«Тойота» идет на взлет? В США испытывают неизвестный БПЛА

29

Новый БПЛА во время наземных испытаний. Фото Jack Beyer

В настоящее время в США испытывается большое число экспериментальных летательных аппаратов разного рода, и на днях стало известно о существовании еще одного необычного опытного БПЛА. На одной из основных исследовательских площадок был замечен ранее неизвестный беспилотник характерного вида с особыми возможностями. Официальные данные о нем пока не публиковались, но общественность уже успела выявить некоторые любопытные подробности.

Неопознанный объект


Несколько дней назад известный авиационный фотограф Джек Байер опубликовал ряд фотографий необычного летательного аппарата, сделанных на аэродроме Mojave Air and Space Port. В связи с не самыми лучшими погодными условиями снимки не отличаются высоким качеством, но позволяют определить примерный облик запечатленного изделия и, как минимум, его класс.



Летательный аппарат при помощи автомобиля-тягача вывели на открытую площадку и провели некоторые работы. По их завершении машину отбуксировали в ангар. Какие исследования проводятся в настоящее время, и какой была цель заснятого выхода на площадку – неизвестно.

Вскоре на ресурсе Reddit появилось новое фото экспериментального БПЛА. На нем лучше видно основные особенности конструкции и отдельные агрегаты. Кроме того, четко просматривается регистрационный номер – это открывает возможности для получения новой информации. Впрочем, наиболее интересные сведения пока остаются неизвестными и определить их по фотографиям не представляется возможным.

Электрический союз


Опытный БПЛА имеет регистрационный номер N871YT. Этот номер зарегистрирован на компанию Toyota Motor Engineering & Mfg America. Соответствующий сертификат выдан 29 июля 2019 г. и действует до 31 июля 2022 г. Номер выдан летательному аппарату с серийным номером 001, оснащенному электрической силовой установкой и имеющему взлетный вес менее 12500 фунтов (5675 кг).


Вид с другого ракурса. Фото Jack Beyer

На килях аппарата имеется эмблема одного из перспективных проектов «Тойоты» – программы Project Portal. Работы по нему стартовали несколько лет назад, их целью является формирование наработок для создания грузовых автомобилей с электрической силовой установкой на основе водородных топливных элементов.

В контексте неизвестного БПЛА вспомнили недавние новости. В середине января компания Toyota объявила о начале совместной работы с американской фирмой Joby Aviation. Последняя является одним из лидеров направления электрических аппаратов вертикального взлета (eVTOL), и новый образец такого рода планируется создавать вместе с зарубежными коллегами. Toyota выступает в качестве инвестора, а также планирует предоставить некоторые необходимые технологии. При этом основные конструкторские работы ложатся на Joby.

Две компании планируют создать перспективную технику типа eVTOL, пригодную для коммерческой эксплуатации. Такие летательные аппараты в будущем могут стать решением проблем мобильности в городах. Ожидается настоящая революция в перевозках. Впрочем, развитие этого направления будет сложным, длительным и дорогим. Так, в соответствии с последним соглашением, «Тойота» вложит в совместный проект более 390 млн долларов. Сроки завершения работ пока не уточняются.

Основная версия


Все доступные данные указывают на то, что на аэродроме «Мохаве» начаты испытания опытного БПЛА совместной разработки компаний Toyota и Joby. Несмотря на недавнее подписание контракта о совместных работах по теме eVTOL, компании уже успели построить и вывести на испытания первый экспериментальный аппарат.


Буксировка беспилотника. Автомобиль позволяет оценить его размеры. Фото Jack Beyer

Можно предположить, что платформа и основные элементы силовой установки были разработаны авиастроителями из «Джоби». Эти изделия дополнили энергоустановкой и другими компонентами, созданными в Toyota в рамках проекта «Портал». Таким образом, обмен технологиями и совместное их использование уже начались.

По всей видимости, реальное сотрудничество двух компаний началось задолго до подписания официального соглашения. Именно поэтому от договора до испытаний прошло всего несколько недель. При этом участники проекта пока не подтверждают никакие из существующих предположений, и потому до конца не ясно, что именно происходит. Впрочем, многое понятно и без официальных подтверждений.

Технические особенности


Экспериментальный БПЛА неясного назначения и неизвестного названия отличается характерной конструкцией и специфическим внешним видом. По своей сути, он является вертолетом-мультикоптером с электрической силовой установкой. В таком виде аппарат вполне способен послужить демонстратором технологий и стендом для отработки технических решений.

Планер БПЛА отличается необычной конструкцией. Он имеет невысокий фюзеляж эллиптического сечения и ограниченной длины. Спереди и сзади к фюзеляжу крепятся два крыла большого удлинения и малой ширины. Размах заднего крыла больше. Между крыльями находятся четыре продольные гондолы небольшого поперечного сечения. Центральные гондолы образуют хвостовые балки, на которых помещены кили.


Пока единственное качественное фото бесиплотника. Фото Reddit.com

Силовая установка включает пять электромоторов неизвестного типа и мощности. Один расположен в носовой части фюзеляжа, четыре других – в боковых гондолах. Винтомоторные группы размещаются со сдвигом вперед и назад, для обеспечения оптимальной балансировки.

Под днищем фюзеляжа закреплены четыре изогнутые стойки шасси. Между ними подвешены некие блоки неясного назначения. С одинаковой вероятностью можно говорить как об имитаторе полезной нагрузки, так и о топливных элементах из состава Project Portal.

Ввиду специфической роли БПЛА не нуждается в особо сложных средствах управления. Для прохождения испытаний силовой установки ему нужны система дистанционного управления и средства контроля за работой агрегатов. Все полеты могут осуществляться по командам с земли. Впрочем, в дальнейшем возможны новые тесты с автономной работой, для которых потребуется иное БРЭО.

Масса беспилотника не превышает 5,6-5,7 т. Длину аппарата можно оценить в 8-9 м, размах крыла – порядка 8-10 м. Энергетические параметры неизвестны. Для их оценки необходимо знать основные параметры силовой установки. Можно вспомнить, что уже ранние экспериментальные автомобили с водородными топливными элементами проекта «Портал» развивали мощность 670 л.с. Однако БПЛА и грузовик, очевидно, существенно отличаются конструкцией силовой установки и должны показывать разные характеристики.

Неизвестная перспектива


Судя по конструкции, безымянный БПЛА способен осуществлять вертикальный взлет и посадку, висеть и совершать горизонтальный полет в любом направлении. Возможно, крупный аппарат способен поднимать некоторую полезную нагрузку на внешней подвеске. Большее от него не требуется – аппарат является экспериментальной платформой для проверки и отработки новых технологий в сфере энергетики.


Опытный грузовик проекта Portal. Фото Toyota

В рамках своего Project Portal компания «Тойота» уже создала и испытала водородные топливные элементы, средства преобразования тока, системы управления и электродвигатели. Были получены весьма примечательные результаты в контексте автомобильного транспорта. Первые грузовики с необычной силовой установкой уже поступили в эксплуатацию.

Параллельно с этим Toyota в сотрудничестве с Joby Aviation начала адаптацию уже имеющихся наработок под требования малой авиации. Пока речь идет только об опытном БПЛА с весьма ограниченными возможностями, который, вероятно, еще даже не взлетал. В ближайшее время должны начаться летные испытания, и после этого авторы проекта смогут сделать первые выводы.

На данный момент главной задачей совместного проекта Toyota и Joby является общая проверка новых агрегатов и накопление опыта. После этого две компании планируют приступить к разработке легких летательных аппаратов, пригодных для коммерческой эксплуатации. Насколько удачными будут такие машины и удастся ли им найти место в перевозках – остается только гадать. Однако очевидно, что перспективы этого проекта прямо зависят от нынешних работ.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    14 февраля 2020 06:02
    Да схема то любая может быть, вот энергетика аппарата - это намного серьёзней.
    1. -7
      14 февраля 2020 06:27
      чота "ноги" у БПЛА кривые шибко belay
      1. +3
        14 февраля 2020 06:33
        Может как Ми-10 или СН-54 применять собираются, в статье о чём то таком упоминается.
      2. +1
        14 февраля 2020 06:34
        пружинят сии ножки при посадке и довольно изящно...если сравнить этого кривоногого (по вашему) и наш поршневой Альтаир...то кто страшнее будет, угадайте с трёх раз. Что по мне, то красава и азм сим есть продукт международной кооперации fellow
        1. +6
          14 февраля 2020 07:25
          Цитата: viktor_ui
          пружинят сии ножки при посадке и довольно изящно.

          сумлеваюсь однако... скорее всего,они "между ног " что то "возить " будут.
          1. 0
            14 февраля 2020 07:50
            Цитата: Дедкастарый
            сумлеваюсь однако... скорее всего,они "между ног " что то "возить " будут.

            такие ноги на спортивных самолётах типа су-26 применяются.
      3. +2
        14 февраля 2020 08:54
        А он кавалерист!)
      4. -4
        14 февраля 2020 10:49
        Цитата: Дедкастарый
        чота "ноги" у БПЛА кривые шибко


        Это потому что его тупые американцы делали wink
  2. 0
    14 февраля 2020 06:38
    Если бы оно еще и плавало бы - цены бы этому беспилотнику не было! wassatМне эти плавники нравятся. и в профиле что-то от летучей рыбки.
  3. 0
    14 февраля 2020 06:44
    JTARV, AirMule и т.п. Берут гражданские коммерческие дроны и тестируют для армии, берут из этих разработок лучшее. Американцы и китайские дроны тестировали, так что Тойота совсем не исключение. Есть у них такая программа по беспилотным технологиям снабжения, тащат в нее булочки со всего мира. А потом выковыривают весь изюм и, вуаля, компот - наше великое изобретение. А кто так компоты не варил? Только у кого разведка никакая и/или денег нет.
  4. +4
    14 февраля 2020 07:07
    Официальные данные о нем пока не публиковались, но общественность уже успела выявить некоторые любопытные подробности.
  5. 0
    14 февраля 2020 09:30
    На фотке чистейший американский грузовик, кажется " Кенворд". На правой двери видите окошечко с низу, оно сделано для облегчения парковки у пандуса , для разгрузки- погрузки при левом расположении руля. Тайота вроде и свои грузовики выпускает. Если данный аппарат действует от электричества, зачем ему капот? Ну вообще интересно конечно, электр-авто постепенно завоевывают позиции.
    1. -1
      14 февраля 2020 11:33
      Цитата: Вольный ветер
      зачем ему капот?

      Cудя по всему, батарейки в "спальнике", по логике, спальник тогда должен быть под капотом)))
    2. +2
      14 февраля 2020 22:46
      На электро-кары переходят все крупные производители.
      Только большинство используют литиевые батареи, а Тойота
      упорно продвигает водородные элементы.
      Но все-равно, блок, продуманный Тесла:
      "инвертор-асинхронный движок-одноступенчатая коробка" придется
      взять и Тойоте. Он настолько простой, что трудно придумать что-то дешевле
      в производстве. "Просто, как мычание" smile
  6. +3
    14 февраля 2020 12:32
    Такие летательные аппараты в будущем могут стать решением проблем мобильности в городах. Ожидается настоящая революция в перевозках. Впрочем, развитие этого направления будет сложным, длительным и дорогим.
    Такое направление, как беспилотные авиационные грузоперевозки и пассажирские перевозки не "будет", оно уже "есть" и развивается очень быстро. К 2025 году перспективы рынка коммерческих беспилотных летательных аппаратов оценивается в 45 млрд. долларов.
    При том, по "теме eVTOL", как ее называет автор, работают интенсивно не только фирмы, специализирующиеся на беспилотниках, но и "настоящие" авиастроительные компании.

    Это Boeing eVTOL. Дальность 50 миль, вмещает два человека и багаж. В этом году планируется начать опытную эксплуатацию в качестве "аэротакси" в Далласе и Дубае.
    1. +2
      14 февраля 2020 12:40

      Аналогичный проект продвигает Rolls-Royce, сейчас идут финишные испытания гибридной электрической двигательной установки, построенной на основе газотурбинного двигателя Allison М250. Летные испытания намечаются на 2021 год.
      1. +2
        14 февраля 2020 12:42
        При этом параллельно собственному проекту вместе с Airbus и Siemens британцы разрабатывают E-Fan X hybrid2 — гибридную двигательную установку мощностью 2,5 МВт на основе турбины AE2100. Испытания модифицированного самолёта BAe 146, где один из четырёх его стандартных турбовентиляторных моторов Lycoming ALF502 будет заменён на тестовый гибридный образец, пройдут в этом году.
        1. +3
          14 февраля 2020 12:58
          Американская Uber, одна из крупнейших компаний по онлайн поиску и вызову такси, совместно с NASA реализует проект UberAIR . Идут испытания первых моделей eVTOL , а первого пассажира они надеются перевезти к 2023 году в Далласе и Лос-Анджелесе.
          При этом Uber жалуется на серьезную конкуренцию, так как аналогичные проекты осуществляют еще как минимум два десятка фирм. Тот же Airbus уже успешно испытал свой CityAirbus и тоже в 2023 планирует начать коммерческие перевозки.
    2. 0
      14 февраля 2020 14:49
      Цитата: Undecim
      Такие летательные аппараты

      Мне вот интересно, в случае отказа, кто будет в сторону от жилых домов отворачивать?
  7. 0
    14 февраля 2020 13:25
    Кажется 5-6 тонн завышенная оценка массы. Думаю, 2-3 тонны.
  8. 0
    14 февраля 2020 14:29
    Да любой грамотный инженер разбирающийся в энергетике гидро газодинамических процессов может с лёгкостью рассчитать потенциальные возможности такого и любого ЛА глядя на его движители. без новых движителей развития нет и физические пределы уже всем известны.
    1. 0
      14 февраля 2020 19:41
      Вы обратите внимание на то что дело в электродвигателях, а вот там прогресс есть. Плюс в течении 5 лет на подходе графеновые источники питания которые уже сейчас показывают прирост в емкости в ~20 раз. Следующая ветка развития двигателей - электромоторы.
      1. -1
        14 февраля 2020 20:38
        Бред ! Хоть графеновые ,хоть любые фантастические источники питания толку не дают. Почему? Во первых потому ,что все эл.машины в виде двигателей ,генераторов работают не на обкаточных моментах создаваемых в индукционных катушках ,а линейных . Это создаёт проблему с управлением и не эффективной работой всей машины.Соленоидные индукционные катушки работают на принципе маятника . Т.е поступательное ускорение ,замедление и обратный ход. А это весьма и весьма не эффективно. Во вторых .Не двигатель соприкасается с упругой внешней средой в виде воздуха ,а движитель. Поэтому винты так же очень не эффективны .Ну и что касается накопителей энергии ,то и тут масса не продуманных процессов по формированию магнитных потоков ,а значит это как дырявое одеяло натягиваешь тут -холодно в ноги.
        1. 0
          14 февраля 2020 22:37
          Винты решают текущие задачи ма. Проблема управления решается программами и электроникой. Чем вам бесщеточный 4х полюсной 3х фазный двигатель не угодил?
          1. +1
            14 февраля 2020 23:27
            Мне кажется , что нужно понимать чем отличается силовая электротехника и почему управление электроникой снижает возможности таких управляющих процессов. Второе .Соленоидные обмотки в составе бесщеточных эл.двигателей и при импульсной подачей тока в них испытывают комплекс таких магнитных процессов когда возникают противостояние между тем куда направлен ток и формируется магнитный поток и тем какие силы действуют при центробежном вращении. Конечно при относительно малых скоростях вращения это может быть и не заметно. Однако при больших радиусах ротора и больших скоростях вращения ,разрушения неизбежны. Тут важно понимать ,что обмотки должны обладать способностью пропускать очень большие токи без формирования самоиндукции. К тому же при очень сильном напряжении. Поэтому электродвигатель с функцией движителя это оптимальный инструмент преобразования комплекса процессов .
            1. 0
              15 февраля 2020 13:00
              Да тут нужен принципиально другой подход. Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто ее создал (с)
              1. +1
                15 февраля 2020 13:15
                Согласен с Вами. Но скажу более В систему анализа необходимо включить не только все реализованные идеи ,но и все фантастические и более и менее обоснованные. Только тогда можно искать оптимальные решения. И таковые уже есть .Новый движитель в составе двигателя с его термодинамическим циклом это обобщение всех данных учёных и инженеров. Мы создали именно идеальный движитель с огромным потенциалом развития . Я очень часто говорю ,что гений кроется в основе того мозга и механизма мышления когда нет места эмоциям. Когда мозг работает как машина ,отбрасывая но учитывая все данные и принимая в систему анализа только экстремальные позитивные элементы. Кажется противоречиво ,но факт!
            2. 0
              16 февраля 2020 00:14
              Молодец, gridasov good
  9. 0
    21 марта 2020 10:25
    Можно понять ещё субару она самолёты выпускала во втм войну а тайота швейные иголки