Российский ледокольный флот: там, где климат суров

36

Дизельный ледокол "Ермак". Фото Fleetphoto.ru

В настоящее время Россия является одним из немногих государств, располагающих собственным ледокольным флотом. В эксплуатации находится более 40 ледоколов разных классов, а также несколько судов с ядерной энергетической установкой. Как по количеству, так и по качеству ледокольный флот России не имеет равных в мире. При этом его развитие не останавливается.

Актуальное состояние


По известным данным, сейчас в нашей стране эксплуатируется 41 ледокол нескольких классов и типов. Эти суда способны обеспечивать деятельность портов или проводить караваны по маршрутам. Все имеющиеся ледоколы распределены между несколькими основными эксплуатантами и работают во всех регионах, где требуется их помощь.



Наиболее крупный флот ледоколов принадлежит ФГУП «Росморпорт» – более 30 единиц. В составе этого флота служат суда нескольких типов, причем речь идет только о дизельных ледоколах. Техника схожих классов также имеется у нескольких пароходств разных регионов, не входящих в состав «Росморпорта».


Судно "Мудьюг" в Санкт-Петербурге. Фото Fleetphoto.ru

Немногочисленный, но важный ледокольный флот принадлежит ФГУП «Атомфлот». Эта организация отвечает за эксплуатацию четырех атомных ледоколов, одного атомного лихтеровоза ледового класса и судов обеспечения. Существуют планы по выводу части атомных ледоколов из эксплуатации с заменой новыми судами.

Ледоколы приписаны к ряду портов России, но основная их масса сосредоточена лишь в нескольких местах. Наибольшее число ледоколов служит в Санкт-Петербурге и Мурманске. Также суда базируются в Архангельске, Владивостоке, Калининграде и т.д. Такое распределение ледокольного флота позволяет обеспечивать деятельность портов и перевозки на всех основных направлениях, как на море, так и на некоторых реках.

Основные типы


Самым старым из имеющихся ледоколов можно считать судно «Красин», построенное в 1917 г. Оно оставалось на службе до 1998 г., после чего было превращено в музей и поставлено у причала в Санкт-Петербурге.


Атомный ледокол "Ямал" в море. Фото Росатом / rosatom.ru

Наиболее старый ледокол на активной службе – «Кару», тоже работающий в Санкт-Петербурге. Это судно было построено в конце пятидесятых годов и до 1986-го принадлежало Финляндии. Сейчас оно входит во флот «Росморпорта».

В 1973-76 гг. Финляндия по советскому заказу построила три дизельных ледокола пр. Р-1039 «Ермак». Все они до сих пор остаются в строю. Головной «Ермак» служит в Санкт-Петербурге, серийные «Адмирал Макаров» и «Красин» – во Владивостоке. Суда принадлежат соответствующим филиалам «Росморпорта».

Начиная с середины семидесятых, в Хельсинки специально для СССР построили 21 ледокол проектов 1101, 1105, 1108 и 1191. 20 судов этих типов до сих пор продолжают службу. Основным их эксплуатантом является «Росморпорт», но несколько судов принадлежат Ленскому объединенному речному пароходству (приписка в Тикси и Восточном), а также «Норильскому никелю» (порт Дудинка). Прочие ледоколы служат на Балтике, на Черном море, на Севере и на Дальнем Востоке.


Инфографика по судну "50 лет Победы". Рисунок Росатом / rosatom.ru

В первой половине восьмидесятых Финляндия построила три ледокола типа «Мудьюг». Сейчас они служат в составе «Росморпорта» с базированием в Санкт-Петербурге, Архангельске и Владивостоке.

В 2008-2009 гг. «Росморпорт» получил два судна пр. 21900 – «Москва» и «Санкт-Петербург», построенные «Балтийским заводом». Оба ледокола приписаны в Санкт-Петербурге. В 2015-16 гг. ледокольный флот на Балтийском море пополнился тремя единицами пр. 21900М.

Атомный ледокольный флот включает четыре судна двух типов. Это ледоколы «Ямал» и «50 лет Победы» проекта 10520/10521 «Арктика», а также «Таймыр» и «Вайгач» проекта 10580. В недавнем прошлом в строю находилось несколько других атомных ледоколов, но к настоящему времени их эксплуатация прекращена.


Ледокол "Санкт-Петербург" проекта 21900. Фото Fleetphoto.ru

С недавнего времени ведется формирование собственной ледокольной группировки в составе Северного флота ВМФ России. В 2017 г. в строй введен многоцелевой патрульный ледокол «Илья Муромец» пр. 21180. Его задачей является проводка судов и кораблей, оказание помощи и, при необходимости, участие в боевых действиях.

Суда будущего


В последние годы часть атомных ледоколов «Атомфлота» пришлось списать по причине морального и физического устаревания. Для их замены разработан пр. 22220 / ЛК-60Я. Несколько таких судов уже строится; также имеются планы по дальнейшему строительству.

Головной ледокол пр. ЛК-60Я, «Арктика», заложили на «Балтийском заводе» в 2012 г. Спуск на воду состоялся в июне 2016 г. В октябре 2019-го запустили реактор, а с декабря судно проходит испытания. Сдача ледокола заказчику запланирована на текущий год.

Первый серийный ледокол, «Сибирь», строился с 2015 г. и в сентябре 2017-го был спущен на воду. Судно пока не готово к выходу на испытания, но работы продолжаются. Ожидаемый срок сдачи – 2021 г. В 2022-м планируется сдать второй серийный ледокол «Урал». Его заложили в 2016 г. и спустили на воду в 2019-м. Осуществляется достройка. Имеется контракт на четвертый и пятый ледоколы серии. Их закладка состоится в 2020-21 гг., сдача – в 2024-26 гг.


"Виктор Черномырдин" выходит на испытания, 5 октября 2019 г. Фото Fleetphoto.ru

В 2020 г. также планируется заложить головное судно нового проекта 10510 / ЛК-110Я / ЛК-120Я «Лидер». Судостроительный комплекс «Звезда» за несколько лет должен будет построить три таких ледокола, отличающиеся повышенными характеристиками.

Все еще не передан «Росморпорту» дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» пр. 22600 / ЛК-25. Он строился с 2012 г. на «Балтийском заводе»; позже заказ передали «Адмиралтейским верфям». Из-за ряда проблем разного рода сроки сдачи судна неоднократно сдвигались, а также росла стоимость его строительства. Ходовые испытания ледокола начались лишь прошлой осенью.

В интересах ВМФ строится головной ледокол обновленного пр. 21180М. «Евпатий Коловрат» был заложен в конце 2018 г. и пока остается на стапеле. По некоторым данным, в дальнейшем может появиться заказ на второе подобное судно. Таким образом, в составе ВМФ восстанавливается собственный ледокольный флот, причем его суда создаются с учетом специфики военной службы.

Общее состояние


Сейчас Россия имеет самый крупный в мире ледокольный флот. Кроме того, наша страна является единственным в мире обладателем атомных ледоколов. Все это позволяет решать широкий круг экономических, научных, военных и иных задач в ряде регионов с суровым климатом. Наличие крупного ледокольного флота дает известные преимущества, однако его строительство и развитие является достаточно сложным делом.


Ледокол "Илья Муромец" из состава Северного флота. Фото Минобороны РФ / mil.ru

Нетрудно заметить, что основная масса наличных ледоколов была построена в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого века. При должном обслуживании и своевременном проведении ремонта дизельные суда могут продолжать службу и в будущем. С атомным флотом дело обстоит иначе. В последние годы пришлось вывести из эксплуатации и утилизировать несколько таких судов ввиду невозможности продления сроков службы.

Фактически российский ледокольный флот нуждается в планомерном строительстве новых современных судов для постепенной замены имеющихся. Подобные меры уже приняты в сфере атомного судостроения. В дополнение к четырем атомным ледоколам на службе строятся три новых, и такое же количество будет заложено в обозримом будущем.

Схожие меры принимаются и в области неатомных ледоколов, однако наиболее интересный пр. 22600 постоянно сталкивается с проблемами разного рода. Из-за них самый большой в мире дизель-электрический ледокол до сих пор не готов к работе.


Атомный ледокол "Арктика" проекта ЛК-60Я во время достройки. Фото "Атомфлот" / rosatomflot.ru

Большой интерес представляет программа строительства специализированных патрульных ледоколов для военно-морского флота. Ледоколы специально для ВМФ не строились в течение нескольких десятилетий, но теперь ситуация меняется. Флот уже получил головное судно нового проекта, и вскоре в строй встанет второе. Наличие собственных ледоколов сократит зависимость ВМФ от гражданских структур, а также упростит решение ряда задач военного характера.

В целом состояние отечественного ледокольного флота дает поводы для оптимизма. Наличные суда справляются со своей работой, а в ближайшем будущем к ним добавятся новые. Имеются некоторые проблемы и недостатки, но они не оказывают особого влияния на общее положение дел. В итоге четыре десятка российских ледоколов решают поставленные задачи, обеспечивая экономическую и военную деятельность в регионах с суровым климатом.
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    13 января 2020 05:54
    Что сказать, Горжусь Ледокольным Флотом России! good
    С удивлением узнал, что самые дорогие туристические маршруты - в Арктику на Ледоколе! Причём билеты на несколько лет раскуплены!
    1. -3
      13 января 2020 06:42
      Очень много жителей КНР путешествуют в Арктику, в основном - подмечено в Мурманске... И особенно любят путешествовать зимой - в период северных сияний! Детей, зачатых в этот период, считают счастливыми!
      1. +3
        13 января 2020 10:56
        Обалденная история про сияние, жаль выдуманная, т.к. туристов возят только в летнюю навигацию.
        1. 0
          14 января 2020 00:49
          arkadiyssk! Учите русский язык, прежде чем писать глупости. После путешествий в Арктику - стоит многоточие. Далее идёт разговор про сам Мурманск и период северных сияний! Или вы думаете, что вы один живёте в Мурманске, и работаете или работали во ФГУП "Атомфлот". И история не выдумана - больше надо общаться с китайцами!
      2. 0
        20 февраля 2020 10:55
        Мы так скоро в Пекин превратимся)
    2. -1
      13 января 2020 15:02
      А чем гордитесь? Ценой на билеты?
      Ну у нас на Камчатку никаких условий нет, а тур. билеты бешеные деньги стоят! Ура!
    3. 0
      13 января 2020 17:34
      самые дорогие туристические маршруты - в Арктику на Ледоколе!
      ==
      В Антарктиду не дороже ли?
  2. +6
    13 января 2020 06:52
    Дизельный ледокол "Ермак" (1 фото) имеет большие ограничения из за плохого состояния корпуса. Последние лет шесть-семь ремонт росморпортовских ледоколов почти не проводился (не говоря уже о ежегодных доковых осмотрах) . В результате работы"эффективных менеджеров" ФГУП управление технического менеджмента было разогнано и флот передали под управление филиалам РМП.
    1. +3
      13 января 2020 10:16
      Не нужно забывать, что Россия - не только "родина слонов" (у нас в регионе обнаружили останки древнего трогонтериевого слона), но и родина мирового ледокольного флота.
      В 1899 году был введён в эксплуатацию первый в истории ледокол "Ермак", прослуживший Родине в этом качестве 66 лет!
      В комиссию по проектированию входил наш знаменитый адмирал Макаров и не менее именитый химик Менделеев.
      Сам Бог велел нашей великой северной державе иметь лучший в мире ледокольный флот!
      1. -2
        13 января 2020 16:41
        Почему "сам Бог" так плохо учит нас строить атомоходы ( 70% построены в Финляндии)?
        1. +2
          13 января 2020 16:44
          Так я же учился не в семинарии...
          Сходите в церковь, спросите про Бога у батюшки...
        2. +4
          13 января 2020 18:55
          70% атомоходов построено в Финляндии? Что за интеллектуальный идиотизм? В Финляндии построены лишь корпуса ледоколов "Таймыр" и Вайгач". После чего их отбуксировали в Ленинград и достраивали уже на советских верфях. Все остальные атомоходы поголовно построены Балтийским заводом.
          1. -2
            13 января 2020 18:58
            Согласен, обшибся: правильно не атомоходов - ледоколов. recourse
            1. +3
              13 января 2020 19:10
              Если финны умели хорошо и быстро строить ледоколы почему бы этим не воспользоватся? После отлупа в ВМВ они прекрасно поняли как следует жить под боком у сверхдержавы. И подстав с их стороны вроде не было.
          2. -1
            13 января 2020 19:10
            Обратите внимание на название оборудования - "проклятые англосаксы". В современном мире невозможно иметь все "неимеющееаналоговвмире".
            1. +1
              13 января 2020 19:18
              Совершенно верно! Хотя на фото скорее всего хотелки владельцев предприятия, а не безысходность от отсутствия отечественного оборудования. Такое оборудование у нас производится. У меня, внезапно, у самого на полке в шкафу лежит тех-документация на подобный агрегат)))
            2. -1
              13 января 2020 19:27
              Кроме того, сборочно-сварочный цех оборудован автоматизированной линией плоских секций производства фирмы Pema (Финляндия). И это здорово! Если нет собственных технологий их надо покупать и внедрять,обучая своих специалистов. Тогда и санкции будут до "искандеров".)))
        3. +1
          14 января 2020 00:43
          атомоходы ( 70% построены в Финляндии)?

          Название приведете хоть одного атомохода...?
          1. -1
            14 января 2020 14:59
            Я уже указал выше: ошибся -не атомоходы, ледоколы.
            По данным "Атомфлота", отвечающего за эксплуатацию ядерных судов, на данный момент (2018год данные) в России имеются четыре действующих атомных ледокола. Два судна типа "Арктика": "Ямал" (построен в 1992 году) и "50 лет Победы"(построен в 2007 году). И два атомных ледокола типа "Таймыр": "Таймыр" (1989 года постройки) и "Вайгач" (сдан в 1990 году).

            Проектированием двух судов типа "Таймыр", как и всего советского гражданского атомного флота, занималось ЦКБ "Айсберг". Постройка велась, как указано на сайте бюро, в кооперации с финской фирмой "Вяртсиля Марин" (Wartsila Marine).

            Финская верфь отвечала за изготовление корпусов. Ядерная энергетическая установка на основе реактора КЛТ-40М монтировалась на суда на Балтийском заводе в Ленинграде.
            Схожая схема кооперации была применена и при постройке серии дизель-электрических ледоколов проекта 21900М. "Мурманск", первый серийный ледокол этого проекта, был заложен на финской верфи Arctech Helsinki, контролируемой на тот момент российской Объединённой судостроительной корпорацией (ОСК). Отметим, сейчас ОСК вынуждена снижать долю в финском проекте из-за санкций.

            Но больше всего влияние Суоми чувствуется сегодня в проектной части. Разработка финского бюро Aker Arctic Technology легла в основу создания ледокольных судов проекта Aker Arc 130A на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ) по заказу "Газпром нефти" для работы в Обской губе.


            Адаптацию под требования российского регистра проводило "Морское инженерное бюро" (после чего проект получил индекс IBSV01), но ключевые технические решения разработаны именно финской стороной. По проекту Arc 130A созданы ледокольные суда "Александр Санников" и "Андрей Вилькицкий".

            Будущие проекты
            Так или иначе финны участвуют и в строящихся в данное время неатомных российских ледоколах.

            Так, по финскому проекту Arc 124 уже упомянутого бюро Aker Arctic на ВСЗ строится портовый ледокол "Обь" для работы в Сабетте на проекте "Ямал СПГ".
            В судно "Обь" финны заложили немало инновационных решений, уже известных за рубежом, но новых для отечественного судостроения. В частности, в части пропульсивного комплекса.
            Не обойдётся без Aker Arctic и при постройке ледокола на ультрамодном ныне судовом топливе – сжиженном природном газе (СПГ). Отдавая дань экологии и появившимся большим объёмам СПГ в России, атомщики, отвечающие теперь за Севморпуть, решили строить новые ледоколы с возможностью работы на газе. Разработкой проекта первого отечественного ледокола на СПГ, опять же, занимаются финские специалисты.
      2. +1
        13 января 2020 19:02
        Ну зачем такие крайности) "Ермак" был крупнейшим на момент постройки (и на следующие два десятилетия), но никак не первым в мире. Первым в мире его пожалуй можно считать как ледокол арктического класса.
  3. 0
    13 января 2020 07:05
    хорошо,что мы лидеры. главное не терять лидерство,как в количестве ледоколов,так и в темпах обновления судов данного класса. и желательно,чтобы гражданские ледоколы были заточены на случай не хороших отношений с "партнерами".
  4. +1
    13 января 2020 07:24
    Это ПЕСНЯ, которая не окончится никогда!
  5. +2
    13 января 2020 11:02
    Рекомендую глянуть отличный ролик с ледоколом Ямал в главной роли - красотищща!!!
  6. +1
    13 января 2020 11:12
    Самое плохое прочитал недавно в Интернете. Оказывается, "Совкомфлот" - стратегически важный для России - включен в план приватизации. Что будет дальше - читайте статью по ссылке. https://topcor.ru/12671-rasprodazha-strany-kljuchevye-predprijatija-rossii-mogut-popast-v-ruki-zapada.html. Нет слов, одни буквы, и все нецезурные.
  7. -1
    13 января 2020 13:37
    стесняюсь спросить, зачем такие огромные надстройки. у авианосцев в разы меньше?
    1. +2
      13 января 2020 16:28
      Конструкторы стараются разместить экипаж в надстройке, там меньше вибрация. В основном корпусе помимо двигательной установки большое количество запасов для увеличения автономности, вспомогательные установки и помещения.
  8. -3
    13 января 2020 17:45
    Как обычно: конкретной информации "ноль целых шиш десятых", одно "уря-уря" на пустом месте. Вопрос проще простого: сайт сосет у "Рябова Кирилла" или сайт сосет у госСМИ, оплачивающих "уря-уря" по поводу и без, или "Рябов Кирилл" (повторюсь, лично я считаю,что это "вывеска", за которой работает целый коллектив на деньги налогоплательщиков. Ни одного довода "против" до сих пор не приведено. Берете пример с Президента?) сосет у сайта? Разбирайтесь сами, большего ущерба Вашему сайту не смог бы причинить никто и ничто, даже ядерная война. Уровень сайта твердый и устойчивый, как рубль - ниже плинтуса. Удачи в отсосе!
  9. +5
    13 января 2020 18:27
    Цитата: Ромка
    Почему "сам Бог" так плохо учит нас строить атомоходы ( 70% построены в Финляндии)?

    Где вы насчитали 70% Если считать атомные ледоколы Советского Союза, то из них только два были построены в Финляндии - "Таймыр" и "Вайгач". Остальные СЕМЬ атомных ледоколов были построены на вервях Советского Союза. Плюс атомный лихтеровоз ледового класса "Севморпуть". Плюс три строящихся сейчас ледокола ЛК60Я. То есть всего Советский Союз и Россия имели 14 атомных ледокольных судна. Из которых два построены в Финляндии - итого 14%, но никак не 70%, как у вас

    Цитата: Batu Khan
    Странно! Великий атомный флот Великой России строится в маленькой Финляндии! Почему не строят на отечественных верфях?

    Название атомных ледоколов, которые строятся в Финляндии?
  10. +1
    13 января 2020 18:28
    Ледоколы России наверное те единственные Редкие суда, что ходят под флагом РФ, а не Лимассолов всяких с Валеттами и прочими островными недоразумениями.
  11. +2
    13 января 2020 23:17
    Спасибо Финляндии за наши ледоколы! Здание Архангельского морского-речного вокзала знают все по купюре 500 рублей. Полюбуйтесь ледоколами Архангельска:https: //fleetphoto.ru/photo/258178/?vid=4414
    на сайте "Водный транспорт" заходил через "Ледокол "Капитан Евдокимов".
    А вот фото ледокола "Мудьюг" в материале не самое удачное. Немцы ему в 80-е нос изуродовали и работает теперь "Мудьюг" больше как ледорез, а не ледокол, и не в Архангельске, а в Санкт-Петербурге. В Архангельске вместо "Мудьюга" работает "Диксон", того же типа "Мудьюг", тоже "сделано в "Финляндии"...
    mik193 (Михаил) , уважаемый, в разделе "Аналитика" за 09.01.20 г. в комментариях материала "Что ещё не доприватизировали в России:..." приводил я цифры планов по приватизации СЕВМАШа и "Звёздочки". В родной стране, видимо, мало долларовых миллиардеров, есть ведь кому пакеты акций прикупить...
  12. -4
    13 января 2020 23:54
    Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт. Черномордой надо было ещё придумать назвать. Предлагаю для следующих 22600 : М.С.Горбачев, Б.Немцов, Б.Ельцин ну и Кириенко с Рогозиным.....
  13. 0
    3 декабря 2022 17:58
    Цитата: Ромка
    70% построены в Финляндии

    Во-первых не 70%, а менее 50. Во-вторых финны строили по советскому проекту, так как загрузка судостроительных заводов была полной. И вообще это нормальная практика судостроения. В советское время наши суда строили в Польше и ГДР, заказывали и у других стран.