Xian H-20: китайский стратегический бомбардировщик, разработанный с нуля

17

Возможный облик перспективного H-20. Рисунок Scmp.com

На протяжении долгих лет китайская промышленность во главе с Xi'an Aircraft Industrial Corporation ведет работы по созданию перспективного стратегического бомбардировщика H-20. Об этой машине известно крайне мало, а доступные данные не отличаются особой подробностью. Однако уже в этом году может состояться «премьерный» показ, благодаря которому станут известны облик и некоторые характеристики самолета.

Новые сроки


До недавнего времени в китайских и зарубежных источниках утверждалось, что бомбардировщик Xian H-20 сможет поступить в войска в середине двадцатых годов. Это позволяло представить примерные сроки вывода техники на испытания и демонстрации общественности. Теперь появились более точные данные – пусть даже и не официальные.



4 мая китайское издание South China Morning Post, ссылаясь на неназванные источники в НОАК, рассказало о возможном публичном показе готового бомбардировщика и иных материалов по проекту. Площадкой для первого показа может стать авиасалон Airshow China 2020, запланированный на 10-15 ноября 2020 г. На выставке в Чжухае регулярно демонстрируются новейшие китайские разработки, и бомбардировщик H-20 вряд ли станет исключением.

Как именно покажут новый самолет, неясно. Опытный образец, появление которого ожидалось к настоящему времени, могут показать на стоянке или даже продемонстрировать в полете. Кроме того, на выставке должны будут присутствовать те или иные информационные материалы.

Политика и вирус


Источник SCMP отметил, что будущий показ самолета H-20 прямо зависит от положения дел в стране. Если эпидемию коронавируса удастся взять под контроль или вовсе остановить, Чжухай сможет принять авиасалон, а авиационная промышленность в очередной раз покажет свои разработки.

Успешное проведение выставки Airshow China 2020 подтвердит способность Китая решать разные задачи. В первую очередь открытие салона покажет успех в деле борьбы с вирусом. Кроме того, на самой выставке можно будет продемонстрировать, что эпидемия не ударила по потенциалу авиастроения и оно по-прежнему способно выпускать современную технику и перспективные образцы.


Одна из ранних версий предполагаемого облика H-20. Рисунок Vpk.name

Другой источник SCMP полагает, что даже демонстрация H-20 способна негативно повлиять на обстановку в регионе. За счет высоких летно-технических характеристик новый бомбардировщик сможет поражать цели на территориях различных государств Азиатско-Тихоокеанского региона, от Японии до Австралии. Обстановку в АТР и так нельзя назвать спокойной, а продолжающаяся пандемия только ухудшила ситуацию. Даже показ опытного бомбардировщика сам по себе будет новым дестабилизирующим фактором.

Засекреченные характеристики


Корпорация «Сиань» и НОАК к настоящему времени объявили о существовании проекта H-20 и раскрыли лишь самые общие данные. Основная масса сведений о перспективном бомбардировщике поступает из неофициальных источников – китайской и иностранной прессы, а также зарубежной разведки. Все это позволяет составить относительно подробную картину, но ее правдоподобность пока остается под вопросом.

H-20 является первым стратегическим бомбардировщиком, разработанным в Китае с нуля, без использования зарубежного образца в качестве основы. Считается, что целью проекта является создание дальнего малозаметного сверхзвукового (по другим данным, дозвукового) бомбардировщика с возможностью несения широкой номенклатуры ядерных и обычных вооружений.

В прошлом сообщалось, что дальность полета без дозаправки должна достигать 8,5 тыс. км. Боевая нагрузка оценивается в достаточно широких пределах – от 10 до 45 т. Точный облик машины неизвестен, что тоже приводит к появлению самых смелых версий. Так, самые популярные оценки описывают машину схемы «летающее крыло» взлетной массой более 200 т.

Остается открытым вопрос силовой установки. В зарубежной прессе в разное время появлялись версии о применении собственных китайских и импортных двигателей. Согласно первой, для H-20 создана модернизированная версия турбореактивного WS-10. По другой версии, Китай заказал у России один из вариантов существующего НК-32.

По зарубежным данным, опытный самолет H-20 уже существует и с 2013-15 гг. проходит летные испытания. Возможно строительство нескольких прототипов. Таким образом, на будущей выставке в Чжухае ожидается показ одной из машин, уже прошедших испытания. Кроме того, в скором будущем могут начаться работы по строительству серийной техники.

Ожидаемые возможности


С точки зрения основных целей и задач Xian H-20 будет типичным стратегическим бомбардировщиком. Он должен будет доставлять вооружения к целям или к рубежам пуска, находящимся на больших расстояниях от аэродромов базирования. За счет значительного роста летных характеристик новый самолет сможет показать серьезные преимущества перед предшественниками в виде бомбардировщиков H-6 всех модификаций.


Бомбардировщик Xian H-6K — основа дальней авиации НОАК. Фото Wikimedia Commons

Главное преимущество заключается в дальности полета и боевом радиусе. Взлетая с материковых аэродромов, H-20 сможет работать за пределами т.н. Второй цепи островов, включающей Японию, о. Гуам, Папуа-Новую Гвинею и т.д. Базирование на передовых аэродромах на островах, дозаправка и оружие увеличенной дальности позволят резко увеличить зону ответственности самолетов.

В отличие от предшественников, H-20 выполняется малозаметным, что дает ему очевидные преимущества и становится ответом на объективные вызовы. Китай противостоит в АТР нескольким развитым странам, способным организовать эффективные ПВО и ВВС. Для прорыва такой обороны и нанесения ударов на стратегической глубине вместе с прочим необходима и малозаметность.

Бомбардировщик, способный нести спецбоеприпасы, войдет в состав китайской ядерной триады. Стратегические ядерные силы НОАК номинально включают все необходимые средства, но их реальный потенциал все еще остается ограниченным. К примеру, воздушная компонента СЯС пока основывается на самолетах семейства H-6. Эти бомбардировщики, несмотря на многочисленные модернизации, давно устарели и нуждаются в замене.

Появление серийных строевых H-20 позволит сделать авиационную часть ядерных сил современной и полностью боеспособной, а также готовой выполнять боевые задачи на стратегических дальностях – за пределами ближних цепей островов.

От показа до службы


По данным зарубежных СМИ, испытания бомбардировщика Xian H-20 могли начаться еще несколько лет назад, но эту машину пока не показывали общественности. Более того, до сих пор удавалось сохранять в тайне как внешний вид, так и основные характеристики. Однако уже в этом году ситуация может измениться – если информация о первом показе самолета на будущей Airshow China 2020 соответствует действительности.

По разным данным, серийное производство H-20 должно начаться к середине десятилетия, и ориентировочно в 2025 г. самолет начнет службу. В каких количествах будет производиться такая техника, и как быстро удастся создать полноценную боеспособную группировку – неизвестно. Однако последствия этих действий Китая можно понять уже сейчас.

За счет H-20 НОАК обновят свою стратегическую авиацию, и в составе СЯС появится полноценная современная и боеспособная воздушная компонента, способная угрожать вероятному противнику. Естественно, появление такого самолета не останется незамеченным другими странами и станет стимулом для развития ПВО и ВВС. В то же время, бомбардировщик поспособствует росту напряжения в АТР, поскольку ни одна из противостоящих стран не пожелает уступать свои позиции.

Впрочем, все это является делом отдаленного будущего. Пока главной темой можно считать ожидаемый первый показ перспективного самолета. Если источники South China Morning Post не ошиблись, публика увидит Xian H-20 будущей осенью. И первый показ бомбардировщика станет шагом ко всем дальнейшим событиям.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    13 мая 2020 05:39
    Картинки красявые, без вариантов.
    1. 0
      13 мая 2020 09:47
      Вопрос только по готовности двигателя, остальные технологии, в настоящий момент, у Китая в наличии.
  2. +8
    13 мая 2020 06:39
    Китайцы быстро прогрессируют в дальней авиации. Скорее всего они свой Н-20 получат раньше чем мы свой ПАК ДА (если вообще получим). Только Н-32 им продавать не надо. Скопируют технологию - и все дела. Зачем помогать конкуренту? Пусть сами попробуют сделать.
    1. 0
      27 июля 2020 20:12
      Ага только двигуны так не скопируешь всё это чушь сплавы надо знать и многое ещё что
  3. +1
    13 мая 2020 07:48
    Так разработанный или разрабатываемый?
    Пока машины нет, то и говорить не о чем! Я уже не говорю о серии (хотя для китайцев это не проблема). Потом, конечно, вылезут детские болезни, иные проблемы эксплуатации, аварии...
    Вот тогда и поговорим, что его разработали... Заодно и посмотрим, насколько он от Ту -16 отличается...
    1. +3
      13 мая 2020 13:07
      Цитата: Вождь краснокожих
      Пока машины нет, то и говорить не о чем

      Чингачгу́к, хоть ты и Большой Змей, но ты неправ!
      Говорить есть о чем! Китай, не имея школы проектирования тяжелых бомбардировщиков, перешагнул через поколение ДА и сделал (!) машину 5 поколения. Да, он не первый, но мы то еще свой ПАК ДА пилим по лекалам "летающее крыло", а хунфузы, вслед за янки, его прототяп уже в воздух подняли и на Авиа шоу Пекин 2020 собираются показать публике уже в воздухе. А дальше -- конвейер и доводка машины.
      Заодно и посмотрим, насколько он от Ту -16 отличается...

      Отчего же не посмотреть-то!
      Вот он, Hong-20, собственной персоной...

      Кстати, обратите внимание на образцы средств поражения и варианты его загрузки. Впечатляет, однако!
      Пару слов о статье.
      Кирилл в своем репертуаре: много вариаций повторения одной и той же мысли, что снижает остроту восприятия информации.
      Откуда автор взял данные по боевой нагрузке (до 45т !?) остается только гадать. Потому как: В-2 -мах=27т, В-52 -мах=31,5т, Ту-160 -мах=45т(?) (подтверждены 40т, но радиус без дозаправки в 2 раза меньше заявленного). А, учитывая катавасию с двиглами у хинчиков, и заявленных 20т им будет не вытянуть на радиус в 7,5 тыс км...
      А так, очень интересная статья, заставляющая нас задуматься о ходе подготовки НОАК к противостоянию в АТР с разносчиками.... ээээ дерьмократии. yes
      АГА.
      1. 0
        13 мая 2020 13:11
        прототяп
        А вот с этим словом я согласен! laughing
      2. +3
        13 мая 2020 13:40
        Кстати, обратите внимание на образцы средств поражения и варианты его загрузки.

        8 шт. CJ-10K? Каждая весит больше тонны. Два револьвера по 4 в каждом видимо. Тогда десятка YJ-81 как ставится?
        Китай, не имея школы проектирования тяжелых бомбардировщиков, перешагнул через поколение ДА и сделал (!) машину 5 поколения

        когда такое заявляется, то всегда ждешь реальной картины. Потому что такие скачки через поколение редко кому удаются.
  4. +5
    13 мая 2020 08:38
    Если Китай разработал и запустил в производство J-20, значит там отработали основные компоненты Стелс и БРЭО. КР в Китае стоят на вооружении, Корр боеприпасы в большем ассортименте, чем у РФ. Основная проблемная часть - ТРД нужной тяги. Пока основной ТРД Д-30.
  5. Комментарий был удален.
  6. +1
    13 мая 2020 10:42
    Если он будет выглядеть как на картинке с бомбами, то говорить , что разработан с нуля не совсем корректно. Внешне идею взяли с американского В-2, который летает с конца 80 годов....Картинки российского Пак Да также внешне похожи на В-2. Так, что понятно, какой пример для подражания. К тому же в США была куча скандалов по поводу китайских хакеров и т.п. утащивших тех документацию по Ф-35. А утащить документацию по самолёту тридцатилетней давности вполне могли. Переработали с учётом своих технологий...….Кстати американцы будут делать В-21 на основе В-2, но с учётом современных достижений науки и техники....
    1. +6
      13 мая 2020 11:50
      думаю сравнивать внешние обводы не совсем корректно. Компоновка в любом случае находится в прямой зависимости от концепции. Если концепция одинакова, то и компоновка будет близка у разных КБ. Если американцам удалось при проектировании спирита нащупать оптимум, то другим, идущим по их стопам, зачем отказываться от удачной схемы? Это как телега, зачем ладить к ней 5 колесо, когда она и на 4 отлично ездит) Часто дьябло кроется в деталях: система воздухозаборников, двигательная установка, схема размещения топливных баков и внутренних отсеков, бортовое оборудование и вооружение. Вот здесь начинаются отличия.
    2. 0
      17 мая 2020 10:51
      Цитата: В.И.П.
      Если он будет выглядеть как на картинке с бомбами, то говорить , что разработан с нуля не совсем корректно. Внешне идею взяли с американского В-2, который летает с конца 80 годов....Картинки российского Пак Да также внешне похожи на В-2.

      Потому, что реализация схемы "летающее крыло бесхвостка" не может выглядеть иначе. Эта схема так выглядит аж с 1944 года, с прототипов братьев Хортен. :) А у Нортропа все самолёты так выглядят, он по жизни был фанатом этой схемы. Не надо этой "персонификации", есть схема построения самолёта. И все самолёты в рамках этой схемы неминуемо похожи друг на друга. Как Ту-160 и Ланцер, к примеру. Кто там у кого срисовывал? :)

      Цитата: В.И.П.
      Так, что понятно, какой пример для подражания.

      Если так, то китайцы не блещут умом. Подражать в 21 веке Спириту, с его концепцией атаки свободнопадающими бомбами особо защищённых объектов, это простите, моразм. Китайцы не подражают, смотрите на вооружение, они строят ракетоносец. А схему выбирают исходя из требуемых ЛТХ. А не со штатовцев срисовывают.

      Цитата: В.И.П.
      К тому же в США была куча скандалов по поводу китайских хакеров и т.п. утащивших тех документацию по Ф-35.

      А это то тут каким боком вылезло? Что китайцы утащили, то у них на лице. :) Вернее на лицо. Смотрите на форму носа и воздухозаборники их истребителя. Вот где прямое копирование технического решения.

      Цитата: В.И.П.
      А утащить документацию по самолёту тридцатилетней давности вполне могли.

      Зачем? Эти самолёты оказались фактически мёртворождёнными. Случаи их применения по прямому назначению не имели места, а цена настолько велика, что случаи их реального применения никак её не оправдывают. Какой смысл копировать?
      А то, что говорят штатовцы, следует воспринимась со скепсисом и критически.
  7. 0
    13 мая 2020 11:21
    Китай создает полноценную ядерную триаду.
  8. 0
    13 мая 2020 12:56
    Время предполётной подготовки - сутки, длительность полёта к цели - полсуток. Понятие "стратегический бомбардировщик" уместно только применительно к задачам, которые решает авиация большого государства в войне против маленького государства. Такой "бомбардировщик" - это не более чем "длинная рука" командования.
    Стратегические задачи могут решать только ракетные войска.
  9. +1
    13 мая 2020 17:47
    Почему-то предполагают, что он должен быть похож на американский. А он может быть похож на велосипед с восемью колёсами и тремя крыльями работающий на пуке. Когда он пролетает, то на земле даже муравьи дохнут, если вдохнут глубоко. Точно так же был сделан украинский танк, в который никто не поверил и его перестали делать. Раз не верят - нечего строить.
  10. 0
    14 мая 2020 08:01
    Прямо таки с нуля, B-21 не в счёт. tongue
  11. +1
    14 мая 2020 11:45
    Xian H-20 он вроде бы как есть, а в то же время его вроде бы как нет...... Да и создание с "нуля" в отношении Китая звучит как то излишне оптимистично....