Названы причины жалоб американских пилотов F-35 на мультимедийные шлемы

42

В США предпринимаются попытки решения проблемы с невероятной дороговизной мультимедийных шлемов (ММШ) для военных лётчиков. Речь главным образом идёт о шлеме для пилотов истребителей пятого поколения F-35.

Американские лётчики крайне негативно отозвались об изначальном решении производителя шлемов с OLED-дисплеем (OLED HMD) осуществлять замену ММШ через 4 года эксплуатации - после завершения срока гарантийного обслуживания. Недовольство состоит в том, что такие шлемы поставляются в ВВС и ВМС США по цене около 400 тысяч долларов (изначально и вовсе – по $700 тысяч), но при этом в них всякий раз обнаруживаются серьёзные недостатки. Мало того, производители дали понять, что могут предоставить по мультимедийным шлемам гарантию в 48 месяцев и не больше.



От пилотов в адрес производителя стали поступать жалобы на то, что в условиях низкой освещённости отслеживать информацию, которая транслируется на ММШ либо крайне затруднительно, либо совершенно невозможно. Кроме того, при наклонах головы пилота в полёте на мониторе шлема возникает свечение в части спектра, близкой к зелёному, и это свечение отвлекает лётчика и дезориентирует его.

В марте-апреле текущего года мультимедийные шлемы для пилотов F-35 снова прошли через определённую доработку. Сообщается, что теперь производитель готов продлить гарантийное обслуживание на период свыше 4-х лет, что «приведёт к снижению стоимости лётных шлемов». О том, какой именно окажется итоговая цена ММШ после такого решения, не сообщается.

Одной из задач, которую решает производитель ММШ и на которую обращают внимание пилоты сегодня, является задача по стабильной работе программного обеспечения шлема. По некоторым данным, обнаруживаются сбои ПО при полёте на большой высоте, где высок показатель ионизации воздуха.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    3 мая 2020 15:40
    Моя молодежь взяла плйстейшн с такими очками
    Ощущения сильные, но глаза со временем у меня устают
    1. 0
      3 мая 2020 15:58
      Цитата: Avior
      Ощущения сильные, но глаза со временем у меня устают

      Вот-вот, американцы тоже жалуются ! А не надо много мультиков смотреть, да и в советское время телевизор рекомендовали смотреть с дистанции не менее 8 высот экрана, а тут экраны прямо на глазах !
      1. +3
        3 мая 2020 15:59
        Другие экраны сейчас
      2. +15
        3 мая 2020 16:12
        Что телевизор... А от чтения книг как глаза портятся! Буквочки, буквочки...
        Вот раньше было здоровье: утром пашешь в поле - пришел домой - поел - ложишься спать. Ни телевизора, ни книг, ни компа good
        У всех глаза были здоровые, очки крестьяне не носили! laughing
        1. +28
          3 мая 2020 16:25
          Цитата: voyaka uh
          Что телевизор... А от чтения книг как глаза портятся! Буквочки, буквочки...
          Вот раньше было здоровье: утром пашешь в поле - пришел домой - поел - ложишься спать. Ни телевизора, ни книг, ни компа good
          У всех глаза были здоровые, очки крестьяне не носили! laughing

          А потом читаем у Гоголя "дверь нам открыла старуха лет сорока". Глазки здоровые, а вот все остальное нет
        2. 0
          3 мая 2020 17:09
          Что в корне не совсем правильно. А развитие. А НТП.
          1. +1
            3 мая 2020 17:55
            Ведро с прорезью им на голову одеть надо, а не мультимедийные шлемы. Толку будет американским летчикам больше и дешевле. Буржуи в Штатах еще те мошенники, что им чхать даже на свою армию.
  2. +7
    3 мая 2020 15:42
    Если шлемы с изначальной стоимостью в 700 тысяч за штуку имеют много недостатков, то пусть попробуют изладить шлемы стоимостью в 1 лям. Вдруг эти окажутся лучше?
    1. +2
      3 мая 2020 15:48
      А лучше за 1 лярд.
      1. -1
        3 мая 2020 15:50
        Цитата: Sky Strike fighter
        А лучше за 1 лярд.


        Дороговато даже для матрасников будет.
        1. +2
          3 мая 2020 17:10
          А шо. Они же полосатые, им ничего не будет.
          1. +1
            3 мая 2020 21:31
            Цитата: Alex Nevs
            А шо. Они же полосатые, им ничего не будет.


            Бумага и краска для их зеленых денег имеется в избытке. Напечатают сколько надо.
      2. +1
        3 мая 2020 16:04
        Думаю Вы не далеко от истины, ведь они увеличили "срок гарантии", а это дорогого стоит. lol
    2. 0
      3 мая 2020 15:50
      Думаю что если раза в три дороже будет значительно лучше.
  3. +9
    3 мая 2020 15:47
    За такую цену мог бы и волосы сушить.
    1. 0
      3 мая 2020 16:13
      А вот как обстоят дела у нашего Су-57.
      https://aviation21.ru/su-57-krugovoe-zrenie-i-10-tonn-vooruzheniya/
    2. 0
      3 мая 2020 20:03
      laughing И завивку делать.
  4. +16
    3 мая 2020 15:51

    У нас уже в конце 70-х был прототип "мультимедийного" шлёма bully
    "Урри,Урри, где у него кнопка?!"
    1. -4
      3 мая 2020 15:53
      Да и сейчас проблем с этим нет.
      https://aviation21.ru/su-57-krugovoe-zrenie-i-10-tonn-vooruzheniya/
    2. +2
      3 мая 2020 17:31
      Андрей Николаевич Глинский, если уж начал, то иди до конца!
      1. +1
        3 мая 2020 19:04
        Цитата: sabakina
        если уж начал, то иди до конца

        Так я ж и сказал - мультимедийный good ,даже штангу выдерживал request wink
  5. +1
    3 мая 2020 15:58
    Кто быстрее добьется комфорта виртуального шлема - военные или бизнес? Интрига. Бизнесу проще конечно - меньше требовании, больше свободы в ПО, да и инвестиции туда больше. Будем посмотреть.
  6. +1
    3 мая 2020 16:12
    Я не специалист конечно, но в условиях низкой освещенности экраны видно лучше, чем в яркий солнечный день. А кто американских летчиков спрашивал, о том когда следует менять шлемы. Им это фиолетово. Статья высосана из пальца . не ссылок нет откуда это взято.
  7. +1
    3 мая 2020 16:33
    США может закупать шлемы и по миллиону...там не убудет...а что касается недостатков, то они есть везде...главное чтобы достоинств было больше...чем сложнее устройство, тем больше недостатков обнаруживается в нём в процессе эксплуатации...доводка до ума занимает годы...если, конечно, есть финансирование...
    1. +1
      3 мая 2020 20:05
      В случае матрасных, пусть будет больше недостатков хороших и разных и что бы цена заоблачная. yes
  8. 0
    3 мая 2020 16:39
    Что себе позволяют пилоты F-35,как они могли себе это позволить ? Это супер пупер новинка ,нигде в мире не у кого таких гаджетов нет ,а они жалуются .
  9. +1
    3 мая 2020 17:03
    Таким образом, применение ядерного оружия приведёт к отказу всех приборов, которые не используют ламповые усилители.
  10. +1
    3 мая 2020 17:09
    Страно..Какая то секретная информация, и она вылезла наружу .Ну да ладно.. Кто производит шлемы?
  11. +1
    3 мая 2020 17:25
    Названы причины жалоб американских пилотов F-35 на мультимедийные шлемы

    Кем они названы?
    В США предпринимаются попытки решения проблемы

    Кем?
    Шлемами занимается Rockwell Collins они не сообщали о каких-то особых проблемах. О ценах вообще никто не заикался. Там снижение идёт постоянно и зависит от количества заказов. О гарантии на многолетние сроки вообще говорить смешно. Тонкая электроника даже по закону имеет очень высокую амортизацию после 24 месяцев вообще обесценивается и на списание может идти. А через 48 месяцев (это же 4 года!) может вообще новый шлем появиться.
    В марте-апреле текущего года мультимедийные шлемы для пилотов F-35 снова прошли через определённую доработку.

    Элементарная база не стоит на месте, появляются новые технологии, материалы и пр. Всё это тут же идёт в дело.

    Где источник?
    1. 0
      5 мая 2020 20:23
      А собственно и не важно, Блумберг источник, или какой другой. Песня одна и та же лет 5 в разных изданиях : 400 тыс. и дальше вариации.
      Статья для раздела История.
  12. 0
    3 мая 2020 17:33
    Непонятно. Вот если бы с нашими шлемами сравнить от су 57. Стоимость, эффективность.
    Низзя?
    Тогда со шлемами Ф16 , Су 35, миг 39, ту 142....
    1. +4
      3 мая 2020 17:57
      Нашлемные системы целеуказания есть давно, и на многих самолетах используются, но других шлемов такого типа как тот, что в описании, просто нет, поэтому сравнивать пока особо не с чем.
      Позже, конечно, появятся.
    2. 0
      3 мая 2020 18:51
      Цитата: Макс1995
      Тогда со шлемами Ф16 , Су 35, миг 39, ту 142....

      Расскажите о шлемах Ту-142.
      1. 0
        3 мая 2020 19:24
        Старый добрый шлемофон.
        1. +1
          3 мая 2020 20:56
          Цитата: bober1982
          Старый добрый шлемофон.

          Не надо подсказывать!
          Кто может найти, летает в "гарнитуре".
  13. +2
    3 мая 2020 17:34
    Цитата: voyaka uh
    Что телевизор... А от чтения книг как глаза портятся! Буквочки, буквочки...

    Читать тоже надо правильно уметь. Смотрение ТВ в темном помещении или чтение книг на пляже никому ещё глазного здоровья не прибавляло. А советские офтальмологи зарядку для глаз рекомендовали.
  14. +1
    3 мая 2020 17:57
    Да быть такого не могёт, у исключительных, да чтобы шлемы не фурычили, клевета-а-а.
  15. Комментарий был удален.
  16. -2
    3 мая 2020 19:13
    Чтобы пилоты перестали жаловаться, нужно залить в бортовой комп новый HalfLife :)
  17. 0
    3 мая 2020 20:13
    "Шлем" - это условное сильно упрощённое название системы, не раскрывает её функциональное назначение. На самом деле это чрезвычайно сложные интерфейс управления боевым авиационным комплексом.
  18. +1
    3 мая 2020 20:16
    Нормально. Это детские болезни любой сложной технологии. Шлем лишь часть системы сбора и отображения данных. Если "препроцессор" криво осуществляет отбор и композицию данных с разных каналов, то и появляются такие глюки. Модуль подготовки и отображения просто не может обработать "сырые", недостаточные данные, или напротив захлебывается от избыточных. Типичная проблема.

    У нас в системах отображения тоже самое, при том, что у нас просто динамические таблицы и картография, а не живые картинки. Но когда нужно обеспечить оператору "ситуационную осведомленность" (независимо того, это "стеклянная кабина" истребителя или брокерская система или система бронирования билетов),
    а данные обновляются очень часто - начинаются проблемы: таблицы "слепнут", обновление лагает, операторам приходится принудительно "обновляться".

    А тут еще сам шлем с обратной связью - зависит от направления головы и взгляда. Датчики ускорений могут плохо себя вести (при внешних перегрузках). Это Очень тяжелые вычисления в "риал-тайме". Нужно грамотно организовывать буферизацию, использовать предварительный расчет и "умную" загрузку данных (когда система, условно, "сама" понимает" куда посмотрит пилот, чтобы подгрузить данные в модуль отображения и успеть их подготовить).
    Будут как и мы месяцами жить "у тела", пока не заработает как надо. Будни всех АСУшников :))
  19. 0
    4 мая 2020 06:56
    Это как в перчатках работать, или в презервативе, этот ЧлемоФон только мешает laughing
  20. 0
    7 мая 2020 18:00
    Вообще, такие VR-шлемы кажутся куда полезнее для "удаленных операторов" БПЛА. Кроме "виртуальной" другой у них нет. Условия эксплуатации "почти бытовые" - нет перегрузок, вибраций, перепадов давления, ионизации. Но, с другой стороны, для операторов БПЛА, лучше что-то иное, чем шлем ("кокон виртуальной реальности") - в шлеме сложно высидеть несколько часов вахты, каким бы легким и удобным он не был. Тем более, на земле мы не ограничены габаритами, массой и пр.

    А для "полевого пилота" уместнее что-то лучше сохраняющее контроль, более надежное в таких тяжелых условиях эксплуатации и более практичное в плане цены, гарантии. Или переходить к радикально более дешевым и часто обновляемым решениям: "хронический апгрейд", подразумевающий построение системы по принципу "открытой модульной архитектуры", плагинов. Как в последнем варианте концепции NGAD, Next Generation Air Dominance (см. http://nvo.ng.ru/nvoevents/2019-09-20/100_190920pentagon.html , https://topwar.ru/162696-peresmotr-programmy-ngad-istrebitel-za-pjatiletku.html). Когда "спринты" обновления "железа" определяются моральным устареванием, а не физическим (что типично для цифровой эпохи - бессмысленно делать долго и "слишком хорошо", если завтра появится новая технология, которая обесценит все эти усилия).