Боевые самолеты. Кто виноват, что он такой?

20
Боевые самолеты. Кто виноват, что он такой?

Виновен, правда, косвенно, в том, что «Метеор» получился именно таким, авианосец «Тайхо». Вообще, «Рюсей»/«Метеор» вполне претендует на звание одного из самых красивых и изящных самолетов Второй мировой войны. И одновременно это самый тяжелый палубный ударный самолет императорской Японии того времени.

В целом весьма выдающаяся машина.



Но начнем с авианосца.

Авианосец «Тайхо» стал крупнейшим японским авианосцем специальной постройки и первым японским авианосцем с бронированной полетной палубой. Всего планировалось построить пять таких авианосцев, но можно сказать, что кому-то повезло, потому что японцам в ходе войны удалось достроить лишь головной корабль серии.


«Феникс»/«Тайхо» относился к классу тяжелых ударных авианосцев. Брони действительно было много, но за защиту пришлось заплатить уменьшением авиагруппы со 126 самолетов до 53.

Зато спланированные размеры ангаров и габариты лифтов позволяли принять на борт значительно более тяжелые и крупные машины, чем обычные самолеты Японии того времени. Оставалось только дать задание авиаконструкторам, чтобы они создали такие самолеты. Массой до 7,5 тонны и габаритами до 14 метров длиной и столько же по размаху крыла.

Вообще, в начале войны японское морское командование просто грезило мечтой о тяжелом ударном универсальном самолете. Который можно было бы использовать в качестве и бомбардировщика, и торпедоносца, и разведчика. Всем порядком надоело существующее разделение на бомбардировщики и торпедоносцы, и необходимость иметь на борту авианосца оба вида ударных самолетов.

Конечно, наверняка было бы довольно соблазнительно сперва отстрелить по эскадре противника 50 торпед, а потом прислать уцелевшие в первой атаке самолеты с бомбами. Добивать. А так получалось, что кто-то да оставался на палубе.

И в 1941 году японское командование созрело для разработки и принятия на вооружения такого самолета. Была даже разработана спецификация 16-Shi, в соответствии с которой на смену только что поступившим на вооружение D4Y «Suisei» и B6N «Tenzan» можно было разрабатывать новые универсальные самолеты.

Сложно сказать, почему на этот раз японское командование решило отказаться от проведения конкурса. Возможно, ради экономии времени, возможно еще по каким-то причинам, сегодня сказать очень и сложно. Но факт: задание на проектирование было отдано фирме «Айчи Кокуки».

Требования спецификации были весьма своеобразны для японского самолетостроения:

1. Максимальная скоpость — 550 км/ч.
2. Дальность полета ноpмальная – 1800 км, максимальная – 3300 км.
3. Маневpенность сопоставимая с палубным истpебителем Мицубиси А6М.
4. Бомбовая нагрузка из двух 250-кг бомб или шести 60-кг в отсеке или авиационная тоpпеда.
5. Оборонительное (?) вооружение из двух крыльевых 20-мм пушек и подвижного пулемета в задней кабине.

Двигателем был назначен новый 18-цилиндровый радиальный Nakajima NK9 «Homare 11» мощностью 1820 л.с, проходивший испытания в 1941 году.

Проект возглавил Hоpио Озака со своими ассистентами Моpисиге Моpи и Ясусиpо Одзава.

Эта команда сделала много интересных ходов ради того, чтобы самолет удался по всем статьям.


Для съема большей мощности двигателя в проекте впервые применили четырехлопастный воздушный винт диаметром 3,5 метра. Такой винт потащил за собой немалы просвет.

Так как конструкторы хотели, чтобы самолет был очень «гладким», аэродинамически максимально приближен к идеалу, они отказались от традиционной внешней подвески вооружения.

Для бомбового вооружения в фюзеляже был размещен весьма просторный бомбоотсек, способный вместить две 250-кг бомбы тандемом или шесть 60-кг бомб на специальной подвеске в два ряда по три штуки.

В отсек также можно было загрузить одну бомбу в 500 или 800 кг.

А вот торпеда в отсек никак не хотела помещаться. И для того, чтобы самолет мог нести стандартную торпеду Тип 91, была разработана оригинальная подвеска, на которой торпеда располагалась под фюзеляжем, будучи смещенной к левому борту. Зато на подкрыльевых узлах подвески в этом случае можно было подвесить еще четыре 60-кг бомбы.


Для того чтобы самолет безболезненно мог перенести устройство такого, скажем прямо, немаленького бомбоотсека, пришлось применить схему среднеплана. Это, соответственно, повлекло увеличение (а значит – хрупкость) стоек шасси. Чтобы укоротить стойки шасси, крыло получило излом типа «обратная чайка».


Чтобы самолет мог перемещаться внутри авианосца, крылья получили гидравлический привод складывания, уменьшавший размах с 14,4 до 7,5 метров.


Экипаж состоял из двух человек вместо стандартных трех на палубных торпедоносцах.

Стрелковое вооружение состояло, согласно требованию, из двух крыльевых пушек «Тип 99» Модель 2 и оборонительного 7,92-мм пулемета «Тип 1» в задней кабине.

Пеpвый опытный самолет был готов в мае 1942 г. В испытательных полетах самолет продемонстрировал прекрасную управляемость и высокие ЛТХ. С оговоркой типа «если нормально работал мотор». Мотор, новый «Homare 11», естественно, капризничал, как и положено новому.

Война с ним продолжалась весь 1943 год и, скорее всего, закончилась бы полным поражением конструкторов, но в апреле 1944 года появилась следующая версия, Nakajima NK9C «Homare 12» мощностью 1825 л.с. С ним самолет пошел в производство под обозначением «Палубный бомбаpдиpовщик-тоpпедоносец «Ryusei» В7А2».


Однако в 1944 году Япония уже была не в состоянии быстро наладить выпуск новых самолетов. Да, оказалось, что «Метеор» легче в изготовлении, чем меньший по размеру D4Y «Suisei», который «Айчи» строила уже несколько лет.

Пеpвые сеpийные самолеты имели на вооружении 7,92-мм пулемет «Тип 1» на подвижной установке, а последние сеpийные В7А2 получили 13-мм пулемет «Тип 2». Это, пожалуй, была единственная модификация самолета в процессе выпуска.

Впрочем, выпуск длился недолго. Пpоизводство В7А2 на «Айчи» окончательно встало в мае 1945 года, после землетpясения, но это не могло уже повлиять на ход войны.

Всего было построено 114 единиц В7А, включая опытные.


Но это еще не самое неприятное. Главная неприятность для «Метеоров» заключалась в том, что носителей как бы не было. Вместо пяти тяжелых авианосцев типа «Тайхо» был построен один. Остальные даже не были заложены, и японскому флоту пришлось довольствоваться кораблями более скромных размеров.

В основном – переделками из кораблей других классов, типа как американцы лепили эскортные авианосцы из всего подряд.

А на таких авианосцах «Рюйсей» уже не мог спокойно размещаться именно из-за своих размеров. Увы, но главным врагом «Метеора» стали габариты, а не что-то еще. Потому даже была составлена спецификация 20-Shi на разработку преемника «Рюйсея» — меньшего по габаритам бомбардировщика В8A «Мокусей», но дальше проекта дело не пошло, война закончилась.

Единственный авианосец «Тайхо», под который, собственно, и проектировался «Рюйсей» вступил в строй 7 марта 1944 года. По проекту на его борту должно было базироваться 24 новейших истребителя Мицубиси A7M2 «Реппу», 25 бомбардировщиков Айчи B7A2 «Рюйсей» и четыре разведчика Накаджима C6N1 «Сайан».

Но пока группа готовилась к передаче, авианосец был вооружен старыми самолетами. Его боевая группа в первом походе состояла из 22 истребителей А6М5, 18 торпедоносцев В6N2, 22 пикировщиков D4Y2 и трех D3A2.


Как известно, в первом же походе, в битве у Марианских островов, «Тайхо» был потоплен. Виной гибели стала не столько одна (!) торпеда с американской подлодки «Альбакор», попавшая в авианосец, сколько неумелые действия экипажа, сделавшего все для того, чтобы корабль погиб.

Ну не топят одной торпедой авианосец водоизмещением 34 000 тонн. Однако если экипаж приложится от души – запросто.

Кроме «Тайхо» «Рюйсей» ждали только на одном корабле: гигантском «Синано», переделанным из линкора класса «Ямато».


Там планировали иметь около 20 самолетов, но увы. Судьба «Синано» оказалась даже короче, чем у «Тайхо», и американские подводники потопили его прямо на испытательном переходе.

Так что все выпущенные В7А поступили в береговые части, дислоцированные в Японии. Наибольшее количество самолетов этого типа поступило на вооружение 752-го кокутай, который принял активное участие в боях за Окинаву.

Боевое применение «Метеора» было достаточно ограниченным и пришлось на завершающие бои Второй мировой, когда Японию уже не спасло бы даже чудо. Боевые вылеты ударных японских самолетов уже мало отличались от ударов смертников-камикадзе.

В мясорубке боев за Окинаву в марте-июле 1945 года японцы потеряли свои последние подготовленные экипажи. Там же, вокруг Окинавы, и нашли свой конец немногочисленные «Рюйсеи».


Сказать что-то конкретное о успехах летчиков на «Рюйсеях» очень сложно. Главным образом потому, что американцы совершенно не утруждали себя опознанием самолетов, наносивших им урон и не забивали себе голову тем, на чем летел японский летчик.

А японские летчики в основном своем большинстве не могли рассказать об успехах по вполне уважительной причине. Но тем не менее, кое-что все же осталось в истории.

Почти детективная история с авианосцем «Франклин», которого японские летчики отделали так, что его хоть и восстановили, но больше «Франклин» не воевал и в строй флота не вернулся.

Сперва по «Франклину», флагману оперативной группы TF-58.4 19.03.45 у Окинавы пропахал камикадзе на бомбардировщике G4M. Большого ущерба не было, камикадзе рухнул в море с другой стороны палубы.

Но пока экипаж переводил дух от такого шоу, подкравшийся самолет, которым по утверждениям американцев был D4Y «Сюсей» или «Джуди» по американской терминологии, прошел вдоль палубы корабля, сбросив две 250-кг бомбы, одна из которых попала в носовую часть, а вторая в кормовую часть корабля, после чего на корабле вспыхнул большой пожар, продолжавшийся более суток и фактически уничтоживший авианосец как боевую единицу флота и треть экипажа.


Но вот есть некая неточность, которая заставляет пересмотреть кое-что в той истории. ДВЕ бомбы, которые по признанию американцев, были сброшены одна за другой. И попавшие одна в нос, а другая в корму.

Увы, но в обзоре на «Сюсея» я писал, что этот самолет в вариантах D4Y2 и D4Y3 брал в бомбоотсек только ОДНУ 250-кг бомбу и еще пару легких под крылья.

Да, в варианте для камикадзе в бомбоотсек можно было загрузить и 500-кг бомбу и даже 800-кг, но две 250-кг... Увы. В бомбоотсек они просто не помещались, а если бы их кто-то их туда и запихнул, то механизм подвеса был для ОДНОЙ бомбы.

То есть, для камикадзе нормально, а вот сбрасывать – нет, не выйдет. А тут бы сброс явно по очереди, так как длина авианосца около 250 метров, вот и думаем.

Кстати, устроить «суперперегруз» и подвесить под крылья 2 х 250-кг тоже не получится. Как не получится сбросить бомбы по очереди. Самолет просто утащить куда-то туда, в сторону крыла с несброшенной бомбой.

Ну никак не получается «Сюсей», хоть ты тресни. Да еще он и двухмоторный...


А вот «Рюйсей» — вполне. У него как раз бомбоотсек на 2 х 250 кг рассчитан. И он мог бросать бомбы по одной, совершенно не боясь нарушить центровку самолета. Просто, как я уже сказал выше, американцы совершенно не забивали себе голову, кто прилетел. С бомбами – это «Джуди». И все.


Второй эпизод произошел 12 июля 1945 года. Вроде бы (опять свидетельствуют американцы) четыре торпедоносца «Бетти» на малой высоте прошли незамеченными в залив Бакнер у Окинавы и атаковали стоявшие на якоре линкоры «Пенсильвания» и «Теннеси».

Торпеда попала в «Пенсильванию», но такому мастодонту одна торпеда что слону дробина. И экипаж был явно не как на «Тайхо», потому «Пенсильвания» не утонул. Потери составили всего 10 человек личного состава погибшими.

Однако те же американцы свидетельствуют, что «Бетти», которые атаковали линкоры, были с изломанным крылом и одномоторные. То есть, не «Бетти» совсем. И не «Мицубиси» G4M, а все те же «Айчи» В7А.


Судя по всему, это был чуть ли единственный вылет «Рюйсеев» в качестве торпедоносцев. Кстати, три самолета были сбиты после выхода из атаки, но последний уцелевший на базу тоже не вернулся. То ли поймали над морем истребители, то ли тривиально не хватило топлива на обратную дорогу.

Судя по повреждениям линкора, пробоина около 9 м в диаметре — это один из немногих случаев успешного применения авиаторпеды Type 91 Kai 7.

Несмотря на то, что бомбардировщики "Рюсей" были достаточно современные и вполне конкурентоспособные именно в том качестве, в котором были созданы, они все же не избежали применения в качестве летающих бомб в отрядах специальных атак.

В конце июля 1945 года в состав одного из наиболее боевых подразделений «Щит императора», вошел вновь организованный отряд «Митате №.7». Отряд был сформирован целиком из бомбардировщиков В7А и носил еще одно имя – «Рюйсей-тай», то есть «группа Рюйсей».


Первое боевое крещение «группы Рюйсей» состоялось 25 июля 1945 года, когда 12 В7А с 500-кг бомбами вылетели для атаки авианосной группы США, действовавшей на юго-востоке Хонсю. Все машины группы были перехвачены американскими истребителями.

9 августа американские истребители перехватили и уничтожили группу из пяти машин В7А в районе островка Кинкасан.

13 августа три бомбардировщика «Рюйсей» из группы «Митате-7» попытавшись прорваться к американским кораблям у мыса Инубо — самой восточной точки Японского архипелага на острове Хонсю. Один самолет вернулся из-за неисправности, остальные два были сбиты на подходе.

Последний свой вылет «Рюйсеи» совершили утром 15 августа 1945 года, уже после объявления капитуляции. Планировалась атака на американские корабли у портового города Кацуура в префектуре Чиба. На это задание вылетели два последних исправных «Рюйсея» группы. Судьба их осталась неизвестной.

Был еще один отряд, укомплектованный «Рюйсеями». Он носил красивое название «Сайрю»/«Цветущий поток» и в него вошли 8 последних В7А. Отряд готовили для последнего боя за Японию, но применить уже не успели. Виной тому стали американские летчики, уничтожившие склад с горючим.

На этом история боевого применения, пожалуй, самого совершенного ударного самолета Японии закончилась...

До нашего времени сохранился один бомбардировщик Айчи В7А «Рюйсей», который находится в коллекции Гарберовского Аэрокосмического музея в США. Правда, в качестве запасного экспоната и в разобранном виде.


ЛТХ B7A1:

Размах крыла, м: 14,40.
Длина, м: 11,50.
Высота, м: 4,075.
Площадь крыла, м2: 35,00.

Масса, кг:
— пустого самолета: 3 810;
— нормальная взлетная: 5 625;
— максимальная взлетная: 6 500.

Тип двигателя: 1 х Hакаджима NК9С Хомаpе-12 х 1 825 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 565.
Практическая дальность, км: 3 300.
Боевая дальность, км: 1 800.
Скороподъемность, м/мин: 580.
Практический потолок, м: 11 250.

Экипаж, чел.: 2.

Вооружение:
— две кpыльевые 20-мм пушки тип 99 модель 2;
— один 7,92-мм пулемет или один 13-мм пулемет на подвижной установке в конце кабины;
— одна 800-кг тоpпеда или до 800 кг бомб.

В целом самолет был весьма впечатляющим. Прекрасные летные характеристики, хорошее вооружение. Если бы Япония смогла реализовать сильные стороны самолета, построив его в достаточных количествах…

Увы, как и многие собратья, «Рюйсей» был растерян в атаках камикадзе.

По материалам Евгения Аранова.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    6 марта 2020 18:22
    Последний самурай.
    Фантастический самолет судя по ТТХ.
    Жаль что не был полноценно испытан боем. Что у него с живучестью, прочностью, воспламеняемостью так и не узнаем. Насколько доведен двигатель- вечная проблема японцев?
    PS
    Даже Крылья складывались.
    Остается только один вопрос за счет чего этот банкет ТТХ? Это пиршество скорости, дальности и т.д. ?
    1. Eug
      +5
      6 марта 2020 23:14
      Вижу только один ответ - винто-моторная группа высочайшего качества, отличная автоматика "режим двигателя - шаг и обороты винта". Если не так - почти что фантастика.
  2. +5
    6 марта 2020 18:23
    Действительно красивый самолет, но размноженный в 114 экземплярах, это даже не "капля", это "частичка капли в море войны"
  3. -1
    6 марта 2020 18:28
    Цикл статей продолжает радовать. Спасибо, Роман.
    1. +15
      6 марта 2020 18:35
      Цитата: Вождь краснокожих
      Цикл статей продолжает радовать. Спасибо, Роман.


      Особенно Вас радует то как "творчески" Роман копирует чужие материалы?

      Или Вас радует скромность Романа, который постеснялся дать прямую ссылку на материал Евгения Аранова?:

      http://airwar.ru/enc/bww2/b7a.html
      1. +4
        6 марта 2020 20:50
        И правда .....!
        hi
        1. +2
          8 марта 2020 17:39
          Цитата: Коте пане Коханка
          И правда .....! hi


          Это один из основных источников, откуда Роман тырит статьи про авиацию.
      2. +3
        6 марта 2020 22:11
        "Особенно Вас радует то как "творчески" Роман копирует чужие материалы?"
        Ну зачем Вы так?
        Человек просвещает массы, дай ему Бог здоровья за это.
        Я к примеру- читаю в первый раз. Откуда бы я узнал, за некоего Евгения Аранова?
        1. +2
          8 марта 2020 17:38
          Цитата: Бензорез
          "Особенно Вас радует то как "творчески" Роман копирует чужие материалы?"
          Ну зачем Вы так?
          Человек просвещает массы, дай ему Бог здоровья за это.
          Я к примеру- читаю в первый раз. Откуда бы я узнал, за некоего Евгения Аранова?


          Загляните хотя бы сюда:

          http://airwar.ru/main.html

          Тут Вы узнаете не только про Евгения Аранова и его очень даже не плохие статьи, но и много еще чего либо.
  4. +7
    6 марта 2020 18:45
    Ну никак не получается «Сюсей», хоть ты тресни. Да еще он и двухмоторный...


    D4Y был самолетом с одним двигателем, и на фото под текстом видно G4M Hamaki (Betty)
    1. +6
      6 марта 2020 19:48
      Меня шибко смутило эта фраза про два мотора и фотка Рикко G4M (Betty) и тут же Сюисэй D4Y (Джуди), упомянутый в эпизоде с Франклин. Запутался автор...
  5. +4
    6 марта 2020 18:49
    Ну не топят одной торпедой авианосец водоизмещением 34 000 тонн.

    Хе-хе-хе... я вот знаю авианосец в 36500 тонн стандартного и 41300 тонн полного водоизмещения, потопленный единственной бомбой. Дик Бест постарался. smile
    1. +3
      6 марта 2020 20:00
      Не считая, конечно, японских бомб и торпед на борту "Акаги", я не буду упоминать авиатоплива wink
      1. +1
        7 марта 2020 18:10
        Это же авианосец!На них полно авиабомб,торпедо и авиатоплива! ЭТО И ЕСТЬ риск!
  6. +7
    6 марта 2020 19:04
    Как писал Сирил Н. Паркинсон "административное здание может достичь совершенства только к тому времени, когда учреждение приходит в упадок". smile
    В данном случае мы видим совершенный торпедоносец, появившийся в то время, когда торпедные атаки с воздуха стали лишь технически изощрённым способом самоубийства.
    Нет, отдельные машины за счёт фактора внезапности или зевка ПВО ещё могли пробиться (как писали на Цусиме, первые системы "свой-чужой" имел ограничения по количеству каналов, и при большом числе целей был шанс "зевнуть" врага).
    Но стандартная атака торпедоносной эскадрильи после насыщения ПВО тяжёлыми МЗА и снарядами с радиовзрывателями для СЗА стала бессмысленной тратой подготовленных экипажей и самолётов (впрочем, немцы обходились и без радиовзрывателей).
    Ниже, и ниже. Ещё ниже, к самой воде. Оттуда тянутся к машине белые дорожки водяных столбов, и если ты идёшь правильно, они заливают остекление кабины, и ты смотришь в прицел, и видишь высокий борт судна, и засекаешь время между проходом вертикальной нити мачтой и трубой, и считаешь кабельтовы в минуту, а потом умножаешь на шесть и получаешь узлы, а потом вводишь это маховичком в «торпедный компьютер» Mk.F, и он даёт тебе время до сброса – только удерживай курс, скорость и высоту, он сам введёт в торпеду угол отворота, угол упреждения, и тебе надо только лежать на курсе и ждать.
    Ждать.
    И ты дожидаешься.
    Сначала 37-миллиметровый снаряд отрывает правую консоль.
    Но самолет ещё в воздухе.
    20-миллиметровый разлетается в брызги о бронестекло прямо рядом с прицелом, и ты уже ничего не видишь за молочной сеткой трещин, но знаешь, что это «фирлинг», и четвёртый ствол проводил тебя ниже.
    И на следующей секунде получаешь из него два 20-миллиметровых в патронные ящики своих «испано-сюиз».
    «Торбо» – крепкий самолёт, он это выдерживает, не разваливаясь на части, но пожар уже не обуздать.
    И ты орёшь навигатору: «Бэйл аут, Фрэнк (Тони, Грег, Кевин, Сид...), бэйл аут!!!»
    И тогда ты сбрасываешь торпеду – в белый свет, чтобы самолёт ещё чуть-чуть продержался в воздухе.
    А потом переворачиваешься через оторванное крыло и становишься белым гейзером водяных брызг.
    Никогда, никогда, ни за какие барыши я, Пэдди Бёрнс, не поведу эскадрилью в атаку по «торпедному компьютеру» Mk.F.

    © Максим Токарев. Пэдди Бёрнс, торпедоносец.

    Или же для её обеспечения требовалось такое количество самолётов, что они могли снести цель и без торперов. smile У тех же лайми связка "рокбью" давит ПВО - "торбью" бросает торпеды по подавленной цели в итоге выродилась в отставить "торбью" - "рокбью" сделает всё сам.
  7. +13
    6 марта 2020 19:27
    Проект возглавил Hоpио Озака
    Ошибка перевода, бродящая по сети. Правильно Тошио Озаки.
  8. +9
    6 марта 2020 19:54
    До нашего времени сохранился один бомбардировщик Айчи В7А «Рюйсей», который находится в коллекции Гарберовского Аэрокосмического музея в США. Правда, в качестве запасного экспоната и в разобранном виде.
    Такого музея не существует.
    Есть Национальный музей авиации и космонавтики, расположенный в Вашингтоне и являющийся неотъемлемой частью Смитсоновского института.
    И есть центр хранения и реставрации имени Пола Гарбера, расположенный в городе Сьютленд, штат Мериленд.
    1. +10
      6 марта 2020 20:13
      Так как музей все экспонаты вместить не в состоянии, то дополнением к Национальному музею авиации и космонавтики служит Центр Стивена Ф. Удвара-Хейзи, расположенный в 40 км от Вашингтона в ангарах в международном аэропорту имени Даллеса, штат Вирджиния.
      Вот тут и хранится Aichi B7A2 серийный № 2 Sho-816.

      Вот в таком виде.
      1. +6
        6 марта 2020 20:40
        Спасибо Виктор Николаевич, за ценные дополнения!!!
  9. +2
    23 марта 2020 12:14
    Сперва по «Франклину», флагману оперативной группы TF-58.4 19.03.45 у Окинавы пропахал камикадзе на бомбардировщике G4M. Большого ущерба не было, камикадзе рухнул в море с другой стороны палубы.

    Откуда столько неуважения к отваге японских пилотов?
    Если бы кто написал о Гастелло, Матросове подобным образом, это автора не возмущало?

    Стоит ли уподобляться подобной низменной практике за 15 серебренников?

    Отвага явление редкое - вызывает уважение и у противников.