Универсальная самонаводящаяся малогабаритная торпеда УМГТ-1

9
Универсальная торпеда для поражения подводных кораблей противника была создана на научно-производственном объединении «Уран» министерства судостроительной промышленности Советского Союза в 1970-х годах. Главный конструктор – В.Левин. Основные испытания проходили с подводной лодки проекта 690 типа «Кефаль». После успешных испытаний поступает на вооружение как боевая часть ракетного противолодочного комплекса «Водопад» (РПК-6) в 1981 году. Немного позднее появляются модификации универсальной торпеды, которые также принимаются на вооружение. Основное использование – ракетные противолодочные комплексы и вооружение противолодочной авиации.

Универсальная самонаводящаяся малогабаритная торпеда УМГТ-1




Основное предназначение УМГТ-1– уничтожение подлодок противника в любом их положении, транспортных судов и различных кораблей с малым бронированием. Последняя модификация универсальной торпеды создана уже российскими конструкторами в ЦНИИ «Гидроприбор» - бывший «Уран».

Устройство и конструкция

УМГТ-1 состоит из:
- акустической головки самонаведения;
- отсека блока управления;
- боевого зарядного отсека;
- энергосиловой установки;
- рулевого привода;
- движителя;
- системы стабилизации и торможения (использование парашютной системы).

Для управления и наведения торпеды используется акустическое низкочастотное самонаведение активно-пассивного типа с амплитудной 2-х плоскостной равносигнальной системой наведения «Водопад», разработанные под руководством главного конструктора Ю.Иванова на том же предприятии. Рулевой электромеханический привод использует отбор мощности с вала электрического двигателя универсальной торпеды. Приборы управления собраны в моноблок и несут в себе логическую часть системы самонаведения. Разработка приборов управления проходила под руководство главного конструктора И.Логинова. Электрический двигатель одновального типа ДП-52. В качестве движителя использовали устройство СВК. СВК – комплекс слабонагруженного водометного оборудования, который состоит из:
- высокооборотного рабочего колеса;
- осевого насоса;
- сужающейся накладки;
- спрямляющего аппарата.



Устройство СВК обеспечило максимальную компенсацию момента крена на одном из рабочих режимов работы. Такой движитель дал возможность уменьшить габаритные характеристики электрического двигателя. Но, в тоже время, он потребовал увеличить мощность используемых батарей, так как коэффициент полезного действия у СВК равняется 0.68. Разработан СВК в ЦНИИ имени академика А.Крылова, под руководством конструктора С.Куликова. Используемый взрыватель акустический дистанционного типа НВА-1, имеющий круговой радиус реагирования 3.5 метра. Разработан под руководством Ю.Копылова. Радиус активного канала самонаводящейся системы торпеды 1.5 километра. Боевая часть фугасного типа. В качестве источника энергии применили ВХИТ (водно-химический источник тока) на изделии 554 – серебряно-магниевая батарея. Батарея состоит из катода «АgСl», активируемого обычной морской водой. В модификации торпеды «Дукат-2» стали использовать медный катод – батарея 554-МА. Разработка ВНИАИ. В торпеде используют открытую проточную схему подачи электролита – морскую воду. Поэтому применение в пресной воде (включая Балтийское море) невозможно.

Принцип действия УМГТ-1
При приводнении универсальная торпеда уходит в режим поиска и обнаружения цели, выполняя при этом циркуляцию влево с дифферентом и угловой скоростью, равной 7 градусов в секунду. Головка торпеды посылает зондирующие акустические импульсы, вернувшийся сигнал проходит анализ, и при подтверждении сигнала самонаводящаяся система уходит в режим захвата цели. При наведении универсальной торпеды самонаведение имеет угол упреждения по ходу движения цели 10-12 градусов. При сближении с целью на расстояние 100-150 метров приборы управления формируют команду «Атака», при которой взводятся взрыватели и торпеда набирает атакующую скорость до 41 узла. По достижении цели происходит ее подрыв. Если по каким-либо причинам торпеда не поразила цель, самонаводящаяся система уходит в повторный поиск.



Использование УМГТ-1
Универсальная торпеда, использующая ССН «Водопад», в ходе испытаний на боевое применение на Северном флоте показала неудовлетворительные результаты. Также были отмечены случаи низкой помехоустойчивости системы самонаведения. И хотя первые испытания на помехоустойчивость, проходившие в условиях Арктики, имели место в начале 70-х годов, они были более-менее приемлемыми. В начале 80-х проблемы с ССН «Водопад» были очень актуальны для торпед УСЭТ-80, в которых использовали данную систему самонаведения и проводили испытания на помехоустойчивость на малых глубинах Северных морей. В последних модификациях проблемы устранены. На сегодня УМГТ-1 в некоторых модификациях до сих пор стоит на вооружении ВМФ России.

Основные характеристики УМГТ-1
- калибр торпеды – 400мм;
- длина 3.48 метра;
- диаметр торпеды -400мм;
- диаметр парашютной системы – 500мм;
- вес – 720 килограмм;
- вес боевой части – 60 килограмм, в тротиловом эквиваленте – 100 килограмм;
- дальность действия до 8-ми километров при включении команды «Атака»;
- скорость хода до 41 узла;
- глубина мин/макс – 15/500 метров;
- минимальная глубина моря – 100 метров.



Модификации торпеды:
- базовая торпеда УМГТ-1 «Водопад», принята на вооружение в 1981 году для РПК-6 «Водопад»;
- авиационная модификация торпеды УМГТ-1 «Орлан» или АТ-3, принята на вооружение в 1984 году;
- модификация торпеды УМГТ-1 «Ветер», принята на вооружение в 1984 году для РПК-7 «Ветер»;
- модификация торпеды УМГТ-1 «Раструб-Б», принята на вооружение в 1984 году, для УРК «Раструб-Б». Использовалась как боевая часть ракеты 85РУ;
- авиационная модификация торпеды УМГТ-1 «Дукат-2», принята на вооружение в 1985 году, стали использовать в торпеде медно-магниевый ВХИТ;
- последняя модификация торпеды «УМГТ-1М/МЭ» - модернизированная универсальная торпеда российских конструкторов.

Основные носители торпеды:
- самолеты А-40, Ил-38;
- различные противолодочные вертолеты;
- ракеты и ракетные противолодочные комплексы.


Источники информации:
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/TiVOut9597/FlMis/FlMis047.htm
http://military.tomsk.ru/blog/topic-38.html
http://www.ka27.info/weapons/umgt1.htm
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Tirpitz
    +2
    25 июля 2012 09:28
    Познавательная статья. А что то более современное есть?
    1. +2
      25 июля 2012 15:08
      Торпедное вооружение еще более грифованно чем ракетное.
      http://www.dastan.kg/table/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8
      F/
      вот интересный заводик. Киргизы хотят продать его нам за много денег. пока торгуются.
  2. НикНик
    +3
    25 июля 2012 10:05
    Есть вопрос. А если рядом две лодки на дистанции допустим менее 8 км.
    Своя и вражеская. Как торпеда их отличит? У нее что система "свой-чужой" есть?
    1. Farn
      +3
      25 июля 2012 11:19
      "Головка торпеды посылает зондирующие акустические импульсы, вернувшийся сигнал проходит анализ" Ну вот наверное посредством анализа вернувшегося сигнала и отличит.
    2. REPA1963
      -2
      25 июля 2012 22:29
      Она наверное Курск с Толедо перепутала...
    3. 0
      3 августа 2012 14:37
      Никак. Кого первую захватит головка.
    4. 0
      12 марта 2013 20:24
      на современных торпедных аппаратах имеются акустические определители типа "свой-чужой" , кроме "Шквала".
  3. xmike
    +2
    25 июля 2012 12:29
    я так думаю, что эти торпеды поразят обе лодки.....
  4. matex
    0
    25 июля 2012 12:38
    Добрый день. Вот хотел уточнить в характеристиках торпеды указанно понятие: глубина моря 100м, хотя в характеритиках указанно глубина мин/макс 15/500 м. Кто ни будь подскажите что это означает, далек от морской темы сам служил в сух.частях но стало интересно.
    1. REPA1963
      0
      25 июля 2012 22:33
      Глубина 15/500 рабочая при поражении объекта, а 100 глубина Н2О т.е.менее 100м она не работает,дно мешает.Как то так вот.
    2. 0
      12 марта 2013 19:14
      Ну здесь всё просто. Значение 15 метров, это минимальная глубина на которой торпеда гарантировано найдет цель, на малых глубинах возрастает уровень побочных помех. 500 метров это гарантированная глубина которую выдерживает корпус торпеды, без повреждения. И глубина 100 метров необходима при сбросе с воздушного транспорта, чтобы торпеда не ударилась о дно и могла перейти в горизонтальную циркуляцию. Ну , вот почти так, не впадая в подробности.
  5. 0
    25 июля 2012 14:17
    К ним еще-бы и самолеты теперь построили.
  6. СтарыйСкептик
    -1
    11 сентября 2012 17:29
    У нас даже торпеды на лево ходят. laughing
  7. BledOne2012
    0
    24 октября 2013 15:47
    И что эта мусипусичка может потопить?