Как партия в покер лишила японцев авианосца «Синано»

58

Когда первая торпеда ударила в кормовую часть японского авианосца «Синано», никто даже не смог предположить, что виной тому стал покерный флеш-рояль и наглая тактика игры. Но тем не менее, все было именно так.

Идем по порядку.



Итак, торпеда ударила в корму авианосца, а в течение 30 секунд раздались взрывы еще трех торпед. Попало удачно, сразу началось затопление нескольких отсеков, где находились члены экипажа «Синано». Взрывы и вода убили сразу несколько десятков человек.

На мостике, естественно, все были в курсе происходящего, однако серьезно попадания не восприняли. Экипаж был укомплектован опытными моряками, многие из которых пережили торпедные атаки противника на меньших кораблях, нежели гигант «Синано». Потому даже когда авианосец начал крениться, офицеры сохраняли спокойствие и уверенность в том, что с повреждениями удастся справиться.

Маленькое историческое отступление.

Авианосец «Синано» был заложен как третья составляющая запланированного трио суперлинкоров, водоизмещением 70 000 тонн. «Мусаси», «Синано» и «Ямато».

Однако после сокрушительной потери авианосцев, нанесенной японскому флоту в битве при Мидуэе, конструкция «Синано» была изменена, и линкор начали переделывать в самый большой на тот момент авианосец.

Капитаном назначили Тошио Абэ, выпускника японской военно-морской академии.

Как партия в покер лишила японцев авианосца «Синано»

Абэ был участником сражения при Мидуэе, где он командовал эсминцем. Коллеги отмечали, что Абэ был очень компетентным офицером, однако совершенно недипломатичным (это грех для японца) и начисто лишенным чувства юмора. Но волевые качества капитана снискали уважение экипажа.

Однако нас интересует не столько персона командира «Синано», сколько его противник. И тут все намного интереснее.

Будущий противник Абэ и «Синано», Джозеф Фрэнсис Энрайт, был полным и безоговорочным… неудачником!


В 1933 году окончил Военно-морскую академию США в Аннаполисе. Будучи лейтенантом, он получил свое первое командование, подводную лодку С-22, сразу после Мидуэя. Это была, в общем, учебно-боевая рухлядь, которую бросили в бой, потому что надо было терзать японский флот. Соответственно, Энрайт просто переводил горючее, сражаясь не столько с противником, сколько с древней подлодкой.

Весной 1943 года Энрайт был произведен в лейтенанты-коммандеры и назначен командиром подводной лодки USS «Dace». Первый боевой поход стал для Энрайта последним, поскольку, слишком осторожничая, Энрайт не произвел ни одного залпа, хотя у него была реальная возможность атаковать торпедами авианосец «Сёкаку».

Энрайта отстранили от командования и отправили служить старшим офицером базы подводных лодок на Мидуэе. Береговая служба ни до чего хорошего не довела еще ни одного флотского офицера, и, откровенно тяготясь такой службой, Энрайт начал понемногу идти по наклонной. То есть употреблять виски в повышенных дозах и играть в карты.

Как ни странно, это привело его снова в рубку подводной лодки.

Нельзя сказать, что Джозеф Энрайт просто квасил, нет. Он написал несколько рапортов с целью попасть-таки на боевой корабль, но почему-то командующий базой Мидуэя адмирал Чарльз Локвуд хода просьбам Энрайта не дал. То ли не доверял, то ли, несмотря на пьянки, Энрайт со своими обязанностями справлялся весьма неплохо.

Лично мне кажется, что второй вариант, иначе давно уже бы выставили со службы, война все-таки…

И в один из вечеров лета 1944 года произошло то самое событие, которое стало ключевым в нашей истории. Энрайт играл в карты с офицерами из ближайшего окружения адмирала Локвуда и обыграл их.

Один из игроков, капитан Пейс, которого впечатлил агрессивный и рискованный стиль Энрайта, поинтересовался, мог бы Энрайт в таком стиле командовать и подводной лодкой. На что Энрайт, естественно, ответил утвердительно.

Забавно, но именно так, с помощью партии в покер, была спасена карьера морского офицера и все остальное, что последовало за покером.

24 сентября 1944 года Энрайт был уволен со своего поста и назначен командовать подводной лодкой «Арчер-Фиш», которая приняв новую команду и запасы, 30 октября 1944 года вышла на боевое патрулирование.

Никто на борту даже представить не мог, какие события ждут лодку и экипаж…

И два корабля пошли туда, в точку за горизонтом, в которой должна была произойти их встреча.

«Арчер-Фиш», подводная лодка класса «Балао», водоизмещением 1526 тонн, передвигающаяся со скоростью 20 узлов над водой и 8,75 узла под водой. Дальность плавания составляла 11 000 морских миль на 10 узлах. Экипаж состоял из 10 офицеров и 70 младших чинов.


Вооружена лодка была 10 торпедными аппаратами 533-мм и 24 торпедами. Кроме этого, в распоряжении экипажа было орудие 127-мм и зенитный автомат от «Бофорса».

С «Синано» все было сложнее. Вообще, корабль строили и перестраивали в обстановке такой секретности, что фотографий не то что не сохранилось, они вообще не были сделаны! Единственная дошедшая до наших дней была сделана во время ходовых испытаний в Токийском заливе.

Так что «Синано» оказался своего рода рекордсменом: единственным крупным военным кораблем, построенным в 20-м веке, который никогда официально не фотографировался во время строительства.


При полном водоизмещении 71 890 тонн «Синано» был самым большим построенным авианосцем на тот момент. Только в 1961 году, когда был спущен на воду американский атомный авианосец «Энтерпрайз», «Синано» уступил пальму первенства.

Скорость хода «Синано» составляла 27,3 узла (50,6 км/ч), что для такой громадины (266 м длиной) было весьма неплохо. Дальность плавания составляла 10 000 морских миль на скорости 18 узлов.

Экипаж 2 400 человек.

Вооружение было впечатляющим. 16 универсальных орудий 127-мм, 12 орудий 120-мм, 85 автоматов 25-мм, 22 пулемета 13-мм, да еще 12 пусковых установок 120-мм неуправляемых зенитных ракет по 28 стволов каждая.

Авиационная группа планировалась из 18 истребителей A7M2, 12 ударных самолетов B7A и 6 разведчиков C6N1.

Процесс завершения переоборудования суперлинкора в суперавианосец происходил в страшной спешке, поскольку японцев реально штормило на всех фронтах. Все это привело к тому, что «Синано» неслабо так шарахнуло о стенки дока, ранив и покалечив не один десяток человек.

Но несмотря на то, что пришлось ремонтировать корабль, не введя еще в строй, 11 ноября «Синано» вышел на испытания, а спустя девять дней судостроители передали его флоту.

Перед капитаном Абэ поставили задачу 28 ноября скрытно перевести авианосец из токийской гавани в море Куре, где корабль можно было спокойно дооснастить и принять авиагруппу. В качестве эскорта выделили три эсминца: «Исокадзе», «Юкикадзе» и «Хамакадзе» тип «Кагеро».


Сразу стоит сказать об эскорте. Он был номинальным. Все три эсминца приняли участие в бою в заливе Лейте и только «Юкикадзе» вышел без повреждений. На «Хамакадзе» был разбит радар, «Исокадзе» потерял гидролокатор. В общем, из трех эсминцев можно было собрать два, не более того. Плюс понесшие потери экипажи были, мягко говоря, уставшими. В целом эскорт был сильно так себе.

В ночь на 28 ноября погода была идеальной. Почти полная луна обеспечивала отличную видимость с обеих сторон. В 22:48 вечера оператор радара на борту «Арчер-Фиш» обнаружил крупное надводное судно в 12 милях к северо-востоку, двигавшееся со скоростью около 20 узлов.

Коммандер Энрайт заподозрил, что это японский нефтяной танкер из так называемого «Токийского экспресса» с небольшим эскортом. Горя желанием проявить себя, Энрайт дал команду всплывать и догонять конвой.

На «Синано» тем временем забеспокоились, потому что смогли засечь работу РЛС «Арчер-Фиш». Стало понятно, что «Синано» обнаружен, к тому же японцы не смогли взять пеленг на лодку, потому не были уверены, что она действует не одна. Капитан Абэ дал команду кораблям усилить бдительность. Но так как больше активности со стороны противника не последовало, понемногу все успокоились.

Энрайт тем временем отчаянно пытался догнать «танкер». РЛС того времени не давали никакого представления о размерах кораблей, но было понятно, что с расстояния в 12 миль радар маленький корабль просто не увидит. Так что на лодке были уверены, что цель более чем достойная.

Погоня была очень увлекательным делом. Вообще, если бы «Синано» шел полным ходом, то шансов у «Арчер-Фиш» догнать авианосец просто не было. 18 узлов против 27 – сами понимаете. Но неотлаженные котлы «Синано» такую скорость не выдавали. Вообще, из 12 котлов авианосец мог использовать только 8, соответственно, скорость, которую мог развить корабль, составляла всего 21 узел.

Правда, и такой скорости было более чем достаточно, чтобы чувствовать себя в безопасности, и американской подлодке оставалось бы только бесславно вернуться обратно, но…

Но педантичный капитан Абэ четко следовал инструкциям, полученным от командования. В принципе, офицер японского императорского флота и не мог поступить иначе. Поэтому, получив данные о том, что авианосец попал в радиус действия радара, Абэ отдал приказ идти противолодочным зигзагом!

В общем, американцам сказочно повезло.

Вообще, инструкция – вещь очень полезная, если ее знать и понимать. И понимать, когда можно отойти, а когда нельзя. Абэ был правильным японским офицером, а потому инструкции были для него святым делом.

Согласно полученным указаниям, инструктируя эскорт, Абэ подчеркнул, что эсминцы не должны удаляться от конвоируемого авианосца.

«Если я увижу, что эскорт покинул отведенное ему место, я немедленно прикажу вернуться. Сигнал для возвращения в ордер будет подаваться красным светом прожектора «Синано», который будет включаться и выключаться примерно на 10 секунд. Я настоятельно рекомендую вам не делать этот сигнал необходимым».

И вот какие события произошли.

В 10.45 с наблюдательного мостика сообщили об обнаружении предположительно подводной лодки противника. Одновременно «Исокадзе» покинул строй и на полном ходу направился в сторону неопознанного пока объекта.

«Арчер-Фиш», экипаж которой был уверен, что японцы их не видят, всплыла, и командир с офицерами вышел на мостик, чтобы еще раз попробовать определить, за кем они охотятся. В этот момент на «Исокадзе» тоже заметили лодку и рванули к ней.

Ситуация была напряженной для американцев, до конвоя было всего около пяти миль, пока офицеры ссыпались бы внутрь лодки, пока приняли бы воду в балластные цистерны – японские глубинные бомбы уже рвались бы рядом с лодкой.

Да, в этот момент офицеры «Арчер-Фиш» осознали, что их цель — большой авианосец, а не танкер, который охраняют не катера, а полноценные эсминцы! И головной эсминец очень так быстро идет на них!

Но тут случилось очередное непонятное событие. На мачте авианосца вспыхнул красный прожектор, и… эсминец отвернул! Американцы реально обалдели, поскольку на находившемся всего в трех милях японском эсминце не могли не видеть лодки! Но факт – прервав то, что могло быть успешной атакой, потому что с расстояния в три мили шесть 127-мм орудий эсминца могли сделать из лодки груду тонущего металла. Основательно расковырянного.

Но повинуясь окрику с «Синано», «Исокадзе» отвернул и вернулся в строй.

Американцы поняли, что вот она, удача, и пошли вперед. Энрайт, видимо, вспомнив, как он упустил возможность атаковать «Секаку», послал все к морскому дьяволу и решил атаковать во что бы то ни стало. Вместе со своим помощником Бобчински Энрайт пришел к выводу, что «Синано» идет на внутренние базы, то есть приблизительным курсом 210 градусов.

А потому, предоставив японцам выписывать противолодочную паутину, лодка пошла именно этим курсом, надеясь на то, что расчет Энрайта и Бобчински был правильным.

Шанс был, если после очередного отворота на «Синано» не увидят лодки, то могут решить, что американцы отстали. И спокойно вернутся на истинный курс, где их и будет поджидать «Арчер-Фиш».

На «Синано» капитан Абэ был уверен, что имел дело не с одиночной лодкой, а с целой группой. И действия экипажа «Арчер-Фиш», который просто пытался разобраться в ситуации и понять, на кого они наткнулись, принял за хитрый план по растаскиванию кораблей эскорта от конвоируемого авианосца.

Абэ, вероятно, считал, что американские торпеды, которые реально уступали по мощности японским, ничего не смогут сделать «Синано», но вот если отстреляются без помех несколько лодок… Логика была, потому капитан Шинтани, командир «Искадзе», получил выволочку за самовольные действия.

Кроме того, командир авианосца был уверен, что превосходство в скорости и противолодочный маневр дают конвою такое преимущество, которое фактически невозможно нивелировать.

Но тут поступил рапорт начальника машинного отделения лейтенанта Миуры, который доложил, что перегрелся подшипник главного вала и на некоторое время необходимо снизить скорость до 18 узлов.

Воистину «приплыли».

Тем временем на американской лодке командир продолжал размышлять над непонятным шоу, которое развернулось на его глазах. Мысли роились разные, как впоследствии признавался сам Энрайт, вплоть до того, что это были свои.

Однако все размышления остались за бортом, когда оператор радара просунул голову в командный отсек и объявил: «Нам повезло, капитан! Судя по данным радара, цель резко изменила курс. Почти прямо на запад. Дальность стрельбы — 13 000 ярдов, азимут – 060!»

Энрайт и его офицеры сгрудились вокруг расчетного стола, рассчитывая приближение авианосца и планируя атаку. Энрайт снова взбежал по трапу на мостик. Японские корабли были отчетливо видны в ярком лунном свете.

Не подозревая, что неисправный подшипник вала замедляет «Синано», американцы предположили, что они могут не догнать авианосец. Возможно, Энрайт представил себе «Секаку», ускользнувшего от него год назад. Наверное, американский капитан был, мягко говоря, не в восторге от перспективы упустить второй авианосец.

Его план атаки зависел в первую очередь от того, вернется ли корабль на базовый курс 210 градусов. Если авианосец это сделает, «Арчер-Фиш» будет находиться в оптимальном положении для атаки, а «Синано» направится прямо на лодку.

Однако если «Арчер-Фиш» приблизится к японцам на поверхности, они могут заметить его, но если лодка уйдет под воду, она потеряет скорость, и авианосец может ее обогнать. Так что Энрайт должен был продолжать свои максимально скрытные перемещения за конвоем и молиться, чтобы авианосец развернулся в его сторону.

Плюс (точнее, минус) был еще в том, что летние ночи коротки. Луна должна была зайти в 4:30 утра, и перестать подсвечивать японский конвой, а дальше солнце вообще сделает невозможным атаку, выдав позицию лодки в надводном положении.

Однако все пошло по американскому сценарию. В 2 часа 56 минут ночи 29 ноября 1944 года конвой повернул на курс 210 градусов и пошел прямо на лодку. «Арчер-Фиш» погрузилась, экипаж начал готовиться к атаке.

Когда «Синано» в очередной раз повернул в противолодочном зигзаге, он невольно оказался бортом к подводной лодке, и Энрайт через перископ наблюдал авианосец во всей красе и сделал зарисовку корабля для определения типа.

Американцев удивило то, что в военном определителе судов не оказалось ничего подобного. Энсин Гордон Кросби, отметив необычную округлость носа корабля, заметил:

— У японцев нет ничего подобного.

— Ну да, черт побери, а на что я тогда смотрю? — возразил Энрайт.

В 3 часа 22 минуты утра 29 ноября 1944 года носовые торпедные аппараты «Арчер-Фиш» выплюнули шесть торпед с восьмисекундным интервалом. Энрайт в перископ с огромным удовольствием наблюдал, как возле борта корабля распухают дымные шары взрывов его торпед…

Дальше «Арчер-Фиш» ушла на глубину, резонно опасаясь удара от японских эсминцев.

На мостике «Синано» капитан Абэ размышлял о том, как надвигающийся рассвет сметет все преграды для американских бомбардировщиков. Но не американские бомбы, а торпеды, ударившие в борт корабля, стали причиной последовавших событий.

Первая торпеда сделала пробоину в пустом резервуаре для хранения топлива и холодильной установке корабля, вызвав затопление. Вторая торпеда повредила правое машинное отделение, которое тоже затопило. Третья взорвалась в районе 3 склада боеприпасов, убив там всех дежурных, а также затопив склады №1 и №7. Последняя торпеда попала в воздухокомпрессорное отделение правого борта, вызвав мгновенное затопление его и станции контроля повреждений № 2. Это попадание также вызвало детонацию топливного резервуара правого борта.

Абэ уже понял, что все-таки американские торпеды попали в корабль, но не верил в то, что повреждения фатальны. Однако то, что «Синано» начал крениться, его наверняка поразило до глубины души.

Здесь стоит сказать, что из-за спешки с вводом «Синано» в строй верховное командование отменило стандартные испытания на давление воздуха, которые обычно обеспечивали герметичность отсеков.

Плюс сама конструкция авианосца сильно отличалась от привычных. Вместо обычного единственного главного прохода «Синано» был построен с двумя внутренними магистралями. Экипаж не был обучен процедурам эвакуации в случае чрезвычайной ситуации, более того, он был весьма разношерстным, набранным с других кораблей, и существовала реальная возможность, что часть экипажа просто не сможет спастись, просто заблудившись в недрах корабля.

Так и получилось, толпы обезумевших корейских рабочих, не понимавших команд на японском языке, и гражданского персонала изрядно затрудняли действия аварийных команд.

Тем временем крен корабля увеличился до 13 градусов. Насосы работали на полную мощность, но вода продолжала поступать. Абэ отдал приказ попытаться справиться с креном с помощью контрзатопления.

Однако полностью спрямить корабль не получилось, так как «Синано» все еще шел, и вода под напором заходила внутрь корабля. Вскоре из-за замыканий в электросети, вызванных затоплением, встали все насосы.

Удивительно, но Абэ все еще думал, что «Синано» сможет выжить. Капитан приказал передать сообщение на военно-морскую станцию Йокосука:

«Синано торпедирован на позиции 0317 X в 108 милях под углом 198 градусов от маяка Омаэ Заки».

Тем временем японские эсминцы начали поиск подводной лодки противника. Тут стоит вспомнить, как хорошо обстояло дело с гидролокацией у этих кораблей. Так что эсминцы остановились на сбросе 14 глубинных бомб в примерном районе нахождения лодки противника, и на этом все.

Через час после того как американские торпеды попали в «Синано», Абэ осознал всю трагичность ситуации. Крен авианосца теперь составлял 20 градусов, а скорость снизилась до 10 узлов. В 6 часов утра Абэ приказал изменить курс на северо-запад в надежде посадить «Синано» на мель у мыса Ушио.

«Хамаказе» и «Исокадзе» предприняли в целом жалкую попытку отбуксировать авианосец на мелководье, но при общей массе всего в 5 000 тонн они просто не смогли сдвинуть с места корабль водоизмещением 71 000 тонн, да еще и изрядно набравший воды.

В 10:18 Абэ отдал приказ покинуть корабль.

На борту «Юкикадзе» капитан Тераути приказал своему старшему помощнику ставший классикой приказ:

— Лейтенант, не поднимайте матросов, которые кричат или зовут на помощь. Такие слабые сердца не могут принести флоту никакой пользы. Подбирайте только сильных, которые остаются спокойными и мужественными.

В общем, утонуло гораздо больше людей, чем было спасено. Капитан Абэ остался в своей рубке и пошел ко дну вместе с кораблем. Как и еще 1435 человек, которых не удалось спасти.

«Синано» вошел в историю как самый большой военный корабль, когда-либо потопленный подводной лодкой. В среду, 29 ноября 1944 года, в 65 милях от побережья японского острова Хонсю судно затонуло через 17 часов своего первого плавания.

«Арчер-Фиш» прибыла на базу на острове Гуам 15 декабря.


После того как ее экипаж сошел на берег, коммандер Джон Корбус, оперативный офицер местного командования, шокировал Энрайта, сказав ему:

— Мне очень жаль, Джо, но военно-морская разведка не поддерживает ваше заявление о том, что вы потопили авианосец. Они говорят, что в Токийском заливе не было никакого авианосца, так как же вы могли его потопить? Может быть, вы согласитесь на крейсер?

Энрайт начал спорить и передал карандашные наброски «Синано», сделанные им самим через перископ. Плюс служба радиоперехвата смогла записать сообщение японских служб о том, что «Синано» потоплен.

За свой триумф Энрайт был награжден Военно-морским крестом, а его подводная лодка получила президентскую награду.

В мирное время «Арчер-Фиш» служил океанографическим исследовательским судном и был выведен из эксплуатации только 1 мая 1968 года.

Позже в том же году военно-морской флот использовал лодку в качестве мишени при испытании экспериментальной торпеды, выпущенной атомной подводной лодкой «Снук». «Арчер-Фиш» был отбуксирован в точку в нескольких милях от побережья Сан-Диего и поставлен на якорь. Экспериментальная торпеда разорвала лодку надвое.

Вот так закончилась история партии в покер, которая стоила Японии самого большого авианосца.
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    25 апреля 2020 06:04
    Вот к чему приводит увлечение карточными играми laughing
    А история конечно очень интересная.
    Да и наверное в мире не найдётся такой авианосец, который был им меньше суток))
  2. +9
    25 апреля 2020 06:23
    По Голливудским меркам у капитана подлодки лицо не героя, а бухгалтера и среднестатистического семьянина, шутки ради надевшего китель в фотоателье)
  3. +28
    25 апреля 2020 06:42
    Была в моей библиотеке книга Инрайта о потоплении "Синано".
    Приведенная статья почти слово в слово её копирует , немного разбавлена фото и флотскими байками.
    Удивляет основательная подготовка американских подводников.
    Практически Инрайт без боевого опыта ,имея прекрасную базовую основу,провёл "атаку века"!
    1. +6
      25 апреля 2020 12:00
      Кто не имел опыта? Вы его послужной список изучите для начала. То что был оторви и выброс это да не даром его на берег списали. В свое время он начанал с условно боевых лодок за не именем нормальных. Так что опыта у него было до одного места.
      1. +5
        25 апреля 2020 13:55
        Цитата: Nehist
        Кто не имел опыта? Вы его послужной список изучите для начала. То что был оторви и выброс это да не даром его на берег списали.

        Судя по мемуарам Инрайта, с боевым опытом у него было хреново. В первом выходе на ПЛ "Дейс" он зафейлил всё, что только можно, и подал рапорт о списании на берег.
        У него в послужном списке даже была неудачная атака на "Секаку":
        Я решил, что подводная лодка «Дейс» устроит засаду и торпедирует авианосец в позиции, которую он займет к 6.00 следующего дня.
        Когда подводная лодка «Дейс» направилась в расчетную точку, мой старший помощник и штурман сообщили мне, что скорость течения Куросио составляет не полтора узла, как обычно, а в два раза меньше. После проверки их данных я должен был призвать их истинность.
        Если штурман вражеского корабля знает, что скорость течения упала, то тогда авианосная группа придет в назначенное место точно по прогнозу разведки ВМС США. Но если противник не учтет уменьшение скорости течения Куросио, то авианосец в 6.00 будет в 9 милях от расчетного места.
        (...)
        ...я размышлял именно так: «Ну как я доложу адмиралу, что мы обнаружили цель в девяти милях от расчетной точки, рассчитанной в соответствии с той информацией, которой я располагал, и не прибыли в нее только из-за того, что, по нашему мнению, штурман японского авианосца сделает ошибку? Думаю, что это зыбкое основание для того, чтобы не идти в указанный нам район... Я должен действовать в соответствии с указанием адмирала. В 6.00 мы прибудем в пункт, обозначенный в его распоряжении...»
        (...)
        Мы увидели его в 5.55 вдали, сквозь утреннюю дымку. О, это было великолепное зрелище! Взору явился один из красавцев, современных тяжелых авианосцев— «Сенаку» или «Дзуйкаку». В нашем «Опознавательном справочнике японских кораблей» тоннаж каждого определялся в 30 000 тонн. Оба они участвовали в нападении на Перл-Харбор, любой заслуживал стать великолепным трофеем. К несчастью, авианосец прошел в девяти милях от нас, как раз в том самом месте, которое рассчитали мой старпом и штурман с учетом незнания японским штурманом о снижении скорости течения Куросио.
        Авианосец был как раз в том месте, где, как мне подсказывали интуиция, учеба в Аннаполисе и десятилетний опыт, он должен быть.
        У нас не было ни малейшего шанса атаковать его. Мы находились у него на траверзе. Расстояние 9 миль с таким же успехом могло быть и 90 и 900 миль. Авианосец уходил со скоростью 22 узла. В надводном положении наша лодка имела наибольшую скорость 19 узлов. Быстро рассветало, и нас могли вскоре обнаружить.
        1. 0
          25 апреля 2020 14:01
          То есть Вы сами подтвердили то о чем я написал. В море выходил но был оторви и выброси. То что не умел это другой разговор. А опыта выходов в море вагон и тележка. Хотя даже с Синано ему крупно повезло... По честному, одному повезло а второму нет.
  4. +8
    25 апреля 2020 07:03
    А японцам чем могло помочь, допустим чувство юмора у капитана. Бегал бы анекдоты травил, пока корабль тонет.
    1. +19
      25 апреля 2020 08:11
      Это ж классика smile
      Видит капитан, торпеда идет, уже не увернуться, говорит боцману- поди шуткой успокой команду, чтобы паники не было, а то никто не спасется.
      Боцман к команде- Мужики, хотите по столе ..... "мужским органом".... ударю- и корабль утонет!
      Все, радуясь шутке- А давай!
      Боцман бах по столу- грохот, треск корабль утонул.
      Боцман и капитан спаслись, плавают, боцман шутку рассказывает.
      Капитан- " Dурак ты, боцман, и шутки у тебя дурацкие! Торпеда-то мимо прошла!"
      smile
  5. +2
    25 апреля 2020 07:18
    Первый боевой поход стал для Энрайта последним, поскольку, слишком осторожничая, Энрайт не произвел ни одного залпа, хотя у него была реальная возможность атаковать торпедами авианосец «Сёкаку».

    Энрайта отстранили от командования и отправили служить старшим офицером базы подводных лодок на Мидуэе.

    Немного не так все было. Интуиция подсказывала Инрайту одно, а данные разведки флота - говорили о другом. Инрайт принял решение доверится разведданным. И ошибся. После чего сам попросил снять его с командования лодкой.
    1. +7
      25 апреля 2020 09:09
      Более всего Локвуд ценил в своих командирах инициативу и агрессивность, небезосновательно считая, что им на месте должно быть виднее, чем в штабах за тысячи миль. За это собственно Инрайт и пострадал. Но опять таки, адмирал знал кому можно было дать второй шанс, а кому нет и не ошибся... Высший управленческий пилотаж командира соединения.
  6. +9
    25 апреля 2020 07:25
    То ли не доверял, то ли, несмотря на пьянки, Энрайт со своими обязанностями справлялся весьма неплохо.
    Автор! Пишите по русски! Не доверял, хотя Энрайт со своими обязанностями справлялся весьма неплохо, несмотря на пьянки.
    4 сентября 1944 года Энрайт был уволен со своего поста и назначен командовать подводной лодкой «Арчер-Фиш»,
    Не уволен, а переведен!
    1. +19
      25 апреля 2020 07:58
      Цитата: Mavrikiy
      Пишите по русски!



      1. +8
        25 апреля 2020 08:34
        Как бы Вас незабанили. Здесь на ВО последнее время не любят, когда указываешь на ошибки в правописании. drinks
        1. +5
          25 апреля 2020 09:11
          Цитата: Дилетант
          Как бы Вас незабанили. Здесь на ВО последнее время не любят, когда указываешь на ошибки в правописании. drinks

          Да застоялся я в изоляции laughing
          Хочется пошутить, расслабиться. С утра настроение поднять laughing
          А то сейчас бандерлоги налетят и прощай настрой
          drinks
          1. +7
            25 апреля 2020 09:59
            Да застоялся я в изоляции

            Уставы надо изучать!

            В них смысл жизни. drinks
            1. +1
              25 апреля 2020 10:09
              Цитата: Дилетант
              Уставы надо изучать!

          2. +6
            25 апреля 2020 11:05
            Почему то вспомнил фильм"Опустить/убрать перископ".
            1. +1
              25 апреля 2020 11:09
              Цитата: knn54
              Почему то вспомнил фильм"Опустить/убрать перископ".

              Недавно пересмотрел)
              Только не пойму где здесь ассоциации? request
            2. +5
              25 апреля 2020 12:00
              Цитата: knn54
              Почему то вспомнил фильм"Опустить/убрать перископ".

              hi Мне то же самое навеяло. yes Командир даже внешне смахивает на Инрайта и подлодка в фильме того же типа-"Балао"! winked
              Читал его книгу воспоминаний об "атаке века"-не так был прост Инрайт, башка у него хорошо варила, знаний морского дела, инициативы и разумной агрессивности хватало-настоящий командир-подводник! good
            3. 0
              28 апреля 2020 12:55
              Цитата: knn54
              Почему то вспомнил фильм"Опустить/убрать перископ".

              Это где у капитана на "болту" было написано "Добро пожаловать на борт"? - крутой фильм, примерно год назад пересматриаал. Мне там больше всех нравится эхолокаторщик и электрик, который провода собой соединял)
      2. +3
        25 апреля 2020 18:54
        Пару лет назад первый раз в жизни поймал воспаление легких( было лето жаркое, а пиво холодным), так вот, выписал мне врач рецепт и я зашел в аптеку. Дальше был НОМЕР ! Провизор, глядя в рецепт, мне сказала-А что здесь написано ? request
  7. Комментарий был удален.
  8. +2
    25 апреля 2020 08:30
    Авиационная группа планировалась из 18 истребителей A7M2, 12 ударных самолетов B7A и 6 разведчиков C6N1.


    Возможно это временно, потом - больше?
    1. +2
      25 апреля 2020 11:14
      Нет, это максимум. Это же ЛК, а не полноценный АВ.
  9. +7
    25 апреля 2020 08:41

    https://topwar.ru/39451-17-chasov-slavy-avianosca-sinano.html
    17 часов славы авианосца «Синано»

    Там есть интересное обсуждение, как топили крупные корабли
  10. +14
    25 апреля 2020 09:23
    Я уже сначала думал, сие творение Капцова, судя по эпитетам laughing
    Роман, чем-чем, а уж суперавианосцем "Синано" не был! Вся мощь авианосца заключена в его авиагруппе и способности обслуживать эту авиагруппу. Авиагруппа "Синано" составляла 42 самолета + 5 резервных в ящиках. Что для махины водоизмещением в 65 000 стандарта величина весьма мизерная. Теже авианосцы типа "Унрю" несли при 17500 т. стандарта 65 самолетов. Почувствуйте разницу,так сказать smile
    "Снано" стал жертвой Мидуэя, когда потеря 4-х ударных авианосцев вынудила японцев переоборудовать в носители самолетов,все,что только возможно. К моменту начала перестройки корпус будущего несостоявшиегося линкора типа "Ямато" был практически готов,потому кардинально уже что либо менять было сложно. Вот размеры возведенных поверх ангаров и вмещали только 4 десятка пепелацев. К тому же вес брони с балластом,оставленный после переделок ,составлял почти 20000 т. А ведь броня была составным элементом корпуса.
    Был бы корабль более устойчив в бою благодаря защите? Не факт,ибо американцы любое качество били своим количеством.
    Вот потому очередной плавающий компромисс,точнее жертва обстоятельств, в любом случае нашел бы упокоение на дне океана или в бухтах военно-морских арсеналов Японии,но никакого влияния против разошедшейся не на шутку в плане строительства своих авианосцев Америки он бы не оказал.
    Вывод. Супером "Синано" был только по весу, статья интересна для общего развития. Лайк стоит smile
    1. +1
      25 апреля 2020 12:07
      Здраво, верно и довольно лаконично. Классические АВ японцев это Рюдзе чисто ударный АВ. Мидуэй... Ошибки японцев и удача амереканцев... Ибо янки столько глупостей наделали...
      1. +3
        25 апреля 2020 14:05
        Цитата: Nehist
        Классические АВ японцев это Рюдзе чисто ударный АВ.

        Скорее уж "Хирю" и "Сёкаку". "Рюдзе" всё же легковат...
        Цитата: Nehist
        Мидуэй... Ошибки японцев и удача амереканцев... Ибо янки столько глупостей наделали...

        Это не удача, а статистика - с восьмого раз у янки наконец что-то получилось. smile
        1. 0
          25 апреля 2020 14:18
          Если рассматривать с позиции послезнания то у янки чистая удача... И излишняя осторожность джапов... По факту джапы могли уделать янки как бог черепаху(что в принципе их не спасло бы в будущем).... Статистика... Если долго мучиться что нибудь получиться... Все же у джапов был такой шанс...
          1. +1
            25 апреля 2020 14:35
            Цитата: Nehist
            И излишняя осторожность джапов... По факту джапы могли уделать янки как бог черепаху(что в принципе их не спасло бы в будущем)....

            Каким образом?
            Ведь что планировалось: удар по Мидуэю выманивает силы USN, по пути они проходят через завесу ПЛ, которая возможно ослабляет их и совершенно точно сообщает о них Ямамото и Нагумо. И спешащие на помощь острову американские силы с разбегу влетают в подготовленную ловушку.
            И что получилось: только-только Нагумо начал выполнять первый этап операции - низведение и курощение Мидуэя - как у него на фланге внезапно нарисовался "корабль, похожий на авианосец". О проходе которого через завесу ПЛ никто не сообщал. Вторая волна готовится к удару по острову, первая волна возвращается, с Мидуэя идёт базовая авиация янки - в такой ситуации спланировать и подготовить противокорабельный вылет до подхода "медленных, но смертоносных" практически невозможно.
            Если даже Нагумо бросит против АВ USN вторую волну с "береговой" загрузкой, то тогда он лишается зонтика "Зеро" над своим соединением. Ибо уже ко времени подхода американских торперов для решения задач ПВО 1-й и 2-й ДАВ начали растаскиваться истребители сопровождения второй волны. Если их нет - у "Девастейторов" появляется шанс. smile
            Цитата: Nehist
            Статистика... Если долго мучиться что нибудь получиться...

            До прихода пикировщиков соединение Нагумо последовательно атаковали: 4 «вдоводела» и 6 «эвенджеров», 16 «медленных, но смертоносных» с Мидуэя, 15 "крепостей", 11 «Виндикейторов», 15 «девастейторов», 14 «девастейторов», 12 «девастейторов».
            1. +1
              25 апреля 2020 21:59
              Ибо уже ко времени подхода американских торперов для решения задач ПВО 1-й и 2-й ДАВ начали растаскиваться истребители сопровождения второй волны. Если их нет - у "Девастейторов" появляется шанс. smile

              Приветствую!
              hi
              У Девастейтрров помоему шансов практически и не было. И самолет, и, главное торпеды были уже устаревшими: авиаторпеды Mark XIII можно было сбрасывать с высоты не более 15 метров и на скорости не более 200 км/ч, со скоростью хода торпеды 33,5 узлов..
              Как Вы правильно указали кол-ва »девастейторов»: 8 торпедоносная с 15 машинами, 6-ая торпедоносная с 14 машинами и 3-ая торпедоносная с 12 машинами. Третью прикрывали 6 «уайлдкэтов», которые выложились полностью и дали выйти 12 «девастейторам» в атаку, безрезультатную.
              Из 41 «девастейтора» 35 были сбиты, ещё три сели на воду, а из трёх вернувшихся один был сразу списан.

              Основная беда, что в постоянном маневрировании и поднятие истребительного зонтика и отражении ударов торпедоносцев, японцы не смогли сформировать ударные группы и дело закончилось атакой «донтлессов».
              1. +1
                27 апреля 2020 12:39
                Цитата: Orkraider
                У Девастейтрров помоему шансов практически и не было.

                В текущей реальности, когда Нагумо за счёт истребителей сопровождения второй волны смог постоянно держать в воздухе над АВ аж 42 "Зеро", постоянно принимая те из них, что израсходовали БК и поднимая на их замену резервные - да, шансов у "Девастейторов" не было.
                А вот в случае, если Нагумо успел бы бросить на обнаруженные американские корабли свою вторую волну (при отказе от смены вооружения) - тогда у него не осталось бы истребителей для организации "конвейера" и постоянного поддержания большой группы прикрытия над кораблями. И тут шансы у "Девастейторов" могли появиться.
                Цитата: Orkraider
                И самолет, и, главное торпеды были уже устаревшими: авиаторпеды Mark XIII можно было сбрасывать с высоты не более 15 метров и на скорости не более 200 км/ч, со скоростью хода торпеды 33,5 узлов..

                На navweaps есть результаты учений июля 1941 г.: из 10 торпед, сброшенных VT-6, 4 утонули, 5 двигались беспорядочно и лишь одна нормально стартовала и сохраняла курс и скорость. Впрочем, чего ещё ждать от вспомогательного оружия - ведь основой ударной мощи американских АВ считались не торпедоносцы, а пикировщики.
                1. +1
                  27 апреля 2020 14:45
                  Приветствую!
                  hi
                  вот в случае, если Нагумо успел бы бросить на обнаруженные американские корабли свою вторую волну (при отказе от смены вооружения)

                  Был бы совсем другой расклад, и наверное, другой исход битвы. Одно из мнений, что именно из-за неслаженность и подъема все новых истребителей, вместо атаки и произошел разгром.

                  А по поводу шанса, он есть всегда, с Вами соглашусь. Но, в случае с «Девастейторами» - шансы минимальны.
                  Здесь очень нагляден пример 3-ей торпедоносной. На момент их атаки в воздухе были 39 «Зеро», их связала боем шестерка прикрытия на «Грумманах», сбив 7, кажется, взамен двух своих, 12 «девастейторов» вышли в атаку, получив шанс и что?
                  Цель, кажется, «Сорю» манёвром ушла из-под удара, командир эскадрильи решил атаковать другой авианосец. Лишние километры под зенитным огне, авианосец «Хирю» увернулся от двух разрозненных торпедных «залпов», из эскадрильи уцелело 2 машины.
                  Соглашусь на все сто с Вашим утверждением:

                  Впрочем, чего ещё ждать от вспомогательного оружия - ведь основой ударной мощи американских АВ считались не торпедоносцы, а пикировщики..
                  1. +1
                    27 апреля 2020 16:50
                    Цитата: Orkraider
                    Одно из мнений, что именно из-за неслаженность и подъема все новых истребителей, вместо атаки и произошел разгром.

                    А по другому мнению Нагумо был вынужден привлечь истребители сопровождения второй волны к ПВО, потому что назначенных для этого по плану истребителей просто не хватило на отражение непрекращающихся налётов союзников. Сторонники этого мнения упирают на непредвиденно высокую живучесть американских самолётов, вызвавшую чрезмерно большой расход 20-мм снарядов авиапушек "Зеро" при полной неэффективности их пулемётов, и на слишком малый БК этих пушек. В результате, истребители быстро расходовали пушечный БК и были вынуждены выходить из боя для перезарядки. А так как процесс этот не мгновенный, то на их место приходилось кого-то изыскивать. Так и растащили вторую волну.
                    Не будет этих машин - и Нагумо рискует встретить "Девастейторы", имея большую часть САР на палубах.
                    Цитата: Orkraider
                    Здесь очень нагляден пример 3-ей торпедоносной. На момент их атаки в воздухе были 39 «Зеро», их связала боем шестерка прикрытия на «Грумманах», сбив 7, кажется, взамен двух своих, 12 «девастейторов» вышли в атаку, получив шанс и что?

                    Эммм... ЕМНИП, шестёрка (или пятёрка) Тэча связала боем только треть "Зеро" (где-то полтора десятка). Остальные две трети занялись торперами.
                    1. 0
                      27 апреля 2020 20:42
                      ЕМНИП, шестёрка (или пятёрка) Тэча связала боем только треть "Зеро" (где-то полтора десятка).

                      У Вас хорошая память. good ,
                      Две пары капитана Джона Тача, и еще одна пара непосредственного охранения.
                      Вот что нашел о кол-ве связаных «Зеро», и, я, кстати ошибся: - не 39, а 42 истребителя было у Японцев.

                      Сорок два «Мицубиси» A6M2 против шести перетяжелённых «Грумман» F4F-4 — результат, казалось бы, опять был «немножко предсказуем». Однако на этот раз безответного избиения не получилось. Четвёрка командира 3-й истребительной эскадрильи капитана 3-го ранга Джона Тача не только оттянула на себя половину «Зеро», но и ухитрилась сбить четыре из них ценой потери одного своего. Пара из охранения тоже не подкачала и отправила на дно ещё три.


                      А мнений много, и лично мое мнение, что все они имеют право на жизнь, так как события накладывались друг на друна и создали кумулятивный эффект. Бесспорно, что постоянные атаки заставляли японские корабли маневрировать, мешая тем самым механикам в ангарах перевооружать самолёты. А также непрерывно поднимать, сажать, перевооружать и снова поднимать истребители, то есть держать лётные палубы «чистыми». Все это и задержало вылет ударников.

                      Высокую живучесть американских самолётов, вызвавшую чрезмерно большой расход 20-мм снарядов авиапушек "Зеро" при полной неэффективности их пулемётов, и на слишком малый БК этих пушек.

                      Согласен.
                      Пулеметы против «Авенджеров» и «Мародеров» не очень )))
                      А БК пушек мал, это факт
  11. lot
    +2
    25 апреля 2020 09:42
    Покер не при чём по факту. материал интересный, название бульварное.
  12. +4
    25 апреля 2020 11:17
    Джозеф Фрэнсис Энрайт, был полным и безоговорочным… неудачником!

    Что за стиль речи? Какой то американский, копипаста с откуда то? И что то нормальный такой неудачник, бухает с адмиралом. Мне бы такую неудачу.
    Фамилия у старпома огонь, Бобчинский, у меня знакомый с такой кликухой ходит)
  13. +4
    25 апреля 2020 12:00
    -Читаешь , читаешь...про...морские сражения ... -И просто досада берёт...
    -У японцев только с русскими "получалось" в морских сражениях... -Лично Я так и не поняла ...-в чём причина такого "везения"...
    -А вот с американами в морских сражениях японцам просто фатально не везло...
    -Один раз "получился" у них Пёрл-Харбор...-Да и то ...там японцы в основном американское старьё уничтожили -к тому же многие свои суда американы потом восстановили и снова применяли их по назначению... ...-Да и японцы при Пёрл-Харборе довольно много своих самолётов потеряли...
    -Зато потом во время сражении с американами при Мидуэе ; японцы , при почти равных условиях и силах с обеих сторон...- потерпели такое поражение , после которого Япония уже не смогла своими ВМС воевать с американскими ВМС на равных...
    -И потопление японского авианосца «Синано» американской подлодкой ... -это просто апофеоз удачи американских ВМС и апофеоз неудачи японских ВМС...
    -А почему русскому флоту так не везло с японцами ???
    -Все эти причины ...- что , мол "шимоза была лучше пироксилина" ; что царские офицеры "мордовали" простых матросов ; что мол царский режим прогнил и на кораблях было сплошь устаревшее оборудование и слабое (по сравнению с японским) вооружение ; что русские корабли были более тихоходные и маневренные и тд...и тд... -Просто детский лепет -надоело про это читать...
    -Да всё нормально было на русских кораблях :
    -И прекрасное обильное питание русских моряков (мясные щи , каша ,мясо и рыба , овощи и фрукты, чарка спиртного и тд) и матросский быт (только в тёплых помещениях , в матросских кубриках).... -Ни в какое сравнение не шло с питанием японских моряков (очень маленькая порция варёного риса , горстка квашеной редьки , соевый соус с добавкой муки из сушёной рыбы) и отсутствие помещений (матросских кубриков) для простых матросов (многие японские матросы просто спали на рисовых циновках на палубах кораблей...-а во время сильной непогоды -просто прятались в трюмах) ...
    -Вот такая "разница была" у русских моряков и у японских...-и это при постоянных одинаковых физических нагрузках... -А уж как японские офицеры "мордовали" своих матросов... -могли даже просто убить за провинность... -тут уж без комментариев...
    -Вот и вся "разница шимозы и пироксилина"... -К этому стоит прибавить ещё и плохую профессиональную подготовку русских морских офицеров... -Японские офицеры были профессионалами , а русские офицеры были "любителями"...-а это две большие разницы... -И к тому же...-это же надо же было назначить командующим Русской Эскадрой такого неудачника .. как З.П.Рожественский (который вроде как , когда-то "отличился" на пароходе "Веста"... -и вроде как и "не отличился"... -и был зачислен потом в прогрессивные деятели и в борцы с технической отсталостью русского флота)... -Ну , а когда нет профессионализма , то очень многих зачисляют в "команду борцов"... -Результат известен...
    -Зато "американовский картёжник" оказался удачливым...-И на океанских просторах умудрился атаковать целое соединение японских кораблей... -И тут не стало препятствием то , что американские торпеды , коими на тот момент была вооружена подлодка по своим техническим характеристикам (ТТХ) почти вдвое уступали японским торпедам ; да и сама американская подлодка очень уступала по скорости японским кораблям... -И то что стрелять пришлось с очень большой дистанции... -Всё это не помешало потопить японский авианосец... -Просто очень профессионально хорошо был подготовлен этот командир американской подлодки... -И даже играя в карты и неся береговую службу .., умудрился "не проиграть" свой этот профессионализм...
    1. +3
      25 апреля 2020 14:20
      Цитата: gorenina91
      -У японцев только с русскими "получалось" в морских сражениях...

      Угу... а ещё с американцами и англичанами. smile Янки начали выигрывать только с 1943, а до этого была сплошная "русская рулетка".
      Цитата: gorenina91
      -Один раз "получился" у них Пёрл-Харбор...-Да и то ...там японцы в основном американское старьё уничтожили

      Не старьё, а основу и становой хребет флота. Чем обеспечили себе спокойный захват ЮВА - угроза с фланга была снята.
      Цитата: gorenina91
      -Да и японцы при Пёрл-Харборе довольно много своих самолётов потеряли...

      55 самолётов и 55 членов экипажей.
      Цитата: gorenina91
      -Зато потом во время сражении с американами при Мидуэе ; японцы , при почти равных условиях и силах с обеих сторон...- потерпели такое поражение , после которого Япония уже не смогла своими ВМС воевать с американскими ВМС на равных...

      Очень сложно играть с противником, который видит твой расклад на начало игры и твою стратегию.
      Цитата: gorenina91
      -И к тому же...-это же надо же было назначить командующим Русской Эскадрой такого неудачника .. как З.П.Рожественский (который вроде как , когда-то "отличился" на пароходе "Веста"... -и вроде как и "не отличился"...

      Вообще-то, Рожественский как раз и разоблачил "бой "Весты" - в статье "Броненосцы и крейсера-купцы". Его родное министерство даже подало на него в суд... но через год дело прекратили, а командиру "Весты" Баранову рекомендовали судиться со своим офицером частным образом. Походу, статья ЗПР таки оказалась правдивой в части описания боя.
      1. -3
        25 апреля 2020 15:12
        Не старьё, а основу и становой хребет флота. Чем обеспечили себе спокойный захват ЮВА - угроза с фланга была снята.

        -Что ??? -Какая ещё "основа и становой хребет флота"... -Да , даже бОльшую часть этого потопленного старья (ни один авианосец потоплен не был ...-их и не было на базе)... -американы потом подняли , отремонтировали и снова начали их использовать.. -о чём лично Я и пишу...-Да и личный состав ВМС США понёс тогда потери...-меньше 2400 человек (экипаж одного авианосца)... -Читайте внимательно... -А какие чудовищные потери понёс советский Балтийский Флот при попытке передислокации военных кораблей из Балтийского моря в августе 1941 года... -это просто ужас... - больше трети всего своего плавсостава и до 14 000 погибших моряков. ..

        Очень сложно играть с противником, который видит твой расклад на начало игры и твою стратегию.

        -А для американов Пёрл-Харбор был просто -лёгкой оплеухой... -так что вся эта атака японцев на Пёрл-Харбор была абсолютно бестолковой акцией... -никаких серьёзных потерь ВМС США они тогда не нанесли ..-а просто уже тогда , в самом начале ...- раскрыли все свои карты... -Так что последующие перехваты американами всех переговоров командования ВМС Японии ...-это уже следствие...
        Рожественский как раз и разоблачил "бой "Весты" - в статье "Броненосцы и крейсера-купцы". Его родное министерство даже подало на него в суд... но через год дело прекратили, а командиру "Весты" Баранову рекомендовали судиться со своим офицером частным образом.

        -Про Рожественского ничего добавлять не хочу...-неудачник ., он и есть неудачник... -Вот и занимался бы сутяжничеством ...-чего в командующие Русской Эскадрой лезть... -Даже не смог маневрировать своей эскадрой и воспользоваться ошибками японских флотоводцев... -просто бездарь и неудачник...-больше прибавить нечего...
        1. +3
          25 апреля 2020 15:59
          Цитата: gorenina91
          -Что ??? -Какая ещё "основа и становой хребет флота"...

          До войны основой боевой мощи флота США считались именно линкоры. Авианосцы же считались вспомогательными силами - "разведчиками" и "!контрразведчиками" при основных силах, средством борьбы с АВ противника и добивания ЛК противника. Собственно, на предвоенных учениях разыгрывались именно такие сценарии.
          В том числе и поэтому "день позора" стал таким шоком - за час ТОФ США превратился из полноценного флота в набор разведывательных групп.
          Цитата: gorenina91
          -А какие чудовищные потери понёс советский Балтийский Флот при попытке передислокации военных кораблей из Балтийского моря в августе 1941 года... -это просто ужас... - больше трети всего своего плавсостава и до 14 000 погибших моряков.

          Поменьше пафоса, пожалуйста. На момент Таллинского перехода ядро КБФ уже давно стояло в Кронштадте. В Таллине оставался только отряд лёгких сил, который, к тому же, на второй день перехода оторвался от транспортов и прибыл в Кронштадт самостоятельно. Основные потери пришлись на старые ЭМ типа "Новик".
          Цитата: gorenina91
          -А для американов Пёрл-Харбор был просто -лёгкой оплеухой...

          Ну да. ну да... какие мелочи - ушли в минус практически все линейные силы на ТВД.
          Цитата: gorenina91
          -так что вся эта атака японцев на Пёрл-Харбор была абсолютно бестолковой акцией... -никаких серьёзных потерь ВМС США они тогда не нанесли ..

          В результате "Дна Позора" ВМС США были вынуждены где-то на год задержать начало "лягушачьих прыжков". А свою первую десантную операцию вообще проводить "украдкой".
          К тому же, именно удар по ЛК США в П-Х позволил Ямамото далее использовать IJN в целом и Кидо Бутай в частности без оглядки на американский флот. Захват ЮВА и Филиппин стал результатом "Дня Позора".
          Цитата: gorenina91
          -Да и личный состав ВМС США понёс тогда потери...-меньше 2400 человек (экипаж одного авианосца)... -Читайте внимательно... -А какие чудовищные потери понёс советский Балтийский Флот при попытке передислокации военных кораблей из Балтийского моря в августе 1941 года... -это просто ужас... - больше трети всего своего плавсостава и до 14 000 погибших моряков. ..

          Этот оригинальный, чтобы не сказать — преступный, взгляд на большие потери частей как на доказательство их доблести, глубоко укоренился у нас еще в старой армии. С таким взглядом необходимо бороться, и постоянные (подчеркиваю, что не случайные, которые всегда возможны, в особенности при современной технике) большие потери должны свидетельствовать о неумении начальника водить войска, т.е. о его непригодности к занимаемой должности.
          © Слащев-Крымский
          1. -2
            25 апреля 2020 17:25
            -О.., да вы минусы начали ставить... -А Я-то думала... -вы что-то стоящее привести хотите...

            Поменьше пафоса, пожалуйста.

            -Пафос как раз в таких названиях ...как "день позора" ; "лягушачьи прыжки" и тд...
            -Вы тут чего-то так много всего написали...
            До войны основой боевой мощи флота США считались именно линкоры

            -Да , мало ли какое было мнение "до" ... -А главное , что стало "после"..
            -А "после" стало то , что , после того как 10 декабря 1941 года (уже через три дня после Перл-Харбора) в Южно-Китайском море японской авиацией были потоплены два мощнейших военных британских корабля -линкор «Принс оф Уэлс» и линейный крейсер «Рипалс»....-и всем стало сразу ясно , что время линкоров прошло и эти громадные линкоры стали лишь хорошими мишенями для пикирующей авиации и воздушных торпедоносцев... -И что настала эра авианосцев...
            -Так что американам недолго пришлось так уж сокрушаться о своих плавучих монстрах..; о "дне позора" ; о "лягушачьих прыжках" и тд... -Наоборот это позволило американам так быстро избавиться от иллюзий и построения надежд в использовании этих плавучих монстров ...как основной ударной силы... -Т.е. американы только выиграли от Перл-Харбора ; от этого своего "дня позора" ...
            1. +1
              25 апреля 2020 20:35
              Цитата: gorenina91
              "лягушачьи прыжки"

              Глубокоуважаемая Ирина, Фредерик Шерман в своем описании войны с японцами тоже упоминает стратегию "лягушачьих прыжков" - т.е. постепенное вытеснение японцев путем десантных операций на островных архипелагах. А уж он принимал непосредственной участие в войне на Тихом океане wink hi
            2. 0
              27 апреля 2020 17:29
              Цитата: gorenina91
              -О.., да вы минусы начали ставить... -А Я-то думала... -вы что-то стоящее привести хотите...

              Не по адресу - не имею привычки минусовать.
              Цитата: gorenina91
              -Пафос как раз в таких названиях ...как "день позора" ; "лягушачьи прыжки" и тд...

              Пафосные лягушачьи прыжки? Я вот прямо вижу пафосно прыгающую пафосную лягушку. smile
              А "День Позора" - это определение событий 07.12.1941 г. авторства ФДР.
              Цитата: gorenina91
              -и всем стало сразу ясно , что время линкоров прошло и эти громадные линкоры стали лишь хорошими мишенями для пикирующей авиации и воздушных торпедоносцев... -И что настала эра авианосцев...

              Всем стало ясно, что линкоры просто надо лучше прикрывать.
              Сам же Пёрл-Харбор показал только одно: в случае внезапного нападения флот, связанный по рукам и ногам политиками, можно потопить даже в базе. Впрочем, за год до этого англичане показали, что в базе линкоры спокойно топятся даже в военное время - главное, неожиданно ударить. ИЧХ, после Таранто никто о закате линейного флота не говорил - АВС даже в 1942 г. сокрушался, что у него нет линкоров.
              1. 0
                27 апреля 2020 17:50
                Цитата: Alexey RA
                А "День Позора" - это определение событий 07.12.1941 г. авторства ФДР.

                Только это определение Рузвельта не относилось к США и флоту, а к Японии.А именно к нападению без обьявления войны.
  14. +1
    25 апреля 2020 12:37
    Авиационная группа планировалась из 18 истребителей A7M2, 12 ударных самолетов B7A и 6 разведчиков C6N1

    Что-то не очень понятно. Разве это не слишком маленькая авиагруппа для любого тяжелого авианосца того времени? Не говоря уже о "супер"
    1. -1
      25 апреля 2020 14:32
      Цитата: toha124
      Авиационная группа планировалась из 18 истребителей A7M2, 12 ударных самолетов B7A и 6 разведчиков C6N1

      Что-то не очень понятно. Разве это не слишком маленькая авиагруппа для любого тяжелого авианосца того времени? Не говоря уже о "супер"

      Если верить документам американской военно-морской миссии в Японии, "Синано" планировался чем-то вроде "Юникорна"-переростка: он должен был стать плавучим тылом авианосного соединения, с мастерскими, резервными самолётами, запасами боепитания и т.п.
      1. +2
        25 апреля 2020 16:06
        Цитата: Macsen_Wledig
        Если верить документам американской военно-морской миссии в Японии, "Синано" планировался чем-то вроде "Юникорна"-переростка: он должен был стать плавучим тылом авианосного соединения, с мастерскими, резервными самолётами, запасами боепитания и т.п.

        Эммм... а разве не передовым аэродромом - для ремонта возвращающихся из боя самолётов и перезарядки/дозаправки истребителей передового рубежа ПВО?
        Задачи те же, что и у "Юникорна", но выполнять их нужно в первой линии или даже перед основной АУГ. Отсюда и огромное число стволов ПВО + теоретически сильная конструктивная защита при маленькой собственной авиагруппе.
        1. 0
          25 апреля 2020 16:11
          Цитата: Alexey RA
          Эммм... а разве не передовым аэродромом - для ремонта возвращающихся из боя самолётов и перезарядки/дозаправки истребителей передового рубежа ПВО?
          Задачи те же, что и у "Юникорна", но выполнять их нужно в первой линии или даже перед основной АУГ. Отсюда и огромное число стволов ПВО + теоретически сильная конструктивная защита при маленькой собственной авиагруппе.

          Думается мне, его место в строю определялось бы тактической обстановкой...
  15. +3
    25 апреля 2020 12:53

    Занимательный стиль изложения - это хорошо, но ему в угоду не стоит отклоняться от действительности, тем более - в биографии.
    Энрайта отстранили от командования и отправили служить старшим офицером базы подводных лодок на Мидуэе.
    От командования его не отстраняли. Энрайт, как нормальный офицер, всю вину за безрезультатный почти двухмесячный боевой поход взял на себя и в рапорте попросил заменить его на офицера "который сможет действовать более продуктивно".
    А то что адмирал Локвуд дал Энрайту второй шанс, так причина не в покере, а в том. что Локвуд интенсивно чистил, как он называл, "мертвый лес" из безынициативных и осторожных командиров подлодок. Потому за год Archerfish, сходив в четыре похода, сменила три командира.
    1. +3
      25 апреля 2020 12:59

      А это Энрайт (на заднем плане) в возрасте 90 лет за две недели до своей смерти. Умер он в доме престарелых в 2000 году.
      1. +2
        25 апреля 2020 16:26
        Цитата: Undecim
        А это Энрайт (на заднем плане) в возрасте 90 лет за две недели до своей смерти. Умер он в доме престарелых в 2000 году.

        обычный старик. Ничего выдающего. Трудно в нем заподозрить славного героя статьи.
        Статья хорошая-легко читается и приятно, спасибо!
        Цитата: Alexey RA
        55 самолётов и 55 членов экипажей.

        Японцы потеряли 29 самолётов — 15 пикировщиков, 5 торпедоносцев и 9 истребителей. Были потоплены 5 сверхмалых подводных лодок. Потери в людях составили 64 человека (55 лётчиков, 9 подводников). Ещё один — лейтенант Сакамаки — был взят в плен. Он доплыл до берега после того как его сверхмалая подводная лодка наскочила на риф.
        Перл Харбор это пример очень большой удачи японцев! Даже нападение на ПА не такое удачливое.
        Сказать что японцам везло в РЯВ--трудно. Те броненосцы которые утоплены были на минах-тоже пример удачливости русских при должной инициативе!
        Японцы при всей инициативности удачи имели одинаково--просто они создавали больше возможностей!
        Везет тому кто везет!
        1. 0
          27 апреля 2020 13:13
          Цитата: Σελήνη
          Японцы потеряли 29 самолётов — 15 пикировщиков, 5 торпедоносцев и 9 истребителей.

          Нет. 29 самолётов - это только те, что были потеряны над Оаху. Ещё 26 машин из числа вернувшихся на АВ были признаны неремонтопригодными и списаны.
          Так что в результате налёта на Оаху IJN потерял в общей сложности 55 самолётов. Общее количество повреждённых японских самолётов - 85 (без учёта 26 повреждённых и позже списанных).
          Цитата: Σελήνη
          Перл Харбор это пример очень большой удачи японцев!

          Перл-Харбор - это пример того, что случается, когда политики связывают флот и армию по рукам и ногам. Все запросы Шорта и Киммеля на повышение боеготовности разбивались об один и тот же аргумент политиков: "Мы ведём переговоры с Японией. Любое повышение боеготовности может спровоцировать Японию прекратить их и объявить виновником американскую сторону. Поэтому повышать боеготовность запрещаем".
          Еле-еле удалось выбить разрешение на введение хотя бы низшей степени боеготовности. Но тут военные подгадили сами себе: эта степень предусматривала оборону только от диверсантов, поэтому для её выполнения пришлось в том числе вытаскивать самолёты на открытое место и ставить их под охрану. Впрочем, если бы Шорт этого не сделал, то к нему появились бы очень неприятные вопросы, типа: "Вы так настойчиво на словах просили повысить боеготовность. Мы вам это разрешили. Так почему вы теперь на деле ничего не делаете для повышения боеготовности? Почему Вы не выполняете требования низшей степени боеготовности? Мы что - зря разрешили вам её ввести?"
  16. 0
    25 апреля 2020 18:09
    Цитата: Вождь краснокожих
    По Голливудским меркам у капитана подлодки лицо не героя, а бухгалтера и среднестатистического семьянина, шутки ради надевшего китель в фотоателье)

    ага, одна выправка чего стоит ;)
  17. +2
    25 апреля 2020 18:41
    «Арчер-Фиш» был отбуксирован в точку в нескольких милях от побережья Сан-Диего и поставлен на якорь. Экспериментальная торпеда разорвала лодку надвое.




    Archerfish (SS-311) примерно 1957 - 1968 год.


    В Токийском заливе 1 сентября 1945 года

    Капитан Джозеф Ф. Энрайт
  18. 0
    26 апреля 2020 11:10
    Роман, прекрасно написанная статья!
    Спасибо, прочитал с удовольствием!
  19. +1
    26 апреля 2020 12:59
    Я так и не понял "Исокадзе" эсминец точно видел подводную лодку и осознано шёл на перехват или просто двигался по направлению к ней, когда последовал приказ с авианосца "все назад". Это важный момент в тех событиях.
    1. +1
      26 апреля 2020 18:06
      Да. И уже выходил в атаку, но дважды дублированный сигнал с Синано вынудил Исокадзе занять место в ордере.
      1. +1
        27 апреля 2020 02:29
        В таком случае, подавление инициативы подчинённых,боком вышло японскому адмиралу.