Литийионные батареи: долгий путь в подводный флот

108

Ввод в строй подводной лодки SS 511 Oryu

5 марта 2020 года в японском городе Кобе спустили на воду 11-ю подводную лодку серии «Сорю» (Soryu). Лодка войдет в состав военно-морских сил Японии под обозначением SS 511 Oryu. Новая японская дизель-электрическая подводная лодка стала первой боевой субмариной в мире, получившей литийионные аккумуляторные батареи, она же стала первой подобной лодкой в своей серии.

Как отмечают специалисты, за счет применения новых типов аккумуляторных батарей, которые давно прописались в смартфонах, японцы смогут отказаться от использования на подводных лодках не только традиционных свинцово-кислотных батарей, но и воздухонезависимых двигателей Стирлинга. Это очень любопытное и знаковое для подводного флота событие, так как даже сами воздухонезависимые энергетические установки в свое время стали настоящим прорывом для дизельных лодок, избавив подводные суда от необходимости часто подниматься на поверхность во время плавания. К слову, Россия так и не имеет ни одной серийной подводной лодки, оснащенной воздухонезависимой энергетической установкой.



Спущенная на воду новая японская подводная лодка с литийионными аккумуляторными батареями стала уже 11-й лодкой в серии. Помимо этого, в составе японского флота имеется 11 субмарин типа «Оясио» (в том числе две учебных лодки), которые также трудно отнести к старым моделям, так как лодки были спроектированы в 1990-е годы, а последняя из них передана флоту в 2008 году. Уже известно, что в скором времени японский флот получит еще одну субмарину проекта «Сорю» (лодка SS 512) с литийионными аккумуляторными батареями, после чего в Японии перейдут к постройке субмарин нового проекта, известного пока как 29SS (первая лодка SS 513). Всего же в составе японского флота теперь числится 22 подводных лодки, самая старая из которых вступила в строй в 1998 году.

Первая подводная лодка с литийионными аккумуляторными батареями


Торжественная церемония ввода в строй Морских сил самообороны Японии первой боевой подводной лодки с литийионными аккумуляторными батареями SS 511 Oryu прошла в городе Кобе 5 марта 2020 года. Церемония состоялась на предприятии Kobe Shipyard & Machinery Works, принадлежащем крупной корпорации Mitsubishi Heavy Industries, которая в Японии охватывает огромное количество промышленных сфер деятельности. Новая лодка стала уже 11-й в серии лодок типа «Soryu», а всего таких кораблей будет построено 12, из них две последних с литийионными батареями. Строительство лодки SS 511 Oryu началось в марте 2015 года, на воду лодка был спущена 4 октября 2018 года.


Ввод в строй подводной лодки SS 511 Oryu

Известно, что строительство 11-й лодки обошлось японским налогоплательщикам в сумму, превышающую стоимость любой из десяти построенных лодок этого же проекта. Сообщается, что стоимость постройки субмарины SS 511 составила 64,4 миллиарда иен (примерно 566 миллионов долларов, по другим данным лодка стоила еще больше – 66 миллиардов иен). В любом случае, это на четверть больше, чем стоила десятая подводная лодка серии SS 510 Shoryu (51,7 миллиарда иен или 454 миллиона долларов). Почти вся разница в стоимости между десятой и одиннадцатой лодками серии приходится на стоимость новых литийионных батарей, а также переделку всей сопутствующей электросистемы субмарины и изменение проекта.

Двенадцатая из запланированных лодок серии «Сорю» должна войти в состав флота в 2021 году. Лодка SS-512 уже спущена на воду, это произошло еще в ноябре прошлого года. Обе лодки с литийионными батареями на ближайшие годы станут настоящим испытательным полигоном для проведения проверки аккумуляторов и их работы в реальных условиях эксплуатации, в том числе в условиях, приближенных к боевым. Результаты испытаний очень важны, так как позволят японским адмиралам скорректировать программы строительства и развития подводного флота, а также разработать проект ударных субмарин следующего поколения.

SS 511 Oryu бросает вызов традиционным субмаринам


Стоит отметить, что японский флот достаточно давно вынашивал планы по использованию литийионных батарей на подводных лодках. Появление лодки SS 511 Oryu стало кульминацией исследований и наработок, которые продолжались на протяжении нескольких десятилетий. Известно, что первые работы в этом направлении японские конструкторы начали еще в 1962 году, а первая литийионная батарея, предназначенная для размещения на борту субмарины, была готова в 1974 году.

Несмотря на эти успехи, первые батареи были далеки от идеала, не удовлетворяли заданным требованиям эксплуатации и не устраивали военных по многим параметрам. Одновременно с этим длительное время подобные аккумуляторные батареи были очень дорогими. На это накладывалась более высокая опасность таких аккумуляторов, которые были склонны к самовозгораниям и взрывам, что на борту субмарины чревато настоящей катастрофой. Сопутствующие риски и высокая цена в совокупности с еще недостаточно «зрелой» технологией заставили японских адмиралов обратить свое внимание на воздухонезависимые энергетические установки (ВНЭУ). В 1986 году было принято решение о разработке и строительстве подводных лодок с ВНЭУ системы Стирлинга, ориентируясь на успешный шведский опыт.


Последняя серийная подлодка типа Soryu, войдет в состав флота в 2021 году

И все же день литийионных аккумуляторов на борту подводных лодок настал. Новые технологии могут существенно изменить весь подводный флот. Многие эксперты уже относят подобные дизель-электрические лодки к субмаринам пятого поколения. При этом для того чтобы перейти к использованию новых аккумуляторных батарей японским конструкторам пришлось существенно переработать проект лодок типа «Soryu». В первую очередь новые аккумуляторные батареи потребовали переработки проекта для сохранения остойчивости и балластировки лодок, так как установленные на первых 10 субмаринах серии свинцово-кислотные батареи существенно тяжелее литийионных. Более того, с новых подлодок часть веса и вовсе «ушла» за счет демонтажа двигателей Стирлинга.

В ходе работ инженерам пришлось полностью пересмотреть всю систему электропитания на борту SS 511 Oryu. Также на субмарине установили более мощные дизельгенераторы, предназначенные для подзарядки аккумуляторных батарей. Дополнительно конструкторам пришлось заняться переделкой шноркелей, это необходимо для наращивания объемов подачи воздуха и одновременно отвода выхлопных газов, так как скорость зарядки литийионных батарей заметно выше стандартных свинцово-кислотных.

Уже сегодня литийионные аккумуляторные батареи обеспечивают субмаринам продолжительность подводного хода, сопоставимую с лодками, использующими ВНЭУ. А в перспективе технические характеристики таких лодок только вырастут. В то же время высокая емкость батарей позволяет субмаринам длительное время передвигаться под водой с высокой скоростью – около 20 узлов. Высокая продолжительность подводного хода на большой скорости очень важный показатель для субмарин. Это может помочь и при выходе в атаку на надводную цель и при уклонении от атак противника. Чем быстрее лодка покинет опасный район, тем лучше.

Одновременно с этим, в отличие от подводных лодок, оснащенных ВНЭУ, новая субмарина в состоянии постоянно пополнять запас энергии в литийионных батареях, используя подзарядку батарей с применением устройства для работы двигателя под водой РДП. Также к достоинствам литийионных батарей относят более высокий срок их службы. Такие батареи не нуждаются в техническом обслуживании, а построенные с их помощью электросистемы проще в управлении и проектировании. Также литийионные батареи отличаются от свинцово-кислотных более коротким временем подзарядки из-за большей силы тока, что имеет очень важное значение для подводников.


Ввод в строй подводной лодки SS 511 Oryu

Возможности подводных лодок типа «Сорю»


Дизель-электрические подводные лодки типа «Сорю» являются ударными субмаринами Морских сил самообороны Японии. Данные лодки считаются одними из самых современных и лучших в мире, они уже составляют костяк подводных сил японского флота. Новые японские лодки достаточно крупные, по водоизмещению они превосходят все серийные российские дизель-электрические подлодки проектов 677 «Лада», 636 «Варшавянка» и 877 «Палтус». Лодки типа «Сорю» считаются достаточно бесшумными, а по длительности плавания в подводном положении могут поспорить и с современными атомными субмаринами.

Субмарины типа Soryu стандартным надводным водоизмещением 2900 тонн и подводным – 4200 тонн строятся в Японии, начиная с 2005 года (заложена первая лодка серии). Длина подводных лодок «Сорю» составляет 84 метра, ширина – 9,1 метра, средняя осадка – 8,5 метра. Экипаж лодки состоит из 65 подводников (в том числе 9 офицеров).

Первые десять дизель-электрических подводных лодок, построенных по данному проекту, отличались комбинированной силовой установкой, состоящей из двух дизель-электрических установок Kawasaki 12V25/25SB мощностью 3900 л.с каждая и четырех двигателей Стирлинга Kawasaki Kockums V4-275R, развивающих максимальную мощность 8000 л.с (подводный ход). Силовая установка корабля работает на один гребной вал. Максимальная скорость надводного хода лодки составляет 13 узлов (примерно 24 км/ч), максимальная скорость подводного хода – 20 узлов (примерно 37 км/ч).


Подводная лодка типа Soryu

Рабочая глубина погружения подводных лодок типа «Сорю» составляет 275-300 метров. Автономность плавания – до 45 суток. Для лодок данного проекта, оснащенных воздухонезависимой энергетической установкой, дальность плавания оценочно составляет 6100 морских миль (примерно 11 300 км) при скорости хода 6,5 узла (примерно 12 км/ч). Сообщается, что новые подлодки, получающие литийионные аккумуляторные батареи, смогут находиться в подводном положении еще дольше, по сути, их возможности будут ограничиваться только запасом провизии и пресной воды на борту.

Основным вооружением лодок типа Soryu являются противокорабельные торпеды и ракеты. На субмарине имеется шесть 533-мм торпедных аппаратов HU-606. Боезапас лодки может состоять из 30 торпед «Тип 89». Современные торпеды развивают максимальную скорость 55 узлов (102 км/ч), на такой скорости торпеда может пройти под водой 39 км. Также данные торпедные аппараты могут использоваться для запуска противокорабельных американских ракет UGM-84 «Гарпун». Современные версии таких ракет могут поражать цели на удалении до 280 километров.
108 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -6
    17 марта 2020 06:27
    А чем китайцы ответят японским милитаристам?
    1. -7
      17 марта 2020 06:43
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      А чем китайцы ответят японским милитаристам?

      Легко. Пакистан купит одну у милитаристов. А Китай наштампует сотни штук. feel
      1. +10
        17 марта 2020 07:05
        А на самом то деле,под общим именем "литий-ионный аккумулятор",скрывается целое семейство разнообразных химических элементов тока. Как по основным эксплуатационным показателям заряда/отдачи энергии,цены,а также очень важной х-ки - безопасности эксплуатации(случаи взрыва батарей).

        ТИПЫ СОВРЕМЕННЫХ ЛИТИЕВЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
        (Сокращённо.Полностью:
        https://elwo.ru/publ/spravochniki/tipy_sovremennykh_litievykh_akkumuljatornykh_batarej/2-1-0-915 )

        Li-ion батареи Литий-ионные аккумуляторы - это классические перезаряжаемые аккумуляторов, в которой ионы лития перемещаются от отрицательного электрода к положительному электроду во время разряда и обратно при зарядке. Литий-ионные АКБ широко распространены в бытовой электронике. Они являются одним из самых популярных типов аккумуляторных батарей для портативной электроники, с одной из лучших энергетической плотностью, отсутствие эффекта памяти и медленной потери заряда, когда он не используется (низкий саморазряд). Эта серия охватывает цилиндрические и призматические типоразмеры аккумуляторов. Li-ion имеет наивысшую плотность мощности среди любого аккумулятора старого типа. Очень легкий вес и большой цикл жизни делает его идеальным продуктом для многих решений.

        LTO батареи Литий-титанат (титанат лития) - это относительно новый класс литий-ионных АКБ - (подробнее читайте тут). Он характеризуется очень длинным жизненным циклом, который измеряется в тысячах циклов. Литий-титанат свинца является также очень безопасным и сравним в этом плане с фосфатом железа. Энергетическая плотность ниже, чем у других литий-ионных источников тока и его номинальное напряжение 2.4 В. Эта технология отличается очень быстрой зарядкой, низким внутренним сопротивлением, очень высоким жизненным циклом и отличной выносливостью (также безопасностью). LTO нашел свое применение в основном в электромобилях и наручных часах. В последнее время она начинает находить применение в мобильных медицинских устройствах, благодаря своей высокой безопасности. Одна из особенностей технологии заключается в том, что используются нанокристаллы на аноде вместо углерода, что обеспечивает гораздо более эффективную площадь поверхности. К сожалению, эта батарея имеет более низкие напряжения, чем другие типы литиевых АКБ.


        Li-Polymer батареи Литий-полимер имеет большую плотность энергии в плане веса, чем литий-ионные АКБ. В очень тонких ячейках (до 5 мм) литий-полимер обеспечивает высокую объемную плотность энергии. Великолепная стабильность в перенапряжениях и высоких температурах. Эта серия аккумуляторов может производиться в диапазоне от 30 до 23000 мА/ч, корпуса призматического и цилиндрического типов. Литий-полимерные аккумуляторы имеют ряд преимуществ: большую плотность энергии по объему, гибкость в размерах ячеек и более широкий запас прочности, с превосходной стабильностью напряжения даже на высокой температуре. Основные области применения: портативные плееры, Bluetooth, беспроводные устройства, КПК и цифровые камеры, электрические велосипеды, GPS навигаторы, ноутбуки, электронные книги.

        LiFePO4 батареи хорошо подходят для высоких токов разрядки, например военной техники, электроинструментов, электровелосипедов, мобильных компьютеров, ИБП и солнечных энергетических систем. В качестве нового анодного материала для литий-ионных аккумуляторов, lifepo4 был впервые представлен в 1997 году и постоянно совершенствуется до настоящего времени. Он привлек внимание экспертов благодаря его надежной безопасности, долговечности, низкого воздействия на окружающую среду при утилизации, и удобных зарядно-разрядных характеристик. Многие специалисты утверждают, что lifepo4 аккумуляторы являются на сегодняшний день лучшим вариантом для автономного питания электроники.

        Li-SO2 батареи Литий диоксид серы (батарея Li и SO2) - эти батареи имеют высокую плотность энергии и хорошую устойчивость к разряду на высокой мощности. Такие элементы используются в основном в военке, метеорологии и космонавтике.

        Li-MnO2 батареи Литий-диоксид марганца (батарея Li-MnO2) - такие аккумуляторы обладают легким металлическим литиевым анодом и твердым катодом из диоксида марганца, погруженный в неагрессивный, нетоксичный органический электролит. Этот тип батареи соответствуют RoHS ЕС и характеризуется большой емкостью, высокой допустимой разрядкой и длинной продолжительностью службы. Li-MnO2 широко используется в резервных источниках питания, аварийных радиобуях, пожарных сигнализациях, электронных системах контроля доступа, цифровых фотоаппаратах, медицинском оборудовании.

        Li-SOCL2 батареи Хлорида тионил лития (литий-SOCl2) батареи обладают легким металлическим литиевым анодом и жидким катодом, содержащий пористый углеродный токосъемник наполненный тионилхлоридом (SOCl2). Батарея Li-SOCL2 идеально подходят для автомобильных устройств, медицинской техники, а также военных и аэрокосмических устройств.
        1. -1
          19 марта 2020 15:02
          Смешались в кучу кони, люди... В преамбуле вы, Инсургент, пишете, что
          Цитата: Инсургент
          под общим именем "литий-ионный аккумулятор",скрывается целое семейство разнообразных химических элементов тока.

          Но ни ИТ с диоксидом серы, ни тионил-хлоридные, ни изделия с MnO2 к литий-ионным аккумуляторам отношения не имеют, более того, это вообще не аккумуляторы. Ну, и цитируемый вами источник гроша ломаного не стоит, поскольку и безграмотен, и безобразен с точки зрения перевода.
    2. +7
      17 марта 2020 07:07
      Важней вопрос - чем Россия ответит на это.... . Похоже, что к сожалению ничем.
      В планах России - продолжение строительства 5 штук "Варшавянок".
      1. +1
        17 марта 2020 23:41
        Цитата: Александр1971
        Важней вопрос - чем Россия ответит на это.... . Похоже, что к сожалению ничем.
        В планах России - продолжение строительства 5 штук "Варшавянок".
        ...а вопрос по П-750Б уже полностью закрыт ?! ...
        1. +3
          19 марта 2020 04:55
          Хорошо, что вы спросили. Этот вопрос не закрыт, и слава Богу. Но вот только этот проект не завершен. А от завершения проекта до начала производства у нас в стране проходит много времени. Например, проект АПЛ "Ясень" относится к 1977 году, а передали флоту первый экземпляр только в 2014 году, то есть спустя 37 лет. До момента передачи в ВМФ лодок проекта П-750Б сколько лет пройдет? А за это время чем будем латать дыры? - лодками "Варшавянка", проект которых создан тоже в 70-х гг.
          1. 0
            20 марта 2020 10:16
            Цитата: Александр1971
            Хорошо, что вы спросили.
            в моём понимании, любопытство - не порок...
            Цитата: Александр1971
            Например, проект АПЛ "Ясень" относится к 1977 году, а передали флоту первый экземпляр только в 2014 году, то есть спустя 37 лет.
            у меня как у дилетанта, есть надежда, что (по сравнению с восьмидесятыми, в эпоху 2020-х) уровень технологического прогресса (всё же надеюсь, что не регресса) позволяет государству (при должной мобилизации ресурсов, для достижения намеченных целей) пройти такой путь в сроки вдвое меньшие. И мне хочется верить, что есть разница в освоении ядерных энергоустановок (в 80-х ... !!) и двигателем замкнутого цикла (в 2020-х .. !!).
            Цитата: Александр1971
            А за это время чем будем латать дыры? - лодками "Варшавянка"
            Ну и в "Хаски/Лайки" тоже хотелось бы верить ... Особенно, если они не будут такими же громоздкими (и соответственно сверх дорогими) как "Ясени-М". Хотелось бы верить, что удастся родить проект МЦАПЛ, в виде какого-то усреднённого рода, между проектами "РТМК-Кондор-Лира" (ну т.е. по своему ВИ, но в сторону минимизации...), взяв лучшее что было, из каждого из этих проектов. С более новым и более компактным, современным реактором, ГАКом и.т.д.
    3. -2
      17 марта 2020 08:58
      В России разработали ядерную батарейку на никеле-63, работающую 50 лет


      https://habr.com/ru/news/t/391187/

      как обычно в России изобрели следующий ,более совершенный источник тока,батарейку на изотопах.Это будет получше ,чем даже литиевые батареи.Это сообщение прошло уже давно в 17г., но вот что то в ход не идёт.
      1. +1
        19 марта 2020 15:04
        Цитата: Бар1
        В России разработали ядерную батарейку на никеле-63, работающую 50 лет

        Да-да, с удельной мощностью в районе 1 мкВт/кг. Батарея массой в тонну выдаст аж 1 Вт мощности.
        Не смешите людей.
    4. +3
      17 марта 2020 17:09
      .... новые подлодки, получающие литийионные аккумуляторные батареи, смогут находиться в подводном положении еще дольше, по сути, их возможности будут ограничиваться только запасом провизии и пресной воды на борту.
      Звучит, конечно, красиво, но не верю я в такое, что бы подводная лодка на батарейках плавала под водой месяцами. Это под силу только атомным.
      1. +1
        18 марта 2020 14:45
        Если это лодки прибрежной зоны, сходить в дозор тысячу километров подводного хода мало, или уйти на триста в район операции, засесть в секрете на неделю, и обратно? К далеким берегам ходят атомные, но и те что есть дизельные могут, хотя их для обороны наших границ немного, главное то, что на них лучшее вооружение. Конечно с литий ионными лучше, защита упаковкой с химическим поглотителем этих батарей не проблема, надо делать.
        1. 0
          18 марта 2020 19:35
          Цитата: Andrey.A.N.
          Если это лодки прибрежной зоны, сходить в дозор тысячу километров подводного хода мало, или уйти на триста в район операции, засесть в секрете на неделю,

          Я не говорю о задачах этой подводной лодки, мне непонятно, почему в статье её возможности приравнивают к возможностям атомной подводной лодки:
          ...смогут находиться в подводном положении еще дольше, по сути, их возможности будут ограничиваться только запасом провизии и пресной воды на борту.
          Ведь аккумуляторы сами не вырабатывают электроэнергию, что бы её с них взять, надо эту электроэнергию с помощью генератора туда загрузить, а дизельгенератор можно запустить только когда подводная лодка всплывёт. У этой подводной лодки стоят более мощные генераторы, и более ёмкие аккумуляторы, но лодка хоть и хорошая как была дизельной так ей и осталась и равнять её возможности с атомной, по-моему, никаким боком.
  2. +3
    17 марта 2020 06:27
    Соперник которому мы пока достойную альтернативу предложить не можем, ни по технологии, ни по количеству на Дальнем Востоке. На этом театре, мы в обороне.
    1. -1
      17 марта 2020 06:49
      Соперник которому мы пока достойную альтернативу предложить не можем
      Этот соперник хочет у нас Курилы оттяпать и китайцам насолить...так держим ухо востро.
    2. -8
      17 марта 2020 09:05
      Цитата: Петр не первый
      Соперник которому мы пока достойную альтернативу предложить не можем, ни по технологии, ни по количеству на Дальнем Востоке. На этом театре, мы в обороне.

      По-Вашему, дроны с компактной ЯЭУ и практически неограниченной (по сравнению с этими поделками на аккумуляторах от мобильников) автономностью - альтернатива недостойная?
      1. +1
        18 марта 2020 20:42
        И сколько у нас таких дронов?
        1. -1
          19 марта 2020 00:20
          Цитата: timokhin-a-a
          И сколько у нас таких дронов?

          "Кто даст правильный ответ, тот получит десять лет".

          "Против чёрной силы вражьей
          Днем и ночью мы на страже, -
          Это все что знать о нас вам
          Разрешается."

          Как-то так. Столько, сколько нужно, а сколько именно - гостайна.
          1. +2
            19 марта 2020 08:08
            Ноль.
            Их нет и не предвидится в обозримой исторической перспективе
            1. -3
              19 марта 2020 20:13
              Цитата: timokhin-a-a
              Ноль.
              Их нет и не предвидится в обозримой исторической перспективе

              Они есть в информационном пространстве - этого более чем достаточно. И там мы их построим столько, сколько нужно.
              Новая война будет войной гибридной, т. е. во многом информационной. Можно сказать, что, как Вторая мировая была "войной моторов", следующая будет "войной фантомов". И в этой войне флот из несуществующих кораблей вполне может победить флот реальный. Своеобразное возвышение концепции fleet-in-being до уровня чистой идеи.
              1. +3
                19 марта 2020 21:34
                Это благоглупости. Там есть разведка, которая в состоянии отделить миражи от реальности. И отталкиваться любой противник будет от наших реальных возможностей на текущий момент времени.
    3. -1
      19 марта 2020 22:21
      Соперник-то он соперник, но прекрасно понимает последствия масштабной агрессии со своей стороны. Да, наши возможности на ДВ достаточно скромны в сравнении с таковыми у армии обороны и вмс Японии. Но нельзя зажать ядерную державу в угол и рассчитывать, что не получишь конкретных звездюлей в стиле 1945... Да, конечно, хотелось бы, чтобы и у нас были реализованы передовые технологии, но что есть то есть и сейчас наш лучший и весомый щит - ядерный.
  3. +3
    17 марта 2020 06:41
    Новая японская дизель-электрическая подводная лодка стала первой боевой субмариной в мире, получившей литийионные аккумуляторные батареи.
    Я Вань, такую же хочу! feel (Высоцкий)
  4. 0
    17 марта 2020 06:43
    5 марта 2020 года в японском городе Кобе спустили на воду 11-ю подводную лодку серии «Сорю» (Soryu)...Торжественная церемония ввода в строй Морских сил самообороны Японии первой боевой подводной лодки с литийионными аккумуляторными батареями SS 511 Oryu прошла в городе Кобе 5 марта 2020 года.
    Начало статьи исправьте request
    1. +2
      17 марта 2020 06:56
      Все правильно : сорю 1я в серии, орю 11я
  5. 0
    17 марта 2020 07:03
    Япония не слаба и ...
    В общем, в эту сторону у нас должно быть наведено ВСЁ что необходимо!!!
  6. -3
    17 марта 2020 07:06
    Ни разу не спец по технологиям аккумуляторных батарей.
    Однако не те ли это литий ионные батареи которые взрываются и горят в телефонах, ноутбуках, электроскутерах и тп и тд.
    Можно конечно говорить , что это же японцы!
    Они суперинженеры и технологи.
    А не тот ли это народ, который построил атомную станцию в сейсмо опасной зоне, в которой цунами почти обычное явление.
    Литий ионная технология по своей природе опасна.
    Стабилизируется только применением множественных степеней защиты и неукоснительного выполнения режима эксплуатации.
    А в случае экстраординарных событий, например серьезного физического повреждения или даже несанкционированного слишком быстрого разряда происходит возгорание и взрыв.
    Удачи японским подводникам.
    1. +5
      17 марта 2020 07:22
      Однако не те ли это литий ионные батареи которые взрываются и горят в телефонах, ноутбуках, электроскутерах
      и много у вас взорвалось батарей? В мире сейчас эксплуатируются десятки миллиардов устройств с литий-ионными батареями, их ставят просто везде, от зубных щеток, до детских игрушек.
      А не тот ли это народ, который построил атомную станцию в сейсмо опасной зоне, в которой цунами почти обычное явление.
      представитель народа устроившего чернобыльскую катастрофу пытается что-то предьявить японцам, серьезно?
      Литий ионная технология по своей природе опасна.
      жить вообще опасно, все мы умрем
      1. -4
        17 марта 2020 07:34
        Фукустма произошла много позже.
        Статистику проблем не приведу, однако они случаются достаточно часто и это зафиксировано множество раз в виде виделфиксации.
        Вплоть до возгораний на борту самолетов.
        1. +7
          17 марта 2020 07:39
          Так фукусима и случилась не на ровном месте. Или вы полагаете, раз Япония в зоне сейсмической активности и нефти своей не имеет, то люди там не должны жить с электричеством?
          Статистика проблем просто ничтожна, иначе литий-ионные батареии давным давно запретили бы к использованию или хотя бы ограничили их применение. А сейчас их пихают даже в устройства с максимально экстремальными условиями эксплуатации.
          1. -2
            17 марта 2020 07:52
            Строить атомную станцию непосредственно на берегу океана в зоне вероятного поражения цунами как минимум нерационально.
            Так что катастрофа мягко говоря на ровном месте.
        2. +8
          17 марта 2020 09:18
          Каждый человек в мире - носит в кармане такую батарейку. Использует более мощную ее дома или на работе. Некоторые ездят электрокарах или гибридах по дорогам.

          Весомая часть батареек дешевенькие. Большая часть эксплуатируется небрежно, без соблюдения правил.

          При этом, случаев единицы. За исключением проблем, когда производитель виноват (брак, неверный расчет снимаемой/поступаемой мощности, приводящей к статическому перегреву и т.п.). Если бы аварийность была реальной, то сводки Короновируса затмевали бы подорванные попы от нового Ксяоми, или выгоревшие офисы, вспыхивающие факелом по десятку в день машины ну и т.п.
          1. -3
            17 марта 2020 18:33
            Цитата: donavi49
            Если бы аварийность была реальной, то сводки Короновируса затмевали бы подорванные попы от нового Ксяоми, или выгоревшие офисы, вспыхивающие факелом по десятку в день машины ну и т.п.

            При всем уважении к Вам, проблемы с этими "батарейками" есть.
            1. +4
              17 марта 2020 20:18
              Вопрос в процентах. Иногда проблемы действительно есть. Но они группируются в 3 типа:
              - брак и некачественные элементы.
              - неправильные условия эксплуатации или хранения.
              - перегрузка аккумулятора на разряд или заряд.

              Все эти основные факторы исключаются на данной лодке. В итоге, шанс получить проблемы действительно есть. Однако он значительно ниже, чем другие риски в обыденной эксплуатации ПЛ.

              Индийская ПЛ например на классике взорвалась газом, из-за проблем с вентиляцией аккумуляторного отсека. И ЧП подобные, были всю историю ДЭПЛ. И? Меры считают достаточными, хотя мелкие залеты довольно регулярны.
      2. -3
        17 марта 2020 12:39
        Цитата: К ПРОРЫВУ ГОТОВ
        представитель народа устроившего чернобыльскую катастроф

        Чернобыль на Украине... request
        1. +1
          17 марта 2020 12:44
          Сейчас на Украине, а был в СССР и чернобыльскую катастрофу устроил советский народ.
          1. -1
            17 марта 2020 14:03
            Цитата: К ПРОРЫВУ ГОТОВ
            Сейчас на Украине, а был в СССР и чернобыльскую катастрофу устроил советский народ.

            Вот прям взял и устроил советский народ?
            1. +3
              17 марта 2020 14:10
              Вот прям пишу по аналогии с этой фразой:
              не тот ли это народ, который построил атомную станцию в сейсмо опасной зоне,
              , к который вы , почему-то, вопросов не имеете.
  7. -4
    17 марта 2020 07:18
    Также на субмарине установили более мощные дизельгенераторы, предназначенные для подзарядки аккумуляторных батарей. ... Одновременно с этим, в отличие от подводных лодок, оснащенных ВНЭУ, новая субмарина в состоянии постоянно пополнять запас энергии в литийионных батареях, используя подзарядку батарей с применением устройства для работы двигателя под водой РДП.

    В переводе этой статьи на нормальный язык получается, что японцы отказались от Стирлингов с их запасом жидкого кислорода и проблемами с выбросов за борт продуктов горения и перешли на стандартную дизель-электрическую схему, только с аккумуляторами повышенной емкости. К сведению: В СССР в 60 годах выпускались ПЛ проекта 629, часть которых оснащалась серебряно-цинковыми аккумуляторами аккумуляторы 120-СЦ, имеющими сопоставимые с литийионными батареями характеристики, но из-за их "космической" стоимости от них отказались.
    Ну а вывод:
    К слову, Россия так и не имеет ни одной серийной подводной лодки, оснащенной воздухонезависимой энергетической установкой.

    говорит только о профессиональном уровне автора.
    1. +14
      17 марта 2020 07:46
      Ну, вообще-то ПЛ с ВНЭУ у нас действительно нет
      1. -4
        17 марта 2020 08:03
        ПЛ с ВНЭУ у нас действительно нет

        Я уже как то писал здесь на сайте, что абсолютно все подводные лодки используют для движения в погруженном состоянии ВНЭУ "аккумулятор+электродвигатель".
        А практически все остальные используют для выработки электроэнергии всякие "Стирлинги", для которых необходим запас жидкого кислорода на борту с последующим удалением продуктов горения за борт. Исключения - ПЛ с "топливными элементами", где реакция окисления для выработки электроэнергии происходит на другом физическом уровне (пример - немецкие "212", но из-за низкой мощности используются как вспомогательные). В России пытаются разработать именно "топливный элемент" соответствующей мощности, пока безуспешно.
        Как возить жидкий кислород на борту- почитайте про "зажигалки" А-615.
        1. +6
          17 марта 2020 08:15
          Сколько за 15лет было аварий/катастроф с японскими ДПЛ?
          А вот с Варшавянками были
          1. -5
            17 марта 2020 08:17
            А вот с Варшавянками были

            Огласите весь список пожалуйста! fellow
        2. +6
          17 марта 2020 09:02
          Дилетант, если Вы такое писали, то Вы не правы. Понятие энергетическая установка подразумевает переработку некоего топлива в вид энергии, а связка аккумулятор-электродвигатель только расходует ранее запасенную энергию. Именно поэтому общепринятым для таких лодок является именование дизель-электрическая, и говорить о них как о ВНЭУ нельзя.
          А за советы - спасибо. Вот что бы мы делали без молодых и талантливых руководителей?:))
          1. -7
            17 марта 2020 09:49
            Понятие энергетическая установка подразумевает переработку некоего топлива в вид энергии

            Энергетическая установка подводной лодки ( а так же автомобиля, самолета и т.д.) предназначена для выполнения какой-то работы, а именно для осуществления движения из пункта А в пункт Б. А вот откуда берется энергия для этого - из аккумулятора, от окисления (в быту "сгорания") органического топлива или распада атомного ядра - это тип этой установки.
            Ну а за комплимент
            Вот что бы мы делали без молодых и талантливых руководителей?:))
            спасибо. Меня так уже лет 40 не звали.
            1. +3
              17 марта 2020 09:59
              Вопрос не в том, для чего предназначена энергетическая установка, а в том, из чего она состоит. Есть определения в словарях, и если глянуть по судовым эу, то есть четкое указание на наличие генераторной части, которая преобразовывает топливо в энергию. То есть энергетическая установка на тои же варшавянке - это дизель+ аккумулятор+ двигатель и никак иначе.
              Мы не можем определять энергетическую установку как нечто, предназначенное для перемещения из точки а в б, в противном случае река - это энергетическая установка плота
              1. -6
                17 марта 2020 12:29
                Мы не можем определять энергетическую установку как нечто, предназначенное для перемещения из точки а в б, в противном случае река - это энергетическая установка плота

                Вы абсолютно правы! Вода в реке перемещает плот из точки А в точку Б, т.е. совершает некую работу. Источником энергии для выполнения этой работы является гравитационное поле Земли (грубо говоря вода течет сверху вниз), а вода есть средство преобразования потенциальной энергии гравитационного поля в кинетическую энергию движущейся воды. Кроме перемещения плота вода в реке может так же крутить ротор электрогенератора, вырабатывающего электроэнергию (в совокупности называемые ГЭС, но это, я уверен, Вы и без меня знаете)
            2. Комментарий был удален.
              1. -1
                17 марта 2020 12:44
                1.
                что в термине ВНЭУ
                Вы имеете ввиду "фиговину" на основе "Стирлинга", Электрохимического генератора или АКБ повышенной емкости, упоминаемой в статье?
                2.
                Кстате, если уж совсем придираться, то не ЯЭУ, а ядерно-электрическая установка.
                Бывают и ядерно-электрические установки, например спутниковая типа "Топаз", где использовался термоэмиссионный преобразователь тепловой энергии в электрическую. А на подводной лодке используется именно ядерная энергетическая: тепло от реакции деления - водяной пар - турбина - электрогенератор - электроэнергия.
                Еще раз обращаю Ваше внимание, что в данной статье описывается лодка, на которой используется классическая дизель-электрическая ПЛ с аккумуляторами повышенной ёмкости, но при этом утверждается, что она с ВНЭУ. Именно это и заставило меня написать столь обильные комменты. Автор просто не понимает, о чем пишет
                1. Комментарий был удален.
                  1. +1
                    18 марта 2020 08:20
                    Японцы фильтруют всю информацию. Если они реально викинули Стирлинг

                    Уважаемый rudolff (rudolff)! Мы обсуждаем статью, в которой "черным по белому" написано
                    Также на субмарине установили более мощные дизельгенераторы, предназначенные для подзарядки аккумуляторных батарей. ... Одновременно с этим, в отличие от подводных лодок, оснащенных ВНЭУ, новая субмарина в состоянии постоянно пополнять запас энергии в литийионных батареях, используя подзарядку батарей с применением устройства для работы двигателя под водой РДП.

                    Выкинули или нет Стирлинг я тоже не знаю.
                    Но Автор, фактически описывая классическую ДЭПЛ, возмущается отсутствием аналогичных лодок в России.
                    1. Комментарий был удален.
                2. kig
                  0
                  25 марта 2020 10:46
                  Цитата: Дилетант
                  в данной статье описывается лодка, на которой используется классическая дизель-электрическая ПЛ

                  Вы совершенно правы. Тип "Сорю" вообще - это лодки с ВНЭУ, где для движения под водой используется воздухонезависимый двигатель Стирлинга. Но две последние, судя по описанию, действительно классические дизель-электрические лодки, то есть для подводного хода используется ЭД с питанием от батарей большой емкости нового типа. А батареи, когда надо, заряжаются от обычных дизель-генераторов, которым для работы нужно топливо и воздух, а значит и устройство РДП. Вся изюминка именно в аккумуляторах, которые позволяют лодке получить автономность, соизмеримую с ВНЭУ-лодкой.
      2. -6
        17 марта 2020 12:45
        Цитата: Андрей из Челябинска
        у, вообще-то ПЛ с ВНЭУ у нас действительно нет

        в полной мере под это определение попадают АПЛ... request
        так что пора перестать делать глупости и тратить деньги на экзотику типа ВЕЭУ, просто надо ставить маломощный реактор (0.5МВт электрических) на ПЛ для внутренних морей, что-то типа гибридного авто - аккумулятор постоянно заряжается от реакторного генератора...
  8. -2
    17 марта 2020 08:35
    Экипаж при каждом выходе в море теперь будет повязывать голову белыми повязками,пить САКЕ и брать ножик для харакири(сепуки). Ибо при течи аккумуляторного отсека главное успеть крикнуть БАНЗАЙ))) Литий с водой-то еще удовольствие!
  9. +2
    17 марта 2020 08:58
    Маленькое замечание по поводу лития. Этот металл в чистом виде очень чувствителен к влажности и при попадании на него воды (даже в мизерных количествах) вступает в весьма бурную химическую реакцию взрывного характера. Все случаи возгорания и взрыва литиевых батарей связаны как раз с этой особенностью, поскольку при низком качестве производства батарей зачастую возникают нарушения герметичности (например при нагревании во время работы из за теплового расширения материалов).
    Мое личное мнение - на море, тем более в боевых кораблях литиевые аккумуляторы слишком опасны. Может быть не так, как баллоны с чистым кислородом, но все же.
    1. +8
      17 марта 2020 09:14
      Ну для первой опытной лодки, акки явно не с АлиЭкспресс заказали и скрутили проводами в гараже.

      Герметизация там обеспечена, как элементов, так и сборок.

      Если на лодку, особенно современную активно поступает вода, да еще в аккумуляторный отсек, то все очень плохо. Скорей всего, уже без разницы взорвется или нет.
    2. kig
      0
      25 марта 2020 17:08
      Подозреваю, что японцы тоже знают об этой особенности, и что-то придумали.
  10. 0
    17 марта 2020 09:51
    И что теперь ВНЭУ для Калины? Можно спокойно забыть о неудачах работы с 677 и перейти на новые батарейки. Снова распил бюджета с неизвестным для флота результатом?
    1. +5
      17 марта 2020 10:14
      Вообще говоря ВНЭУ у нас пилят параллельно несколько организаций, да и по литий ионным работают. Но... Грызут меня смутные сомнения....
      1. Комментарий был удален.
        1. +2
          17 марта 2020 10:43
          То есть никакого, ибо по слухам с ВНЭУ Рубин зашёл в глухой тупик и побаивается сознаться, так как израсходовал госденег сверх меры. Но я вроде слышал о каком-то ином разработчике ЛИАБ для флота...
          1. Комментарий был удален.
  11. Комментарий был удален.
    1. +1
      17 марта 2020 10:45
      В таких случаях я обычно говорю:"Умела бы стряпать - женился бы"- НО! Только когда жены рядом нет, она такой юмор не ценит laughing
  12. Комментарий был удален.
    1. +1
      17 марта 2020 12:43
      Эта дальность плавания дана для лодок с двигателем Стирлинга. Про лодки с ЛИАБ сказано, что они "смогут находиться под водой ещё дольше".
      1. Комментарий был удален.
  13. -3
    17 марта 2020 11:31
    Максимальная скорость надводного хода лодки составляет 13 узлов (примерно 24 км/ч), максимальная скорость подводного хода – 20 узлов (примерно 37 км/ч).

    Надо бы автору "дробя" подучить.
    1. 0
      17 марта 2020 13:58
      Цитата: pmkemcity
      Максимальная скорость надводного хода лодки составляет 13 узлов (примерно 24 км/ч), максимальная скорость подводного хода – 20 узлов (примерно 37 км/ч).

      Надо бы автору "дробя" подучить.

      это из-за того что он ШИФТ не зажимает
  14. +1
    17 марта 2020 12:39
    В чем преимущество ЛИАБ перед двигателем Стирлинга? В том, что ЛИАБ обеспечивает движение в боевых режимах. А двигатель Стирлинга - вспомогательных двигатель для движения в небоевых режимах.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. +2
          17 марта 2020 15:00
          Японцы, имеющие опыт длительной эксплуатации лодок не в акватории Балтики, решили иначе.
          1. Комментарий был удален.
          2. 0
            17 марта 2020 18:51
            Цитата: СВД68
            Японцы, имеющие опыт длительной эксплуатации лодок не в акватории Балтики, решили иначе.

            ... Поживем, увидим.
            Насколько правильно решили....
  15. +3
    17 марта 2020 12:52
    Личный научный вклад автора состоит в том, что он предлагает для государственного русского языка новое правило написания термина "Литий-ионный".
  16. -1
    17 марта 2020 13:57
    это всё прекрасно..
    но лития не так много как хотелось бы.
    самые перспективные накопители энергии будут на основе натрия.
    вот его - хоть "залейся": причём буквально натрий есть в соли, а значит добывать его можно будет из морской воды.
    натрий-ионные аккумуляторы примерно такие же по эффективности как и литий-ионные но из-за того что натрия много а лития мало - натриевые намного дешевле
    1. +7
      17 марта 2020 14:16
      Цитата: САША СТАРЫЙ
      натрия много а лития мало

      Вот РФ имеет огромную территорию, да, блин, почти всё - тундра, да болота. Вроде страна большая, да, блин, плотность населения (в среднем) приближается к нулю. У японцев из ресурсов нет почти ничего, а батареи делают из лития, которого мало. У нас почти всё есть, а литий дорогой. Так в чём проблема?
      1. -3
        17 марта 2020 18:49
        Цитата: iouris
        Цитата: САША СТАРЫЙ
        натрия много а лития мало

        Вот РФ имеет огромную территорию, да, блин, почти всё - тундра, да болота. Вроде страна большая, да, блин, плотность населения (в среднем) приближается к нулю. У японцев из ресурсов нет почти ничего, а батареи делают из лития, которого мало. У нас почти всё есть, а литий дорогой. Так в чём проблема?

        Как технично вы не упомянули ничего на тему "на какие инвестиции" произошло техническое и технологическое "ниппонское чудо"...
        1. +1
          20 марта 2020 14:29
          Цитата: САША СТАРЫЙ
          "на какие инвестиции" произошло техническое и технологическое "ниппонское чудо"...

          Чудес не бывает. Япония - продукт менеджеров США. Японцы всегда делали для США то, что не эффективно делать в США. То же самое относительно Ю.Кореи.
          А для чего существует РФ? Это надо сформулировать.
      2. -1
        17 марта 2020 19:17
        а теперь подетально:

        Цитата: iouris
        Вот РФ имеет огромную территорию, да, блин, почти всё - тундра, да болота.
        - это у нас, в Сибири и на ДВ - тундра и болота, но но это не вся Россия.

        Цитата: iouris
        Вроде страна большая, да, блин, плотность населения (в среднем) приближается к нулю.
        - у России плотность 8 с половиной человек на км-квадратный, по этому параметру мы - 181-е. Япония - 336 с третью человек на квадратный километр, они по этому параметру 25-е...
        А теперь что касается влияния плотности населения на стоимость лития: почему вы считаете что эти показатели взаимосвязаны напрямую(ключевое слово НАПРЯМУЮ, потому как опосредовано всё на всё влияет)?(тут я не спорю, я просто действительно не совсем понимаю, кто в этом вопросе лучше разбирается - прошу тоже в дискуссию, буду благодарен)
        В общем я не думаю что в Бангладеше (1-я в мире страна по плотности населения) литий стоИт в прямой зависимости от количества людей, населяющих один квадратный километр, и что он там из-за этой самой плотности заметно дешевле или дороже..

        Цитата: iouris
        У японцев из ресурсов нет почти ничего, а батареи делают из лития, которого мало.
        - а откуда вообще у японцев что-то появилось после ВОВ? от их "невероятного ума и повальной гениальности"? - конечно нет. Это "японское чудо" произошло благодаря западным инвестициям и японской идее трудоголизма (неплохая в общем идея, если "без фанатизьму")

        Цитата: iouris
        У нас почти всё есть, а литий дорогой.
        - так он и для японцев почти такой же дорогой: значение имеет не плотность населения "на отдельновзятом пятачке" а то сколько в мире осталось этого лития: давайте представим что в мире лития осталось всего сто грамм, имеет ли значение то что в Бангладеше живет тысяча человек на кв/км, в Японии - 336.3, а в России 8.56..? - уверен: если от него будет зависеть нечто важное типа технологического рывка - он будет стОить одинаково дорого везде... или если он нафиг никому не нужен - он не будет стОить ничего.

        Цитата: iouris
        Так в чём проблема?
        - проблема в том что его
        а) мало
        б) дорогой
        И если бы не "а", то не было бы "б". тогда бы и не придумывали замену, но её ведь с 90-х годов придумывали-придумывали и придумали: лет 5-8 назад появились первые серийные натрий-ионные аккумуляторы.
        1. +5
          17 марта 2020 21:16
          "Это "японское чудо" произошло благодаря западным инвестициям
          и японской идее трудоголизма"///
          ----
          Инвестиции делают только туда, где есть потенциал для их возврата с прибылью.
          То что в Японию - страну без природных ресурсов - влили много денег в 50-70
          годы прошлого века о многом говорит.
          Японские инженеры - одни из лучших в мире. Японское производство - самое
          высоко качественное в мире (только недавно Ю.Корея смогла вырваться вперед).
          1. +1
            18 марта 2020 20:49
            Инвестиции делают только туда, где есть потенциал для их возврата с прибылью.


            Это необходимое условие, но оно не достаточное. Политические факторы значат не меньше.
  17. +2
    17 марта 2020 14:28
    Вот желтолицые пройдохи. Будут сейчас вблизи Курил болтаться - зарядку спрашивать.
  18. -10
    17 марта 2020 14:53
    Литий-ионные батареи - новый фетиш поклонников карго-культа.

    Русофобы всех мастей в строгом соответствии с новой методичкой переключились на пиар вундервафли под названием "воздухонезависимая установка" ПЛ с дальностью хода 400 км и скоростью 10 узлов laughing

    И это при том, что только Россия имеет ядерный реактор с уникальными массо-габаритными характеристиками, на быстрых нейтронах и жидкометаллическом носителе с электрической мощностью 10 МВт, установленный на НПА "Поседон" (водоизмещение 44 тонны, скорость 100 узлов, дальность неограниченна) и пригодный для установки на МЦАПЛ водоизмещением 1000 тонн, скоростью 30 узлов и неограниченной дальностью.
    1. 0
      24 марта 2020 19:09
      Это на которой 14 человек погибло?
  19. +2
    17 марта 2020 19:20
    Японский милитаризм возрождается, но как союзник империи зла не подлежит обсуждению. Напротив, остриё пропаганды империи зла и её вассалов направлено не на сдерживание агрессора – Японию, а на осуждение её жертвы – Китая.
    Свинцовоцинковые, литийионные и прочие аккумуляторные батарейки как источник энергии, приводящий в движение крупные объекты как автомобили, корабли, летательные аппараты - решение временное.
    Будущее за термоядерной энергетики разног назначения и беспроводными системами её адресной передачи – дому, автомобилю, аппаратам жизнеобеспечения и всем прочим потребителям.
    Представление даёт мобильная связь – заплатил, пользуешь. Не заплатил, отключили – в грядущем цифровом мире всякая задолженность будет равнозначна смерти.
    1. 0
      17 марта 2020 20:00
      А беспроводная система адресной передачи термоядерной энергии - это что за зверь такой, если не секрет?
    2. +1
      18 марта 2020 11:28
      Всякое решение есть временное. Но мы живем здесь и сейчас, а не во времена управляемого термоядерного синтеза.
      Если вы, Jacques Sekavar, хотите оснастить наши ПЛ термоядерными реакторами, то вперёд - закидывайте ваш проект на производство. А если у вас проекта не имеется, то суньте эту блестящую идею в какое-нибудь другое место
      1. 0
        18 марта 2020 17:56
        Если пленочные элементы литийионных аккумуляторов упаковывать в "мягкий мешок" заполненный специальной жидкостью, то такой аккумулятор можно будет размещать за пределами прочного корпуса ПЛ, в той же Варшавянке, довольно много места между корпусами.
  20. 0
    24 марта 2020 19:07
    Впечатляют характеристики японских торпед
  21. 0
    25 марта 2020 15:44
    Li-Ion батареи довольно пожароопасные. Забыли наверное как телефоны Samsung Note сжигали машины несколько лет назад?
    Это я к тому что большой вопрос как такие лодки поведут себя в бою на пределе и насколько такая лодка будет устойчива к повреждениям в водной среде? Эти батареи от воды воспламеняются как порох.
    Япония как всегда в своем духе - стратегия истребителя Zero - легкий, быстрый но горел как спичка.
    1. 0
      25 марта 2020 19:39
      Цитата: sinoptic
      Эти батареи от воды воспламеняются как порох.

      Если набирать большие аккумуляторы из не больших отдельных элементов упакованных в отдельный корпус , а сами эти корпуса засунуть в герметичную емкость и залить хоть эпоксидкой , то риски снизятся к миниуму.
  22. 0
    3 июня 2020 09:26
    Для лодок данного проекта, оснащенных воздухонезависимой энергетической установкой, дальность плавания оценочно составляет 6100 морских миль (примерно 11 300 км) при скорости хода 6,5 узла (примерно 12 км/ч).

    Ето подводная дальност под батериями, или с двигателями Стирлинга или под РДП?
    И подводная скорость 20 узла под батериями ето за ... часа?