля, и диаметр циркуляции близки к тем, что я назвал; с другой стороны - авианосец, при близком водоизмещении, имеет не известные мне маневренные элементы...Сказать наверняка сможет только тот, кому они известны.
                        Всё остальное опустим, как домыслы. Предположения можно подтвердить или опровергнуть расчётами, вот только вопрос - на хрена? Зачем "заморачиваться"? Те, кому надо, уже давно всё рассчитали; составили инструкции и наставления; выпустили ещё одну секретную книжку к "Правилам минной службы", не помню уже, какой серии...Хорошо! Чисто ради "спортивного интереса" можно засесть за расчёты с микрокалькулятором в руках и с маневренным планшетом за столом; и вспомнив школьную тригонометрию как-то рассчитать и что-то для себя уяснить, но суть дела это не изменит. А дело в том, что воевать (возможно), придётся тем, что дадут. И на том, что есть...хотим мы того, или нет. У меня ВУС минно-торпедная, я на этот счёт вообще никаких иллюзий не испытываю - войну на море мы уже проиграли, нравится это кому-то, или нет...
                      5. -1
                        9 октября 2019 06:45
                        Я и написал о том, что до 13- это от 0 до 13, и подозреваю, что маневренность боевых кораблей по определению лучше чем гражданских при одинаковом водоизмещении.
                        Воюют, конечно, тем что есть, но эта торпеда ведь не единственная у флота, и при том применении, которое ей хотят приписать, это самоубийственно для лодки- выйти на малые глубины- пуск не более чем с 30 метров - прямо возле эсминца эскорта, и еще вопрос, насколько надежно стрелять ей по данным гидроакустиков, не придется ли всплывать под перископ под бортом эсминца.
                        И главное -зачем все это?
                        На флоте на то и держат ПКР и самонаводящиеся торпеды, чтобы подводникам не пришлось акты самоубийства совершать, и можно было атаковать с больших дистанций.
                      6. +1
                        9 октября 2019 07:33
                        На флоте на то и держат ПКР и самонаводящиеся торпеды, чтобы подводникам не пришлось акты самоубийства совершать, и можно было атаковать с больших дистанций.
                        Всё верно.
                        вопрос, насколько надежно стрелять ей по данным гидроакустиков, не придется ли всплывать под перископ под бортом эсминца.

                        Дело в том, что лодка может выполнить торпедную атаку и в режиме шумопеленгования, для этого ей не надо будет задействовать ГАС в режиме излучения или поднимать выдвижные устройства - перископ и локатор. И то, и другое в военное время будет равносильно самоубийству для неё. Ей достаточно будет слушать характерные шумы, "зацепившись" за которые БИУС поможет классифицировать контакт и БИП выполнит необходимые расчеты точно так же, как и для обычной торпедной атаки (Дополнение: в случае "Шквала" в расчётах будет отсутствовать такая величина, как "Расстояние включения аппаратуры самонаведения). Проблема в том, что расчеты эти строятся на той гипотезе, что цель не изменит параметров своего движения, либо изменит оные по известному нам алгоритму. Положение усугубляется тем, что "Шквал" слепой и глухой, даром, что быстрый...Таким образом, стрельба "в слепую" с безопасного расстояния им возможна, но гарантии поражения цели при этом нет. Как в том анекдоте про украинца и сало: "Съесть-то он съест, да только кто ж ему даст...". Более точно вам на ваш вопрос ответит офицер-подводник из БЧ-3 или командир ПЛ, которой по штату положено было иметь такое оружие. А я только противолодчник, при том бывший.
                      7. 0
                        9 октября 2019 07:44
                        Я не уверен, что в режиме шумопеленгования возможно определить пеленг на движующуюся цель с такой точностью, чтобы стрелять не самонаводящейся торпедой.
                        Тем более , что в таком режиме сложно определить точно дальность, а это значит, что применять Шквал с больших дистанций будет затруднительно, дальность у неё весьма ограниченная, и ошибка в пару километров недопустима.
                        Стрелять без уверенности поражения цели Шквалом тоже спорно, пуск торпеды выдаст положение лодки тут же.
                      8. 0
                        10 октября 2019 08:38
                        Ну сколько можно говорить, что в момент пуска Шквала экраны всех включённых ГАС засвечиваются белым шумом без малейшей возможности взять пеленг на ПЛ?
                      9. 0
                        10 октября 2019 08:27
                        А нам и не надо воевать на море:: вполне достаточно того, что ни одна американская АУГ или КУГ не осмелится подойти к нашему побережью на расстояние, меньшее 1 - 1,5 тыс. км (боевой радиус авиации носителя). Что касается мелких и отдельно движущихся НАТОвских посудин, то им передвигаться только ночью, в СВОИХ прибрежных водах, в полупогружном состоянии, соблюдая режим радиомолчания и только на вёслах, используя ветошь как элемент маскировки.. laughing
                        Хорошо разъяснили, спасибо.
                      10. +1
                        9 октября 2019 07:02
                        Во вторых, если при этом еще и изменит скорость, то попасть в движущийся корабль с 10 км просто нереально.

                        На циркуляции скорость всегда падает. Выбор манёвра уклонения от торпеды будет зависеть от того, на каком курсовом угле и дистанции она обнаружена: в зависимости от комбинации этих факторов будет использоваться тот или иной способ. Единственно, отпадает такой способ уклонения, как приведение на кормовые курсовые углы и самый полный ход, - "Шквал" в этом случае всё равно окажется быстрее. Эффективным вариантом будет отвернуть от своего курса на +/- 45 град и дать самый полный: "Шквал" торпеда прямоидущая и будет шанс, что так он пройдёт мимо. А радиус реагирования его неконтактного взрывателя, не помню, уже сколько...10 метров, по-моему...Так что, вы правы: попасть "Шквалом" даже в такую цель, как авианосец, крайне сложно и самоубийственно для самой лодки.
                      11. +1
                        10 октября 2019 04:55
                        Что то народ упустил еще одну возможность, рассуждая только об одиночном пуске торпеды laughing ... а выстрел "веером" нескольких торпед обсуждать не будем? wassat
                      12. +1
                        9 октября 2019 04:02
                        Цитата: Avior
                        Думаю, уклонение от торпедной атаки там отрабатывают на ученичх, и неоднократно

                        Именно так. И у нас, и у "них". У нас: маневрирование, с целью приведения торпеды в сектор стрельбы РБУ-6000 или РБУ-1000 (У кого они есть. У кого нет, тому не повезло). Залп, приведение торпеды на кормовые курсовые углы, самый полный ход вперёд. Увеличение оборотов до максимальных, маневрирование с целью приведения на кормовые курсовые углы происходят одновременно. Даже задача такая есть в "Курсе подготовки корабля", не помню, какая уже там это "К-...", и по выходу / входу из / в базы все РБУ готовы к противоторпедной защите.
                        Как обстоят дела "у них", точно не знаю. Но возле Норфолка и на подходах к Лос-Анджелесу часто видел активно маневрирующие корабли, от эсминца до авианосца, включительно. Не исключено, что что-то такое там и отрабатывали...Просто потому, что боевая подготовка, включая уклонение от атакующей торпеды (торпед) проводится на всех уважающих себя флотах в мире.
                  2. Комментарий был удален.
          2. +5
            8 октября 2019 22:08
            Цитата: bar
            В ролике не столько авианосец маневрирует,

            "Джон, долго ещё мы будем вилять как маркитантская лодка?!"
            Р.Л.Стивенсон, "Остров Сокровищ"
        2. -2
          9 октября 2019 04:13
          Цитата: Avior
          С маневренностью авианосцев далеко не так плохо, как кажется, глядя на их размеры

          Анекдот про "пичикатто" напомнить? Так вот, когда он именно так "лавирует", позволительно заметить, что это он так "выёживается". А в походном строю ордер движется вот так:

          Напомнить про радиус поражения или просчитаете по кильватерному следу?
          1. 0
            9 октября 2019 05:59
            Когда услышит торпеду, то завертится. А услышит сразу. А в мирное время зачем вилять?
            Опять же, курсовой угол совсем не обязательно 90 градусов будет, особенно если АУГ идет зигзагом.
            А насчет радуса поражения- нет там такой боевой части.
  5. -2
    8 октября 2019 17:25
    Скоростная ракето-торпеда «Шквал» - дешевая погремушка по сравнению с «советской толстой торпедой» 65-76. Слава «Шквала» незаслуженна – торпеда совершенно бесполезна в качестве оружия, а её боевая ценность стремится к круглому нулю.




    В отличие от 65-76, бьющего на 50 и более километров, дальность стрельбы «Шквала» не превышает 7 км (новая модификация – 13 км). Мало, очень мало. В современном морском бою выход на такую дистанцию - исключительно сложная и рискованная задача. Боевая часть ракетоторпеды легче почти в 3 раза. Но главная «загвоздка» во всей этой истории - «Шквал», ввиду своей высокой скорости, является неуправляемым оружием, и вероятность его попадания даже в слабоманеврирующую цель близка к 0%, особенно учитывая, что атака «Шквала» лишена всякой скрытности. Идущую на боевом курсе подводную ракету легко засечь – и как бы ни был быстр «Шквал», за то время, пока он преодолеет 10 км, корабль успеет изменить курс и отойти на солидном расстояние от расчетной точки прицеливания. Нетрудно представить, что будет в этом случае с выпустившей «Шквал» подлодкой – отчетливый след ракето-торпеды ясно укажет на местоположение субмарины.
    1. 0
      8 октября 2019 17:29
      Торпеда "Кит" -№65-76. была снята по подсказке НАТО-Пенагоновских советников,из=-за аварии "Курска".
      "Кита" янки боялись,как огня,а "Шквал"......... на нехорошую букву.
    2. -1
      8 октября 2019 17:33
      беспилотник с подвешенной торпедой , подвести на полмили-милю и выстрелить, и забыть. Хрен от нее на такой дистанции уклонишься. второй вариант пройти и оставить в подвешенном состоянии у конвоя включив самонаведение в позиции и отсрочку пуска. Современные ДЭПЛ лодки вполне могут пройти между кораблями конвоя авианосца оставив им вот такой подарочек висящий в толще воды как отсроченный будильник..с тягой ракеты. и пистолетный выстрел в упор.
      1. 0
        8 октября 2019 17:37
        Нужен хороший беспилотник. Вес "Шквала" -2700 кг. Где найти беспилотник на такую выстреливаемую массу.
        1. +1
          8 октября 2019 17:55
          мини подлодка посейдончик, который так до сих пор и не вышел в моря. вот пусть он и таскает
        2. bar
          0
          8 октября 2019 20:55
          Вы забыли про С-70 "Охотник". По разным слухам его боевая нагрузка как раз от 2,8 до 8,0 тонн.
          Чем не носитель на пару с Су-57
    3. +1
      8 октября 2019 20:24
      Цитата: Оля Цако
      Идущую на боевом курсе подводную ракету легко засечь – и как бы ни был быстр «Шквал», за то время, пока он преодолеет 10 км, корабль успеет изменить курс и отойти на солидном расстояние от расчетной точки прицеливания[/b].

      Технические характеристики
      [b]Тактико-технические показатели ракеты-торпеды Шквал:


      Калибр — 533,4 мм;
      Длина — 8 метров;
      Масса — 2700 кг;
      Мощность ядерной боеголовки — 150 кт тротила;
      Масса обычного боезаряда — 210 кг;
      Скорость — 375 км/ч;
      Радиус действия — у старой торпеды около 7 километров / у модернизированной до 13 км.
      Отличия (особенности) ТТХ Шквал-Э:

      Длина — 8,2 м;
      Дальность хода — до 10 километров;
      Глубина хода — 6 метров;
      Боезаряд — только фугасный;
      Вид старта — надводный либо подводный;
      Глубина подводного старта — до 30 метров.
      https://militaryarms.ru/boepripasy/torpedy/reaktivnaya-torpeda-shkval/
      Произведите простой математический расчет: Время за которое торпеда поразит цель на дальности 10 км со скоростью хода 375км/ч. Какое там солидное расстояние от расчетной точки прицеливания??? laughing
      Главнейший минус Шквала, это дальность действия и шумность , зашкаливающая цена изделия.
      В настоящее время в ВМФ не используется.
      ПыСы. Ведутся работы по ШКВАЛ М2, инфо засекречена. hi
    4. +2
      8 октября 2019 21:17
      И куда он успеет уйти за 3 минуты, которые нужны "Шквалу", чтобы пройти эти 10 км.? Макс. на 1,5 мили, т.е. все равно останется в зоне поражения при использовании ЯБЧ.
      1. 0
        8 октября 2019 21:46
        Проблема будет просто стрельнуть такой торпедой с 10 км, это придется делать непосредственно возле эсминца эскорта, лодку утопят через минуту, такое не пропустят никак.
        А реально раньше- вблизи эсминец лодку обнаружит без вариантов
    5. bar
      -1
      8 октября 2019 21:21
      за то время, пока он преодолеет 10 км, корабль успеет изменить курс и отойти на солидном расстояние от расчетной точки прицеливания.

      Я бы не был так уверен. Ну на какое такое большое расстояние сможет уйти корабль за 1-2 минуты? Это же не спортивный болид. Ему и для изменения скорости, и направления требуется приличное время, даже если экипаж вовремя обнаружит пуск торпеды.
      1. -1
        8 октября 2019 21:41
        Достаточно на 300 метров уйти.
        Скорость авианлсца на полном ходу- около 1 км в минуту.
        Реально же нужно просто сбросить ход и выполнить циркуляцию.
        1. +1
          9 октября 2019 07:37
          300 метров не спасет от ядерного взрыва))))))
          1. -2
            9 октября 2019 08:27
            Которому там взяться неоткуда
            1. 0
              9 октября 2019 12:34
              шквал именно для ЯО сделана
        2. bar
          0
          10 октября 2019 08:54
          Можно много чего сделать. Но проблема в том, что при своей массе, габаритах и инерции авианосец ничего не сможет сделать _быстро_. Ни разогнаться до полного хода, ни сбросить ход, ни начать циркуляцию.
      2. 0
        10 октября 2019 08:51
        Экипаж НЕ МОЖЕТ обнаружить пуск, экраны ГАС всего ордера будут засвечены кавитационной помехой ...
  6. -3
    8 октября 2019 17:30
    «Шквал». В XXI веке продемонстрированный ею общий принцип по-прежнему остаётся актуальным для ВМС всего мира.
    Наши оружейные специалисты вообще красавцы, если что-то делают, то делают на века.
  7. +6
    8 октября 2019 18:06
    NI: Российская суперкавитирующая торпеда «Шквал» уникальна и сегодня
    Раз мы сегодня существуем, то наше оружие самое-самое в мире. feel Однозначно.
  8. 0
    8 октября 2019 18:38
    Более 6км в минуту, рассказывайте дальше про её лёгкое обнаружение, при том что пакет есть только у нас, а их противоторпеды кривые. Вполне логичным продолжением может стать вторая ступень шквала, как то - тихая доставка до точки и наведение, либо наоборот доставка в квадрат шквалом и выход какого-нибудь типа физика.
    1. +1
      10 октября 2019 09:04
      И так можно сделать, но зачем усложнять?
      Ведь мы совершенно не представляем себе ТТХ изделий Шквал-М (самонаводящийся) и Шквал-М2 (про который вообще никто ничего не знает) - а если нам к НГ ещё одну мультяшку покажут?
      Я не думаю, что нашим врагам будет до хиханек на базе имеющегося опыта ...
  9. +1
    8 октября 2019 18:59
    Одним из самых инновационных подводных вооружений, разработанных Советским Союзом,

    Уже почти 30 лет ,как СССР не существует ,а мы все пользуемся фундаментом заложенных еще в начале его создания ..Борьба с безграмотностью , Электофикация всей страны ..АВИХСИМ и прочее.. Комсомольские стройки ,стахановское движение..И многое другое ,тогда все было на Романтике построено и энтузиазме творчества и главное СОЗИДАНИЯ!!! ...
    Сейчас таких презирают ,типо не умели деньги зарабатывать и пиариться Эх молодежь хе хе ..
    Мы вымираем ,а что вы сделали и создали для Страны ?
  10. 0
    8 октября 2019 19:56
    Суперкавитация - это совсем не то, что здесь происходит. Этот процесс относится к гребным винтам. Хотя согласен, звучит красиво, ввернуть в статью круто!
    1. +2
      8 октября 2019 20:51
      Согласен, коллега, насколько помню применимый к "Шквалу" эффект - не суперкавитация, а газовая каверна... О суперкавитации, вернее о суперкавитирующих винтах писали при оценке ходовых качеств наших МРК на глубокопогруженных подводных крыльях ("Кунахович", "Антарес" и т.п.), также подобные движители - тянуще-толкающие винтовые колонки, на "Боре" и "Самуме"
      1. 0
        8 октября 2019 22:27
        Ну да. Как человек, сдававший экзамен по ТУС, могу про кавитацию рассказать, но не буду грузить, ибо оффтоп. Кому надо - найдёт, хотя бы в Википедии.
    2. +1
      8 октября 2019 21:54
      На глобал секрьюрити амналогичная американская торпеда называется
      High-Speed (Supercavitating) Undersea Weapon
      Немецкая Барракуда - superkavitierender Unterwasserlaufkörper
    3. 0
      10 октября 2019 09:17
      По физике протекания эти процессы очень похожи:: и там, и здесь идёт образование кавитационных пузырьков с их последующим схлопыванием и выделением значительной энергии в микрообъёме схлопывающегося пузырька: звук фиксируется, а разрушение винта и нарушение элегантной формы поверхности - уже только осмотром калеки.
      Но Вы правы, образование кавитационных полостей больших размеров - это да, результат миллисекундных процессов в отличие от микросекундных процессов больших скоростей.
  11. -2
    8 октября 2019 20:42
    Если учесть что Шквал это чисто оборонительнон оружие подводных лодок от ПЛ противника то дальности в 6 а тем более 13 км ее хватает. По сути первая серийная противоторпеда. Отбивать залп и создавать массу помех для собственной маскировка и ухода.
    1. +2
      8 октября 2019 21:41
      Шквал не может служить для обороны от ПЛ, он несамонаводящийся и действует только на малых глубинах.
      1. -2
        8 октября 2019 21:49
        Ему не надо самонаводится. И не надо попадать. После атаки со стороны лодки противника нужно просто выстрелить в её сторону и начинать маневрировать чтоб запутать противника. Самое главное назначение Шквала это сбить наведение телеуправляемых торпед противника. А в идеале и уничтожить их. А глубина. Подумайте чем очень важным может заниматся лодка идущая на глубине 30 метров.
        1. -1
          8 октября 2019 22:10
          А какой смысл от этого выстрела?
          1. -1
            8 октября 2019 22:17
            200 килотон на маршруте торпед противника? Думаю после такого феерверка и торпеды будут нейтрализованны и лодка агрессор на некоторое время потеряет контакт с целью.
            1. 0
              8 октября 2019 23:03
              С чего вы взяли, что нам ядерная боевая часть?
              Давно убрали.
              Она просто для лодки опасна
              1. +1
                9 октября 2019 00:00
                Так в том то и дело что шквал шёл только со спец БЧ. Всё иное это экспортный вариант и поздние инсинуации после рассекречивания в конце 90х годов. Именно тогда Шквал перестал существовать кпк боевая еденица. К сожалению. С обычной БЧ он безсмысленень. К сожалению почти единовременно Россия лишилась двух лучших своих боеприпасов. Кит из за Курска и Шквал из за рассекречивания.
                1. 0
                  10 октября 2019 09:25
                  Не расстраивайтесь:: ведь ещё никто не знает, что скрывается за индексами изделий "Шквал-М1" и "Шквал-М2" - как знать, может быть, кого-то-нибудь и наизнанку вывернет ... laughing
                  1. 0
                    10 октября 2019 12:17
                    Надежда есть. Вобще хорошо что Россия плотно занялась торпедным оружием.
  12. +1
    8 октября 2019 21:36
    К АУГ на дальность 13 км не подойти. Разьве что работать Шквалом по гражданским конвоям на коммуникациях со слабой охраной специальной бч? После подрыва спец. бч ордеру охраны будет уже не до ПЛ. А 13 км он пролетит за 2 минуты. Время реагирования охранения явно больше. Все может получиться по тихоходной цели.
    1. -1
      8 октября 2019 22:07
      Даже со слабой охраной подойти к конвою на 10 км нереально.
      А с чего вы взяли, чтотамядерная боевпя часть?
      1. 0
        9 октября 2019 18:37
        Так писали...
  13. 0
    8 октября 2019 22:10
    Я, конечно, не спец и поэтому интересует следующее - а что будет с носителем Шквала, если будет применена спецбч на расстоянии 7-13 км от него? Выдержит ли корпус пл такой импульс в плотной среде?
  14. 0
    8 октября 2019 23:02
    Шквал штука хорошая. Если не в качестве самостоятельной торпеды то в качестве буксира для настоящей тихой торпеды с ГСН и прочим. Скорость это важно.
    1. 0
      9 октября 2019 00:05
      Шквал в новом исполнении может быть неплохим Боевым Блоком Посейдона. Глубину только добавить раз в двадцать.
      1. 0
        9 октября 2019 07:56
        А как обеспечить существование кавитационного пузыря на большой глубине под большим давлением?
  15. 0
    9 октября 2019 04:45
    изза испытаний шквала перед продажей китайцам п.ин.досы и потопили Курск...
    1. 0
      9 октября 2019 07:54
      Цитата: Bator
      изза испытаний шквала перед продажей китайцам п.ин.досы и потопили Курск...

      И как это должно было повлиять?
  16. 0
    9 октября 2019 08:16
    Цитата: hydrox
    И не факт, что в той сутолоке состоится поражение ПЛ-носителя: ведь вряд ли кто-то в этом рёве сможет определить источник супер-звука и тем более идентифицировать его с убегающей ПЛ на фоне взрыва ЯБГ - просто не до того будет.

    Это вы, как акустик со стажем, говорите? Или как человек, который не знает теорию акустических волн в школе не проходил?
  17. 0
    10 октября 2019 15:08
    принцип заложенный в движении торпелы Шквал может быть как регулируемым так и не управляемым. Во втором случает если используются химические процессы .Первый метод- управляемый был предложен еще Шаубергером .Удивительно наблюдать непонимание того ,что предлагал ученый много лет назад. Еще более просто все выглядит если заменить принцип винта на новый движитель.