Поражение шведского флота в Ревельском сражении

21

Ревельский бой 2 мая 1790-го. А. П. Боголюбов

Русско-шведская война 1788—1790 гг. 230 лет назад, в мае 1790 года, произошло Ревельское морское сражение. Русская эскадра под командованием Чичагова нанесла поражение превосходящим силам шведского флота.

«На Петербург»


Шведский монарх Густав III, несмотря на неудачи 1788—1789 гг., финансовые проблемы, разорение хозяйства и недовольство общества войной, решил в 1790 году атаковать. Шведское верховное командование, как и в 1788 году, планировало «молниеносную войну». На суше армия под началом самого короля, генералов фон Стедингка и Армфельта должна была разбить русские войска и развить наступление на Выборг, создав угрозу Петербургу.



Тем временем шведский флот должен был атаковать и разгромить разбросанные в Ревеле, Фридрихсгаме, Выборге и Кронштадте части русского корабельного и гребного флота. Затем можно было высадить десант в районе Выборга, который должен был поддержать наступление сухопутных сил. Шведы имели численное превосходство на море и надеялись на успех. Таким образом, король Густав хотел быстро разгромить русские вооруженные силы на северо-западе, создать угрозу русской столице с суши и моря и вынудить императрицу Екатерину II пойти на выгодный Швеции мир.

Однако шведы не смогли организовать согласованных действий армии, гребного и корабельного флота. На суше в апреле—мае 1790 года произошло несколько боев местного значения (Поражение русской армии в бою у Керникоски), где успех был то на стороне шведов, то русских. Шведы не имели превосходства ни в численности войск, ни в их качестве. Разгромить русскую армию и прорваться к Выборгу шведы не смогли. Шведский флот атаковал русских, но дело также ограничилось рядом сражений, которые не привели к решительной победе Швеции.


Планы и силы сторон


В конце апреля 1790 года, когда русская эскадра в Кронштадте только готовилась к выходу в море, шведский флот вышел из Карлскроны. 2 (13) мая 1790 года шведы были у о. Наргена, надеясь на внезапность. Однако русские узнали о появлении противника от экипажа нейтрального судна, который прибыл в Ревель и изготовились к бою. Утром командующий русской эскадрой адмирал Василий Чичагов собрал флагманов и капитанов и произнёс краткую речь, призывая всех умереть или прославить себя и Отечество.

Русская эскадра под командованием Василия Чичагова стояла на Ревельском рейде, в направлении от гавани до отмелей горы Вимсы. В первой линии было девять линейных кораблей и фрегат: «Ростислав» и «Саратов» (по 100 пушек), «Кир Иоанн», «Мстислав», «Святая Елена» и «Ярослав» (74-пушечные), «Победоносец», «Болеслав» и «Изяслав» (66 пушек), фрегат «Венус» (50 орудий). Во второй линии было четыре фрегата: «Подражислав», «Слава», «Надежда Благополучия» и «Прямислав» (по 32 – 36 пушек). На флангах было два бомбардирских корабля – «Страшный» и «Победитель». В третьей линии было 7 катеров. Авангардом и арьергардом руководили вице-адмирал Алексей Мусин-Пушкин и контр-адмирал Пётр Ханыков.

Шведский флот был под началом брата короля герцога Карла Сёдерманландского (в русской традиции также распространено написание Карл Зюдерманландский). Имелось 22 корабля (имели на вооружении от 60 до 74 пушек), 4 фрегата и 4 мелких судна. То есть шведы имели двойное превосходство в силах и могли рассчитывать на победу над частью русского флота. Шведское командование решило вести бой в движении, идя в кильватерной колонне и ведя огонь по русских кораблям. И повторять этот маневр, пока русские не будут разбиты. Этот «прогон сквозь строй», по выражению немецкого исследователя Штенцеля, стал большой ошибкой. Шведы не смогли использовать своего численного преимущества, не стали на якорь напротив русских, чтобы вести с ними перестрелку, где получили бы превосходство из-за числа кораблей и орудий. Не пытались обойти русскую эскадру, пойти на сближение и т. д. В условиях сильного ветра и неточного прицела шведы стреляли плохо. Сильный ветер кренил шведские корабли на тот борт, которым они действовали против неприятеля. Русские корабли, стоявшие на якорях, стреляли лучше.

Ревельское сражение


При усиливающемся западном ветре и заметном волнении вражеский флот в линейном порядке вошёл на рейд. Передовой шведский корабль, поравнявшись с четвёртым от левого фланга русской линии кораблем «Изяслав» капитана 2-го ранга Шешукова, лёг на левый галс и дал залп. Однако из-за сильного крена и плохого прицела большая часть снарядов прошла мимо русского корабля. Русские же стреляли более метко и наносили вред противнику. Схожим образом дело обстояло и далее. За передовым шведским кораблем, который быстро прошёл вдоль линии в сторону острова Вульф, шли остальные шведы.

Некоторые шведские командиры проявили смелость и пытались подходить ближе, для уменьшения хода и крена убавляли паруса. Они были встречены прицельными залпами и понесли больше потери в людях и серьёзные повреждения рангоута (устройства для постановки парусов) и такелажа (все снасти судна). При этом они не смогли причинить серьёзный урон русским кораблям. Особенно пострадал корабль шведского генерал-адмирала «Король Густав III». Его снесло к русскому 100-пушечному флагману «Ростиславу», который обстрелял противника с малой дистанции. Другой шведский корабль «Принц Карл», который шёл 15-м в линии, потеряв часть рангоута, после 10-минутного боя бросил якорь и поднял русский флаг.

Шведский командующий герцог Карл наблюдал за сражение с борта одного из фрегатов и был за пределами зоны действенного огня противника. После двух часов перестрелки герцог Сёдерманландский приказал прекратить сражение. В результате последние 10 кораблей шведского флота, не вступая в бой, ушли на север.

Шведский 60-пушечный корабль «Раксен-Стендер» получил повреждения и сел на риф севернее острова Вульф. Шведы не смогли снять корабль и сожгли его, чтобы он не достался противнику. Ещё один шведский корабль перед началом сражения сел на мель севернее острова Карген. Его сняли с мели, но пришлось выбросить в море большую часть пушек.

Таким образом, Ревельское сражение стало полной победой русских. При почти двойном превосходстве шведы не смогли добиться победы, уничтожив часть русского флота. Шведский флот потерял два корабля и отступил. Потери шведской стороны составили около 150 человек убитыми и ранеными, 250 (по другим данным – 520) попало в плен. Потери русских – 35 убитых и раненых. После сражения шведы частично привели в порядок свои корабли в море и отошли восточнее острова Гогланд. Несколько кораблей ушли на ремонт в Свеаборг. Это была стратегическая победа России, шведский план кампании 1790 года был сорван. Уничтожить русский флот по частям не смогли. Боеспособность шведского флота снизилась.


План Ревельского сражения 2 мая 1790 года. А. Кротков. Повседневная запись замечательных событий в русском флоте. Источник карты: https://runivers.ru/

Фридрихсгамское сражение


Тем временем произошло ещё одно сражение на море – битва гребных флотов при Фридрихсгаме. После нескольких неудач на суше шведский король Густав решил перейти на гребной флот, чтобы атаковать русских в Фридрихсгаме. Тем самым шведский правитель надеялся отвлечь русские войска от других направлений и облегчить положение отрядов генералов Стедингка и Армфельта, которые должны вторгнуться в русскую Финляндию.

Шведы имели шансы на успех. В начале мая 1790 года весь шведский галерный флот был у берегов Финляндии. Большая часть русского галерного флота находилась у Кронштадта и Петербурга. Зима 1790 года была тёплой, но весной долго не отступала. В шхерах было много льда. В Фридрихсгамской бухте зимовал передовой русский отряд гребной флотилии под командованием капитана Слизова. В его составе было 3 больших и 60 мелких судов. Несмотря на начало боевых действий, вооружение эскадры ещё не закончили. Многие канонерки не имели полного вооружения и боевых припасов. Отряд имел только половину экипажа. Да и тот состоял большей частью из крестьян, которые в лучшем случае когда-либо ходили по рекам. Но самой большой проблемой была нехватка боеприпасов. Кроме того, командующий гребной флотилии принц Нассау-Зиген не принял предложение Слизова об укреплении позиции береговыми батареями, возведение которых показалось французскому флотоводцу преждевременным.

Находясь в уязвимом положении, Слизов 3 (14) мая 1790 года узнал о приближении вражеского флота, который состоял из 140 боевых судов и 14 транспортов. Русский отряд построился в линию у входа в бухту. 4 (15) мая ранним утром шведы атаковали. Подпустив врага на близкую дистанцию, Слизов открыл огонь из всех пушек. Упорный бой продолжался около 3 часов. Правое крыло шведского гребного флота уже дрогнуло и стало отходить, а левое крыло было поколеблено яростью русского отпора. Однако тут сказался недостаток боевых припасов. Слизов приказал отходить, при этом отстреливаясь холостыми зарядами. Десять судов, которые не смогли вывести из боя, сожгли. Шведы захватили ещё десять судов, в том числе три больших, до шести уничтожили и потопили. Русские потеряли около 240 человек.

Слизов отступил под защиту Фридрихсгама. От пленных шведы узнали, что во Фридрихсгаме стоит небольшой гарнизон. Король Густав предложил русским сложить оружие и приготовился к высадке десанта. Город не сдался. Комендант Фридрихсгама, генерал Левашёв ответил: «Русские не сдаются!» Шведский флот обстреливал город три часа. Несколько русских судов сгорело, сильно пострадали верфи. Затем шведы попытались высадить десант. Однако русские пошли в атаку и шведы, не приняв боя, ретировались на корабли. Противник опасался, что к гарнизону Фридрихсгама подошло сильное подкрепление. Одновременно атаковать Фридрихсгам с моря и суши у шведов не вышло. Шведский отряд под началом генерала Мейерфельда находился ещё в шведской Финляндии и прибыл в этот район только через месяц.

Таким образом, шведы получили свободный проход в шхерах до Выборга, что осложнило положение русской армии. Теперь шведы могли высадить сильный десант в тылу наших войск. Шведский король вошёл в Выборгский залив и стал ждать свой корабельный флот. Он надеялся высадить десант у Петербурга.
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    15 мая 2020 05:18
    Напоминать о победах русского оружия надо, спасибо автору, но ёлы-палы, такие грубые стилистические ошибки совсем не украшают статью:
    Некоторые шведские командиры проявили смелость и пытались подходить ближе, для уменьшения хода и крена убавляли паруса. Они были встречены прицельными залпами и понесли больше потери в людях и серьёзные повреждения рангоута
    Кто понёс потери в людях и серьёзные повреждения рангоута? Шведские командиры?
    1. +8
      15 мая 2020 08:04
      Есть вариант ещё похлеще:
      Шведский король вошёл в Выборгский залив и стал ждать свой корабельный флот.

      Вошел король, остановился по колено в воде и стал ждать. Кого, или чего? А "корабельного флота"... Интересно, а какой ещё флот бывает в природе?
      1. +3
        15 мая 2020 09:14
        Цитата: Морской Кот
        Интересно, а какой ещё флот бывает в природе?

        Галерный.
        1. +2
          15 мая 2020 11:04
          Галерный.

          А он не из кораблей состоит? Галера не корабль?
          1. +1
            15 мая 2020 15:13
            Цитата: Морской Кот
            А он не из кораблей состоит? Галера не корабль?

            laughing В те времена кораблями называли большие парусники.
            __________________________________
            КОРАБЛЬ м. (короб?) вообще, большое парусное морское судно: || трехмачтовое мореходное торговое и промысловое судно; || военное, боевое трехмачтовое судно, о двух и о трех палубах, с 70 до 130 пушками. Толковый словарь Даля
            __________________________________
            Вот такой флот и ждал король,а не галерный/гребной.
      2. +1
        15 мая 2020 09:15
        Цитата: Морской Кот
        Интересно, а какой ещё флот бывает в природе?

        Гребной.
        С десантом на борту.
        1. +3
          15 мая 2020 11:06
          Ежели гребной, и с десантом на борту, то это корабельные шлюпки, но уж никак не полноценные корабли. И не флот.
          1. +1
            15 мая 2020 15:59
            Цитата: Морской Кот
            Ежели гребной, и с десантом на борту, то это корабельные шлюпки, но уж никак не полноценные корабли. И не флот.

            Этот флот включал галеры, полугалеры - скампавеи, бригантины, гребные фрегаты....
            Самое знаменитое событие в истории гребного флота России - Гангутская битва 1714 г.
      3. +2
        15 мая 2020 12:20
        Цитата: Морской Кот
        Есть вариант ещё похлеще:
        Шведский король вошёл в Выборгский залив и стал ждать свой корабельный флот.

        Вошел король, остановился по колено в воде и стал ждать. Кого, или чего? А "корабельного флота"... Интересно, а какой ещё флот бывает в природе?

        Соглашусь с Константином - корабельный флот - это тавтология!

        Цитата: Громобой
        Цитата: Морской Кот
        Интересно, а какой ещё флот бывает в природе?

        Галерный.


        Тогда у Автора должен упоминаться флот - линейный, но ни как не «корабельный»! Хотя можно применить термин по месту применяя, например «шхерный флот»!
        Предвосхищая оппонентов, укажу на то, флоты могут делиться по назначению «военный», «торговый»!
        Или например по типу «движителя» «парусный», «гребной»!
        По существу согласно терминологии тех лет «галера» кораблём не являлась. «Корабль» - военное судно с полным парусным вооружением!!!
        Конечно можно поискать казусы. Например, конная галера! Корабль не корабль, судно не судно!!! Или канонерская лодка, в 18 веке и начале 19 «шлюпка с пушкой», а в конце 19 «зубастый кораблик», в ряде случаев сильнее эсминца!
        Так что мое личное мнение «корабельный флот» появился после обработки текста программой «антиплагиат», вместо словосочетания «линейный флот»!
        С уважением, Коте!
        1. +2
          15 мая 2020 12:45
          Добрый день, Влад. hi
          Я и имел в виду про "масляное масло". А "конная галера" -- это хорошо, как там писали Стругацкие о полковнике мотокавалерийских войск:
          "Вероятно, все дело было в его экзотической военной специальности. В самой идее мотокавалерии чудилось мне нечто фантастическое. То мне представлялись приземистые бронетранспортеры, над клепаными бортами которых торчали оскаленные лошадиные пасти и осанисто возвышались чубатые всадники в бурках и с пиками перед себя. То эта картина заслонялась зрелищем совсем уже апокалиптическим: по полю брани лихо разворачивается в лаву табун лошадей, оседланных мотоциклистами на мотоциклах, и все мотоциклы как один — на третьей скорости… Но тут я вспомнил, что полковник был современником и, может быть, даже участником первых успехов авиации и дирижаблестроения, и тогда привиделись мне гигантские баллоны, из гондол которых, брыкаясь и ржа, сыплются на головы ошеломленного противника кавалерийские эскадроны на парашютах…"(с)
  2. +1
    15 мая 2020 05:59
    планировало «молниеносную войну»
    Да понятно.Только она. Тридцатилетняя война, научила. Но то, что работает в Европе, в России с ее ресурсами и "дистанциями".... Война превращается в вязкое тесто. Ой, а чего это она такая липкая? (мультик) fellow
  3. +2
    15 мая 2020 06:34
    Я вот нисколько не удивлен тому,что Швеция более двух веков-нейтральная страна.Русский штык уму разуму научил бояться собственной тени(пресловутые советские-русские подводные лодки)
    1. +1
      15 мая 2020 12:00
      (пресловутые советские-русские подводные лодки)
      -хорошо без НЛО обходится пока .
      Россия не виновата в космосе и нарушениях воздушных границ
  4. +1
    15 мая 2020 09:00
    Принц Карл Генрих Нассау-Зигенский:Полковник французского флота и кавалерии, генерал-майор испанского королевского флота, адмирал российского гребного флота.
    Грамотный полководец,но излишне самоуверенный.НИКОГДА не слушал мнения других .
    Поэтому громкие победы чередовались с сокрушительными поражениями.
    1. 0
      15 мая 2020 12:38
      Цитата: knn54
      Принц Карл Генрих Нассау-Зигенский:Полковник французского флота и кавалерии, генерал-майор испанского королевского флота, адмирал российского гребного флота.
      Грамотный полководец,но излишне самоуверенный.НИКОГДА не слушал мнения других .
      Поэтому громкие победы чередовались с сокрушительными поражениями.

      В первую очередь принц, был больше придворным, чем военным! В частности именно с его именем связывают различные «Виктории к именинам царицы матушки»! Энто Вам Киев к 7 ноября взять!!!
      Колоритной фигурой на фоне Ниссау выглядел Чичагов старший, который мог при Матушке Екатерине и по матушке «брякнуть»! А о победе ко дню ангела своей благодетельнице это нечто из области фантастики!
      Круз моряков бил смертным боем, но когда чуть ли не смертным боем. Но когда однажды не утоп. Браца матроса после этого пальцем не трогал.
      С уважением, Влад!
  5. +2
    15 мая 2020 14:29
    капитан Слизов

    резануло глаз.
    Пётр Борисович в то время не просто капитан, а капитан первого ранга. В прошлом, герой Чесменской битвы.
  6. 0
    15 мая 2020 22:48
    Автор прав. Как это ни покажется странным, но у шведов было два флота. Первый назывался корабельным и комплектовался классическими парусными кораблями, фрегатами и т.д.
    Второй назывался «армейским» и состоял из кораблей для действий в шхерах. В него входили гребные галеры, канонерские лодки, прамы и так называемые шхерные фрегаты. Его задача заключалась в действии в мелководных шхерах, у побережья, оборона главного шхерного фарватера от Выборга до Ханко. Собственно для его базирования и строился Свеаборг - главная маневренная база и место зимовки.
    1. 0
      15 мая 2020 22:55
      В 1756 г Армейский флот вообще вывели из общефлотского состава и подчинили армии. Офицеры на кораблях Армейского флота (по шведски armens flotta) носили сухопутные звания. В него входили 2 эскадры - Стогкольмская (база в Скеппсхольмене около Стокгольма) и Финская (Свеаборг). Кроме этого в Померании был небольшой отряд. К этой войне Стокгольмская эскадра имела 31 корабль разных типов, Финская - 81
      1. +1
        15 мая 2020 22:58
        Значительная часть экипажей кораблей Армейского флота состояла из армейской пехоты, обученной гребле. В бою они могли при необходимости и сражаться при абордаже или как морская пехота при десантах на побережье (острова).
  7. 0
    16 мая 2020 16:24
    п
    осле 10-минутного боя бросил якорь и поднял русский флаг
    Он что, заранее наш флаг с собой взял, что ли? laughing laughing laughing Так надо было сразу поднимать и сражаться за правильную сторону.
  8. 0
    24 мая 2020 08:24
    На плане Ревельского сражения направление ветра указано? Важно ведь для парусного флота.

    А вообще при таком раскладе очень самонадеяно было соваться на рейд, место достаточно узкое, русские на якорях стреляли как в тире, а шведы не имели возможность использовать свое численное преимущество.

    Непрофессионализм командования.