Ожившая архаика: швейцарская реинкарнация «Хетцера»

62

Истребитель танков MOWAG Taifun

Расцвет истребителей танков классической безбашенной компоновки пришелся на годы Второй мировой войны. Подобные противотанковые самоходки массово использовались гитлеровской Германией, а также СССР, где были созданы такие удачные машины, как СУ-85 и СУ-100. После войны интерес к подобным машинам практически пропал. Истребители танков разрабатывались, но в ограниченных масштабах, на поле боя вышли основные боевые танки, которые решали все задачи самостоятельно. Тем удивительнее выглядит попытка швейцарских конструкторов выпустить истребитель танков классической компоновки в начале 1980-х годов.

Послевоенный танковый парк Швейцарии


Танковые войска никогда не были сильной стороной швейцарской армии. Но в стране гор и альпийских лугов следили за мировыми тенденциями и старались закупать различную бронетехнику. В начале 1950-х годов на вооружении швейцарской армии находились морально устаревшие машины, к примеру, танки Panzer 39, представлявшие собой швейцарский вариант чешского довоенного легкого танка LT vz.38. Швейцарская версия отличалась необычным орудием – длинноствольной 24-мм пушкой 24 mm Pzw-Kan 38 с магазинным питанием. Благодаря магазинному питанию танк отличался высокой скорострельностью, до 30-40 выстрелов в минуту. Правда, специально для размещения такой пушки с верхним расположением магазина конструкторам пришлось сделать специальный выступ в крыше башни.



Еще одним раритетом на вооружении швейцарской армии были истребители-танков Panzerjäger G 13. Эти боевые машины представляли собой купленные в Чехословакии после Второй мировой войны противотанковые самоходки Jagdpanzer 38 Hetzer. Внешне две эти самоходки ничем не отличались. На вооружении швейцарской армии Panzerjäger G 13 оставались вплоть до 1972 года, именно тогда их наконец-то сняли с вооружения. Для обновления парка бронетехники Швейцария также закупила у Франции 200 танков AMX-13/75, получивших обозначение Leichter Panzer 51.


Panzerjäger G 13, на заднем фоне танк Panzer 39

Попытки обновить танковый парк предпринимались регулярно. При этом Швейцария сотрудничала в этой области с ФРГ. Швейцарские фирмы вместе с немецкими работали над проектом танка для Индии – Indien-Panzer. Учитывая опыт и наработки по этому проекту, в Швейцарии был разработан первый собственный основной боевой танк Panzer 58, который очень быстро трансформировался в Panzer 61 (Pz 61). Последних было выпущено сразу 160 единиц. Для небольшой Швейцарии это много. Боевая машина оснащалась ходовым в Европе британским орудием L7 калибра 105 мм и спаренным с ним 20-мм автоматическим орудием. От такой спарки в ходе дальнейшей модернизации отказались в пользу более традиционного 7,5-мм пулемета.

Одновременно в Швейцарии разрабатывался и проект истребителя танков. Над ним работали специалисты крупной оружейной компании MOWAG. Данная фирма известна сегодня многим благодаря своему бестселлеру – колесному бронетранспортеру MOWAG Piranha, который широко разошелся по всему миру и пользуется огромным спросом на рынке.

И если с колесной бронетехникой у компании все складывается отлично, то с гусеничной швейцарцам определенно не везло. Специалисты данной компании в начале 1960-х годов участвовали в конкурсе Бундесвера на разработку истребителя танков (Jagdpanzer-Kanone). Представленный вариант Mowag Gepard, вооруженный 90-мм пушкой, немецких военных не устроил. Швейцарской армии машина также оказалась не нужна, и о проекте 24-тонной самоходки благополучно забыли на 20 лет.


Истребитель танков Mowag Gepard с 90-мм орудием

Предпосылки создания истребителя танков MOWAG Taifun


Идея вновь построить классический истребитель танков безбашенной компоновки возникла в Швейцарии в конце 1970-х годов. Видимо, опыт длительной эксплуатации «Хетцеров» надолго въелся в сознание конструкторов этой страны. Вторая попытка реинкарнации противотанковой самоходки Hetzer последовала через 20 лет после дебюта ПТ-САУ Gepard. Стоит отметить, что это, по всей видимости, была последняя в истории попытка создать подобный истребитель танков. К примеру, основной боевой танк Strv 103, тоже отличающийся безбашенной компоновкой, многие справедливо классифицировали, как истребитель танков. Данная боевая машина серийно производилась в Швеции с 1966 по 1971 год.

Можно утверждать, что подобная боевая техника просто вымерла на рубеже 1960-1970-х годов и считалась устаревшей, поэтому швейцарский проект выбивается из общего ряда. Считается, что предпосылками для разработки истребителя танков MOWAG Taifun стало широкое распространение новых бронебойных оперенных подкалиберных снарядов (БОПС). Такие снаряды отличались хорошим пробитием и могли поражать все существующие танки даже при попадании в лобовую проекцию.

Ожившая архаика: швейцарская реинкарнация «Хетцера»
БОПС в полете, отделение поддонов от снаряда M829A2

Первые подобные серийные боеприпасы были разработаны в СССР в 1961 году для 100-мм гладкоствольной противотанковой пушки Т-12. А уже в 1963 году на вооружение поступил танк Т-62 со 115-мм гладкоствольным орудием, в арсенале которого также имелись новые боеприпасы. На Западе с созданием подобных снарядов несколько подзатянули, но в 1970-е годы они стали появляться массово. В США представили снаряд M735 для 105-мм пушки M68A1, которая была лицензионной копией знаменитой английской L7A1. А в Израиле создали БОПС M111 Hetz, который с расстояния в 1,5 километра пробивал лобовую броню корпуса танка Т-72. Оба снаряда имели сердечник из вольфрама.

В Швейцарии резонно посчитали, что метать в танки противника «металлический лом» вместо использования дорогих противотанковых управляемых ракет из ПТРК — здравая идея. И с большим энтузиазмом принялись создавать истребитель танков, который вновь становился актуальным. Правда, забегая вперед, скажем, что, кроме конструкторов MOWAG, так мало кто считал.

Проект противотанковой самоходки с казематным расположением орудия в бронированной рубке инженеры компании начали разрабатывать самостоятельно по собственной инициативе, первый прототип был показан в 1980 году. При этом новый проект швейцарцы рассчитывали продвигать как на экспорт (дешевое средство борьбы с танками противника), так и на внутренний рынок. Новые самоходки «Тайфун» представлялись возможной заменой французским танкам AMX-13, снимаемым с вооружения.


Истребитель танков MOWAG Taifun

Истребитель танков MOWAG Taifun


Работы над новым истребителем танков, получившим обозначение MOWAG Taifun, продолжались с 1978 по 1980 год. Инженеры компании учли опыт разработки самоходки Gepard и улучшили машину с учетом требований времени. Получившаяся низкопрофильная противотанковая самоходка базировалась на шасси гусеничного БТР «Торнадо» разработки этой же компании. Боевая масса машины не превышала 26,5 тонны, что можно отнести к преимуществам модели. Небольшой вес мог сыграть на руку в условиях эксплуатации боевой машины в Швейцарии.

Известно, что в металле был построен как минимум один экземпляр подобной самоходки. Единственная построенная машина была вооружена все тем же знаменитым британским 105-мм орудием L7. Такое же орудие устанавливалось и на танки «Леопард-1» и первый вариант танка M1 «Абрамс». При этом размеры боевой рубки позволяли установить и более мощное 120-мм гладкоствольное танковое орудие Rheinmetall Rh-120/L44. В будущем именно это орудие, а позднее и его усовершенствованная версия с длиной ствола 55 калибров, пропишется на всех западных танках. Ко всему прочему, швейцарские инженеры планировали оснастить орудие автоматом заряжания и сократить экипаж самоходки до трех человек.


Истребитель танков MOWAG Taifun

Единственный построенный в металле истребитель танков MOWAG Taifun получил 105-мм орудие и экипаж из четырех человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости составляли от -12 до +18 градусов, в горизонтальной проекции орудие наводилось по 15 градусов в каждую сторону. При этом условия работы экипажа и того же заряжающего были не самыми удобными. Машина отличалась низким силуэтом, высота всего около 2100 мм (без учета пулеметной установки), при этом клиренс составлял 450 мм. Пространства в корпусе было не так уж и много.

Бронирование боевой машины не впечатляло воображение, но для самоходки, которая должна была поражать бронетехнику противника с дальних дистанций из засады или из укрытий, это было не так критично. Толщина лобовой брони доходила до 50 мм, с бортов самоходка защищалась 25-мм броней. Бронелисты корпуса были расположены под рациональными углами наклона, что увеличивало защищенность машины. Экипаж, узлы и агрегаты самоходки были надежно защищены от поражения осколками снарядов и мин и от огня автоматических пушек калибра 25-30 мм в лобовой проекции. Отчасти недостаточное бронирование машины компенсировалось и мощностью установленного вооружения.


Истребитель танков MOWAG Taifun

Машина получилась небольшой, при боевой массе в 26,5 тонны на самоходке установили достаточно мощный дизельный двигатель Detroit Diesel 8V-71T, который выдавал максимальную мощность 575 л.с. Такая связка характеристик обеспечивала отличную удельную мощность – 21,7 л.с. на тонну. Максимальная скорость истребителя танков «Тайфун» достигала 65 км/ч.

На начало 1980-х годов конструкция времен Второй мировой войны, пусть и на абсолютно новом техническом уровне, все равно смотрелась ожившей архаикой. Несмотря на то, что проект имел простую конструкцию, а самоходка отличалась хорошей маневренностью и незаметностью при небольшой цене, военных в Швейцарии и других странах проект не заинтересовал.

Машина по-прежнему проигрывала основным боевым танкам с башней. Среди прочего башня позволяла танкам эффективнее использовать рельеф, можно было стрелять с обратных сторон холмов или прячась в складках местности. Проблемой также становились ударные вертолеты. Любой такой вертолет, появляющийся над полем боя, был гораздо более эффективным средством борьбы с бронетехникой противника. По этим причинам MOWAG Taifun так и остался всего лишь опытным образцом и, возможно, последним истребителем танков классической компоновки в истории.
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    17 февраля 2020 18:11
    Низкий силуэт, оптическая малозаметность ... вроде то что нужно. Только кто и где армады танковые готовится встречать, когда их прост уже нет и не будет.
    1. 0
      17 февраля 2020 18:48
      Цитата: rocket757
      Низкий силуэт, оптическая малозаметность ... вроде то что нужно. Только кто и где армады танковые готовится встречать, когда их прост уже нет и не будет.

      шведы интересны с конструкторской точки зрения, и саабы,и вольвы...да и скамейки ну не лезьте в войну,не ваше это.
      1. +4
        17 февраля 2020 19:12
        При чём тут шведы и вольвы с саабами?
        1. +7
          17 февраля 2020 19:35
          Цитата: Скоробей
          При чём тут шведы и вольвы с саабами?

          Они тоже считали, что в их природных условиях некоторая безбашенность танков предпочтительней.

          Хотя по большому счёту отсутствие башни серьёзно ограничивает возможности танков и в скандинавских лесах, и в швейцарских горах.
          1. +1
            19 февраля 2020 14:35
            Цитата: Лопатов
            тсутствие башни серьёзно ограничивает возможности танков и в скандинавских лесах,

            а лесу башней не покрутишь... request
        2. -2
          18 февраля 2020 10:02
          а разве Швейцария и Швеция не одно и то же?
          1. +1
            18 февраля 2020 18:56
            Цитата: Дедок
            а разве Швейцария и Швеция не одно и то же?

            То же самое, что Австрия и Австралия.
        3. Комментарий был удален.
    2. +4
      17 февраля 2020 20:31
      Цитата: rocket757
      Только кто и где армады танковые готовится встречать, когда их прост уже нет и не будет.

      В конце 70-х перед "альпийскими гномами" стояли (и не давали спокойно спать) "танковые орды Советов".
      Да и потомки викингов к тому времени уже вовсю рассекали на таком же истребителе танков как STRV-103.
      1. +6
        17 февраля 2020 20:41
        Было, но сейчас армады ждать не приходится, скорее уж рои мелких, шустрых, больно жалящих, дрончиков.
      2. +2
        17 февраля 2020 21:20
        Цитата: Альф
        Цитата: rocket757
        Только кто и где армады танковые готовится встречать, когда их прост уже нет и не будет.

        В конце 70-х перед "альпийскими гномами" стояли (и не давали спокойно спать) "танковые орды Советов".
        Да и потомки викингов к тому времени уже вовсю рассекали на таком же истребителе танков как STRV-103.

        Интересно, для какого "альтернативно одаренного" надо специально поставить смайлик ?
    3. +8
      17 февраля 2020 21:31
      Виктор, привет! hi Шведы уже пробовали делать нечто подобное. Но вроде не оценило мировое сообЧество, никто не копировал. request
      1. +8
        17 февраля 2020 22:12
        Но вроде не оценило мировое сообЧество, никто не копировал
        Копировать не копировали, а конструировали сами.

        Kampfpanzer 3 (KPz 3), совместный проект немцев и британцев, ровесник шведского Stridsvagn 103.
        1. +4
          17 февраля 2020 22:19
          Привет, Виктор Николаевич. hi А разве эту "двустволку" приняли на вооружение? Я что-то не припомню за давностью лет.
          1. +5
            17 февраля 2020 22:31
            Добрый вечер!
            На вооружение не приняли, но два опытных построили. Американцы тоже вопрос прорабатывали.
            На вооружение приняли только шведы.
            1. +3
              17 февраля 2020 22:49
              Ну, в Швеции всегда что-то да принимают, то марихуану, то арабских беженцев. Вольному -- воля... request
              1. +8
                17 февраля 2020 22:51
                Не понял, каким боком шведы к придумыванию марихуаны и беженцев?
                1. +4
                  17 февраля 2020 22:55
                  Слухи, Виктор Николаевич, слухи... В отношении марихуаны всё больше от Пёра Вале и Май Шеваль, а в отношении беженцев исключительно с нашего сайта. Кстати, как Вы, если без лишней патетики, относитесь к тому, что сделал Брейвик?
                  1. +6
                    17 февраля 2020 23:17
                    По марихуане я так ничего и не понял. Как и по информации с нашего сайта. На нашем сайтк вменяемой информации по этому вопросу днем с фонарем не найдешь.
                    По Брейвику - в формате комментария не ответишь.
                    1. +4
                      17 февраля 2020 23:24
                      По марихуане в их книгах много чего было сказано, правда всё относилось к шестидесятым, но, полагаю, всё прогрессирует. По информации с сайта проскальзывали цифры по беженцам, у меня нет другой информации, телевизор на кухне я (каюсь) испортил намеренно, а в спальне, пока жена смотрит, я не появляюсь. Что до Брейвика, то да, зря я затронул, тут двух слов мало будет.
      2. +1
        18 февраля 2020 08:42
        Цитата: Морской Кот
        Но вроде не оценило мировое сообЧество, никто не копировал.

        Привет Константин soldier
        Прикольный агрегат, из за бугра, спрятавшись, палить по "злодеям".
        Им надо было изобрести что то, что из за угла могло палить, вот тогда б у них, на заказы, отбою не было б.
    4. 0
      19 февраля 2020 14:35
      Цитата: rocket757
      Низкий силуэт, оптическая малозаметность ... вроде то что нужно

      еще малая масса, кроме ПТО еще и прекрасная машина сопровождения пехоты - развитие идеи арт-штурма...
  2. +9
    17 февраля 2020 18:15
    Кстати, Хетцер был в инициативном порядке разработан группой чешских инеженеров . Такие вот борцуны с гитлеровским режимом.
    1. mvg
      +4
      17 февраля 2020 20:32
      группой чешских инеженеров

      В Чехии делали только шасси. Разработка фирмы Хеншель. На базе чешкого Pz 38. Всего чуть менее 3000 за войну.
      1. -2
        17 февраля 2020 20:37
        Да не, читал имено , что сам хетцер и помимо шасси был разработкой чехов. Впрочем спорить не буду.
        1. mvg
          0
          17 февраля 2020 20:40
          помимо шасси был разработкой чехов

          просто как то спорил, а то грили, что чехи половину танков сделали немцам. Правда нашел две цифры 2600 и 3300
          http://vspomniv.ru/hetzer.htm
  3. +3
    17 февраля 2020 18:17
    А зачем он им нужен? Две мировые войны мимо них прошли, к третьей готовятся?
    1. +8
      17 февраля 2020 20:32
      Цитата: AlexGa
      А зачем он им нужен? Две мировые войны мимо них прошли, к третьей готовятся?

  4. +8
    17 февраля 2020 18:31
    В условиях Швейцарии для такой машины - применение есть, в принципе. В горах - единственную дорогу такой самоход перекроет.
    А вот потенциал экспорта - 0. Дальше - простая логика: выпуск только для себя - малая серия - большая цена. Думается, именно в этом причина отказа от производства.
    1. +1
      17 февраля 2020 21:06
      А вот потенциал экспорта - 0.



      Экспортный потенциал отсутствовал потому что такова была историческая обстановка той эпохи: отсутствовали и многие современные покупатели и деньги в карманах тех покупателей, что были.
      Мир был сильно разделен идеологически. Ведущие научно-технические купили бы только образцы для изучения а не партию товара, тем более у страны из другого идеологического лагеря: сложно представить в ту эпоху массовые закупки советских танков США для употребления во Вьетнаме или - японские дизели на танках СССР - но легко представить это сейчас.
      Решающий слом колониальной системы (деколонизация) произошёл после Второй мировой войны - вот тогда то и появились первые настоящие покупатели - будущие постколониальные страны. Но карманы их тогда были совсем пусты - в 50-60-х гг. партизаны боролись с колониалистами зачастую с помощью самопалов и откованного деревенскими кузнецами, грубого холодного оружия.
      Сейчас перспективы экспорта выше, так как хоть какие то деньги у таких стран есть и их экономики и государственность более менее устаканились а их старая техника, отнятая у колониалистов или подаренная, оставшаяся ещё тех, былых, времён - сильно износилась и поистратилась. Надо только знать меру - делать такую технику неубиваемой, дешевой и простой как кирпич, зарабатывать на её обслуживании и не пытаться тягаться с последними достижениями технологий.
  5. +3
    17 февраля 2020 18:57
    Больше похоже на Stug., чем на Hetzer.
  6. +11
    17 февраля 2020 19:07
    Если это и реинкарнация, то не Hetzer, а Jagdpanzer IV, сконструированного немцами на базе Panzer IV и начавшего выпускаться с декабря 1943 года, в то время как Hetzer производился с апреля 1944.
    1. +12
      17 февраля 2020 19:17
      Именно Jagdpanzer IV вдохновил немцев в 1960 году на начало работ по проекту Jagdpanzer Kanone 90mm или Kanonenjagdpanzer. Участвовали Hanomag, Henschel и MOWAG.

      Вариант Hanomag - Henschel производился с 1965 по 1967 год. Выпустили 850 штук, машина состояла на вооружении ФРГ и Бельгии до 1990 года.
      1. +11
        17 февраля 2020 19:20
        В период с 1983 по 1985 года 163 машины были переделаны в противотанковые ракетные установки Raketenjagdpanzer Jaguar 2, путём удаления орудия и размещения на крыше пусковой установки ракет TOW, а также закрепления дополнительных листов композитной брони на корпусе.
        1. +10
          17 февраля 2020 19:47
          Кстати, на первую попытку создать собственный истребитель танков швейцарцев натолкнул как раз Jagdpanzer IV и через месяц после начала выпуска Jagdpanzer IV, в январе 1944 года, они начали разработку Nahkampfkanone II.

          Через два года построили опытный образец, но война к тому времени закончилась и проект потерял актуальность.
  7. +1
    17 февраля 2020 19:19
    давно , тут ли, на ВО писали или еще где , но вроде старые хетцеры еще заныканы в штольнях
    1. +5
      17 февраля 2020 20:34
      Цитата: Ламата
      давно , тут ли, на ВО писали или еще где , но вроде старые хетцеры еще заныканы в штольнях

      В одной из серий Спецназа на военной базе на заднем плане стоят ряды ЗИС-3.
      1. +1
        17 февраля 2020 20:38
        Не удивлюсь если гдеи авто с газогенераторными движками припрятаны.
    2. +4
      17 февраля 2020 22:03
      Цитата: Ламата
      давно , тут ли, на ВО писали или еще где , но вроде старые хетцеры еще заныканы в штольнях

      Насчёт "хетцеров", не знаю.
      А вот последний Т-34-85, австрийцы списали только в 2007 году.
      Как раз стоял замурованным в специальном доте, прикрывавшим один из мостов. И таких дотов было 19 штук.
      1. +6
        17 февраля 2020 22:07

        ,,да они там на танках только так гоняют winked
        1. +2
          17 февраля 2020 22:38
          Цитата: bubalik
          ,,да они там на танках только так гоняют winked


          Это не они на танках гоняют.
          На указателе отмечена промежуточная точка танкового маршрута "Нижний Тагил - Ла-Манш".
          Наши водилы уже привыкли, а вот бюргеров надо готовить заранее. laughing

  8. +1
    17 февраля 2020 19:34
    И это после 34, ИС , зверобоев и даже , фиг с ним , даже Шерманов ....
    В начале 1950-х годов на вооружении швейцарской армии находились морально устаревшие машины, к примеру, танки Panzer 39, представлявшие собой швейцарский вариант чешского довоенного легкого танка LT vz.38. Швейцарская версия отличалась необычным орудием – длинноствольной 24-мм пушкой 24 mm Pzw-Kan 38 с
    ну несерьёзно ваще ни о чём ..в 50х то ..
    1. +1
      17 февраля 2020 19:58
      Безбашенными лучше делать не противотанковый истребители , а гаубицы , они более востребованы ,и им не надо вертеть пушкой вкруговую , приехала по быстрому отстрелялась водну точку и уехала
      1. +1
        18 февраля 2020 04:05
        Цитата: agond
        Безбашенными лучше делать не противотанковый истребители

        Именно в то время это была лучшая компоновка для ПТСАУ. Она позволяла резко снизить общую высоту бронеобъекта, что позволяло этой ПТСАУ маскироваться, а с другой повышало шансы того, что выпущенный по ней снаряд промажет, из за особенности рассеивания снаряда.
        Последнее потеряло смысл с массовым появлением на поле боя управляемых снарядов
        1. 0
          19 февраля 2020 14:39
          Цитата: svp67
          Последнее потеряло смысл с массовым появлением на поле боя управляемых снарядов

          но БОПС то остались...
          1. 0
            19 февраля 2020 18:46
            Цитата: ser56
            но БОПС то остались...

            Так и КС остался, но не они ж сейчас "правят бал" на поле боя...
  9. +4
    17 февраля 2020 21:21
    Можно утверждать, что подобная боевая техника просто вымерла на рубеже 1960-1970-х годов и считалась устаревшей, поэтому швейцарский проект выбивается из общего ряда.
    Нет нельзя, в это время у немцев выпустили «Ягдпанцер»,

    а у шведов как раз появился вот этот "злой зверек"
    1. +5
      17 февраля 2020 21:56
      Цитата: svp67
      Нет нельзя, в это время у немцев выпустили «Ягдпанцер»,



      Немцы отказались от "безбашенности" в 1977. Официально. После сравнительных испытаний перспективного истребителя танков Leopard VT и опять же перспективного Leopard 2
      1. +3
        17 февраля 2020 22:11
        Ну и у нас "безбашенные" до середины 80-х продержались. СУ-85 и АСУ-57
        1. 0
          18 февраля 2020 04:01
          Цитата: Лопатов
          Ну и у нас "безбашенные" до середины 80-х продержались. СУ-85 и АСУ-57

          Да продержаться то они продержались, но появились они еще в 50-е
      2. +5
        17 февраля 2020 22:22
        И французы

        AMX-10 ACRA
        Правда там орудие-пусковая, а не "классика"
      3. +2
        18 февраля 2020 03:28
        Строго говоря такая компоновка называется "казематная", к примеру лафетная компоновка тоже безбашенная, но орудие наводится по горизонтали без ограничений.
      4. +1
        18 февраля 2020 04:00
        Цитата: Лопатов
        Немцы отказались от "безбашенности" в 1977. Официально. После сравнительных испытаний перспективного истребителя танков Leopard VT и опять же перспективного Leopard 2

        То есть уже почти в 80-е...а автор говорит о рубеже 60-х и 70-х
  10. sen
    +1
    18 февраля 2020 06:16
    Как противотанковая безбашенная САУ на сегодняшней день не актуальна, но стоит подумать о штурмовой безбашенной САУ с длинноствольной 152 мм пушкой для поддержки огнем танков.
    1. +4
      18 февраля 2020 08:36
      Цитата: sen
      штурмовой безбашенной САУ

      Тем более.
      На открытой местности это ещё приемлемо.

      А на закрытой и полузакрытой, а особенно в населённых пунктах, такая САУ во-первых, будет открывать огонь по цели позже, во-вторых, окажется в меньшей безопасности из-за необходимости подставлять борт и невозможности вести огонь в движении.
      1. 0
        19 февраля 2020 14:44
        Цитата: Лопатов
        во-первых, будет открывать огонь по цели позже,

        почему? в городе башней особо не покрутишь...
        Цитата: Лопатов
        во-вторых, окажется в меньшей безопасности из-за необходимости подставлять бор

        неподвижный борт проще закрыть активной броней, да и площадь его меньше, а главное нет уязвимости в виде зазора между башней и корпусом...
        Цитата: Лопатов
        вести огонь в движении.

        что мешает сделать стабилизатор? да. углы будут меньше, но и смысл стрелять на большой скорости - вопрос тактики request
        1. 0
          19 февраля 2020 14:51
          Цитата: ser56
          почему? в городе башней особо не покрутишь...

          Наоборот, приходится крутить постоянно.

          Цитата: ser56
          главное нет уязвимости в виде зазора между башней и корпусом...

          Зато есть намного бОльшая уязвимость в виде ходовой.


          Цитата: ser56
          что мешает сделать стабилизатор?

          Бесмысленность. И так углы небольшие, а если выбирать их стабилизатором- вообще ничего не останется.

          Цитата: ser56
          но и смысл стрелять на большой скорости - вопрос тактики

          Вопрос выжевания. Чем быстрее цель, чем активнее она маневрирует, тем труднее её поразить, особенно снарядами
          1. -1
            19 февраля 2020 15:50
            Цитата: Лопатов
            Наоборот, приходится крутить постоянно.

            дома не мешают?
            Цитата: Лопатов
            Зато есть намного бОльшая уязвимость в виде ходовой.

            если не секрет - в чем они различаются? для примера у Т-34 и САУ-100? hi
            Цитата: Лопатов
            Чем быстрее цель, чем активнее она маневрирует, тем труднее её поразить, особенно снарядами

            на расстоянии 1 км движение цели 10м/с (36км/ч) это перемещение меньше чем на 1град/с... чтобы выбрать 15 градусов у швейцарской машины надо 15 сек... или вы по самолетам собрались?
  11. sen
    +2
    18 февраля 2020 09:05
    Во время ВОВ при штурме городов очень даже эффективно использовали САУ калибра 152 мм для разрушения зданий. А для ближнего боя, Вы правы, она не годится. Нужен 57 мм калибр (для поражения пехоты) с очень быстрой скоростью реакции (приборы, компьютер для автоматической идентификации, баллистических вычислений и автоматического наведения пушки) и ПТУР.
  12. 0
    18 февраля 2020 11:08
    Я бы ему из L7 засадил.
    1. +1
      18 февраля 2020 11:36
      Цитата: sen
      но стоит подумать о штурмовой безбашенной САУ с длинноствольной 152 мм пушкой для поддержки огнем танков.

      Если Коалицию представить в безбашенном варианте , то будет проще, легче, дешевле, Зачем САУ при стрельбе по одной цели на десятки километров башня ? лучше увеличить скорострельность
  13. 0
    18 февраля 2020 12:31
    Был еще немецкий истребитель танков ..в те годы, как раз.
  14. 0
    19 марта 2020 11:07
    [quote=agond][quote=sen]то будет проще, легче, дешевле, Зачем САУ при стрельбе по одной цели на десятки километров башня ? лучше увеличить скорострельность[/quote]

    Проще и дешевле это самое главное для промышленности военного времени. В мирное время военные воротят нос: секторов обстрела им не хватает, а почему не плавает, а можно ли с самолета сбросить? А с началом БД - дайте хоть что стреляющее, да калибром и количеством побольше.