«Маленький Вилли» начинает и проигрывает

41
«Маленький Вилли» начинает и проигрывает
«Маленький Вилли» в Бовингтоне

Танковый паноптикум. Сегодня мы опять посещаем наш танковый паноптикум, причем начнем едва ли не с самого начала. Вернее, с того, что сохранилось от этого начала в металле. И будет это британский танк «Маленький Вилли», с которого и начались все остальные танки.

А было так, что, когда по всей Европе уже вовсю бушевала война, а именно в августе 1915 года, в Ливерпуль прибыл совсем мирный американский корабль, который привез, в общем-то, самый мирный груз: четыре американских гусеничных трактора, а к ним еще и полный набор запчастей и всего остального. Конечно, их можно было отправить в армию возить тяжелые пушки. Но судьбе было угодно, чтобы на фронт они не поехали. Когда 3 августа об их прибытии сообщили полковнику Кромптону, он тут же распорядился перевезти их в Бартон-он-Трент, где находился испытательный полигон 20-й эскадрильи Королевской военной воздушно-морской службы. Кромптон приехал туда не сразу, поскольку задержался дома с подготовкой чертежей для… Адмиралтейского комитета по сухопутным кораблям. Да-да, такой вот в это время в Англии был создан комитет, а занимался он тем, что пытался создать машину, способную бороться с врагом совершенно по-новому.




Самый первый вариант с «гусеницами от экскаватора»: «№1. Линкольн»

Комитет по «сухопутным кораблям» к этому времени уже отказался от колесных машин, которые сначала ему предлагали, и решил, что «корабли» должны быть гусеничными. Некоторые из членов комитета выступали за сочлененные машины большой длины, однако ни Кромптон, ни его помощник лейтенант Уолтер Вильсон этой идеи не одобряли, так как опасались за прочность соединения сдвоенной машины. Конечно, на бумаге все выглядело отлично: мол, одна половина сухопутного корабля застревает в воронке от снаряда, а другая ее тогда вытягивает. Но когда такое соединение начали испытывать, оказалось, что оно ненадежно и использовать его нельзя!

Поэтому было решено использовать шасси новых тракторов, которые сочленений в шасси не имели в принципе. Альберт Штерн, секретарь Комитета, из своей штаб-квартиры на Пелл-Меллстрич в Лондоне сразу же после этого связался с инженером Уильямом Триттоном из компании «Уильям Фостер и К» по телефону, и они решили, что, если с сочленением так ничего и не выйдет, делать «сухопутный корабль» из одной секции.


Монтируется макет башни!

Тем временем все тракторы поехали в Линкольн, на предприятие фирмы Триттона, а затем, 11 августа, там собрались и все остальные. Триттону и Уолтеру качество американских машин показалось сомнительным. Например, зацеплять траки гусениц с ведущими звездочками нужно было с помощью кувалды! К тому же, хоть тракторы и делались на заказ и Кромптон в нем указал, что носовую их часть следует поднять, сделано это не было. Поэтому гусеничные ленты присланных машин по всей длине их длине прилегали к земле совершенно как гусеницы современных экскаваторов. Об американцах сказали много нехороших слов, но работу над «кораблями» все-таки начали.

8 сентября 1915 г. первая машина была готова, и ее обкатали на дворе завода. Выяснилось, что она совершенно неуправляема, так что ее тут же начали переделывать. К 14 сентября новый вариант был готов. На нем ходовую часть сделали приподнятой. 19 сентября смотреть ее приехали члены комитета Юстас Теннисон д’Айнкорт, Эрнест Свинтон, Уолтер Вильсон. Затем машину накрыли брезентом — и в таком виде первый в истории человечества настоящий танк отправили на Кросс-Клифф Филд, Кроссклиффское поле, где и начали испытывать. Оказалось, что траки часто соскальзывают с направляющих колес, но, тем не менее, 21 сентября комитет в Лондоне отправил от Триттона свою знаменитую телеграмму: «Баллада умер на испытательной площадке вчера утром». То есть танк «родился», хотя танком его еще никто не называл.


Новые траки, новые обвод гусениц. К испытаниям готов!

Триттон предложил делать траки штампованными. Прочность оказалась выше, а технология проще, хотя основания трака по-прежнему отливались. Казалось бы, ну что такого сложного? Но ведь все это нужно было скреплять при помощи болтов, под них размечать и сверлить крепежные отверстия, а сами траки соединить так, чтобы гусеничная лента потом не распалась! Но все было сделано, и уже 3 декабря 1915 года на прототип машины поставили новые траки. Испытывали ее прямо во дворе завода «Фостер», и эта новая машина сразу же всем понравилась. Раньше гусеничный обвод был открыт, но теперь ее закрыли металлическим листом, сообщавшим большую жесткость крепления всем колесным парам. Появилась уверенность, что гусеничные цепи сваливаться больше не будут. И, кстати, когда теперь машину поднимали подъемным краном, они не провисали больше, чем на дюйм!


Поехали! Гладко было на бумаге, да забыли про овраги!

Конечно, и Триттон, и Вильсон, разглядывая свое детище в металле, очень обрадовались. Однако они уже знали, что «Маленький Вилли» дорабатываться не будет. Кстати, само это название появилось потому, что кто-то из сотрудников решил, что машина похожа (!) на своего конструктора Вильсона, поэтому-то ее так и назвали. Ну такой вот чисто британский юмор. Хотя, с другой стороны, ведь самая первая машина Триттона и Вильсона вообще называлась «№1. Линкольн» (по имени города, где находилось предприятие-изготовитель). Важнее то, что, и Триттон, и Вильсон где-то в середине августа уже начали работать и над танком «Мать», а к началу декабря был готов его деревянный макет.


Колеса просто огромные…

То есть было очевидно, что у них получилось «мертворожденное дитя», но вот траки и гусеницы у него вполне работоспособны. На испытаниях танк двигался неуклюже, что, впрочем, было вызвано наличием массивной хвостовой тележки, имевшей рулевые колеса большого диаметра. Водитель при помощи тросовой системы мог отклонять ее в стороны, что приводило к поворотам танка. Но радиус поворота был, конечно, очень большой. А вот ширина рва, который мог бы преодолеть «Маленький Вилли», военные оценили как недостаточную, как и высоту вертикального препятствия, которое было бы ему по силам.


«Вилли» на Доллис Хилл

Интересно, что сначала у танка была весьма солидная башня, вполне пригодная, чтобы поставить в ней 40-мм автоматическую пушку пом-пом. И такое вооружение полностью соответствовало проекту, согласно которому «сухопутный корабль» должен был иметь именно «пом-пом», установленной в башне. В лобовом бронелисте должен был находиться пулемет, а в корпусе – отверстия для стрельбы из личного оружия членов экипажа. Но если на «Линкольне» макет башни еще стоял, то на «Маленьком Вилли» ее уже не было, а все усилия направили на улучшение ходовой части.


«Вилли» и рядом с ним сам король!

Хотя именно башенный танк, вооруженный скорострельной пушкой, был куда ближе к современным машинам, чем принятые на вооружение английские «ромбоиды». В любом случае интерес к «Маленькому Вилли» военные потеряли, но на металл разбирать его все-таки не стали. Он оказался в парке Уэмбли в Лондоне, при этом без задних колес. В конце 1917 года этот парк стал настоящим кладбищем опытных британских танков. И здесь «Вилли» простоял год. В будущий Королевский танковый музей в Бовингтоне он попал уже в 1919 году и хранился там до 1928 году, когда в Бовингтон приехал король Джордж V. Он сфотографировался с этим танком во время прогулки, что, впрочем, никак на его судьбе не отразилось. Танк весь зарос терновником и в таком виде находился еще около 20 лет. Существуют легенды периода Второй мировой войны о том, что «Маленький Вилли» использовался в качестве противодесантного дота у Бовингтона и что он был спрятан, поскольку был национальной реликвией, а еще что его перевезли в Глостершир, где в качестве дота он стоял возле аэродрома. Главное, однако, то, что танк сохранился и выглядит очень хорошо до сих пор, хотя он и совершенно пуст внутри.


Танк в музее, 1987 г.

В 1980 году его перекрасили в матовый серый цвет, который, как решили специалисты музея, ближе к его изначальной окраске, чем «дип бронз грин» (зеленый с бронзовым отливом) — традиционный цвет британских танков Второй мировой войны, в который одно время был покрашен и этот танк.


Перекрашенный «Вилли»

Теперь он стоит на почетном месте в зале музея, и каждый его посетитель может увидеть с чего именно начиналось все мировое танкостроение.


«Вилли» в музее, 2013 год

P. S. Интересно, что, испытав «Маленького Вилли» в качестве ходовой платформы для боевой машины, англичане не сделали даже попытки поставить на него хоть какое-нибудь вооружение. Макет башни с пом-пом, разумеется, не в счет. Когда конструкторы его сняли, они закрыли отверстие под башню железным листом с небольшим зазором и таким образом устроили нечто вроде вентиляционного грибка плоской формы. Правда, на машине были предусмотрены девять стрелковых амбразур, однако нигде не сказано о том, что из «Маленького Вилли» хотя бы раз стреляли на ходу.


Танк в трех проекциях (рис. А. Шепса)

А между тем его конструкция вполне позволяла установить на нем два боковых спонсона и в каждом поставить или по два пулемета, или по два 37-мм орудия Гочкиса. Хотя конструкторам изначально не понравилась проходимость машины, почему они и выбрали вариант с «ромбическим шасси», но и в таком варианте первый британский танк фактически не уступал бы французскому танку CAI «Шнейдер». Почему так сделано не было и почему самый первый британский танк так и не был проверен стрельбой? Сегодня мы можем только гадать на эту тему…


Танк «Маленький Вилли» в гипотетическом варианте с башней и пулеметными спонсонами (рис. А. Шепса)

Использованная литература

1. David Fletcher. British Mark I Tank 1916. (New Vanguard №100). Osprey Publishing, 2004.
2. David Fletcher. The British Tanks 1915-19. Crowood Press, 2001.
3. Classic Military Vehicle magazine March 2012.
4. Шпаковский В.О. Танки уникальные и парадоксальные. М. — СПб.: ACT; Полигон, 2007.
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -7
    20 мая 2020 18:18
    Не было у них своего Кошкина !
    1. +9
      20 мая 2020 19:44
      Цитата: ФЕОДОР
      Не было у них своего Кошкина !

      да был он у всех,как война выяснила. все рванули вперёд по технологиям, и танки,были примерно...примерно .. одинаковы к концу 40 вых
  2. +5
    20 мая 2020 18:59
    И почему комиссия из РИ его не купила?
    Да просто не было заводов для его производства...
    А ходовая часть стала "прародительницей" ходовой танка "Гончая".
    1. +6
      20 мая 2020 20:06
      Привет, Алексей! hi
      Очень похожа на "Вилли", но всё ж не совсем.
      1. +3
        20 мая 2020 22:48
        Так дети порой совсем на родителей бывают не похожи good
        1. +2
          20 мая 2020 22:57
          Как там было в старой песенке:
          "Мама рыжий, папа рыжий, я брунет!
          В этом, видно, виноват наш сосед." laughing
          1. +2
            20 мая 2020 23:01
            "Мама рыжий, папа рыжий!
            Рыжий я и сам!
            Всю семью я узнаю по рыжим волосам!"
            Вспомнился фильм "Не валяй дурака". В нём у Евдокимова был сын Сиятвинда!
            Но сын то родным оказался.
            1. +3
              20 мая 2020 23:18
              Увы, фильм не видел, но выступления Евдокимова всегда нравились. А насчёт рыжих, помнится, Лебедь называл Чубайса "ржавым Толиком". wink
              1. +2
                20 мая 2020 23:19
                Зато тепь пишут, что рыжих становится всё меньше и меньше. Исчезают... Рыжие!
                1. +4
                  20 мая 2020 23:21
                  С чего бы? Кстати, если исчезают, то не те, Толик-то живёт и благоденствует. request
                  1. +3
                    20 мая 2020 23:27
                    Толик... Этот Толик...
                    Не будем о грустном!
                    Грустно, что в нашей стране даже бронеавтомобили не могли выпускать в требуемых для фронта количествах.
                    1. +3
                      20 мая 2020 23:56
                      Да и качество сборки отечественной бронетехники во время войны, мягко говоря, изрядно хромало. Немцы выпускали танки на порядок в меньшем количестве, зато качеством намного выше. А вот с бронемашинами, да, была проблема, а бронетранспортёров не выпускали совсем. Но на это была причина и серьёзная -- танки и самолёты были нужнее.
                      1. +4
                        21 мая 2020 07:56
                        Эх недописал я свой комментарий - я подразумевал Первую Империалистическую...
                        Но и о качестве техники выпущенной перед и во время Великой Отечественной спорить бессмысленно!
      2. +2
        21 мая 2020 12:32
        Очень похожа на "Вилли", но всё ж не совсем.

        потому что с тракторной компоновкой. Шведы потом делали похожий "ландсверк", и именно он был первым танком, который в конце 20-х водил Гейнц Гудериан - создатель панцерваффе. Он был в Швеции то ли на стажировке, то ли по обмену опытом.
        1. +1
          21 мая 2020 17:36
          Я смотрю Стремительный Гейнц везде успел побывать и покататься на всех танках, наши полигоны он тоже вниманием не обошел, будучи ещё капитаном, если не ошибаюсь.
          1. +2
            21 мая 2020 17:42
            наши полигоны он тоже вниманием не обошел, будучи ещё капитаном, если не ошибаюсь.

            вот это нужно уточнять! Потому что "псевдоавторы" 90-х, "общечеловеки-доброхоты", с криками "фашистский меч ковался в СССР!" могли к нам в своих "трудах" и Гейнца, и Геринга сплавить на стажировку. Думаю, ни одного, ни другого у нас не было. Свирин (Царствие ему небесное!) о Гейнце у нас, ЕМНИП, не упоминал.
            хотя вики пишет следующее:
            Летом 1932 года приезжал в СССР с инспекцией в танковую школу «Кама» под Казанью вместе со своим начальником генералом Лутцем. Сам Гудериан в Казани никогда не учился[6].
    2. +4
      20 мая 2020 20:17
      уиппет - борзая!
      1. +3
        20 мая 2020 21:58
        Мне, как не кинологу, а простому обывателю простительно не знать отличия борзых от гончих!
        1. +5
          20 мая 2020 22:01
          очень важные различия - гончая требует охотника с ружьем, а борзая сама по себе ружье
          1. +1
            20 мая 2020 22:52
            А в плане танка - нужен охотник или экипаж сам справится?
            1. +1
              21 мая 2020 06:55
              очень точно! если без поддержки арты - борзая, если надо - гончая
    3. +1
      21 мая 2020 12:30
      А ходовая часть стала "прародительницей" ходовой танка "Гончая".

      в 1916-1917-м годах было обсуждение танков. Сначала хотели купить "шнейдер", но потом справедливо расхотели. Далее мнение остановилось на танке "рено" с пулеметом. А потом революция... в общем, не срослось! hi
      1. +1
        21 мая 2020 16:02
        И выпускать на каком заводе собирались?
        Автомобили толком не производили, а танки решили производить.
        1. +1
          21 мая 2020 16:24
          а танки решили производить

          кажется, разговор шел о закупке. Производили у нас только броневики (и то, большинство закупили. а не произвели). Единственное, что можно назвать первым русским "танком" - бронетрактор "Ахтырец" конструкции полковника Гулькевича.

          Хотя такое изображение точнее:


          Вот, Алексей, в очередной раз смотрю, что наши хорошие авторы, писавшие в 90-х-начале 2000-х, из-за малого объема информации могли "ломать дрова". drinks
          Следите за руками! wink
          Статья Коломийца за 1997-й год. Тракторов выпущено таких - два.
          http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/tractor/bronetr1.php
          И вот книга его же авторства - если не ошибаюсь, 2014-2015 год. Я купил в 2015-м.

          Бронетракторов - уже один!
          То есть, видимо, где-то он опечатался, но ошибку исправил в последующих редакциях! Жаль, что в википедии указаны два броневика до сих пор!
          1. +1
            21 мая 2020 16:31
            Вы же не считаете серьёзным изготовление 1 или 2-х бронетракторов на импортном шасси и 8 бронеавтомобилей на шасси собственного производства. Все остальные БА были или импортированы ("Остины", "Рено") или изготавливались на импортном шасси ("Гарфорд", "ФИАТ", "Остин-Путиловец").
            Только закупки шасси и собственное бронирование.
            Но шасси ещё нужно купить, привести и доставить на завод для переделки.
            1. +1
              21 мая 2020 16:40
              8 бронеавтомобилей на шасси собственного производства

              а я навскидку не помню, сколько там "руссо-балтов" было забронировано для 1-й Автопулеметной роты. Ну, еще несколько зенитных - тоже на шасси "руссо-балтов". Остальное собирали с миру по нитке. request А! Несколько неудачных броневиков забронировал Братолюбов - тоже на наших шасси. hi То есть, да - практически все автомобили были иностранными. Секретев сотоварищи закупил больше 1000 автомобилей в 1914-15-м. Была еще неудачная закупка 61 броневика "шеффилд-симплекс" и "армиа-мотор-лорриес" - броневики признали негодными, и они всю войну простояли в Петрограде. drinks
              1. +1
                21 мая 2020 16:52
                Хватали то, что могли купить. Многое банально не продавали или подобного не изготавливали. Последнюю партию "Остинов" англичане вообще не отдали и отправили на Западный фронт. Перевооружили "Гочкисами" и использовали для своих нужд.
  3. +5
    20 мая 2020 21:52
    Первые опытные образцы - это поиски концепции и технических решений и сразу получить конфетку сложно. Главное, что получилось - бронированная вооружённая машина прорыва проволочных заграждений и линий окопов противника! Для маскировки от шпионов назвали машину самодвижующейся цистерной для Русской армии: танк.
    1. +4
      20 мая 2020 22:28
      Слово «танк» происходит от английского слова tank, то есть «бак» или «цистерна» , «резервуар» . Происхождение названия таково: при отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что в Англии российским правительством заказана партия цистерн для питьевой воды. И танки отправились по железной дороге под видом цистерн (благо, гигантские размеры и форма первых танков вполне соответствовали этой версии) . На них даже написали по-русски «Осторожно. Петроград» . Название прижилось. Интересно, что в России новую боевую машину первоначально называли «лохань» (ещё один вариант перевода слова tank).

      Хотя есть и другие варианты. Хотя, наверное, больше подошло бы название РОМБ. smile
      1. +3
        20 мая 2020 22:55
        Хотя есть и другие варианты. Хотя, наверное, больше подошло бы название РОМБ.

        Если не корыто то пусть будет ЛОХАНЬ!
        1. +1
          20 мая 2020 23:04
          Статья из журнала "Нива"!
          1. +3
            20 мая 2020 23:06

            Оно самое. Британцы решили, что ходовая не справится с препятствиями и проволочными заграждениями и создали свои знаменитые "ромбики".
            1. +3
              20 мая 2020 23:08
              Ну как же... Знакомая книга, знакомый автор! Но я бы Вам советовал еще вот эти издания:

              1. +3
                20 мая 2020 23:14
                Куда без подобной литературы. Народ посмотрит. Найдёт. Почитает. Возможно узнает для себя новую информацию.
              2. 0
                21 мая 2020 16:35
                А нет ли информации о применении танков во время голода в Поволжье? Для вспашки полей под зерновые.
  4. +2
    21 мая 2020 09:53
    Британских военных понять можно, им требовался инструмент прорыва траншейной обороны, и ни о какой "маневренной войне" тогда особо не думали, и тут ромбовидными монстрами мало что сравнится.
    В отличии от Mark1 имевшего хотя бы противопульную защиту, у "Маленького Вилли" толщина брони была лишь 6 мм, что против основного немецкого 7,92×57 патрона просто смешно.
    ...
    PS: не перестаю удивляться контрастам топвара, сравнивая эту статью и находящийся по соседству набросок о японских бронеамфибиях.
    1. +2
      21 мая 2020 15:56
      Про японский танк. Это как про пианиста, который делает, что может. Есть проблемы с информацией. Ну, нет у человека японского журнала "Армор моделлинг", где про него все написано, до последней гайки. И проекции на каждую деталь... А что толку, что он есть у меня? Я не читаю по-японски, а переводить через Гугл... английский еще туда сюда, я его знаю. А японский даже и пытаться не стоит...
  5. 0
    21 мая 2020 09:53
    В будущий Королевский танковый музей в Бовингтоне он попал уже в 1919 году и хранился там до 1928 году, когда в Бовингтон приехал король Джордж V.
    Да, ВО и ее редакторы продолжают пробивать днище безграмотности: король Джордж V!!!!!!!!!! Георг, мои друзья, Георг.
    P.S. Вскоре ожидаем британских королей Чарльзов I и II, французского короля Луиза XII, российского императора Николауса I b II.
    И после таких ляпов редакторы ВО выкладывают статьи про "жертвы ЕГЭ". Грустно, друзья...
    1. 0
      21 мая 2020 15:47
      А что Вас так возмутило, уважаемый Дмитрий? Новое время, новые песни. Вас же не возмущает, когда в нашем правописании мы пишем линкор "Кинг Джордж V". Нигде мне в литературе по кораблям не встречалось "Георг". Только Джордж". И почему в одном месте так, а в другом - эдак? Или с какой стать нормандец Гийом Бастард стал у нас немцем Вильгельмом? У нас много таких странных правописаний с именами, названиями городов и пр. Сложилось исторически? Да, сложилось... Но все меняется и тем, что более правильно, почему бы не исправить неправильное? И успокойтесь, русский император Николай в любом случае останется Николаем! И Петр - Петром!
  6. +1
    21 мая 2020 14:09
    Наш ответ
    15 июля 1915 года Гулькевич направляет в Главное артиллерийское управление (далее – ГАУ) рапорт, в котором разъясняет необходимость создания бронированной техники, вооруженной пулеметами и пушками, на базе американских тракторов компании «Холт» (сегодня это известная компания «Катерпиллер»), которые в то время как раз были закуплены для нужд русской армии: «Я нашел способ применить специальный двигатель, который можно вооружить пулеметами и легкой пушкой, и так же свободно уничтожать проволочные заграждения… Бронированные автомобили, которыми до сих пор единственно пользовались для установки пулеметов, имеют тот недостаток, что не могут проходить по всяким дорогам и тем более проходить через проволочные заграждения и их уничтожать; между тем имеется «гусеничный трактор», который специально предназначен для передвижения по всякому грунту, даже по вспаханным полям. Его специальная конструкция соответствует еще одному важному предназначению: разрывать и затаптывать в землю проволочные заграждения».
    и лишь 18 января 1916 года Гулькевичу пришел запрос на предоставление проекта «с приложением к оному чертежей, пояснений или моделей». Пока ИК рассматривала проект, все тракторы оказались в действующих частях, и разработчику пришлось ждать закупки следующей партии.

    Итог известен - "Ахтырец" одна штука.

    Трактор «Эллис-Чалмерс» с установленным в его кузове 76,2-мм противоштурмовым образца 1910 г. орудием.
    Источник – bronetechnikamira.ru
  7. +1
    5 июля 2020 16:12
    Очень интересно!