Як-130 превратят в боевой вариант с контейнерами РЭБ

110

Стало известно о планах Объединённой авиастроительной корпорации создать особый вариант самолётов Як-130. Напомним, что на данный момент эти самолёты позиционируются как учебно-боевые, причём в ВКС России упор делается в первую очередь на учебную составляющую.

Находящийся в ОАЭ на международной выставке Dubai Airshow 2019 глава Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь рассказал журналистам о том, что Як-130 ОАК планирует превратить в боевой самолёт. Речь идёт о глубокой модернизации первоначальной версии УБС, которая призвана повысить его боевую составляющую.



По словам Юрия Слюсаря, в ОАК «кастомизировали» повышенные боевые возможности самолёта под нужды зарубежных заказчиков, включая заказчиков самолёта, в том числе из стран Ближнего Востока.

Боевая версия Як-130 представлена с расширенной номенклатурой вооружений, включая управляемые ракеты класса «воздух-воздух», блоки НУРС различных калибров, контейнеры РЭБ (радиоэлектронной борьбы), подвесной контейнер с авиапушкой калибра 30 мм. Речь идёт о двуствольной авиационной пушке.

По словам Юрия Слюсаря, Як-130 сегодня позволяет осуществлять подготовку личного состава для пилотирования боевых самолётов как 4-го, так и 5-го поколений. Глубокая модернизация Як-130 позволит превратить самолёт в по-настоящему самодостаточную боевую единицу.

Напомним, что ранее в России имели место несколько случаев падения самолётов Як-130. Часть из них связана с пилотированием УБС курсантами и инструкторами Борисоглебской авиационной базы. По некоторым данным, лётчики высказывали недовольство в отношении работы двигателей УБС. На основании высказываемых претензий производитель провёл многоуровневую доработку учебно-боевых самолётов.

На сегодняшний день УБС Як-130 помимо России эксплуатируются в таких странах как Алжир, Мьянма, Лаос, Бангладеш и Белоруссия. Рассматривают возможность покупки в Казахстане, Малайзии, Сирии, Монголии и нескольких арабских монархиях.
110 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    17 ноября 2019 15:51
    Сделали бы уже давно. Модификация на экспортном рынке очень даже востребованная.
    1. +7
      17 ноября 2019 16:08
      Цитата: Лексус
      Сделали бы уже давно. Модификация на экспортном рынке очень даже востребованная.

      Был бы интереснее чем тот же бразильский Тукано
      1. -14
        17 ноября 2019 16:44
        Интересно, Украина тогда им заинтересуется, не плохой шаг для начала нормализации отношений
        1. +17
          17 ноября 2019 16:54
          Для нормализации отношений совсем другой шаг нужен.и не с нашей стороны.
          1. +6
            17 ноября 2019 17:08
            Не могут они сейчас через себя переступить! Даже Тукано покупать будут назло.
        2. +8
          17 ноября 2019 20:02
          Этим чубчикам, только метлы, по цене Як-130, им даже спички нельзя доверять.
        3. +1
          17 ноября 2019 21:56
          Украина навряд ли.
          Есть китайский сверхзвуковой Л15 на основе як-130, яковлевцы помогли китайцам сделать.
          Моторы там украинские.
          Украина давно к нему присматривается
          1. 0
            18 ноября 2019 15:43
            Хороший вариант для Украины. Движки менять смогут сами.
      2. +4
        17 ноября 2019 16:58
        Цитата: РУСС
        Цитата: Лексус
        Сделали бы уже давно. Модификация на экспортном рынке очень даже востребованная.

        Был бы интереснее чем тот же бразильский Тукано

        кхм, тукано вообще то кукурузник
        1. +6
          17 ноября 2019 18:07
          "Тукано" дешевле изначально, ниже эксплуатационные расходы.
          С реактивными штурмовиками по ТТХ ему не сравнится, но для "лёгких" задач, для "бедных" самое то.
          1. 0
            17 ноября 2019 19:16
            Сейчас безпилотники в его весовой категории есть. Проще их купить,там и летчика обучать не надо. Да и вертолёт ударный будет не хуже. А это чудо для слабой ПВО отличная мишень.
            1. +5
              17 ноября 2019 19:34
              Цитата: Герман 4223
              Сейчас безпилотники в его весовой категории есть.

              Там где Тукано применяют, ПВО считай нет. Беспилотники пока не могут заменить опытный экипаж штурмовика всегда и везде.
              1. +1
                17 ноября 2019 21:27
                Так в том и дело что у их визави есть и зенитки и ПЗРК,даже вроде оса как-то мелькала. Если такую машину активно применять на таком театре военных действий,то десять боевых вылетов это будет успех. Потом сами сказали опытный экипаж,это явно не тот случай. Не факт что опытный оператор хуже.
                1. +1
                  17 ноября 2019 21:47
                  Не обсуждаю конкретный ТВД, рассматриваю разные ситуации. Тукано сделан для борьбы с "партизанами", везде где они есть. Сколько то серьезный ПВО для него будет кирдык.
          2. +1
            17 ноября 2019 20:04
            Как раз будет где Шилке разгуляться или если есть деньги, Панцирям. good lol
            1. +1
              17 ноября 2019 20:23
              Панцирь не обсуждается, не вездеход, Шилка может, но не везде ... чаще всего легкая\тяжелая стрелковка, максимум легкая ЗСУ . У самых богатых или реально спонсируемые, могут быть зенитные ПЗРК, но это редкость.
              1. +2
                17 ноября 2019 20:28
                Зениткам не ездить, им стрелять по самолетам надо
                1. +2
                  17 ноября 2019 20:39
                  Ну да, а на место "работы" они телепортируются? Места разные бывают.
          3. +4
            17 ноября 2019 20:23
            Цитата: rocket757
            "Тукано" дешевле изначально, ниже эксплуатационные расходы.
            С реактивными штурмовиками по ТТХ ему не сравнится, но для "лёгких" задач, для "бедных" самое то.

            Такой не дешевле будет?
            1. +1
              17 ноября 2019 20:25
              Цитата: Piramidon
              Такой не дешевле будет?

              А где их взять? Не выпускаются давно.
              1. +1
                17 ноября 2019 20:27
                Цитата: rocket757
                А где их взять? Не выпускаются давно

                У китайцев. Они их пока еще выпускают.
                1. 0
                  17 ноября 2019 20:36
                  Цитата: Piramidon
                  У китайцев. Они их пока еще выпускают.

                  Факт! Еще и модернизируют и ПРОДАЮТ!!! Пока "наши ответственные" не мычат не телятся.
                  Вот жеж засада ... как оценить безответственность "наших ответственных"???
                  За какое дело не возьмутся профукают или прос -------
          4. +1
            17 ноября 2019 22:01
            Цитата: rocket757
            "Тукано" дешевле изначально, ниже эксплуатационные расходы.
            С реактивными штурмовиками по ТТХ ему не сравнится,

            ну как бы, это тёплое с мягким сравнивать, винтовые - они своими задачами занимаются
          5. 0
            18 ноября 2019 07:50
            Ну да, Украина сейчас в богатых не числится - и попадёт ли снова в их число ...
      3. 0
        17 ноября 2019 19:02
        Замена "Тукано"? Ага, вот только чем целиться?
        По воздуху - нет радара, по земле нет подвестого контейнера с ТВ-ИК каналами и лазерным целеуказателем, в т.ч. в контейнерном исполнении.
        Кроме того, ценность "кукурузника"-"Тукано" в низкой цене летного часа, возможности долго барражировать в нужном районе, низких затратах на эксплуатацию ( у Як-130 2 турбореактивных движка, причем в оригинале украинских)
        Сделайте контейнер целеуказания для начала.....
        1. +4
          17 ноября 2019 19:40
          Каждый покупает или то что нужно или то что может. Самолеты друг друга не подменяют, по функции учебного самолёта.
          Кто и как используют ... из чешской L 39, тоже боевую единицу делают некоторые.
      4. +1
        17 ноября 2019 21:36
        Х вовсе нет . Концепция у бразильского Тукано совсем другая. Он турбовинтовой и позволяет очень долго летать. Як-130 это машина для обучения в первую очередь . Поэтому концепция создания абсолютно другая .
    2. +3
      17 ноября 2019 19:27
      Очень востребованная, но и конкуренция бешеная...
    3. +1
      18 ноября 2019 00:57
      Даа крутой получится самолёт с боевой нагрузкой в 3 тонны, если учесть что у первых модификаций 1983 года у Миг-29 была боевая нагрузка в 2 тонны, а потом в 90-х довели до 4 тонн и при том что цена Як-130 7,5 млн дол, а Миг-29 30 млн дол, в 4 раза дороже. smile
      1. +1
        18 ноября 2019 09:00
        Если самолёт востребован, значит делают то что надо!
        1. 0
          18 ноября 2019 10:27
          Я только За, чем больше у нас будет хороших самолётов, тем мы спокойнее будем спать. smile
  2. +1
    17 ноября 2019 15:51
    Идея давно висела в воздухе. Оставалось только взять готовый самолет и дооборудовать. Да и для себя пригодится.
    1. 0
      17 ноября 2019 15:53
      Можно еще поставить новые двигатели АИ - 322.
      1. +4
        17 ноября 2019 16:50
        Цитата: ТермиНахТер
        Можно еще поставить новые двигатели АИ - 322.

        Зачем нам украинские двигатели? - СМ-100 на подходе...
        1. -1
          17 ноября 2019 16:56
          На подходе - это когда? АИ - 322, хоть завтра.
          1. +5
            17 ноября 2019 16:57
            И завтра не нать и за даром не нать...
    2. +6
      17 ноября 2019 16:22
      Цитата: Сергей39
      Идея давно висела в воздухе.

      Идея заменить Су-25 на Су-34, а потом сделать из Як-130 почтиштурмовик, чтобы он выполнял функции Су-25? laughing laughing
      1. +4
        17 ноября 2019 16:36
        Чтобы он выполнял функции товара, на который есть спрос.
        1. +2
          17 ноября 2019 17:07
          Цитата: Сергей39
          Чтобы он выполнял функции товара, на который есть спрос.

          Товар из него тоже не особо хороший. Из-за наличия брата-близнеца итальянского производства.
          1. +2
            17 ноября 2019 18:13
            Вполне нормальный.
            "Рассматривают возможность покупки в Казахстане, Малайзии, Сирии, Монголии и нескольких арабских монархиях."
            1. +2
              17 ноября 2019 18:49
              Цитата: Сергей39
              Рассматривают возможность покупки в Казахстане, Малайзии, Сирии, Монголии и нескольких арабских монархиях.

              Кто из перечисленных Вами откажется от российского самолёта в пользу итальянского варианта из-за боязни американских санкций? Все, кроме Сирии, которая если и возьмёт, то только в кредит?
      2. 0
        17 ноября 2019 21:53
        Никто не заменял су-25 на су-34. Первого уже давно нет в серийном производстве,его выпускали в Тбилиси. Сейчас его модернизируют,но новых машин взять негде. Это новую производственную линию строить надо. Второй вариант выпускается. Из як130 штурмовик на замену су-25 просто не получится. Нагрузка которую он может взять изначально меньше,а самолёту для выполнения таких функций которые выполняет су-25 потребуется ещё и бронирование. А это считай новый планер и от нагрузки ничего не останется.
        1. -1
          17 ноября 2019 21:57
          Цитата: Герман 4223
          самолёту для выполнения таких функций которые выполняет су-25 потребуется ещё и бронирование

          На какой высоте в Сирии работают Су-25?
          1. 0
            17 ноября 2019 22:17
            А вертолёты? Штурмовикам по их задачам иногда надо опускаться и пониже пяти километров. Для этого и нужно иметь броню. А против ракет должны быть системы постановки помех. Такие вещи есть даже на ударных вертолётах,и они проявили себя в Сирии.
            1. -1
              17 ноября 2019 22:26
              Когда они спускаются ниже -их сбивают.Броня против ПЗРК бесполезна.А на высоте 5 км-бесполезна от слова совсем.Деньги на ветер
              1. +1
                17 ноября 2019 23:02
                Броня конечно безполезно против ракет. Для этого есть бортовой комплекс обороны. Например на том же су-25см стоит комплекс Витебск. Он защищает самолёт как от ПЗРК так и от ракет с радиолокационным наведеним. На вертолётах стоит комплекс президент с. Броня защищает от крупнокалиберных пулемётов и малокалиберных пушек.
        2. 0
          17 ноября 2019 22:05
          Цитата: Герман 4223
          Никто не заменял су-25 на су-34.

          "Истребитель-бомбардировщик Су-34 рассматривается военными не только как замена фронтовому бомбардировщику Су-24, но и штурмовику Су-25, заявил председатель комитета Совфеда по обороне и безопасности Виктор Бондарев."
          https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201711131025-uuyz.htm

          Цитата: Герман 4223
          Первого уже давно нет в серийном производстве,его выпускали в Тбилиси. Сейчас его модернизируют,но новых машин взять негде.

          В Улан-Уде.
          Если я не ошибаюсь, все модернизации штурмовика основаны на Су-25УБ, производившихся именно там, а не в Тбилиси.


          Цитата: Герман 4223
          Из як130 штурмовик на замену су-25 просто не получится.

          И я о том
          1. 0
            17 ноября 2019 22:23
            В Улан-Удэ выпускали учебную версию,это не так много и было это давно. Когда выпустили последнюю машину? И что с производственной линией,она существует? Может су-34 и будет заменять су-25 но штурмовиком он от этого не станет .
  3. +8
    17 ноября 2019 15:53
    Без полноценного радара с АФАР (как на итальянском "брате-близнеце" М-346) нет смысла.
    1. +11
      17 ноября 2019 16:27
      Будем посмотреть , коллега , что выйдет из таких планов . yes
      1. +1
        17 ноября 2019 17:06
        Цитата: bouncyhunter
        Будем посмотреть , коллега , что выйдет из таких планов . yes

        Паш! Ну раз сказали, значит выйдет. Я таки предполагаю что уже нашли (сделали) радар какой примастырить.
        1. +7
          17 ноября 2019 17:25
          Цитата: poquello
          Я таки предполагаю что уже нашли (сделали) радар какой примастырить.

          Не хочу спешить с выводами , друже , посмотрим . wink
        2. +1
          17 ноября 2019 21:58
          Есть "копьё" его устанавливали на индийские миг-21 при модернизации. Он уже правда несовсем современный но впихнуть можно.
          1. +2
            17 ноября 2019 22:33
            Цитата: Герман 4223
            Есть "копьё" его устанавливали на индийские миг-21 при модернизации. Он уже правда несовсем современный но впихнуть можно.

            да их по ходу уже как грязи наклепали, чего-то выбрали вероятно
  4. +5
    17 ноября 2019 16:16
    Як-130 сегодня позволяет осуществлять подготовку личного состава для пилотирования боевых самолётов как 4-го, так и 5-го поколений. Глубокая модернизация Як-130 позволит превратить самолёт в по-настоящему самодостаточную боевую единицу

    Ну что сказать ,видать время настало ! hi

    Подымайся Россия ,хватит учиться ,пора в бой ! soldier
    1. +1
      17 ноября 2019 19:25
      Да, Друг мой, пора... А Вы в какие войска записались?
      1. +1
        17 ноября 2019 20:05
        В диванные.
  5. +9
    17 ноября 2019 16:17
    Як-130 превратят в боевой вариант с контейнерами РЭБ

    Превратят? Волшебники хреновы. Не преобразуют, не переделают, а превратят... fool
    А вообще каждый должен заниматься своим делом. Штурмовик штурмовать, учебный учить...
    1. +1
      17 ноября 2019 16:31
      Использование учебных самолетов в качестве легких штурмовиков - обычное дело как минимум со времен Alpha Jet.
      1. +1
        17 ноября 2019 19:19
        По-2 был еще такой ночной бомбардировщик
      2. +2
        17 ноября 2019 19:29
        Цитата: Добрый_Анонимус
        Использование учебных самолетов в качестве легких штурмовиков - обычное дело как минимум со времен Alpha Jet.

        Единственный случай боевого применения
        ВВС Нигерии объявили об успешной ремилитаризации двух их четырех демилитаризованных учебных самолетов Alpha Jet, купленных в США. Эта программа предназначена для использования вооруженных самолетов для усиления борьбы с повстанцами в северо-восточной Нигерии. Сообщается, что иностранные компании предлагали свое содействие, но ВВС Нигерии справились с задачей собственными силами, сэкономив большие валютные средства.

        Нигерийская армия сделала заявление о пропаже реактивного учебно-тренировочного самолета Alpha Jet (б/н NAF 466). По словам директора военной информационной службы генерал-майора Криса Олуколаде , самолет с двумя пилотами пропал без вести во время выполнения оперативной миссии. Инцидент случился 12 сентября 2014 г. «Все усилия по обнаружению самолета не дали положительного результата. Ведутся поисковые работы для установления контакта с пропавшими пилотами», сообщил генерал.
        1. -2
          17 ноября 2019 19:35
          Цитата: Vadivak
          Единственный случай боевого применения


          Это неправда. С Википедии:


          In total, Alpha Jets flew approximately 3,000 combat missions in support of ECOMOG, sustaining no losses but incurring some damage from anti-aircraft artillery.
    2. +4
      17 ноября 2019 16:40
      Олег, проявляйте уважение к собеседникам и будет Вам "счастье". hi
      1. -1
        17 ноября 2019 19:19
        Цитата: Касым
        Олег, проявляйте уважение к собеседникам и будет Вам "счастье". hi

        Проявляю. Так же требую проявлять уважение к русскому языку и нам читателям. Самолеты пока еще не "превращают".

        Цитата: Добрый_Анонимус
        Использование учебных самолетов в качестве легких штурмовиков - обычное дело как минимум со времен Alpha Jet.

        Не "обычное это дело", а удел бедных.

        Цитата: Vadivak
        Цитата: профессор
        Штурмовик штурмовать, учебный учить...


        Олег добрый вечер, учебный Л-29 помнишь? Его тоже в виде штурмовика применять можно, но один раз.
        А еще Як-52 Б тож бомбер, такой же, одного вылета.

        Ну я же пишу- удел бедных. Богатые применяют самолеты по назначению. На учебных учатся, на боевых воюют. Полубедные переделывают "кукурузники" в легкие штурмовики... До первых потерь.
        1. +8
          17 ноября 2019 20:31
          профессор (Соколов Олег)


          Давно уже...
        2. -1
          17 ноября 2019 20:34
          Цитата: профессор
          Использование учебных самолетов в качестве легких штурмовиков - обычное дело как минимум со времен Alpha Jet.

          Не "обычное это дело", а удел бедных.


          Этими "бедными" были Франция и Германия.

          Цитата: профессор
          Богатые применяют самолеты по назначению.


          Назначение Як-130 - учебно-боевой самолет.
          1. -1
            17 ноября 2019 20:41
            Цитата: Добрый_Анонимус
            Этими "бедными" были Франция и Германия.

            Франция и Германия тоже не всегда были богатыми, а таких жмотов как немцы надо еще поискать.

            Цитата: Добрый_Анонимус
            Назначение Як-130 - учебно-боевой самолет.

            Маркетологи его и транспортным назовут если будет возможность его кому-нибудь втюхать. Боевой? Истребитель он никакой, бомбардировщик тоже. Штурмовик предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск в бою? Разве, что на борту будут камикадзе. Держу пари, что не увидим этого "штурмовика" в небе Сирии.
            1. -1
              17 ноября 2019 20:45
              Цитата: профессор
              Франция и Германия тоже не всегда были богатыми


              В те времена они уже были богатыми.

              Цитата: профессор
              Штурмовик предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск в бою?


              Штурмовик для COIN.

              Цитата: профессор
              Держу пари, что не увидим этого "штурмовика" в небе Сирии.


              Зависит от того, сколько это будет продолжаться. Сейчас Як-130 в ВКС в качестве штурмовика не используется.
              1. 0
                17 ноября 2019 20:48
                Цитата: Добрый_Анонимус
                Штурмовик для COIN.

                Папуасов можно гонять и на кукурузнике пока те не начнут отстреливаться.

                Цитата: Добрый_Анонимус
                Зависит от того, сколько это будет продолжаться. Сейчас Як-130 в ВКС в качестве штурмовика не используется.

                От чего же? Назначение Як-130 - учебно-боевой самолет. wink
                1. -3
                  17 ноября 2019 20:50
                  Цитата: профессор
                  Папуасов можно гонять и на кукурузнике пока те не начнут отстреливаться.


                  Если летать высоко, то пусть себе отстреливаются.

                  Цитата: профессор
                  Сейчас Як-130 в ВКС в качестве штурмовика не используется.

                  От чего же? Назначение Як-130 - учебно-боевой самолет.


                  Может быть, прислушиваются к вашим советам smile А скорее, просто денег нет.
                  1. -1
                    17 ноября 2019 20:53
                    Цитата: Добрый_Анонимус
                    Если летать высоко, то пусть себе отстрерливаются.

                    Если летать высоко то и Геркулес боевой самолет.


                    Цитата: Добрый_Анонимус
                    Может быть, прислушиваются к вашим советам А скорее, просто денег нет.

                    Глупости. У РФ полно денег.
                    1. -2
                      17 ноября 2019 21:02
                      Цитата: профессор
                      Если летать высоко то и Геркулес боевой самолет.


                      Если поставить оружие, соответствующее оборудование и летать высоко - да, конечно.

                      Цитата: профессор
                      У РФ полно денег.


                      У РФ и расходов много. AFAIK, военный бюджет в последние годы снижается.
    3. D16
      0
      17 ноября 2019 16:44
      Интересно, если бы в статье написали, что "Из Як-130 будет создан боевой вариант с контейнерами РЭБ" вы бы отравились собственным ЙАдом, не выплеснув его в комментариях? laughing
    4. Комментарий был удален.
    5. +2
      17 ноября 2019 17:24
      Цитата: профессор
      Штурмовик штурмовать, учебный учить...


      Олег добрый вечер, учебный Л-29 помнишь? Его тоже в виде штурмовика применять можно, но один раз.
      А еще Як-52 Б тож бомбер, такой же, одного вылета.
  6. +6
    17 ноября 2019 16:19
    А я так слышал, что их и для целей обучения пока не хватает.
    Может стоит более насущными делами заниматься?

    К тому же совсем не уверен, что Як-130 будет эффективнее Су-25
    1. -4
      17 ноября 2019 16:34
      Учитывая, что он предполагается на экспорт, вполне возможно, что и эффективнее.
    2. D16
      -2
      17 ноября 2019 16:38
      не уверен, что Як-130 будет эффективнее Су-25

      Перед Су-25 у него есть одно неоспоримое преимущество. Он производится и имеет модернизационный потенциал.
      А я так слышал, что их и для целей обучения пока не хватает.

      Речь идет об экспорте. Продадут боевые, сделают себе учебные.
    3. +3
      17 ноября 2019 16:42
      Як-130 не должен заменять самолет поля боя-легкий ударный самолет (а лучше многофункциональный).
      1. D16
        0
        17 ноября 2019 18:06
        Поле боя давно за вертолетами. А вот уронить куда надо пятисотку с пяти километров Як с прицельным контейнером может вполне. С Гефестом он был бы очень интересен.
      2. +1
        17 ноября 2019 20:41
        Цитата: mark1
        Як-130 не должен заменять самолет поля боя-легкий ударный самолет (а лучше многофункциональный).

        Никто ведь не предлагает принять его на вооружение ВКС РФ в качестве штурмовика. Чего народ тут вскипел? Пусть Бангладеши с Лаосами покупают и используют хоть в качестве космического челнока. Любой каприз за ваши деньги.
    4. -1
      17 ноября 2019 16:44
      кастомизация означает внесение изменений под требования конкретных заказчиков. а значит кому то это понадобилось. эффективность с су 25 там вообще не при чем) просто заказчик хочет такой вариант)
  7. +7
    17 ноября 2019 16:57
    Цитата: D16
    Перед Су-25 у него есть одно неоспоримое преимущество.

    А еще он имеет перед Су-25 неоспоримый минус - ОН НЕ БРОНИРОВАН
    1. -3
      17 ноября 2019 17:00
      Цитата: Старый26
      Цитата: D16
      Перед Су-25 у него есть одно неоспоримое преимущество.

      А еще он имеет перед Су-25 неоспоримый минус - ОН НЕ БРОНИРОВАН

      И как поможет броня против ПЗРК,ракет ВВ и зенитных ракет?
      1. +6
        17 ноября 2019 17:30
        Цитата: Liam
        И как поможет броня против ПЗРК,ракет ВВ и зенитных ракет?

        1. -5
          17 ноября 2019 17:37
          ПЗРК и ВВ-они по моторам бьют.И хоть 100 мм брони навешай-ничем не поможет.Это раз.А два...фото десятков сбитых от Афгана до Сирии недавно показать не хотите?Как им броня помогла?
          1. +9
            17 ноября 2019 18:00
            Цитата: Liam
            А два...фото десятков сбитых от Афгана до Сирии недавно показать не хотите?Как им броня помогла?.

            Су-25 А. Лавренко из 200-й ОШАЭ, получив над Панджшером зенитный снаряд в хвостовую часть, прилетел с почти полностью перебитой тягой управления, от которой оставалось менее 1,5 мм металла [2].
            получил повреждение Су-25 майора Г. Гаруса из 200-й ОШАЭ. Пули ДШК навылет пробили двигатель и полностью вывели из строя гидросистему. Летчик сумел привести самолет на аэродром
            подбит Су-25 200-й ОШАЭ (командир подполковник Рубан П.В.). Летчик посадил самолет на одном двигателе, а из другого торчала пробившая его, но неразорвавшаяся ракета
            (1984-1985 гг.) - получил повреждения Су-25. Звено Су-25 с ракетами С-25 взлетело для поддержки войск. На одном самолете забыли снять наземные предохранительные чеки С-25. Дважды неудачно попытавшись выпустить ракету, летчик в третьем заходе применил пушку. По инструкции не разрешалось применять пушку, пока двигатель не поставлен на малый газ, а обороты были 80 процентов. После посадки во время осмотра выяснилось, что в двигателе нет лопаток турбины. Самолет прилетел на одном двигателе, при этом летчик не почувствовал в пылу атаки, что со вторым двигателем что-то случилось

            (1984-1985 гг.) - подбит Су-25. Самолет был поражен в сопло двигателя ракетой. Думали, что он уже потерян. Поэтому летчику был дан приказ катапультироваться. Но он погасил пожар в двигателе и посадил самолет на аэродроме Мазари-Шариф. В течение двух суток группа специалистов сменила двигатель, после чего самолет был перегнан в Баграм. Продолжал использоваться в боевых действиях [3].

            1984-1985 гг. - За время участия в боевых действиях в ДРА (в должности командира полка) Бакушева Анатолия Владимировича летчики возвращались на одном двигателе 12 раз.

            Су-25 летчика Бондаренко В.А. во время атаки прошили очередью ДШК в оба крыла. Все баки вытекли напрочь, самолет еле держался, а он вернул его на аэродром на последних каплях керосина. На самолет было больно смотреть. Этот самолет потом восстановили .

            Октябрь 1984 г. - Су-25, пилотируемый Бондаренко В.В., возвратился на аэродром, волоча за собой шлейф керосина из изодранных очередью крыльев и остановился на полосе без единой капли топлива.

            штурмовик майора А. Порублева под огнем лишился подвесного бака с крыльевого держателя, тут же нанизанного пикирующим самолетом на пилон. Самолет с вертикально торчащим баком управлялся с трудом, но, сколько ни старался летчик, стряхнуть бак не удалось, и с этой необычной подвеской Су-25 пришел на базу.

            Осень-зима 1987 г. - подбит Су-25 378-го ОШАП лейтенанта П. Голубцова. По воспоминаниям Федченко В.П. ракета попала в двигатель, начался пожар. Летчик развернул самолет на аэродром. Основной пожар удалось потушить, но продолжала гореть обшивка. При подлете к аэродрому пожар стал разрастаться в районе киля. Несмотря на команды ведущего прыгать П. Голубцов принял решение сажать самолет на одном двигателе. На пробеге система торможения не работала и самолет выкатился за полосу и остановился. За этот случай П. Голубцов был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

            подбит Су-25 378-го ОШАП. Взрывом ракеты вырвало почти четверть крыла [2].

            28 мая 1987 г. - подбит Су-25 заместителя командира АЭ 378-го ОШАП по политчасти майора Рыбакова А.Н. Он выполнял задание вместе с командиром эскадрильи Стрепетовым Г.Г. Самолет ведомого был поражен ракетой ПЗРК. Осколки разбитого фонаря рассекли лицо летчика. С залитым кровью лицом Рыбаков Н.Н. по командам ведущего привел Су-25 на аэродром Кабула и посадил его на грунт на фюзеляж. Самолет был восстановлен . За этот вылет Рыбаков А.Н. был представлен к ордену Боевого Красного Знамени .

            28 июля 1987 г. - подбит Су-25 378-го ОШАП майора Объедкова А.И. Восьмерка Су-25 должна была нанести БШУ по каравану с оружием. Объедков А.И. снизился, чтобы рассмотреть караван, тут же по нему был произведен пуск, и ракета попала в правый двигатель. Произошло короткое замыкание, и вышел тормозной парашют. Вся группа внимательно следила за куполом парашюта. Они создали круг и стали прикрывать его, думая, что Объедков А.И. катапультировался. А потом, разобравшись, что его нет под куполом, сообщили на аэродром о его гибели, и вся группа вернулась в Баграм. Минут через 40 Объедков А.И. позвонил и доложил, что он благополучно произвел посадку в Кабуле. Когда ракета попала в правый двигатель, то элементами разрушенных лопаток турбины ему резануло по правому борту, а там находится гидроузел и электроузел. В результате произошло короткое замыкание, начался пожар, и горящая жидкость под давлением, как автоген, резала металл. Дыра выгорела где-то 1,5х1,5 м, т.е. весь правый борт был огромной дырой. Тяги управления рулем высоты держались всего на 5 мм куске, почти сгорев. Объедков А.И. не смог потушить пожар, он то затихал, то разгорался. От короткого замыкания у самолета вышли шасси, но летчик этого не видел и приготовился к посадке без шасси. Левый двигатель работал, а от него работает тормозная система. Но перед посадкой летчик отключил двигатель, так положено при посадке без шасси, чтобы не захватить грунт в двигатели, и Су-25 понесло через весь аэродром. Тормозить нечем - двигатель выключен. Летчику повезло, что самолет попал правой стойкой в окоп, его развернуло и он остановился в самом конце полосы, за которой начиналось минное поле .

            27 октября 1988 г. - в Баграме севший до полосы Су-25 снес о ее бетонный порог все три стойки шасси, в облаке искр пронесся на брюхе и остановился, стесав фюзеляж по самую бронекабину. Летчик, не получивший даже ушибов, выбрался из останков штурмовика и отправился "сдаваться" в штаб [2].
          2. +3
            17 ноября 2019 18:07
            Цитата: Liam
            Как им броня помогла?

            6 апреля 1986 г. - сбит Су-25 командира 378-го ОШАП подполковника Руцкого Александра Владимировича. Самолет поражен во время нанесения удара по позициям душманов вблизи пакистанской границы в районе города Хост. Самолет уже был прошит очередью ЗГУ, когда ракета ("Ред Ай" - [3]) попала в воздухозаборник левого двигателя и "выключила" его, вызвала помпаж соседнего и повредила осколками систему управления. Едва державшийся в воздухе штурмовик добила следующая зенитка, и летчик успел покинуть валившуюся на бок машину уже над самой землей [2]. Летчика выбросило к земле. К месту его приземления устремились душманы. Летчика спасли афганские военные [4]. Из-за неудачного приземления Руцкой А.В. повредил позвоночник, сломал руку и разбил голову. Несмотря на запрет врачей он, позже, уже в должности заместителя командующего ВВС 40-й армии, летал на самолете Су-25, участвуя в боевых действиях в Афганистане

            Одна ракета, ЗГУ - читай КПВТ, и еще зенитка. Мало?
            1. -4
              17 ноября 2019 21:30
              Такое ощущение что Вы сами не читаете скопипастенный текст.
    2. +2
      17 ноября 2019 17:27
      Цитата: Старый26
      А еще он имеет перед Су-25 неоспоримый минус - ОН НЕ БРОНИРОВАН

      вот он, глас в пустыне
    3. D16
      0
      17 ноября 2019 18:09
      Так и не надо из него Ил-2 делать. Вторая мировая давно закончилась.
  8. +1
    17 ноября 2019 17:24
    Цитата: knn54
    Без полноценного радара с АФАР (как на итальянском "брате-близнеце" М-346) нет смысла.

    Хорошо бы прикрутить к Як-130 РЛС Резец, если получится. Для ударного самолета самое то.
  9. 0
    17 ноября 2019 17:24
    Цитата: Сергей39
    Идея давно висела в воздухе. Оставалось только взять готовый самолет и дооборудовать. Да и для себя пригодится.

    А брони добавили?Если с НУРами и пушкой воевать-как самолет переносит хотя бы очередь из ДШК?Папуасов с пиками гонять,тогда полуштурмовик подходит. hi
    1. +2
      17 ноября 2019 17:35
      Цитата: фа2998
      Папуасов с пиками гонять

      Таких уже нет. Слава КПСС
    2. -3
      17 ноября 2019 17:57
      Цитата: фа2998
      Папуасов с пиками гонять,тогда полуштурмовик подходит.


      За последние 50 лет СССР и РФ только с папуасами и воевали. Гипотетические покупатели Як-130 тоже не супердержавы.
    3. D16
      0
      17 ноября 2019 18:16
      Если с НУРами и пушкой воевать-как самолет переносит хотя бы очередь из ДШК?

      Для этого давно придумали вертолеты. Там есть все. И броня, и пушка, и НУРСы. И даже противотанковые ракеты. smile
  10. +2
    17 ноября 2019 18:05
    Цитата: Добрый_Анонимус
    Цитата: фа2998
    Папуасов с пиками гонять,тогда полуштурмовик подходит.


    За последние 50 лет СССР и РФ только с папуасами и воевали. Гипотетические покупатели Як-130 тоже не супердержавы.

    Ну да,в Афганистане-против бородатых со "Стингерами" и ДШК. hi
    1. -2
      17 ноября 2019 19:18
      Вот именно - максимум ПЗРК. Это решается ударами с высоты, недосягаемой для ПЗРК. Как в Сирии.
  11. +1
    17 ноября 2019 19:22
    Отличный самолёт! Не хватает ещё только функций заправщика и самолёта ДРЛО, а так же президентского борта №1. Да и много чего ещё. Особенно впечатляет круг возможных клиентов. Вот это мощщь!
  12. 0
    17 ноября 2019 20:12
    А как это возможно если у самолёта нет РЛС использовать ракеты вв.
    Насколько понимаю первично цель выбирается по данным РЛС самолёта.
    Или там контейнер с РЭБ всё в одном флаконе + ещё и радар?
  13. 0
    17 ноября 2019 20:49
    Что то нехорошее вокруг Як-130 происходит. Начинают ему какие то новые функции придумывать. И одновременно ВВС вдруг потихоньку начинает жаловаться что как учебный Як-130 их оказывается не устраивает. Оказывается очень дорог вылет и вдобавок он вдруг слишком сложный для курсантов. И на полном серьезе были предложения возобновить закупки чешского Л-39 (или кто там у них сейчас?)

    Невольно возникает вопрос, а о чем думали когда на вооружение принимали? Як-130 как замена Су-25 это смешно.
  14. 0
    17 ноября 2019 21:22
    Все хорошо...но 2х30мм перебор для Як130...и нагрузка большая и дистанция стрельбы по земле маленькая для такого аппарата
  15. 0
    17 ноября 2019 21:25
    Цитата: Saxahorse
    Оказывается очень дорог вылет и вдобавок он вдруг слишком сложный для курсантов

    Первым делом оказывается что экономика РФ слишком слабая для учебного самолета уровня Як-130
  16. 0
    17 ноября 2019 22:58
    Рынок боевых самолетов больше рынка учебных. Как учебный Як-130 дороговат.
  17. 0
    17 ноября 2019 23:13
    Цитата: РУСС
    Цитата: Лексус
    Сделали бы уже давно. Модификация на экспортном рынке очень даже востребованная.

    Был бы интереснее чем тот же бразильский Тукано

    только вместо второго седока лучше бы РЛС воткнуть. а пушка в подвесном контейнере я полагаю будет ГШ-30-2 как на Ми-24П))
  18. 0
    18 ноября 2019 00:37
    Як-130 учебный самолёт. Может сначала обеспечить все учебные заведения "летающими партами", "захватить" рынок учебных самолётов, а потом "экспериментировать" с Яком...
    1. 0
      18 ноября 2019 09:29
      ..и для поддержания пилотов "взрослых самолетов" в подготовленном состоянии, без использования ресурса Су и МиГ. А это деньги. А более легкие и дешевые этого не могут.
  19. +1
    18 ноября 2019 06:30
    Две 30-мм пушки в подвесном контейнере? Стремно в части газодинамической устойчивости двигателя. Сможет ли мотор «прожевать» стрельбу, а если ещё вкупе с пусками НУР, типа С-8?
  20. +1
    18 ноября 2019 07:32
    Солидно его обвешали. Только итальянцы давно Россию надули и обскакали по производству и торговле этим аэропланом. А, кстати, с двигателями для Як-130 полный порядок?
    1. 0
      18 ноября 2019 09:27
      Посмотрите на экспорт в штуках....Итальянцы пролетели с главным тендером в США. И теперь сочиняют разные версии. И ищут клиентов.
  21. -1
    18 ноября 2019 23:04
    Как боевой самолет Як-130 годиться только в качестве легкого штурмовика,для стран третьего Мира,для армии РФ в качестве боевого самолета он совершенно не пригоден...Отсутствие бронезащиты делает его уязвимым даже для стрелкового оружия,а уж для ДШК и аналогов и вовсе...