Транспортёры переднего края: от Запорожья до «Геолога»

45

Опытный трехосный ЛуАЗ-976М. Фото: denisovets.ru

Испытания с пристрастием


В первой части материала («Механические мулы. Транспортёры переднего края Советской Армии») шла речь о переносе центра разработки будущих медицинских амфибий из НАМИ в Запорожье. Тогда на заводе «Коммунар» были созданы два прототипа ЗАЗ-967, сохранивших внешнее сходство с концептом НАМИ-032М. В целях экономии машину унифицировали с гражданским ЗАЗ-965 – общими были четырёхскоростная коробка передач, сцепление и главная передача. Полностью новым был агрегат принудительной блокировки заднего межколесного дифференциала. В 1961-1962 годах обе опытные машины прошли цикл заводских испытаний, итогами которых военные медики оказались довольны. ЗАЗ-967 был способен транспортировать трех человек, двое из которых в сидячем/лежачем положении располагались по бокам от центрального места водителя. Основную задачу (поиск раненых на поле боя) транспортер переднего края выполнял в несколько раз быстрее и эффективнее звена санитаров-носильщиков. Перевозить раненых на ЗАЗ-967 можно было в трех вариантах: на двух продольно расположенных носилках, расположенных поверх бортов и задних колесных ниш, на полу машины на специальном покрытии и, наконец, на сиденьях около водителя. Не самые придирчивые заводские испытания показали, что транспортеру оставалось только снизить вес в снаряженном состоянии и усилить тяговую лебедку.


ЛуАЗ-967М. Фото: autowp.ru

После устранения данных замечаний пять опытных транспортеров вышли на государственные испытания, благоразумно обзаведясь перед этим ветровыми стеклами. Изначально военное ведомство не предусматривало данной опции в заказе на разработку. В сентябре-октябре 1962 года ЗАЗ-967 предстояло пройти несколько тысяч километров в Каракумах, на Памире, Кавказе и в Крыму. Работе испытателей можно только посочувствовать — кроме ветрового стекла, никаких дополнительных удобств в машине предусмотрено не было. Тент появился позже и представлял собой полотнище, закрывающее водителя и пассажиров от осадков сверху и сзади. Со всех других сторон ветер гулял по амфибии вполне свободно. Испытания машина прошла с большими условностями (были проблемы в надежности отдельных узлов), но, тем не менее, ее рекомендовали для производства на заводе «Коммунар». Но, как уже это неоднократно случалось с военными разработками, мощностей для сборки амфибии на предприятии не оказалось.



Транспортёры переднего края: от Запорожья до «Геолога»










Гражданский "аналог" транспортера переднего края — предсерийный ЗАЗ-969. Фото: denisovets.ru

На подготовку к выпуску транспортера Запорожскому заводу выделили два года, в ходе которых машину усовершенствовали, а также построили несколько гражданских собратьев ЗАЗ-969. Эти внедорожники отличались от военных прародителей нормальным расположением руля, педалей, наличием тента и ветрового стекла. Всю компанию в 1965 году отправили в очередной испытательный пробег на Памир и Каракумы. И снова проблемы с надежностью терзали полноприводных малышей на протяжении всего цикла испытаний. Страдали в первую очередь рулевое управление и агрегаты трансмиссии. Мотор МеМЗ-967, который предварительно был оснащен ограничителем оборотов, выдавал недостаточную мощность и работал с перебоями. Ограничитель с карбюратора сняли – это позволило разогнать мотор с 22 до 27 л. с. В данном исполнении полноприводная амфибия разгонялась до 71 км/ч, на плаву с помощью вращения колес набирала максимальные 3 км/ч, расходуя в смешанном цикле около 12 л на 100 км пути.




ЛуАЗ-967, который так и не попал на конвейер. Фото: autowp.ru












Одни из первых серийных ТПК ЛуАЗ-967М. Фото: autowp.ru

Всего было собрано несколько «поколений» транспортеров переднего края ЗАЗ-967, ни одно из которых не стало серийным. Первую серию (1962-1965 года) можно отличить по двум глушителям, расположенным по бокам от капота, а также верхним кожухам воздухозаборника двигателя. Вторую серию (1964-1965 года) проще всего опознать по глушителю, размещенному перед капотом и суженной передней части машины. Последние предсерийные ЗАЗ-967, которые создавались в 1966-1967 годах, были уже максимально похожи на привычные нам ЛуАЗы-967. В машинах этого «поколения» мотор развивал уже 30 л. с., а трансмиссия имела серьёзные доработки. В полуосях появились крестовины от ГАЗ-69, увеличились передаточные отношения главных передач, колеса стали чуть больше, а приводной вал заднего моста оснастили промежуточной опорой.

Во второй половине 1967 года машина прошла весь цикл третьих уже по счету испытаний и была рекомендована к принятию на вооружение. Кстати, главой государственной комиссии был Борис Фиттерман, который заложил в машину концептуальные основы, но так и не смог довести медицинский транспортёр до конвейера. В Запорожье к тому времени ситуация с производственной площадкой так и не сдвинулась с мёртвой точки – заводчане с трудом осваивали гражданскую линейку малолитражек. Поэтому принимать военный внедорожник и его «мирный» аналог ЗАЗ-969 должен были Луцкий машиностроительный завод (ЛуМЗ). В декабре 1967 года незвучное имя ЛуМЗ сменили на ЛуАЗ – Луцкий автомобильный завод, а первенцами обновленного предприятия стали ЛуАЗ-967 и ЛуАЗ-969.

Долгий путь в армию


На бумаге ЛуАЗ-967 выпускался в Луцке с 1967 года, однако в войсках о нем почти не знали – 11 опытных транспортеров успевали только собирать рекламации и рацпредложения от армейских технарей. Как только машину подготовили к конвейеру (это случилось в 1969 году), военные пожелали новый мотор — 1,2-литровый МеМЗ-968 от «Запорожца», развивающий 27 л. с. Двигатель смонтировали, оснастили дополнительным масляным радиатором, предпусковым устройством 5ПП-40А, передаточные отношения колесных редукторов уменьшили с 1,785 до 1,294, а кузов получил косметические усовершенствования. Все это затянуло процесс до 1972 года, когда на испытания выкатили четыре ЛуАЗ-967 с литерой М. Машину во второй раз приняли на вооружение и спустя целых три года поставили-таки на конвейер. А машина с базовым именем ЛуАЗ-967 так и не увидела серийного воплощения. Однако на амфибии в экспериментальном порядке установили гранатомет АГС-17М «Пламя», ПТУРС и безоткатное орудие. Все мобильные огневые точки так и остались в статусе опытных – военных не устраивала низкая для такого оружия грузоподъемность амфибии. Да и защиты не было никакой — единственной «броней», которая хоть как могла оградить от осколков на излете, были два трапа, крепящиеся на бортах амфибии.






Транспортер переднего края в нетипичном для себя амплуа носителя оружия. Фото: kolesa.ru


А вот здесь машина используется по прямому назначению. Фото: kolesa.ru

За весь производственный цикл транспортер переднего края обновлялся трижды. Сначала ему прописали стандартизированное головное освещение, позволяющее появляться на дорогах общего пользования – эта метаморфоза случилась в 1978 году. Спустя три года появилась вторая версия медицинской амфибии, лишенная откидного заднего борта и оснащенная бытовым насосом «Малютка». Эти меры позволили улучшить плавучесть транспортера, а также живучесть на воде. Позже, в третьей генерации ЛуАЗ-967, «Малютку» убрали, вернув на место прежний агрегат. Кроме этого, амфибию оснастили высокооборотистым мотором на 39 л. с., обновили колесные редукторы, амортизаторы и доработали уплотнения узлов.


ЛуАЗ-969МП — редкое исполнение для штабной и патрульной работы. Фото: denisovets.ru
















ЛуАЗ-967М. Фото: denisovets.ru

Основной функцией ЛуАЗ-969М в войсках было, конечно, обеспечение мобильности эвакуации раненых с поля боя, но существовала также модификация, приспособленная для патрулирования и штабной работы. Это вариант получил имя ЛуАЗ-969МП и отличался передним бампером, гораздо более комфортным тентом, а также отсутствием трапов и лебедки в комплектации. В общей сложности до финального для транспортеров всех модификаций 1991 года в Луцке успели собрать порядка 20 тысяч машин, часть которых сейчас постепенно выводится из консервации на продажу.

Три оси «Геолога»


Дальнейшей модернизацией транспортера переднего края стало расширение его функционала – в классическом понимании ЛуАЗ-969М уже не устраивал военных. Реализовать это можно было только через увеличение грузоподъемности, а масса амфибии в полном состоянии и так уже переваливала за тонну. Поэтому естественным решением стало установка дополнительной третьей оси, которая была еще и управляемой. Такой трехосный ЛуАЗ впервые прошел испытания в 1984 году на полигоне 21 НИИИ и получил список серьезных доработок. Среди компоновочных решений на ЛуАЗе появилось подобие кабины водителя, огороженной от пассажиров трубчатой дугой. Кстати, на борт новый транспортер теперь мог брать сразу десять бойцов или таскать на себе крупнокалиберные пулеметы, автоматические гранатометы, расчеты противотанковых комплексов или даже ПЗРК «Игла».


Трехосный ЛуАЗ позирует перед камерой. Фото: denisovets.ru












ЛуАЗ-1901, известный на "гражданке" как "Геолог", так и не стал заменой ЛуАЗу-967М. Фото: denisovets.ru

В общем, готовилась новая и интересная боевая единица для армии, который медицинские функции были не определяющими. Однако сложную трансмиссию не удалось адаптировать под третью ведущую ось и в начале 80-х годов приняли решение создавать новую малогабаритную плавающую машину с тремя осями. Новинка получила имя ЛуАЗ-1901 и ничем не напоминала своего предка, кроме как отсутствием жесткого верха. Полная масса была почти в два раза больше – 1900 кг, а грузоподъемность достигала 650 кг. Мотор теперь располагался сзади, что высвободило массу места на передней оси. Грузовая платформа увеличилась и позволяла разместить четверо носилок с одним санитаром. Наконец-то боевая машина получила брезентовый тент, закрывающий людей от осадков со всех сторон. Мореходные качества у ЛуАЗ-1901 были выше предшественника – амфибия на воде разгонялась за счет вращения шести колес до 5 км/ч. Примечательно, что такую крупную машину не оснастили более мощным мотором – как был 37-сильный МеМЗ-967Б, так и остался. А вот на гражданском варианте («Геолог»), появившимся на свет уже во времена независимой Украины, стоял харьковский дизель 3ДТН мощностью 51 л. с. После долгих поиском рынка сбыта ЛуАЗ «Геолог» в последний раз появился на публике в 1999 году, а через пару лет Луцкий завод перестал выпускать машины собственной разработки. Со временем еще один производитель военной техники на постсоветском пространстве оказался банкротом.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    9 марта 2020 06:11
    Интересные машины. Не представлял себе, что раньше было такое разнообразие разработок транспортеров, которые и для сегодняшнего дня довольно актуальны. Спасибо автору. hi
    1. 0
      9 марта 2020 08:03
      Цитата: bessmertniy
      Интересные машины.

      Новость из разряда : " От времён былых,к дню сегодняшнему"


      В Сирии был замечен новейший российский санитарный бронеавтомобиль «Линза». Он создан на базе бронемашины «Тайфун-К».
      На сайте Lost Armour появились фотографии новейшего российского санитарного бронеавтомобиля «Линза». Как утверждается, они были сделаны в районе сирийского города Ракка.
      «Линза» создана на базе бронеавтомобиля «Тайфун-К» и предназначена в первую очередь для эвакуации раненных с полей боя. Машина имеет колесную формулу 4х4 и отличается высокой проходимостью. Бронезащита машины выдердивает обстрел из стрелкового оружия в том числе и бронебойно-зажигательными боеприпасами. Бронеавтомобиль выдерживает подрыв до 8 кг в тротиловом эквиваленте под колесом.
      «Линза» состоит из двух местной кабины и отсека для перевозки раненных, в котором можно разместить четырех человек в положении лежа, либо до шести в положении сидя.
      Машина выпускается предприятием «Ремдизель». Первая партия санитарных бронеавтомобилей этого типа поступила в войска в конце 2019 года.

      https://anna-news.info/novejshij-rossijskij-broneavtomobil-zamechen-v-sirii/
      1. +2
        16 марта 2020 19:18
        День сегодняшний сильно заметен на поле боя , а тут задумка была ужом на брюхе проползти .
        1. 0
          17 марта 2020 07:21
          Цитата: torp
          День сегодняшний сильно заметен на поле боя , а тут задумка была ужом на брюхе проползти .

          Собственно,да. "Линза" не предназначена для непосредственного использования на поле боя. Её предназначение,транспортировка раненых из мест их сосредоточения в тыл.
          А таких мащин как Луаз,в войсках,к сожалению,сейчас вообще нет.
          1. +1
            18 мая 2020 22:58
            были такие в небольшом количестве с мотором на 50 лошадок.только сальники бортовые были приклёпаны к бортам и сменить была проблема большая.
  2. +7
    9 марта 2020 06:17
    Двигатель МеМЗ 967 отличался от гражданского мотора доработанной системой охлаждения. В нее включили дополнительный радиатор для охлаждения масла с индивидуальным электрическим вентилятором. Осевой вентилятор двигателя не продувал ребра цилиндров, а вытягивал через них воздух и выбрасывал его из моторного отсека. Поскольку армейская машина должна надежно работать в широком диапазоне температур, то двигатель оснастили пусковым устройством 5ПП-40А. Устройство представляло собой шприц, с помощью которого в коллектор впрыскивалась горючая жидкость (сернистый эфир) с низкой температурой испарения.
    Опционально машину оснащали воздушным предпусковым подогревателем ШААЗ 967-1015009-01. Конструктивно он представлял собой автономный отопитель от автомобилей ЗАЗ, приспособленный к переноске. В комплекте имелись металлические гофрированные рукава для подачи горячего воздуха к узлам прогреваемого двигателя.
  3. +10
    9 марта 2020 06:24
    ЛуАЗ-967

    ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
    колёсная формула 4 × 4
    вместимость 4 места (водитель, санитар, два лежачих больных на носилках, по бортам)
    снаряженная масса 950 кг
    полная масса 1350 кг
    габариты 3682x1712x1580 мм
    дорожный просвет 285 мм
    скорость на шоссе 75 км/ч
    скорость на плаву 3 км/ч
    двигатель карбюраторный, воздушного охлаждения
    рабочий объем от 1200 см ³
    мощность двигателя от 30 л.с
    МОДИФИКАЦИИ
    ЛуАЗ-967А — от базовой модели отличался рядом усовершенствований и новым двигателем МеМЗ-967А большей мощности.
    ЛуАЗ-967М — усовершенствованный вариант модификации ЛуАЗ-967А с тем же двигателем и его модификациями, отличался от предыдущей модели электрооборудованием, унифицированным с автомобилями УАЗ, гидравликой, унифицированной с автомобилями Москвич. Годы выпуска: 1975 — 1988[1]. После создания производственного объединения «АвтоЗАЗ», в состав которого некоторое время входил Луцкий автозавод, гражданский вариант выпускался также под маркой ЗАЗ-967М.

    вот еще интересное фото о проходимиости ЛуАЗа
    1. +6
      9 марта 2020 07:05
      Вот такой ТПК мы когда то и "вылавливали" в пруду)
      Прибегает к нам на участок мужичек и слезно просит экскаваторщика проехать метров триста к водоёму, помочь машину вытянуть. Тот согласился, а нам интересно тоже стало. Приходим, а там два "ихтиандра" в ТПК в пруду и машина имеет реальный крен.
      Выяснилось, что ТПК продавали и покупатель захотел проверить ее плавучесть. Продавец, как назло, какие то сливные пробки не закрыл, вот пловец и стал тонуть. Боялись, что до берега не дотянут. Помогли, вытащили...)
    2. +3
      9 марта 2020 08:26
      Цитата: рич
      интересное фото о проходимиости ЛуАЗа


      И подпись : Застрял,лошара ?

  4. +3
    9 марта 2020 06:32
    После долгих поиском рынка сбыта ЛуАЗ «Геолог» в последний раз появился на публике в 1999 году, а через пару лет Луцкий завод перестал выпускать машины собственной разработки. Со временем еще один производитель военной техники на постсоветском пространстве оказался банкротом.

    У небратьев все что оказывается в их цепких и жадных руках, все прос...рается. А ведь в 1992 г Украина по своему потенциалу уступала только Германии, и превосходила Францию и Англию. Такое наследство от СССР умудрились проскакать! Русофобия должна быть дорогим удовольствием, очень дорогим! Верной дорогой скачете, небратья!
    1. +13
      9 марта 2020 10:30
      Да ну? А где Москвич-, где Газ? ЗИЛ?
      1. -1
        9 марта 2020 11:44
        Хе-хе-хе lol У вас там в незалежной уже верещат что и ГАЗ закрылся?
        1. +6
          9 марта 2020 11:45
          Цитата: Кот_Кузя
          Хе-хе-хе lol У вас там в незалежной уже верещат что и ГАЗ закрылся?

          Я имел ввиду автомобили Волга, вы прекрасно поняли,
          1. -1
            9 марта 2020 11:53
            Волга это модель автомобиля, а не автозавод. Например, Тойота в 2004 г перестала выпускать легендарный Марк 2, так что же, по вашей логике, автозаводы Тойоты прекратили свое существование, и сама фирма Тойота обанкротилась?
            1. +1
              9 марта 2020 11:58
              Цитата: Кот_Кузя
              Волга это модель автомобиля, а не автозавод. Например, Тойота в 2004 г перестала выпускать легендарный Марк 2, так что же, по вашей логике, автозаводы Тойоты прекратили свое существование, и сама фирма Тойота обанкротилась?

              Но концерн Тойота продолжает выпуск других легковых автомобилей, а Газ прекратил, даже Крайслеровская модель , а ИЖевский завод продолжает выпуск Орбита?
              1. +2
                9 марта 2020 12:08
                Цитата: igor67
                Газ прекратил

                А им это надо?
                С их коммерческими автомобилями.
                1. 0
                  9 марта 2020 12:15
                  Цитата: Лопатов
                  Цитата: igor67
                  Газ прекратил

                  А им это надо?
                  С их коммерческими автомобилями.

                  Ну так и Луаз так же, не конкурент
                  1. 0
                    9 марта 2020 13:10
                    Цитата: igor67
                    Ну так и Луаз так же

                    Да?
                    И что он выпускает сравнимое с "Газелями"?
                    1. -1
                      9 марта 2020 13:59
                      Цитата: Лопатов
                      Цитата: igor67
                      Ну так и Луаз так же

                      Да?
                      И что он выпускает сравнимое с "Газелями"?

                      Вы вообще внимательны? Я отвечал товарищу форумчанину на его высказывание о том, что в Украине всё профукали, да завод банкрот закрыли
                      1. +5
                        9 марта 2020 14:12
                        Цитата: igor67
                        Я отвечал товарищу форумчанину на его высказывание о том, что в Украине всё профукали, да завод банкрот закрыли

                        И привели в качестве примера российского "профукивания" самый успешный автозавод на постсоветском пространстве?
                        Который с развалом СССР влез в новую для себя нишу и достиг в ней практически тотального доминирования в России и забрав крупную долю рынка на остальном постсоветском.
                      2. +2
                        9 марта 2020 15:18
                        Ну а АЗЛК? С закрытиям производства Москвич, у нас в городе закрыли производство поршневой группы для 412 москвича, немецкая линия , в 70 х построили, и что тоже Украина профукала? Много было предприятий, да практически все в СССР, связаны были, после развала Союза, я уже не однократно писал, при Ельцине был тихий такой указ в Украину ничего не поставлять, Когда очередной раз наши снабженци поехали в Куйбышев и Ростов за ремкомплектами, а там руками развели, нельзя. Так что предприятия банкротили , закрывали, при Януковиче вообще рейдерские захваты пошли,
                      3. +3
                        9 марта 2020 16:09
                        Цитата: igor67
                        Ну а АЗЛК?

                        Как и ЗиЛ.
                        Ещё при СССР под списание.

                        Цитата: igor67
                        при Ельцине был тихий такой указ в Украину

                        laughing
                        Ну естественно.
                        Разве может быть Украина виноватой...
                        Осталось придумать, каким образом Луцк умудрялся собирать машины из запрещённых российских машинокомплектов.
                      4. -1
                        9 марта 2020 16:11
                        Я знал, что вы так ответите,потому что ну не могут россияне так поступать, бендеровский наклёп, вы так хорошо комментируете темы артиллерии ,
                      5. +3
                        9 марта 2020 16:19
                        Цитата: igor67
                        Я знал, что вы так ответите

                        Просто не надо рассказывать сказки про шаровары, в которые сосед наcрал.
                        Свою промышленность украинцы целиком и полностью разваливали сами. Во всех сферах.

                        Ещё раз напомню про ГАЗ. Они поняли, что их "Волги" никому не нужны, чиновник предпочтёт "немца". А таксопарк- частника с собственным автомобилем.
                        И начали действовать.
                      6. 0
                        9 марта 2020 23:55
                        Цитата: igor67
                        при Ельцине был тихий такой указ в Украину ничего не поставлять

                        Я вас умоляю! Опять "кляти москали" виноваты? Если у тебя чайник перегорел - в этом тоже русские и лично Путин виноваты? Вы там уже совсем ку-ку? Реально территория зомби.
                      7. 0
                        12 марта 2020 09:55
                        На территории АЗЛК с 2000г работает завод Рено, вначале как совместное предприятие с правительством Москвы, АвтоФраМос. В лучшие годы выпускал 180000а/м в годо. в основном Логаны, сейчас делает 100000 с копейками. Кузовное производство свое, так что это не отверточная сборка.
              2. +3
                9 марта 2020 12:35
                ГАЗ специализируется на микроавтобусах, и они вполне конкурентоспособны. Что касается легковых автомобилей, то на их производстве специализируется ВАЗ. УАЗ специализируется на джипах и внедорожных микроавтобусах, КАМАЗ специализируется на грузовиках, а ПАЗ на средне- и полноразмерных автобусах. В связи с невысоким спросом на легковые российские автомобили, смысла нет пытаться ГАЗу конкурировать с ВАЗом. На Дальнем Востоке 95% автовладельцев ездят на японском импорте, все эти Весты, Гранты, Ларгусы, Альмеры, Логаны и Хендаи российской сборки редкость и диковинка. Может эти Весты и Гранты сейчас неплохие, но у людей на ДВ твердо сложился штамп, что продукции АвтоВАЗа далеко до японцев, пусть даже и пробежных.
                1. 0
                  12 марта 2020 06:26
                  Цитата: Кот_Кузя
                  На Дальнем Востоке 95% автовладельцев ездят на японском импорте, все эти Весты, Гранты, Ларгусы, Альмеры, Логаны и Хендаи

                  Честно говоря, я многое из ВАЗа даже не видел. Видел пару раз Калину и еще какую то.
              3. +1
                10 марта 2020 00:01
                Цитата: igor67
                ИЖевский завод продолжает выпуск Орбита?

                Нет. Иж 2126 выпускался до 2005 года. Последние пять лет марка называлась "Ода"
                Сейчас называется Лада Ижевск.
                Собирают Лада Веста Кросс.
  5. +5
    9 марта 2020 09:32
    Луазик когда-то был машиной моей мечты. Зачем он мне нужен был не знаю до сих пор, но очень хотелось)))
    1. +2
      9 марта 2020 11:38
      Цитата: ИЛ-64
      Луазик когда-то был машиной моей мечты. Зачем он мне нужен был не знаю до сих пор, но очень хотелось)))

      У меня был ЗаЗ 968м, но когда проехался на Луаз да по грязи в колее, 45 л/с творили чудеса, но не получилось приобрести
    2. bar
      +2
      9 марта 2020 11:39
      А моя мечта сбылась, 10 лет был обладателем 969. Продал год назад
      1. 0
        9 марта 2020 11:47
        Цитата: bar
        А моя мечта сбылась, 10 лет был обладателем 969. Продал год назад

        Красавец, на них ещё ставили двигатели с Таврия, водяного охлаждения
      2. 0
        12 марта 2020 06:28
        Цитата: bar
        А моя мечта сбылась, 10 лет был обладателем 969.

        Прикольная машинка. даже внешне. К сожалению, у нас уже ничего похожего не родится никогда.
    3. 0
      12 марта 2020 06:26
      Цитата: ИЛ-64
      Луазик когда-то был машиной моей мечты. Зачем он мне нужен был не знаю до сих пор, но очень хотелось

      То же самое
  6. +4
    9 марта 2020 09:36
    Все мобильные огневые точки так и остались в статусе опытных – военных не устраивала низкая для такого оружия грузоподъемность амфибии. Да и защиты не было никакой — единственной «броней», которая хоть как могла оградить от осколков на излете, были два трапа, крепящиеся на бортах амфибии.

    Спорно.
    Насколько знаю, такими вооружали десантно-штурмовые подразделения с 1986 года
    В противотанковой батарее десантно-штурмового батальона
    -- 2Ф61 с узлами крепления "Фаготов" и ПТУР в ТПК в количестве трёх штук в ПТ взводе
    -- 2Ф60 с узлами крепления СПГ-9МД и боекомплекта в количестве шести штук в двух гранатомётных взводах
    -- Один обычный ТПК для управления батареи и средств связи.

    В парашютно-десантной роте
    -- 2Ф63 с узлами крепления АГС в количестве одной ед. в гранатомётном отделении
    -- В части подразделений ТПК в противотанковом отделении для перевозки БК к "Метисам"

    Ну и два ТПК в миномётке и один у медиков

    Итого в батальоне 24(27) машин

    https://yv-gontar.io.ua/s204359/shtaty_tankovyh_motostrelkovyh_polkov_otdelnyh_batalonov_i_parashyutno-desantnyh_polkov
    1. 0
      24 марта 2020 13:00
      Насколько знаю, такими вооружали десантно-штурмовые подразделения с 1986 года.... https://yv-gontar.io.ua/s204359/shtaty_tankovyh_motostrelkovyh_polkov_otdelnyh_batalonov_i_parashyutno-desantnyh_polkov

      Ребята с этого сайта хотя бы упомянули, что у меня, Рядового-К, вся инфа по ОШС ВДВ и ДШЧ стянута... hi
  7. +7
    9 марта 2020 09:58
    Примерно в это время, во Франции производился пластмассовый Citroën Méhari. В армии вроде не служил. Но в фильмах про жандармов был симпатичен.
    1. +1
      9 марта 2020 17:31
      Насчет джипа это громко сказано. :) Пластмассовый двухцилидровый автомобильчик с передним приводом. Говорят в конце и несколько полноприводных выпустили, но вы вряд ли их встретите. С другой стороны, очень легкий и не ржавеет.
  8. 0
    9 марта 2020 12:57
    На фото с носилками ни носилки, ни раненые как-то совсем не закреплены. Могли бы предусмотреть выемки и ремни при использовании по прямому назначению.
    1. +2
      9 марта 2020 13:37
      Цитата: bk0010
      Могли бы предусмотреть выемки и ремни при использовании по прямому назначению.

      Всё там есть.
      А раненных к носилкам при необходимости крепят универсальными Ш-4
      1. +1
        9 марта 2020 16:45
        Цитата: Лопатов
        при необходимости крепят универсальными Ш-4

        Лямка санитарная Ш-4, предназначена для переноски раненых и извлечения их из труднодоступных мест (из танков, отсеков кораблей, колодцев, разрушенных зданий), для спуска раненых с верхних этажей зданий и т. д. Для крепления раненых к носилкам не используется, так как является штатным оснащением санитаров.
        1. +3
          9 марта 2020 17:25
          Цитата: sso-250659
          Для крепления раненых к носилкам не используется

  9. -3
    9 марта 2020 13:44
    для санитарной специфики к внутренним габаритам низкой платформы, логичнее было вынести заднюю ось вообще за её пределы (скорее назад) и сделать постоянный полный привод, как для блондинок (судя по рычагам). Плавучесть - это традиционная дурь
  10. 0
    12 марта 2020 09:40
    Трехосный Геолог - тупиковая разработка. Потеряв все преимущества легкого и дешевого ТПК, эта машина переползла в класс, занимаемый УАЗами. И при этом с маломощным моторами 37-51 л.с.