Средний морской танкер проекта 23130

51

Фото: forums.airbase.ru Средний морской танкер проекта 23130 «Академик Пашин»

21 января 2020 год в торжественной обстановке прошла процедура поднятия флага вспомогательного флота ВМФ России на новом корабле обеспечения – среднем морском танкере «Академик Пашин». С этого дня танкер проекта 23130 официально находится в составе Северного флота. В торжественной церемонии поднятия флага принял участие вице-адмирал Александр Моисеев, занимающий пост командующего Северным флотом России. По словам адмирала, флот в лице среднего танкера проекта 23130 получил универсальное судно тылового обеспечения. Данный корабль значительным образом расширит возможности применения надводных сил Северного флота в Мировом океане вдали от пунктов постоянного базирования.

Средний морской танкер «Академик Пашин»


Средний морской танкер снабжения «Академик Пашин» строился на верфи в Шлиссельбурге (Ленинградская область) на мощностях Невского судостроительно-судоремонтного завода (НССЗ). Проект корабля снабжения был создан специалистами ЗАО «Спецсудопроект» из Санкт-Петербурга. Основная сфера деятельности компании – военное кораблестроение и судостроение. Новый корабль вспомогательного флота изначально проектировался и строился в рамках государственного контракта в интересах Минобороны РФ.



Средний морской танкер, получивший имя «Академик Пашин», стал первым кораблем проекта 23130. Уже известно, что для российского военно-морского флота позднее будет построено еще пять серийных кораблей того же проекта. О планах военных по постройке серии подобных танкеров ранее уже говорил высокопоставленный чиновник из департамента транспортного обеспечения Минобороны России Сергей Епифанов. По его словам, решение о постройке еще пяти морских танкеров уже принято. По словам Епифанова, в 2024 году Северному флоту России передадут еще один корабль, построенный по проекту 23130. По утверждениям специалистов, на территории России в настоящее время данный танкер не имеет аналогов.


Первый построенный по проекту 23130 корабль был назван «Академик Пашин» в честь известного российского инженера-кораблестроителя Валентина Михайловича Пашина. Валентин Пашин — Герой Российской Федерации, академик РАН. Больше двух десятков лет он возглавлял Центральный научно-исследовательский институт имени академика А. Н. Крылова. Валентин Пашин — автор более 150 научных публикаций по проектированию кораблей, а также огромного количества изобретений. После смерти конструктора в 2013 году его именем была названа площадь в Санкт-Петербурге, а позднее в его честь назвали и средний морской танкер вспомогательного флота.

Трудный путь на флот


21 января 2020 года, по сути, закончилась история еще одного российского флотского долгостроя. Судно, как и корабли многих других проектов, пострадало от введенных в отношении России санкций. Первоначально главная энергетическая установка среднего морского танкера должна была включать дизельные двигатели финской промышленной компании Wartsila. Существенная часть вспомогательного оборудования на корабле также должна была быть импортной. После 2014 года подобные поставки оказались невозможными, результат – значительное отставание от контрактных сроков. Корабль строили на три года дольше.

Впервые о планах постройки серии танкеров на базе разработанного специалистами петербургского ЗАО «Спецсудопроект» проекта 23130 стало известно в начале 2013 года. Контракт на постройку среднего морского танкера проекта 23130 был подписан 1 ноября 2013 года, стоимость контракта в ценах 2014 года составила 2,978 миллиарда рублей. Строительство первого корабля на Невском судостроительно-судоремонтном заводе началась в феврале 2014 года с приобретения и резки металла, закладка корабля состоялась в апреле того же года.


Фото: forums.airbase.ru

Согласно первоначальным планам спуск судна на воду должен был состояться уже в июле 2015 года, а завершение всех необходимых заводских ходовых, а также госиспытаний было запланировано на октябрь 2016 года, с последующей передачей корабля заказчику 25 ноября 2016 года. Однако по факту строительство корабля прошло почти с трехлетней задержкой от первоначальных сроков, оговоренных в контракте. Спуск танкера на воду прошел 26 мая 2016 года, заводские ходовые испытания, которые проводились в акватории Ладожского озера, начались в мае 2018 года, а на прохождение завершающего этапа госиспытаний корабль прибыль в Мурманск только 22 июля 2019 года.

21 января 2020 года в истории со строительством корабля была поставлена точка. Корабль наконец-то был передан заказчику и включен в состав российского флота. Можно лишь надеяться, что строительство последующих кораблей серии не будет сопровождаться таким отставанием в сроках. Все предпосылки для того, чтобы следующие пять танкеров проекта 23130 были построены вовремя, в настоящее время есть.

Технические характеристики танкеров проекта 23130


Новый корабль вспомогательного флота представляет собой средний однопалубный морской танкер с бульбовой носовой и транцевой кормовой оконечностью, с надстройками бака и юта. Стоит отметить, что носовой бульб (от французского слова bulbe, луковица) – это важная часть судна, расположенная ниже ватерлинии и обладающая выпуклой эллипсоидной формой. Бульб — важная часть больших кораблей, он изменяет направление потока воды по всему корпусу, уменьшая сопротивление, что в свою очередь напрямую влияет на повышение дальности плавания, экономию топлива и увеличение скорости хода. По современным оценкам, носовой бульб обеспечивает выигрыш в экономии топлива примерно на 12-15 процентов по сравнению судами без него. В свою очередь, транцевая корма характерна для всех танкеров, такой тип кормы предполагает плоский срез в подводной части, прямые очертания в плане и вертикальной плоскости.


В районе грузовых танков реализован двойной стальной корпус. Грузовой трюм на танкерах проекта 23130 расположен в средней части корабля, жилая надстройка и машинное отделение находятся в кормовой части. Сердцем корабля является одновальная дизельная силовая установка, развивающая максимальную мощность до 9500 кВт (примерно 12 900 л.с.). Для улучшения маневренности на корабле имеется носовое подруливающее устройство. Мощности главной энергетической установки достаточно, чтобы разогнать корабль с полным водоизмещением около 12 000 тонн до скорости 16 узлов.

Дедвейт корабля составляет примерно 9000 тонн при осадке по грузовую ватерлинию. В длину танкер достигает 130 метров, ширина корабля – до 21,5 метра, наибольшая осадка – примерно 7 метров. Автономность плавания среднего морского танкера проекта 23130 по запасам провизии и питьевой воды составляет примерно 60 суток. Максимальная дальность плавания 8000 морских миль. Жилые и служебные помещения для экипажа танкера, а также пассажиров находятся в кормовой жилой рубке, общее количество мест на борту корабля 36 (24 человека — постоянный экипаж + до 12 прикомандированных гостей).

Возможности танкеров проекта 23130


По данным официального сайта завода-изготовителя, средний морской танкер проекта 23130 обладает неограниченным районом плавания. Самостоятельное плавание корабля в районах неарктических морей ничем не ограничено. Сам корабль соответствует категории ледового усиления «Arc 4». Этот ледовый класс гарантирует среднему морскому танкеру возможность самостоятельного плавания в разреженных однолетних арктических льдах при их толщине до 0,8 метра в летне-осеннюю и до 0,6 метра в зимне-весеннюю навигацию. Также танкеру доступно плавание в канале за ледоколом в однолетних арктических льдах толщиной до 1 метра в летне-осеннюю навигацию и до 0,7 метра в зимне-весеннюю. Таким образом, в летне-осеннюю навигацию корабль может самостоятельно плавать в акватории Баренцева моря.


Основное предназначение среднего морского танкера проекта 23130 – это прием, хранение, транспортировка и передача различных жидких грузов для флота, в первую очередь: флотского мазута, дизтоплива, моторного масла, авиационного керосина, пресной воды. Также возможна перевозка сухих грузов, в том числе различного технического и шкиперского имущества, запасов продуктов питания. В целях обеспечения безопасности и для локализации при возникновении аварий разливов нефти и нефтепродуктов на борту корабля имеется аварийное боновое заграждение, общая длина которого составляет от 200 до 400 метров.

Новый российский танкер получил всё необходимое оборудование и устройства для передачи на корабли и суда в море как жидких, так и сухих грузов. При этом процесс передачи возможен кильватерным и траверзным способом прямо на ходу. В один рейс средний морской танкер проекта 23130 может взять до 3 тысяч тонн мазута, 2,5 тысяч тонн дизтоплива, 500 тонн авиационного керосина, 150 тонн смазочного масла, до 1000 тонн пресной воды, а также по 100 тонн продовольствия и различного снаряжения и ЗИП.

Во время успешно проведенных государственных испытаний новый танкер Северного флота подтвердил свои улучшенные тактико-технические характеристики, а также расширенные возможности по передаче жидких и сухих грузов на боевые надводные корабли российского флота непосредственно в море. По словам вице-адмирала Александра Моисева, во время проведенных испытаний танкер впервые произвел одновременную заправку сразу трех боевых кораблей. Испытания танкера проводились в 2019 году в акватории Баренцева моря и были признаны полностью успешными.
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    4 февраля 2020 18:12
    Танкер - это хорошо.
    1. 0
      4 февраля 2020 19:27
      на 1 заправку Кузнецова?
    2. 0
      3 апреля 2020 07:41
      В данном случае это Очень плохо, ибо это не флот кий танкер, а коррупционных недомерок по ценник больше чем балтзавод построил для ВМС Индии океан кий танкер
  2. +9
    4 февраля 2020 18:12
    Очень нужный тип судов но скорость их введения в строй пугает. Суджа снабжения так же нужны как боевые единицы.
    1. -1
      3 апреля 2020 07:41
      Такие корыта нафиг нафиг
  3. +6
    4 февраля 2020 18:36
    Радует, что процесс пошел. А то не было ничего сопоставимого спущено на воду.
    1. 0
      3 апреля 2020 07:46
      Это не процесс а пилорама
      Проект с 404 (МИБ) бабло крутили через контору боссом которой внезапно заделался Антошка Соболевский, бывш. Нач отдела НК ДОГОЗ, который экстренно свалил в начале 2014г., через которого крутилась ВСЕ и все бабки на надводное кораблестроение с середины 2000х
  4. 0
    4 февраля 2020 19:21
    Вот 500 тонн керосина вроде не много, но для наших нужд вполне достаточно. Не только для корабельных вертолётов, но и для Кузнецова подходит. А больше нам пока и не нужно.
    1. 0
      3 апреля 2020 07:47
      Это очень мало
  5. 0
    4 февраля 2020 19:25
    до 12 прикомандированных гостей

    Чемоданы как говорится в нашей стране.
    1. +3
      4 февраля 2020 19:34
      А какой на него всё-таки установили дизель?
      1. +12
        4 февраля 2020 21:05
        Те же что и предполагались Wartsila 8L32E два на один вал. ВДГ то же Wartsila.
        Автор видно не совсем в теме. Там из-за санкций проблемы не с ними были, а в основном с мощными погружными насосами Marflex, но всё равно их добыли обходными путями немного переплатив.
        1. +2
          5 февраля 2020 12:51
          Цитата: Terran
          Те же что и предполагались Wartsila 8L32E два на один вал. ВДГ то же Wartsila.

          Финны... финны никогда не меняются. smile
          Эти ребята даже во времена КОКОМ умудрялись спокойно работать с нашим ВМФ. И не только с ним - одна история с созданием "Миров" чего стоит, когда финны для производства уникальных глубоководных аппаратов создали фирму-однодневку и по требованию американцев закрыли её, но только после сдачи изделий заказчику.
          1. 0
            10 февраля 2020 10:45
            Финны уже не те... По крайне мере Wartsila - это относится как и к качеству (были очень большие проблемы с суммирующим редуктором и не только), так и к подходу к делу - когда раньше сами решали вопросы чтобы получить прибыль.
            А на следующие пароходы Wartsila уже отказалась поставлять... Так, для справки - на следующих заказах предполагается заменить всё что поставляла Wartsila: 2ГД, редуктор, валолинию, ВРШ, валогенератор, 2 ВДГ... Это уже как бы другой проект)
        2. 0
          3 апреля 2020 07:47
          Нихрена себе "немного"
  6. +3
    4 февраля 2020 19:51
    По словам вице-адмирала Александра Моисева, во время проведенных испытаний танкер впервые произвел одновременную заправку сразу трех боевых кораблей.
    Почему впервые?
    1. +2
      4 февраля 2020 21:09
      На фото большой морской танкер типа "Борис Бутома", а пр.23130 -это средний.
      Или имелось в виду впервые для него)
      1. 0
        5 февраля 2020 03:43
        Да и непонятно, "Адмирал Пашинин" или "Академик Пашинин"?
        новом корабле обеспечения – среднем морском танкере «Адмирал Пашинин»

        танкер, получивший имя «Академик Пашин»

        И ещё, меня смущает очень низкий надводный борт при полном ВИ, у аналогов он заметно выше, при сходной архитектуре.
        1. 0
          5 февраля 2020 14:40
          Академик Пашин
        2. Комментарий был удален.
        3. 0
          10 февраля 2020 10:52
          Очевидно,конечно, что чем выше борт тем лучше - но шторма прошёл нормально.
          1. 0
            10 февраля 2020 18:07

            Угу. Только обнулило всю изоляцию электрооборудования всех палубных механизмов и грузовых насосов, расрыло плотики на полубаке и изуродовало вьюшку скиммера.
            1. 0
              11 февраля 2020 15:09
              Падение сопротивления изоляции для палубных устройств - обычное дело после штормов. Хотя, конечно, нужно разбираться - или оконцевание (гильзы/клеммы на жилу) стандартное, а не герметичное как требуется ОСТ5.6066, или оборудование заявленному IP... Скорее всего насосы, сомневаюсь чтобы и у СПУ сопр.изоляции упало.
              С плотами тоже частое дело что их вообще срывает и теряют, хотя, конечно, с этим нужно бороться, но места расположения сильно не подвигаешь.
              Катушка должна хранится с намотанными шлангами в помещении скиммера согласно документации, и устанавливается на фундамент только при использовании - это не "походное" её местоположение см. документ 23130.360062.070 - так что это безалаберность команды, перед штормом её не спрятав, тем более что в пом. скиммера место есть.
              1. 0
                11 февраля 2020 17:45
                Это далеко не все замечания по мореходным. Их много.
                1. 0
                  3 апреля 2020 07:51
                  Коротко - флоту нужен другой проект.
                  Проблемс в том что заказывает не флот а ДТО МО РФ
                  1. 0
                    9 апреля 2020 10:43
                    Если флот сам не знает какие боевые корабли ему нужны, то какие претензии к телеге (суда обеспечения) которую поставили впереди лошади? Тем более что требования составляли родные морские "академики" кораблекрушители и ещё их меняли по ходу строительства, с никому не нужной вертолётной площадкой (без посадки),c экспериментами по опытной отработке новых требований по СКМ, СКУД и прочего (хоть от лазерных дальномеров для швартовки отбились) с кучей нового оборудования по Дополнению №2 к ТЗ и т.д.
                    То что определённые люди попилили деньги на этом пароходе это одно (3 млрд. по ценам 2014 неадекват, конечно), то что самому заводу (директор который подписывал в том же 2014 под Новый год свалил не пожелав даже всем "хорошего настроения") он вышел в убыток - это другое. То что переделывал весь тех.проект ("Г" от МИБа) и проектировал рабочку КБ завода и сам согласовывал с ДОГОЗом и кораблекрушителями это третье. Но непосредственно оценка на соответствие к действительно требуемым параметром это совсем другое.
                    Максим, разрешите задать Вам вопрос. Какие эскадры какого состава и для каких задач у нас предполагается строить. И ,соответственно, какие суда обеспечения для них нужны (если вообще нужны под задачи), какого количества и параметров (хотя бы грубо по скорости, водоизмещению, сортамент и объёмы груза, количество точек выгрузки на ходу). И какова очередность строительства закладки (как по мне, так нелогично столько строить вспомогательных судов для ВМФ при такой критической нехватке кораблей).
                    1. +1
                      10 апреля 2020 12:55
                      Я сейчас делаю концептуальный документ по перспективному ВМФ с конкретизацией вплоть до ТТТ. Публичная версия этого дока будет опубликована
    2. 0
      5 февраля 2020 06:20
      Какая красота! Сохранилиб ТАКРы, да ещё довели бы до ума ЯК-141! Был братик у Кузнецова...
  7. -2
    4 февраля 2020 20:10
    В любом случае поздравим наших моряков и пожелаем им семь футов под килем!)
  8. +1
    4 февраля 2020 21:15
    Бульба по белорусски и украински, а следовательно по древнерусски это картошка или что-нибудь булястое, может быть и лук. Зачем по французски, когда это к ним пришло от нас.
  9. +3
    4 февраля 2020 21:59
    В ходе испытаний танкера проект 23130 выявлено множество проектных просчётов и недоработок. Сам танкер принят в состав ВМФ с учетом того, что к апрелю ССЗ "Невский" переделает кормовое устройство передачи грузов.
    В серию проект пускать нельзя. Во первых требуются серьёзные доработки, во вторых не ясно, чем заменять импортные комплектующие. Заявление о серии не более,чем популизм.
    1. 0
      5 февраля 2020 13:26
      Цитата: 955535
      В ходе испытаний

      laughing Максим, вы не исправимы!
      1. +1
        5 февраля 2020 14:28
        Это не мой позывной.
        1. 0
          5 февраля 2020 14:44
          laughing Ну да...я так и понял! Юстас - Алексу!
          1. 0
            5 февраля 2020 14:54
            Продолжайте наблюдение (с)
            1. 0
              5 февраля 2020 14:57
              Да не, спите спокойно...пока laughing
              1. +1
                5 февраля 2020 15:10
                И вам не хворать...
                Зовите меня просто, Элвис Пресли, поэт-песенник (с)
                1. -1
                  3 апреля 2020 07:56
                  Приветствую, коллега!
                  Не обращайте внимание, у этого очередной приступ дятлофобии
      2. -1
        3 апреля 2020 07:53
        Мусье, Вы свое обычное тук - тук-тук не забудьте
    2. -1
      3 апреля 2020 07:52
      Именно так, а главное это заведомый недомерок, из-за ограниченных размеров стапеля завода на котором пилили бабло
  10. +11
    5 февраля 2020 04:49
    Цитата: Владимир_2У
    И ещё, меня смущает очень низкий надводный борт при полном ВИ, у аналогов он заметно выше, при сходной архитектуре.

    Это особенность малотоннажных танкеров + наследие норм Морского Регистра СССР. Надводный борт судна, это не "вещь в себе", - он таким получается согласно конструкторских расчётов остойчивости и непотопляемости, которые нормируются руководящими документами. Значит, высота надводного борта, это функция. А аргументом является плечо восстанавливающего момента, если мы говорим о статической остойчивости, или работа восстанавливающего момента, если разговор заходит об остойчивости динамической.
    Теперь по-простому. Любой танкер перевозит жидкий груз, это аксиома. Любой жидкий груз может ухудшить остойчивость судна, и вот почему. Пока грузовой танк запрессован жидкостью (вода, топливо, "химия" и т.д.) на 95 - 98% своего объёма, подвижек груза при качке судна в таком танке нет. Такой танк условно считается заполненным "твёрдым грузом" и эта условность существенного влияния на расчёт остойчивости не оказывает. По мере расхода груза в море (танкер же будет раздавать грузовое топливо?), в танке появляется "свободная поверхность". И это очень, очень плохо...Потому что жидкость за счёт свободной поверхности перетекает в сторону наклонения и создаёт - внимание! - дополнительный кренящий момент. Таким образом, жидкость со свободной поверхностью ухудшает остойчивость судна, и значительно. Учитывая, какую площадь имеют грузовые танки (привет, момент инерции!) и сравнительно небольшое водоизмещение танкера с таким дедвейтом (привет, поперечный метацентрический радиус!), всё это вкупе может привести к тому, что время жестокого шторма танкер с таким дедвейтом может перевернуться. Когда-то я был курсантом и меня учили, что: "от потери плавучести корабли гибнут часы и даже дни; от потери остойчивости корабли гибнут за секунды". Так вот, чтобы этого не случилось, придуманы Нормы остойчивости.
    Теперь если совсем по-простому...Чем глубже сидит в воде судно небольшого водоизмещения (и чем ниже у него надводный борт), тем лучше оно сопротивляется воздействию динамически приложенного кренящего момента. Например, от ветрового шквала, направленного прямо в борт во время бортовой качки.
    Наши нормы остойчивости - самые жесткие в мире. По разным причинам. Это и наследие войны, и осенние море на Дальнем Востоке...У "буржуев" нормы значительно мягче, не потому ли
    у аналогов он заметно выше, при сходной архитектуре.
    1. -5
      5 февраля 2020 16:13
      Ваши "познания"сродни примитивным понятиям.Советую начать с понятия" метацентрическая высота".Кстати.корабли с наклонными "трубами" плавают быстрее чем корабли с "прямыми" трубами.потому у них меньшее аэродинамическое сопротивление.Вот это ваш уровень.
      1. +4
        6 февраля 2020 03:32
        Советую начать с понятия" метацентрическая высота"

        Уверяю вас, что оно мне знакомо. Работаю старпомом на сухогрузе, занимаюсь, в том числе, подъёмом с воды различных тяжеловесных грузов до 120 т включительно. Там, если не понимать, что такое GM, то можно и свой пароход перевернуть и людей погубить...
        Ваши "познания"сродни примитивным понятиям.

        Понятия у пацанов на зоне. У меня знания и опыт за плечами. А что у вас, я не знаю. Но ведь это легко проверить, так? Раз уж вы такой поборник "понятия метацентрической высоты", то ответьте, пожалуйста, на простой вопрос: чем отличается h испр. от h 0 (только не говорите, что вы не понимаете, о чём я). И решите, пожалуйста, простую задачу:
        Водоизмещение судна 7500 т., его KG = 6.54 м., GM = 1.02 м. Груз весом 45 т расположен в трюме на палубе второго дна, на расстоянии 1.90 м от киля. Вопрос: на какое расстояние переместиться ЦТ судна, и какими будут его KG и GM, если груз поднят судовым краном, нок которого будет находится в 24 м от киля?
        Ответите на эти простые вопросы, - буду общаться с вами, как с равным себе; Не ответите, - что ж..."ищите и обрящите". Прежде чем приступить к изучению поперечной метацентрической высоты, сначала изучают закон Архимеда и теорему Эйлера. Это что б телега впереди лошади не шла...
  11. +5
    5 февраля 2020 04:56
    Цитата: Александр Сосницкий
    Зачем по французски, когда это к ним пришло от нас

    С Петра 1 пришло. У нас морская терминология вся сплошь состоит из иностранных слов, взять хотя бы обозначение сторон горизонта. И это мы ещё в морскую навигацию не заглядывали...
  12. +1
    5 февраля 2020 06:52
    такой тип кормы предполагает плоский срез в подводной части


    Не увидел плоского среза в подводной части...
    1. +1
      5 февраля 2020 12:48
      Это плоский срез в мозгах автора сего безграмотного опуса.
      1. 0
        10 февраля 2020 11:13
        Осторожно! Невероятно "плоский срез в подводной части" )))
        1. 0
          10 февраля 2020 18:04
          Я это судно видел не только на фото
          1. 0
            10 февраля 2020 20:42
            Это вы к чему? Его очень многие "не только на фото" видели. В том числе и комментирующие.
            1. 0
              3 апреля 2020 07:57
              К тому что пишет он по делу
  13. +2
    5 февраля 2020 14:38
    Двигатели Вяртсиля на нём и стоят
  14. 0
    5 февраля 2020 16:02
    Стоит отметить, что носовой бульб (от французского слова bulbe, луковица) – это важная часть судна, расположенная ниже ватерлинии и обладающая выпуклой эллипсоидной формой. Бульб — важная часть больших кораблей, он изменяет направление потока воды по всему корпусу, уменьшая сопротивление, что в свою очередь напрямую влияет на повышение дальности плавания, экономию топлива и увеличение скорости хода. По современным оценкам, носовой бульб обеспечивает выигрыш в экономии топлива примерно на 12-15 процентов по сравнению судами без него. В свою очередь, транцевая корма характерна для всех танкеров, такой тип кормы предполагает плоский срез в подводной части, прямые очертания в плане и вертикальной плоскости. АВТОР.ТЫ ДЛЯ КОГО ПИШЕШЬ???ДЛЯ УЗБЕКСКИХ ХЛОПКОВОДОВ??