События осени 1941 года на Балтийском море - рассказывает историк Мирослав Морозов

9
События осени 1941 года на Балтийском море - рассказывает историк Мирослав Морозов

Издано огромное количество историографических материалов, посвящённых крупнейшим битвам Великой Отечественной войны: Сталинградской, Курской, форсированию Днепра и др. Но на этом фоне гораздо менее активно освещаются события, которые связаны с боевыми действиями, например, на Балтийском море. При этом значимость Балтийского флота и того вклада, который моряки-балтийцы внесли в общую Победу, переоценить трудно.

С продвижением гитлеровцев вглубь СССР – с оккупацией Прибалтийских республик, части северо-западных территорий РСФСР – деятельность советского флота на Балтике была существенным образом скована.



Возникли многочисленные проблемы, одна из которых была связана с блокированием основных маршрутов снабжения. Одновременно с этим враг попытался раздробить Балтийский флот ВМФ СССР на небольшие группы, чтобы обеспечить для себя более облегчённый вариант его полного уничтожения. Для этих целей немецкие войска использовали минные заграждения, бомбардировочную авиацию, нанесение ударов с моря и с суши по советским кораблям. Ситуация к декабрю 1941 года складывалась не просто сложная, а по-настоящему критическая.

О ходе боевых действий Советского Союза на Балтийском море в 1941 году рассказывает историк Мирослав Морозов. Его лекция, посвящённая осенним событиям на Балтике, приводится на канале Tactic Media:
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    29 декабря 2019 12:12
    И это отлично. Жаль, что героев обороны этого архипелага в 1917 году мало вспоминают и если погибших на батареи Церель еще вспоминают,

    то погибших моряков на линкоре "Слава",

    эсминцах

    и канонерских лодках...

    А уж про бои 1915 года...вообще забыли
  2. +3
    29 декабря 2019 12:20
    Повторили подвиг своих отцов и дедов-защитников Моозунда 1915-1917 гг.
    Слава и вечная память балтфлотцам.
  3. +5
    29 декабря 2019 13:47
    4 декабря 1941 года в районе о-ва Нарген подорвался на минах турбоэлектроход "Иосиф Сталин" из 6000 человек находящихся на борту спасли около 1700 человек, остальных захватили в плен немцы, раненых оставили на борту и они вместе с судном затонули в заливе Лохусалу лахт. Об этом молчали 48 лет. Немногих раненых спасли в ночное время эстонские рыбаки, подходящие плавсредства к лайнеру расстреливались немецкими катерами. Вечная память погибшим.
    1. 0
      6 января 2020 10:26
      4 декабря 1941 года в районе о-ва Нарген подорвался на минах турбоэлектроход "Иосиф Сталин" из 6000 человек находящихся на борту спасли около 1700 человек, остальных захватили в плен немцы, раненых оставили на борту и они вместе с судном затонули в заливе Лохусалу лахт. Об этом молчали 48 лет. Немногих раненых спасли в ночное время эстонские рыбаки, подходящие плавсредства к лайнеру расстреливались немецкими катерами. Вечная память погибшим.

      Зачем же продолжать традицию допустимости наличия неточностей в политически значимой информации?
      1. О трагедии "Иосифа Сталина" не молчали 48 лет. Со школьных лет знаю о ней, уже не помню, какой источник об этих событиях был первым.
      Например, под рукой книга Н.Г. Михайловского "Мы уходили в ночь", издана в 1962 г. Лениздатом.
      В ней излагается героическая версия этой трагедии, в соответствии с которой немцы отбуксировали подорванный транспорт в Таллин, и там под угрозой сдачи в плен, те, кто был при оружии дали последний бой... Но название транспорта не называется ... И это, конечно, не правильно.
      2. Об этой трагедии были и другие источники информации, но "главная тайна" для меня в школьные годы в 1960-1970-е заключалась в том, что турбоэлектроход назывался "Иосиф Сталин". Целенаправленно замалчивалось именно это. Но для интересующихся, а вокруг, мне казалось, все были таковыми, это тайной не было.
      3. Действительно, впервые достаточно информативно о трагедии было написано в книге Б.А. Вайнера "Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне", Воениздат, 1989 г. Именно в ней опубликованы страшные цифры: взял на борт - 5589 человек, удалось снять - 1740 человек. Остальные либо погибли, либо попали в плен...
      4. Об эстонских рыбаках-спасителях ранее мне не было известно. Да и не верится в это... Хотелось бы конкретных фактов... Что же они столько лет молчали, в советское время могли бы медали получить... Да и какие рыбаки на минных полях...
      5. Как получилось так, что никто не смог помочь судну, которое продолжало держаться за поверхность воды, это для меня остается не вполне понятным. Вернее, почему не помогли понимаю, а вот почему не известно об отчаянных попытках спасти людей, действительно не понимаю. Ведь там, насколько мне известно, были, в том числе, и семьи командиров...
      6. Не надо писать, что в советское время не писали о неудачах и трагедиях. Писали, ставили памятники, и те, кому это было важно, знали, помнили, обсуждали, скорбели...
      Мне даже кажется, что тогда, без интернета и бесчисленного числа ТВ-каналов, больше людей знало и понимало в таких событиях. Безучастных и бесчувственных людей было много меньше. Сейчас же, сколько ни пиши на Топваре, количество посвященных стремительно приближается к числу форумчан. И именно это рассматриваю, как национальную трагедию.
  4. -4
    29 декабря 2019 17:15
    ВМС в России, СССР, РФ никогда не было и нет. То что было и есть с трудом дотягивает до береговой охраны некоторых нормальных морских государств. Про морские державы я уже молчу.
    1. +1
      29 декабря 2019 17:25
      Адмирал Нахимов из рогатки турецкий флот топил. и так далее. А германские линкора и крейсеры немцы сами потопили. Калибры из вод Средиземного моря и Каспийского американцы пустили по бородатым. Продолжайте, уважаемый ... wink
      1. -2
        30 декабря 2019 01:26
        Ракетный катер на полноценный флот никак не тянет, все германские крупные корабли в ПМВ потоплены на минах - береговая охрана!
        С османами разбирались, не спорю, но только вошли в ЧМ нормальные морские державы, сами без боя затопили флот!
        Что из кригсмарине потопили во время ВОВ? Не было флота, а ту пародию что была, штурмовиками потопили - боевой флот даже не марался, много чести ( в их понимании).
        В не парусное время одно сражение с морской державой в РЯВ - [b]цусима[b], результат известен.
        Патриотизм это хорошо, сам Россию уважаю, но хотелки и действительность разные вещи.
        В декабре Россию три раза отимели в извращенной форме ( ВАДА, СП2, украинский транзит ), сегодня хоккейная молодёжь США показала кто в мире хозяин и где место русских. Вот объективная реальность!
        1. +1
          30 декабря 2019 08:41
          Военно-технический прогресс меняет картину или представление о понятии ВМС или что такое ВМФ. Раньше галерный флот делил мир на колонии и державы. Появился парус, затем пар в двигателях морских кораблей. Дизельное топливо поменяло картину морских сражений вместе с дальнобойными орудиями кораблей. Подводные лодки так же внесли лепту в стратегию морских операций и сражений. Атомные реакторы и МБР на подводных лодках существенно поменяли представление о ВМС. Сегодня одна подводная лодка с МБР может держать мир в страхе вероятности атомной войны. А последним этапом изменения представлений о ВМС стало появление Гранитов, Калибров и Цирконов. Каспийская флотилия, запустив Калибры по бармалеям, включилась в мировую политику, став частью реальных ВМС России. Я предполагаю, что у вас старые представления о понятии ВМС. Читайте материалы о старых морских сражениях, не вредным будет прочитать Клаузевица, хоть писал он про сухопутные войны, создав теорию этой войны. Вы должны понять, что ВМС - это не количество металла, держащегося на морской поверхности.
    2. 0
      6 января 2020 10:38
      Цитата: Cetron
      ВМС в России, СССР, РФ никогда не было и нет. То что было и есть с трудом дотягивает до береговой охраны некоторых нормальных морских государств. Про морские державы я уже молчу.

      Такое можно написать практически про любую страну мира. разумеется в разных периодах истории.
      Но после маневров "Океан" (1970 г.) наш флот стал океанским, в конце 1970-х стал действительно океанским с большим количеством новейших кораблей.
      В 1980-е по оценке некоторых специалистов вышел на первое место по мощности первого залпа и, даже, по числу носителей ударного оружия, - включал более 1470 вымпелов. А количество кораблей океанской зоны приближалось к американцам.
      И никто не ставил ВМФ СССР в мире ниже 2 места.

      Что же еще надо было сделать, чтобы стать "морской державой"?