Колёсный китайский БТР WZ-551 (Type 92)

14

Боевые автобусы. Китайская любовь к копированию иностранной военной техники широко известна. И если речь идет не о прямом копировании, то как минимум о собственном осмыслении концепции. Так, многие западные эксперты посчитали, что колесный бронетранспортёр WZ-551 с колесной формулой 6х6 является китайским вариантом французского БТР VAB. Насколько это утверждение соответствует действительности, сказать трудно, но определенно все трехосные колесные бронетранспортёры Испании, Франции и КНР внешне напоминают друг друга. И у французского VAB 6х6 и китайского WZ-551 найдется много общего.

Дебют бронетранспортёра WZ-551


Первое полноценное появление нового китайского бронетранспортёра на публике состоялось в ноябре 1986 года. На международной выставке Asiandex, проходившей в Пекине, был представлен один из первых 16 опытных образцов нового китайского колесного БТР. Разработчиком новой бронированной боевой машины стала известная китайская компания NORINCO. Эта крупная государственная корпорация, название которой с китайского языка переводится как «Китайская северная промышленная корпорация», специализируется в том числе на производстве военной техники. Это очень крупный китайский автопроизводитель, разрабатывающий как легковой и коммерческий, так и грузовой транспорт.



Неудивительно, что за разработку колесной бронетехники в стране отвечает именно эта компания. Изначально специалисты NORINCO представили целую линейку боевых машин. Помимо версии с колесной формулой 6х6, были представлены модели с колесной формулой 4х4 WZ-550 (в первую очередь для полицейских подразделений) и версия 8х8 WZ-552 (как база для размещения тяжелых вооружений, например, 122-мм гаубицы). Трехосная версия стала основной и послужила базой для огромного количества боевых машин от обычных БТР, вооруженных крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом, до колесных БМП с пушечным вооружением (25-мм автоматическая пушка), санитарных автомобилей, командно-штабных машин, а также самоходных минометов калибра 120 мм и ЗСУ со спаренной 23-мм артиллерийской установкой.


Новая китайская боевая машина сразу же привлекла внимание специалистов. Многие западные эксперты достаточно быстро опознали в новинке французский бронетранспортёр VAB (боевую машину переднего края). Созданная инженерами компаний «Renault» и «Saviem» по заказу французской армии боевая машина VAB была запущена в серийное производство еще в 1976 году. БТР был представлен в трех основных исполнениях – двухосном, трехосном и четырехосном. Всего с 1976 года было выпущено более 5000 тысяч подобных боевых машин, большая часть которых поставлялась французской армии, а остальные отправились на экспорт как минимум в 15 стран мира.

В Китае данная боевая машина демонстрировалась в начале 1980-х годов. На выставке показывалась модель с колесной формулой 6х6, вооруженная французским ПТРК второго поколения «HOT». При этом компании «Renault» и «Euromissile», которые показывали боевую машину в КНР, утверждали, что не продавали Пекину ни саму боевую технику, ни техническую документацию к ней. И все же ближайшее знакомство с WZ-551 позволяет многим специалистам говорить о том, что перед нами если и не близнецы, то ближайшие родственники. Хотя китайская пресса утверждает, что БТР WZ-551 был разработан в Поднебесной местными инженерами на базе коммерческого грузового автомобиля большой грузоподъемности «Tiema», правда, с использованием силовой установки производства ФРГ. При этом и сам китайский грузовой автомобиль был построен на базе грузовика Mercedes-Benz 2026.

Особенности конструкции бронетранспортёра WZ-551 (Type 92)


Компоновка корпуса БТР является стандартной для боевых машин такого класса и повторяет компоновку иностранных трехосных аналогов. Сам корпус производится методом сварки из стальных бронелистов, которые конструкторы расположили для лучшей защиты экипажа и узлов боевой машины под рациональными углами наклона. По сообщениям разработчиков, бронирование WZ-551 несколько лучше, чем у гусеничных БТР «Тип 63». Как и на большинстве подобных боевых машин, броня защищает экипаж лишь от огня из стрелкового оружия и небольших осколков снарядов и мин.


Type 92 с 25-мм автоматическими пушками

В передней части корпуса китайского колесного бронетранспортёра расположено отделение управления, в котором находятся рабочие места командира боевой машины (справа) и механика-водителя (слева). От остального внутреннего пространства БТР отделение управления отделяется герметичной перегородкой, в которой имеется дверь. Также в крыше над местами командира и мехвода имеются два люка, которые могут использоваться для выхода из боевой машины. Для обзора за дорогой и местностью командир и водитель используют два крупных по размерам бронестекла, расположенных в верхней части лобовой детали корпуса, по бокам также имеются бронестекла, но меньших размеров. В боевой обстановке остекление прикрывается специальными бронещитками, а для оценки обстановки экипаж использует призменные приборы наблюдения, расположенные перед люками в крыше корпуса.

В средней части корпуса расположена силовая установка. При этом с правой стороны вдоль борта имеется узкий лаз, который позволяет попасть из отделения управления в десантное отделение. Сам двигатель расположен ближе к левому борту боевой машины, с этой же стороны расположена выхлопная труба, а воздухозаборники находятся на крыше БТР. Сердцем машины является дизельный двигатель с турбонаддувом и воздушной системой охлаждения. Это лицензионная копия 8-цилиндрового немецкого дизеля, развивающего максимальную мощность 320 л.с. Двигатель работает в паре с автоматической коробкой переключения передач: 5 скоростей вперед, одна назад. Мощности двигателя достаточно, чтобы разогнать боевую машину с боевой массой от 12,5 до 15,8 тонны до скорости 90 км/ч при движении по шоссе. Запас хода составляет 800 км.

В корме бронетранспортёра находится десантное отделение, где может разместиться от 9 до 11 человек в полной экипировке. Места десанта расположены вдоль бортов корпуса. Для посадки и высадки мотострелки используют большую дверь, расположенную в кормовом бронелисте. В двери имеется амбразура для стрельбы из личного оружия, а также блок приборов наблюдения. Еще по 4 амбразуры для стрельбы из личного оружия имеется с каждого из бортов. В крыше десантного отделения конструкторы расположили 4 больших люка, которые также могут использоваться мотострелками. При этом люки можно фиксировать в вертикальном положении, чтобы они обеспечивали дополнительную защиту от огня противника. С боков десантного отделения находятся топливные баки, вмещающие до 400 литров топлива, выполняющие также роль дополнительной защиты.


На крыше десантного отделения, которое объединено с боевым, на бронетранспортёрах установлена стандартная башенка с крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом. Пулемет обслуживает один из стрелков. Это стандартная турель с крупнокалиберным пулеметом, которая широко применяется и на китайских гусеничных бронетранспортёрах. Для дополнительной защиты она прикрыта бронещитками, защищающими стрелка от пуль и мелких осколков. Стандартный боезапас для 12,7-мм пулемета составляет 500 патронов. Версия с пулеметным вооружением обозначается как Type 92А (ZSL-92А), с пушечным – с 25-мм автоматической установкой – Type 92 (ZSL-92). Версию с пушечным вооружением часто называют колесной БМП.

Бронетранспортёры Type 92 обладают колесной формулой 6х6 со всеми ведущими колесами, управляемыми являются две передние оси. Боевая машина получила централизованную систему подкачки давления в шинах. При этом производитель гарантирует, что даже в случае повреждения шин пулями или осколками БТР сможет проехать до 100 километров на скорости, не превышающей 40 км/ч. При этом бронетранспортёр является амфибийным, для движения по воде имеются два гребных винта, расположенных по бортам в кольцевых каналах в кормовой части корпуса. Они могут поворачиваться на 180 градусов, что обеспечивает бронетранспортёру хорошую маневренность на воде. Максимальная скорость движения по водной поверхности не превышает 8,5 км/ч.

Потенциал бронетранспортёра WZ-551


Примечательно, что разработанная в начале 1980-х годов боевая машина первой поступила на вооружение 127-й мотопехотной дивизии из состава Цзинанского военного округа. Данная часть считается одной из элитных воинских частей в составе НОАК. Это как минимум говорит о востребованности данной военной техники и о том, что китайская армия ждала появления подобных боевых машин.


Вне зависимости от того, копировал Китай разработки французских инженеров и конструкторов или нет, китайский БТР WZ-551 (Type 92) оказался таким же востребованным на международном оружейном рынке, как и французский VAB. Особых успехов модель достигла на рынке стран, которые привыкли считать каждую копейку в расходах на вооружение. Традиционными для китайского оружия рынками сбыта являются Африка и Азия. Покупателями бронетранспортеров Type 92, а также боевых машин на этой колесной базе стали уже более 20 иностранных государств по всему миру. И пусть некоторые из них приобретали технику поштучно или несколькими десятками единиц, показатель все равно достойный.

Самыми крупными операторами данной бронетехники за пределами Китая являются Шри-Ланка – 190 боевых машин, Мьянма – 76, Оман – 50 и Чад – 42. Также данные БТР поставлялись в Алжир, Анголу, Бурунди, Камерун, Пакистан, Иран, Танзанию и другие государства. На вооружении китайской армии находится около 1800 таких боевых машин в различных вариантах исполнения как с пулеметным, так и с пушечным вооружением.
«Ахзарит». Израильский БТР из советских танков
Самый опасный в мире «Буйвол». БТР Buffel
БТР-60. Первый в мире серийный четырёхосный бронетранспортёр
OT-64 SKOT. Бронетранспортёр, который превзошёл БТР-60
M113. Самый массовый бронетранспортёр в истории
БТР-50П. По земле и по воде
Настоящий боевой автобус. БТР-152
БТР-40. Первый советский серийный бронетранспортёр
Самый массовый бронетранспортёр Второй мировой войны
Основной бронетранспортёр Вермахта. Sd.Kfz. 251 «Ганомаг»
Первый бронетранспортёр из Скандинавии. Terrangbil m/42 KP
Бронетранспортёр из «Шермана»
Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр Universal Carrier
Первый бронетранспортёр в истории. Mark IX
Опасная «Лиса» на службе Бундесвера. БТР TPz 1 Fuchs
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    12 февраля 2020 04:59
    При этом компании «Renault» и «Euromissile», которые показывали боевую машину в КНР, утверждали, что не продавали Пекину ни саму боевую технику, ни техническую документацию к ней
    Похожая форма ещё не значит похожее содержимое, просто законы аэродинамики конструирования схожи. ))
    1. 0
      28 августа 2021 23:47
      Похожая форма ещё не значит похожее содержимое, просто законы аэродинамики конструирования схожи. ))

      Совершенно верно. Только не в случае китайцев...
  2. -1
    12 февраля 2020 07:15
    Похожая форма ещё не значит похожее содержимое, просто законы аэродинамики конструирования схожи.
    С миру по нитке и больше выгоды, для процветания ¨великого китайского дракона¨. Тысячелетняя история и политика государства.
  3. +1
    12 февраля 2020 07:25
    Похожая форма ещё не значит похожее содержимое, просто законы аэродинамики конструирования схожи.
    Ну коль все повторяют и я повторю wassat
  4. +1
    12 февраля 2020 07:27
    Да уж, "морда лица" на китайскую не похожа. laughing
  5. -3
    12 февраля 2020 09:02
    Просто власти Китая думают и поддерживают свой ВПК и промышленность.Здесь главное чтобы всё работала и "кадры" не разбегались по ларькам. Поэтому и массовый выпуск продукции. Это наши правители, у самих ещё СУ-57 нет, а уже на продажу выставляют. А так всегда бывает, когда мозг занят распродажей Родины!!
    1. +1
      12 февраля 2020 18:01
      И что ты тут этим хотел сказать? Что за плачь не о чем ?
  6. -2
    12 февраля 2020 10:11
    На мой взгляд удобнее БТР 60-80. Защита такая же. Задняя аппарель для выхода-намного удобнее, гребные винты, а не водомёт(наши только сейчас пытаются на новых БТР такое применить). 3 -осный в эксплуатации дешевле да и цена тоже. Людей везёт больше..
    1. 0
      12 февраля 2020 17:33
      Ну так БТР-60 какого года??? А все следующие - просто развитие, уж коль заводы были заточены на 8-ми колёсники. А китайцы сразу на 6-колёсник (как на основной) нацелились...
    2. +1
      12 февраля 2020 21:46
      Цитата: В.И.П.
      гребные винты, а не водомёт

      чем же гребные винты предпочтительнее водомета? Я придерживаюсь иного мнения - что водомет на бронетехнике предпочтительнее.

      Цитата: В.И.П.
      Людей везёт больше

      в меньшем объеме помещается больше народа. Что это значит? Что на одного человека приходится меньше площади и объема, со всеми вытекающими. В наших БТР-70/80 то теснотища, представляю как в китайском БТР...
      1. -2
        12 февраля 2020 23:22
        в меньшем объеме помещается больше народа. Что это значит?
        Значит лучше компоновка, компактнее силовая установка. У китайца по борту 6 полноценных кресел + большая трехместная лавочка поперек, поэтому места хватает.
        Корпус бтр70/80 изначально был не самым удачным , но даже в нем можно было намного улучшить транспортно-десантные характеристики. В пример тот же бтр4 (абстрагируясь от политики и скандалов с качеством), где в корпусе бтр80 вменяемое десантное отделение размером с микроавтобус.
        теснотища
        виной тому отсутствие у военного руководства понимания о самой необходимости БТР, БМП, БМД и их роли в армии, из-за чего любая тачанка с малейшими признаками бронирования тут же превращалась в плавающе-летающую танкетку с кое-как впихнутым танкодесантом в боевое отделение.
    3. +1
      29 августа 2021 00:22
      гребные винты, а не водомёт(наши только сейчас пытаются на новых БТР такое применить). 3 -осный в эксплуатации дешевле да и цена тоже.

      От гребных винтов на бронетехнике отказались в сороковых годах, бо водомёт имеет массу преимуществ и лишён некоторых недостатков (именно для сухопутной техники с амфибийными возможностями, а не для штатных плавсредств). От трёх осей на БТР-60 также отказались на этапе проектирования в пользу четырёх, так как трёхоска была уж очень сильно хуже. Моторы сзади для лучшей развесовки. Это создало проблему выхода десанта, которую вполне удовлетворительно решили на БТР-80. (КстатЕ. Кто вспомнит, когда послевоенные БМП/БТР применялись для фронтальной атаки на укреплённые позиции противника мотопехотных подразделений, к чему, собственно, и служит дверь в корме? Так что её отсутствие вряд ли было особенно актуальным, иначе не пережили бы советские колёсные БТР три реинкарнации без изменения схемы.) Ну, а по вместимости...

      на одного человека приходится меньше площади и объема, со всеми вытекающими
      Все размышления о гениальной компоновке от лукавого. (КстатЕ. То, что китайские военнолужащие мелкие, абсолютное враньё. Такие лоси! Видимо, мелких бракуют, выбор-то огромен...) Так что, скорее всего заявленное количество не помещается (либо сильно теряется функционал десанта). Ну, и, как нам известно, любые заявленные характеристики китайской техники следует смело делить на 1,41
  7. -1
    12 февраля 2020 11:19
    Нормально так китайцы продали свою технику, вызыввает уважение.
  8. +1
    12 февраля 2020 17:32
    В целом БТР(БМП) на меня не произвел впечатления, а двигатель вызывает зависть: немецкие дизеля это гарантированное качество и даже китайская копия слегка будет уступать оригиналу и то не факт