Настоящий боевой автобус. БТР-152

70

«Боевые автобусы». Бронетранспортёры по праву называют «боевыми автобусами». Но больше всего это определение подходит одной из первых советских серийных машин этого класса. Речь идет о тяжелом бронетранспортёре БТР-152, который удалось запустить в серийное производство в 1950 году вместе с бронетранспортёром БТР-40. БТР-152, созданный с использованием элементов шасси грузового автомобиля ЗИС-151, мог с относительными удобствами и комфортом перевозить 17 пехотинцев, а вместе с экипажем БТР перевозил 19 человек.

БТР-152. От идеи до реализации


До конца Второй мировой войны Красная Армия не имела собственного бронетранспортёра, а попыткам его создания не уделялось должного внимания. Акцент был смещен на производство танков и самоходных артиллерийских установок, которые также нужны были фронту. Несмотря на это советские командиры прекрасно понимали возможности бронетранспортёров. Единственной массовой машиной, которую в годы войны эксплуатировали в Красной Армии, был легкий колесный американский бронетранспортёр M3A1 Scout Car, этот БТР использовался также и в качестве легкого разведывательного бронеавтомобиля.



Свои первые бронетранспортёры СССР производил с оглядкой на машины конкурентов, так БТР-40 создавался как отечественный аналог «Скаута», а тяжелый бронетранспортёр БТР-152 создавался с учетом опыта использования и боевого применения двух полугусеничных бронетранспортёров: американского M3 и немецкого Sd Kfz 251. Правда, от концепции полугусеничного или полностью гусеничного бронетранспортёра советские конструкторы уже тогда отказались, отдав предпочтение колесной боевой технике. Такой выбор был рационален. Колесные бронетранспортёры были дешевле и проще в производстве и эксплуатации, а их серийное производство можно было развернуть на мощностях имеющихся автомобильных предприятий. Помимо этого обучить водителей колесной техники было проще, за их руль всегда можно было посадить вчерашнего шофера, также колесные бронетранспортёры отличались большей скоростью хода и имели больший ресурс.

Настоящий боевой автобус. БТР-152

За сборку БТР-152 в Советском Союзе отвечал Завод имени Сталина (ЗИС) в Москве (после развенчания культа личности был переименован в ЗИЛ). Но новые бронетранспортёры собирали не только в столице, в производстве участвовал также Брянский автомобильный завод. Всего на двух предприятиях было собрано в общей сложности 12 421 бронетранспортёр. Серийное производство именно БТР-152 продолжалось с 1950 по 1955 год, других модификаций боевых машин на том же шасси – до 1962 года.

Судьба бронетранспортёра БТР-152 неразрывно связана с судьбой пятитонного грузовика повышенной проходимости ЗИС-151 с колесной формулой 6х6. Испытания этой машины конструкторы завода ЗИС начали еще в мае 1946 года. Именно на базе узлов и агрегатов данного шасси было принято решение строить первый советский тяжелый бронетранспортёр. Уже к ноябрю 1946 года группа конструкторов под руководством Б. М. Фиттермана приступила к разработке новой боевой машины, получившей индекс «Объект 140». Согласно техзаданию конструкторам предстояло создать бронетранспортёр боевой массой около 8,5 тонны с противопульным и противоосколочным бронированием и вместимостью 15-20 человек. В качестве вооружения рассматривался один станковый пулемет.


Уже к маю 1947 года были готовы два опытных образцы будущей машины. Заводские испытания бронетранспортёров недалеко от города Чехова продолжались до 1949 года. При этом уже в мае-декабре 1949 года 8 из 12 построенных бронетранспортёров использовались для проведения полноценных войсковых испытаний, которые шли параллельно с государственными испытаниями новой машины. После устранения всех выявленных недоработок 24 марта 1950 года тяжелый колесный бронетранспортёр, получивший обозначение БТР-152, был официально принят на вооружение Советской Армии. А уже 28 марта был арестован главный конструктор машины Фиттерман, незадолго до ареста смещенный с должности главного конструктора предприятия. Его арест состоялся в рамках расследования дела «О вредительской группе на заводе ЗИС». В декабре того же года он получил 25 лет лагерей и начал отбывать наказание в Речлаге, был полностью реабилитирован и восстановлен в партии в 1955 году. Такие были времена. Удивительно, что создатель тяжелого колесного бронетранспортёра БТР-152 подарил стране самую небольшую микролитражку – Борис Михайлович был и главным конструктором «Запорожца» ЗАЗ-965, но это уже совсем другая история.

Технические особенности БТР-152


Одной из главных заслуг конструкторов ЗИС специалисты называют обращение к несущему бронекорпусу (ЗИС-100). Рамы у нового тяжелого бронетранспортёра не было, лишь боковые усилители, которые использовались для крепления ряда узлов и агрегатов боевой машины. При этом конструкторы хорошо поработали над конфигурацией корпуса и рациональным расположением бронелистов, одновременно с этим корпус был удобен для размещения и спешивания десанта, был достаточно просторен. Решение отказаться от рамы позволило разработчикам сделать корпус бронетранспортёра на 200 мм ниже без потери пространственной жесткости конструкции. В отличие от американского бронетранспортёра M3 лебедка, устанавливаемая на БТР-152, располагалась под носовым бронекапотом и была защищена от пуль и осколков снарядов.

Также, в отличие от американцев, которые для своего бронетранспортёра M3 выбрали простые формы для лучшего использования внутреннего пространства, на заводе ЗИС поработали над рациональным расположением бронелистов, создав продуманный «ломанный» характер корпуса, некоторые бронелисты были расположены под углами 30-45 градусов к вертикали, что повышало пулестойкость всей конструкции. По форме корпуса новый советский БТР был ближе к немецким полугусеничным бронетранспортёрам «Ганомаг». Наибольшая толщина брони была в лобовой части корпуса – до 13-14 мм, борта и корма отличались толщиной брони 8-10 мм. Такого бронирования было достаточно для защиты от пуль винтовочного калибра и осколков снарядов и мин массой до 12 граммов, в лобовой части БТР держал и попадания 12,7-мм пуль. От бронебойных крупнокалиберных пуль, малокалиберных пушек и крупных осколков БТР-152 должны были защищать пассивные факторы: высокая скорость, маневренность, низкий силуэт. Длина корпуса бронетранспортёра составляла 6830 мм, ширина – 2320 мм, высота – 2050 мм (по пулемету – 2410 мм).


На БТР-152 конструкторы установили броневой корпус открытого типа, на обычных моделях закрыться от непогоды можно было только брезентом. Такое решение снижало защищенность десанта, но было типовым для бронемашин тех лет. Корпус капотной компоновки изготавливался методом сварки из бронелистов и состоял из трех отделений, он был характерным для бронетранспортёров того временного периода. Впереди располагалось силовое отделение с двигателем, за ним следовало отделение управления, где размещались места командира боевой машины и механика-водителя, всю кормовую часть занимало просторное десантное отделение, рассчитанное сразу на 17 бойцов. Для размещения десанта вдоль бортов корпуса находились достаточно длинные продольные скамьи, за их спинками были зажимы для крепления автоматов АК. Мехвод и командир покидали БТР через боковые двери, десант покидал машину через двустворчатую дверь, расположенную в задней части корпуса, но десантироваться можно было и прямо через борта. На двери часто размещалось и запасное колесо.

Сердцем бронетранспортёра стал форсированный двигатель, что было особенно важно для машины, которой предстояло действовать и в условиях бездорожья. Базовый 6-цилиндровый мотор ЗИС-120 (максимальная мощность 90 л.с.) удалось форсировать практически до предела возможностей. Повышения мощности удалось добиться за счет увеличения степени сжатия до 6,5, что автоматически повышало требования к топливу, БТР-152 питался самым лучшим на тот момент в армии бензином – Б-70. Помимо этого конструкторы «раскрутили» ЗИС-120, повысив частоту вращения в ущерб долговечности поршневой группы. Но с боевой машиной с уменьшенным ресурсом работы двигателя военные готовы были мириться. В результате всех изменений новый двигатель ЗИС-123В докрутили до 110 л.с. (гарантированных по ГОСТ), фактически мощность двигателя доходила до 118-120 л.с. Такой мощности было достаточно, чтобы разогнать бронетранспортёр с боевой массой 8,7 тонны до 80-87 км/ч при движении по шоссе. Запаса топлива в размере 300 литров хватало на 550 км хода при движении по шоссе. Хорошо продуманная ходовая часть, форсированный двигатель и новые вездеходные шины с протектором «ёлка», позволили довести скорость хода по грунту до 60 км/ч, для сравнения у грузовика ЗИС-151 – не более 33 км/ч.


БТР-152 во время событий в Венгрии, 1956 год

Основным вооружением бронетранспортёра, предназначенным для поражения пехоты, небронированных целей и огневых средств противника на дистанциях до 1000 метров, был станковый 7,62-мм пулемет СГМБ (специальный вариант пулемета СГ-43) с ленточным питанием, который размещался на БТР без бронещитка. Штатный боезапас пулемета составлял 1250 патронов. Помимо вооружения на бронетранспортёрах устанавливалась радиостанция 10РТ-12, которая в дневное время обеспечивала устойчивую связь на дистанции до 35-38 км на стоянке и до 25-30 км во время движения.

Оценка бронетранспортёра БТР-152


Для начала 1950-х годов тяжелый советский бронетранспортёр был очень удачной боевой машиной. Об этом свидетельствует как большая серия – 12,5 тысячи бронетранспортёров в различных вариантах, так и география экспортных поставок. Советский БТР-152 успел послужить в армиях более 40 государств мира. При этом в Китае развернули серийное производство лицензионной копии бронетранспортёра под собственным обозначением Type-56.

К плюсам БТР-152 относили хорошую проходимость на местности, достаточно большую для такой техники скорость хода, особенно по грунту, отличную вместимость. Далеко не все бронетранспортёры тех лет могли перевезти 19 солдат, включая экипаж. Также удачным признавалась схема и толщина бронирования, которая превосходила таковую у американских колесно-гусеничных бронетранспортёров M3, не говоря о колесном «Скауте». К очевидным недостаткам машины относили слабое вооружение, представленное только станковым 7,62-мм пулеметом и личным оружием десантников. Многие иностранные образцы БТР тех лет вооружались более мощными крупнокалиберными пулеметами.


Израильский БТР «Шоэт»

О том, что бронетранспортёр выдался по-настоящему хорошим, свидетельствует и тот факт, что израильтяне по достоинству оценили захваченные у Египта бронетранспортёры БТР-152. В армии Израиля отметили хорошие защитные свойства корпуса советского бронетранспортёра и рациональное расположение бронелистов, которое не мешало десанту. Под впечатлением от арабских трофеев в Израиле развернули выпуск собственного колесного БТР «Шоэт», который внешне напоминал советскую боевую машину.
70 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    18 ноября 2019 18:11
    Ждём следующую серию про БТР-60. hi
    1. +9
      18 ноября 2019 18:51
      На БТР 60 много довелось поездить , но в варианте пу , чайкой его называли , с 4 радиостанциями .
      1. +4
        18 ноября 2019 20:54
        Пу это вообще проклятье,подобраться к чему либо практически не возможно. request request
      2. +2
        19 ноября 2019 03:22
        Ну, скажем так, не "ПУ", а КШМ именуемая Р-145БМ "Чайка". wink
    2. 0
      26 ноября 2019 03:36
      Цитата: prapor55
      Ждём следующую серию про БТР-60.


      Не стесняюсь спросить. Ааа следующая серия не о БТР-40?

      hi
  2. +12
    18 ноября 2019 18:22
    hi ...Заводские испытания бронетранспортёров недалеко от города Чехова продолжались до 1949 года
  3. +12
    18 ноября 2019 18:27
    Сидел пацаном в кабине в кузове..впечатления тогда были просто космос)))
    1. +9
      18 ноября 2019 19:26
      Цитата: Андрей ВОВ
      Сидел пацаном в кабине в кузове..впечатления гда были просто космос)))

      Ага laughing В городке тревога, пока добежишь до штаба дивизии(10 ГвТД, Крампниц), там уже колонны строятся. Лупишь кулаком по двери, тебя внутрь пускают. В руках - руль этого зверя, ты его, типа, крутишь, потом перебираешься в "салон", тебя сразу к пулемёту, задираешь его вверх - тратата по врагу! laughing Но по-взрослому я на нём уже не ездил, в моё время заканчивали службу БТР-60 и начинались новые. БТРы - любовь моя drinks
      Кстати, красно-белый круг - наш, ГСВГшный!
      1. +1
        20 ноября 2019 14:14
        Был бы вам благодарен, если бы вы назвали годы когда был 152-й и 60-й (без крыши и башенки).
        Кстати, заменяли БТР-60П на БТР-60ПА (с крышей, без башенки) или уже на БТР-60ПБ?
  4. +8
    18 ноября 2019 18:27
    Настоящий боевой автобус. БТР-152
    Лучше про "крокодила" и не скажешь...
    Под впечатлением от арабских трофеев в Израиле развернули выпуск собственного колесного БТР «Шоэт», который внешне напоминал советскую боевую машину.
    Увы, но утверждение "притянуто за уши", корпус у израильского БТР совсем иной.
    1. +1
      19 ноября 2019 23:13
      Никто ничего за уши не притягивал! Понятие "внешне напоминал" (если вы не в курсе) не говорит о каком-то полном сходстве или копии...!
    2. +1
      19 ноября 2019 23:44
      А концепция заимствована таки у БТР-152, которые , кстати, (трофейные) состояли на вооружении в ЦАХАЛе. Потому "исходники" были под рукой.... Даже создавали "Шоэт", также как и БТР-152, на базе грузовика! Только, в отличие от БТР-152 , "Шоэт" на вооружение ЦАХАЛ так принят и не был! К моменту его создания такая концепция БТРа уже устарела!
  5. +5
    18 ноября 2019 19:19
    Цитата: Андрей ВОВ
    Сидел пацаном в кабине в кузове..впечатления тогда были просто космос)))

    Точно. Что в БТР-40, что БТР-152 - мы пацаны были на вершине блаженства.
    А когда отцовский дивизион возвращался с учений в его составе шел КП на базе БТР-152. С башенкой-надстройкой
  6. +3
    18 ноября 2019 19:30
    БТР-152 во время в Венгрии, 1956 год


    Наверное Чехословакия 1968-й год. Белые полосы на бронетехнику только в Чехословакии наносили.
    1. +6
      19 ноября 2019 07:24
      Однозначно, что 1968г., Чехословакия. Это видно и по колёсам с централизованной подкачкой шин через ступицу. В 1956г их еще не было. Серия БТР-152В1 с 1957г.
  7. +6
    18 ноября 2019 19:37
    Лично я побил этот БТР после фильма "В зоне особого внимания", когда десантники лихо угнали 152й у ВВшников и протаранив решетку ворот ворвались на территорию ложного ЗКП!))))
  8. +4
    18 ноября 2019 19:43
    О том, что бронетранспортёр выдался по-настоящему хорошим, свидетельствует и тот факт, что израильтяне по достоинству оценили захваченные у Египта бронетранспортёры БТР-152. В армии Израиля отметили хорошие защитные свойства корпуса советского бронетранспортёра и рациональное расположение бронелистов, которое не мешало десанту. Под впечатлением от арабских трофеев в Израиле развернули выпуск собственного колесного БТР «Шоэт», который внешне напоминал советскую боевую машину.

    Бронетранспортер был разработан на база самого распространенного в Цахале грузовика REO M-35 который после Вьетнам подарили американцы. По сути это МРАП с V- образным днищем.
    1. +5
      18 ноября 2019 21:08
      Единственный сохранившийся экземпляр «Шоэта» находится в израильском музее Yad la-Shiryon.
      Со спущенным колесом yes
      1. -4
        18 ноября 2019 21:18
        Цитата: мыслитель
        Единственный сохранившийся экземпляр «Шоэта» находится в израильском музее Yad la-Shiryon.
        Со спущенным колесом yes

        А кто его там будет каждый день подкачивать?
    2. +2
      19 ноября 2019 00:35
      Как там в вас с обстрелами? Сейчас спокойно?
  9. -5
    18 ноября 2019 20:12
    Летом 1946 года ЗИС получил тактико-техническое задание на колесный трехосный бронетранспортер «объект 140». В соответствии с ним машина должна была иметь полную массу до 8,5 т, перевозить десант из 15–20 человек, защищаться противопульной броней и вооружаться одним станковым пулеметом. Работа над машиной «140» началась в ноябре того же года в сравнительно небольшом спецотделе КЭО ЗИС под руководством главного конструктора завода кандидата технических наук Б.М. Фиттермана.
    http://flibusta.site/b/558727/read

    В марте 1943 года стал главным конструктором завода, проработав в этой должности по 1950 год.
    28 марта 1950 года был арестован по делу о «вредительской группе на заводе ЗИС», в декабре этого же года по обвинению в саботаже, антисоветской и националистической деятельности, а также во вредительско-подрывной работе постановлением Военной Коллегии Верховного Суда СССР был приговорён к 25 годам ИТЛ, наказание отбывал в Речлаге. 15 октября 1955 года был реабилитирован и восстановлен в КПСС, защитил докторскую диссертацию.
    1. +10
      18 ноября 2019 20:54
      Цитата: профессор
      был реабилитирован и восстановлен в КПСС, защитил докторскую диссертацию.

      Много умных людей пострадали в те непростые годы зря...
      Корпус БТР -152, если они где-нибудь ещё остались на хранении, можно было бы усилить в смысле защищенности и вполне использовать и сейчас. Сделать из него путем замены силового агрегата (простая версия ЯМЗ-536) и мостов (от ЗиЛ-131) недорогой БТР для полиции, военных формирований резерва и т.п.
      Было бы подешевле, чем Тайфуны, а схожие задачи выполнять могли бы. Всяко лучше, чем патрулировать на обычном Урале или ЗиЛе, хоть и с установленной легкой защитой.
      1. +1
        20 ноября 2019 14:18
        Вообще-то - создали. "Выстрел" К(амаз)-43269 (БПМ-97). Приняли на вооружение погранвойск и батальонах охраны ПГРК Тополь. В вариант спецмашин, разумеется, а не "чистого" БТРа.
    2. +6
      18 ноября 2019 23:21
      И? к чему это было писать? а если бы он был Казах или Аварец а не Еврей Вы бы тоже написали это?
      1. -3
        19 ноября 2019 09:30
        Цитата: aws4
        И? к чему это было писать?

        Написать про машину и заныть главного конструктора?
        1. +2
          19 ноября 2019 23:40
          мне повторить вопрос? если бы он был Казах или Аварец а не Еврей Вы бы тоже про него не забыли?
          1. -5
            20 ноября 2019 07:39
            Цитата: aws4
            мне повторить вопрос? если бы он был Казах или Аварец а не Еврей Вы бы тоже про него не забыли?

            Нет, не забыл. Удовлетворены?
            1. 0
              20 ноября 2019 22:37
              да вполне.. спасибо ))))))))))
            2. 0
              23 ноября 2019 13:50
              Опять это богоизбранное лицо свои 5 копеек вставляет
  10. +5
    18 ноября 2019 20:50
    Форма кузова делала его невидимым для радаров!!! wink
  11. +14
    18 ноября 2019 20:51
    Самый популярный немецкий БТР в фильмах о ВОВ!!!
  12. +5
    18 ноября 2019 23:54
    За сборку БТР-152 в Советском Союзе отвечал Завод имени Сталина (ЗИС) в Москве (после развенчания культа личности был переименован в ЗИЛ).
    Культ личности кого? Завода? Как же у нас любят пнуть Сталина, много сделавшего для страны. По поводу статьи, зачёт, интересно. А практически всю бронетехнику послевоенной поры можно было увидеть в 60-е годы, во время выезда л/с ДВОКУ на учения. Впечатлеющая,1,5км колонна вытягивалась от училища на выезд из города. Были в ней и БТР-40 и БТР-50 и БТР-152. Танки ПТ-76, плавающие автомобили МАВ, БАВ. Зрелище было на 1,5-2.0. часа.
    1. -14
      19 ноября 2019 20:44
      28 марта 1950 года был арестован главный конструктор машины Фиттерман. Его арест состоялся в рамках расследования дела «О вредительской группе на заводе ЗИС». В декабре того же года он получил 25 лет лагерей и начал отбывать наказание в Речлаге, был полностью реабилитирован и восстановлен в партии в 1955 году. Такие были времена.
      Действиткльно, за что это любят пнуть кровавого упыря, который по фану устраивал репрессии и геноцид в масштабах сравнимый нацистским ... Видимо не повезло вождям и государям с народом, ну не любят нормальные русские кнут и террор.
  13. +5
    19 ноября 2019 01:41
    На БТР-152 конструкторы установили броневой корпус открытого типа, на обычных моделях закрыться от непогоды можно было только брезентом. Такое решение снижало защищенность десанта, но было типовым для бронемашин тех лет. Вообще-то, изготовляли БТР-152 и с броне"крышей"...(впрочем,как и БТР-40...).Хотя,чаще всего,это были "спецмашины" на базе БТР-152...,но были и КШМ. Кстати о "похожести"... Вот,например, БПМ-97...
    Чем не похож на БТР-152 ?(только задние колёса спёрли...)
    1. +3
      19 ноября 2019 23:49
      Тогда уж БТР-40 , а не 152-й! smile И колёса всё на местах!
      1. +1
        20 ноября 2019 00:43
        Цитата: militarist63
        Тогда уж БТР-40 , а не 152-й!

        Вот опять ! Опять упоминают БТР-40 ! recourse А вот мене более ндравится сравнение с БТР-152 (ну...немного "урезанном"...) request (Как говорится, кто любит отбивную,а кто-то-свиной хрящик... wink )
    2. +2
      20 ноября 2019 00:11
      Цитата: Nikolaevich I
      Вообще-то, изготовляли БТР-152 и с броне"крышей".



      Где-то читал, что бронированная крыша появилась после событий в Венгрии или Чехословакии, когда через открытый верх в БТР забрасывали бутылки с зажигательной смесью.
      Не знаю, насколько это достоверно.
      1. +3
        20 ноября 2019 00:36
        Цитата: Bad_gr
        Где-то читал, что бронированная крыша появилась после событий в Венгрии или Чехословакии, когда через открытый верх в БТР забрасывали бутылки с зажигательной смесью.

        И я читал про это...(Венгрия!)...А "закрытый" БТР-152 (как на вашем снимке...) находился в автохозяйстве ПТУС (производственно-технического управления связи...) нашего города чуть ли не до конца прошлого столетия...Дальнейшую судьбу этого БТРа не знаю ; т.к. далее в городской связи уже не работал. hi
  14. +4
    19 ноября 2019 03:33
    радиостанция 10РТ-12, которая в дневное время обеспечивала устойчивую связь на дистанции до 35-38 км на стоянке и до 25-30 км во время движения.
    Первый раз слышу что дальность связи зависит от времени суток. Конечно различные погодные факторы могут влиять на прохождение радиоволн, но вот время суток...Да согласен что в различных радиосетях есть дневные и ночные частоты, соответственно и позывные день-ночь. Но ни в одном техописании для радиостанции которыеизучал, и на которых приходилось работать, обычно указывается диапазон частот, мощность, дальность, тип антен, дальность связи для каждого типа антенны, но не разу не встречал дальность связи в дневное время для радиосредств...
    1. +9
      19 ноября 2019 04:18
      Цитата: Fitter65
      Первый раз слышу что дальность связи зависит от времени суток.

      И тем не менее это так. Ночью слышимость "дальше". Многие "радиоволны спят и не мешают прохождению твоей радиоволны" ))) А если серьезно, то "построение слоев" атмосферы с заходом солнца меняется.
      1. +3
        19 ноября 2019 09:32
        Цитата: svp67
        И тем не менее это так. Ночью слышимость "дальше". Многие "радиоволны спят и не мешают прохождению твоей радиоволны" ))) А если серьезно, то "построение слоев" атмосферы с заходом солнца меняется.

        Поэтому и осуществлялся переход на ночные частоты. Но это не для увеличения дальности, а для качества связи, отсутствие различных фоновых помех, и прочего, именно из-за физических свойств прохождения волны. И если к примеру для лучшего прохождения днём брали частоты верхнего диапазона, то для ночи уходили на нижнюю часть диапазона, это улучшало качество связи, но ни как не УВЕЛИЧИВАЛО дальность. Построение слоёв атмосферы меняется, но не столько сильно чтобы у станции в дневное время с дальность прямой связи 35-38 , в ночное увеличивает её на десяток км. Бред. Да спортсмены- коротковолновики предпочитают работать ночью, но там уже и станции другие, и антенны, и диапазон. Это как марафонец, в сравнении с пехотинцем совершающим марш-бросок. Дальность на стоянке больше из-за того, что благодаря наличию в возимом ЗИП была возможность увеличить высоту штыревой антенны до 4 метров. При движении эти колена убирались, высота уменьшалась, само собой дальность сокращалась. Так же дальность связи увеличивалась или уменьшалась в зависимости от типа работы. В телефонном она всегда была меньше чем в телеграфном. Кстате в техописаниях про данную РСТ ничего про дальность связи в дневное и ночное время не сказано, думаю если бы разность была существенная об этом бы обязательно было указанно. https://military.trcvr.ru/2015/08/12/radiostancii-10-r/
        1. +2
          19 ноября 2019 11:32
          Кстате в техописаниях про данную РСТ ничего про дальность связи в дневное и ночное время не сказано, думаю если бы разность была существенная об этом бы обязательно было указанно.

          радиостанция коротковолновая, а для этого диапазона характерны различия в дальности связи ночью и днем.
          И если к примеру для лучшего прохождения днём брали частоты верхнего диапазона, то для ночи уходили на нижнюю часть диапазона, это улучшало качество связи, но ни как не УВЕЛИЧИВАЛО дальность.

          Если у вас днем была связь, то ночью на эту же дальность ее может и не быть.
          1. +3
            19 ноября 2019 14:27
            Цитата: слава1974

            Если у вас днем была связь, то ночью на эту же дальность ее может и не быть.

            для этого на ночные частоты. Для радиостанции у которой дальность изменяется несколькими десятками километров это не критично.И если у неё была дальность в 38-40 км днём, то ночью она у нее не поменяется до 138-140. Мне то про связь дальность и прохождение волн втирать не надо. Я слава богу с 1983 и по 2010 на РСТ типа Р-140/ Р-161, а также релейках типа Р-409М, ну там ещё плюс Р-151 была правда недолго , поработал. Так-же работал оконечником с Р-412 и Р-410. Так что, что и как проходит днём и ночью знаю не понаслышке. Кстате в ТТХ на радиосредства всегда даётся дальность типа 38-40, или 40-45, вот это и есть разница в дальности день-ночь, но ни как уж не в разы, "мощя" не та, хотя при других антеннах, к примеру узконаправленных, дальность увеличивается, причём не на единицы, а бывает и в разы. К примеру у нас на ПДРЦ в своё время стояла Р-140 которая работала только на Москву. Причём время выбиралось утро-вечер, учитывая разницу по времени в 7 часов.Антены- диполи были выставлены строго по азимуту, и связь практически была всегда, но с Москвой.Для работы с Переясловкой или Возжаевкой брались уже антенны другой направленности. Хотя на АЗИ или Штыревую иногда работали и с той-же Переясловкой, или Хабаровском, но это опять же всё зависело от прохождения радиоволны. Причём бывало что на дневных, что на ночных частотах связи нет, я к примеру слышу корреспондента отлично, а он меня нет, или наоборот. Причём условия прохождения волны у всех одинковы.
            1. 0
              20 ноября 2019 09:31
              Вы пишите
              Первый раз слышу что дальность связи зависит от времени суток.

              и тут же
              Мне то про связь дальность и прохождение волн втирать не надо. Я слава богу с 1983 и по 2010 на РСТ типа Р-140/ Р-161, а также релейках типа Р-409М, ну там ещё плюс Р-151 была правда недолго , поработал.

              и следом
              Для радиостанции у которой дальность изменяется несколькими десятками километров это не критично.

              То есть вы согласны ,что влияние есть, пусть и не критичное. О чем и завязался спор.
              Радиостанция, о которой идет речь, работает в КВ диапазоне, поэтому влияние есть однозначно. Да, пусть не критичное, но тем не менее, при работе на предельные дальности его надо учитывать.Насколько знаю, на боевых машинах переход на дневные и ночные частоты не осуществляется ,но это сейчас, когда в основном работают в УКВ диапазоне. как было раньше не знаю.
              1. +1
                20 ноября 2019 16:26
                Цитата: слава1974
                То есть вы согласны ,что влияние есть, пусть и не критичное. О чем и завязался спор.
                Конечно. не согласен, автор ещё забыл указать что передатчик на новых лампах даёт дальность на несколько % больше, чем РСТ у которой лампы уже поработали. Это тоже один из важных моментов как и суточные условия для ПРОХОЖДЕНИЯ радиоволн. Поэтому кроме дальности днём, автору надо было указать что дальность меняется не только днём но и на новых( старых) лампах, а так же от календарного сезона.
                Цитата: слава1974
                Насколько знаю, на боевых машинах переход на дневные и ночные частоты не осуществляется ,

                Плохо знаете, не только на боевых машинах, а даже на машинах подметающих аэродром такое понятие, как переход на день-ночь есть, а уж для всех прочих РСТ в обязательном порядке , ( типа приказа по частям связи) есть предписанное время перехода на ночные-дневные частоты, причём на основание схемы-приказа, указывается какой тип, станция, режим работы, список прилагаемых частот. Но это влияет не на ДАЛЬНОСТЬ связи , а на её КАЧЕСТВО.Вы путаете мягкое с белым. Если вы считаете что с переходом на день-ночь увеличивается ДАЛЬНОСТЬ, то объясните такой феномен когда я отрабатываю задачу с Переясловкой, КВ РСТ типа Р-140М, я его не слышу, он меня слышит отлично. Почему? Если верить вашим рассуждениям о ДАЛЬНОСТИ связи то она у нас должна быть одинакова, работаем в мериодинальном направлении, время суток и тип РСТ одинаков. А да я выше по отношению к полюсу, и поэтому моя волна идёт в низ спокойно, а у корреспондента ,она не может взобраться на широту Комсомльска. Следующее условие к данной задачи. Возжаевка( это Амурская область, не далеко от Белогорска) в этот момент слышит нас обоих отлично, и с каждым из нас связывается без проблем.Причём, с Переясловкой, в ЧМ связь у нас просто песня.
                Цитата: слава1974
                Радиостанция, о которой идет речь, работает в КВ диапазоне, поэтому влияние есть однозначно

                Р-140, Р-161 тоже КВ станции, которые я изучал, и на которых работал, и сразу сказу что в ТТХ данных станций уточнений на дальность связи в ночных и дневных условиях нет. Есть дальность при для работы в разных режимах, для разных антенн, но вот дальность на ДЕНЬ-НОЧЬ нету. Так это РСТ мощностью более 1 килловата, и дальность до 2500км, Для данного типа погодные, геомагнитные и прочие факторы являются существенными для КАЧЕСТВА связи, но не как не для ДАЛЬНОСТИ. Все эти смены частот и переходы на день-ночь нужны для КАЧЕСТВЕННОГО передачи и приёма сигнала. А для станции дальности " чем лучше погоны видно, тем качественней связь" такие заморочки не важны, и не существенны. ЭТО РАЗ. Я в своём первом комментарии отметил, что в ТТХ всех средств связи нет такого понятия как дальность связи днём ночью.Это ДВА. Но тут, вы вместо того чтоб признать пункт два( ну перемудрил с кем не бывает) полезли в дебри теории прохождения радиоволн. Но причём так и не рассказали как это при радиоволне длинной от 100 до 10 метров, люди на тысячи километров связываются. Это шутка.если что . Но если вы найдёте в ТТХ , или техописании что дальность днём равна -Х , а дальность ночью-Y. Буду очень признателен. А то надоело читать и комментировать ваш бред. ДАВАЙТЕ КОНКРЕТНО . ВОТ ТТХ РСТ Р-____. ВОТ ДАЛЬНОСТЬ ДНЁМ. ВОТ ДАЛЬНОСТЬ НОЧЬЮ. НЕТ, всё идете ёжиков пасти.
                1. 0
                  21 ноября 2019 01:33
                  Привет , коллега! Всё совершенно верно, только вот небольшое уточнение в отношении:
                  Я в своём первом комментарии отметил, что в ТТХ всех средств связи нет такого понятия как дальность связи днём ночью

                  Справедливости ради , таки есть такое понятие, причём в книжицах с ТТХ маломощных радиостанций , к коим и относится обсуждаемый объект . Только в параметре "Дальность связи" в колонках "день" и "ночь" числа совершенно одинаковы! Т.е. нет никакого различия, о чём я здесь тоже изначально утверждаю!
                  Кстати , в пехоте (а обсуждаемый объект именно оттуда) , в тактическом звене управления сроду не практиковались переходы на ночные-дневные частоты! В радиоданных априори такого не было заложено! Это я как нач.связи мсб (когда-то) , а впоследствии ком.роты связи танкового полка утверждаю....
                  1. +1
                    21 ноября 2019 02:51
                    Цитата: militarist63
                    Кстати , в пехоте (а обсуждаемый объект именно оттуда) , в тактическом звене управления сроду не практиковались переходы на ночные-дневные частоты!

                    На счёт пехоту утверждать не буду, я всю жизнь в "придворных "ОБС при авиадивизиях служил. Правда с 2002, когда 83 БАД разогнали, в ОБС при 277 Млавском БАП , служил на разных должностях от начальника РСТ, до начальника ПДРЦ-ПРЦ и начальника УС. Последние пару лет, перед пенсией, правда в автопарк ушёл, нештатным техником роты. У нас переход на день-ночь было в обязательном порядке. Даже для "Пальм" и "Ромашек" был список частот и график перехода. Правда на аэродроме этим делом иногда не заморачивались, просто ДС и РТО команду на переход не давал, бывало что после перехода на ночные, связь с некоторыми подвижными объектами терялась. Когда на 409-й работал, то после того как все связи набрал, переход на другие частоты осуществляли только при возникновении помех...
                2. 0
                  21 ноября 2019 17:34
                  Есть дальность при для работы в разных режимах, для разных антенн, но вот дальность на ДЕНЬ-НОЧЬ нету.

                  Но если вы найдёте в ТТХ , или техописании что дальность днём равна -Х , а дальность ночью-Y. Буду очень признателен.

                  Да пожалуйста. Не лезем в дебри, а берем радиостанцию Р-130. Знаете такую? И читаем NN{/ Черным по русскому написано про дальность связи днем и ночью:
                  Тип антенны
                  Дальность связи, км, не более Примечание
                  днем ночью
                  на стоянке в движении на стоянке в движении
                  "Штырь -4 м" 50 50 20 20 На частотах, выбранных в соответствии с радиопрогнозом.
                  "Наклонный луч" 75 - 30 -
                  "Симметричный вибратор" 350 - 350 -
                  АЗИ 350 350 350 350
                  tongue

                  Плохо знаете, не только на боевых машинах, а даже на машинах подметающих аэродром такое понятие, как переход на день-ночь есть

                  на вашем аэродроме может быть и есть. А боевых частях, на ББМ и танках с 60-х годов установлены радиостанции УКВ диапазона. Поэтому никакого перехода день-ночь нет.
                  Раньше, когда были радиостанции КВ диапазона не знаю. и Вы наверное тоже.

                  Вы путаете мягкое с белым.

                  надоело читать и комментировать ваш бред

                  НЕТ, всё идете ёжиков пасти.

                  Ну зачем столько пафоса и обидных слов?коллега? hi
                  1. +1
                    22 ноября 2019 01:01
                    А боевых частях, на ББМ и танках с 60-х годов установлены радиостанции УКВ диапазона. Поэтому никакого перехода день-ночь нет.
                    Раньше, когда были радиостанции КВ диапазона не знаю. и Вы наверное тоже.
                    Зато я знаю. wink Радиостанции КВ диапазона и сейчас есть на танках (в дополнение к УКВ радиостанции, характерной для линейного танка). Это на командирских танках , на тех, что в конце наименования присутствует "К" (Т-62К, Т-72К, Т-72БК, Т-90СК и т.д....). Изначально устанавливались Р-130Т, Р-130МТ, впоследствии (перед развалом СССР) Р-134МТ... При этом, в радиоданных к ним никаких переходов день-ночь предусмотрено не было. Был когда-то начальником связи-ком.взвода связи танкового батальона , где у меня во взводе был такой танк (Т-62МК, затем Т-72БК), предназначенный комбату... Да и выше берём - впоследствии был командиром роты связи танкового полка, где в роте был танк командира полка (такой же , как и у комбата) и , помимо прочего , 5 КШМ (три БМП-1КШ, Р-145БМ и Р-142н), в которых по одной Р-130М... И тут никаких переходов день-ночь не было. А для нормальной КВ связи (мобильно и без заморочек развёртывания) использовали АЗИ... А для неё ночь не проблема и по дальности солидно...
                    Остальные р/средства все УКВ.....
          2. 0
            20 ноября 2019 00:02
            НЕ СМЕШИТЕ МОИ ВОЛОСЫ, ОБСУЖДАЯ БРЕД НАПИСАННЫЙ В СТАТЬЕ!!! laughing laughing ДЛЯ МАЛОМОЩНЫХ РАДИОСТАНЦИЙ ВСЕ ЭТИ СУТОЧНО-МЕТЕО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НЮАНСЫ РРВ (распространения радиоволн) ГЛОБАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ НА ПАРАМЕТРЫ ТТХ РАДИОСТАНЦИИ НЕ ОКАЗЫВАЮТ!!!
            1. 0
              20 ноября 2019 09:33
              ДЛЯ МАЛОМОЩНЫХ РАДИОСТАНЦИЙ ВСЕ ЭТИ СУТОЧНО-МЕТЕО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НЮАНСЫ РРВ (распространения радиоволн) ГЛОБАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ НА ПАРАМЕТРЫ ТТХ РАДИОСТАНЦИИ НЕ ОКАЗЫВАЮТ!!!

              бывают такие моменты ,когда оказывают. И профессионализм в том и заключается, что в любых условиях обстановки выполнить поставленную задачу. 10 лет можно не стакливаться с этим явлением, а потом раз..... и связи нет. а ларчик просто открывался.
              1. 0
                21 ноября 2019 00:53
                Знаете , как говорится , и на старуху бывает проруха! laughing Только такие "прорухи" в технических описаниях радиостанций не расписываются (это к вопросу заявленных автором возможностей радиостанции)...Там даются оптимальные дальности связи на разных антеннах, заявленные как максимальные...Причем и днём и ночью дальность связи там даётся одинаковой (один в один)...Поэтому не нужно фантазий! А в отношении разных нюансов (прорух)..., ядрёный взрыв бахнет и как будем ларчик открывать?! wassat
                К вопросу о профессионализме. Я , вообще-то, 22 года в подразделениях связи , начав , после военного ВУЗа связи, начальником связи-командиром взвода связи мотострелкового батальона (потом танкового батальона, адн...)... и закончив начальником узла связи КП ПВО... Потому, про открытие ларчиков кому-то другому.... wink
                Кстати , был в моей практике факт обеспечения устойчивой радиосвязи (причём на протяжении длительного времени) маломощной танковой радиостанцией Р-123МТ с антенной КША на 11 метровом телескопе, на расстояние в сотни раз превышающее паспортное! В данном варианте связь и днём, и ночью (согласно ТТХ) предусмотрена на дальность 40 км. Однако я на протяжении многих месяцев стабильно общался с диспетчерами (дэвушками) коммунальной службы Свердловской области.... до которых было более 3 тыс. км.!!! Вот такой "ларчик"!
                1. +1
                  21 ноября 2019 20:29
                  Причем и днём и ночью дальность связи там даётся одинаковой (один в один)...Поэтому не нужно фантазий!

                  Почитайте ТТХ Р-130.Дальность связи на АШ-4 днем 50 км, ночью - 20 км.
                  Официальный документ на радиостанцию. И никаких фантазий.
                  1. 0
                    21 ноября 2019 23:59
                    Ну, со штырём есть такая проблема! А как работает Р-130М с антеннами АЗИ и Диполь? А работает одинаково хорошо и днём, и ночью на 350 км.
      2. 0
        20 ноября 2019 00:39
        Зато собаки, чуть что..., как проснутся, как залают! laughing laughing laughing
  15. +1
    19 ноября 2019 04:38
    Помимо вооружения на бронетранспортёрах устанавливалась радиостанция 10РТ-12, которая в дневное время обеспечивала устойчивую связь на дистанции до 35-38 км на стоянке и до 25-30 км во время движения.

    Не понял. А в ночное время связи не было или она на другую дистанцию рассчитана?
    Когда пишут такие статьи надо хоть перечитывать то, что написал.
    Иначе теряется смысл и смазывается картина.
    1. +2
      19 ноября 2019 09:28
      А в ночное время связи не было или она на другую дистанцию рассчитана?

      В ночное время прохождение радиоволн изменяется, соответсвенно меняется дальность связи.
      1. +1
        19 ноября 2019 10:43
        О!
        А на сколько оно - это прохождение меняется!?
        И в какие единицах это измерить?
        1. +2
          19 ноября 2019 11:27
          Прохождение радиоволн меняется в зависимости от времени года, времени суток ,солнечной активности, используемой частоты, антенн, мощности, типа сигнала и т.д. и т.п.
          Измеряется как правило в дальности связи.
          1. +1
            19 ноября 2019 12:47
            Спасибо.
            А то я уж заволновался.
            Думаю, что ночью, наверное, на оленях быстрее будет!
            Пусть будет как обычно! soldier
        2. 0
          20 ноября 2019 00:24
          В "танке" не стоит этим парить себе голову! laughing
      2. 0
        20 ноября 2019 00:22
        Это (РРВ в ночное время) актуально для радиостанций большой и средней мощности, но никак не для маломощной танковой радиостанции! Автор бы ещё приплёл сюда погодные условия и прочие географические нюансы (например, что-то про разную подстилающую поверхность...)... laughing laughing
    2. +1
      19 ноября 2019 23:52
      В ночное время радиотелефониста не будить!!! stop laughing
  16. +1
    19 ноября 2019 05:31
    Запомнился "парадный" вариант 152-го на каком то фото с Красной площади : впереди КПВ,по бокам СГ.
  17. +1
    19 ноября 2019 23:52
    Пытался на нем кататься, руль толком хрен провернешь, хотя я и не маленький ,и чахлый.
  18. 0
    20 ноября 2019 14:24
    радиостанция 10РТ-12, которая в дневное время обеспечивала устойчивую связь на дистанци
    Я может не совсем в теме, объясните пожалуйста как время суток влияет на дистанцию радиообмена?
  19. 0
    26 ноября 2019 20:16
    Вообще то ходовая и движок от 157-го ЗИЛа. Я ещё застал один экземпляр в Коврове, в 70-х.
  20. 0
    6 декабря 2019 23:07
    Бтр-152 на вооружении армии России до 1993г. Моё мнение - с современным движком мог бы и сегодня использоваться как бронированный грузовик для горячих точек. Как + считаю задние распашные двери.
  21. 0
    15 февраля 2020 19:38
    Грубо говоря взяли немецкую бронемашину переделали добавили чуть чуть брони зделали на колесах
    И свое вооружение всё
  22. 0
    22 января 2023 10:52
    Данная бронетехника мне чем-то напоминает БТР-152. Можно сказать, что это его реинкарнация.