БТР-50П. По земле и по воде

46

«Боевые автобусы». Бронетранспортёр БТР-50П во многом стал уникальной боевой машиной. Помимо того, что это был первый отечественный гусеничный бронетранспортёр, БТР-50 был еще и плавающим. Здесь в полной мере сказалась его родословная. Данная модель была создана на базе легкого плавающего танка ПТ-76. Помимо десантников, БТР мог спокойно перевозить по воде до двух тонн грузов, в том числе минометы и артиллерийские установки калибра до 85-мм включительно, причем огонь по противнику из орудия можно было вести прямо в процессе транспортировки.

История создания гусеничного плавающего бронетранспортёра БТР-50П


Выданное ГБТУ тактико-техническое задание сразу же предусматривало создание двух новых боевых машин – легкого плавающего танка и бронетранспортёра на его базе с максимально возможной унификацией узлов и агрегатов конструкции. Новый советский БТР создавался совместно конструкторами ВНИИ-100 (Ленинград), Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) и завода «Красное Сормово», общее руководство над проектом осуществлял известный советский танковый конструктор Ж. Я. Котин. К работам по созданию новых боевых машин в СССР приступили 15 августа 1949 года, а технический проект нового бронетранспортёра был готов уже 1 сентября 1949 года. В том же году проектные работы по созданию легкого плавающего танка и гусеничного БТР были перенесены в Челябинск, где проекты получили обозначения «Объект 740» (будущий ПТ-76) и «Объект 750» (будущий БТР-50П).



С самого начала работ перед советскими конструкторами стояла задача – создать гусеничный плавающий бронетранспортёр, предназначенный для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений Советской Армии, а также разных военных грузов, в том числе артиллерийских орудий и легкой колесной техники в условиях возможного огневого противодействия со стороны вероятного противника. Работы над танком и БТР велись параллельно, но бронетранспортёр создавался с некоторым отставанием от графика. Такая задержка обосновывалась отработкой большого количества конструкторских решений, к примеру водометного движителя, сначала на легком плавающем танке ПТ-76. Именно успешные испытания ПТ-76 вселяли в конструкторов уверенность в то, что и работы по созданию БТР будут завершены столь же удачным образом.


БТР-50П

Одним из требований технического задания при создании новой боевой машины была перевозка двух тонн различных грузов вплоть до дивизионной артиллерии и внедорожника ГАЗ-69. Работая над решением этой задачи, конструкторы столкнулись с трудностями при выборе погрузочного устройства. Рассматривались два основных варианта: крановая установка с электроприводом и лебедка с приводом от основного двигателя бронетранспортёра с погрузкой по откидным аппарелям. В ходе работ от варианта с краном отказались по причине чрезмерной конструкторской и эксплуатационной сложностью данного решения.

Интересным фактом является то, что уже во время испытаний нового гусеничного БТР конструкторы по собственной инициативе провели стрельбы на суше и на плаву из перевозимых артиллерийских систем: противотанковой 57-мм пушки ЗИС-2 и даже 85-мм пушки Д-44. Проведение подобных испытаний техническими заданиями от военных не предусматривалось, единственным требованием была транспортировка дивизионной артиллерии. На удивление многих данные стрельбы прошли успешно и не привели к поломкам в ходовой части бронетранспортёра и каким-либо происшествиям. Более того, запаса плавучести машины оказалось вполне достаточно и для ведения огня из перевозимого орудия без затопления или опрокидывания БТР, что только подтверждало очень высокие амфибийные возможности новых машин.


Легкий плавающий танк ПТ-76

Первый опытный образец гусеничного бронетранспортёра был готов к концу апреля 1950 года, с 26 апреля по 11 июня того же года БТР проходил заводские испытания. Проведенные испытания позволили скорректировать техническую документацию на новую боевую машину, уже в июле было готово два новых опытных образца «Объекта 750», государственные испытания которых велись во второй половине 1950 года. По результатам госиспытаний машину в очередной раз доработали, и в третьем квартале 1951 года ЧКЗ представил на испытания еще два опытных образца, которые в следующем году прошли стадию войсковых испытаний. Военные отметили недостаточную прочность конструкции волноотражательного щитка, неудовлетворительную кучность боя штатного вооружения – крупнокалиберного 12,7-мм пулемета ДШК, а также случаи самопроизвольного срабатывания противопожарного оборудования. После устранения всех указанных военными недостатков и доработки БТР прошли осенью 1953 года контрольные испытания, преодолев в совокупности 1,5 тысячи километров. В апреле следующего года новый бронетранспортёр был официально принят на вооружение Советской Армии приказом министра обороны СССР под обозначением БТР-50П.

Новая советская боевая машина была уникальной по многим своим характеристикам и представляла собой полностью отечественную разработку, которая создавалась без оглядки на иностранные образцы подобной техники. Более того, плавающий танк ПТ-76 с мощным артиллерийским вооружением, на шасси которого и создавался БТР-50П, был единственной в своем роде машиной. Во многом созданию подобной техники помог большой опыт по разработке легких плавающих танков, который был накоплен в СССР еще перед Второй мировой войной.

Технические особенности бронетранспортёра БТР-50П


Первый советский гусеничный бронетранспортёр представлял собой плавающую боевую машину с противопульным бронированием. Водоизмещающий корпус бронетранспортёра изготавливался методом сварки из бронелистов толщиной от 4 до 10 мм. Боевая масса БТР-50 не превышала 14,2 тонны. Отличительной особенностью боевой машины было расположение дизельного двигателя вдоль продольной оси корпуса. Для нового образца бронетехники советские конструкторы выбрали следующую компоновочную схему. В передней части БТР находилось отделение управления, в средней части – десантное отделение, в корме – моторно-трансмиссионное отделение. Экипаж бронетранспортёра состоял из двух человек: механика-водителя и командира. Рабочее место командира находилось справа, мехвода – слева. Помимо этого, внутри корпуса в десантном отсеке могли разместиться 12 бойцов. Максимально БТР мог переправить через водную преграду до 20 человек личного состава или двух тонн различных военных грузов, например артиллерийское орудие вместе с расчетом. Версии бронетранспортёра без крыши оснащались съемным тентом, который защищал десант от воздействия осадков.


БТР-50П перевозит артиллерийское орудие

Ходовая часть, трансмиссия и силовая установка достались БТР-50П без изменений от танка ПТ-76. Сердцем боевой машины был дизельный двигатель В-6ПВГ, развивавший максимальную мощность 240 л.с. Этой мощности хватало, чтобы обеспечить гусеничной машине максимальную скорость хода до 45 км/ч при движении по шоссе и до 10,2 км/ч на плаву. Запас хода оценивался в 240-260 км (по шоссе). Новый бронетранспортёр, как и легкий танк ПТ-76, отличался высокими характеристиками подвижности и проходимости, обладал запасом плавучести, неплохой маневренностью и остойчивостью. Именно по этой причине новая техника поступала на вооружение не только мотострелковых подразделений, но и подразделений морской пехоты. Помимо водоемов, БТР-50 легко преодолевал препятствия в виде рвов и траншей шириной до 2,8 метра и вертикальных стенок высотой 1,1 метра.

В кормовой части машины на крыше моторно-трансмиссионного отделения конструкторы расположили откидные аппарели для погрузки артиллерийских орудий и минометов (БТР-50П мог перевезти 120-мм миномет, 57-мм, 76-мм или 85-мм артиллерийское орудие), а также полноприводных автомобилей ГАЗ-67 или ГАЗ-69. Для транспортировки вооружения БТР специально был оснащен погрузочным устройством, которое состояло. помимо откидных аппарелей, из мощной лебедки с тяговым усилием на уровне 1500 кгс.

БТР-50П. По земле и по воде

Несмотря на то, что на прототипах во время испытаний был установлен крупнокалиберный пулемет ДШК, в серию бронетранспортёры пошли либо без штатного вооружения, либо со 7,62-мм пулеметом СГМБ, созданным на базе станкового пулемета СГ-43. Вторая попытка вооружить боевую машину крупнокалиберным оружием была предпринята уже в 1956 году. Опытный образец БТР-50ПА вооружили 14,5-мм пулеметом КПВТ, который, как и ранее ДШК, попробовали установить на турельной установке с бронеспинкой на люке командира БТР. Несмотря на старания конструкторов и эта версия БТР-50 с повышенной огневой мощью не дошла до стадии принятия на вооружение.

Варианты модернизации


Уже в 1959 году в серийное производство была запущена самая массовая модификация гусеничного бронетранспортёра, получившая обозначение БТР-50ПК. Главным отличием данной модели было наличие крыши, которая закрывала всё десантное отделение. Для посадки и высадки десанта в крыше спроектировали три отдельных люка. Стоит отметить, что крышей в 1959 году оснастили все имеющиеся советские бронетранспортёры, это касалось и колесных машин – БТР-40 и БТР-152. Советские военные учли опыт городских боев в Венгрии в 1956 году, когда десантники оказывались уязвимы для огня с верхних этажей зданий, помимо этого, внутрь корпуса можно было легко закинуть бутылки с горючей смесью или гранаты. Помимо защитной функции, крыша над десантным отделением улучшала и без того очень хорошие амфибийные свойства БТР, позволяя плавать даже при легком волнении, вода просто не попадала внутрь машины.


БТР-50ПК Польской народной армии

Также достаточно массовой стали командно-штабные машины БТР-50ПУ и БТР-50ПН, производство первой модели в Волгограде развернули в 1958 году. Такая машина могла перевозить до 10 человек, а в штабном отделении для работы с картами и документами установили стол. Также отличительной особенностью командно-штабной машины было наличие комплекса из трех радиостанций Р-112, Р-113 и Р-105. Штатным оборудованием боевой машины стали три четырехметровых антенны, одна 10-ти и одна 11-метровая антенна. В процессе модернизации машин менялся состав размещенного внутри оборудования и связи.

Уже в 1970-е годы часть первых серийных БТР-50П переделали в машины технической помощи (МТП). Такая бронетехника использовалась мотострелковыми подразделениями, получившими на вооружение новые боевые машины пехоты БМП-1. В модернизированных бронетранспортёрах вместо десантного размещалось производственное отделение с бронированной крышей. Высота отделения была увеличена, что позволяло ремонтникам работать в полный рост. В производственном отделении перевозился рабочий инструмент, устанавливалось оборудование и приспособления для ремонта и обслуживания БМП-1, имелись и средства для эвакуации боевой машины пехоты. А для установки и монтажа на БМП-1 различных узлов и агрегатов на МТП разместили кран-стрелу.


Модель МТП

Всего за время серийного производства с 1954 по 1970 год в СССР удалось собрать до 6500 бронетранспортёров БТР-50 различных модификаций. Данная техника оставалась на вооружении Советской Армии до конца существования СССР. Часть данных бронетранспортёров по-прежнему может находиться на хранении. При этом интерес к подобным машинам есть и сейчас. К примеру, Харьковский завод имени Малышева до сих пор предлагает варианты модернизации данного БТР с установкой новых двигателей мощности 400 л.с., крупнокалиберных пулеметов, новой коробки переключения передач и доработанных элементов ходовой части. На украинском предприятии надеются, что модернизированные БТР-50 смогут заинтересовать потенциальных заказчиков из стран Африки и Азии.
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    22 ноября 2019 18:08
    Нэзаменимый пепелац !
    1. 0
      23 ноября 2019 16:30
      Просто для понимания... http://www.yaplakal.com/forum3/topic2035776.html , Уважаемый Сергей, это тоже вы? Последнее время там попадаются статьи схожие со статьями ВО, например Романа о бое "Бенгала" и танкера с японскими рейдерами (https://topwar.ru/164649-bogi-ljubjat-otvazhnyh.html), но там было больше отличий. Если Вы занимаетесь дополнительным просвещением, то это неплохо. Если какие-то "авторы" переливают материал, то...
      С уважением hi !
  2. +9
    22 ноября 2019 18:16
    У нас в училище, в парке, стоял один такой. Залазили в него. Ох и "спортзалище", по сравнению с танком!))) Спасибо за статью!
  3. +19
    22 ноября 2019 18:27
    У нас использовали все БТР-50, вплоть до их полного износа. Очень нравилась машина .
    1. +5
      22 ноября 2019 21:13
      У нас БТР-50П и их с чешскую версию OT-62 TOPAS использовали пять лет, с 1969 по 1974 года вместе с ПТ-76 в составе части "Дов Лаван", предназначенной для амфибийных диверсий. В 1974 году часть расформировали, технику поставили на хранение. В 1982 году БТР-50 были переданы Армии Южного Ливана.
  4. +6
    22 ноября 2019 20:51
    Я застал в танковых полках танковых дивизий БРТ-50ПУМ. Они были на вооружении до прихода Р-142н. На этих машинах были установлены топопривязчики. А в ремонте это была вообще песня.
  5. +1
    22 ноября 2019 21:00
    Можно было сказать о лицензионном выпуске и участии в войнах.
  6. +9
    22 ноября 2019 21:11
    Как ни странно, пожалуй, самый малоизвестный советский БТР.
    У меня было что-то непонятное, только много лет спустя я узнал в нем БТР-50.
  7. +4
    22 ноября 2019 21:26
    Умели предки творить, сроки исполнения просто класс.
  8. +27
    22 ноября 2019 22:19
    К работам по созданию новых боевых машин в СССР приступили 15 августа 1949 года, а технический проект нового бронетранспортёра был готов уже 1 сентября 1949 года.

    Первый опытный образец гусеничного бронетранспортёра был готов к концу апреля 1950 года, с 26 апреля по 11 июня того же года БТР проходил заводские испытания. Проведенные испытания позволили скорректировать техническую документацию на новую боевую машину, уже в июле было готово два новых опытных образца «Объекта 750», государственные испытания которых велись во второй половине 1950 года. По результатам госиспытаний машину в очередной раз доработали, и в третьем квартале 1951 года ЧКЗ представил на испытания еще два опытных образца, которые в следующем году прошли стадию войсковых испытаний.

    Хочу обратить внимание на сроки!
    А нынешние "эффективные манагеры" смогли бы сыграть такой ноктюрн на флейтах водосточных труб?
    Ответ самоочевиден.
    А предки в условиях разрушенной еще экономики и промышленности вот так смогли. И создали шедевр.
    Я имел дело с БТР-50ПУМ. Первое воспоминание - лейтенантом принимаю разношерстную технику взвода в батальоне связи. Такого крокодила раньше видал только на картинках в книжке, барахла в нем по описи - толстая книжка с перечислением, ко мне залез полюбопытничать другой лейтеха- однокашник ( он принимал другой взвод). И вот он что-то такое нажал, внутри этого танка раздался какой-то выстрел и что-то зловеще громко зашипело! Мы аки зигзаг молнии, смазанный салом, мигом испарились через верхний люк, а оно пошипело - и смолкло... Ничего не взорвалось и мы испытали огромное облегчение. Позже выяснили, что это была система аварийного пожаротушения, срабатывающая от пиропатрона...
    Потом через год я принимал на базе бронетанковой техники аж 22 таких ПУМа для двух МСД, а все прапорщики этой базы во главе с главным инженером пытались меня надуть, и не исполнить мои пожелания об их комплектовании. Особо горячую стадию спор имел в уже погруженном на Ж/Д платформы состоянии, когда мне обоснованно кивали на то, что за простой платформ кто-то будет платить, а я не подписывал акты, пока не докомплектуют всем, что там по описи должно иметься. И мотался возил грузовик Урал то буссоль отдельно, то дополнительный бак для солярки, то бензоагрегат взамен заклиненного. И апофеоз - три сливные пробки от днища, похожие на пробки от бочек. Меня пытались убедить что "их везде навалом", на что я, уже имевший опыт чуть не утопить ГТТ в болоте из-за такой вот мелочи (мехводы их обычно откручивали, чтобы дождевая вода самотеком проливалась вниз) ответствовал: " Ну и везите, раз у вас навалом". Привезли.
    Потом были приключения с ездой эшелоном с бесконечными сортировками с горок (один раз шибанули так, что боец в теплушке поймал горячую буржуйку, прибитую гвоздями к полу).
    И в финале всего еще морока оказалась дома на разгрузке с тем фактом, что у нас не было трейлера, а гусеничной технике проезд по дорогам общего пользования с ж/д переездами запрещен. Пришлось зампотеху организовывать проезд колонны через окрестные деревни кружным путем, дело было во мраке позднего ноября, поэтому жители деревень, когда им вблизи удавалось увидеть, что же это за колонна транспортных средств с одной фарой были искренне потрясены! Не, заборы, которые наши бойцы им повалили мы им отстроили на следующий же день, в виде субботника. Но событие для них было потом долго предметом гордости и обсуждения ( кто не в курсе тогда было две программы ТВ, из которых более менее ловилась там одна, работало это до 23 часов, так что мы нехило хайпанули, как выразилось бы нынешнее поколение).
    1. 0
      24 ноября 2019 16:44
      Есть отличная повесть под названием "Есть такое слово ДШБ..." Там с юмором рассказывается, как откомандированный старлей принимал, по описи, бронетягач на рембазе. Утром пришёл и начинает... чего-то нет. Всё говорит, не принимаю, ищите. И... уходит. Приходит только на следующий день. И заново. Месяц так принимал.

      ГТ-Т... Это значит вы служили в какой-то из "снегоболотных" дивизий в Карелии или ДВО? Они у вас в полковой роте связи были?
      1. 0
        30 ноября 2019 19:38
        77 МСД Архангельск, данные ПУМы шли для дивизионных ОБС и рот связи всех полков на две дивизии (по 11 штук). Еще у меня на таком танке была радиостанция Р-137Б (УКВ средней мощности).
  9. +2
    22 ноября 2019 23:19
    Не очень полно раскрыта история создания - а именно проектирование и строительство опытных образцов танка и БТР на заводе Красное Сормово. А ведь первые сормовские образцы и плавающего танка Р-39, и БТР Р-40 оказались неудачными, и именно тогда привлекли к работе ЧКЗ с передачей ему всех материалов сормовчан. Причастные к разработке неудачных машин (директор Сормовского завода и главный конструктор) были сняты с работы и примерно наказаны.
  10. -7
    23 ноября 2019 00:10
    Любопытная конструкция но по факту не айс. Компоновка совершенно бестолковая для транспортера, погрузка\выгрузка крайне неудобны. В общем единственный плюс - он был первым в советской армии.

    Однако в его же популярности тут же и огромный минус.. Похоже что до сегодняшних спецов очевидные минусы и неудобства древнего БТР-50 не дошли.. Потому внезапно видим на парадах ту же древнюю и неудачную компоновку но уже под новыми названиями! Оказывается если назвать безнадежно устаревшее корыто Ракушкой, оно тут же становится приятной новинкой, за это похоже даже премии дают..
    1. 0
      23 ноября 2019 04:43
      И почему бы и не повторить удачную внешнюю оболочку при современных условиях
      1. Комментарий был удален.
        1. +1
          23 ноября 2019 14:03
          И даже при такой компоновке, ну разве нельзя было откидывать крышки верхних люков на стороны с захлёстом, чтобы увеличить ими бронирование бортов, вместо дебильных бойниц?
    2. 0
      23 ноября 2019 19:03
      Цитата: Saxahorse
      Однако в его же популярности тут же и огромный минус.. Похоже что до сегодняшних спецов очевидные минусы и неудобства древнего БТР-50 не дошли..

      А предположить, что плюсы такой компоновки с запасом перебивают все минусы - не вариант ?
      С комнатного дивана видней, чем людям, которые его эксплуатируют ?
      1. 0
        23 ноября 2019 20:43
        Цитата: Bad_gr
        А предположить, что плюсы такой компоновки с запасом перебивают все минусы - не вариант ?

        Почему то я не заметил, чтоб кто то назвал хоть один плюс такой компоновки для десанта.. Может хотя бы вы напряжетесь да назовете?

        Из советских транспортеров лучший это однозначно МТ-ЛБ. БМП-1, БМП-2 тоже куда более адекватны по компоновке. А вот БТР-50 (да и сегодняшняя Ракушка) это очевидный примитив.
        1. 0
          23 ноября 2019 23:13
          Цитата: Saxahorse
          Почему то я не заметил, чтоб кто то назвал хоть один плюс такой компоновки для десанта.. Может хотя бы вы напряжетесь да назовете?

          Заднемоторная схема позволяет хорошо усилить лоб машины. К примеру БМП-3 лобовая броня состоит их двух слоёв бронестали и одного из алюминиевой брони, что позволяет держать удар снаряда 30-ти мм пушки. Так же, БМП-3 на воде не зарывается носом независимо от загрузки, в отличии от тех-же БМП-1-2. Десант, а в случае с БМП-3, БМД-4 и вооружение, находятся в центре машины, в самом комфортабельном месте, в отличии от тех же БМП-1-2, где десант находится как бы на конце качелей. На мой взгляд, уж лучше часами ехать с комфортом и секунды потерпеть не настолько удобную высадку (посадку), чем наоборот.
          И заметьте, пока военные заказывали технику - эта компоновка преобладала. Как только пришли "эффективные менеджеры" - пошёл заказ по западному образцу, с дверками и десантом в заднице.
          1. -2
            24 ноября 2019 18:42
            Цитата: Bad_gr
            Заднемоторная схема позволяет хорошо усилить лоб машины. К примеру БМП-3 лобовая броня состоит их двух слоёв..

            Совершенно неудачный пример. Переднемоторная компоновка тем более позволяет улучшить защиту десанта почти на порядок. Два-три метра узлов и агрегатов отличная защита от кумулятива, не считая еще и самой брони.

            БМП-3 это вообще ужас-ужас. Объект 688М создавался как легкий плавающий танк, на замену ПТ-76. В 90-е подвернулся контракт с арабами и танк на скорую руку переделали в БМП. Получился откровенно убогий эрзац полностью игнорирующий главную функцию боевой машины пехоты - быструю и удобную высадку десанта. Да вы сами на схему размещения десанта в БМП-3 посмотрите.. Передних двух десантников явно заранее списали, высадится через передние люки под огнем и без потерь невозможно. Остальные тоже.. На четвереньках высадка займет втрое больше времени не говоря о возможных потерях в ходе ползания через двигатель.

            Цитата: Bad_gr
            И заметьте, пока военные заказывали технику - эта компоновка преобладала.

            Все в точности наоборот. В случае с БТР-50 военным просто всучили то что сделали инженеры, опять же на скорую руку использовавшие привычную им танковую компоновку. Аппарель для высадки десанта настойчиво требуют именно военные. И вот буквально через каких то 40 лет, наконец то у Курганца и Драгуна эта аппарель появилась. Но.. Зато в производство их решили не запускать, а продолжили ваять эрзац под названием БМП-3.

            Никого по факту мнение военных не интересует. Серьезные люди бабло осваивают. А военным, что всучат на том и придется воевать.
            1. 0
              24 ноября 2019 20:14
              Цитата: Saxahorse
              .... Два-три метра узлов и агрегатов отличная защита от кумулятива, не считая еще и самой брони.

              Это в истребителе времён войны двигатель существенная защита по сравнению с дюралевой обшивкой. Если учесть, что некоторые виды пистолетов простреливают блок цилиндров двигателя насквозь - о какой защите Вы говорите ? коробка передач - ещё куда ни шло, там сплошные шестерни, но она какого размера и до какой высоты прикрывает боевое отделение ? В результате: тяжёлый моторный блок в носу не даёт возможности поставить нормальную бронеплиту, а ту, что есть возможность поставить мощной быть не может, и будет прострелена с последующим выходом мотора из строя. А неподвижная БМП на поле боя долго не протянет.
              Цитата: Saxahorse
              В 90-е подвернулся контракт с арабами и танк на скорую руку переделали в БМП. Получился откровенно убогий эрзац полностью игнорирующий главную функцию боевой машины пехоты

              Читал совершенно другую историю создания этой машины:
              для пехоты и ВДВ решили создать единую машину. Но не получилось (для ВДВ крупновата). Поэтому для десанта создали отдельно (БМД-4), далее, десантную машину забрали у Волгограда и передали производство Челябинцам, которые её более унифицировали (БМД-4М) с БМП-3 .
              Вобщем - арабы никакого отношения к созданию этих машин не имеют.

              Слева БМП-3, справа БМД-4м
              Цитата: Saxahorse
              Зато в производство их решили не запускать, а продолжили ваять эрзац под названием БМП-3. Никого по факту мнение военных не интересует.

              По-моему, наоборот: Сердюковская клоунада закончилась, и вернулись к проверенной в боях компоновке.
            2. +2
              25 ноября 2019 17:53
              БМП-3 это вообще ужас-ужас. Объект 688М создавался как легкий плавающий танк, на замену ПТ-76. В 90-е подвернулся контракт с арабами и танк на скорую руку переделали в БМП.
              Что вы говороте! И в каких же аналах вы такого начитались?! Я в середине 80-х (в 1985 году) был в Кургане, получал на КМЗ им.Ленина на дивизию партию БМП-2К и задержался там на месяц... Потому, тогда у меня было много времени пообщаться с военпредом на заводе про БМП-3 и увидеть её... Про эту машину тогда в войсках ходили уже уверенные слухи (не я один ездил на завод за продукцией...)... В это время (в 1985-м году!!!) опытные образцы БМП-3 (а не какой-то ПТ с наименованием об-т 688 ) полным ходом проходили заводские испытания, и я её видел лично! В конце 80-х БМП-3 уже была принята на вооружение и начала поступать в войска! Про какую переделку танка в БМП для арабов в 90-х вы тут вещаете! Меньше читайте и ретранслируйте вскую шнягу! К тендеру ОАЭ в 90-х БМП-3 уже была принята на вооружение ВС СССР и производилась серийно на КМЗ...., а уже потом был тот тендер (действительно в 90-х), который выиграли!!!
              А что до "переднемоторной компоновки", чтоб вы знали, первым требованием военных (МО) на разработку новой БМП (на замену БМП-2 (1)) было увеличение бронирования... При этом, лобовая броня должна была выдерживать прямое попадание снарядов малокалиберных пушек!!! При таком раскладе , когда и броня нехилая "во лбу" , да ещё и моторное отделение впереди, перспектива плавать у такого изделия была бы попой к верху - ко дну! sad Вот и приняли такое решение для стабилизации веса... и действительно, применили наработки по об.688...
              1. -1
                26 ноября 2019 00:04
                Цитата: militarist63
                В это время (в 1985-м году!!!) опытные образцы БМП-3 (а не какой-то ПТ с наименованием об-т 688 ) полным ходом проходили заводские испытания, и я её видел лично! В конце 80-х БМП-3 уже была принята на вооружение и начала поступать в войска!

                Простите, но первые 10 штук "Объектов 688М" были переданы для опытной эксплуатации 31 декабря 1986 года, в 22.30ч. smile , в Белорусский военный округ. Если вы что то и видели в 1985 то это еще не называлось БМП-3. Откуда разговор про плавающий танк? Да все оттуда же:
                Для разработки будущей БМП в СКБ КМЗ была организована новая творческая группа специалистов, которую возглавил ведущий инженер В.А. Зиновьев. В состав группы вошли конструкторы уже имевшие опыт разработки боевых гусеничных машин в ходе проведения ОКР по созданию нового легкого плавающего танка (объект 685) в 1974-1975 годах, а также и молодые инженеры — выпускники кафедры гусеничных машин (ГМ) Курганского машиностроительного института. Разработка, создание, испытания и доработка БМП-3 в общей сложности заняли почти 15 лет.


                Кстати, как раз Зиновьев возглавил в новой группе отдел компоновки.
                При разработке ходовой части машины был использован научно-технический задел, созданный в ходе совместных работ СКБ КМЗ и ВНИИТрансмаш по новому плавающему танку. Это позволило сократить сроки разработки перспективной БМП.


                Впервые эту машину публично обозвали БМП-3 на майском параде 1990 года. Машин к тому времени было выпущено уже аж 35 штук. Все в опытной эксплуатации. Арабы увидели ее на параде и о покупке договорились в 1991 году. Вот тогда только и началось действительно серийное производство.

                Претензии к машине появились сразу же. Нетрудно заметить что у бравых инженеров именно танк и получился, все восхищаются ее огневой мощью но на главную задачу БМП - десант, просто наплевали.
                Еще раз рекомендую, посмотрите на схему размещения десанта. Внутри якобы 5+2 десантника.

                Нетрудно заметить что передние два десантника покинуть машину под огнем не смогут.
                1. -1
                  26 ноября 2019 00:09
                  Цитата: Saxahorse
                  Нетрудно заметить что передние два десантника покинуть машину под огнем не смогут.

                  Вообще говоря и основной десант покинуть машину без потерь тоже не сможет:

                  Вы видите что пехота вынуждена бежать по верху почти без защиты? И после этого пытаются утверждать это эта машина хорошая БМП !?

                  У китайцев почему то таких проблем не возникло. Они лицензировали наш действительно хороший боевой модуль а вот компоновку у ZBD-04 сделали полностью свою. (вроде наше более позднего Драгуна) И никаких нерешаемых проблем с плаванием у них не случилось. В результате Китай имеет в своих танковых войсках адекватную БМП а вот мы почему то нет!
                2. +2
                  26 ноября 2019 04:47
                  Простите, но первые 10 штук "Объектов 688М" были переданы для опытной эксплуатации 31 декабря 1986 года, в 22.30ч. smile , в Белорусский военный округ. Если вы что то и видели в 1985 то это еще не называлось БМП-3.
                  Уважаемый ! Вы сами же себя и опровергли! Сами же написали, что уже в 1986-году (пускай и в конце его) передали в БВО для опытной эксплуатации! laughing laughing laughing Хочу вам рассказать, "великому специалисту", что до того , как новый образец БТ передавать в войска "для опытной эксплуатации" эта техника проходит длительный процесс заводских испытаний! Т.е. вы сами признали , что в 1986 году БМП-3 (хоть и назвали вы оную объектом 688М) уже была готова! Не прототип, а целых 10 экземпляров выдали в войска! laughing При этом , это вовсе не означает, что только 10 было произведено! Передали новые , с конвеера... А сколько было ещё ..., тех , что ещё в экстриме гоняли по долинам, да по взгоръям...И чтоб вы знали, до этой передачи в БВО, БМП-3 в 1984-м году проходила ходовые испытания в Кубинке, потом в 1985-м в горах Армении, затем в ТуркВО (в пустыне туркменской и горах Таджикистана). А были ещё испытания на полигоне Опук (это в Крыму, если вы не курсе), где проводились ходовые испытания на плаву и стрельбы из этого положения... Не знаю кто вы по профессии , а я офицер и те времена входят в мои 22 года службы, я военный современник тех событий. Поэтому не нужно мне втюхивать, что вы там где-то вычитали в интернете , "знаток"! И не надо мне рассказывать, что и как называлось в то время , когда я был на заводе ! Я с этим непосредственно соприкосался , а не из чьих-то публикаций знаю... Как вы думаете военпред на заводе знает что и как называется ? Так вот, в общении с ним (а общались мы с ним тогда целый месяц- приёмка моих машин была завязана на него) про БМП-3 и когда он мне показывал её, называл он оную, как БМП-3 , а не какой-то "объект 688М"!!!! Если вы не в курсе кто такой "военпред", поясняю : Военпред есть представитель заказчика (военный представитель), т.е. Министерства Обороны. Военные представительства на предприятиях оборонной промышленности имели задачи контроля качества продукции и приёмки оной перед отправкой в войска... Кроме этого, как я и писал выше, разговоры именно про БМП-3 (а не какой-то объект ...) в войсках ходили и до 1985-го года...Кто-то из офицеров ездил за предыдущей партией БМП в Курган... Мой сослуживец (офицер) в 1986-м году летом был свидетелем испытаний БМП-3 в Туркмении... и называл её именно так , а не как-то ещё! Т.е. в 1985-86 гг про данную машину уже знали, как про БМП-3 и я был свидетелем этого , а вы тут мне что-то втюхиваете! negative
                  Впервые эту машину публично обозвали БМП-3 на майском параде 1990 года.Машин к тому времени было выпущено уже аж 35 штук
                  laughing laughing negative Дык это вам , штатским публично обозвали...! laughing А мы-то давно знали!... А вот с числом , сударь, не передёргивайте ! Было ПОДГОТОВЛЕНО К ПАРАДУ 35 единиц (а не штук) и это не значит, что это были все выпущенные ! В частности, буквально перед этим (в апреле1990-го) офицеры нашего полка (в ТурКВО) были на сборах на полигоне в Чирчике . Там (на полигоне) были БМП-3... Если вы не в курсе , то подготовка к Московским парадам процесс весьма длительный и эти отправлять в столицу для подготовки было уже поздно ! Потому , сдаётся мне , что если и задействовали тогда какие БМП-3 из войск , то из Московского гарнизона (Таманская и Кантемировская дивизии, Московское ВВОКУ, курсы "Выстрел") , да ещё с завода подогнали...., а те , что в войска других округов ушли ,их не трогали (к примеру те 10, что в БВО)... А могли вообще весь парадный расчёт с завода пригнать , что более вероятно!
                  Кстати, по поводу ваших ироний про число выпущенных и прочее "серийное производство"... Если вы не в курсе , это было время горбачёвской пересрайки, когда , к примеру , "Буран" и много ещё чего переспективного похоронили!.....
                  Нетрудно заметить что у бравых инженеров именно танк и получился, все восхищаются ее огневой мощью но на главную задачу БМП - десант, просто наплевали.........
                  Нетрудно заметить что передние два десантника покинуть машину под огнем не смогут.
                  Если вы не в курсе , в БМП-2 старший стрелок (тоже из десанта) сидит за мех.-водом и покидает машину тоже через верхний люк! Может БМП-2 тоже танк?! wink
                3. +1
                  26 ноября 2019 14:04
                  И ещё по поводу вашего типа аргумента :
                  10 штук "Объектов 688М" были переданы для опытной эксплуатации 31 декабря 1986 года, в 22.30ч. smile , в Белорусский военный округ. Если вы что то и видели в 1985 то это еще не называлось БМП-3.
                  На такое может ссылаться только полностью безграмотный человек в вопросах военной техники и вооружения, который не эксплуатировал и не обслуживал эту технику!!! smile Наименования "объект .....", "Изделие..." которые не раскрывают (засекречивают) истинное название и предназначение образца БТТ и вооружения, как правило, использовались параллельно с открытыми наименованиями, дабы супостат не догадался... Было множество технической литературы с использованием этих скрытых наименований, причем верстались (с такими наименованиями) они не в период разработки техники, а когда она давно уже полным ходом эксплуатировались в войсках. Эти наименования могли использоваться в переписке.... Вот вам для общего развития :

                  Представленные объекты уже много лет были приняты на вооружение и серийно производились! Объект 434 , он же Т-64А принят на вооружение в 1969 году , а книжица печаталась аж в 1986 году!!! Уже более 15 лет этот объект знали как Т-64А! Причем была уже и литература где где объект называли и как Т-64А... Объект 676 , он же БРМ-1К принят на вооружение в 1972-м году и с тех пор машина в войсках под наименованием БРМ-1К "Коршун"! А книжицу такую печатали в 1982 году!!! Просто , в отличие от вас, я эту "кухню" знаю не из интернета , а из жизни! Так как эксплуатировал БТТ (вместе с подчинённым личным составом) принимал, передавал... Соответственно была она у меня на учете (и был я за неё материально ответственен)....и у меня этой документацией шкафы завалены были!
                  1. -1
                    26 ноября 2019 23:33
                    Цитата: militarist63
                    Наименования "объект .....", "Изделие..." которые не раскрывают (засекречивают) истинное название и предназначение образца БТТ и вооружения, как правило, использовались параллельно с открытыми наименованиями,

                    Уважаемый, вы потратили два обширных комментария на спор о названии, а почему вы по существу проблемы ничего не сказали?

                    Разработка, создание, испытания и доработка БМП-3 в общей сложности заняли почти 15 лет.

                    Эта фраза появилась из воспоминаний инженеров. В 1977г. начали, в 1978 году поехало шасси, через 15 лет в 1992 машина пошла в серию. Если вы не согласны приведете пожалуйста если не помесячные так хоть годовые объемы производства этой машины за эти 15 лет. С 1978 по 1992 год.

                    Ну и напомню о главном. С первого взгляда видно что десантирование реализовано просто отвратительно. Если машина не может обеспечить высадки десанта без потерь, как ее можно назвать хорошей БМП ? Эрзац он и есть эрзац. Легкий танк на скорую руку приспособленный для перевозки половины отделения.

                    Десантирование это главная, очевидная всем, и уже тем более военным, огромная проблема. Вы можете что то аргументированно возразить?
                    1. 0
                      27 ноября 2019 01:23
                      Ну и напомню о главном. С первого взгляда видно что десантирование реализовано просто отвратительно. Если машина не может обеспечить высадки десанта без потерь, как ее можно назвать хорошей БМП ? Эрзац он и есть эрзац. Легкий танк на скорую руку приспособленный для перевозки половины отделения.
                      Сударь, вы в очередной раз доказываете , что вы далёкий от военной тематики! Вам аватар ваш тут очень подходит! lol Обсуждайте что-то более близкое вам по специальности или играйте в танчики! laughing
                    2. -1
                      27 ноября 2019 01:41
                      Десантирование это главная, очевидная всем, и уже тем более военным, огромная проблема. Вы можете что то аргументированно возразить?
                      Вы это прочувствовали на себе? Служили на этих машинах, или строите гипотетические предположения?! wink
                    3. +1
                      27 ноября 2019 14:20
                      Цитата: Saxahorse
                      Десантирование это главная, очевидная всем, и уже тем более военным, огромная проблема.

                      Бронированный люк во время высадки десанта почти полностью прикрывает бойца с фланга. Спереди его прикрывает башня. Десантирование занимает секунды.

                      А дальше, боец находится рядом БМП, как и в случае если бы он десантировался через кормовые двери.
                      Вобщем, основное время десантник проводит или внутри БМП - под прикрытием брони (которая у машин с задним расположением двигателя распределена более рационально) или рядом с БМП (а тут уже не важно с какого люка он выскочил на землю).
                      1. 0
                        27 ноября 2019 23:08
                        Цитата: Bad_gr
                        Бронированный люк во время высадки десанта почти полностью прикрывает бойца с фланга. Спереди его прикрывает башня. Десантирование занимает секунды.

                        А вы фотографию чуть выше, в моем комментарии посмотреть удосужились? На ней прекрасно видно что выбегающий десантник с передних углов открыт почти полностью.

                        Секунды говорите на десантирование? А ничего что это как раз секунды первого огневого контакта, начала боя. За одну секунду каждый вражеский АК-74 делает около 10 выстрелов. И вражеское отделение уже развернуто и укрыто. А наша пехота там своей пятой точкой, на крыше сверкает. По одному.

                        БМП делают для пехоты, а не наоборот. За такие машины надо наказывать!
                      2. -1
                        28 ноября 2019 14:17
                        Цитата: Saxahorse
                        БМП делают для пехоты, а не наоборот. За такие машины надо наказывать!

                        Вы в БМП-1-2 по пересечённой местности в отделении десанта ездили ?
                        И как они (БМП-1-2) ведут себя на воде при недогруженном десантом отсеке ?
                        Метров за 200-300 Вы сможете попасть с автомата в полуростовую фигуру, которая на движущемся транспорте мелькнула на 2-3 секунды (в промежутке между башней и бронещитами) ?
                      3. 0
                        28 ноября 2019 22:11
                        Цитата: Bad_gr
                        Метров за 200-300 Вы сможете попасть с автомата в полуростовую фигуру,

                        А вы не сможете разве? У вас что было за 2 УУС?
                        Упражнения учебных стрельб
                        .. 2 УУС
                        Стрельба с места по появляющейся цели из различных положений
                        Цель: атакующая группа пехоты - два стрелка, поясные фигуры (мишень №7) появляются два раза
                        Дальности до целей, м:
                        7,62 мм (5,45 мм) автомат 300-400 м
                        Количество патронов:
                        - для автомата и ручного пулемета, пулемета ПК - 24, из них 6 - с трассирующими пулями;
                        Оценка:
                        «отлично» - поразить обе мишени в каждом показе;
                        «хорошо» - поразить 3 мишени за два показа;
                        «удовлетворительно» - поразить 2 мишени за два показа.
                      4. +1
                        28 ноября 2019 23:05
                        Цитата: Saxahorse

                        Цитата: Bad_gr
                        Метров за 200-300 Вы сможете попасть с автомата в полуростовую фигуру,

                        Цитата: Saxahorse
                        А вы не сможете разве? У вас что было за 2 УУС?

                        Вряд ли. Я по специальности механик-водитель среднего танка + 2 года работал в Афганистане (1983-85год), где был, скорей всего, в качестве мишени, а не стрелка (особенно первый год,когда из командировок почти не вылазил).
                        Но вернусь к теме. Стрелять прицельно, когда по тебе стреляют в ответ, совсем не одно и то же, когда стрельба ведётся по мишеням.
                        Я в кепке
                      5. 0
                        28 ноября 2019 23:40
                        Цитата: Bad_gr
                        Но вернусь к теме. Стрелять прицельно, когда по тебе стреляют в ответ, совсем не одно и то же, когда стрельба ведётся по мишеням.

                        Конечно. Тем и отличаются обстрелянные солдаты от новобранцев, со временем начинают стрелять прицельно. Да и стрелять будет не один или два бойца а минимум отделение.

                        Только тема у нас совсем другая. Недопустимо создавать машины заведомо подставляющие солдат под огонь. Причем ведь и нормальных примеров полно, и БМП-1 и БТР-80 вполне закрывали десант своим корпусом. Да и М113 была в каждом телевизоре, что такое аппарель не могли не знать.

                        Еще с БМП-2 эта гниль началась, причем по той же причине. Новая пушка увеличила башню, десантный отсек уменьшился а новое шасси делать было лень или недосуг. Один раз прокатило, списали одного мысленно, так в следующий раз на БМП-3 на десант вообще плюнули. Нельзя такого допускать.
  11. +2
    23 ноября 2019 01:30
    Экипаж бронетранспортёра состоял из двух человек: механика-водителя и командира. Рабочее место командира находилось справа, мехвода – слева.

    Товарищ автор, учите матчасть! Или , хотя бы, рассмотрите свои же фото! Например парад поляков! Место командира, как раз, наоборот - по левому борту и там же его люк, а механик-водитель сидит справа от командира и по центру отделения управления! На более поздних моделях в отделении управления появилась ниша для места штурмана по правому борту, справа от механика... Именно такие "БТР-50ПК Польской народной армии" представлены на фото.
  12. 0
    23 ноября 2019 11:45
    ЭЭЭ... Я из Приморья. Когда это проехало. Над головой. Очень маленькая женская орган размонжения...
  13. 0
    23 ноября 2019 18:25
    У нас в батальоне была КШМка.
    1. 0
      23 ноября 2019 20:31
      Ну "БТР-50ПК Польской народной армии" - скорее всего OT-62 TOPAS чехословацкого производства. А БТР-50ПК и БТР-50ПУМ видел в части, где проходил сборы, еще в середине 80х годов.
  14. +3
    24 ноября 2019 12:36
    По окончании училища в 1972г. попал в МСП танковой дивизии в ЦГВ.На вооружении мотострелковых батальонов в качестве основной техники стояли БТР-50п(с брезентовым верхом).Как транспортное средство не имеет себе равных.Ломаться там просто нечему.Двигатель В-6 это половинка танкового.Никаких планетарных механизмов поворота,для осуществления поворота и торможения - бортовые фрикционы.По разгонной динамике немного уступит БМП-1,но подвеска у БТР-50 жестче.Зато на плаву превзойдет все известные БТР и БМП. Через год , в 1973 полк был перевооружен на БМП-1 Чехословацкого производства.
  15. +2
    24 ноября 2019 17:09
    Поправочка: БТР-50 никогда не состояли на вооружении Морской пехоты СССР. (Кроме вариантов КШМ и УР-67). Морская пехота просила - очень они ей подходили - но, почему-то, не дали. А вот польская морская десантная дивизия была именно на БТР-50.
    1. -1
      27 декабря 2019 19:49
      Части охраны побережья они же использовались как морская пехота в Войске Польском. Использовали OT-62 TOPAS. Машина сильно модернизированная, замена двигателя, трансмиссии и вооружения. В результате вместо 44 км в час выдавал 70, и башня от БТР-50ПБ с 14.5 мм пулемётом Владимирова
  16. +1
    24 ноября 2019 17:19
    Хорошая машина, в 1991 году зимой на полигон выезжали. По снежной целине и по танковым дорогам несся со страшной скоростью, несколько раз в ямы проваливался и выскакивал, в салоне бойцы как горох в банке катались. Народ веселился как на каруселях в детстве.
  17. -1
    27 декабря 2019 19:45
    Служил на Дальнем Востоке на БТР-50. Машина отличная. Если бы провели их модернизацию, как то увеличение мощности двигателя, замена трансмиссии, соответственно увеличилась бы скорость. Но опыт чехов с поляками нам не указ. В результате плавучая, проходимая машина доживала свой век в частях при дефиците запчастей. Считаю потенциал был не использован до конца.
  18. 0
    15 февраля 2020 10:56
    Этот бтр был амфибией
  19. 0
    23 февраля 2023 13:44
    В телеге появились фото с расконсервированной техникой https://t.me/bmpd_cast/14968 гусеничный, для весенней распутицы самое то