Азербайджан приобретает итальянские учебно-боевые самолёты М-346 Master

51
Азербайджан приобретает итальянские учебно-боевые самолёты М-346 Master

Министерство обороны Азербайджана подписало предварительное соглашение о приобретении итальянских учебно-боевых самолетов Leonardo M-346 Master. О сроках подписания твердого контракта на самолеты пока ничего не сообщается.

Как пишет блог bmpd, в ходе визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Италию 20 февраля 2020 года министр обороны Азербайджана Закир Гасанов подписал с исполнительным директором итальянской компании Leonardo Алессандро Профумо "Декларацию по соглашению между министерством обороны Азербайджанской Республики и Leonardo S.p.A в связи с приобретением системы интеграции самолетов М-346".



Соглашение предусматривает приобретение Минобороны Азербайджана 15 самолетов М-346, другие источники сообщают о десяти самолетах, но с опционом на 15. Ранее компания Leonardo произвела демонстрацию третьего прототипа М-346 в Азербаджане.

Учебно-тренировочный самолёт M-346 проектировался российским ОАО "Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева" совместно с итальянской компанией L’Alenia Aermacchi. Из-за разногласий между партнёрами разработка модели прекратилась на завершающем этапе, и каждая из компаний получила документацию базовой версии будущего самолёта (планер). После этого обе компании выпустили собственные модели: M-346 (L’Alenia Aermacchi) и Як-130 (ОКБ им. Яковлева). Первый полёт M-346 состоялся 15 июля 2004 года, а его серийное производство началось в 2010 году. Сегодня машина используется для обучения пилотов в Италии, Сингапуре, Израиле и Польше. Длина M-346 составляет 11,5 м, размах крыльев — 9,7 м. Масса пустого самолёта составляет 4,6 т, максимальная взлётная масса — 9,5 т. Машина способна развивать скорость до 1060 км/ч и подниматься на высоту до 13,7 км. Экипаж M-346 состоит из двух человек.

Всего Leonardo к настоящему времени поставила 72 серийных самолета М-346 (22 для ВВС Италии, 12 Сингапура, 30 Израиля и восемь Польше) и имеет контракты на поставку еще восьми самолетов для Польши.
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    25 февраля 2020 11:23
    С одной стороны, яковлевцы сами себе сделали конкурента. Но, без этого совместного проекта, наверное и не выжили бы.
    Фактически, успех М-346 показывает великолепную советскую/российскую школу авиастроения, особенно что касается аэродинамики.
    1. 0
      25 февраля 2020 11:28
      Что-то подобное было когда европейцы совместно с Антоновым конструировали машину,но на последнем этапе решили сами завершить начатое и получился по-моему А-400М.А украинцев кинули.Нормальная такая схема кидалова, после того как все секреты выудили.
      1. +2
        25 февраля 2020 11:44
        Тут всё-таки "две большие разницы". Антоновцев кинули и Ан-70 остался в небытие. А жаль, на мой взгляд, очень был интересный проект и самолёт. В отличии от Ан-а, Як-130 стал основной партой ВКС России.
        Корить европейцев - не стоит. Они увидели свой шанс и просто использовали его. К сожалению, как в поговорке: "ничего личного, только бизнес".
      2. +5
        25 февраля 2020 12:33
        Я таки дико извиняюсь, а ссылку можно на
        Цитата: Sky Strike fighter
        европейцы совместно с Антоновым конструировали машину
        . Желательно европейскую ссылочку
        1. +1
          25 февраля 2020 14:03
          В феврале 1996-го для реализации программы Ан-70 и его продвижения на внешний рынок создали российско-украинский консорциум “Средний транспортный самолет” (СТС) из девяти ведущих фирм. Перспективы казались радужными — в то время активно обсуждалось предложение использовать Ан-70 как стандартный самолет для ВВС европейских стран НАТО.

          В конце концов, Европейские структуры изъявили готовность серьёзно изучить такие возможности, потребовали дополнительные данные, документы и т.д. В результате история «сотрудничества» Украины с европейскими странами по проекту этого самолета стала, пожалуй, самой блестящей из известных операцией разведок европейских стран против Украины в плане технического шпионажа. Надо сказать, что их успешной деятельности способствовал развал КГБ и отсутствие в то время должного взаимодействия в защите экономических и технических секретов между национальными контрразведывательными службами Украины (СБУ) и России (ФСБ).

          За увязку требований взялась ведущая авиастроительная фирма Германии - "Даймлер-Крайслер Аэроспейс" (ДАЗА). Однако после нескольких месяцев совместных работ ДАЗА (владевшая, кстати, пакетом в 37% акций "Эрбас индастри") отказалась участвовать в проекте. Отдельные российские эксперты отмечали, что требования к ВТС проекта Euroflag «Future Large Aircraft» (FLA, будущий А400М) последовательно менялись по ходу того, как немецкие специалисты знакомились с деталями конструкции Ан-70.
        2. +2
          25 февраля 2020 14:27
          Цитата: Pete Mitchell
          Желательно европейскую ссылочку

          Вы более склонны верить западной прессе? Так там вам ничего не расскажут, особенно если дело касается щекотливых для европейцев вопросов. Им (цивилизованным европейцам), проще промолчать, а частенько вообще нагло соврать. А по вопросу сходства А-400 и АН-70, ничего не скажу, но концепция обоих самолётов весьма схожа, к тому же АН-70, совершил первый полёт за 15 лет до А-400. Зная пост перестроечную практику, все технологии продавать по дешевке на запад (особенно на украине), то ничего удивительного. А жаль, самолёт действительно был перспективный. Достойное детище КБ Антонова, так и не воплощенное в жизнь.
          1. +4
            25 февраля 2020 15:00
            Цитата: orionvitt
            Вы более склонны верить западной прессе?
            Я к любой прессе отношусь критически. Согласен с вами в части
            Цитата: orionvitt
            концепция обоих самолётов весьма схожа, к тому же АН-70, совершил первый полёт за 15 лет до А-400...

            И по мне так коллега сформулировал все грамотно
            Цитата: Лопатов
            Они создавали эту машину на российские деньги. Совместно с Россией. И кинули именно нас. А европейцы делали свою. И когда украинцы, кинув Россию, обратились к ним, те их просто послали. Дабы не плодить конкурентов.
            В результате европейцы, до этого отстававшие, в гонке победили.
            1. +2
              25 февраля 2020 15:45
              Цитата: Pete Mitchell
              Они создавали эту машину на российские деньги. Совместно с Россией.

              Не совсем так. Как известно, авиационный двигатель создать в разы сложнее, чем самолёт. Д-27 начал проектироваться в КБ "Прогресс", ещё в Советское время, как раз под АН-70. Если Россия вложилась в планер и бортовые системы, то четыре двигателя, для второго лётного образца (который потерпел аварию в Омске) "Мотор Сич", предоставил совершенно бесплатно, то есть за свой счёт, по личному распоряжению Богуслаева., что бы хоть как то вдохнуть жизнь в проект, который изначально страдал финансовой немощью. И это в не самые лучшие для предприятия годы. Ходили слухи, что проект АН-70, загубили сознательно, что бы устранить конкурента. Так как даже в НАТО засматривались на перспективный "грузовик", тогда как А-400, был ещё на стадии проработки концепции. И вот случилось, прошло несколько лет и миру явили "чудо" уже от европейского производителя, странным образом напоминая Антоновскую машину.
              1. +5
                25 февраля 2020 20:16
                Цитата: orionvitt
                Ходили слухи, что проект АН-70, загубили сознательно, что бы устранить конкурента.

                Вполне допускаю, что eadsские буржуи не постеснялись заглянуть в проект Ан-70, тем более если была такая возможность. И уж тем более никому не стоит надеяться, на их честное сотрудничество: не допустить появление конкурента - все средства хороши. А в остальном
                Цитата: orionvitt
                концепция обоих самолётов весьма схожа
                , что и определяет их сходство, но не более.
                И конечно согласен с вами
                Цитата: orionvitt
                жаль, самолёт действительно был перспективный. Достойное детище КБ Антонова, так и не воплощенное в жизнь.
                Аминь
      3. +1
        25 февраля 2020 14:09
        Цитата: Sky Strike fighter
        Что-то подобное было когда европейцы совместно с Антоновым конструировали машину,но на последнем этапе решили сами завершить начатое и получился по-моему А-400М

        Вы что-то очень сильно путаете.
        Они создавали эту машину на российские деньги. Совместно с Россией. И кинули именно нас.

        А европейцы делали свою. И когда украинцы, кинув Россию, обратились к ним, те их просто послали. Дабы не плодить конкурентов.
        В результате европейцы, до этого отстававшие, в гонке победили.
      4. 0
        25 февраля 2020 19:50
        Когда А - 400 рисовали, Ан - 70 уже летал. Но кинули не только бандерлогов, там было много и российских комплектующих. Если бы 70 -ка пошла в серию, заработали все, но не судьба. Однак, любопытно чем Азербайджан "купили"? Не может итальянец быть дешевле Як - 130.
    2. +1
      25 февраля 2020 18:26
      Цитата: Kurare
      яковлевцы сами себе сделали конкурента

      да ладно вам))) До сотрудничества с КБ Яковлева Aermacchi выпускала свои УТС, причем неплохие - МВ-326 и МВ-339, уже тогда проданные в 14 стран мира
  2. +2
    25 февраля 2020 11:23
    а я смотрю на фотоу и думаю от чего они так похожи...
  3. -5
    25 февраля 2020 11:23
    Всего Leonardo к настоящему времени поставила 72 серийных самолета М-346 (22 для ВВС Италии, 12 Сингапура, 30 Израиля и восемь Польше) и имеет контракты на поставку еще восьми самолетов для Польши
    Получили итальяшки на халяву аэродинамику и конструкцию, пусть радуются.
    1. +15
      25 февраля 2020 11:45
      Цитата: Владимир_2У
      Получили итальяшки на халяву аэродинамику и конструкцию

      С какого перепугу "на халяву". Эта "халява", в своё время, спасла яковлевцев от самоликвидации.
      1. -5
        25 февраля 2020 11:52
        Цитата: Kurare
        С какого перепугу "на халяву"

        Ещё как на халяву:
        Доля участия Aermacchi оценивалась в $77 млн. Однако деньги итальянцы не внесли — по решению Минфина России эти средства пошли в зачет российского госдолга перед Италией. Первый полет Як-130 совершил в 1995 году... ... Уже через несколько лет выяснилось, что рассчитывать на западный рынок итало-российский Як-130 не может — там предпочитают машины, созданные в результате кооперации стран-союзников... ...ОКБ получило компенсацию от российского Минфина за потраченные собственные средства — $77 млн в рублевом эквиваленте
        Не Италия Яку заплатила, а РФ.
        1. +5
          25 февраля 2020 11:59
          Цитата: Владимир_2У
          Не Италия Яку заплатила, а РФ.

          Ну да, деньги прошли "через карманы" госчиновников и, понятное дело, далеко не всё дошло до яковлевцев. Но даже этого "хватило", что бы не загнуться.
      2. 0
        25 февраля 2020 16:41
        Цитата: Kurare
        Эта "халява", в своё время, спасла яковлевцев от самоликвидации.


        Кто-то пустил эту байку, а вы повторяете. Речь шла всего-навсего о закрытии программы создания УТС. Профинансировало создание Як-130 правительство РФ в счет госдолга перед Италией. Итальянцы не заплатили ни копейки. Так что деньги все-таки нашлись. Хотелось бы добавить, что то же время были представлены проекты создания УТС фирмами Сухого, Микояна и Мясищева. Предпочтение было отдано Яковлеву. Резонно ли?
        1. +1
          25 февраля 2020 17:46
          Цитата: VIT101
          Кто-то пустил эту байку, а вы повторяете.

          hi Давайте посмотрим на это так: у РФ перед Италией госдолг, который РФ нужно отдавать, Италия соглашается погасить его (частично), если КБ Яковлева будет совместно с Alenia Aermacchi создавать новый УТС. Не было бы этого соглашения, возможно, не было бы и КБ Яковлева. Как "бонус", УТС на тендер для ВКС РФ, спроектированный от части за итальянские деньги.

          Как ни крути, деньги - итальянские, хотя и в виде российского госдолга.
        2. 0
          25 февраля 2020 18:29
          Цитата: VIT101
          Хотелось бы добавить, что то же время были представлены проекты создания УТС фирмами Сухого, Микояна и Мясищева

          причем денег МО на них не выделило, и тем же микояновцам пришлось делать МиГ-АТ в содружестве с французами.
    2. 0
      25 февраля 2020 17:07
      Цитата: Владимир_2У
      Получили итальяшки на халяву

      Ну, на счет "халявы" можно поспорить.
  4. -6
    25 февраля 2020 11:49
    Им бы для сравнения еще с десяток наших Як130 купить hi .
  5. +4
    25 февраля 2020 11:54
    ПРОСТО сравнил ТТХ:
    Вес-на 700 кг легче.Потолок-на 1 км выше.Более маневренный.проверенные годами двигатели.современная авионика.
    Да.цена кусается.Кстати,ЯК-130 сделан целиком из алюминия( без композитов),а это высокая "ремонтопригодность".
  6. -3
    25 февраля 2020 11:57
    Дружба-дружбой, а табачок врозь. Неужели Як вышел бы дороже? Или Алиеву нужно было итальянцам уважуху показать?
  7. -1
    25 февраля 2020 12:01
    Это полный провал.
  8. +6
    25 февраля 2020 12:07
    Вообще закуп интересен сам по себе. Возили им обычный базовый тип какой-то там ревизии.




    То есть они купили фактически тот же Як - который есть сейчас. Применимый в уБС крайне ограничено, по типу эЛок. Да чуть продвинутее в теории, можно прикрутить талесовский контейнер и подружить с управляемыми бомбами. Но не факт, что это закупается.

    Они точно не купили заряженную версию FA - с РЛС, кучей управляемого вооружения из коробки и даже ПКР/КР (сразу 2 несет) которой сейчас прикручивают профиль по наземным целям. Так как - они его очень активно продвигают и им очень-очень-очень нужен стартовый заказчик. Если бы это был FA - то об этом трубили бы везде.


    Итак вопрос, а зачем по факту УТС в ВВС Азербайджана, которые еще лет 10 и самораспустятся? У них сейчас не факт, что 20 летных боевых самолетов наберется. Скорее около 15. На них есть 10-12 летных эЛок.

    Так, что скорей всего, прорабатывается закупка новых самолетов, причем масштабная (около 30-40).
    1. 0
      25 февраля 2020 18:32
      Цитата: donavi49
      а зачем по факту УТС в ВВС Азербайджана

      всего скорее, они закупят (если сделка состоится) УБС. Тем самым убив двух зайцев - и учебный самолет есть, и как бы легкий штурмовик и полуистребитель.
  9. 0
    25 февраля 2020 12:23
    "...подписало предварительное соглашение ...". О сроках подписания твердого контракта на самолеты пока ничего не сообщается.
    Это просто жест вежливости во время визита Алиева. Таких "протоколов о намерениях" подписывается не одна сотня, но до реализации доходят в лучшем случае несколько штук. , дискуссию закрываем и расходимся!
  10. -5
    25 февраля 2020 12:25
    Азербайджан приобретает итальянские учебно-боевые самолёты М-346 Master

    Те же Як-130, только много дороже! fellow
    Ну пусть их, у них денег много от продажи нефти, да и лизнуть ЕС нужно им, не могут жить не прогнувшись и не подставившись. lol
    1. +2
      25 февраля 2020 13:45
      Не несите чушь. am
  11. -5
    25 февраля 2020 12:33
    А почему не ЯК? Был вообще тендер или "на безальтернативной" основе? Вроде по авиации Азербайджан остаётся Российским клиентом.
    1. +2
      25 февраля 2020 13:16
      Это Армения. Азербайджан пока имеет советский парк, купленный еще в 90-х на вторичке. Собственно после завершения контракта М346 будет летных едва ли не больше, чем всех живых боевых самолетов Азербайджана вместе взятых.
      1. 0
        25 февраля 2020 14:21
        Это Армения. Азербайджан пока имеет советский парк, купленный еще в 90-х на вторичке. Собственно после завершения контракта М346 будет летных едва ли не больше, чем всех живых боевых самолетов Азербайджана вместе взятых.

        У Армении до начала поставок вообще ничего не было. Да и Су-30 поставляются не в таких больших масштабах. Там большее влияние на расклад сил, как я думаю, оказали бы поставки современных вертолетов.
  12. DPN
    -4
    25 февраля 2020 13:09
    И всё это против вчерашней родни.(республик)
    1. +7
      25 февраля 2020 13:30
      Как больше подарков(ой,в кредит) армянам,в виде СУ-30 и дале по списку.Азербайджан несколько лет просил,чтоб РФ продал самолеты для ВВС Азербайджана,замечу,за живые деньги.Получили отказ.Теперь идет подготовка к закупке самолетов от других производителей.М-346 Master для этого и покупается,чтоб обучить пилотов по тем стандартам.Это отголоски отказа,которого устроили с подачи лоббистов Армении в РФ.
      1. -2
        25 февраля 2020 14:17
        Как больше подарков(ой,в кредит) армянам,в виде СУ-30 и дале по списку.Азербайджан несколько лет просил,чтоб РФ продал самолеты для ВВС Азербайджана,замечу,за живые деньги.Получили отказ.Теперь идет подготовка к закупке самолетов от других производителей.М-346 Master для этого и покупается,чтоб обучить пилотов по тем стандартам.Это отголоски отказа,которого устроили с подачи лоббистов Армении в РФ.

        Это вопрос политики. Вы путаете РФ и США - никаких лоббистов, способных влиять на курс внешней политики, в России нет.

        А поставка вооружения - это политика. Честно говоря, не понимаю, почему Баку не обратится у Пакистану (читай - Китаю) о поставках JF-17. Да, машинка не самая современная, но для обновления авиапарка хватит. По политическим мотивам поставки современных самолетов ото всех производителей де-факто закрыты. Так что выбор небольшой. А Пакистан с Китаем не заморачиваются на темы политики, продают всем, кто платит, даже самым людоедским режимам.
        1. 0
          25 февраля 2020 20:08
          "никаких лоббистов, способных влиять на курс внешней политики, в России нет." Скрытый лоббизм,внедрившийся в гос органы,надевшие на себя кокон....,рисуют линию гос политики.Ими определяющий влияние на курс внешней политики сильнее,чем в США,у которых боле открытый лоббизм,где лоббисты в конкуренции с другими группами лоббистов влияют на политику.Потому вам кажется,что в США лоббизм.Когда вы говорите -внешняя политика,видите кокон,а кто сотворил, внутри...
          1. -1
            25 февраля 2020 22:26
            Это что за зверь такой - скрытый лоббизм? Вы вообще представляете, на каком уровне принимаются решения о поставках либо запрете поставок подобного вооружения? И кто у нас в стране формирует внешнюю политику? Если не в курсе, то я отвечу - это президент. Вы полагаете, что Путину можно что-то там налоббировать?
            1. 0
              25 февраля 2020 22:38
              Не поверите,да.Там команда,а под командой еще у каждого советники.Горбачев развалил страну не за того,что он так сильно хотел,а из за команды,которая с виду для страны определяя курс-политику,но на самом деле работала для той идеи,спрятанная в кокон.
              1. 0
                26 февраля 2020 11:00
                Цитата: Oquzyurd
                Не поверите,да.Там команда,а под командой еще у каждого советники.Горбачев развалил страну не за того,что он так сильно хотел,а из за команды,которая с виду для страны определяя курс-политику,но на самом деле работала для той идеи,спрятанная в кокон.

                Т.е. вы полагаете, что Путина может кто-то в чем-то переубедить?))
            2. -1
              26 февраля 2020 02:10
              Не знаю, вашего имени, но читаю ваши комментарии. Пакистан уже много лет обещает Азербайджану поставить JF-17, да вот незадача, двигатели к ним делают китайцы. А поставка в Азербайджан в ближайшие китайские планы не входит. Что касается РФ, отказ в поставке боевых самолётов в Азербайджан, прекрасно иллюстрирует действительный уровень партнёрства между странами. Когда твой партнёр исподтишка соперничает с тобой в разных отраслях, вряд ли ему стоит продавать боевые самолёты.
              1. 0
                26 февраля 2020 11:02
                Цитата: genisis
                Не знаю, вашего имени, но читаю ваши комментарии. Пакистан уже много лет обещает Азербайджану поставить JF-17, да вот незадача, двигатели к ним делают китайцы. А поставка в Азербайджан в ближайшие китайские планы не входит. Что касается РФ, отказ в поставке боевых самолётов в Азербайджан, прекрасно иллюстрирует действительный уровень партнёрства между странами. Когда твой партнёр исподтишка соперничает с тобой в разных отраслях, вряд ли ему стоит продавать боевые самолёты.

                А что за история с Китаем? Мне казалось, что китайцы всем подряд готовы продавать. Если у них такая ответственная позиция по авиатехнике, то это можно только приветствовать. Хотя, возможно, это связано с тем, что Россия не поставляет, а Китай не захочет даже из-за 2-3 млрд. ссориться на ровном месте с Россией. Для Китая это мелочи.
                1. +1
                  26 февраля 2020 11:43
                  Объяснение китайских действий значительно проще. Не успевают делать двигатели для своих нужд и нужд Пакистана. Поэтому заказ Азербайджана уже столько лет не может быть реализован. Хотя Китай имеет весомые разногласия с тюрками относительно уйгуров. Но, повторюсь, самолёты не могут быть пока поставлены из-за отсутствия мощностей для производства двигателей в достаточном количестве.
                  1. 0
                    26 февраля 2020 21:43
                    Ясно.
                    Они движки самолетов 4 поколения (максимум) не могут в необходимом количестве выпускать, а уже говорят, что под Су-57 плохие движки)))
  13. +4
    25 февраля 2020 14:00
    Доброго дня Всем.
    1. Данный самолет уже стоит на вооружении ВВС Азербайджана - 10 единиц.
    2. На постсоветском пространстве только Россия производит боевую авиацию следовательно закупать мы можем только у вас. А так как видно есть проблемы с Россией - мы вынуждены закупать у других стран.
    3. Как носитель управляемого оружия - очень даже подходит.
  14. -2
    25 февраля 2020 14:04
    Это явно ответ на поставки Су-30 в Армению. Вероятно, будут увеличивать количество самолетов, для того и нужны новые УБ-версии. А что они сейчас эксплуатируют?
  15. -1
    25 февраля 2020 15:17
    Цитата: kotdavin4i
    Доброго дня Всем.
    1. Данный самолет уже стоит на вооружении ВВС Азербайджана - 10 единиц.
    2. На постсоветском пространстве только Россия производит боевую авиацию следовательно закупать мы можем только у вас. А так как видно есть проблемы с Россией - мы вынуждены закупать у других стран.
    3. Как носитель управляемого оружия - очень даже подходит.

    Совершенно верно, только подоплёка не та. Поставь Россия самолёты в Азербайджан по полной программе- это резкий дисбаланс сил. Соответственно при неизбежном конфликте политические потери превысит экономические. Вот и нет поставок.
    Покупка УТС прелюдия перед покупкой какой-то новой или подержанной платформы из Европы или Азии. А какой УТС не так важно как возможность контактов с Евросоюзом, что Азербайджан и делает. Нормальная политика баллансирования маленьких государств между молотом и наковальней.
  16. Комментарий был удален.
  17. 0
    25 февраля 2020 15:54
    А что они дешевле Як-130?
  18. 0
    25 февраля 2020 17:16
    Цитата: iouris
    Это полный провал.

    Даже все не упомню-в каких договорах Россия и Азербайджан находятся,наверно с десяток.Ого-го такой союзник!А как самолеты покупать,так в Италии.Его близнец в России производится. hi
  19. 0
    25 февраля 2020 17:35
    Может быть ещё и так, что наши больше приобрели от этой ситуации: у итало-французов (и немцы участвовали) ещё с 80-х годов были очень похожие, и надо сказать отличные УБС "Альфа-Джет". А у нас лишь чешские "Альбатросы"... Школы своих полноценных лёгких УБС-штурмовиков, как таковой не было. Поэтому, скорее всего несостоявшийся контракт был разрушен по политическим причинам (Италия всё-таки активный член НАТО с серьёзным ВПК).
  20. 0
    25 февраля 2020 18:24
    Учебно-тренировочный самолёт M-346 проектировался российским ОАО "Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева" совместно с итальянской компанией L’Alenia Aermacchi.
    надо же так соврать! Совместно с итальянцами проектировался Як/АЕМ-130, фактически, итальянцы спонсировали проект (но также и привнесли свои идеи по концепции самолета, именно с их подачи делали учебно-боевой ЛА).
    Но потом да, пути фирм разошлись - яковлевцы доделывали свой УТС, а Aermacchi на базе планера Як-130 создала свой самолет, получивший обозначение M-346 - самолет, конструктивно во многом схожий с Як-130, но полностью изготовленный из западных материалов, оснащенный западными движками, системами, авионикой и вооружением.