Морские звёзды второй величины

36

Нидерланды никогда не отказывались от военного флота и продолжают «держать планку» на достаточно высоком уровне.

Они не имели гигантских оборонных бюджетов, а их основными проектами являлись корабли 2-го ранга. Однако неожиданно для всех их скромные фрегаты превзошли по боевым возможностям крейсеры и эсминцы ведущих морских держав.



Корабли всегда строились малыми сериями по 2—4 единицы, но практическая ценность у них огромна. Как для самих Нидерландов и их союзников, так и для всей отрасли военного кораблестроения в целом. Голландские проекты демонстрируют эталонную эффективность для морского оружия.

У эффективности есть имя: HNLMS Tromp.

«Тромп» (не Трамп!) — в память о династии голландских адмиралов XVII века. Последние три поколения кораблей, носивших это имя, получились на редкость толковыми конструкциями.

Легкие крейсера типа «Тромп» (1937)


Угроза захвата Голландской Ост-Индии (Индонезии) стала определяющим фактором в развитии ВМС Нидерландов в 1930-е годы. В грядущем противостоянии с Японией особые надежды возлагались на совместные действия с британским флотом (впоследствии ABDA, American-British-Dutch-Australian Command).

Голландцы хорошо понимали, что являются слабым звеном. Их первый линейный крейсер (развитие немецкого «Шарнхорста») мог вступить в строй не ранее 1944 года. Основу флота составляли легкие силы.

В сложившейся ситуации командование посчитало разумным возложить на себя часть обязанностей по нейтрализации японских эсминцев. Посильная помощь для союзников, в рамках имевшихся возможностей.

Так родился проект «Аргонавт 600», ставший военным кораблем типа «Тромп».

Морские звёзды второй величины

Он не поддается точной классификации. Слишком крупный и недостаточно быстрый для лидера эсминцев. Но еще слишком маленький, чтобы соответствовать стандартам для крейсера эпохи ВМВ.

Контр-миноносец? «Колониальный» корабль? Рейдер? Канонерка? Нет!


Автор подробной русскоязычной статьи про «Тромп» иронично назвал его «Пигмеем класса крейсеров». Большинство источников все же считают «Тромп» легким крейсером и дают ему оптимистичные оценки. «Напороться» на такого противника в лабиринте Зондских островов не предвещало ничего хорошего для соединения японских эсминцев.

Комбинированное торпедно-артиллерийское вооружение с главным калибром 150 мм. Три башни ГК (3х2), внутренняя цитадель, противоосколочное бронирование, гидролокатор ASDIC, противолодочные бомбометы, зенитки, гидросамолет-разведчик. Скорость — 32 узла.

При полном водоизмещении 4800 тонн — всего на 15% большем, чем у лидера «Ташкент».

Конечно, лидеры бывали разными. Для объективности стоит заметить, что «Ташкент» был крупнейшим, просто выдающимся представителем своего класса. Большинство лидеров и крупных эсминцев того времени отставали по водоизмещению от «Ташкента» в 1,5-2 раза.

Голландский корабль получился еще больше. Но до крейсеров также не дорос.

Тем не менее, размеры «Тромпа» уже позволяли реализовать многие преимущества столь сурового калибра. Полностью закрытые 70-тонные башни ГК с углами возвышения стволов 60°, две из которых — в носу, по линейно-возвышенной схеме. Полноценный дальномерный пост с базой 6 метров. И протяженный полубак, обеспечивший высоту надводного борта от 6 до 7 метров на половине длины корпуса. Борт «Тромпа» был выше, чем у линкора «Айова»!

При взгляде со стороны «пигмей» казался гораздо крупнее, чем он был на самом деле.


В этом смысле «Тромп» имел сходство с современными кораблями, которые при относительно малых значениях водоизмещения имеют борта выдающейся высоты.


На этом изображении чувствуются габариты легкого крейсера (в сравнении с фигуркой моряка)

Из-за общей «легковесности» своих конструкций (выдающей родство с эсминцами) 4800-тонному «Тромпу» был гарантирован высокий борт. А вот развитых надстроек крейсер не получил из-за наличия 450 тонн брони. Те резервы массы, которую современные корабли аналогичных размеров тратят на надстройки-небоскребы, у легкого крейсера «ушли» внутрь корпуса.

Оценки его бронирования начинаются с «пояса» — обшивки, имевшей на протяжении 2/3 корпуса толщину 16 мм. На самом деле некоторые эсминцы, например, американский «Флетчер», могли похвастаться схожим противопульным бронированием (от осколков и пуль авиационных пулеметов). Обшивка и палубный настил «Флетчера» достигали толщины 0,5 дюйма (12,7 мм). Даже на советских «семерках», часто критикуемых за хрупкость корпусов, толщина ширстрека составляла 10 мм. (Ширстрек — полоса обшивки, в верхней части борта, где напряжения от изгибающих нагрузок достигают наибольших значений.)

Но создатели «Тромпа» пошли еще дальше.

Настоящий панцирь был скрыт внутри от любопытных взглядов. Расположенные вдоль борта «внешние» отсеки отделялись от «внутренних» отсеков с важными механизмами продольной переборкой толщиной 20-30 мм, также игравшей роль переборки ПТЗ. И таким же образом — с противоположного борта. Сверху обе переборки соединялись палубой из крупповской брони толщиной 25 мм.

С целью усиления защиты подводной части корабль на протяжении 57% его длины имел двойное дно.

Разумеется, конструкторы уделили внимание и защите оружия — башни ГК и барбеты получили стенки толщиной от 15 до 25 мм.

Конечно, такое разнесенное бронирование не могло защитить голландский крейсер даже от 5’’ снарядов. Но это не означало, что 450 тонн были потрачены впустую. Расчет конструкторов строился на локализации повреждений и обеспечении защиты от осколков.

Ни один из ближайших по размерам и назначению кораблей (контрминоносцы французской и итальянской постройки) не имел конструктивной защиты вообще. А понятия «цитадель», «траверзы», «горизонтальная защита», ПТЗ встречались только у кораблей классом не ниже чем крейсер.

«Тромп»: воистину уникальный «пигмей»


Лучший корабль 2-3 ранга? По моему мнению, «Тромп» заслуживает более осторожной оценки. Как ни была мощна его артиллерия, в бою в заливе Баданг крейсер не смог потопить ни одного из противников (эсминцы «Асасио» и «Оясио»), получив в ответ 11 попаданий. Впрочем, один эпизод — не показатель. В 1942 году союзники несли тяжелые потери, вне зависимости от качества кораблей и оружия.

Или упомянутый гидросамолет — не найдено ни одного изображения «Тромпа» с самолетом на борту. Скорее всего, крейсер нес авиационное вооружение только в теории.

Понятно, что для флотов ведущих морских держав такие «пигмеи» интереса представлять не могли.

Чтобы понять, почему «Тромп» — удачный проект, нужно взглянуть на ситуацию иначе.

Голландцы нашли способ при недостатке средств и технологий усилить флот чем-то более серьезным, чем лидер эсминцев. И эта практика могла пригодиться для ВМС многих государств. К сожалению, командование слабых флотов зачастую страдало от комплекса неполноценности. Им был важен внешний блеск и экстремальная скорость — как доказательство своего высокого значения.

«Тромп» образца 1937 года — пожалуй, не самый убедительный пример голландского мастерства. В его эпоху слишком многое зависело от размеров самого корабля. Но появление микроэлектроники и управляемого ракетного оружия полностью «развязало» руки голландским конструкторам.

Фрегаты УРО типа «Тромп» (1973)


Серия из двух кораблей, строившихся как флагманы ВМС Нидерландов. Погодите смеяться!

При полном водоизмещении 4300 тонн голландский фрегат нес половину вооружения атомного крейсера «Калифорния». И кое-что еще…


Сравнение с атомным крейсером не случайно. Ведь сравнение «Тромпа» с «одноклассниками» из 1970-х годов будет выглядеть несуразным.

Фрегат типа «Оливер Перри» (4200 тонн) сразу же проиграет по всем статьям. У него такая же «однорукая» ПУ Mk.13 с боекомплектом 40 ракет… но сколько каналов управления огнем? Всего один. А какой обзорный радар? Стыдно говорить.

Под огромным белым колпаком «Тромпа» притаился мощный трехкоординатный радар SPS-01, изначально созданный для работы в составе британского ЗРК «Си Дарт».

Кроме того, «Тромп» был оснащен дополнительным ЗРК малой дальности. Защиту на носовых углах обеспечивал контейнерный «Си Сперроу».

Вот другой пример. Британский эсминец типа 42, известный как «Шеффилд». Имея сходный по назначению двухканальный ЗРК средней/большой дальности, эсминец однозначно уступал «Тромпу» из-за отсутствия ЗРК ближней зоны, слабой артиллерии и отсутствия противокорабельных ракет.

Как это ни парадоксально, в качестве ближайшего по возможностям аналога «Тромпа» в 1970-е годы может рассматриваться только крейсер «Калифорния». Где в качестве основного вооружения также применялся комплекс ПВО «Тартар/Стандарт».


При этом маленький «голландец» оказался достаточно «зубаст», чтобы выглядеть достойно на фоне такого высокорангового соперника. И даже в чем-то превосходить! К примеру, «Калифорния» не имела вертолетного ангара.

Самый неказистый, но самый боеспособный корабль НАТО в европейских водах


Наверное, голландцы знали волшебное слово. Если же оценивать ситуацию логически, то несоразмерные возможности «Тромпов» имеют свое объяснение.

ВМС США привыкли рассматривать любые корабли, даже крейсеры и эсминцы, в контексте серийного производства. Массовое изделие, «коммодити», расходный материал.

В составе компактных европейских флотов каждый корабль был на особом счету и имел эксклюзивный статус. И отношение к нему было соответствующим.


Нидерланды как один из самых развитых и обеспеченных членов НАТО могли позволить себе больше, чем остальные. Они самостоятельно создавали или закупали лучшее вооружение, превращая свои корабли 2-го ранга в настоящие «звезды смерти».

Командный фрегат «Тромп» (2001)


Морской сплав «Иджиса», «Пэтриота», C-400, «Тора», «Панциря С-1» и РЛС «Воронеж». Размеры 6000-тонного корабля позволяют ставить на него любые существующие средства ПВО/ПРО.


Такие же цвета флага, но разная очередность полос. Где же наши фрегаты такого уровня?

Радары с активными антеннами любых выбранных диапазонов и десятки пусковых установок с ракетами, без задержек на развёртывание. Оружие корабля — в немедленной готовности! На фоне ровной морской поверхности, от горизонта — до горизонта, где авиации и средствам воздушного нападения негде укрыться за складками местности.

Голландцы извлекли максимальную пользу из этих возможностей. В мире существует всего четыре типа кораблей, способных сравниться с голландским фрегатом по потенциалу ПВО/ПРО.

Нынешний «Тромп» — представитель серии командных фрегатов «Семь провинций». Командный — потому что способен первым увидеть воздушную цель и обеспечить целеуказание другим кораблям, распределив их действия при отражении атаки.

Ко всему, в отличие от предшественников, он весьма красив.

Подробная статья об этих фрегатах: «Летучий голландец», задающий стандарты для эсминца «Лидер».

С нынешним «Тромпом» соревноваться уже поздно, в следующем году ему будет 20 лет. На подходе — новое поколение фрегатов (эсминцев) для ВМС Нидерландов. Нужно смотреть и делать выводы.

Магическое слово «Тромп» помогает находить правильные и эффективные решения среди бесчисленного множества проектов в области военного кораблестроения.

36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    5 февраля 2020 06:01
    Командный фрегат «Тромп» (2001)...да красив чертяка...да и боевые возможности впечатляют...интересно как можно потопить этот корабль без ущерба для атакующих...мины или подлодки ...безопасней будет.
    1. +4
      5 февраля 2020 07:02
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Командный фрегат «Тромп» (2001)...да красив чертяка...
      Да уж, особенно если заострить внимание на его возраст.
    2. +1
      5 февраля 2020 08:45
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      интересно как можно потопить этот корабль без ущерба для атакующих...

      Только танками у Ла-манша! drinks
    3. +4
      5 февраля 2020 15:11

      hi HNLMS Tromp (F803) и HNLMS Van Speijk (F828), пуски NSSM, ESSM, SM2 and Harpoon
  2. +1
    5 февраля 2020 06:26
    Нидерланды в чем-то подтверждают, что они еще имеют корабли, с которым надо считаться. Но время, когда голландские корабли спорили на морях с Великобританией, Францией и Испанией, конечно, давно ушли.
  3. -4
    5 февраля 2020 07:30
    Корабли ,может, и хорошие,но вояки из голландцев никакие,Гитлер захватил Нидерланды всего за 4 дня.
    1. +14
      5 февраля 2020 08:12
      Размер Нидерландов 370*260 километров, население в 1940 году 10 миллионов человек. Минск в 300 км от польской границы был захвачен 28 июня.
      1. 0
        5 февраля 2020 13:14
        Цитата: mr.ZinGer
        Минск в 300 км от польской границы был захвачен 28 июня.

        А в каком году голландцы освободили свою страну от гитлеровского ига, не подскажите?
    2. +9
      5 февраля 2020 11:10
      Глупо так рассуждать (извините за резкое слово).
      Голландию буквально отдали под Гитлера. Как и Данию, Австрию, и Чехию, и Венгрию и Францию, и Польшу.
      Вояки могут быть любого уровня крутости, но если командование зараннее приготовилось проиграть, поражение однозначно определённо и неотвратимо.
      1. -1
        6 февраля 2020 20:47
        А воевать вообще никто не собирался, собирались как в Первую Мировую отсидеться в нейтралах, ан "не срослось".
  4. +2
    5 февраля 2020 08:25
    А причем тут моряки если Голландию вермахт захватил .
    1. -3
      5 февраля 2020 17:06
      Цитата: Ламата
      А причем тут моряки если Голландию вермахт захватил .

      А при том, что голландские моряки тоже обделались по полной со своими распрекрасными крейсерами в Яванском море.
      1. 0
        5 февраля 2020 17:18
        Итицка сила , где яванское море и где вермахт))))
        1. -3
          5 февраля 2020 17:21
          Цитата: bistrov.
          Корабли ,может, и хорошие,но вояки из голландцев никакие,Гитлер захватил Нидерланды всего за 4 дня.

          Цитата: Ламата
          А причем тут моряки если Голландию вермахт захватил .

          Т.е. позорно слились вчистую на суше вермахту, на море Императорскому флоту. Что подтверждает, что вояки они никакие.
          1. +2
            5 февраля 2020 20:36
            Дык война , это не туземцев на суматре или яве гонять , тут вермахт кованым сапогом по мордасам бьет, там самураи беспредельщики , страшно же.
            1. Комментарий был удален.
  5. 0
    5 февраля 2020 08:58
    Я думал только у нас есть традиция давать названия кораблям по поколениям, а оно вон как... Ну, так я не моряк, мне простительно)))
  6. -9
    5 февраля 2020 11:12
    Какое большое оцинкованное корыто - интересно, каково соотношение стоимостей голландского "Тромпа" и российского "Циркона"? laughing
    1. 0
      5 февраля 2020 13:30
      Наверное стоимости этих двух представителей равны.
    2. +4
      5 февраля 2020 21:33
      Цитата: Оператор
      Какое большое оцинкованное корыто - интересно, каково соотношение стоимостей голландского "Тромпа" и российского "Циркона"? laughing


      Когда ты научишься жить в реальном мире, то поймешь, что что бы выпустить один циркон по голландцу - надо сделать проект корабля, и построить эти корабли.
      и не один корабль. а несколько.
      среди высших военных офицеров (в отличии от живущих в отрыве от реалий - альтернативщиков) никто не будет воевать тогда. когда у тебя одна шлюпка, а у них целый флот. Потому. что это не бой. а самоубийство.
      Воюют тогда. когда имеется хоть какой то шанс.

      Соответственно нужно несколько современных кораблей.
      оснащенных новейшими ракетами всех типов. новейшими БРЭО.
      Обученным и слаженным экипажем.
      И все эти затраченные десятки миллиардов долларов - позволят в случае конфликта - выпустить один циркон.
      соответственно этот один единственный циркон - стоит эти самые десятки миллиардов долларов...

      вот так надо правильно считать.
      Это называется экономика и себестоимость запуска.
  7. +8
    5 февраля 2020 11:13
    Удивительно ладные, пропорциональные и гармоничные обводы корпусов у всех корпусов Тромпов. Видно голландская школа проектирования умеет сохранить и развивать правильную традицию. Стоит поучиться ...
  8. +3
    5 февраля 2020 11:28
    Так чем обласканный автором "Тромп" был лучше ненавистных ему "Нарвиков" ?
    И там и там беда с гипертрофированным вооружением, которое из-за низкой устойчивости легкого судна применять было затруднительно, при этом страдали все основные характеристики.
    При полном водоизмещении 4300 тонн голландский фрегат нес половину вооружения атомного крейсера «Калифорния»
    Нафаршировать корабль под завязку вооружением, аки Рэмбо, это еще не достижение. Боевая ценность тех же фрегатов «Оливер Перри» выше благодаря большему внутреннему обьему, места под два вертолета, высоким противолодочным возможностям и радиоэлектронному оснащению...поэтому различные страны и покупали именно их, а не зубастый чудо-корабль из Нидерландов.
  9. +4
    5 февраля 2020 14:08
    Автору - многоуважаемый Олег, хочется напомнить еще про один корабль с именем "Тромп". yes
    Броненосец береговой обороны «Marten Harpertzoon Tromp» — спущен 15.06.1904 (Амстердам). Списан в 1927 г.

    На некоторых сайтах к такому же типу относят и «Jacob van Heemskerck» — спущен 22.09.1906 (Амстердам), в строю с 05.1908 гг.
    ТТХ обоих:
    Водоизмещение 5300/5130 т; размеры 101/98 х 15,2/16,5 х 5,7/5,5 м.
    2 ПМ 6400/6600 л.с, 6/8 котлов Ярроу; скорость 16.8/16,7 узлов. Запас угля 830 тонн, дальность плавания 4100 миль.
    Бронирование: пояс 150—100 мм, барбеты и башни 200/240—125 мм, палуба 50 мм, рубка 250/200 мм.
    Вооружение: 2—240-мм. 4/6—150-мм, 8/6—75-мм, 4—37-мм орудий; 3/2—457-мм ТА.
    Экипаж 347 человек.

    Когда немецкий рейдер "Эмден" во время Первой Мировой приблизился к голландским колониальным владениям, голландцы пришли к месту стоянки крейсера на "Тромпе" и вежливо, но твердо попросили уйти. Таки да, немцы ушли! hi
    1. -1
      5 февраля 2020 18:34
      Цитата: Пане Коханку
      Таки да, немцы ушли!

    2. +2
      5 февраля 2020 20:38
      на фото, ощущение, что у корабля крен направый борт.
      1. +1
        6 февраля 2020 09:33
        на фото, ощущение, что у корабля крен направый борт.

        Неа. wink Игорь, ощущение, что снимал какой-то криворукий "голландский Карл Булла", поэтому горизонт завален, да и снимал он откуда-то сверху! drinks
  10. 0
    5 февраля 2020 16:14
    Фрегат пво с рудеметрной гас на борту и дозвуковой пкр

    Особых преимуществ перед Горшковым нет по ударным возможностям вообще блекло смотрится
    то что горшок в силу экономики превратился в долгострой это другой вопрос
  11. +5
    5 февраля 2020 16:30
    " Для объективности стоит заметить, что «Ташкент» был крупнейшим, просто выдающимся представителем своего класса. Большинство лидеров и крупных эсминцев того времени отставали по водоизмещению от «Ташкента» в 1,5-2 раза."Объективности ради.стоит заметить.что крупнейшими были французские лидеры "Могатор" и "Вольта"
    1. +3
      5 февраля 2020 19:20
      Кстати,лидер Ташкент построен по итальянскому проекту на верфи г.Ливорно (Италия).
    2. +2
      5 февраля 2020 22:47
      Объективности ради.стоит заметить.что крупнейшими были французские лидеры "Могатор" и "Вольта"

      Давайте тогда цифры

      Иначе зачем такая объективность

      (Спойлер: водоизмещение Могадора на 200 тонн меньше, Вольта - второй корабль типа Могадор)
  12. +6
    5 февраля 2020 17:27
    Легкие крейсера типа «Тромп» (1937)
    Автор написал "легкие крейсера типа "Тромп", но описал только первый. А ведь их было два. Второй, Jacob van Heemskerck, был заложен в 1939 году и достраивался на плаву, когда немцы захватили Голландию. Корабль увели в Портсмут. Так как вооружение отсутствовало, англичане решили вооружить его как корабль ПВО. На место штатных башен и торпедных аппаратов установили десять универсальных 102 мм Mk XVI в спаренных башенных установках.

    Корабль успешно прошел всю войну и был исключен из состава флота аж в 1970 году.
    1. +4
      5 февраля 2020 17:48
      Виктор Николаевич, получается, серия крейсеров точь-в-точь повторяет названия серии броненосцев? hi
      1. +2
        5 февраля 2020 17:59
        Это была не серия. Броненосцы береговой обороны Marten Harpertszoon Tromp и Jacob van Heemskerck отличались и размерениями и вооружением.
  13. +1
    5 февраля 2020 18:58
    О сиих кораблях могу сказать лишь то, что весьма удачные корабли второсортной морской "державы",которые своим малым количеством и пусть высоким качеством не совершили ни-че-го сверхвыдающегося lol
    Олег,ну описАл серю кораблей отдельно взятой страны ...И что?Что дальше-то?? request smile
    Первые "тромпы" ничегосеньким не помогли своей стране, вторые и третьи числятся в списке НАТО как обычные корабли 2-го, а то и 3-го ранга,которые в случае чаво будут выполнять рутинную работу. От их не будут шарахаться,как от супер-пупер вандервафель...
    Да и любой корабль возьми,так у него найдутся как и сильные стороны,так и слабые...Все упирается в водоизмещение и запросы заказчика. Вот и все.
    Дифирамбы пелись красиво,но непонятно чему они пелись... what request
    ПС Про "бронезащиту" молчу, ибо если корабль встречается в бою с противником,более-менее равным тебе по классу,то наивно полагать,что тот не будет в тебя стрелять, а тем паче попадать, так что любой снаряд любого эсминца 30-40-х годов просто не заметит 30-мм броневую цитадель...
    "Звезда смерти" говоришь?.... wink hi
  14. -1
    6 февраля 2020 20:54
    Японцы на полном серьезе числили в классе легких крейсеров такие недоразумения, как "Тенрю", "Исузу", "Юбари" и не испытывали при этом, никаких угрызений совести.
  15. +1
    7 февраля 2020 17:55
    Или упомянутый гидросамолет — не найдено ни одного изображения «Тромпа» с самолетом на борту. Скорее всего, крейсер нес авиационное вооружение только в теории.


    Уважаемый Олег Капцов, вот фото крейсера Tromp с гидросамолетом на борту


    а вот и гидросамолет этого крейсера:


    Обратите внимание на подпись под фотографией: «Flotilleleider"» - лидер эсминцoв
    1. +1
      7 февраля 2020 18:29
      https://www.maritiemdigitaal.nl/index.cfm?event=search.getdetail&id=120010631
      https://www.maritiemdigitaal.nl/index.cfm?event=search.getdetail&id=120010790
      https://www.maritiemdigitaal.nl/index.cfm?event=search.getdetail&id=120020507
      https://www.maritiemdigitaal.nl/index.cfm?event=search.getdetail&id=120020511


      https://www.maritiemdigitaal.nl/index.cfm?event=search.getdetail&id=120024455

      https://www.maritiemdigitaal.nl/index.cfm?event=search.getdetail&id=120024448
      https://www.maritiemdigitaal.nl/index.cfm?event=search.getdetail&id=120024453