Бельгия вступила в спор с Lockheed Martin: Брюссель хочет компенсацию по истребителям F-35

23

Переговоры по F-35 между производителем – компанией Lockheed Martin и Бельгией затягиваются и становятся все более сложными. Брюссель рассчитывает получить компенсацию по соглашению.

В 2018 году Бельгия заключила с США контракт на поставку 34 самолетов пятого поколения F-35 для нужд своих Военно-воздушных сил. В Брюсселе планировали заменить ими 54 истребителя F-16, которые находились на вооружении ВВС Бельгии с 1980-х годов. Стоимость контракта составила 3,8 млрд долларов.



Но у бельгийской стороны было одно очень важное условие – Брюссель потребовал участия своей промышленности в программе производства новейшего самолета. Позиция Брюсселя в данном вопросе понятна – загрузить свои индустриальные мощности, решить проблему рабочих мест и добиться возврата вложенных в приобретение самолетов средств. Между тем, эксперты уже установили, что в лучшем случае промышленные предприятия на юге страны, в Валлонии, смогут рассчитывать лишь на 700 млн евро промышленного дохода в течение срока действия контракта.

Эта сумма относится к наиболее оптимистичным сценариям и касается как участия в изготовлении элементов F-35, так и технического обслуживания самолета в течение не менее пятнадцати лет,

- пишет бельгийский источник.

Компания Lockheed Martin, в свою очередь, не обещает компенсировать инвестиции, что позволило многим бельгийским средствам массовой информации заговорить о чрезмерной наивности Брюсселя при покупке F-35. Тем более, что можно сравнить позицию Lockheed Martin с его конкурентом Dassault Aviation, предлагавшей Бельгии приобрести Rafale. В отличие от американской компании, французы обещали бельгийцам стопроцентную гарантию возврата 3,8 млрд долларов в процессе действия контракта. Получается, что условия приобретения Rafale были более выгодными.

Возможно, высокопоставленные бельгийские чиновники уже «кусают локти», отчаявшись договориться с американскими партнерами. Правительство Бельгии, которое ссылалось на «интересы безопасности», в итоге оказалось в крайне невыгодном положении: у Lockheed мало обязательств перед ним, а у бельгийского руководства еще меньше возможностей надавить на американскую компанию.

В чем международный эффект спора между Бельгией и Lockheed Martin? Прежде всего, в том, что позиция американской компании показывает: перед тем, как заключать соглашение о приобретении F-35, необходимо очень хорошо подумать. Американцы, всегда руководствовавшиеся «правом сильного», будут преследовать исключительно собственную выгоду, которая может войти в противоречие с изначальными намерениями и расчетами покупателя.

С покупателями, кстати, дела тоже не так хороши, как хотелось бы американцам. Во-первых, самолет F-35 весьма дорогой и приобрести его могут лишь богатые, платежеспособные страны. Соответственно, исключаются восточноевропейские государства, которых сейчас активно «подкармливает» Вашингтон.

Во-вторых, уже известно о многочисленных недостатках самолета. Даже те самолеты, договор о приобретении которых был заключен с Бельгией, были признаны негодными самими же американскими экспертами.

В-третьих, у проекта есть конкуренты. Самые платежеспособные страны Европы – Франция, Германия, Великобритания – предпочитают развивать собственные проекты истребителей пятого поколения. Даже Великобритания, которая прежде очень рассчитывала на F-35, теперь реализует программу Tempest.

Кроме европейских стран приобрести американские истребители пятого поколения могли бы монархии Персидского залива. Денег у них достаточно. Но продажа новейших истребителей арабским королевствам и эмиратам – «ночной кошмар» соседнего Израиля, интересы которого лоббирует и внушительная часть американской политической и экономической элиты. Так что судьба дальнейших международных контрактов по F-35 весьма туманна.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    5 марта 2020 13:19
    Самолёт самолётом ... а денежки то врозь!
    Капиталисты однако, а как жеж молекулы свободы или что там ещё ... крылья дермократии!
    1. +5
      5 марта 2020 14:13
      Цитата: rocket757
      ... а денежки то врозь

      Капитализм однако - контракты надо читать, прежде чем подписывать. Валлонцы - вас поимели: в соответствии с контрактом
      1. +2
        5 марта 2020 14:26
        Янки состряпали "хорошую сделку"!
        Старая гейропа совсем мышей разучилась ловить!
      2. +1
        5 марта 2020 19:52
        Думаю, что читали внимательно, но какой-то момент читателю "отвели глаза", не один ведь читал, наверное целый юротдел. Или "Локхид" решил "тупо кидануть лохов".
        1. +3
          5 марта 2020 20:32
          Цитата: rocket757
          Янки состряпали "хорошую сделку"

          , все для себя любимых.
          Цитата: ТермиНахТер
          "Локхид" решил "тупо кидануть лохов".

          Искренне сомневаюсь, что это разумно со стороны lockheedа: земля то она круглая. Звериный оскал капитализма однако...
          1. 0
            5 марта 2020 21:50
            По моему, в последнее время, матрасники уже ни с кем не церемонятся. Все рассматриваются в качестве холоп, различаются только сортам. Бельгия где - то 2 - ой сорт.
            1. +1
              6 марта 2020 00:03
              Брюссель хочет компенсацию по истребителям F-35

              Надо поддержать Брюссель в пику Вашингтону, и прислать им в подмогу "самых лучших и высокоэффективных менеджеров и юристов" Газппрома. Те как обычно любой суд выиграют yes laughing
  2. 0
    5 марта 2020 13:21
    Ага!
    Американцы раскошелятся.
    Как же.
    Хрен вам, а не медаль!
  3. +1
    5 марта 2020 13:28
    Кому я должен,тем ...прощаю.
  4. 0
    5 марта 2020 13:33
    Цитата: Victor_B
    Ага!
    Американцы раскошелятся.
    Как же.
    Хрен вам, а не медаль!

    Вот такие они "партнеры" - что мое , то мое и ваше тоже мое! laughing
  5. +2
    5 марта 2020 13:58
    С Америки??? Получить??? Это шутка юмора такая, да???????
  6. +1
    5 марта 2020 14:17
    Размер откатов – это всегда важная И самая спорная часть любого соглашения с госструктурами
  7. +1
    5 марта 2020 14:41
    Ждите" пингвинопоклонников" , которые будут оперировать цифрами в своих интересах! За основу возьмут то, что ф35 сделано 500 штук. Правда, неважно что для воздушного боя с почти равным соперником это авиауродство непригодно, а для равносильного противника ф35 станет просто мишенью!
  8. -2
    5 марта 2020 14:52
    Даже те самолеты, договор о приобретении которых был заключен с Бельгией, были признаны негодными самими же американскими экспертами.


    Что за "эксперты" ?
    Так что судьба дальнейших международных контрактов по F-35 весьма туманна.


    Никакого тумана - в любой авиации нужен ударный фронтовой самолёт. А не только чистый истребитель. Причём обычно в соотношении больше , чем 1:1 . Других современных на рынках нет и скоро не появится. Завалят весь мир ими. Те, кто не сможет купить новый в дальнейшем будут покупать их Б /У варианты.
    У Европы не хватит денег на разработку своего, китайцы не успели, мы проспали ( пока делили перевернувшийся КАМАЗ с пряниками )
    Отличный самолёт, рабочая лошадь, как ни прискорбно это признавать.
    1. Комментарий был удален.
    2. -1
      5 марта 2020 16:48
      Сам летал или сказки читал? А может и не лошадь вовсе, а обычный ишак. fool
      1. -1
        5 марта 2020 18:00
        Сам летал или сказки читал?

        На этом не довелось... А вот на миниатюрные гидростанции на каждую рулевую поверхность хотел бы посмотреть. Ещё на то, как организована имитация обратимой схемы управления, на алгоритм поворота провалами ЭПР на наземные РЛС, на ... да много чего там интересного.
        Впрочем , перейдём на Ваш язык - на нашей конюшне даже ишака нет, а коняг наших живодёру пора отправлять , беззубые они от старости стали.
        1. -1
          5 марта 2020 18:10
          Угу, пожуем, увидим, чей чёрт страшнее.
          Только один вопрос, в каком подвале вы все такие умные прячетесь и ни хрена не делаете или только можете на различных сайтах крокодиловы слезы проливать. То у нас не так и это не эдак, задолбали критиканы.
          1. 0
            5 марта 2020 18:19
            Только один вопрос, в каком подвале вы все такие умные прячетесь

            Почему прячемся ? Списаны за ненадобностью , дожёвываем оставшимися зубами свою пайку и глядим . Отлично понимая, что было и что есть.
            Только вот одно удивляет - при СССР была объективная оценка противника. Надеюсь, что шапки для закидывания противника выдали только интернет-бойцам вроде Вас.
            1. -1
              5 марта 2020 18:24
              Не переживайте вы так, вам тоже выдадут, по две в каждую руку.
  9. 0
    5 марта 2020 15:44
    Интересно, откуда информация про "ночной кошмар Израиля"?

    Евреи - лучшие летчики, чем арабы, это факт известный. Потому что там "наполовину бывший наш народ". Так что на F-35 или нет, но арабы все равно хуже как летчики.

    При желании арабские страны могут купить любые другие самолеты, в т.ч. и профинансировав соответствующие европейские программы или дождавшись продажи наших или китайских самолетов 5-го поколения. Которые не будут уступать F-35. Другой вопрос - нежелание сталкивать в реальном бою свои же самолеты со стороны американцев. В это я больше верю.
  10. 0
    5 марта 2020 16:45
    Разгонит по моему Трамп эту шарашкину контору НАТО и начнет доить всех по полной. Хотите технику, оплатите сполна.
  11. 0
    5 марта 2020 23:22
    "Люди гибнут за металл..." Любое решение гаагского суда будет "стоить" десятки миллиардов - жизнь такая.
  12. +6
    6 марта 2020 00:23
    Даже те самолеты, договор о приобретении которых был заключен с Бельгией, были признаны негодными самими же американскими экспертами.

    Они там что металлолом по цене золота покупают?