В Китае презентовали новый учебно-боевой самолёт L-15B

68
Китай презентовал новый легкий боевой (учебно-боевой) самолет L-15B, представляющего собой модифицированный вариант учебно-боевого самолета L-15 (JL-10). Показ и полеты самолета прошли 2 ноября на летной конференции китайской авиапромышленной группы Hongdu Aircraft Industry Group (HAIG), которая проходит в Наньчане.

В Китае презентовали новый учебно-боевой самолёт L-15B




Китайская авиапромышленная группа HAIG показала новый легкий боевой самолет L-15B, разработанный на базе производимого HAIG учебно-боевого самолета L-15 (JL-10). В свою очередь самолет L-15 (или L-15A) создан с помощью российского ОКБ им. А.С. Яковлева и украинского предприятия "Прогресс" им. А.Г. Ивченко. В рамках такой кооперации российские специалисты помогли китайским коллегам с разработкой планера и бортовых систем, а задача украинского предприятия состояла в производстве и поставке требуемых турбореактивных двигателей.



Как сообщается, двухместный самолет L-15B предназначен для использования в качестве легкого истребителя-штурмовика и переходного учебно-боевого самолета. Выкатка опытного образца самолета состоялась 3 мая 2017 года в одном из цехов авиастроительного завода в г. Наньчань.

Являясь дальнейшим развитием китайского самолета JL-10 (L-15) и российского Як-130, новый L-15B сохраняет планер схожей конструкции. В то же время вместо бесфорсажных двигателей АИ-222-25, разработанных запорожским КБ "Ивченко-Прогресс", на нем установлены двигатели АИ-222-25Ф с форсажной камерой, производимые на украинском "Мотор-Сич". Как утверждается, при помощи двух двигателей с тягой на форсаже по 420 кгс самолет L-15B способен развивать скорость до 1480 км/ч.

Новый самолет имеет 11 точек подвески для вооружения. Конструкторам HAIG удалось разместить под крылом и фюзеляжем самолета 9 пилонов для установки вооружения, еще две точки подвески имеются на законцовках крыла. На самолете установлен комплекс управления вооружением, в том числе управляемым. Центральный подфюзеляжный пилон также сможет использоваться для установки подвесного контейнера с автоматической пушкой.

На L-15B установлена РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой. Тип и характеристики установленной РЛС пока не назывались.

Предполагается, что к данному самолету проявят интерес небогатые страны, нуждающиеся в недорогих реактивных легких штурмовиках, а также возможно принятие L-15B на вооружение ВВС НОАК в качестве учебно-боевого самолета. Ранее интерес к самолету проявляли Пакистан, Уругвай и Украина. Данных о заключении контрактов на поставку нет.

68 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    3 ноября 2019 10:10
    В Китае презентовали новый учебно-боевой самолёт L-15B
    laughing Кого-то он мне явно напоминает recourse bully
    1. +13
      3 ноября 2019 10:16
      да, презентованный китайцами новый самолет явно из серии - "зачем Володька усы сбрил"
      1. +4
        3 ноября 2019 11:11
        Третий клон Як-130.
      2. 0
        4 ноября 2019 13:55
        Прочти ещё раз, может поймёшь. Они не скрывают что фюзеляж, Як -130.
    2. +4
      3 ноября 2019 11:09
      Цитата: Наблюдатель2014
      Кого-то он мне явно напоминает

      Так и в статье об этом написано.
      Являясь дальнейшим развитием китайского самолета JL-10 (L-15) и российского Як-130
    3. -2
      3 ноября 2019 12:04
      Цитата: Наблюдатель2014
      laughing Кого-то он мне явно напоминает recourse bully


      Alpha Jet?
      1. 0
        3 ноября 2019 12:19
        "Алфа Джет", Французский.
      2. 0
        4 ноября 2019 13:58
        Совершенно другой самолёт, видно не вооруженным глазом.
  2. -2
    3 ноября 2019 10:16
    Так бы и сказали, злостное копирование нашего Як-130. Вот клоуны, а потом напишут что он аналогов не имеет.
    1. +16
      3 ноября 2019 10:25
      Почему копирование? В статье же указан - аутсорс официальный, Як деньги получил и там другой планер если что. Як-130 адаптирован под диапазон 500-800км/ч, а эЛ15 под 1М+.
      В свою очередь самолет L-15 (или L-15A) создан с помощью российского ОКБ им. А.С. Яковлева и украинского предприятия "Прогресс" им. А.Г. Ивченко. В рамках такой кооперации российские специалисты помогли китайским коллегам с разработкой планера и бортовых систем, а задача украинского предприятия состояла в производстве и поставке требуемых турбореактивных двигателей.
      1. -4
        3 ноября 2019 10:34
        Я не о технических параметрах и договорных отношениях, а о китайской тенденции последних лет бить себя пяткой в грудь и рассказывать какие они крутые и в то же время плевать на тех кто им такую возможность предоставил. Чистейшей воды плагиат.
        1. +1
          3 ноября 2019 10:56
          Вообще-то это, именно в России принято писать про "неимеющееаналоговвмире", которое "весьмирвтруху". А китайцы просто молча, спокойно предлагают продукцию, которая и дешевле и во многом, уже, гораздо лучше "неимеющегоаналоговвмире"... yes
          1. -4
            3 ноября 2019 11:07
            Я про Фому, а вы мне пр Ерёму, не проснулись?
      2. +6
        3 ноября 2019 10:52
        Цитата: donavi49
        В рамках такой кооперации российские специалисты помогли китайским коллегам с разработкой планера и бортовых систем, а задача украинского предприятия состояла в производстве и поставке требуемых турбореактивных двигателей.

        Ну ладно "Мотор Сич", они на прямую деньги получают за двигатели, но наши то, наши, они же себе конкурента сделали, что за "хитрый маневр"?
        1. +2
          3 ноября 2019 11:12
          Пока L-15 никто не купил, даже Украина.
        2. +3
          3 ноября 2019 12:26
          Ну почему конкурента? На этом рынке, УТС/УБС конкуренция и без нас огромная. А дешевле, чем Китайцы мы, всё равно, сделать не сможем. К тому же у нас самих огромная потребность в Як-130. Надо свои учебные части оснастить, а КБ А.С. Яковлева уже надо с опережением создавать что-то новое, ну и опять же, набивший оскомину вопрос, ДВИГАТЕЛИ...
    2. +5
      3 ноября 2019 11:16
      Есть еще конструктивное, довольно технологически серьезное, отличие - у китайца регулируемые сверхзвуковые воздухозаборники. Если бы не эта тема, с которой китайцы долго лично "ковырялись", то у L-15 были шансы выйти в серию раньше, чем у Яка. Как впрочем и с итальянским клоном Яка, с которым яковлевцы "плодотворно" поработали, передав технологии, и новый европейский УТС М-346 увидел серию лет на 5 так пораньше Як-130го, да еще и оснащен АФАР.
      Вот и весь "бизнес" по русски
      1. +1
        3 ноября 2019 13:48
        Як-130 стоит на вооружении 5 стран. Итальянец у 4х. И не передали документацию, а продали, за 70 млн. Что в 90е было однозначно неплохо, в первую очередь для проекта Як-130. А вообще оба проекта оказались дороги для учебного свмолета.
        1. -4
          3 ноября 2019 14:05
          Цитата: Pavel57
          И не передали документацию, а продали, за 70 млн.

          Серьезно? Не затруднит ссылку?
          1. +2
            3 ноября 2019 14:21
            Вам копию контракта, или поверите на слово?)))
        2. +1
          3 ноября 2019 14:50
          А для вас при совместной разработке ЛА двумя странами "передали" это только безвозмедно, т.е. дадом, как говорила Сова? Да, это была больше передача, а не продажа: совместный проект по разработке УТС(не для итальянцев, прошу заметить, а совместный!). Наша часть проекта была конструкция планера, остальное от России "по мелочи". На стадии уже сформированной, расчитанной и утвержденно-отработанной КС итальянцы вдруг разрывают контракт. Наши остаются со мыслью -а икссними, сделаем свой.
          Вопрос в задачнике - это была запланированная продажа???
          А вопли в 90х в Красной звезде я отлично помню по разрыву контракта
  3. 0
    3 ноября 2019 10:17
    -Ранее интерес к самолету проявляли ... и Украина
    ГЛАВНЫМ условием сделки является локализация сборки боевых машин на Одесском авиационном заводе («Одесавиаремсервис»), мощности которого нарастят с помощью китайской стороны.
    1. -2
      3 ноября 2019 10:28
      Ну-да, ну-да. Этим упырям бандерлоговским даже спички нельзя доверить, а вы про самолеты.
  4. 0
    3 ноября 2019 10:21
    Цитата: Ros 56
    В свою очередь самолет L-15 (или L-15A) создан с помощью российского ОКБ им. А.С. Яковлева и украинского предприятия "Прогресс" им. А.Г. Ивченко.

    В свою очередь самолет L-15 (или L-15A) создан с помощью российского ОКБ им. А.С. Яковлева и украинского предприятия "Прогресс" им. А.Г. Ивченко.

    Где же тут копирование?! Одни руки делали, вторые помогали. А голова думала наперед!!
  5. mvg
    +2
    3 ноября 2019 10:29
    Молодцы. Установили РЛС, и сделали сверхзвук. Добавили точки подвески. Наши с Як'ом такое проделать не смогли, вылезли за 25 млн за борт. Никто не проявил иннициативы. А здесь 4 потенциальных покупателя. Только движки все же Мотор-Сич.
    1. +3
      3 ноября 2019 10:47
      Из чего следует, что "похороны" запорожского предприятия пока отменяются....
      1. +2
        3 ноября 2019 11:22
        Цитата: Вождь краснокожих
        Из чего следует, что "похороны" запорожского предприятия пока отменяются....

        Пока китайцы не сделают копию этого двигателя.
        1. 0
          3 ноября 2019 20:27
          Китайцы поступили проще- купили завод.
          Зачем им самих себя копировать...
    2. +5
      3 ноября 2019 11:00
      Цитата: mvg
      Наши с Як'ом такое проделать не смогли

      А такую задачу, задачу перед собой разработчики наши ставили? Была вообще в этом нужда, учебный самолёт который может быть к тому же штурмовиком, ему нужны махи? А то не смогли, всё могут, если в этом задача и смысл.
      1. mvg
        0
        3 ноября 2019 11:22
        ему нужны махи

        А еще он учебный, и имитирует 5 поколение, ему махи нужны. Или Южнокорейцы со своим Т-50 тоже дураки. У нас просто нет РЛС под этот диаметр и движков с форсажем. Вот и весь ответ. А разработку нужно финансировать. А Корея просто купила лицензию на F-414.
        П.С.: А за 25 млн можно спокойно купить б/у МиГ-29 или Ф-16, с ремонтом. А у нас L-39 изношены, а Як-130 дороговат, все таки. Заказов очень мало, то 4 самолета купят, то 12
        1. NKT
          +1
          3 ноября 2019 12:29
          Уже более сотни в войсках.
        2. +2
          3 ноября 2019 12:37
          Цитата: mvg
          А за 25 млн можно спокойно купить б/у МиГ-29 или Ф-16

          ========
          А вы случайно "берега не попутали", уважаемый? 25 млн $ стоит KAI T-50 Golden Eagle. Экспортная цена Як-130 - 15 млн (пятнадцать!) . Для ВКС РФ - ок 7 (семи) млн$.
          ------
          Цитата: mvg
          а Як-130 дороговат, все таки. Заказов очень мало, то 4 самолета купят, то 12

          =========
          Вообще то, по состоянию на 2018 год в ВКС числилось 93 (девяносто три) Як-130, И планируется закупать еще.
          1. mvg
            -1
            3 ноября 2019 12:41
            уважаемый? 25 млн $ стоит KAI T-50 Golden Eagle

            Вы точно все читаете до конца? Т-50, сверхзвук, РЛС, УРО и американский двигатель.
            Если все это воткнуть на Як-130, будет 25.. Там ниже еще коммент, не хочу повторять. Про массовость и ценник. Тащат Як'овлева.
    3. +1
      3 ноября 2019 11:15
      ]
      Цитата: mvg
      Молодцы. Установили РЛС, и сделали сверхзвук

      Зачем штурмовику и учебному сверхзвук?
      1. mvg
        -3
        3 ноября 2019 12:23
        и учебному сверхзвук

        см выше, он еще имитирует 5 поколение и как легкий истребитель. Если ему, как штурмовику, с его полезной нагрузкой в 2,5 тн, поставить РЛС, новую авионику (для УРО) и немного брони, то он будет таскать только пилота. Ну, может еще пару сэндвичей. А как легкий истребитель, с 11 точками подвески - вполне.
        1. 0
          3 ноября 2019 20:29
          Истребитель без РЛС и сверхзвука?
    4. +1
      3 ноября 2019 11:53
      Цитата: mvg
      Молодцы. Установили РЛС, и сделали сверхзвук. Добавили точки подвески. Наши с Як'ом такое проделать не смогли, вылезли за 25 млн за борт.

      =======
      Да ну? Прям таки и "вылезли? fool Для справки: "стоимость Як-130 - ~15 млн (на экспорт) ~7 (семь!) млн (для ВС РФ). (https://topwar.ru/156472-jak-130-luchshij-po-sootnosheniju-stoimost-jeffektivnost.html).
      ------
      Цитата: mvg
      А здесь 4 потенциальных покупателя.
      . Да ну уж целых ЧЕТЫРЕ да еще и ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ покупателя.... У-у-у-у!
      Длля справки: Як-130 УЖЕ экспортируется в:
      - Алжир;
      - Бангладеш;
      - Мьянму;
      - Лаос;
      - Беларусь.
      Планируются поставки в:
      - Сирию;
      - Казахстан;
      - Монголию;
      - Малайзию.
      Интерес проявляют:
      - Индия;
      - Венесуэла. и др.
      Резюме: Иногда лучше молчать, чем говорить (писать)!!! fool
      1. +2
        3 ноября 2019 12:06
        Сирия - только в дар же.
        Казахстан - сомнительно, с учетом покупки БПЛА в Китае, скорее К8 со стеклокабиной купят за 10лямов.
        Монголия - в дар.
        Малайзия - все крайне интересно. Им нужно заменять старые Хавки. Однако с Европой они громко ругаются сейчас, на тему пальмового масла (Европа закрутила краник покупок). Китай не очень друг - и у него не купят. Остается Корея и Россия по факту. Однако Россия плотно сотрудничает с Индонезией сейчас - и это не радует Малайзию. Плюс Малайзия как и Индонезия будет оплачивать на 50% товарами.

        Венесуэла - нет. Уже купили К8. И более ничего не хотят. Им не до закупок.



        Индия - очень спорно. У них есть сотня относительно свежих Хавков. Есть своя Сирата, без слез не глянешь, но своя. И если они решат - то будут танцы с песнями лет на 5, тем более ничего не жмет. Пощупают всех от корейцев до боинга, от М346 до Яка.
        1. 0
          3 ноября 2019 12:29
          Всё абсолютно верно! + good
      2. mvg
        -3
        3 ноября 2019 12:38
        "стоимость Як-130 - ~15 млн (на экспорт)

        Добавьте РЛС, авионику, движки, броню. И посчитайте. Потом возьмите стоимость L-39, как учебного. И сравните. Поиск цены 2 минуты. Около 1 млн. б/у - 200 тыс
        Эта машина шла на замену чешского L-39, только стоит в 10 раз дороже.
        На экспорт ушло 50 шт. Белорусы купили 4 шт, первая партия в ВВС РФ 12 шт. Алжир-16, Бангладешь-13. Это разве объемы для массового экспортного самолета? Сравнимо с 3000 Ф-35
        https://topwar.ru/150441-jak-130-i-rodstvennye-mashiny.html
        П.С.: //Иногда лучше молчать, чем говорить (писать)!!! // Точно. negative
        Индия не купит. У них свой Теджес - 2 столько стоит.
      3. 0
        3 ноября 2019 20:31
        Длля справки: Як-130 УЖЕ экспортируется в:
        - Алжир;
        - Бангладеш;
        - Мьянму;
        - Лаос;
        - Беларусь.
        Планируются поставки в:
        - Сирию;
        - Казахстан;
        - Монголию;
        - Малайзию.
        Интерес проявляют:
        - Индия;
        - Венесуэла. и др.

        В таких списках полезно выделять, кто деньги платит, а кто в долг...
        1. 0
          3 ноября 2019 20:35
          Список сам по себе красноречив
          1. Комментарий был удален.
    5. 0
      3 ноября 2019 17:05
      Цитата: mvg
      Наши с Як'ом такое проделать не смогли

      Серьезно? Як с самого начала предлагал целое семейство машин на базе 130: легкий истребитель, легкий ударный самолет, УБС, палубник, БПЛА. Во время конкурса на штурмовик предложили свою версию. Более того, на машину уже собираются РЛС ставить. Просто сейчас основная потребность у ВВС именно в УБС, а не ударных - недостаток пилотов, благодаря Сердюкову возникший на до срочно восполнять.
      Движки на Л-15 с самого начала ставили с форс.камерой - это было прямое ТЗ и желание заказчика.
  6. +1
    3 ноября 2019 10:32
    самолет L-15 (или L-15A) создан с помощью российского ОКБ им. А.С. Яковлева и украинского предприятия "Прогресс" им. А.Г. Ивченко. В рамках такой кооперации российские специалисты помогли китайским коллегам с разработкой планера

    ... и получился Як-130 bully
  7. 0
    3 ноября 2019 10:33
    Не мало ли точек подвески для оружия? Можно и на верхнюю часть крыльев ещё ракет навешать... lol
    1. +1
      3 ноября 2019 11:56
      Цитата: Бережливый
      Не мало ли точек подвески для оружия? Можно и на верхнюю часть крыльев ещё ракет навешать... lol

      =======
      good Ну а если еще и инструктора выкинуть - то можно во второй кабине УВП (установку вертикального пуска) "вмантулить"! wassat drinks
  8. +4
    3 ноября 2019 10:34
    Китайцы молодцы,сделали(не важно сами или с чьей то помощью) и будут везде продавать . У нас сопли жуют уже лет 10 - нужны легкий штурмовик и истребитель на базе Як-130 или нет. или скорее нет чем да, или скорее да чем нет ... а ведь это, в том числе, хороший коммерческий проект...в том же направлении похоже пролетает БПЛА Як-133... зато потом репу чешут во главе с премьером - а что бы нам еще продать кроме С-400 и Су-57 (их то обязательно!)?
    1. +1
      3 ноября 2019 10:48
      Цитата: mark1
      У нас сопли жуют уже лет 10 - нужны легкий штурмовик и истребитель на базе Як-130 или нет.

      не нужен
      Цитата: mark1
      а ведь это, в том числе, хороший коммерческий проект...

      Почему Вы так решили?:))) Як-130 имеет экспортный потенциал - его купили 5 стран (таких, как Мьянма, Бангладеш и, кстати, почему-то Белоруссия). А вот будет ли продаваться эта китайская поделка - у меня большие сомнения, и во всяком случае покажет время
      1. 0
        3 ноября 2019 11:00
        Это хорошая, большая ниша в которой хорошо идет и Як-130 и L-15 и М-346 и др.УТС (не обязательно Яковлевской генерации) и ЛА на их базе. Тут даже содействие государства могло бы быть минимальным(раз уж ему не нужны легкие штурмовики и истребители)- взялись за китайский заказ, параллельно о себе подумали.
      2. +5
        3 ноября 2019 11:09
        12 L-15 уже поставили в Замбию



        Идут активные переговоры с рядом африканских стран, включая Нигерию. Также идут переговоры - про заказ в Пакистане с открытием серийного производства с правом экспорта в стране (как они сделали с К8 - предыдущим хитом китайцев)

      3. +2
        3 ноября 2019 11:21
        Цитата: Андрей из Челябинска
        А вот будет ли продаваться эта китайская поделка - у меня большие сомнения,

        Она продается.
      4. mvg
        -1
        3 ноября 2019 11:27
        Як-130 имеет экспортный потенциал

        Не имеет, покупают копейки. Он даже в ВВС РФ не сильно нужен. Он пустой и дорогой. А КНР продаст. Получился, как Т-50, но явно дешевле будет. А корейцев покупают.
        китайская поделка

        Китайская сборка из комплектующих, превосходила СССР. А сейчас вы часто слышите об авариях в ВВС КНР? Чего не скажешь о РФ или США.
    2. +1
      3 ноября 2019 11:26
      нужны легкий штурмовик и истребитель на базе


      Зачем? ВКС пока не просит. На рынок не выйти ибо есть два очень жестких конкурента в лице:
      Т-50 - в комплекте сверхзвук, один двигатель, РЛС включая АФАР от Леонардо, возможность использования AIM-120C5+. Полная совместимость с различными контейнерами и средствами поражения различных стран. Хорошая экспортная история. Применялся в реальных боях на территории Ирака и Филиппин.




      Есть М-346FA - который также имеет РЛС от Леонардо, огромный ассортимент вооружений. По планеру Як. Двигатели получше даже (но не суперсоник). Козырь - 2 ракеты Марте-ЕР. Новейшее предложение от европейцев, легкая ПКР/универсальная ракета на дальность 100км.


      Плюс на подходе этот китаец. Еще один китаец конкурент (которого прокинули ВВС Китая в пользу L-15 - но вот флотские возможно закажут новую версию + заказал Судан, идут переговоры с другими африканскими и азиатскими странами).

      Американский Т-Х собираются сделать в ударной версии.

      Однако главное - хоть какой-то реальный успех пришел лишь корейцам. И то так сложились обстоятельства (война на Филиппинах и Ираке). Плюс хороший маркетинг, относительно доступная цена, шикарный борт. Корейцы реально неплохо продали своих Т-50 как в зубастых, так и бедных версиях. Зубастых М-346FA продали целый 0 штук. Китайцы продали 12 эЛок еще не зубастых и 6 зубастых FTC-2000 в Судан, американцы пока еще только собирают борт новый.
  9. -2
    3 ноября 2019 10:44
    Насчёт того, что Як-130 не может летать на сверхзвука - да. Но 3 тонны боевой нагрузки! А у "китайца" что?
    Подвеску перечислили, а вес БК?
    1. +1
      3 ноября 2019 20:37
      Если верить Википедии те же три тонны.
      Форсажный двигатель добавляет прыти при необходимости
  10. 0
    3 ноября 2019 10:49
    Предполагается, что к данному самолету проявят интерес небогатые страны, нуждающиеся в недорогих реактивных легких штурмовиках, а также возможно принятие L-15B на вооружение ВВС НОАК в качестве учебно-боевого самолета

    Сильно сомневаюсь в возможности принятия его на вооружение НОАК, да и для небогатых стран есть на китайском рынке машины поинтереснее. Скорее дальше опытного образца не пойдет дело
  11. 0
    3 ноября 2019 11:23
    Итальянская версия всё равно покруче будет.
    1. 0
      3 ноября 2019 12:13
      Сомнительно.
      У М346 ударного есть два козыря - новейшие ракеты Марте на 100км. Причем тащить можно две сразу. Внезапно относительно дешевый самолет по ударным/противокорабельным возможностям становится равен Рафалю или Тайфуну. Второй отменный борт, совместимость, РЛС благодаря начинке от Леонардо (но опять же на корейский Т-50 лезет новейший АФАР от Леонардо и уже поставлен в Ирак, а вот на М346 он не лезет).


      Если не брать цену то из всех зубастых УБС в металле сейчас самый лучший FA-50IQ (Т-50IQ). Но и самый дорогой. С учетом комплектов вышло почти 40 лямов за самолет (более бедные комплекты и худшая РЛС у Филиппин потянули на 33 ляма за самолет).
  12. 0
    3 ноября 2019 11:27
    Хорошая машина для Азербайджана и Турции
    1. 0
      4 ноября 2019 07:47
      Азербайджан М346 закупился. 10 +15