«Фердинанды» в глубоком советскому тылу. Обстрелы и изучение

50

Памятка красноармейцу. Источник: М. Коломиец "Элефант. Тяжелое штурмовое орудие Фердинанда Порше"

Эти чудовища


«Эти чудовища должны послужить тараном при прорыве через русские позиции. Никакие Т-34 не смогут им противостоять».

Именно такие надежды возлагал фюрер на детище доктора Фердинанда Порше. На практике же в первые же моменты боевого применения два «Фердинанда» оказались захвачены вместе с экипажем. Случилось это в начале Курской битвы. Первая машина увязла в мягком грунте и была захвачена бойцами 123-й стрелковой дивизии, а вторая стала обездвиженным трофеем после разрушения гусеницы. Вообще, из 89 участвующих в битве самоходок 39 оказались безвозвратно потеряны вермахтом.

20-21 июня 1943 года в районе станции Поныри один «Фердинанд» был расстрелян в научных целях. Соответствующее распоряжение отдал командующий 13-й армией Н. П. Пухов. Приведем краткие итоги обстрела.



45-мм противотанковая пушка образца 1937 года в борт пробивала броню с 300 метров только подкалиберным снарядом с вероятностью 33%. При стрельбе фактически в упор, то есть со 150 метров, пушка гарантированно поражала «Фердинанд» в борт. 76-мм бронебойный снаряд из ЗИС-3 пробивал борт с 400 метров, а 85-мм снаряд зенитной пушки мог поразить самоходку сбоку уже с 1200 метров. При этом 85-мм болванка наносила серьезные повреждения – ударяется в противоположную стенку борта, разрушается, не оставляя шансов прислуге орудия. Лоб «Фердинанда» данному орудию не поддавался, однако при удачном выстреле можно было вывести из строя радиостанцию и механику управления. Болты крепления лобовых бронеплит также не выдерживали 85 мм.

Анализ работы более крупных калибров по бортовой броне также нельзя оставить без внимания. Осколочно-фугасные снаряды калибром 122 мм из пушки образца 1931/37 г. не пробивали борт, но бронеплиты «Фердинанда» трескались и расходились по швам. А вот 122-мм гаубица образца 1938 г. вообще особых повреждений броне не наносила – страдали только траки и катки.


Именно на этом "Фердинанде" изучали ходовые качества новой самоходной артиллерийской установки гитлеровцев. Кубинка. Фото автора

Следующий обстрел «Фердинанд» ждал с 1 под 14 декабря 1943 года на полигоне в подмосковной Кубинке. Первой на бронемашине испытали новейшую на тот момент кумулятивную противотанковую гранату РПГ-6, которая уверенно пробивала любую броню в бортовой проекции. Далее была 45-мм танковая пушка 20-К, надежно поражающая борт подкалиберным снарядом со 100-200 метров. Британский «Черчилль» с 57-мм пушкой QF подкалиберным снарядом поражал сбоку немецкую САУ на удалении в 0,5 км, а обычным бронебойным — только с 300 метров. М4А2 «Шерман» бронебойными снарядами 75-мм пушки оставлял в бортах лишь вмятины и только два раза смог поразить броню с 500 метров. Отечественная Ф-34 калибром 76 мм ни разу не смогла справиться с бортовой броней немецкой машины. Подобраться к лобовой брони гитлеровского монстра решили только со 122-мм орудием Д-25, причем огонь вели исключительно с 1400 метров. Итог: ни лоб «Фединанда», ни борта не поддались – только незначительные сколы на внутренней поверхности брони да выпучивания. В итоге борт бронемашины Порше с дистанции 1 км проломил бетонобойный снаряд 152-мм пушки гаубицы МЛ-20. Дыра зияла немаленькая – 220х230 мм. Бронебойный снаряд этого же орудия наконец-то поразил лоб «Фердинанда» с расстояния в 1200 метров. Отечественные испытатели, очевидно, вошли в раж и решили привлечь к расстрелу самоходного орудия трофейную «Пантеру» — её неподалеку выгуливали на полигоне. KwK 42 хоть и обладала замечательной баллистикой, но 75 мм для поражения лба «Фердинанда» явно было мало (пробить его удалось в упор со 100 метров). Подкалиберный снаряд из «Пантеры» уверенно поражал борт своего тяжелого собрата с дистанции в 900 метров, а вот простой бронебойный — всего со 100-200. Естественно, провели ответный обстрел «Пантеры» из «фердинандовской» 88-мм пушки StuK 43. В итоге наклонные лобовые бронелисты немецкого танка надежно поражались с 600 метров.






Декабрь 1943 года. Кубинка. Источник: warspot.ru

Безусловно, при массовом производстве «Фердинанды» могли стать серьезной угрозой для танков Красной Армии, и это пришлось учитывать при разработке ИС-2 и самоходок на базе Т-34. Однако тираж в 90 (либо в 91) экземпляров сделал самоходку настолько редкой техникой на поле боя, что бойцы часто путали её с «Мардерами», «Насхорнами» и «Хуммелями».

Выводы инженеров Кубинки


Военные инженеры научно-испытательного полигона Главного бронетанкового управления Красной Армии в Кубинке после длительных испытаний оставшегося в живых «Фердинанда» отзывались о самоходке как о достаточно надежной машине. Вторили им испытатели опытного завода №100 в Челябинске, которым также отправили одну САУ. Особый интерес вызвала оригинальная подвеска и электрическая трансмиссия, а легкость управления многотонной машиной так и вообще посчитали самой лучшей.


"Пантера" лишь в упор смогла поразить лоб "Фердинанда". Источник: warspot.ru

Слабыми местами «Фердинанда», которые рекомендовали учитывать красноармейцам, были, естественно, плохая поворотливость, небольшая скорость движения и малая проходимость. Бить предлагали бронебойными снарядами по бортам в границы гусениц – здесь и броня всего в 60 мм, и располагаются жизненно важные узлы. Если самоходка подошла на расстояние кинжального удара, то можно было швырнуть в жалюзи верхнего броневого листа бутылку с коктейлем Молотова. Также специалисты полигона в Кубинке отмечают, что люки над горловинами бензобаков, расположенные по краям верхнего броневого листа у нижнего среза лобовой части рубки, при попадании любым снарядом срываются со слабых петель, и бензин воспламеняются. Дело оставалось за малым – попасть в такую цель любым снарядом. Если артиллеристам или танкистам удается подобраться к бронированной машине сзади, то можно выстрелить в крышку заднего люка рубки. Она, как оказалось, недостаточно крепко зафиксирована в закрытом положении, вываливается от любого снаряда, а в открытый люк уже можно закидывать и бутылки с зажигательной смесью, и гранаты. В общем, сложная это была цель — немецкая САУ «Фердинанд».


Источник: М. Коломиец "Элефант. Тяжелое штурмовое орудие Фердинанда Порше"




"Фердинанды" на Курской дуге. Источник: М. Коломиец "Элефант. Тяжелое штурмовое орудие Фердинанда Порше"

Пару слов стоит сказать о подвеске немецкого штурмового орудия. Балансирная резино-торсионная подвеска немало удивила военных инженеров Кубинки, и они долго искали причины разработки такой мудреной схемы. Инженер П. С. Чередниченко в «Вестнике танковой промышленности» пространно размышляет на этот счет:

«По-видимому, немцы не считали возможным использовать для подрессоривания 70-тонной машины уже известные и апробированные практикой подвески».

Особое внимание уделяется резиновым демпферам, которые не рассчитаны на большую деформацию и на пересеченной местности становятся ограничителями. В итоге самоходка, едва разогнавшись, получала чувствительные удары через подвеску, ставшую жесткой системой. Тем не менее, инженеры считали, что подобная подвеска все-таки представляет интерес для отечественной танковой промышленности как один из примеров использования на тяжелой бронетехнике.


"Фердинанд" в Кубинке. Фото автора

Перейдем к оценке советскими инженерами целесообразности внедрения на «Фердинанде» электрической трансмиссии. Отмечается, что управление такой бронемашиной более простое и менее утомительное по сравнению с танками, имеющим традиционную механическую трансмиссию. Среди плюсов трансмиссии инженер подполковник И. М. Малявин, занимающийся в 1943-1944 годах изучением «Фердинанда» на полигоне в Кубинке, выделяет высокую скорость перевода с переднего хода на задний и обратно. В «Вестнике танковой промышленности» инженер, в частности, пишет:
«Схема трансмиссии позволяет водителю простыми манипуляциями при любых условиях движения поддерживать наиболее рациональный режим работы первичных двигателей и использовать всю их мощность, реализуя её в одном случае на повышение скорости движения, в другом – на увеличение тягового усилия на гусеницах, благодаря чему средняя скорость движения может поддерживаться относительно высокой».

Автор, очевидно, по опыту эксплуатации не самой удачной системы переключения передач на Т-34 по достоинству оценивает преимущества электротрансмиссии «Фердинанда», указывая на невозможность её поломки из-за неправильного чередования переключения передач. Когда же речь заходит о массе всей конструкции, то оказывается, что электрическая трансмиссия – это не менее 9% от массы всей САУ! Как справедливо отмечает И. М. Малявин, механическая трансмиссия обычно в 2-3 раза легче. Подытоживая, автор объясняет причины установки тяжелой и сложной электрической трансмиссии на «Фердинанд». Во-первых, подобная техника позволяет по-новому решить ряд сложных вопросов управления движением и поворотом, а во-вторых, привлекает для танкостроения ресурсы и опыт высокоразвитой германской электропромышленности.
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    24 апреля 2020 04:34
    Безусловно, при массовом производстве «Фердинанды» могли стать серьезной угрозой для танков Красной Армии
    Чего не могло случится даже при большом желании немцев. Самоходка сделанная из шасси "Тигра-неудачника" Порше требовала очень много меди в своем производстве, а медь в Германии ценилась уже чуть дешевле золота.
    Когда же речь заходит о массе всей конструкции, то оказывается, что электрическая трансмиссия – это не менее 9% от массы всей САУ!
    И лучше не вспоминать сколько она весила у нашего опытного ИС, когда решили попробовать на нем электротрансмиссию
    1. +3
      24 апреля 2020 05:21
      70 тонн этой махине...да все мосты через водные преграды надо было укреплять для этого монстра...дороговато для затяжной войны.
      1. +17
        24 апреля 2020 05:48
        Но согласитесь! Сколько шухера наделал машина выпущенная в количестве 91 шт!
        Не смотря на малый тираж, эта ПТ запомнилась чуть меньше, чем Т34.
        Думаю это связано с исключительно высокими совокупными ТТХ, этой ПТ для своего времени.
        1. +2
          24 апреля 2020 05:52
          Сколько шухера наделал машина выпущенная в количестве 91 шт!

          Малая поворотливость спасала экипажи наших танков от истребления от этого монстра...пушка конечно мощная ...но в совокупности БОЕВЫХ характеристик эта самоходка все равно проигрывала Т-34.
          1. +30
            24 апреля 2020 08:36
            В совокупности и "Тигры" проиграли Т-34, но если вспомнить во что нам эта самая совокупность стала. Тридцатьчетверке до "Тигра" еще доехать надо было метров на 200-400 причем в борт, а это ох как проблематично было, с учетом того, что "Тигр" Т-34 уже с 2 км. поражал в лобовую проекцию. Так что честь и слава нашим предкам, победившим этот стальной зверинец.
            У моей жены дед танкистом всю войну прошел, мехвод. Четыре раза горел. За бой под Прохоровкой и спасение раненного командира из горящего танка был представлен к Звезде Героя, которую так и не получил. Зато получил контузию и потерю части черепа, когда люк башни оторвало. Бабушка её рассказывала, что с дедом в кино на военные фильмы ходить нельзя было, особенно если он перед этим опостограмился, он тогда в атаку на экран ходил. Участвовал в рейде на Тацинку зимой 1943-го, его сгоревший танк до пятидесятых годов там под Тацинкой так и стоял.
          2. +9
            24 апреля 2020 09:34
            Цитата: Тот же ЛЕХА
            но в совокупности БОЕВЫХ характеристик эта самоходка все равно проигрывала Т-34.

            Какое-то бредовая идея, сравнивать характеристики (сверх)тяжелой ПТ САУ и массового условно говоря среднего танка.
            1. +12
              24 апреля 2020 12:17
              на поле боя - да, но надо учесть, что эту войну выиграли средние танки, и очень хорошо, что немцы в погоне за чудо-оружием не наращивали производства модернизированных Pz-4.
              1. +1
                24 апреля 2020 13:13
                Цитата: роман66
                не наращивали производства модернизированных Pz-4.

                Да, но я бы не стал связывать ситуацию четверки с Федей. Они практически не пересекались по производству.
                1. +1
                  24 апреля 2020 13:15
                  на заводе , где Федей производили, вполне можно было организовать производство Pz.Kpfw. IV Ausf. J и были бы у нас неприятности
                  1. +3
                    24 апреля 2020 14:08
                    Цитата: роман66
                    на заводе , где Федей производили, вполне можно было организовать производство Pz.Kpfw. IV Ausf. J

                    Вы не поверите, но Nibelungenwerk и был основным, по факту единственным производителем четверки J. Это один из основных танковых заводов Рейха. Да, немцы могли бы обратить большее внимание на технологический аспект четверки, но тут не Федя им помешал.
        2. +10
          24 апреля 2020 07:44
          Цитата: Алексей Зоммер
          Но согласитесь! Сколько шухера наделал машина выпущенная в количестве 91 шт!
          Не смотря на малый тираж, эта ПТ запомнилась чуть меньше, чем Т34.

          Только своими боевыми качествами и толстой броней она запомнилась, да так, что после многие немецкие самоходы иначе как "фердинанд" и не звали. Хотя вот более мелкая и менее защищенная противотанковая самоходка "чешских гномов" "Хетцер" уничтожила больше наших танков и убила больше наших предков, но о ней как то в мемуарах не прочтешь...Политика понимаешь, "дружбе народов" ни что не должно было мешать
        3. -1
          25 апреля 2020 00:32
          Но согласитесь! Сколько шухера наделал машина выпущенная в количестве 91 шт!
          Не смотря на малый тираж, эта ПТ запомнилась чуть меньше, чем Т34.
          Думаю это связано с исключительно высокими совокупными ТТХ, этой ПТ для своего времени.

          Это связано просто со схожестью ее силуэта со многими другими немецкими САУ того времени. smile
        4. avg
          +2
          25 апреля 2020 16:25
          Цитата: Алексей Зоммер
          Но согласитесь! Сколько шухера наделал машина выпущенная в количестве 91 шт!

          Во многом благодаря солдатским байкам. Не даром потом все немецкие САУ вдруг стали "Фердинандами", и даже нашу СУ-76 бойцы окрестили "Голожопым Фердинандом".
      2. +11
        24 апреля 2020 07:41
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        70 тонн этой махине...да все мосты через водные преграды надо было укреплять для этого монстра...дороговато для затяжной войны.

        Так и использовать ее предполагали на направлениях главного удара, где она должна была, находясь во второй линии выщелкивать наши танки один за одним.пушка была мощнее, чем у "Тигра", её потом начали устанавливать на "Королевский тигр". Нашим войскам еще здорово повезло, что немецкое командование, в связи с отсутствием танков решила их использовать в первой линии, да еще и в роли танков, что позволило их много уничтожить именно нашей пехоте.
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        Малая поворотливость спасала экипажи наших танков от истребления от этого монстра...
        Наши экипажи больше спасало то, что немцы вынуждены были ее использовать не так как надо было.
        1. +4
          24 апреля 2020 09:45
          Цитата: svp67
          в связи с отсутствием танков решила их использовать в первой линии, да еще и в роли танков, что позволило их много уничтожить именно нашей пехоте.

          Да, тут смешно получилось.

          Хваленые Панцерваффе хваленого Вермахта взяли и залажали все свои вундервафли на ровном месте. Вначале засветили Тигр на севере, потом под Курском погнали Пантеры как стадо баранов без управления до ближайшего оврага, а к ним вдобавок засадил в грязь Фердинанды.
          1. +8
            24 апреля 2020 12:57
            Цитата: Осьминог
            Хваленые Панцерваффе хваленого Вермахта взяли и залажали все свои вундервафли на ровном месте.

            Тщательно повторив все советские ошибки в применении танков и САУ. smile
            Тяжёлый истребитель танков они, соблазнившись бронированием и вооружением, решили использовать как тяжёлый танк прорыва. И погнали в бой, да ещё и без разведки местности. Результат - "феди" тщательно собрали все минные поля на направлении удара, да ещё и встретились с пехотой, чего по проекту вообще не предполагалось (ну где САУ, идущая во второй линии за танками и моторизованной пехотой, может найти пехоту противника).
            "Пантерам" досталось ещё больше - 200 танков собрали в два батальона, без пехоты, назвали эту кучу "39-й тп" - и передали на усиление "Гроссдойчланду". А чтобы первый бой был гарантированно фееричным - объединили собственный танковый полк "Гроссдойчланда" и 39-й тп под командованием спешно сформированного штаба 10-й тбр, не дав этому штабу ни людей, ни техники. Конец немного предсказуем: на второй день наступления, аккурат во время прорыва первого рубежа советской обороны, 39-й тп потерял связь со штабом 10-й тбр. Весь день полк в одиночку, без пехоты, без артиллерии, без связи бился лбом об советские позиции, огребая от пехоты и артиллеристов (27-я иптабр и армейская артиллерия 6-й А). К вечеру в 39-м тп в строю осталось около 40 "Пантер".
            1. +7
              24 апреля 2020 13:08
              Цитата: Alexey RA
              Тщательно повторив все советские ошибки в применении танков и САУ.

              Мы без конца ругаем товарища Ротмистрова, и, разумеется, за дело. Но следует признать, что на старуху Манштейна тоже случались прорухи, и нередко, и какие!
              1. +4
                24 апреля 2020 13:25
                Цитата: Осьминог
                Мы без конца ругаем товарища Ротмистрова, и, разумеется, за дело. Но следует признать, что на старуху Манштейна тоже случались прорухи, и нередко, и какие!

                И слава Богу! Нам в Курской битве только тактически грамотного применения 39-го тп о двух сотнях "Пантер" не хватало... smile
    2. -2
      25 апреля 2020 00:26
      Чего не могло случится даже при большом желании немцев. Самоходка сделанная из шасси "Тигра-неудачника" Порше требовала очень много меди в своем производстве, а медь в Германии ценилась уже чуть дешевле золота.

      Могли и поставить на другое шасси при реальном желании. Того же Pz.VI Tiger (H) хотя бы.
      1. +4
        25 апреля 2020 05:02
        Цитата: Снайпер-Любитель
        Могли и поставить на другое шасси при реальном желании. Того же Pz.VI Tiger (H) хотя бы.

        Так и поставили, только взяли базовое шасси от Pz.V "Panther" и это была лучшая немецкая ПТ САУ - "Jagdpanther"

        И специальное базовое шасси "Geschützwagen" III/IV создав на его основе ПТ САУ "Hornisse" (с 1944 года "Náshorn")
    3. 0
      2 мая 2020 19:10
      Ну так автор и говорит, что если бы..., то.... Понятно, что всего 90 экземпляров - не от хорошей жизни. Но кабы меди было доволно, то...
      1. 0
        2 мая 2020 19:19
        Цитата: Molot1979
        Но кабы меди было доволно, то...

        "Бодатой корове Бог рогов не дает..."
  2. +2
    24 апреля 2020 05:26
    "Феде" стать массовой машиной не грозило ни при каких раскладах.
  3. +2
    24 апреля 2020 05:49
    Цитата: svp67
    И лучше не вспоминать сколько электротрансмиссия весила у нашего опытного ИС, когда решили попробовать на нем электротрансмиссию

    А трактор ДЭТ-250, на котором применили этот немецкий выверт был не опытным и выпускался до недавнего времени. И весил больше чем на 10 тонн Т-330. По тяге 2 трактора Т-100 при выдергивании застрявшей техники (сам видел) были эффективнее ДЭТ-250.
    1. +1
      24 апреля 2020 11:11
      Два Т-170 естественно перетянут ДЭТа, они тяжелее . По 17-20 тонн + - от комплектации , против 33 тонн веса ДЭТа. Т-330 бульдозер и с клыками весил более 50 тонн. в 88 году я впервые сел в Т-330, мне очень понравилось управление этого монстра, и оборудование кабины. ДЭТ довольно уродливый.
      1. +1
        24 апреля 2020 13:37
        Не 170-е. 1979 год. Бульдозер уселся в грязь. Глубоко. Нужно вытаскивать. Рядом полигоны приииска. Подогнали ДЭТ, он ерзал, ерзал и ни с места. Горный мастер пояснил - трансмиссия электромеханическая, предохранители не дают перегруза. Подогнали два бульдозера Т-100 (даже не 130!, их ещё было мало). Цугом, уперлись, с копотью, на пределе, но вырвали.
        1. 0
          24 апреля 2020 14:20
          Согласен на все 100%.
        2. 0
          24 апреля 2020 14:35
          Кажется я сотку и уже завести не смогу. вспоминаю, но с трудом.
          1. +1
            24 апреля 2020 15:03
            Ручка сверху, крутим пускач, потом рукоятка бендикса... Помню! wink
            1. 0
              24 апреля 2020 15:20
              А в кабине сколько рычагов для запуска можете вспомнить?. ЧЕТЫРЕ. Ну и ручка газа, 5. Пока их все перетащишь.....
  4. -3
    24 апреля 2020 06:25
    Судя по статье, все эти Тигры и Фердинанты можно было валенками убивать?
  5. -3
    24 апреля 2020 06:30
    Праобраз современных самоходок МСТА. Но с другой стороны, "сумрачный германский гений" излишне начудил в ней и после ,так скажем, грандиозного поражения в Курской битве(39 из 90 безвозвратно потеряно) немцы применяли "Фердинанды" очень осторожно и только из засад.
    1. +11
      24 апреля 2020 07:28
      чего, мста?)))) я даже стесняюсь спросить как вам такое в голову пришло сравнивать противотанковую бронированную пушку и гаубицу картонную по своей сути))))
    2. -3
      25 апреля 2020 00:30
      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B4_(%D0%A1%D0%90%D0%A3)#Курская_битва
      35. Что для парка в 90 машин в сражении такого упорства и интенсивности совсем не "грандиозно".
    3. 0
      25 апреля 2020 05:05
      Цитата: bistrov.
      Праобраз современных самоходок МСТА.

      Скорей уж послевоенной СУ-101(102)
  6. +4
    24 апреля 2020 06:41
    Взглянуть на памятку, так у этой самоходки считай всё тело - эрогенная зона...
  7. +1
    24 апреля 2020 07:24
    Фото автор интересные нашел. Не видал ранее. Спасибо.
    1. BAI
      +2
      24 апреля 2020 20:00
      На "Военный альбом" (Waralbum) зайдите.
  8. +3
    24 апреля 2020 08:18
    Подробнее об Фердинанде/Элефанте можно почитать тут https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/sau-ferdinand/ ну или тут https://modelist-konstruktor.com/bronekollekcziya/shturmovoe-orudie-ferdinand. Есть ещё такая книга

    , довольно интересно написано, один недостаток редкая вещь как и сама самоходка. Была ещё монография на русском посвещённая Фердинанду/Элефанту. Кстате везде полная масса САУ указывается в 65 тонн...
  9. +1
    24 апреля 2020 18:35
    А ещё у Фердинандов не было оборонительных пулемётов. От слова совсем. Я ничего не перепутал??
    1. -1
      25 апреля 2020 00:27
      Сначала - не было. Но потом - поставили.
    2. +1
      25 апреля 2020 13:14
      Цитата: alsoclean
      А ещё у Фердинандов не было оборонительных пулемётов. От слова совсем. Я ничего не перепутал??

      Исходно у "фердинандов" пулемётов не было. Они появились только после модернизации в 1944 г. (тогда же эти САУ переименовали в "элефант").
      Отсутствие пулемёта вполне логично: машина проектировалась как тяжёлый истребитель танков, работающий "из-за спин". Поэтому пулемётом решили пренебречь, тем более, что его установка ослабляла бронезащиту в лобовой проекции. У нас на ПТ-САУ тоже пулемёты не ставили.
      1. 0
        25 апреля 2020 23:26
        Ну да - ну да! Поэтому то ли 7 то ли 8 машин было сожжено! пехотой. До пренебрегались...
  10. 0
    24 апреля 2020 19:10
    «Эти чудовища должны послужить тараном при прорыве через русские позиции. Никакие Т-34 не смогут им противостоять».
    неужели сам бесноватый так говорил?
  11. -2
    25 апреля 2020 00:24
    Если бы немцы действительно
    возлагали на "Фердинанды" больше надежды"

    они бы не ограничили их выпуск всего 90 шт.
    Ну и добавлю, что в Курской битве их совершенно безграмотно применяли. Как и "Пантеры" впрочем.
    1. +2
      25 апреля 2020 13:38
      Цитата: Снайпер-Любитель
      они бы не ограничили их выпуск всего 90 шт.

      Так это... базовые шасси кончились. smile
      По большому счёту, "Феди" - это результат "тигриной гонки" лета 1941 г., когда для сокращения времени постановки в серию нового ТТ (разрабатываемого аж с 1937 г. - B.W.(verstaerkt)) обоим участникам соревнования сразу заказали по три опытных образца и по сто серийных "первой серии". В результате, кто бы ни победил - у рейха появлялось сто "лишних" шасси, которые нужно было как-то утилизировать.
      1. -2
        27 апреля 2020 20:15
        А какая религия запрещала использовать другое шасси? Те же Pz.I/II/IV - клепали на вполне себе кардинально разных шасси.
  12. 0
    26 апреля 2020 01:51
    Интересная статья,автор спасибо!
  13. 0
    27 апреля 2020 10:24
    Большие агрегаты в танке - это добавке веса не только от самих агрегатов, но и от больших размеров бронекорпуса, который просто в силу толщины очень чувствителен к этому.
  14. 0
    3 мая 2020 09:47
    Расчет немцев на этого Монстра не оправдался. Гладко было на бумаге...