ТАРКР «Петр Великий»

40

В конце 19 века вся Европа и остальной мир были поражены передовым боевым кораблем России, носившим гордое название «Петр Великий». Его размеры и вооруженность по тем временам были внушительными. Реализация столь амбициозного проекта принесла российским корабелам славу, а «Петр Великий», взявший на себя функции линейного крейсера, был в строю около 80 лет! Сегодня съемочная группа программы «Полигон» телеканала «Т24» расскажет (и покажет) самый боевой, самый ударный и самый атомный корабль российского флота.

Как корабль назовешь


На этапе разработки «Петр Великий» создавался для борьбы с авианесущими группировками предполагаемого противника. Однако, универсальность крейсера позволила ему, находясь в строю с 1998 года, выполнить множество самых разнообразных задач, включая борьбу с террористами и участие в международной коалиции по вывозу химического оружия из сирийско-арабской республики. Атомоход способен действовать как в составе группы, так и в одиночку. Вместе с экипажем «Петра Великого» съемочная группа программы «Полигон» прошла от Североморска до Восточной части Средиземного моря, окунулась в процессы эксплуатации машин и механизмов, рассмотрела потенциал атомного крейсера в условиях безостановочного морского перехода и воочию убедилась в профессионализме и слаженной работе военных моряков.



Второй по величине корабль ВМФ России имеет полное водоизмещение около 25 000 тонн, 6 палуб и высоту практически 60 метров. Экипаж, состоящий из 700 человек, несет службу более чем в полутора тысячах помещений. Конструктивной особенностью «Петра Великого» является наличие двух вспомогательных паровых котлов, работающих на обычном топливе. Главная энергетическая установка представляет собой два атомных реактора КН-3, каждый по 103 МВт, которые раскручивают две турбины суммарной мощностью 140 000 л.с. Два гребных вала, благодаря энергии атома, приводят в движение два пятилопастных винта. Реактор КН-3 выполнен по двухконтурной схеме и пользует воду для нагревания и охлаждения. Ядерное топливо в твердом виде заключено в оболочку, где происходит реакция с выделением тепла. Такие цилиндры называются твэлы. Их устанавливают в активной зоне реактора и с помощью циркуляционных насосов прокачивают через них воду первого контура, которая нагревшись до 300 градусов по Цельсию поступает в парогенератор. Вода второго контура, пройдя через теплообменник и став паром, поступает в турбины и на все вспомогательные источники энергии.

К основным техническим средствам боевой части №1 относится навигационный комплекс, который просчитывает углы качки, прокладывает курс с высокой точностью и даже выдает рекомендации по изменению положения корабля для применения того или иного вида оружия. К новым образцам вооружения штурманов относятся электронные картографические системы звучания. Они позволяют в режиме реального времени наблюдать за изменением курса и координатами корабля.

Миссия выполнима


Во власти этого ракетного тяжеловеса – атака надводных кораблей, поддерживание сухопутных войск в прибрежной зоне, уничтожение самолетов и вертолетов, а также борьба с подводными лодками и оборона боевых соединений любых кораблей. Знакомство с вооружением «Петра Великого» - это настоящее путешествие в мир безграничной мощи. Здесь и зенитно-ракетный комплекс «Форт», созданный на основе известной сухопутной системы С-300. Подпалубные установки вертикального типа хранят ракеты 48Н6, позволяющие расширить максимальную дальность поражения до 150 км. Здесь же расположен комплекс «Форт-м», модернизированная версия с ракетами 48Н6Е2, которые поражают цели уже на дальностях около 200 километров. Крейсер предназначен для интенсивного и скоротечного боя, поэтому весь боезапас ракет можно выпустить меньше, чем за 5 минут. В боевом режиме между пусками ракеты проходит 3 секунды. Пусковой установкой главного комплекса корабля является система «П700-Гранит», представляющая собой крылатые ракеты, направленные на уничтожение авианосных групп противника. Данная система проектировалась специально для атомных подводных лодок, поэтому одной из особенностей пуска с «Петра Великого» является закачка забортной воды перед стрельбой. Крылатая ракета «Гранит» пример очень умной, саморегулирующийся системы. При множественных пусках крылатые ракеты в режиме реального времени могут распределять цели между собой, обмениваться информацией и вырабатывать алгоритм поражения всей группировки. И даже если по «Граниту» отработает противоракетное вооружение, то повреждённая 7-ми тонная пальца из-за огромной начальной скорости и нисходящей траектории падения все равно может попасть в цель.

Автоматическая артиллерийская установка «АК-130» предназначена для уничтожения морских, воздушных и береговых целей – как видимых, так и не видимых. Скорострельность пушки – 90 выстрелов в минуту. Максимальная дистанция для поражения неприятеля 22 км. Эшелонированная оборона «Петра Великого» имеет еще несколько рубежей средней и ближней зоны ответственности. 16 пусковых установок и 128 ракет зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» надежно охраняют атомоход и его окружение от низколетящих целей, противокорабельных ракет и управляемых бомб на дальностях до 12 км. В ближней зоне работает автоматизированный комплекс «Кортик», имеющий на каждом боевом модуле по две 30-мм пушки и 8 ракет, поражающих цель с вероятностью выше 95 процентов.

На атомоходе расположены один поисково-спасательный и два противолодочных вертолета Ка-27. Хранятся они в подпалубном ангаре и существенно расширяют возможности корабля. Это гибкий инструмент коммуникации между кораблями ордера и суровые ищейки, заточенные под поиск подводных лодок. Несмотря на то, что «Петр Великий» в первую очередь следит за надводной воздушной обстановкой, морское царство тоже находится под неусыпным контролем минно-торпедной части. Универсальный противолодочный комплекс «Водопад-МК», в состав которого входят две ракетно-торпедные пусковые установки калибром 533 миллиметра, аппаратура предстартовой подготовки ракет и система управления стрельбой. Предназначена система для поражения подводных целей на больших дистанциях. Визитной карточкой «Петра Великого» является радиолокационный комплекс МР-800 «Флаг», он предназначен для освещения дальней воздушной обстановки. Обнаружением низколетящих целей и ближней воздушной обстановки занимается комплекс МР-350 «Подкат», обнаруживающий противника и выдающий целеуказание зенитным огневым средствам.

За 18 лет славной службы «Петра Великого» тяжелый атомный ракетный крейсер прошел около 150 000 морских миль. Самый длительный поход в истории корабля состоялся с 2008 по 2009 года, когда он преодолел более 40 000 миль, побывав практически во всех частях Мирового океана: от Средиземного моря до Южной и Северной Атлантики, в Индийском океане. Впервые в истории современного российского военно-морского флота крейсер осуществил деловой заход в Южно-Африканскую республику, порт Кейптаун. Столь успешная служба атомного ракетного крейсера говорит о многом. «Петр Великий» - это не просто узкоспециализированный «убийца авианосцев». Корабли подобного класса в будущем станут широкопрофильными и многозадачными платформами с арсеналом, которого хватит на целый ордер кораблей меньшего водоизмещения.

40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    13 ноября 2019 06:13
    На счету ТАРКР Петра Великого шведский самолет Вигген(надо же имя Петра для шведов весьма неудачное)...заигрались шведы в войнушку с русскими.
    https://aviaforum.ru/threads/incident-na-baltijskom-more-16-oktjabrja-1996-goda.38623/
    В последнее время ТАРКРу не везет что то ...постоянно преследуют его какие проблемы. what
    1. +7
      13 ноября 2019 07:40
      История показала что сосредоточение большого объёма ресурсов в одном корабле заведомо проигрышный вариант. Ямато, тирпиц, бисмарк. Гораздо эффективней создать сбалансированные линейки фрегатов и корветов, дешевых но эффективных и клепать их пачками.
      1. +6
        13 ноября 2019 07:51
        Цитата: Умник
        История показала что сосредоточение большого объёма ресурсов в одном корабле заведомо проигрышный вариант. Ямато, тирпиц, бисмарк. Гораздо эффективней создать сбалансированные линейки фрегатов и корветов, дешевых но эффективных и клепать их пачками.

        А потеря такого мастодонта, очень больно бьет по боевому духу и сильно позорит флот.
        1. +6
          13 ноября 2019 08:48
          Зато в мирное время это престиж
      2. +10
        13 ноября 2019 12:57
        Точно так же давным-давно известно что без крупных кораблей флота просто нет. Если мы говорим о таком, который способен действовать хотя бы в каком-то удалении от берегов.
        Небольшие корабли даже при незначительном волнении уже испытывают сложности с применением бортового вооружения
      3. +1
        13 ноября 2019 13:25
        И это пишет русский человек? У Ямато ,Тирпиц не было радиолокаторов. Тирпиц имя собственное. Пишется с большой буквы.Да ладно человек торопился.
        1. 0
          13 ноября 2019 13:51
          Каким образом ямато спасло бы наличие локатора? Или тирпица? Возможно помогло бы бисмарку)
          1. +4
            13 ноября 2019 15:02
            Японцы,отправляя Ямато, прекрасно знали на что шли и что за этим последует, на это и была рассчитана эта операция, так же знал и надеялся на это экипаж, они свою задачу выполнили с честью и достоинством. Никогда еще в истории войн ни до не после для уничтожения 1 корабля не привлекалось столько сил и средств,полностью оголив остальные ТВД. Кстати, на лк было 6 радаров 3-х типов.
      4. +2
        13 ноября 2019 15:02
        Цитата: Умник
        История показала что сосредоточение большого объёма ресурсов в одном корабле заведомо проигрышный вариант. Ямато, тирпиц, бисмарк. Гораздо эффективней создать сбалансированные линейки фрегатов и корветов, дешевых но эффективных и клепать их пачками.

        В условиях войны ситуация может меняться очень быстро и богатый арсенал позволяет решать широкий круг задач, чего никак не сможет сделать узкоспециализированный корабль, а вы продолжаете оценивать ситуацию почти 80-летней давности и на ее основе предлагаете строить будущее нашего ВМФ.
      5. -1
        13 ноября 2019 17:04
        И тонуть они тоже будут пачками:) Вы плохо знаете историю.
      6. +1
        13 ноября 2019 19:40
        Цитата: Умник
        линейки фрегатов и корветов, дешевых но эффективных и клепать их пачками

        Во ВМВ США пачками клепали линкоры и авианосцы.
      7. +4
        13 ноября 2019 22:26
        Тирпиц, "не сделав ни шагу" почти 3 года держал в оцепенении весь английский флот, наш Северный флот, большую часть английской разведки и кучу авиации.
        Уже за одно это его стоило уважать.
        То же самое и по поводу Бисмарка, да и Ямато висел дубиной над американцами.
        Распорядились ими неверно. Бисмарка бросили одного под толпу, Ямато тоже был без прикрытия.
        Хотя, Ямато то уже ничего бы не спасло - разница в силах была катастрофической.
        1. -2
          14 ноября 2019 00:42
          Ямато не висел над матрасами, они узнали о его силе только когда потопили) секретность Японии сыграла шутку. Тирпиц оставили на севере ввиду его полной бесполезности везде. И кто знает каких делов на севере наворотили бы подлодки, если на их постройку потратили 40 тыс тонн стали А что касается бисмарка он также был обречен в одиночку, не сопоставимы силы.
      8. -2
        14 ноября 2019 08:43
        В СССР клепали бы пачками ТАРКР, для РФ Петр-это действительно штучное "сосредоточение большого объема ресурсов в одном корабле"
  2. +3
    13 ноября 2019 06:21
    Да,большой и грозный корабль,жаль что в ближайшие десятилетия таких не построят больше...
    1. +2
      13 ноября 2019 08:15
      Было бы здОрово, если бы 3 остальных Орлана вернули в строй, но походу дождёмся только "Нахимова".
  3. +6
    13 ноября 2019 06:30
    Морским техническим комитетом (МТК), основываясь на положительном опыте строительства броненосных лодок, было принято решение создавать мореходный, океанский монитор. Технологический уровень существовавшей на тот момент судостроительной промышленности должен был позволить построить корабль на российских верфях с минимальным привлечением иностранных подрядчиков. Требовался крупный, около 10000 тонн, с хорошим ходом, серьезным бронированием и новейшим вооружением корабль. Такая единица смогла бы в одиночку усилить или вообще заменить целую эскадру.

    После многолетней проектировки, строительства и испытаний 14.10.1876 г. эскадренный броненосец «Петр Великий» был принят флотом.
    За 89 лет со дня своего рождения «Петр Великий» успел побыть мореходных монитором, эскадренным броненосцем, учебным кораблем, плавбазой подводных лодок и минным блокшивом, окончив службу только в 1959 г.
    Сегодня съемочная группа программы «Полигон» телеканала «Т24» расскажет (и покажет) самый боевой, самый ударный и самый атомный корабль российского флота.

    Это про другого Петра
    1. +9
      13 ноября 2019 07:54
      Подумал, что я один чего-то недопонял про 19 век.
      1. +13
        13 ноября 2019 07:58
        За последнее время количество людей, способных выразить свою мысль на бумаге, обратно пропорционально количеству людей, называющих себя "журналистами".
      2. +1
        13 ноября 2019 10:55
        Так и 80 лет в строю)))
  4. +4
    13 ноября 2019 06:55
    Их бы в количестве по количеству АУГ "партнёров". Ну чтоб "равноправие" соблюдалось.
    1. +2
      13 ноября 2019 06:59
      Их бы в количестве по количеству АУГ "партнёров".

      У нас столько причалов для таких махин не найдется...да и на каких верфях их строить и стоимость обслуживания этих гигантов будет сравнима с обслуживанием авианосцев США...пупки не порвем от натуги.
  5. +1
    13 ноября 2019 07:34
    Вот как надо!! А то авианосцы им подавай
  6. +8
    13 ноября 2019 07:37
    Как корабль назовешь

    Вообще то при закладке название ему дали АНДРОПОВ .... Петр Великий это потом.
    1. kpd
      +10
      13 ноября 2019 10:47
      При закладке он именовался "Куйбышев", спустили на воду его уже как "Юрий Андропов", ну а уже потом он стал "Петр Великий".
      1. +1
        13 ноября 2019 10:56
        На достройке он был уже Анропов ... хотя предполагалось, что назовут Куйбышев.
  7. +3
    13 ноября 2019 07:44
    Да, великий корабль! Особенно в конце 19 века для борьбы с не менее великими авианесущими кораблями!
    1. +1
      13 ноября 2019 22:28
      Ну чего ж, у Небогатова был дирежабленосец. Он его, правда, оставил в порту, но был же.
  8. +7
    13 ноября 2019 09:22
    . В конце 19 века вся Европа и остальной мир были поражены передовым боевым кораблем России, носившим гордое название «Петр Великий». ..... «Петр Великий», взявший на себя функции линейного крейсера, был в строю около 80 лет!

    Сильная интрига, перемешать два корабля
  9. +2
    13 ноября 2019 10:25
    " ... поврежденная 7 -тонная пальца..."
    Понимаю что это описка, но интересно все же, что подразумевается под "пальцей".
  10. +1
    13 ноября 2019 14:35
    Ошибок много в тексте
  11. 0
    13 ноября 2019 15:10
    Цитата: ВЛАДИМИР ВЛАДИВОСТОК
    У Ямато ,Тирпиц не было радиолокаторов. Тирпиц имя собственное. Пишется с большой буквы.Да ладно человек торопился.

    75 лет(+2 дня) назад потопили Тирпиц . И вообще то у него был локатор ...просто не такой хороший как у Британии и даже если бы он был в 3 раза лучше это ему бы не помогло. Корабль это как молоток-можно гвозди забивать а можно на полку положить. Бисмарк более славно погиб , чем его брат
  12. +2
    13 ноября 2019 15:11
    >>>>>
    Главная энергетическая установка представляет собой два атомных реактора КН-3, каждый по 103 МВт... <<<<
    ****
    ВИКИ:
    Энергетическая установка: 2 ядерных реактора типа КН-3 (300 МВт)....
    .......
    Автор, с цифрами надо дружить.
  13. +1
    13 ноября 2019 15:12
    Цитата: AlexVas44
    " ... поврежденная 7 -тонная пальца..."
    Понимаю что это описка, но интересно все же, что подразумевается под "пальцей".

    Дубина с утолщённым концом - оружие древнерусских богатырей, похожа на большой палец
  14. 0
    13 ноября 2019 19:43
    Вот смотришь на такое чудо и на секунду жалеешь что не моряк :)
    Ладно-ладно, мореплаватели, что бы вы без нас делали :D
  15. +1
    14 ноября 2019 04:42
    Головную часть к ПКР Гранит производил завод Омега в г. Уральске в Казахстане. С 1991 года поставок в российский флот не осуществляется....
    Вопрос как ракеты Гранит эксплуатируются в российских ВМС? Как продлевают ресурс и т.д.
    Завод простаивает и с каждым днём тают надежды на восстановление производства и заказов с России...
    1. 0
      14 ноября 2019 05:14
      hi у меня аналогичные вопросы в сторону Чёрного Моря. Боюсь даже задавать.
      Теоретически, если параметры изделия укладываются в типовую карту проверок, то можно бесконечно продлевать срок его эксплуатации если только не выходить за рамки двадцати четырёх лет беспрерывной работы (там у полупроводников предел наступает).
      Полагаю, поменяют на новые изделия а текущие спишут,
    2. 0
      14 ноября 2019 05:21
      Подумал и дописал.
      А ведь хороший вопрос вы задали. Право, хороший.
  16. 0
    14 ноября 2019 12:32
    Крейсер предназначен для интенсивного и скоротечного боя

    Странно всё ЭТО. "выпустить все ракеты за 5 минут"....Дальше что? Потонуть? Зачем такое водоизмещение тогда и все навороты (стоимость)? Проще было бы нечто в два раза меньшее в количестве 2 построить.
  17. 0
    11 января 2020 02:27
    А смысл? Если конечно попуасов пугать. Даже подводные лодки научились искать по изменению магнитного поля земли. Корабль теперь это наверно цель, как и подводная лодка. Могильник.
    Цитата: Пессимист22
    Да,большой и грозный корабль,жаль что в ближайшие десятилетия таких не построят больше...