Семейство сторожевых кораблей пр. 1135 «Буревестник»: полвека на службе

56

СКР "Бдительный" и корабли зарубежных ВМС в ходе совместных учений Baltops-93, 1 июня 1993 г. Фото US Navy

Как сообщают «Известия», в середине мая в море вновь выйдет один из старейших кораблей российского флота – сторожевик «Ладный», построенный по проекту 1135 «Буревестник». Вернувшись в боевой состав Черноморского флота, «Ладный» вновь сможет нести службу вместе с другими «Буревестниками», построенными по улучшенным версиям пр. 1135. История этого проекта представляет большой интерес. Конструкция, созданная еще в шестидесятых годах, имела высочайший модернизационный потенциал, используемый до сих пор.

Перспективный сторожевик


Тактико-техническое задание на новый сторожевой корабль (СКР), способный вести длительное патрулирование и сопровождать корабельные группы, защищая их от различных атак, было выдано в 1964 г. В 1968 гг. ленинградское ЦКБ-53 (ныне Северное ПКБ) завершило проектные работы по теме «1135» / «Буревестник», и вскоре на заводе «Янтарь» (г. Калининград) началось строительство головного сторожевика «Бдительный». В самом конце 1970 г. он вошел в состав Балтийского флота.



Серийное строительство «Буревестников» велось на калининградском «Янтаре», на ленинградском Заводе им. Жданова (ныне «Северная верфь») и на керченском «Заливе». С 1968 по 1980 г. предприятия заложили 21 СКР нового типа. Корабли предназначались для всех четырех флотов ВМФ СССР. Последний корабль сдали «под елочку» в 1981 г.


"Пытливый" модернизированного проекта 1135М во время боевой службы в Средиземном море, 1 ноября 1986 г. Фото US Navy

Служба большинства кораблей первой серии продолжалась до девяностых-двухтысячных годов. После развала СССР несколько сторожевиков достались Украине. Кроме того, в этот период корабли стали списывать из-за морального и физического устаревания, а также по причине невозможности дальнейшей эксплуатации. По итогам этих событий в составе российского флота остался только один СКР пр. 1135 – «Ладный», построенный в 1979-80 гг. Сейчас он завершает ремонт и вскоре должен вновь выйти в море.

Литера «М»


Уже в 1972 г., по результатам первых лет эксплуатации кораблей пр. 1135, появилось ТТЗ на проведение модернизации. Сторожевики улучшенного пр. 1135М должны были нести иное оснащение и вооружение с более высокими характеристиками. По результатам модернизации корабли нарастили мощь артиллерии и противолодочный потенциал.

Ввиду недостаточной огневой мощи спаренные артустановки АК-726 заменили изделиями АК-100 с орудием большего калибра и РЛС управления огнем МР-145 «Лев». ГАС типа МГ-332 «Титан-2» заменили более новой МГ-332МС «Титан-2Т». Также имели место другие доработки разного рода.

Головной корабль пр. 1135М заложили в конце 1973 г. и приняли в состав ВМФ через два года. Строительство серии продолжалось до начала восьмидесятых. Последний 11-й корабль серии, «Пытливый», сдали флоту в конце 1981 г. Корабли вновь распределялись между всеми флотами ВМФ СССР.


СКР "Воровский" погранвойск ФСБ, 2009 г. Фото US Coast Guard

Модернизированные «Буревестники» в большинстве своем служили до рубежа девяностых и двухтысячных, после чего были списаны и утилизированы. В строю остается только корабль «Пытливый». Как и более старый «Ладный», он несет службу в составе Черноморского флота.

Пограничный сторожевик


В 1980 г. судостроители получили заказ от КГБ – имеющийся сторожевик пр. 1135 требовали доработать для использования в морских частях пограничных войск. Новый проект 1135.1 «Нерей» вновь разрабатывался в ЦКБ-53.

Пограничный СКР лишился противолодочной системы РБУ-6000; на место ее пусковой установки с кормы перенесли изделие АК-100 с РЛС «Лев». Также с кормы убрали ЗРК «Оса-М», а высвободившееся место использовали под вертолетную площадку. Побортно разместили две установки АК-630М с РЛС управления МР-123 «Вымпел». Гидроакустический комплекс обновили с применением изделий МГК-335 «Платина» и МГК-345 «Бронза».

Сторожевики пр. «Нерей» строились на заводе «Залив» с 1981 г. До распада СССР погранвойска КГБ успели получить семь кораблей; еще два оставались на разных стадиях строительства. Восьмой корабль серии достался Украине – теперь это флагман ее ВМС «Гетман Сагайдачный». Девятый корабль, заложенный в 1992 г., через несколько лет разобрали на стапеле.

С 1998 по 2002 г. российские погранвойска списали четыре сторожевика. Не так давно, в 2017-м закончил службу пятый, «Воровский». В строю остаются два корабля – «Орел» и «Дзержинский».

Новые модернизации


В начале восьмидесятых был поднят вопрос модернизации наличных кораблей с целью повышения их боевых возможностей. В 1983 г. был подготовлен проект модернизации 1135.2, предлагавший кардинальную модернизацию радиоэлектронного, гидроакустического и ракетного вооружения. Установка новых систем могла осуществляться при капитальном ремонте корабля.


Российский сторожевик "Ладный" и корабли ВМС Украины, 2012 г. На заднем плане виден "Гетман Сагайдачный", строившийся по пр. 1135.1. Фото Wikimedia Commons

Пр. 1135.2 предлагал удаление противолодочного комплекса и монтаж ударной системы «Уран» с противокорабельными ракетами. Старые ГАС заменялись единым ГАК МГК-365 «Звезда-М1». Предусматривалось серьезное обновление комплекса радиолокаторов.

Модернизацию кораблей поручили нескольким предприятиям, по месту службы кораблей. Процесс ремонта и переоснащения стартовал одновременно с пресловутой Перестройкой – и к распаду СССР успели обновить только три сторожевика. Два из них несли службу до двухтысячных годов, а третий списали в 2012-м.

Другой проект, 1135.3, предлагал замену противолодочного комплекса УРПК-4 «Метель» более новым УРПК-5 «Раструб», а также модернизацию гидроакустических систем при помощи ГАК «Звезда-М1». Такое оборудование и вооружение поучил только СКР «Жаркий» их состава Северного флота. Он продолжал службу до 2002 г.

Экспорт и модульность


В девяностых годах Северное ПКБ разработало новый вариант пр. «Буревестник» – на этот раз с прицелом на зарубежный рынок. Исходную конструкцию сторожевика переработали с учетом современных тенденций, возможных пожеланий заказчиков и перспективных систем вооружений. Итоговый вариант такого проекта, доведенный до серии, получил номер 1135.6 (11356) и индийское имя «Тальвар».

При переработке предыдущих проектов сохранили только основные конструкции корпуса и часть общих систем. Остальное полностью переработали с внедрением модульной архитектуры, упрощающей как изменение проекта с учетом пожеланий заказчика, так и последующую модернизацию. После таких изменений корабль стал немного длиннее, а полное водоизмещение выросло с 3,19 тыс. т до 4 тыс. т.


Фрегат "Тальвар" - головной корабль пр. 11356 для индийского флота. Фото ВМС Индии

«Тальвар» оснастили современным отечественным и зарубежным радиоэлектронным и гидроакустическим оборудованием. Основой комплекса вооружений стала универсальная пусковая установка 3С-14 с 8 ячейками для ТПК ракет разных типов. Изначально главным ударным оружием являлись ракеты Club-N, затем появилась возможность применения изделий BrahMos. Корабль сохранил 100-мм артустановку, но получил новые зенитные средства.

В 1999 г. на Балтийском заводе состоялась закладка первого корабля пр. 1135.6 для ВМС Индии. Этот заказ предусматривал поставку трех кораблей – они вошли в состав флота в 2003-2004 гг. В 2007-11 гг. завод «Янтарь» построил вторую серию сторожевиков. С лета 2013 г. в составе индийского флота числится шесть «Тальваров».

Следующее поколение


В двухтысячных годах на базе пр. 11356 был создан новый пр. 11356Р. Суть нового проекта заключалась в переработке экспортного «Тальвара» с учетом требований ВМФ России. Основные подходы к конструированию и подбору комплектующих остались прежними, но изменился состав вооружения и оборудования.

В 2010 и 2011 г. Минобороны России разместило два заказа на шесть новых сторожевиков / фрегатов. В дальнейшем рассматривалась возможность строительства еще трех. Предполагалось передать корабли Черноморскому, Балтийскому и Тихоокеанскому флотам, но затем подобные планы сократили. Все построенные фрегаты должны были поступить в состав Черноморского флота.


"Адмирал Григорович" - головной фрегат пр. 11356Р. Фото Минобороны РФ

Головной корабль «Адмирал Григорович» заложили в конце 2010 г. и приняли в состав флота в 2016-м. Через несколько месяцев подняли флаг на «Адмирале Эссене», строившемся с 2011 г. В конце 2017 г. флот получил фрегат «Адмирал Макаров».

Строительство трех других кораблей столкнулось с проблемой. В 2014 г. украинская промышленность отказалась поставлять необходимые силовые установки, и строящиеся СКР остались без двигателей. В дальнейшем неоднократно появлялись различные сообщения о возможных действиях и мерах. Строительство могло быть заморожено или продолжено с использованием российских энергоустановок – с серьезным отставанием от исходного графика.

В июле 2019 г. стало известно, что три недостроенных корабля выкупила Индия. Российский завод продолжит строительство, а индийская сторона в обход российских судостроителей должна приобрести украинские двигатели. Сдача трех кораблей ВМС Индии ожидается в 2023-24 гг.

Полвека в строю


31 декабря 2020 г. исполняется ровно 50 лет со дня ввода в строй первого сторожевого корабля пр. 1135 «Буревестник». За первым «Бдительным» последовало еще 19 кораблей исходного проекта и 11 модернизированного. Впоследствии четыре таких СКР прошли модернизацию до 1135.2 и 1135.3. Также промышленность построила 8 пограничных кораблей «Нерей». По последним проектам 11356 и 11356Р построили шесть кораблей для Индии (еще три строятся) и три для России.


Пожалуй, самый известный эпизод из истории пр. 1135. СКР "Беззаветный" вытесняет из советских территориальных вод американский крейсер. 12 февраля 1988 г., вид с крейсера. Фото US Navy

К настоящему времени по всем проектам семейства 1135 построено 48 кораблей, и в ближайшем будущем в море выйдут новые. При этом за прошедшие полвека большая часть сторожевиков закончила свою службу. Сейчас ВМФ России располагает всего двумя кораблями ранних проектов и тремя современными пр. 11356Р. В распоряжении погранвойск ФСБ остается два корабля пр. 1135.1. В зарубежных флотах несут службу семь боевых единиц – в основном это современные «Тальвары».

История проекта 1135 и его производных представляет большой интерес. Базовый проект семейства создавался в середине шестидесятых годов согласно требованиям своего времени. В дальнейшем требования менялись, и проект дорабатывался тем или иным образом. Наконец, в конце прошлого века проект подвергся радикальной переработке – но с сохранением значительной части черт.

В результате в составе ВМФ России можно одновременно наблюдать сторожевики «Ладный» и «Пытливый», построенные на рубеже семидесятых-восьмидесятых, а также совершенно новые фрегаты «адмиральской серии». Все это стало возможно благодаря высочайшему модернизационному потенциалу проекта, заложенному более полувека назад.
56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    23 апреля 2020 18:17
    Обводы одни из самых красивых во всех флотах мира!
    1. +6
      23 апреля 2020 20:18
      У итальянских фрегатов красивые корпуса
      1. +4
        23 апреля 2020 21:51
        Итальянские фрегаты тип FREMM (Bergamini) в противолодочной и ударной конфигурации в море.
        1. -3
          24 апреля 2020 03:21
          Цитата: Аристарх Людвигович
          Итальянские фрегаты тип FREMM
          Страшидло же! Помесь жабы с Дартом ибн Вейдером. ))) Так что макаронники уже не те.
          1. 0
            24 апреля 2020 14:14
            Страшидло же! Помесь жабы с Дартом ибн Вейдером

            Высокая башня надстройки с радаром.. В первую очередь функционально.
            1. 0
              24 апреля 2020 14:36
              Цитата: alexmach
              В первую очередь функционально.
              Спасибо, просветили. )))
              Надстройка и башенноподобная мачта, и их можно было покрасивее сделать.

              Насколько элегантнее это итальянской жабы выглядит, при том же функционале, примерно.
              1. 0
                24 апреля 2020 15:03
                Насколько элегантнее это итальянской жабы выглядит, при том же функционале, примерно.

                При том же функционале? да ладно. Вы там Эсминец ПВО с корвето-фрегатами сравниваете по функционалу?

                Во-первых фотографии в "анфас" и в 3\4 сравнивать странно.
                Во-вторых у этого вашего элегантного Деринга (это ведь он на второй фотке если не ошибаюсь) точь-в-точь то же самое. Посмотрел на фото ваших итальянцев и про него же и подумал.. Ну разве что без всех этих козырьков.
                Ну и последнее 20380, наверняка сказать сложно, искать источники лень, но вот просто судя по фотографии на глаз кажется что либо башня у него ниже (а там ведь каждый метр чего-то стоит), либо надстройка выше и шире (что означает большую парусность).. ну либо и то и другое одновременно.

                Да согласен огромные тонкие пирамиды РЛС смотрятся немного несуразно, но повторюсь - функциональность важнее и с функциональной точки зрения они оправданы.
                1. +1
                  24 апреля 2020 15:50
                  Цитата: alexmach
                  Во-первых фотографии в "анфас" и в 3\4 сравнивать странно.

                  На фотографиях с носа даже линейные/большие крейсера превращаются в утюги. smile
                  1. 0
                    24 апреля 2020 16:44
                    Перевооружить бы их, хоть бюджетно эти старые "буревестники". Тот же "ладный" после ремонта да с новыми турбинами способен ещё прослужить. При имеющемся дефиците кораблей на всех флотах был бы полезен...
                  2. -1
                    24 апреля 2020 17:32
                    Не вижу утюга, загромождение деталями вижу, а утюга нет. )))
                    1. +2
                      24 апреля 2020 17:51
                      Цитата: Владимир_2У
                      Не вижу утюга, загромождение деталями вижу, а утюга нет. )))

                      "Вид с кормы" самого быстроходного из ЛК.

                      "С носа" у него вообще ничего не видно - вздёрнутый нос всё закрывает. smile
                      1. -1
                        24 апреля 2020 17:53
                        Неудачное сэлфи. laughing
                2. -1
                  24 апреля 2020 17:31
                  Ну сменим ракурс
                  Мало что изменилось для жабы. Как и функционал ПРИМЕРНО, при разной мощности само собой тот, же остался. Просто кто то умеет красиво строить, а кто то разучился. К тому же ФРЕММ фрегат и водоизмещением более 5000 т. примерно, а наш 20380 (Вы правы) корвет около 2500 т., но наш корабль выглядит пропорционально, как и "Тип 45" при примерно 7500 т. а ФРЕММ нет.
                  Но на вкус и цвет фломастеры разные. ))
                  1. +2
                    24 апреля 2020 17:45
                    Но на вкус и цвет фломастеры разные. ))

                    Может быть может быть. Как по мне этот ваш Дарнинг выглядит точно так же несуразно.


                    Далее если бы в распоряжении ВМФ России было десятка два таких кораблика как этот ваш несуразный ФЕРММ, я был бы только рад и простил бы им всю их несуразность.
                    1. -1
                      24 апреля 2020 17:55
                      Цитата: alexmach
                      Как по мне этот ваш Дарнинг выглядит точно так же несуразно.
                      Вот и я про вкусовщину пишу.
                      Цитата: alexmach
                      десятка два таких кораблика как этот ваш несуразный ФЕРММ, я был бы только рад и простил бы им всю их несуразность.

                      Он такой же мой, как и Ваш, то есть никакой, hi а про два десятка тут абсолютно согласен. hi
          2. 0
            24 апреля 2020 22:52
            Итальянцы умеют делать дизайн, Фемм просо великолепнейший дизайн корабля, впрочем итальянские авто, мебель , архитектура и тп и тд тому подтверждение.
    2. +1
      23 апреля 2020 20:22
      И у наших крейсеров Москва и Варяг корпуса и надстройки - шедевр !!!!
      1. +2
        23 апреля 2020 21:36
        Видел впервые РКр "Слава " (Москва) в 1981 в Николаеве, на заводе. Красота, неописать. Убойная .
  2. +2
    23 апреля 2020 18:22
    Жаль, что проект 11540 в серию не пошел. Для своего времени был достойным противником для
    любого фрегата мира.
    1. +2
      24 апреля 2020 01:48
      Жаль, что третий 11540 не достроили.
      1. 0
        24 апреля 2020 11:00
        Что то индусы ни в какую не захотели покупать 11540 ,а им предлагали . Даже на стрельбы выходила на "Неустрашимом"
      2. 0
        2 октября 2020 19:18
        Цитата: Pavel57
        Жаль, что третий 11540 не достроили.

        Мы называли их на флоте "Татарский крейсер". Напихать вооружения в текущее водоизмещение, а условия службы и жизни на уровне 1124М
  3. +2
    23 апреля 2020 18:24
    в середине мая в море вновь выйдет один из старейших кораблей российского флота – сторожевик «Ладный»,
    Добро пожаловать в строй! Запас прочности позволяет, советское, значит надежное.
  4. +21
    23 апреля 2020 18:48
    Пожалуй, самый известный эпизод из истории пр. 1135. СКР "Беззаветный" вытесняет из советских территориальных вод американский крейсер. 12 февраля 1988 г., вид с крейсера. Фото US Navy

    Всего через пару лет после этого события великой страны СССР не стало, и американские моряки с "Йорктауна" гостили в Мурманске. С "Беззаветного" в начале нулевых срезали надпись на борту, ободрали как липку и продали на металлолом в Турцию. 25 марта 2005 года корабль из Севастополя вывел буксир. Из-за кроваво-красного цвета сурика корпуса и чёрных пятен там, где когда-то стояло вооружение, «Беззаветный» был похож на израненного зверя. 12 мая 2005 далеко в море «Беззаветный» быстро накренился на правый борт и начал опускаться под воду, будто кто-то открыл кингстоны, предпочтя гибель позорной разделке на иголки.
  5. +1
    23 апреля 2020 19:00
    семь футов под килем
  6. +3
    23 апреля 2020 19:03
    красивый корабль,а вот обводы надводного борта современных кораблей а-ля стелс годны только в штиль ,уже при 4-5 баллов во многих моментах будет великолепная отражающая способность ,ну а при 8-9 баллов волны снесут противорадиолокационное покрытие,кто ходил знает-краску с бортов сдирает
  7. +4
    23 апреля 2020 20:20
    "Буревестник", "Букари" - всё таки какие красивые корабли делали в СССР... Больше таких уже не будет...(( Сейчас, корабли на какие то утюги больше похоже, со своими а-ля стелс технологиями.
    1. +2
      23 апреля 2020 22:13
      На мой взгляд сейчас тоже красивые фрегаты проекта 20350 строят .
  8. +2
    23 апреля 2020 21:07
    Красивый корабль. А вот архитектура с пушками на корме не оправдана.
  9. D16
    +4
    23 апреля 2020 21:15
    Пограничный СКР лишился противолодочной системы РБУ-6000

    РБУ остались. Убрали УРПК Метель, одну башню АК-100 и один ЗРК.
  10. +4
    23 апреля 2020 21:40
    Цитата: Аристарх Людвигович
    Пожалуй, самый известный эпизод из истории пр. 1135. СКР "Беззаветный" вытесняет из советских территориальных вод американский крейсер. 12 февраля 1988 г., вид с крейсера. Фото US Navy

    Всего через пару лет после этого события великой страны СССР не стало, и американские моряки с "Йорктауна" гостили в Мурманске. С "Беззаветного" в начале нулевых срезали надпись на борту, ободрали как липку и продали на металлолом в Турцию. 25 марта 2005 года корабль из Севастополя вывел буксир. Из-за кроваво-красного цвета сурика корпуса и чёрных пятен там, где когда-то стояло вооружение, «Беззаветный» был похож на израненного зверя. 12 мая 2005 далеко в море «Беззаветный» быстро накренился на правый борт и начал опускаться под воду, будто кто-то открыл кингстоны, предпочтя гибель позорной разделке на иголки.

    Светлая память кораблю. Корабли, они ведь как живые .
    1. +2
      23 апреля 2020 22:14
      Они как люди, рождаются, живут и умирают.
  11. 0
    24 апреля 2020 03:23
    На первом фото вторым идёт тип "Бремен"
  12. -2
    24 апреля 2020 03:27
    Красивый корабль,но мне из БПК больше 61 проект нравился winked
    1. 0
      2 октября 2020 19:22
      Цитата: Crossbill
      Красивый корабль,но мне из БПК больше 61 проект нравился

      Действительно, самый красивый))) А ГЭУ, вообще шедевр, штаты после него не делили на маршевые и форсажные, как мы, а использовали схему 61-го
  13. 0
    24 апреля 2020 08:38
    Всё же что бы не говорили шесть лет назад про "Адмиральскую" серию для ЧФ, время показало правильность принятого решения. Сейчас имеем боеготовое ядро флота, и если бы каклы не нагадили, уже было бы шесть вымпелов! Правильно что не стали дожидаться шедеврального перспективного проекта с сырым и неосвоенным промом вооружения и оборудования. Наверное нужно как в авиации: не более 10% нового оборудования, а то не полетит самолёт...
  14. +1
    24 апреля 2020 10:41
    Служил на ПСКР 1135.1 , очень удивлен что оставили на службе самый старый ПСКР Дзержинский в серии, списанные были в лучшем состоянии, отходили до первого ремонта и с 96г стояли у пирса.
    1. +5
      24 апреля 2020 11:01
      Мотивы тех кто принимает решения не всегда понятны с точки здравого смысла.
    2. +3
      24 апреля 2020 11:13
      Причины списания ПСКРов -это то что они стали в новых условиях избыточно дороги и чрезмерно вооружены для выполнения функций возложенных на пограничников. Крупные корабли стали списывать ,а проект 1241. и 205П разоружать. Так это позволило сократить штаты и расходы на содержание. В Советском Союзе Эти корабли были резервом сил ПЛО и и ОВРы на случай войны.
      1. +2
        24 апреля 2020 11:59
        Слово в слово то что нам говорили на службе в 90х годах.
        Делать новый проект, строить корабли, обучать по новой экипаж, дешевле содержания имеющихся кораблей, которые не выработали и половины ресурса?
        А резерв сил ПЛО и ОВР идет бонусом, все было уже построено!
        Специалистом в данном вопросе не являюсь, но доводы про дороговизну и излишество проекта 1135.1 как то неубедительны с точки зрения здравого смысла.
        1. +2
          24 апреля 2020 12:22
          Поргран войскам нового облика не нужны корабли дальней зоны с оружием фрегата. . Да еще с артиллерией 100мм и ТА и БГас РБУ. Ну куда дешевле адаптированный Сейнер или БМРТ. Я сам это и видел . Поэтому и разоружили Светляки и артиллерия максимум АК 630.А уж сколько можно сэкономить на истемах РЭБ и РЛС это просто фантастика. Корабль с АК 630. Обычной РЛС и парой быстроходных лодок.И скорость надо узлов около 20 . СМотри проект 22100 ,22120 и чуток скоростней 22460.Вот как то так.
          1. +3
            24 апреля 2020 13:00
            Не маловато ли 750 тонн водоизмещения для Тихого океана? И потом, 1135.1 было 5 штук только на Камчатке, и вместо них 3 22460? На весь ТОФ?
            22100 и 22120 корабли ледового класса, они то же были во второй дивизии, то же с дизелями, точное их количество не помню, знаю только что 1-2 были на СФ, 1 на Чукотке остальные в П.- Камчатском. Судьба этих кораблей мне неизвестна.
            Мое личное субьективное мнение в том что содержать уже имеющееся гораздо дешевле чем проектировать и строить новое, когда имеющееся не выработало свой ресурс. 1135.1 может и излишен, но он был в наличии. Справляются ли 3 новых корабля вместо 5 большой вопрос.
            Лесную охрану то же посчитали излишней, оптимизировали, и то что творится с вырубкой леса никому объяснять думаю не нужно. По аналогии думаю и про современную оптимизацию Морской охраны.
            1. 0
              24 апреля 2020 21:31
              Я лично был на всех вариантах 1135-х включая все экспортные 11356 и черноморские 11356м. Не довелось только на 11351. Последние были лучшими из того что было в этом типе . Так что я искреннее завидую что Вам довелось там служить..Недостаток 11356 это отсутствие буксируемой станции. У индусов планировали использовать просто БГАС в виде кабеля и резервировали под нее фундаменты. У нас отказались вовсе.У пограничников свои сроки службы кораблей и они значительно меньшие чем в ВМФ. А вот передать корабль от пограничников в ВМФ это не возможно. Также никто не отменял человеческий фактор.Проект 22460 это чуть крупнее чем пограничная Молния, т.е . это ни о чем.
              1. +1
                24 апреля 2020 23:46
                Не завидуйте моей службе.......зима 98-99 г......отопления на корабле нет, остатки экипажа, человек 45-50, котел запускали на 30 мин в сутки, лед на люмиках, веерные отключения электричества, из 5 дизельгенераторов смогли запустить 1 и то через месяц когда вернулся на борт мичман моторист с головой, на Пограничнике не смогли запустить ни одного, в итоге проложили паропровод с Веги стали отапливать 4 раза в сутки.И это самое приличное что могу вспомнить. Как вам тонущий у пирса пр 1124? Подгаталивали к утилизации, открутили с дуру что не то в трюме, пошла вода,зима,мороз,на всю дивизию собрали 2 или 3 мотопомпы, в итоге когда он навалился бортом не то на Кедров не то на Воровский налили матросу самогона , отправили в трюм и он поправил дело, воду откачали. Как эти остатки кораля выводили из базы и кто за это взялся уже не помню. На солярку, ремонт и экипаж денег не нашли, а на заказ нового проекта сколько угодно. Какая то странная экономия......или это я от жизни отстал?
                1. 0
                  24 апреля 2020 23:52
                  У пограничников свои сроки службы кораблей? Простите.....а Дзержинский мало послужил?
                2. 0
                  25 апреля 2020 00:08
                  Зимой 97-98г заправляли соляркой свой корабль, сломалась машина топливозаправщик, собирали канистры откуда только можно, использовали да же канистры из под импортного растительного масла, всем экипажем свободным от вахты таскали топливо с заправки .... несколько тонн , за давностью лет не помню точно сколько, для того что бы приготовить еду и на отопление.
                3. 0
                  25 апреля 2020 10:05
                  В деталях конечно не предполагал что так было плохо.На Балтике ни такой сильный разгром. И тут опять же фактор личности.Впрочем даже в судьбе отдельных кораблей это играло свою роль.
                  1. +2
                    25 апреля 2020 10:37
                    Флотские ходили, мы иногда рассматривали в прицел АК100, ПЛ, корабли таких же проектов как у нас, выходили. Наши же командиры говорили что чем меньше погранцов в особой экономической зоне, тем для кого то лучше.......вот от куда и растут ноги "оптимизации". Зарплата командира корабля кап 1 ранга на то время примерно 800 американских денег, у остальных соответственно меньше, матросы служили за скудную еду, тюбик пасты и 5-10 пачек Примы. Что там на экономили на личном составе? Мне кажется причины оптимизации лежат на поверхности. Они очевидны.
                    1. +1
                      25 апреля 2020 10:46
                      " Идеальный порядок в рундуке тогда - когда он пустой" командир БЧ 2 капитан 3 ранга Золотоверх С.И.
                      1. +1
                        25 апреля 2020 11:17
                        Однажды кэп увидел на матросе рваные ботинки, построил экипаж, проверил у всех. Надо сказать он был великий профи в использовании "местных идиоматических выражений", голосом обладал таким что без трансляции вызывал к себе в каюту ЛС. Так вот, на построении он молчал, молча уехал, вечером пришла машина с НОВОЙ обувью. Не знаю куда он ездил, до этого всем выдавали обувь с хранения 80г. Вот это фактор личности. Никакой громкий голос, великий русский язык,командирский талант не заставят выйти ПСКР в море без ремонта,топлива и снабжения. Это уже к политикам, к политикам в погонах с большими звездами......
                    2. +1
                      25 апреля 2020 13:25
                      Время было смутное. А уж кто мог думать на перспективу? Когда лозунг был :"Обогащайтесь".
          2. +1
            24 апреля 2020 13:22
            Адаптированные сейнеры то же не новость, было несколько, по моему буксиров, с АК 230 , то же с дизелями, пр 745П. Всем работы хватало. И они то же под излишество попали? Интересно да же, что от дивизии на Камчатке осталось.....
  15. 0
    24 апреля 2020 11:06
    Проект 1135 -это шедевр. И таким остается до сих пор. Сам корпус его обводы и компановка. А по критерию стоимость и эффективность почти АК.С системами вооружения можно было многое применить и при модернизации и постройке новых единиц.Но увы вместо ремонта и модернизации прошла оптимизация.
  16. 0
    27 апреля 2020 18:44
    Служил на СКР ЗАДОРНЫЙ классное время было ходили на КУБУ и ЛИВИЮ следили за авианосцами...
  17. 0
    1 июля 2020 21:08
    Журнал "Навал инжинирин" в конце 70-х годов признал архитектуру СКР пр. 1135 лучшей в мире. Просто красавцы!
  18. 0
    20 июля 2020 10:59
    ПРиятно вспомнить свою молодость. В 79-82 годах был на нескольких СКР 1135 проекта на СФ. На баке стоит наш ракетный к-с ПЛО. Одна из систем подготовки - наша. И в море из Североморска на них выходил.

    Отличный кораблик получился! По русски наиболее подходящее определение - ЛАДНЫЙ! Лучшее подтверждение - реинкарнация 1135.6 - " Адмиралы" для ЧФ. lol