Ядерные глубинные бомбы холодной войны

23

Подводный ядерный взрыв, проект Доменик, 1962 год

Годы холодной войны подарили миру большое количество образов ядерного оружия. При этом речь идет не только о стратегических наступательных вооружениях и межконтинентальных баллистических ракетах. За время противостояния США и СССР в двух странах было разработано огромное количество образцов тактического ядерного оружия от обычных авиабомб и артиллерийских снарядов до глубинных ядерных бомб, предназначенных для борьбы с подводными лодками противника. В Советском Союзе ядерный противолодочный комплекс, который включал в свой состав и самолет-амфибию Бе-12, получил звучное название «Скальп» и был принят на вооружение 55 лет назад – в 1964 году.

Американские глубинные бомбы


В гонке вооружений одна из сторон всегда пыталась догнать другую, разрабатывая аналогичные или еще более совершенные образцы вооружений и военной техники. Созданная в 1964 году в СССР первая отечественная ядерная глубинная бомба, которая вошла в состав авиационно-противолодочного комплекса, была ответным шагом на разработки американской оборонки. Свою глубоководную атомную бомбу американские военные получили в 1950-е годы, запустив еще один виток гонки вооружений между странами.



При этом интерес американцев к созданию подобного оружия был вполне обоснован. Советский Союз сделал осознанную ставку на создание и развитие мощного подводного флота. Советские субмарины, которые получали на вооружение первые баллистические или крылатые ракеты, в том числе оснащенные ядерными боеголовками, становились реальной угрозой для прибрежных городов США и европейских союзников Вашингтона. В этих условиях американцы рассматривали любые возможные способы гарантированного поражения советских субмарин и достаточно быстро пришли к идее создания глубинной авиабомбы с ядерным боезарядом.


Американская ядерная глубинная бомба Mark 101 Lulu, подвешенная под штурмовиком AD Skyraider

Отличительной особенностью всей линейки американских ядерных глубинных бомб были женские имена. Первая в мире противолодочная авиационная бомба, получившая ядерный заряд типа W-7 мощностью примерно 5-10 кт, получила красивое женское имя Betty. Использовать подобные боеприпасы могли самолеты самых разных типов, включая устаревшие машины, к которым на тот момент времени относились поршневые штурмовики A-1 Skyraider и палубные противолодочные самолеты S-2 Tracker. Для этих же целей могли использоваться американские турбореактивные самолеты-амфибии P6M Seamaster, которые американские военные оценивали, как не самые удачные самолеты в своем классе. Первые американские глубинные ядерные бомбы недолго продержались на вооружении, от них решили отказаться уже к 1960 году. Считается, что за всё время производства было собрано 225 ядерных бомб Betty.

Несмотря на отказ от Betty интерес к ядерным глубоководным бомбам не пропал, наоборот угроза со стороны советского подводного флота с каждым годом лишь увеличивалась, а морское командование рассматривало субмарины с ядерным оружием на борту, как реальную стратегическую угрозу. На смену бомбе Betty на вооружение американской армии пришла гораздо более совершенная и мощная бомба, получившая еще одно женское имя Lulu. Авиационная глубинная бомба Mark 101 Lulu получила ядерную боеголовку W34 мощностью примерно 11 кт. Данный боеприпас производился в пяти разных вариантах и оставался на вооружении американских ВМС с 1958 по 1971 год. Хранилось новое оружие не только на американских базах, бомбы данного типа активно поставлялись и союзникам США по блоку НАТО. Известно, что бомбы «Лулу» хранились на британской авиабазе Корнуолл, ими могли вооружаться самолеты Avro Shackleton Королевских ВВС.

Глубоководная ядерная бомба Mark 101 Lulu достигала в длину 229 см, её диаметр составлял 46 см, весила такая бомба 540 кг. Носителями опасного для любой субмарины противника оружия были не только базовые патрульные самолеты, к которым относили модели P-2 Neptune и P-3 Orion, но и самолеты штурмовой авиации А-3 Skywarrior и А-4 Skyhawk и даже вертолеты, например SH-3 Sea King. При этом специализированные патрульные самолеты могли брать на борт пару подобных бомб, что повышало их возможности по борьбе с подводными лодками противника.


Подводная лодка типа «Джордж Вашингтон», которая должна была стать целью советских ядерных глубинных бомб

К основным недостаткам бомб «Лулу», который признавали и сами американцы, относилось отсутствие датчиков для фиксации свободного падения. Говоря простым языком, у бомбы отсутствовал важный элемент устройства безопасности, который активировал бы срабатывание лишь после сброса с самолета и свободного падения с определенной высоты. По этой причине бомбы были достаточно опасны в обращении. Если бы подобный боеприпас, приведенный в боевое положение, скатился с палубы авианосца и упал в воду, бомба просто взорвалась бы при достижении заданной глубины.

Советский ответ. Ядерная глубинная бомба СК-1 «Скальп»


Отечественным ответом на создание американцами ядерных глубинных бомб стала советская бомба СК-1, изделие 5Ф48, известная также под обозначением «Скальп». Впервые задача создания комплекса в составе бомбы и самолета, которые эффективно могли бы бороться с подводными лодками противника, была сформулирована в СССР в 1960 году, тогда же вышли первые ТТХ будущего проекта, утвержденные командованием ВМФ. К тому моменту советские военные уже знали, что у противника имеются подобные образцы вооружений. При этом советская ядерная глубинная бомба разрабатывалась и как ответ на появление у американцев новых атомных ракетных стратегических подлодок типа «Джордж Вашингтон», вооруженных баллистическими ракетами. Такие лодки представляли огромную угрозу для флота и инфраструктуры СССР в случае перехода войны из холодной стадии в горячую.

Работы по созданию нового оружия велись достаточно быстро и уже в 1961 году первые образцы новых глубинных бомб передали для проведения заводских испытаний. Испытания новых боеприпасов без ядерных зарядов на борту проводились на специальном морском полигоне, расположенном возле Крыма. Новую бомбу советские конструкторы собирались использовать совместной с удачной турбовинтовой летающей лодкой Бе-12 «Чайка», созданной специалистами КБ имени Бериева. Особая модификация гидросамолета получила обозначение Бе-12СК. В 1964 году совместные испытания ядерной глубинной бомбы и самолета Бе-12 были завершены, и боеприпасы официально приняли на вооружение. Новый авиационно-противолодочный комплекс «Скальп» на время стал самым мощным противолодочным оружием советской морской авиации. В 1965-1970 годах комплексом были оснащены три противолодочных полка авиации дальнего действия, а также две морских противолодочных эскадрильи.

Ядерные глубинные бомбы холодной войны

Советская ядерная глубинная бомба «Скальп», 5Ф48

Непосредственно за создание бомбы отвечали работники ВНИИ-1011 Минсредмаша (сегодня это Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Забабахина в Снежинске). Компания, входящая в структуру ГК «Росатом» и сегодня специализируется на создании различных образцов ядерных боеприпасов. Неизвестно, насколько название работ «Скальп» было связано с проектом, но с уверенностью можно говорить о том, что советская глубоководная бомба СК-1 могла «снять скальп» с любой субмарины вероятного противника, эффективно расправившись и с легким, и с прочным корпусом лодки.

Бомба СК-1 весила около 1600 кг, еще 78 кг приходилось на вес специального балочного держателя, который устанавливался в грузовом отсеке Бе-12. При этом примерная мощность боеприпаса оценивалась в 10 кт. Летающая лодка Бе-12СК могла взять на борт только одну подобную бомбу, при этом на самолете сохраняли возможность подвески обычных бомб, торпед и буев. Бомба СК-1 (5Ф48) предназначалась для применения с высот от 2 до 8 километров, а подрыв боеприпаса проходил на глубине от 200 до 400 метров. При этом воздушный и контактный взрыватели на бомбе отсутствовали. Для поражения субмарин, находившихся на мелководье, предусматривалось замедление срабатывания по времени в дополнение к уже имеющимся значениям (20,4 и 44 секунды соответственно) равное примерно 100 секундам от момента приводнения боеприпаса. Этого времени было достаточно, чтобы самолет-носитель успел покинуть опасную зону. Одной из особенностей ядерной глубинной бомбы и комплекса была необходимость поддержания в отсеке температуры воздуха на уровне 16-23 градусов Цельсия, это было важное условие для надежного срабатывания ядерного заряда. Согласно результатам проведенных испытаний «Скальп» мог поразить любую подводную лодку, которая оказывалась на удалении 600-700 метров от места подрыва бомбы.


Бе-12 «Чайка»

Со временем на замену «Скальпам» начали приходить новые ядерные глубоководные боеприпасы. Уже к 1970 году в СССР удалось наладить выпуск нового оружия – бомбы РЮ-2 (8Ф59), которая вошла в историю как «Скат» или, как её еще ласково называли на флоте – «рюшка». Преимуществом новой бомбы было то, что она могла использоваться не только с борта гидросамолетов Бе-12, но и с других отечественных противолодочных машин – Ил-38 и Ту-142, а в будущем и противолодочных вертолетов.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    23 ноября 2019 05:44
    Хорошая, интересная статья! Спасибо автору hi
    Чего только человеки не напридумывали, чтоб убивать друг - друга... а заодно и всё живое на земле! Как-то подзабыл Я про данный вид ЯО!
  2. +8
    23 ноября 2019 07:25
    Показательна разница в весе "Лулу" и СК-1 - в три раза, и требования к эксплуатации.
  3. +2
    23 ноября 2019 08:34
    Спасибо за статью! Данная тема долго была не для широкой печати! Об американских ядерных ГБ немного есть у Широкорада, а о наших данных мне не попадалось
  4. -1
    23 ноября 2019 08:36
    Вот вам и "Посейдон". - После того как его обнаружат (а у США имеется развёрнутая сеть глубоководных станций слежения), никуда он больше не поплывёт....
    1. 0
      23 ноября 2019 09:34
      Осталось дело за малым - обнаружить!.. Но если в деле американцы , то можете не волноваться , там все " схвачено " ....
      1. 0
        24 ноября 2019 08:40
        Осталось дело за малым - обнаружить!..
        Ага, это при заявленной-то скорости в 200км/час? - Учите физику и не смешите народ....
        1. +2
          24 ноября 2019 18:31
          Вы слово - сарказм - понимаете ?
    2. Комментарий был удален.
  5. 0
    23 ноября 2019 10:00
    Больше боезарядов хороших и разных
  6. +2
    23 ноября 2019 10:28
    Первая в мире противолодочная авиационная бомба, получившая ядерный заряд типа W-7 мощностью примерно 5-10 кт, получила красивое женское имя Betty.

    Использовали ядерного заряда от тактических ракет "Онест Джона" и "Капрала".
  7. +7
    23 ноября 2019 10:53

    hi ....операции Hardtack. Заряд 8 Kt. малая глубина, подводные ядерные испытания проведены 8 июня 1958 года.
  8. 0
    23 ноября 2019 13:22
    Интересный материал. А у америкосовских бомб был такой же радиус поражения (600-700 м)?
  9. +3
    23 ноября 2019 22:17
    При этом примерная мощность боеприпаса оценивалась в 10 кт.
    Около 200 кт.
    Никогда не писали в инструкциях мощн. Только по радиусу 800 м. с Р-0,95 можно оценить мощн. В книге графики,соотношение глубин,ракурса,скорости-выбираешь радиус.
    После была Рю-1,потом Рю-2,потом Рю-2-2. Потом РН-35,потом РН-38. Дальше уже не служил.
    "СК" была на вооружении недолго,уж очень здоровенная.
    Впрочем,в своей повести я об этом писал.
    "Еще в мае на нашем борту проводили тренировку по подвеске спец. изделия Рю-2.

    Рю-1 и Рю-2 это ядерные боеприпасы, предназначенные для уничтожения подводных лодок в случае ядерной войны. Это первые варианты боеприпасов разрабатываемых для противолодочной авиации. Самым первым было изделие 'Скальп' 5Ф48. Изделие Рю-1 первоначально предназначалось для Бе-12. По причине больших ошибок в определении места пл с использованием ППС 'Сирень', бомба была просто чудовищной мощности. По расчетам получалось почти 200 кт. Мы специально интерполировали величины радиуса поражения и высоты водного столба и пришли к такой величине. Вообще, надо отметить, эквивалент ядерного заряда никогда не указывался в инструкциях и пособиях. Только радиусы поражения в зависимости от глубины и скорости хода подводной лодки. Ну по нашим расчетам безопасно уйти после применения самолету Бе-12 удалось бы не всегда. Зависело от высоты сброса. У вертолета шансов не было вообще. А то что писали в мое время в различных статьях про 10 кт. 'Скальп',это полная чушь. Масса 1600 кг и радиус поражения ПЛ 800 м в воде. Водный столб поднимается почти на 6 километров.

    Нашему экипажу оформлен специальный допуск к изделию. Саму бомбу привозят специалисты с базы хранения, при чем до сих пор нет уверенности, что это привозили боевой изделие, а не макет.

    Само изделие помещают на тележке в гармошку- брезентовое покрытие, которое складывается при закатывании бомбы под грузолюк. Далее специальная команда выполняет подвеску. Подсоединяет КБУ- кодо блокировочное устройство и выводит в кабину экипажа пульт сброса изделия. Особое внимание это температурный режим.

    Тренировка в подготовке изделия к применению. Все в таблице подготовки и ременные показатели по срабатыванию. Делай как написано, вот и все.

    В полку оборудовано два борта под применение ядерного заряда.

    Вообще рутина, конечно, но секретности напридумали- мама не горюй.
    Получение кода, криптографическое вычитание. Ввод кода. Загорание лампочек.
    После 85 года перешли на новые изделия РН-35, мощность до 20 кт. Позднее- боеприпасы позволяющие уничтожать лодки подо льдом. Насадка на бомбе позволяла ей пробивать лед, уходить в воду и взрываться.

    В чем опередили нас американцы? В электронике и в физике расчета ядерной реакции, позволявшей менять эквивалент. То есть один заряд ,мог применятся , например, с 2-10-20 кт. эквивалентом. Вариант мощности выбирался на борту во время полета."
    1. +1
      23 ноября 2019 22:32
      Зачем соблюдение температурного режима в 16-23 градуса? Гермоотсек на Бе 12?
      Немного не понял.
      1. +3
        24 ноября 2019 00:45
        Самолет негерметичен. Температурный режим для нормального срабатывания зарядов ВВ(имплозивного типа изделие). Заряды могли сработать не синхронно и бомба "недодаст" мощности. В 70-х эти требования сняли. .
    2. 0
      30 апреля 2023 05:49
      Что за насадка была у ледобойной авиабомбы?
  10. Комментарий был удален.
  11. +1
    24 ноября 2019 04:12
    Цитата: WhoWhy
    Вот вам и "Посейдон". - После того как его обнаружат (а у США имеется развёрнутая сеть глубоководных станций слежения), никуда он больше не поплывёт....

    Е-моё .. Да вы уже в курсе во всех ТТХ " Посейдон " ?! Что же вы молчали ? Все спецы страны ломают головы , а вы знаете " всё обо всём " ... А , ну-ка , поделитесь с нами , всезнающий вы наш ...
    1. +1
      24 ноября 2019 08:36
      Если не затруднит,можно прочесть здесь "Немного размышлений о "трясущем землю"
      http://samlib.ru/s/semenow_aleksandr_sergeewich333/poseidon.shtml
      И в комментариях. Там есть ссылки. Это год назад обсуждалось бывшими офицерами ВМФ.На профильных форумах.
      Комментарии здесь.
      http://samlib.ru/comment/s/semenow_aleksandr_sergeewich333/poseidon
      Выводы однозначны-Введение руководства страны в заблуждение,распил и колоссальное воровство.
      1. 0
        9 декабря 2019 03:31
        Здесь , ключевые слова " бывшие офицеры ВМФ " . У них всегда так , " если меня нет , в рядах вооружённых сил , значит всё , что придумают без меня , всё ерунда ... " Я вас уверяю , что это не так . Даже скажу более , это далеко не так .
        1. -1
          18 декабря 2019 15:05
          Бывшим бояться нечего,особенно если в другой стране,как я. tongue
    2. 0
      28 ноября 2019 12:11
      Никто особо головы не ломает, эта штука банально просчитывается по замерам размеров на фото, книжке Грейнера по ЯЭУ, ОКР по вагону-транспортёру, ОКР по системе термохимической стабилизации теплоносителя (обе были на госзакупках) и книжке Подобрия по торпедам и схемам из Бочарова ручья.

      Все кому надо уже просчитали эту штуку
  12. 0
    24 ноября 2019 21:40
    а в будущем и противолодочных вертолетов.


    Причём вертолёт из её зоны поражения по расчётам уйти не успевал никак...
    1. 0
      28 ноября 2019 12:00
      Уточню. Если считать по СК. Но вертолет ее не поднимет. Это я не конкретизировал. А более поздние заряды легче и мощн. меньше. По ним точно не скажу, по вертолетным, а гуглить -неблагодарное дело.))) По мне лучше писать свое,то что было и в памяти осталось,так честнее.
      Мелькал на форумах кашник брата, ник КАМА. Он всю службу на Ка-27 на Кузе пролетал. Он может уточнить,ну если встретите.
  13. 0
    27 ноября 2019 22:41
    Цитата: timokhin-a-a
    Причём вертолёт из её зоны поражения по расчётам уйти не успевал никак...


    Ещё чуть чуть пройдёт лет и скоростные вертолёты (и конвертопланы) станут полноценными носителями для ядерного противолодочного и иного оружия малой мощности: Бе-12 «Чайка», максимальная скорость, км/ч: 550, на текущее время - экспериментальный SB-1 Defiant - в версии демонстратора Х2 - 463 км/ч (82 %). По видимому, и воздушная дозаправка вертолётов, с обычных воздушных танкеров, в том числе, не за горами тоже.