Спрятаться и найти. Некоторые особенности истребителей F-22A и Су-57

72

F-22A на аэродроме. Фото US Air Force

К современным и перспективным истребителям 5 поколения предъявляется ряд важных требований. В частности, они затрагивают вопросы малозаметности и систем обнаружения. Современный истребитель должен заметить и атаковать противника задолго до того, как засекут его самого. В этом контексте можно рассмотреть передовые истребители ведущих стран – американский F-22A и российский Су-57.

Американское превосходство


В рекламных материалах к проекту Lockheed Martin F-22A постоянно упоминаются многочисленные преимущества этого самолета перед другой авиационной техникой, за счет которых обеспечивается полное превосходство. Рассмотрим, какие аргументы стоят за такой рекламой.



Современная идеология развития тактической авиации США предусматривает максимальное сокращение заметности самолета за счет применения т.н. стелс-технологий. F-22A имеет особые обводы и конструкцию планера, специальные сопла и т.д. За счет этого, как утверждается, удалось резко сократить эффективную площадь рассеяния и тепловое излучение – понизив заметность для радиолокационных и инфракрасных средств обнаружения.


Су-57 идет на взлет. Фото ОАК / uacrussia.ru

Точные значения ЭПР и других параметров, по очевидным причинам, не публикуются, но существуют разные оценки. Среди российских исследователей пользуется популярностью версия об ЭПР на уровне 0,3 кв.м. В зарубежных источниках, основанных на материалах «Локхид-Мартин», указывается, что на некоторых ракурсах ЭПР падает до 1-2 кв.см. Следует помнить, что фактическое значение такого параметра может зависеть от ряда факторов. Кроме того, в определенных ситуациях самолет может дооснащаться отражателями, маскирующими его реальные характеристики.

Приняты меры по сокращению теплового излучения. Прежде всего, это особые плоские сопла двигателей, уменьшающие температуру выходящих газов. При скоростном полете происходит нагрев передних кромок планера. На этот случай предусматривается специальная система охлаждения. Точные параметры инфракрасного излучения неизвестны, но в ряде источников утверждается, что самолет максимально защищен от ракет с ИКГСН.


Планер F-22A имеет характерные формы; то же касается сопловой части двигателей. Фото Wikimedia Commons

Основным средством обнаружения на самолете F-22A является бортовая РЛС Northrop Grumman / Raytheon AN/APG-77. Станция с АФАР имеет инструментальную дальность более 520 км. Дистанция обнаружения зависит от параметров конкретной цели. Крупные цели с большой ЭПР засекаются на дальности 400 км. При ЭПР 1 кв.м дальность падает до 220-240 км, при 0,1 кв.м – 110-120 км. Станция сопровождает 100 целей и обеспечивает обстрел 20.

БРЛС дополняется системой предупреждения об облучении (СПО) ALR-94, способной ловить сигналы локаторов на дальностях более 400-450 км.


АФАР из состава РЛС AN/APG-77. Фото Wikimedia Commons

Любопытно, что БРЛС AN/APG-77 тоже вносит вклад в малозаметность самолета. Она имеет режим работы LPI (Low Probability of Intercept) с особой конфигурацией излучаемых сигналов. Утверждается, что СПО самолета противника не может правильно опознать такое излучение и предупредить летчика об угрозе.

Российские преимущества


Известно, что в российском проекте Су-57 активно использовались различные решения по снижению заметности во всех основных диапазонах. При этом результаты таких мер, как и в случае с F-22A, засекречены. Даже основные характеристики такого рода не оглашались, из-за чего пока приходится иметь дело исключительно с оценками разной степени правдоподобности.

За счет конструкции и форм планера ЭПР российского самолета, по разным данным, составляет от 0,1 до 1 кв.м. Ранее в зарубежных публикациях упоминалась ЭПР до 2-3 кв.м, что не выглядит правдоподобным. По всей видимости, вопросы малозаметности самолета решены таким образом, что наименьшая ЭПР имеется при облучении из передней полусферы, т.е. при сближении с противником.


Двигатель Pratt & Whitney F119, видно характерное сопло, сокращающее температуру газов. Фото Wikimedia Commons

В отличие от F-22A, российский Су-57 имеет сопла двигателей круглого сечения с полноценным управляемым вектором тяги. Предполагается, что это не позволяет сократить тепловое излучение, однако точные сведения на этот счет отсутствуют. Имеются сведения о мерах по снижению температуры реактивных газов и, как следствие, о понижении заметности для ИКГСН.

Су-57 комплектуется БРЛС Н036 «Белка» с несколькими АФАР, размещенными в разных частях планера. Использованы «традиционная» носовая антенна, а также устройства в передней кромке и законцовках крыла, работающие в разных диапазонах. За счет этого обеспечивается круговой обзор на дальностях до сотен километров, позволяющий своевременно замечать воздушные цели.

По известным данным, «Белка» засекает объекты с ЭПР порядка 3 кв.м на дальностях 400 км. Для ЭПР=1 кв.м этот параметр сокращается до 300 км. С дистанции 165 км производится обнаружение цели с ЭПР 0,1 кв.м. Прочие параметры БРЛС неизвестны.


Носовая АФАР из состава российской БРЛС Н036. Фото Wikimedia Commons

В отличие от F-22A, Су-57 имеет оптико-локационную станцию. Изделие ОЛС-50М способно находить цели по их тепловому излучению на дистанциях в десятки километров. При этом самолет не демаскирует себя излучением своей РЛС. Оптико-локационная станция включена в прицельно-навигационный комплекс и может выдавать данные для стрельбы.

Спрятаться и найти


Доступные данные о характеристиках техники и ее агрегатов позволяют предположить, что американский истребитель F-22A в идеальных условиях способен заметить радиосигналы российского Су-57 на дистанциях более 400 км. Однако обнаружение и сопровождение бортовой РЛС AN/APG-77 возможно только на меньших расстояниях – порядка 110-120 км при встречных курсах. При этом F-22A уже сможет выполнять пуск ракет большой дальности.

В схожих условиях потенциал Су-57 оказывается, как минимум, не ниже. Точные параметры его систем радиотехнической разведки неясны, но можно предполагать возможность выявления чужих сигналов на дистанциях в сотни километров. Далее вопрос дистанций зависит от реальных характеристик техники вероятного противника.


Антенное устройство для монтажа в предкрылке. Фото Wikimedia Commons

Если оценки российских специалистов верны, и ЭПР истребителя F-22A действительно может достигать 0,3 кв.м, то РЛС Н036 заметит его с расстояния не менее 160-200 км. Однако нельзя полностью исключать возможность сокращения ЭПР до 1-2 кв.см в некоторых условиях. В таком случае дальность обнаружения и сопровождения может резко сократиться. Следует учесть тот факт, что в составе «Белки» имеется несколько модулей разных диапазонов, дополняющих друг друга. Вполне возможны ситуации, когда одна АФАР сможет заметить цель раньше другой и обеспечить максимально возможную дальность обнаружения.

В определенных ситуациях Су-57 может иметь преимущество перед F-22A, обусловленное наличием ОЛС. Впрочем, подобная система по дальности действия не превосходит основную РЛС и потому является, скорее, дополнительным средством обнаружения.

Кто кого?


Как видим, ведущие страны использовали в своих передовых проектах все основные идеи и решения, связанные с вопросами заметности и обнаружения. Предполагается, что за счет этого Су-57 и F-22A смогут оставаться незамеченными максимально долго, но своевременно засекать противника и первыми выполнять ракетную атаку.


Оптико-локационная станция для Су-57. Фото Vitalykuzmin.net

Доступные данные показывают, что оба самолета имеют те или иные преимущества друг перед другом, способные в любой момент повлиять на исход боя. Однако результаты сражения определяются не только вопросами малозаметности и системами обнаружения. Важными или даже решающими факторами могут стать характеристики вооружений, системы связи и управления войсками, уровень подготовки пилотов и т.д.

Впрочем, наличие таких факторов не умаляет значение собственных характеристик самолета. И в этом отношении, как видим, Су-57 и F-22A представляют собой передовые разработки с высокими параметрами и широкими возможностями.
72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    6 марта 2020 05:57
    Доступные данные показывают, что оба самолета имеют те или иные преимущества друг перед другом, способные в любой момент повлиять на исход боя.

    Добавлю. Разница между ними в том что Ф-22 эксплуатируется с 2005 года. А Су-57 к великому сожалению пока только в проектах постановки на вооружение. И то растянуто на 10 лет поставки 76 ед.
    1. +4
      6 марта 2020 08:07
      ...и дополню, АФАР стоит уже серийно и на Ф-16 и на Ф15. В большом количестве, и не забудем про Ф-35. И их количесство.
      1. +4
        8 марта 2020 04:12
        Американская фирма Локхид-Мартин сознательно, в рекламных целях, даёт минимально возможную, пиковую, в идеальных условиях с определённого направления, ЭОП(эффективную отражающую поверхность) F-22 равную 0,0001 кв. метра(ЭОП шершня) в передней полусфере, что является некорректным параметром ЭОП, для расчётов берётся среднее значение ЭОП, в данном случае в передней полусфере. Также ими озвучена ЭОП F-35 равная 0,005 кв. метра(ЭОП вороны) что является некорректным параметром ЭОП, для расчётов берётся среднее значение ЭОП, в данном случае в передней полусфере. Согласно данным специалистов России, среднее значение ЭОП F-22 равно 0,3-0,5 кв. метра. Учитывая, что ЭОП F-35 больше ЭОП -22 и малозаметность хуже, выбираем для расчёта ЭОП=0,3 кв. метра. А ЭОП=0,5 кв.метра выбираем для расчёта Су-57 и ЭОП=1,5 кв. метра для Су-35С.
        1. БРЛС Н035 "Ирбис" c ПФАР Су-35С обнаруживает цели с ЭОП=3 кв.метра на расстоянии Д=400 км, а F-22(F-35) на расстоянии Д=224,937 км.
        2. БРЛС Н036 "Белка" с АФАР Су-57 обнаруживает цель с ЭОП=1 кв.метр на расстоянии Д=400 км, а F-22(F-35) на расстоянии Д=296,033 км.
        3. БРЛС AN/APG-77 c АФАР F-22( AN/APG-81 с АФАР F-35) обнаруживает цель c ЭОП=1,2 кв. метра на расстоянии Д=241 км, а Су-57 на расстоянии Д=193,626 км.
        4. БРЛС AN/APG-77 c АФАР F-22( AN/APG-81 с АФАР F-35) обнаруживает цель с ЭОП=1,2 кв.м метра на расстоянии Д=241 км, а Су-35С на расстоянии Д=254,827 км.
        Примечание: в некоторой технической литературе для БРЛС США даётся дальность обнаружения целей с ЭОП=3 кв. метра Д=300 км в передней полусфере, что при пересчёте даёт, обнаружение целей с ЭОП=1 кв.м на дальности Д=227,951 км, Су-35С на дальности Д=252,269 кмСу-57 на расстоянии Д=191,683 км.
        Российская БРЛС Н036 "Белка" превосходит БРЛС США по дальности обнаружения, что даёт российскому Су-57 раньше обнаружить истребители США и гарантировано уничтожить их ракетой воздух-воздух Р-37М до рубежа применения ими дальнобойной ракеты AIM-120, равном 180 км.
        Все расчёты приведены для свободного пространства.
        Российские БРЛС не уступают в помехозащищённости американским БРЛС, если не превосходят.
        Эти расчёты приблизительны по открытым данным в Интернете!
        1. +1
          8 марта 2020 04:26
          В Википедии написаны глупости по поводу дальности обнаружения Д=500 км БРЛС США и насчёт режима LP - дальности обнаружения в режиме LP.
          1. +3
            8 марта 2020 04:35
            Режим LPI по дистанциям обнаружения не имеет ничего общего с максимальными или рабочими дистанциями обнаружения БРЛС. т.к определяется другими параметрами (обработкой шумоподобных сигналов).
            Максимальная дистанция в теории до 55 км, в реале менее 50 км. при полном отсутствии постановки помех со стороны противника, т.к данный режим очень чувствителен к шумовой составляющей.
            Данная дистанция находится на границы дистанции обнаружения самолета, работающего в LPI, средствами оптико-электронного поиска цели. У истребителей последнего поколения она приближается к 60-70 км. по малозаметным целям в ик-диапазоне.
            Данный режим удобен, что бы подкрасться к не самому новому самолету противника, оставаясь незаметным. При встрече с самолетом у которого современный ОЭК обнаружения, а так же при работе систем РЭБ все его преимущество сводится к нулю.
    2. 0
      6 марта 2020 08:11
      Добавлю, что доступные данные взяты из рекламных буклетов и каждый Кулик свое болото уж так нахваливает!)
      1. 0
        30 марта 2020 13:12
        Ага, т-34, крут,...
      2. -3
        27 сентября 2020 18:14
        Цитата: Вождь краснокожих (Назарий)
        Добавлю, что доступные данные взяты из рекламных буклетов и каждый Кулик свое болото уж так нахваливает!)

        Вождь краснокожих (Назарий). В Интернете секретных данных не бывает, а только из открытых источников - это для тех, кто в танке...
    3. +2
      6 марта 2020 10:57
      В этой же логической парадигме, также можно добавить, что численность Ф22А будет ежегодно снижаться, а Су-57, ежегодно, повышаться.
      И ещё можно добавить, что Ф-22А больше не делают и не могут, а Су-57 - свеженький, его делают и, в дальнейшем, он будет только улучшаться.
      1. +2
        7 марта 2020 10:02
        Охо-хоюшки! Какой же эмоциональный батхерт wassat испытывают минусаторы от банальной hi логики и правды!
        Ну ведь действительно Ф22 не производятся и не будут производится. request
        Ну ведь действительно их численность постоянно сокращается - уже минус 30 машин от построенных серийных. request
        Ну ведь действительно Су57 новее, совершеннее и будет строиться ещё многие годы... laughing
        Ужасная правда. hi
      2. -2
        7 марта 2020 13:18
        Если численность Ф-22 будет снижаться такими же темпами, как численность
        Су-57 повышаться, то их численность сравняется через 50 лет.
        1. 0
          7 марта 2020 22:22
          Цитата: voyaka uh
          Если численность Ф-22 будет снижаться такими же темпами, как численность
          Су-57 повышаться, то их численность сравняется через 50 лет.

          Не. Судя по темпам канибализации и невозможности замены - лет через 10 сравняется. У РФ будут новенькие самолёты с полным пакетом сервиса, а у амеров - полуживой хлам в котором никто не шарит ибо все кто собирал давно на пенсии.
          1. -3
            7 марта 2020 23:01
            Сколько лет не выпускают новые Б-52?
            И сколько их в строю?
            Особого каннибализма не наблюдаются.

            Есть 5 полных эскадрилий Ф-22 по 24 самолета.
            Расформировали шестую эскадрилию.
            ----
            Все ждут новенький Су-57 "борт номер 2". С полным пакетом сервиса.
            1. 0
              9 марта 2020 10:05
              Цитата: voyaka uh
              Сколько лет не выпускают новые Б-52?
              И сколько их в строю?
              Особого каннибализма не наблюдаются.


              Из 744 построенных 70 в строю. Якобы. Сколько летает и сколько можно поднять при мобилизации - неизвестно.
              После постройки серии, Боинг не разобрала оборудование. Не разогнала техперсонал. Не перепрофилировала оставшихся. А новые эффективные менеджеры Локхид-Мартина именно так и сделали. Учитывая, что средний возраст техперсонала на сборке и отладке самолётов под полтинник и более - все эти люди уже старенькие и на пенсии. Компетенции утеряны.
              После постройки серийных Б-52, Боинг и смежники продолжили массовый выпуск всей номенклатуры комплектующих. В случае с Ф22 этого, также, нет.
              Сам статус стратегического бомбардировщика, те планы которые строило ВВС и Правительство США в опоре на его наличие - это категорически определяло его Статус важнейшей составляющей авиамощи. Как прямое следствие - внимание уделяемое Б52 всегда было первостатейным.
              В отличие от. Ф22 был признан не тем самолётом, который хотелось иметь правительству США. Вот и ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ причина. Авиастроительные компании и производители комплектующих не заинтересованы в содержании мощностей и дорогостоящего техперсонала для самолёта, который не имеет перспективы и оборудование которого не унифицировано с другими серийными самолётами. Поэтому: оборудование на склады, техперсонал нафиг с площадки.
              Всё это правда. Всё это истина. А ваши хихикания просто эмоциональные выплески.

              Есть 5 полных эскадрилий Ф-22 по 24 самолета.
              Расформировали шестую эскадрилию.

              Вот это и есть истинный показатель - количество Ф-22 неуклонно сокращается; и многие из формально строевых самолётов каннибализируются.

              Все ждут новенький Су-57

              Если не сработает ваша агентура влияния во властных структурах РФ, то Су-57 завтра выйдет на серию. И будет перспективным истребителем №1 в мире.
          2. -3
            8 марта 2020 11:11
            "у амеров - полуживой хлам в котором никто не шарит ибо все кто собирал давно на пенсии"///
            ---
            Это в России так: если старый слесарь Василий уходит на пенсию - катастрофа, ибо никто не знает как правильно обтачивать напильником после сборки. laughing
            1. 0
              9 марта 2020 10:08
              Когда уходит на пенсию старый слесарь, то не важно как его зовут - Иван, Джон, Жан - проблемы у производства БУДУТ.
              Вы живёте при капитализме. Всё что не приносит прибыли да ещё и тянет за собой расходы на содержание должно быть аннигилировано. Это ЗАКОН ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.
              Если еврей этого не понимает, то он дважды durak.
              1. -4
                9 марта 2020 11:06
                "Когда уходит на пенсию старый слесарь, то не важно как его зовут - Иван, Джон, Жан - проблемы у производства БУДУТ"///
                ----
                Это значит, что производство плохо организовано. Любой специалист, на любом месте должен быть подстрахован равным по способностям.
                И не должно быть ни одного "личного" секрета никаго Ивана, Джона. Вся тех.документация должна быть оцифрована и храниться в сети. Включая мельчайшие нюансы.
                И кто этого не понимает, тот wink ...живет в прошлом веке
            2. 0
              4 апреля 2020 15:29
              Это в России так: если старый слесарь Василий уходит на пенсию - катастрофа

              вы не поверите, но даже в обожествляемой вами стране такие проблемы не редкость - https://topwar.ru/169803-kak-sverhsekretnyj-material-fogbank-zatormozil-modernizaciju-jadernogo-oruzhija-ssha.html
          3. 0
            9 марта 2020 15:24
            Рядовой-К (Oleg) ...ибо все кто собирал давно на пенсии.

            Такая тенденция наблюдается не только в ВПК.
            С некоторых пор наблюдаю замену старой гвардии - пенсионеров молодыми манагерами-теоретиками.
            1. -2
              10 марта 2020 08:03
              Семь строго перпендикулярных линий? Тут действительно нужен эксперт.
        2. -1
          8 марта 2020 00:47
          Цитата: voyaka uh
          Если численность Ф-22 будет снижаться такими же темпами, как численность
          Су-57 повышаться, то их численность сравняется через 50 лет.

          good
        3. 0
          30 марта 2020 13:12
          Вам виднее из кабинета акушера - трубоукладчика,...
    4. 0
      6 марта 2020 11:42
      Разница в том, что F22 скоро исчерпают ресурс, нового производства не будет. Много США принесло эксплуатация этого чуда? Воюют старенькие F15 и F16.
      Самолет выпущенный позже лучше прежнего, если это не F35.
    5. 5-9
      -3
      6 марта 2020 14:53
      С другой стороны они износились, некоторые разбились, а устаревшую в хлам элементную базу уже надо заменять....
      1. 0
        30 марта 2020 13:13
        В цветмет, всё ааа, медяхи...
  2. +1
    6 марта 2020 06:02
    Она имеет режим работы LPI (Low Probability of Intercept) с особой конфигурацией излучаемых сигналов. Утверждается, что СПО самолета противника не может правильно опознать такое излучение и предупредить летчика об угрозе.

    дальность устойчивого обнаружения в таком режиме значительно ниже (приблизительно раз в 10) дальности в обычных режимах работы бортового локатора.
    Оптико-локационная станция для Су-57. Фото Vitalykuzmin.net

    на фото лишь часть ОЛС-35. А точнее БОМ (сверху) и БОИ (серый ящичек)

    Основным средством обнаружения на самолете F-22A является бортовая РЛС Northrop Grumman / Raytheon AN/APG-77. Станция с АФАР имеет инструментальную дальность более 520 км. Дистанция обнаружения зависит от параметров конкретной цели.

    Напомню, что AN/AAR-56 эффективна лишь в обнаружении сильно контрастных тепловых целей, т.е. когда двигатели потенциальной цели работают в форсажном режиме. При режимах полета "максимальный бесфорсажный" и ниже AAR-56 способна лишь в пределах визуальной видимости.
    1. 0
      6 марта 2020 07:09
      Есть еще спутный след. От него не избавится.
      1. 0
        6 марта 2020 08:14
        В спутном следе светят лишь продукты неполного сгорания топлива, а их очень немного, поэтому пассивными средствами след не увидеть.
        1. -1
          6 марта 2020 08:20
          Я как раз локацию подразумевал.
          1. -1
            6 марта 2020 08:22
            Локацию чем, лазером? Радиолокация тепловой и турбулентный след не возьмёт.
            1. -2
              6 марта 2020 09:03
              Цитата: Авиатор_
              Радиолокация тепловой и турбулентный след не возьмёт.

              С чего бы?
              1. 0
                6 марта 2020 16:43
                Вот и я спрашиваю - с чего тепловому или, тем более, турбулентному следу быть радиоконтрастным?
                1. -1
                  6 марта 2020 17:05
                  Вполне может быть, да еще и его ЭПР окажется больше тех мячиков от гольфа, с которыми любят сравнивать F-22.
                  1. 0
                    6 марта 2020 17:12
                    Вполне может быть

                    С этого места подробнее, пжлст. На каком физическом принципе вдруг возникнет электромагнитная волна, отражённая от слоя горячего газа с температурой пару сотен градусов имени Цельсия?
                    1. -3
                      6 марта 2020 17:28
                      От любого различия в диэлектрической проницаемости будут происходить процессы преломления и отражения.
                      1. +2
                        6 марта 2020 18:31
                        А теперь численные значения диэлектрической проницаемости холодного и горячего воздуха - в студию! Впрочем, могу помочь - показатель преломления воздуха связан с его температурой константой Гладстона-Дейла (k=0,2274 см3/г), n-1=k умножить на плотность, при нагреве воздуха на 100С исходный показатель преломления n=1,00029 изменится на порядок и станет 1,0029, и как Вы это с помощью радиоволны за 100 км уловите? Ловится это только в оптическом диапазоне, поэтому я про лазеры и написал. Да и с ними это проблемно на таком расстоянии.
                      2. -3
                        6 марта 2020 20:21
                        Ну температура выше, плюс продукты горения, плюс неоднородности движения и какой объем, и вопрос не в том, что это будет сто квадратов по ЭПР, а в том, что будет больше, чем мячик для гольфа, с которым любят сравнивать.
                      3. +1
                        6 марта 2020 20:47
                        ЭПР мячика - это для рекламы, наверняка по разным направлениям будет разная ЭПР, возможно, в каком-то фиксированном направлении мячик и получится, ну а в соседних-отнюдь. А по поводу обнаружения следа я же ведь Вам кратко всё описал - не ловится он в радиочастотном диапазоне.
                      4. +5
                        6 марта 2020 23:42
                        Осторожнее! Таким разговором можно случайно Гридасова разбудить/активировать
                      5. 0
                        7 марта 2020 09:14
                        Для обсуждения - https://yandex.ru/patents/doc/RU2536769C2_20141227
                        Сам реферат об оптике, там в преамбуле упоминаются и радиолокационные методы. Тема, судя по всему, закрытая, значит небезинтересная.
                      6. 0
                        7 марта 2020 18:21
                        В патентах более чем много мусора, хотя сама тема имеет ряд закрытых прикладных направлений.
  3. +6
    6 марта 2020 06:43
    В рекламных материалах к проекту Lockheed Martin F-22A постоянно упоминаются многочисленные преимущества этого самолета перед другой авиационной техникой, за счет которых обеспечивается полное превосходство.

    Известно, что в российском проекте Су-57 активно использовались различные решения по снижению заметности во всех основных диапазонах. При этом результаты таких мер, как и в случае с F-22A, засекречены. Даже основные характеристики такого рода не оглашались, из-за чего пока приходится иметь дело исключительно с оценками разной степени правдоподобности.

    Сравнивать рекламные проспекты с "оценками разной степени правдоподобности" занятие абсолютно бесполезное.
  4. +9
    6 марта 2020 07:59
    Ха! Все все врети! Да и ваши истребители ничто по сравнению с J-20 и J-31!

    Sohu (c)
    1. +6
      6 марта 2020 11:38
      У Ф-22 в кромках крыла система водяного охлаждения - его трудно увидеть.
      У Су-57 в кромках крыла антенны АФАР более низкочастотного диапазона - он может видеть дальше.
      У Ф-35 в кромках крыла топливные баки - он далеко летает.

      У мудрых китайских обезьян в кромках крыла ничего нет: ни охлаждения, ни антенны, ни баков. Он близко летает, плохо видит и заметный.
  5. +1
    6 марта 2020 08:13
    Утверждается, что СПО самолета противника не может правильно опознать такое излучение и предупредить летчика об угрозе


    Распознавать шумоподобный сигнал СПО научились ещё "вчера"
  6. -2
    6 марта 2020 09:07
    Она имеет режим работы LPI (Low Probability of Intercept) с особой конфигурацией излучаемых сигналов.


    Это давно известный в радиолокации режим с динамической перестройкой частоты.
  7. 0
    6 марта 2020 11:08
    нифига не понял) кто кого раньше увидит?у кого ракеты дальнобойней?
    1. +1
      6 марта 2020 12:58
      Цитата: Тоня
      кто кого раньше увидит?у кого ракеты дальнобойней?

      Кто быстрее получит от РТР или ДРЛО данные по "линку". Ситуации "1 на 1" моделируются как исключительный случай малой вероятности. Над океаном без поддержки по целеуказанию, в сферическом вакууме и т.д.
    2. +4
      6 марта 2020 13:17
      нифига не понял) кто кого раньше увидит?у кого ракеты дальнобойней?


      У кого мозгов больше . И вспомогательных самолётов. И опыта с хитростью .
      Простенькая штука - на фоне земли дальность обнаружения снижается в 2-3 раза. Евреи пускали F-16 низом впереди с тепловыми ракетами. F-15 со "спарроу"
      и РЛС шел сзади выше. Так они били сирийские МиГ-23. Отличный самолёт, отличный локатор "С-23", отличные ракеты Р-23р.Всё ничуть не хуже F-15. А толку ? При сближении все всё видят , а вот на дальность пуска МиГ выйти не может. Выйдет, пустит - попадает под удар нижних . Отворачивать начнёт - сорвёт наведение своей же ракеты.
      Отвернёт раньше - опять попадает под удар уже F-15 вдогон. Вот и остаётся либо удирать сразу, либо погибать бестолку.
      1. -2
        6 марта 2020 14:19
        Простенькая штука - на фоне земли дальность обнаружения снижается в 2-3 раза

        Может для РЛС Миг-23 это правило и действует, а вот для РЛС F-15 и Су-27 уже нет, и поэтому в таком бою сначала вынесут нижние F-16, у них дальность пуска по цели с превышением будет мизерная, а потом... будет то, что будет...
        1. 0
          6 марта 2020 14:34
          Может для РЛС Миг-23 это правило и действует, а вот для РЛС F-15 и Су-27 уже нет,


          Что , постановлением ВЦСПС отменили уравнения радиолокации ? Соотношение сигнал-шум при доплеровской селекции перестало быть актуальным ?
          1. -1
            6 марта 2020 14:51
            Сначала изучите эту самую доплеровскую радиолокацию, в частности функцию неопределенности сигнала и функцию распределения отражений от подстилающей поверхности, может быть и найдете это самое постановление.
  8. -4
    6 марта 2020 11:40
    Автор забыл такую мелочь как средства РЭБ, а так же не привел оценки о возможности уклонения от ракет большой дальности, за счет сверх маневренности.
  9. -3
    6 марта 2020 12:22
    Первый полёт: YF-22: 29 сентября 1990 года[1]/F-22: 7 сентября 1997 года[1]
    Начало эксплуатации 15 декабря 2005 года
    Вот не стал бы сравнивать с ним- 57й, только F-35й, ибо доработки ведутся постоянно (у нас). Да и вообще от СУ-57 ждём чуда. А его сё нет и нет. А так хочется. Уже пора представить его с литерой-М или М2. Да где эти новые двигатели ??! Где наша имба ?
  10. -1
    6 марта 2020 13:02
    В этом контексте можно рассмотреть передовые истребители ведущих стран – американский F-22A и российский Су-57.

    Нельзя рассматривать изделие Су-57 не стоящее на вооружении, с F-22A, находящимся в эксплуатации, так как это некорректно.
  11. 5-9
    -2
    6 марта 2020 14:51
    Доступные данные показывают, что оба самолета имеют те или иные преимущества друг перед другом, способные в любой момент повлиять на исход боя

    Но это не точно.....Квинэссенция статьи... кроме предполагаемой дальности обнаружения БРЛС обоих самолётов целей с одинаковыми ЭПР (по этим данным их хоть сравнить можно) ничего интересного. Как минимум можно было написать, что за счёт плоских сопел у Ф119 на 20% ниже тяга, чем могла бы быть с круглыми...а то можно подумать, что мы сопла плющить не умеем...:)
  12. -1
    6 марта 2020 15:12
    Много пишется про самолёты невидимки-последнее поколение дорого и эффективно вроде.В прессе много пишут и сравнивают параметры невидимости.Но вот никто не пишет этот параметр в "лоб" где наименьшие размеры или общая невидимость?Как самолеты светятся на локаторах снизу?с боку? Они так же невидимы?
    Ещ
  13. +1
    6 марта 2020 17:21
    Очень интересная статья "в тему".Одного из авторов вы хорошо знаете. Гуглите,други)))))
    http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/VRAN/03_10/STELLS.HTM
  14. 0
    6 марта 2020 17:55
    Основным средством обнаружения на самолете F-22A является бортовая РЛС Northrop Grumman / Raytheon AN/APG-77. Станция с АФАР имеет инструментальную дальность более 520 км. Дистанция обнаружения зависит от параметров конкретной цели. Крупные цели с большой ЭПР засекаются на дальности 400 км. При ЭПР 1 кв.м дальность падает до 220-240 км, при 0,1 кв.м – 110-120 км.

    После этого стало неинтересно.
    ТТХ Raytheon AN/APG-77 засекречены. А приведенные выше данные - это сведения Аэроспейс Технолоджи основанные на рекламных заявлениях Райтеон. То есть кто-то в райтеон похвастался "мы создадим РЛС с ВОООТ ТАКИМИ ТТХ" и... все. Что на самом деле может, и чего не может 77-ая - известно только лицам американской национальности с соответствующим допуском
  15. -3
    6 марта 2020 21:40
    Это называется "меренье письками" как можно сравнивать F-22A которых выпущено 127шт., который участвовал не единожды в боевых операциях и в 2011 году снят с производства, с самолётом которого практически нет, верней есть 3 или 5 штук и то не законченных, которые дальше полигона не летали?
    1. +1
      7 марта 2020 17:30
      Цитата: kutuz
      верней есть 3 или 5 штук и то не законченных, которые дальше полигона не летали?

      Осталось только уточнить - сирийского полигона:))))
      1. -1
        11 марта 2020 20:42
        "сирийского полигона" - это вы сами придумали или Соловьёв рассказал?
        1. +1
          11 марта 2020 20:59
          А Вы не в курсе, что Су-57 были в Сирии? Почаще читайте новости Минобороны
  16. -3
    6 марта 2020 22:06
    Думаю за счет управляемости в реальном бою наши самолеты будут лучше - как атаковать ,так и выживать . Маневренность была нашим традиционным козырем..
    Однако вся задумка американских стелс-самолетов заключается в том,чтобы избежать такого боя и сделать свои дела еще до такой дистанции, на которой реализуются наши традиционные преимущества. Обнаружение,пуск ракет,проникновение в чужое воздушное пространство и наконец - лучший уход из под огня противника. Численное превосходство и упор на сетецентрический подход к боевым действиям - позволяет надеяться ,что это будет достаточно разумная ставка.

    Думаю американская радиолокационная техника лучше нашей - я имею ввиду не по конкретным параметрам , которые местами могут быть выше, а комплексно. Надо понимать что вопрос технологических инноваций и миниатюризации там - это не простое бахвалство/балабольство. И при одинаковых габаритах их устройство ВОЗМОЖНО будет уступать нашему по выживаемости/устойчивости/цене - но будет несколько мощнее и многофункциональнее. Вопрос на сколько -открытый..и к сожалению секретный.
    Предположу , что по параметру заметности Су-57 хуже чем F-22 - все таки американцы имели возможность разрабатывать стелс-тематику лет на 15 поболее нашего,при несопоставимых ресурсах , имели опыт использования подобных аппаратов в боевых действиях в.т.ч против советских технологических решений . Так как мы все еще продолжаем эксплуатировать советский задел - нужно учитывать этот ,весьма серьезный фактор..
    На мой взгляд размышления кто кого - тут мало чем отличаются от "кто круче -динозавр или слон". Мы делаем стелс-истребитель вполне традиционного для нашего авиастроения подхода - с упором на стелс.
    Американцы делают мфу-самолет под стелс-проникновение . Такой самолет против классического истребителя всегда будет несколько хуже,чем другой чисто "истребитель".

    Что мы можем с этим сделать ? Прежде всего - не зацикливаться на соревновании ресурсов - наш ресурс не сравним с их. Мы не сможем выпустить такое кол-во самолетов ,и мы не сможем сделать свои самолеты кратно лучше их. Это -не проблема . Наше решение должно находиться в иной плоскости - насыщение ПВО , создание эффективных ракет земля-воздух и воздух-воздух и наконец - работа над сетецентрической компонентой. Сейчас мы можем дать отпор США только комплексом ,но никак не отдельными образцами. ИМХО.
    1. -1
      11 марта 2020 20:41
      "Думаю за счет управляемости в реальном" - индюк тоже думал...
  17. -2
    7 марта 2020 00:20
    Иногда сожалеешь что статье нельзя поставить минус. Не знаю откуда взялся этот странный поток сознания, но все цифры до единой вызывают сомнения. :(

    Крупные цели с большой ЭПР засекаются на дальности 400 км. При ЭПР 1 кв.м дальность падает до 220-240 км, при 0,1 кв.м – 110-120 км.


    После таких обещаний остается только изумляться почему Панцирь с его фазированной антенной выглядит на порядок скромнее.

    Локатор миллиметрового диапазона обеспечивает обнаружение и поражение целей с ЭПР 0,1 м² на дальности 20 км. Захват цели с ЭПР 2 м² обеспечивается всей РЛС на дальности 30 км. Наибольшая дальность 36 км.


    Видимо какая то параллельная реальность описывается.
    1. -3
      7 марта 2020 01:11
      Я заметил разницу в ваших цитатах, про Раптор только слово "засекаются", а про Панцирь: "обнаружение и поражение", может тут собака зарыта?
      1. -1
        7 марта 2020 01:29
        Цитата: Tuzik
        про Раптор только слово "засекаются", а про Панцирь: "обнаружение и поражение"

        Это не мои цитаты. Это в рекламных материалах Панциря пишут и в этой статье из опять же рекламных буклетов F-22 видимо. (Причем по факту ругаются что тот же Панцирь втрое хуже мелкие цели ловит.) Про буклеты Раптора я тут даже предположить боюсь, цифры просто сказочные. Понятно что он лучше но насколько пока не разобраться.

        В общем, столь глобальная разница в цифрах подсказывает что ТТХ видимо дутые. Осталось определить насколько..
    2. Комментарий был удален.
    3. 0
      30 марта 2020 13:16
      Ну как сказал В. И. Ленин люди верят всему, что написано в интернете))).
  18. -1
    31 марта 2020 09:32
    при чем тут 57 хлам к 22???
  19. Комментарий был удален.
  20. Комментарий был удален.
  21. 0
    31 марта 2020 19:35
    Цитата: Рядовой-К
    Семь строго перпендикулярных линий? Тут действительно нужен эксперт.

    [media=http://https://www.youtube.com/watch?v=Og2HsT1qX5s&list=RDF0T0Y91npYg&index=4]
  22. 0
    24 мая 2020 14:10
    То есть автор о РЭБ никогда не слышал. Сколько же можно трындеть про дальность обнаружения в "идеальных условиях". А способность уйти от ракет средней и большей дальности, если пуск произведен дальше 40 км, за счет сверхманевренности не рассматривается?