Морской дракон: Китай создает самый большой гидросамолет в мире

35

Верной дорогой


В апреле этого года агентство «Синьхуа» сообщило, что новый китайский самолет AG600 «Jiaolong» прошел еще один важный этап на пути к своему полноценному рождению. Машина впервые совершила серию полетов над морской поверхностью. Это не первый полет над водой. В октябре 2018 года гидросамолет успешно взлетел с водной поверхности и сел на нее: тогда тесты проводили на пресноводном водохранилище реки Чжанхэ в провинции Хубэй. Напомним, свой первый полет машина выполнила еще в 2017 году, взлетев с аэропорта Чжухай.

Если говорить конкретно о проведенных недавно морских тестах, то они имеют принципиальные отличия от более ранних испытаний. Тесты позволяют оценить влияние морской среды на планер машины и работу ее систем. Данный этап испытаний призван подготовить AG600 к следующему, еще более важному. А именно — к взлету и посадке в морских условиях. Ждать осталось не так долго: если все пройдет так, как планируют китайцы, то первые такие испытания состоятся до конца 2020-го.



История этой машины началась еще в 2009 году: именно тогда специалисты Китайской авиастроительной корпорации (AVIC) начали работу по созданию самолета. В разработке и производстве AG600 задействовали 150 институтов и научных центров и 70 предприятий китайской промышленности. В разработку вложили примерно три миллиарда юаней (более 440 миллионов долларов): не мало, но и не много по меркам современного авиастроения. Первый опытный экземпляр сошел с конвейера в 2016-м.

У китайцев традиционно амбициозные планы. Машина должна стать настоящей «рабочей лошадкой», выполняя самые различные задачи: тушение пожаров, проведение поисково-спасательных работ, доставка грузов и так далее. Китайцы рассчитывают ее использовать как в мирных целях, так и для нужд Народно-освободительной армии. Там самолет видят в качестве патрульной летающей лодки.

Длина самолета — 37 метров, размах крыльев составляет 38,8. Де-факто это крупнейший гидросамолет их всех существующих в наше время. Уместно, впрочем, сказать, что советский А-40 «Альбатрос» был больше: он имел длину 45,70 метров и размах крыльев — 42,50. Ну а самым крупным самолетом-амфибией всех времен является знаменитый Hughes H-4 Hercules.

«Китаец» может похвастаться впечатляющими характеристиками. Максимальная взлетная масса AG600 составляет 53,5 тонны, а продолжительность нахождения в воздухе может достигать двенадцати часов. Согласно данным из открытых источников, самолет может набирать двенадцать тонн воды за двадцать секунд. Четыре турбовинтовых двигателя WJ-6 позволяют ему летать со скоростью до 570 километров в час.

Три богатыря


Как видим, программа развивается, и темпы развития заслуживают уважения. Невольно напрашивается не самое приятное сравнение с самолетом-амфибией Бе-200, который начали разрабатывать в начале 90-х и который совершил первый полет еще в 1998 году. Несмотря на повышенное внимание к проекту со стороны властей и средств массовой информации, на сегодня произвели немногим более десятка таких машин, что, конечно, очень скромный показатель. Впрочем, и экономический потенциал у России и Китая принципиально разный, про это тоже не следует забывать.


Вообще, китайцы подходят к вопросам, связанным с развитием авиастроения, комплексно и с большим размахом. AG600 — лишь часть программы по созданию принципиально новых крылатых машин. В тройку крупных самолетов, которые должны быть реализованы в рамках данного направления, помимо самого Jiaolong, входят военный транспортник Y-20 и пассажирский C919. Это, конечно, далеко не все, что Китай хочет получить в ближайшие годы.

Уместно напомнить, что еще в 2017 году ВВС КНР официально вооружились истребителем пятого поколения J-20, а сейчас на подходе малозаметный стратегический бомбардировщик Xian H-20 (вероятно, прямой аналог американского B-2). Таким образом, общее число ключевых для китайского авиастроения проектов можно увеличить до пяти, хотя есть еще весьма важный российско-китайский проект широкофюзеляжного пассажирского самолета CR929. Но это не ближайшее будущее.

На перспективу


Можно не сомневаться, что у Поднебесной найдутся время, желание и возможности для реализации не только их, но и множества других авиапроектов. Другой вопрос, будет ли на них мировой спрос. Как отмечают экономисты, в современном мире нет проблемы что-либо произвести, но есть большая проблема продать произведенные товары. И если за судьбу пассажирского C919 можно не беспокоиться (китайские компании уже сделали заказы на сотни таких машин), то в случае с AG600 все далеко не столь радужно.


Фото: AG600 (flickr.com defensedesk)

Несмотря на широкие функциональные возможно, рынку не нужно много таких машин. Ранее стало известно, что компания China Aviation Industry General Aircraft получила заказы на семнадцать новых гидросамолетов. Подписание даже одного крупного международного контракта будет большой удачей.

А ведь конкуренты не дремлют. Япония несколько лет назад отменила запрет на экспорт военной техники и продукцию двойного назначения. А компания Shin Maiwa, в свою очередь, получила разрешение Министерства обороны на экспорт нового самолета-амфибии ShinMaywa US-2, задачи для которого пересекаются с задачами AG600 и российского Бе-200. При этом US-2 уже находится в эксплуатации — его используют Морские силы самообороны.


Примечательно, что именно азиатский рынок японцы осваивают активнее всего (что, конечно, вполне логично). Ранее US-2 одержал победу в индийском тендере с поставкой пятнадцати новых самолетов. Четырехмоторным «японцем» также интересуется Индонезия.

А что же Россия? Очевидно, что, несмотря на все трудности Бе-200, будут строить и дальше. Напомним, четырнадцатого февраля в Таганроге впервые взлетел самолет Бе-200ЧС, построенный для Минобороны. Общее число машин, которые поставят в рамках перезаключенного в 2018 году контракта, — три.

А в сентябре прошлого года стало известно, что Россия попытается вновь стать производителем самых больших гидросамолетов, бросив вызов КНР: как тогда стало известно, в Минобороны России решили возобновить проект разработки самолета-амфибии «Альбатрос». «После доработки аппарат получит современные средства обнаружения субмарин, и это значительно расширит его боевые возможности, — заявил тогда бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов. — В основном самолеты этого типа предназначены для ведения действий в прибрежных морях, в том числе Балтийском, Черном, Баренцевом и Японском. «Альбатрос» оснащен целым набором средств для обнаружения подлодок. Например, может сбрасывать и дистанционно устанавливать специальные буи и другие приборы, которые помогают обнаруживать противника».


Конечно, хорошо иметь наполеоновские планы. Но еще лучше, когда есть возможности для их реализации. У Китая, несмотря на все описанные выше трудности, они имеются.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    30 апреля 2020 18:08
    Пригодится для обслуживания подводных беспилотников; там, батарейки подзарядить, информацию снять, прошивку обновить...
    1. 0
      30 апреля 2020 20:11
      Первая объективная статья про этот Морской Дракон. А то все предыдущие начинались с - "самый большой........" без упоминания А-40 и др.
      1. 0
        2 мая 2020 21:27
        Сейчас ситуация с авиационным двигателестроением у нас обстоит так , что пожалуй действительно разумней вернуться к проекту "Альбатрос" , ибо на него двигатель как раз есть . Можно даже адаптировать ПД-14 , при этом несколько нарастив возможности обновлённого А-40 . Ибо Бе-200 ещё очень долго будет оставаться без отечественных двигателей .
        И вообще проектировать самолёты лучше под конкретный , уже готовый двигатель .
    2. 0
      30 апреля 2020 21:17
      анатолий,вы фантастику не гоните,сейчас янкесы только испытывают надводные беспилотники а уж про подводные да еще китайские это далеко это не просто
      1. -1
        1 мая 2020 11:35
        Ну, по новостям пару раз только за прошлый год проскакивало, что им доставались подводные дроны непонятного назначения и предположительно китайского производства, а что там и как - ч не мониторю.

        Но оно напрашивается, что эту тему активно прорабатывают, и много кто.
    3. 0
      1 мая 2020 10:26
      И что для этого только амфибии нужны ?
  2. +1
    30 апреля 2020 18:13
    Как бы китайские "товарищи" не подходили к "этому вопросу" они были , есть , и останутся всего лишь хорошими копириайдерами . Впрочем , как и японцы .
  3. +2
    30 апреля 2020 18:30
    = У Китая, несмотря на все описанные выше трудности, они имеются.=
    Трудности имеются у всех. Вот почему-то только мы на них ссылаемся.
  4. +4
    30 апреля 2020 18:45
    Странная статья. Автор сетует на то, что БЕ-200 "на сегодня произвели немногим более десятка таких машин, что, конечно, очень скромный показатель". А дальше- "несмотря на широкие функциональные возможно, рынку не нужно много таких машин". winked
    1. 0
      1 мая 2020 09:53
      когда , в прошлом году, Сибирь горела больше месяца - где были эти бе-200 и другие пожарный летуны ? За бугром бабло зарабатывали, а у нас апосля сказали что такие пожары тужить не имеет смысла - само утухнит типа. В последнее время всё больше говорильня , причем наметилась чёткая тенденция говорить про любую техническую единицу много раз в разных стадиях её производства, что приводит к илюзии множественности по сути одного. Что по мне, сделали, ПОКАЗАЛИ.
      1. -1
        1 мая 2020 11:37
        Там же где были, когда выгорела вся Австралия. Вообще вся.

        Нецелесообразно такие масштабы таким тушить.
        1. 0
          1 мая 2020 14:10
          я знаю что в Австралии они были за валюту... и мне становиться параллельно, есть они у нас или нет. Прошлые годы у нас в Сибири были просто охренительные вырубки леса китайскими комбайнами по заготовке леса, а после пожары одновременно с наводнениями . -губер чуть Байкал не продал Китайцам весь. Отсель вывод...болтовня высокопоставленная о тяжелых самолётах гражданского сектора так и останется болтовнёй.
      2. +1
        1 мая 2020 15:15
        Тушили.. Над Усть-илимском не видел бортов пролетающих, а вот с Красноярского аэродрома Бе-200 носились не переставая.. Пара бортов точно! На радаре с утра до вечера были. Воду набирали в районе Кодинска.. НО! Это уже к концу пожаров было..
        1. 0
          1 мая 2020 15:45
          И это я знаю, но толку от них было кот наплакал... ибо пожар давят в начале разгара, а не к шапочному разбору... после драки кулаками не машут. Да и больше всё это походило на замыливание глаз людям, что ещё больше указывало на неадекват рулевых и кормчих разных фасонов. Да и ещё были видео с фотоловушек поджогов с машин МЧС ( если память не отшибло ) - очень перекликается с теми четырмя поймаными выродками-поджигателями с думы . Сами жгут, сами и бабло тащат выделенное на борьбу пожарами - зашибись устроились.
  5. +3
    30 апреля 2020 19:32
    Хьюз Геркулес никогда не был амфибией, это летающая лодка, которая не могла садиться на сушу.
    Если посмотреть, как китайский самолет взлетал и садился на воду - блинчиком без крутых разворотов,
    возникают большие сомнения, что он сможет использоваться как пожарник. Ведь в этом случае, главным является тяговооруженность, а она у Бе-200 значительно выше.
    1. D16
      0
      30 апреля 2020 21:47
      блинчиком без крутых разворотов,

      А вы посмотрите на высоту этого пепелаца, и какие нужны элероны, что бы на посадочной скорости его наклонить laughing .
      возникают большие сомнения, что он сможет использоваться как пожарник. Ведь в этом случае, главным является тяговооруженность

      Это смотря где, как и сколько брать воды.
  6. 0
    30 апреля 2020 19:33
    Морской дракон: Китай создает самый большой гидросамолет в мире
    А РФ ?
    1. D16
      +7
      30 апреля 2020 21:06
      А он сильно нужен РФ? Что такого противолодочного может Альбатрос или этот китайский патрульник, чего не может Ил-38? Посадку на воду не предлагайте. Она возможна только в очень хорошую погоду, а последующий взлет с воды сожрёт уйму топлива. Проще сбросить ГА буйки. И обратите внимание на боковую проекцию этого AG-600. Сесть на воду при боковом ветре не проблема, а как садиться на узкую бетонку?
      1. 0
        1 мая 2020 13:57
        Цитата: D16
        А он сильно нужен РФ?

        В качестве пожарных и поисковоспасательных - нужен, насчёт противолодочных - надо спрашивать у тех, кто имеет представление, что это за задачи.
        Вариант для ВМФ:
        "....В отличии от гидросамолетов, построенных для МЧС России, флотская амфибия .... может нести спасательные контейнеры с аварийным плотиком и запасом воды и пищи для сброса на воду.
        Предполагается, что военные гидросамолеты Бе-200 поступят на Черноморский флот, где заменят устаревшие амфибии Бе-12 и будут использоваться в поисково-спасательных целях, а также для попутного наблюдения и разведки в ходе спасательных операций.
        Максимальное время патрулирования на удалении 500 километров от аэродрома базирования около шести часов. Высота поиска и патрулирования от 100 до 8000 метров. Скорость при облете патрульной зоны 220 км/ч. Максимальная скорость - 610 км/Ч. Экипаж - три человека. Может эвакуировать до 60 человек......"
        1. D16
          +1
          1 мая 2020 14:26
          В качестве пожарных

          В качестве пожарных амфибия берет воду с закрытых водоемов. Там не бывает волнения как в морях-океанах. Потому "мореходные" качества Бе-200 мягко говоря... для Геленжикской бухты. Зато он больше похож на самолет, лучше летает и садится на бетонку чем китайский AG-600.
          поисковоспасательных

          Поиском и спасением обычно занимаются в плохую погоду, по-скольку в хорошую обычно в спасении никто не нуждается. После посадки на воду в шторм экипаж этого летающего парохода тоже придется спасать. Как в прочем и после попытки посадки на сушу при сильном боковом ветре. Что бы сбросить спасательный контейнер со спасательной лодкой не надо городить амфибию. Для этого годится обычный патрульный самолет. У того же Ил-38 боевой радиус 2200 км.
          1. +1
            1 мая 2020 19:28
            Бе-200 может брать воду с открытых водоемов, тушили пожары на Сардинии и возле Ниццы с заборами воды со Средиземного моря, максимальная высота ветровой волны 1,2 метра. Самолет испытан с подвесными контейнерами с плотами для сброса, если невозможно сесть на воду. У самолета отсутствует ограничение по набору воды в сторону гористого берега, тяговооруженности хватает.
            1. D16
              0
              1 мая 2020 21:44
              и какая погода была на тот момент в открытых водоёмах?
        2. 0
          1 мая 2020 19:31
          610 км/ч - это максимальная скорость пикирования, крейсерская - 530 км/ч. Не забудьте, что это скорость приборная.
  7. 0
    30 апреля 2020 19:38
    Конечно, хорошо иметь наполеоновские планы. Но еще лучше, когда есть возможности для их реализации.
    Коллеги, кто в курсе по поводу Альбатроса - он был уже в железе, но
    в Минобороны России решили возобновить проект разработки самолета-амфибии «Альбатрос».
    что значит возобновить проект? Продолжить их выпуск?
    1. D16
      0
      30 апреля 2020 21:07
      Продолжить их выпуск?

      Для начала ремоторизировать.
  8. 0
    30 апреля 2020 20:09
    Гидросамолет - это обычный самолет с приделанными поплавками. А если фюзеляж имеет глиссерские обводы и приводняется непосредственно на него тот это уже "летающая лодка" Ликбез для авторов статьи.
    1. +1
      30 апреля 2020 21:01
      Обычный самолет с приделанными поплавками, так и называется - поплавковый гидросамолёт. Ликбез - дело полезное yes
      https://vpolete.online/samoletyi/gidrosamoletyi.html
  9. 0
    30 апреля 2020 20:19
    Кадры, деньги и технологические возможности в наше время решают всё
  10. 0
    30 апреля 2020 21:00
    Мартин Марс покрупнее будет, с 43 года эксплуатируется. Статья на сайте была кстати.

    https://topwar.ru/74415-martin-jrm-mars-krupneyshiy-v-mire-seriynyy-gidrosamolet.html
  11. +1
    30 апреля 2020 21:12
    вопрос чем плох бе-200,нам нужна скоростная многофункциональная амфибия,казалось бы уже есть готовая база,а х да забыл нам же лет через 40 очень нужен пак да
  12. +2
    30 апреля 2020 21:21
    Нет ето конечно субьективно.... но ета летающая китайская корзина немного некрасивая, так сказать.... wassat
  13. +1
    30 апреля 2020 22:07
    У Китая есть где применить все эти шикарные гидропланы. Они в субтропиках живут. А вот России сегодняшней, дай бог свою тундру от наглецов соседей защитить, не до гидроавиации сейчас, прямо скажем.
  14. +1
    30 апреля 2020 23:08
    Китай!... Он своё дело добре знает.
    Там ребята в игры- не играют, они проклятые коммунисты- дело делают (в отличие от нас -дабл джобов) мягко выражаясь..
    Кстати не могу понять, почему на федеральном канале допускается слово ........., А здесь- нет?
    Скоро господа и дамы КНР почнет у космос на экранопланах летать. А вы тут минусики совать...
    Вот такая вот загогулина. Продолжайте далее свои бредни за либеральную экономику и прочий вздор.
  15. 0
    30 апреля 2020 23:14
    Цитата: D16
    А он сильно нужен РФ? Что такого противолодочного может Альбатрос или этот китайский патрульник, чего не может Ил-38? Посадку на воду не предлагайте. Она возможна только в очень хорошую погоду, а последующий взлет с воды сожрёт уйму топлива. Проще сбросить ГА буйки. И обратите внимание на боковую проекцию этого AG-600. Сесть на воду при боковом ветре не проблема, а как садиться на узкую бетонку?

    Может быть, допускаю. Мой вопрос чисто риторический. hi
  16. 0
    1 мая 2020 04:52
    Гидросамолеты и даже амфибии - ныне чисто нишевой продукт. Мелкие гидропланы уместны где-нибудь в затерянных уголках для гражданских нужд. Но большие амфибии просто не нужны, особенно в условиях нашей страны. Они проигрывают нормальным самолетам во всем, а их способность сесть на воду чисто условна. Ну как часто в Баренцевом море и, тем более, в Тихом океане бывает спокойно?