Два образа прибрежных кораблей

0
Никто не оспаривает тот факт, что в 90-е гг. прошлого века геополитическая картина мира претерпела кардинальные изменения. Вместе с ней менялись и военные доктрины – в первую очередь стран, занимающих лидирующие позиции в мире. В конце 90-х гг. Пентагон, а вместе с ним и страны НАТО начали переориентацию своих флотов с операций в океанах на действия в прибрежных зонах в рамках локальных конфликтов. Новая концепция применения ВМС, а также успешное развитие ряда современных технологий потребовали пересмотра боевого состава военно-морских сил.

Планировалось создание кораблей нового поколения – небольшого водоизмещения, а значит сравнительно недорогих, построенных с применением наукоемких технологий и последних достижений военной техники, способных при относительно малом водоизмещении решать множество боевых задач. Именно такими единицами должны были стать так называемые литоральные боевые корабли (Littoral Combat Ships – LCS) ВМС США.

Необходимость пересмотра концепции применения флота в прибрежных водах, где крайне высока угроза нападения со стороны противника, наиболее остро встала после инцидента с американским эсминцем Cole (DDG 67) на рейде Адена 12 октября 2000 г. Тогда современный, хорошо вооруженный и дорогой боевой корабль был надолго выведен из строя взрывом подошедшей к его борту небольшой лодки, начиненной взрывчаткой. Эсминец удалось спасти и вновь ввести в строй после 14 месяцев ремонта, на который ушло $250 млн.

В известном смысле прообразом современных литоральных боевых кораблей можно считать шведский корвет Visby (YS2000), спущенный на воду в июне 2000 г. Изюминка проекта в том, что корабль создан с широким применением stealth технологии. Его называют первым «настоящим» кораблем-невидимкой. Именно его широко рекламируемая способность быть незаметным для средств обнаружения противника и принесла корвету поистине всемирную известность. Снижение радиолокационной заметности достигнуто за счет применения композитных конструкционных материалов, обеспечивающих поглощение и «распыление» радиоволн РЛС, а также благодаря выбору рациональной формы корпуса и надстроек корабля. Кроме того, все основные системы оружия спрятаны за специальными герметичными укрытиями, выполненными заподлицо с корпусными конструкциями (исключением является лишь артиллерийская установка, но и ее башня выполнена из радиопоглащающего материала «стелсовской» формы). Таким же образом выполнено швартовное оборудование. Как известно, именно эти элементы, а также развитые антенные посты вносят весьма значительный вклад в ЭПР всего корабля.



Корвет типа Visby.

При своем малом водоизмещении Visby оборудован вертолетной площадкой. Кроме того, сообщалось, что его вооружение строится по модульному принципу: в центральной части корпуса находится специальный отсек, где может быть установлено различное вооружение – от ударных ракет до безэкипажных подводных аппаратов-уничтожителей мин. Правда, судя по публикациям в прессе, первые четыре корпуса были построены с противоминным вооружением и лишь пятый – с изначально установленным на борту ударным.

В августе 2000 г. шведская фирма Kockums начал работу над проектом Visby Plus – корветом океанской зоны. В целом его философия аналогична предыдущему: минимизация сигнатур физических полей, скрытое в корпусе оружие и оборудование, применение композитных материалов, водомет в качестве движителя, модульный принцип расположения вооружения. Интересно, что программа реализована не была, но корвет, очень сильно напоминающий Visby Plus, появился в составе ВМС США.

Это неудивительно. Между американским проектом LCS и шведским корветом существует самая непосредственная взаимосвязь. 22 октября 2002 г. на военно-морском салоне Euronaval в Париже представители американской компании Northrop Grumman объявили о подписании совместного соглашения с Kockums (разработчик корвета Visby), которое охватывало вопросы совершенствования проекта, строительства и продажи корветов типа Visby, а также сопутствующих технологий как американскому правительству, так и его союзникам посредством так называемой Иностранной военной коммерческой программы (Foreign Military Sales Program).



Литоральный боевой корабль-тримаран Independence.

В результате, в сентябре 2006 г. со стапелей верфи Marinette Marine сошел на воду первый литоральный боевой корабль американского флота – Freedom (LCS 1) разработки группы компании под руководством корпорации Lockheed Martin. Главная его особенность – построение вооружения по модульному принципу, что было обусловлено еще в техническом задании на проектирование. Модульно-контейнерный принцип должен стать многоцелевым в полном смысле этого слова. Благодаря его внедрению корабль в кратчайший срок может подстраиваться под любую боевую задачу, имея на борту лишь необходимое для выполнения данной конкретной операции вооружение и оборудование в оптимальном сочетании.

В финальном тендере на разработку будущего корабля участвовали три корпорации – Lockheed Martin с водоизмещающим кораблем с обводами типа глубокое V и водометами в качестве главных движителей, General Dynamics (GD) с аутригерным тримараном с водометами и, наконец, Raytheon со скеговым КВП с корпусом из композитных материалов, разработанным на основе норвежского ракетного катера на воздушной подушке Skjold. Победителями были названы Lockheed Martin и General Dynamics. 19 января 2006 г. по проекту GD был заложен тримаран LCS 2, получивший название Independence. Он также спроектирован с использованием модульного принципа комплектации вооружением (корабль спущен на воду 29 апреля 2008 г.). Для широкой публики было заявлено, что после всесторонних испытаний обоих вариантов будет вынесено решение: какие корабли строить дальше – однокорпусные или тримараны.



Патрульный корабль ВМС Чили Piloto Pardo.

Откровенно говоря, подход довольно странный. Давно просчитано, что многокорпусные корабли дороже монокорпусных примерно равного водоизмещения. Выше также стоимость постройки, дальнейшего обслуживания и ремонта. Преимущества же, получаемые при многокорпусной схеме не столь велики, как та сумма, которую приходится за них выкладывать. А вот недостатки имеются очень серьезные. Например, боевая живучесть при повреждении одного аутригера резко снижается. Для докования и ремонта таких кораблей необходимы специальные условия и т.д.

Руководство ВМС США изначально рассматривало возможность приобретения до 60 кораблей LCS до 2030 г. общей стоимостью порядка $12 млрд. Планировалось, что первая подсерия кораблей будет состоять из двенадцати или, возможно, тринадцати кораблей. Однако стоимость строительства литоральных кораблей, которая первоначально определялась в $220 млн. за единицу, достигла почти $600 млн. за каждый. И это без боевых модулей, стоимость которых в эту сумму не включается.

Но в прибрежной зоне требуются не только корабли, способные выполнять ударные задачи. Нужны сторожевики, контролирующие исключительные экономические зоны. Например, в июне 2007 г. был спущен на воду патрульный корабль Piloto Pardo, построенный фирмой ASMAR для ВМС Чили. Разработчик проекта и поставщик комплектующих – немецкая фирма Fassmer. Корабль сертифицирован на регистр Ллойда.

Водоизмещение Piloto Pardo составляет около 1700 т. В его задачи входят охрана территориальных вод Чили, осуществление поисково-спасательных работ, мониторинг водной среды, подготовка кадров для ВМС. В составе чилийских ВМС уже два корабля этого типа – Piloto Pardo и Comandante Policarpo Toro, а всего планируется ввести в строй четыре единицы. Проектом заинтересовались соседние государства – пять кораблей этого типа намерена приобрести Аргентина, и два – Колумбия.

Следует отметить, что проектировщики разумно отказались от достижения высоких скоростей хода, зато серьезно увеличили дальность плавания. Они не стали перегружать проект ударным и зенитным вооружением, ограничившись лишь легкой артиллерией и небольшим вертолетом.



Патрульный корабль прибрежной зоны проекта ПС-500.

Не осталась в стороне от проектирования подобных литоральных кораблей и Россия. В апреле 1997 г. на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге состоялась закладка патрульного корабля прибрежной зоны проекта ПС-500, спроектированного «Северным ПКБ» для ВМС Вьетнама. Вьетнамской стороной было заказано два комплекта оборудования и механизмов, блок-секции для головного корабля, а также носовая и кормовая секции для второго. Предполагалось, что после испытаний и сдачи флоту первого корпуса последует заказ на изготовление оставшихся секций для второго. Но этого не случилось.

Сборка секций осуществлялась во Вьетнаме на верфи Ba Son в городе Хошимине. 24 июня 1998 г. головной корабль спустили на воду, а в октябре 2001 г. он был сдан флоту.

ПС-500 предназначен для несения патрульно-пограничной службы по охране территориальных вод и экономической зоны, защиты гражданских судов и коммуникаций от боевых кораблей, подводных лодок и катеров противника. Впервые в практике отечественного судостроения для кораблей подобного класса и водоизмещения была успешно применена форма корпуса типа глубокое V, позволившая получить высокие мореходные качества, а в качестве главных движителей применены водометы того же типа, что и на корвете Visby (KaMeWa 125 SII, правда, со старыми импеллерами и с реверсивно-рулевыми устройствами). Сочетание новейших достижений в области развития форм корпуса и водометов позволили достигнуть исключительной маневренности корабля во всем диапазоне скоростей (внутренний и малый крен на циркуляции, разворот на «стопе», движение лагом). Корпус и надстройки корабля полностью стальные без использования легких сплавов.

Конечно, внешний «экстерьер» ПС-500 не столь привлекателен, как у Visby, но его вооружение и тактико-технические элементы полностью соответствуют концепции малого корабля прибрежной зоны, а главное, российский корабль получился много дешевле. А по вооружению он (шведский аналог – фактически тральщик, напомним, что только пятый корабль серии вооружен ударными ракетами) значительно превосходит его.

Что же касается радиолокационной заметности за счет внедрения весьма дорогостоящих элементов, то целесообразность ее снижения для малых кораблей, зачастую действующих на фоне береговой черты, скал, островов и т.д., являющихся великолепными естественными укрытиями и помехами для РЛ сигнала, сомнительна. Поэтому, наверное, следует признать логичным некоторое «пренебрежение» этим показателем.

Сегодня разработаны несколько вариантов ПС-500 с облегченным вооружением (например, 76-мм артиллерийская установка может быть заменена 57-мм орудием), а также с вертолетной площадкой для приема и обслуживания легкого вертолета типа Ка-226.



Перспективный патрульный корабль литоральной зоны проекта 22460.

Новинкой 2009 г. стал пограничный сторожевой корабль проекта 22460 «Рубин» разработки «Северного ПКБ». Он предназначен для патрульных и спасательных операций в территориальном море. Пожалуй, главная особенность этого корабля (а водоизмещение «Рубина», как и у Visby, около 600 т) – наличие на его борту взлетно-посадочной площадки для легкого вертолета и возможность быстрого оборудования ангара. На Visby, который до недавнего времени считался самым маленьким боевым кораблем с вертолетом на борту, ангара нет – имеется только вертолетная площадка. «Рубин» оснащен также быстроходным жестко-надувным катером, установленным на кормовом слипе, по которому катер можно спускать и поднимать на борт на ходу. Катер хранится в многофункциональном помещении, которое может использоваться также для размещения различного специального оборудования. Поисковый вертолет и катер серьезно расширяют возможности небольшого корабля.

Серьезное отличие российского корабля от шведского в том, что на нем в качестве конструкционного материала применена сталь, что позволяет ему работать в молодом и битом льду толщиной до 20 сантиметров, а для морей России это более чем актуально. При создании корабля в разумных пределах применили stealth технологии.

Вооружение «Рубина» на первый взгляд «несерьезное» – одна многоствольная 30-мм артиллерийская установка АК-630 и два пулемета «Корд». Но этого вполне достаточно, чтобы остановить террористов или нарушителей границы, а на период мобилизации на корабле можно установить пусковые установки ПКР «Уран» и дополнительное зенитное вооружение.

Напомним, что в состав Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ входят сторожевые корабли проекта 11351 водоизмещением более 3500 т разработки «Северного ПКБ». Но они строились еще в советские времена. Сегодня «Северное ПКБ» в качестве перспективного патрульного корабля литоральной зоны предлагает корабль стандартным водоизмещением около 1300 т, вооруженный 57-мм АУ и поисково-спасательным вертолетом Ка-27ПС. Возможна установка специального оборудования. Дальность плавания экономическим 16-узловым ходом – 6000 миль, скорость полного хода – 30 узлов. В случае заказа таких изделий пограничники получат сравнительно дешевые мореходные корабли, обладающие достаточно сильным вооружением для решения задач, соответствующих реалиям времени и, вместе с тем, серьезным модернизационным потенциалом, позволяющим в достаточно короткий срок превратить их в грозные боевые корабли.

Два образа прибрежных кораблей