Вопросы выживаемости в субмарине: как спасаются экипажи подлодок

70
Вопросы выживаемости в субмарине: как спасаются экипажи подлодок

Аварии на подводных лодках происходят относительно редко, но при этом зачастую приводят к ситуациям, напрямую угрожающим жизни всего экипажа. Поэтому решение вопроса выживаемости в современной субмарине всегда было очень значимым в общем контексте совершенствования подводного флота.

Большинство современных субмарин спроектированы так, что в случае заполнения основных балластных цистерн водой они сохраняют плавучесть. Если подводная лодка не в состоянии продолжать движение, она все равно должна обладать возможностью всплытия. Но если большое количество воды попадет внутрь субмарины, то рано или поздно спасти ее от погружения на дно, от воздействия огромного давления, будет уже нереально.



Жизнь экипажа становится главной ценностью


Специалисты называют несколько самых опасных событий при неуправляемом погружении подводной лодки: заполнение субмарины водой, рост давления, изменение температуры, токсичность воздуха, выход из строя систем жизнеобеспечения корабля. Перечисленные риски прямо влияют на допускаемую продолжительность нахождения экипажа на борту субмарины.

На заре истории подводного флота экипажи субмарин фактически были «смертниками»: погибало огромное количество моряков-подводников. Так, во время Второй мировой войны единственным способом спастись с тонущей подлодки оставался торпедный аппарат, однако это было не так просто. Чаще моряки попросту гибли.

Сейчас очень важно сохранить жизни и здоровье членов экипажа, поэтому и уделяется столько внимания вопросам выживаемости на подлодке. Проще не допустить критическую ситуацию, чем пытаться ее исправить, поэтому вооружению, скрытности, системам радиоэлектронной борьбы, навигации уделяется особое внимание уже при конструировании субмарин. Отдельно предусматривается возможность эвакуационных мероприятий.



Отсеки для эвакуации размещают в носу или корме субмарины, где и находится специальное оборудование, которое будет использоваться в случае возникновения аварийной ситуации. Это сигнальные средства, средства подачи кислорода и поглощения углекислого газа, индивидуальные аварийные радиомаяки, спасательные гидрокостюмы, оборудование для приема аварийных капсул жизнеобеспечения и т.д.

Всплывающие спасательные камеры


Одно из важнейших средств повышения выживаемости экипажа в критических ситуациях – камера выживания подводной лодки. В России такая камера впервые была испытана в 2014 году: помимо команды из 5 испытателей в камеру поместили балласт, равный суммарному весу экипажа подводной лодки.

Всплывающими спасательными камерами сегодня оборудуют все современные и строящиеся российские субмарины. Это изобретение советских конструкторов действительно бесценно: ВСК может сохранить жизнь всех членов экипажа подводной лодки.



Однако, как показала трагедия на атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец» в 1989 году, и ВСК не панацея: камера затонула, что привело к гибели многих членов экипажа.

12 августа 2000 года затонула атомная подводная лодка «Курск». Ей также не помогло наличие всплывающей спасательной камеры. Однако при испытании новой ВСК на атомной подводной лодке «Северодвинск» были показаны очень хорошие результаты: всплытие заняло всего 10 секунд. Участники испытания сравнили свои ощущения во время всплытия с подъемом на обычном лифте.

В современной ПЛ «Юрий Долгорукий» ВСК размещается позади ракетного отсека. Внутри камеры – пронумерованные места, закрепленные за каждым членом экипажа и индивидуальные запасы питья и продовольствия из расчета на несколько дней.

Запасы продовольствия и специальные плоты


В каждом отсеке современной российской ПЛ также находится аварийный запас продовольствия из расчета на неделю. Каждый моряк также имеет портативный дыхательный аппарат для действия в первые минуты пожара или появления токсичных веществ в воздухе. Задача в критической ситуации – подключиться к резервной дыхательной системе подводного корабля.

Также на подлодках находятся специальные плоты, рассчитанные каждый на 20 членов экипажа. Каждый плот оборудован необходимыми для выживания в океанских условиях приспособлениями: нишами для сбора дождевой воды, рыболовными снастями.

Говоря о выживаемости в современной субмарине, нельзя не затронуть и психологические аспекты, так как никакое современное оборудование и средства эвакуации не заменят слаженность и выдержку экипажа. Несмотря на постепенную автоматизацию и внедрение робототехники, человеческий фактор остается определяющим.

Так, военные психологи НАТО, изучая опыт применения экипажей ПЛ во время боевых действий в Персидском заливе, поняли важность специальной психологической закалки экипажей перед выполнением боевых задач. При этом психологический комфорт экипажа в значительной степени зависит и от бытовых условий, которые созданы на субмарине.
70 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    16 мая 2020 00:43
    Интересно, а продолжение будет ?
    1. 0
      16 мая 2020 05:05
      Цитата: ВадимЖивов
      Интересно, а продолжение будет ?

      Продолжение чего?
      Аварийные ситуации, возникающие на ПЛ, могут носить различный, а главное, непредсказуемый характер. До настоящего времени не разработано «абсолютного» и эффективного способа спасения членов экипажа подводной субмарины. Основная задача — выполнить приказ любой ценой.
      Трагедия заключается в том, что средства спасения, показавшие хорошие (положительные) результаты во время испытаний, в реальной жизни не срабатывают. А количество аварий в мирное время довольно велико:
      По некоторым данным, с 1968 по настоящее время на Тихоокеанском флоте произошло более 70 аварий и инцидентов с атомными подводными лодками либо лодками, несущими ядерное оружие. В числе прочего зарегистрировано девять пожаров, 20 столкновений, семь технических аварий, четыре посадки на мель, три ракетные аварии и не менее восьми аварий ЯЭУ.
      В результате инцидентов, по меньшей мере, 107 человек погибли, не менее 1,39 тысячи человек получили значительные дозы радиоактивного облучения.

      Поэтому следует признать, что в боевой обстановке (во время войны) экипаж будет предоставлен самому себе, а счастливый исход вариантов его спасения будет весьма редким.
      1. +4
        16 мая 2020 07:42
        Цитата: ROSS 42
        следует признать, что в боевой обстановке (во время войны) экипаж будет предоставлен самому себе, а счастливый исход вариантов его спасения будет весьма редким.

        Трудно не согласиться.
        Средства поисково-спасательного обеспечения на флоте громоздки и медлительны, и я даже не предствляю, как они должны применяться в условиях противодействия противника. В общем, все сложно...
    2. +4
      16 мая 2020 05:17
      Цитата: ВадимЖивов
      Интересно, а продолжение будет ?

      О как (--) за невинный вопрос. Летчики-конкуренты собрались? feel
      А тема то интересная, сложная технически, хотя и тяжелая морально.
      1. +7
        16 мая 2020 14:51
        А тема то интересная, сложная технически, хотя и тяжелая морально.


        Полез как-то через ТА первым при "мокрой тренировке". За мной старпом и командир. Ну я бодро полез, до люка быстро дополз, а воздуха на вдох не хватает (учебные ИДАшки-там только воздух, кислорода нет). Ну думаю, стучать надо. Представил как сначала старпома за ноги из ТА вытягивают, потом кэпа, потом меня. Дышу, смесь есть, а толку нет. Тут дошло, что "запыхался" и надо снижать потребление кислорода и успокаиваться. Что-то типа: "Яяяяяя совершенннооооо спокоеннннннн". И помогло. Вышли нормально. Но эта была особенность именно учебной комплектации ИДАшек. В тот же день одного вытаскивали, свидетелем был. Я его расспросил потом. Ошибка была как и у меня-быстро полз, был уверен в себе, но вдруг стало "нечем дышать". На УТК такое бывает постоянно, все отработано для таких случаев. Но в море подобное может закончится трагически.
        1. 0
          17 мая 2020 23:33
          Ну что за фантастические истории . Минус вам за не правду по тому как бред полный
        2. +1
          26 мая 2020 08:54
          Цитата: Podvodnik
          Но эта была особенность именно учебной комплектации ИДАшек.

          если ближе к фактуре - на УТК ИДА обычно БЕЗ 3 ДЮЗЫ, т.е. с нормальной подачей О2
          а вот кому попадали ШТАТНЫЕ (не переделанные) - вылазили как с того света ...
  2. +2
    16 мая 2020 05:10
    Интересная статейка, но на аналитическую не тянет.
    По теме, отчим рассказывал, что при отработке аварийного подъёма их учили для выдерживания времени декомпрессии на каждой остановке проговаривать "выпейте лимонад" сколько-то там раз.
    Думаю, это примерно как нас учили для отсечки короткой очереди на калаше говорить "тридцать три" и отпускать крючок.
    1. +6
      16 мая 2020 12:36
      Тридцать один Тридцать два Тридцать три..КОЛЬЦО....Тем кто это помнит...)))
      1. +3
        16 мая 2020 14:53
        Двадцать один Двадцать два Двадцать три...
    2. +9
      16 мая 2020 15:01
      при отработке аварийного подъёма их учили для выдерживания времени декомпрессии на каждой остановке проговаривать "выпейте лимонад" сколько-то там раз.


      Есть такое. Это при выходе по буйрепу при остановках на мусингах для декомпрессии. Надо все время дышать и не закрывать рот. Иначе баротравма легких.

      Провожаем как-то соседей по пирсу. Оркестр, все такое. Механик наш вдруг говорит: "В случае аварии по буйрепу ни кто не выйдет". Я-? Он объяснил, что планку специальную с рымом (крючком) не откинули радом с ТА. За него и цепляет первый выходящий конец троса буйвьюшки при выходе в воду. Если закрепить трос "внутри носовой оконечности" ПЛ, то волнорезный щиток, закрываясь вместе с передней крышкой ТА после выхода "тройки" подводников, трос перерубит. И буйвьюшка тю-тю. Я, кстати, не знал таких тонкостей.
      1. +2
        16 мая 2020 15:07
        Цитата: Podvodnik
        "В случае аварии по буйрепу ни кто не выйдет". Я-?
        Разве подводника с водолазной подготовкой нет в экипаже? Можно наверное в море исправить этот недочёт?
        1. +3
          16 мая 2020 15:31
          Разве подводника с водолазной подготовкой нет в экипаже?


          Все подводники без исключения проходят водолазную подготовку. Есть несколько "нештатных водолазов", которые проходять усиленную специальную подготовку и допущены к АВМ-5 и прочему снаряжению. Несколько таких комплектов на ПЛ есть.

          Но откинуть планку в море нельзя. Если только всплыть в надводное и послать человека. Обратите внимание на фото носовых оконечностей ПЛ (рядом с видимыми крышками (волнорезными щитами точнее) ТА), стоящих в базе. Цеплять трос буй-въюшки не за что. Если перед выходом в море это не сделать, в случае аварии будут проблемы.
          1. +2
            16 мая 2020 15:31
            Цитата: Podvodnik
            Если только всплыть в надводное и послать человека.

            Вот вот, я именно про это.
            1. +4
              16 мая 2020 16:44
              В открытом море человека на носовую оконечность посылать не будут. Может смыть. Тяжело удержаться. Если в базе не сделали, в море тем более всплывать из-за этого не будут.
              1. +1
                16 мая 2020 16:57
                Тогда какой смысл в водолазной подготовке? Я не о навыках аварийного покидания лодки, само собой.
                1. +8
                  16 мая 2020 17:53
                  Тогда какой смысл в водолазной подготовке?


                  Чтобы подводники имели именно практические навыки покидания ПЛ, знали о возможных сопутствующих медицинских проблемах. Я тренировался вместе с экипажем неоднократно. Разбирались ошибки, методы устранения и прочее. К сожалению, некоторые вопросы подготовки были упущены. Вопрос о креплении троса буй-въюшки один из них. О том, что на корпусе рядом с волнорезным щитом существует специальное устройство (которое еще и "привести в боевое" надо) я лично узнал через несколько лет службы и выходов в море.
                  Данный нюанс касается поисково-спасательной службы флота при проверке экипажа перед выходом в море.
                  Возьмите любое происшествие из жизни страны и мира. Катастрофа-всегда упущение какой-то незначительной мелочи. Эти мелочи тянут за собой другие, в результате "снежный ком" и трагедия.
                  1. 0
                    16 мая 2020 18:01
                    Цитата: Podvodnik
                    Чтобы подводники имели именно практические навыки покидания ПЛ, знали о возможных сопутствующих медицинских проблемах
                    Я это упомянул
                    Цитата: Владимир_2У
                    Я не о навыках аварийного покидания лодки, само собой.
                    Просто имел ввиду именно водолазные навыки по подводным работам, потому что был абсолютно уверен, что на кораблях как минимум ранга эсминца есть водолазы подготовленные для таких работ. Потому и интересовался такими моряками на ПЛ.
                    Цитата: Podvodnik
                    Катастрофа-всегда упущение какой-то незначительной мелочи. Эти мелочи тянут за собой другие, в результате "снежный ком" и трагедия.
                    Глубина в этом плане второй космос! hi
                    1. +4
                      16 мая 2020 18:06
                      Просто имел ввиду именно водолазные навыки по подводным работам, потому что был абсолютно уверен, что на кораблях как минимум ранга эсминца есть водолазы подготовленные для таких работ. Потому и интересовался такими моряками на ПЛ.


                      У нас в экипаже были "нештатные водолазы". Они дополнительно проходили специальную подготовку по своей программе. Были в наличии комплекты легководолазного оборудования и снаряжения. В случае крайней необходимости (трос на винт намотали к примеру) возможность спустить за борт водолаза была.
  3. +1
    16 мая 2020 05:11
    Сейчас очень важно сохранить жизни и здоровье членов экипажа,
    Почему сейчас, всегда. request
    1. +3
      16 мая 2020 06:34
      Ну как бы сейчас призывники нигде в подплаве не служат. А контрактников надо привлекать не только деньгами, но и некими гарантиями безопасности. Камикадзе ныне не в тренде.
  4. +2
    16 мая 2020 07:33
    В идеале в бою вся подлодка должна управляться из спасательной капсулы/капсул. Которые должны на автомате отстреливаться при достижении предельной глубины.
    Как минимум, капсулы должны быть по всей пл, чтобы торпедисту не надо бежать через 4-5 отсеков до спасательного средства.
  5. +4
    16 мая 2020 07:51
    В России такая камера впервые была испытана в 2014 году: помимо команды из 5 испытателей в камеру поместили балласт, равный суммарному весу экипажа подводной лодки.

    Однако, как показала трагедия на атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец» в 1989 году, и ВСК не панацея: камера затонула, что привело к гибели многих членов экипажа.
    12 августа 2000 года затонула атомная подводная лодка «Курск». Ей также не помогло наличие всплывающей спасательной камеры.

    Где то ошибка с датами.
    1. +1
      16 мая 2020 09:07
      Цитата: Bastinda
      Где то ошибка с датами.

      Какие ошибки? В СССР испытания проводились, а после распада в РФ первые испытания такого уровня прошли в 2014 году...
  6. +14
    16 мая 2020 08:40
    Вся статья о ВСК? Которую "впервые испытали в 2014 году", но которая еще в 1989 году не помогла экипажу "Курска"? На подлодках есть спас плоты. Ок. Как они помогут экипажу, спасшемуся в ВСК? Где они храняться, как развертываются? Статья - куски информации, надерганной из разных мест. Уровень реферата студента 1-2 курса.
    1. +9
      16 мая 2020 09:35
      Цитата: ИЛ-64
      Статья - куски информации, надерганной из разных мест. Уровень реферата студента 1-2 курса.

      Причём студент пожелал остаться анонимным.
    2. +5
      16 мая 2020 10:52
      Если студент такое напишет то вылетит из альма матер и пойдет проверять на себе прелести службы и возможно даже в подплаве.
  7. +10
    16 мая 2020 10:30
    Большинство современных субмарин спроектированы так, что в случае заполнения основных балластных цистерн водой они сохраняют плавучесть. Если подводная лодка не в состоянии продолжать движение, она все равно должна обладать возможностью всплытия.
    Уважаемый автор, где вы вычитали эту ересь? Любая, даже суперсовременная ПЛ, при заполненных ЦГБ и потере хода НЕИЗБЕЖНО ляжет на грунт. Единственная возможность всплыть - экстренно продуть ЦГБ, да и то не 100%.
    1. +4
      16 мая 2020 13:17
      Любая, даже суперсовременная ПЛ, при заполненных ЦГБ и потере хода НЕИЗБЕЖНО ляжет на грунт. Единственная возможность всплыть - экстренно продуть ЦГБ


      Странно. Кроме балластных в лёгком корпусе была уравнительная в прочном. Это помимо служебных цистерн ( заместительных веса торпед и дифферентовочных ) . Нулевая плавучесть и поддерживалась именно уравнительной при заполненных балластных. Балластные немцы даже соляркой заправляли "по пробку" и отлично ныряли и всплывали при этом.
      Кстати, эту внутреннюю цистерну опорожняли электронасосом . А если вода попадала внутрь корпуса при аварии - вёдрами носили воду, сливали в цистерну и выталкивали насосом без всякого сжатого воздуха . И всплывали. Таких аварий в реальности было несколько. Да и в фильме "Лодка" ( Das Boot) Буххайма это отлично и достоверно показано.
      1. 0
        16 мая 2020 18:13
        Так ведь у солярки плотность 800... И чо, они забортной водой заполняли ЦГБ после солярки? Грета Тумберг не прогрызла им прочный корпус опосля? Это ж часть солярки в море уйдёт после такого... А часть воды - в движок.
        1. +3
          16 мая 2020 23:00
          Так ведь у солярки плотность 800... И чо, они забортной водой заполняли ЦГБ после солярки?

          Именно так. Причём не ПОСЛЕ, а по мере расходования. Солярка сверху цистерны, внизу-морская вода . Это позволяло существенно повысить срок "автономки". Кстати выгонялись остатки воды из балластных цистерн отработанными газами от дизеля. Заодно этим предохранялась внутренность от ржавения. А "хлебание" дизелем морской воды не редкость, как и "выжирание" дизелем воздуха из внутренних отсеков лодки.
          Не всегда всё проходило гладко при переключениях всплытия-погружения и вентиляции внутренних отсеков.. Или Вы полагаете , что там вентилятор стоял ? Нет, "проветривали" работой дизеля, засасывая воздух не через трубу заборника, а через рубку . И выхлоп шёл как раз в балластные цистерны .
          1. +1
            17 мая 2020 20:31
            Кстати выгонялись остатки воды из балластных цистерн отработанными газами от дизеля.


            Такой метод всплытия в надводное положение способствует экономии запаса ВВД (воздух высокого давления) на дизелюхах, но занимает определенно больше времени, чем "обычное" продувание ЦГБ (цистерн главного балласта).
          2. +6
            17 мая 2020 20:52
            как и "выжирание" дизелем воздуха из внутренних отсеков лодки.


            На атомоходах тоже есть дизель, как аварийный источник питания. У нас был т.н АСДГ-800. Зверь-машина. Питается воздухом естественно из отсека. На АПЛ устройства РДП нет. При аварии всплываем в надводное, открываем рубочный люк и все нужные переборочные двери, пускаем дизель, принимаем нагрузку.
            "Соседям" в автономке понадобился как-то. Всплыли, пустили дизель, но забыли переборочную дверь в отсек открыть и "поставить на крюк". Дизель своими "трехлитровыми банками" быстро выбрал воздух из отсека и заглох, создав "высокогорный климат". Практически весь личный состав отсека потерял сознание (несколько десятков человек). Мичман-трюмный остался в строю, но, как рассказывал, чуть не поседел, увидев столько лежащих в проходах "трупов". Смог сориентироваться, поднял выдвижное РКП (работа компрессора под водой) и сравнял давление. Народ "проснулся" без последствий.
            После этого случая они с ПДА (портативный дыхательный аппарат)-который обязателен к постоянной носке у подводников, даже в гальюн ходили. По возвращении из этого "похода" они при построении на пирсе все как один были с ПДА. Что тут скажешь, жопа (извини, модератор, именно это слово нужно) наступает неожиданно. И когда она наступает, запоминается на всю оставшуюся жизнь. Особенно когда рядом с тобой падает твой товарищ, а ты пытаешься ему первому маску на лицо натянуть чтобы его спасти... .
            1. +2
              17 мая 2020 22:28
              Да. На танке нечто подобное есть, когда он тянет воздух через люк башни при подводном вождении. И можно даже простудится тому, кто под этим люком сидит, так как очень дует. А в лодке, наверно, вообще с ног валит, там то дизель побольше.
              Но мне не нравится, что вода с остатками солярки сливается в море.
              1. +1
                18 мая 2020 14:32
                А в лодке, наверно, вообще с ног валит, там то дизель побольше.


                Хоть дизель у нас был и аварийный, но побольше танкового. В небольшую комнату "влезет". В базе запускали для проверок. Диаметр рубочного люка около 65 см. "Сквозняк" в трубе приличный, но подняться наверх на мостик можно. С ног не валит. Обратно никого не "засосало".
            2. +1
              18 мая 2020 10:28
              На АПЛ устройства РДП нет.
              Да??? А на К-447 проекта 667Б было...
              1. +1
                18 мая 2020 15:17
                А на К-447 проекта 667Б было..


                Конечно, "выдвижное" было. Но дизеля на "Букахе" предназначены для аварийного случая и пускаются только в надводном положении. У классического РДП (работа дизеля под водой) есть не только забор воздуха для дизелей (воздуховод), но и отвод отработанных газов т.е газовод. На АПЛ есть не РДП (называют по инерции), а РКП-работа компрессора под водой. И применяется оно для пополнения запаса ВВД в подводном положении. Но если вы проходили службу во втором электротехническом дивизионе и знаете что-то особенное, я с удовольствием восполню пробелы в своих знаниях, на 667-х я не служил. Возможно, что воздух поступал к дизелям не через рубочный люк (дизеля были "далеко") а через это "РДП" и соответствующий воздуховод, а отработанные газы выбрасывались через устройство в ограждении рубки. Можете сбросить подробную информацию в личку во избежания флуда.
                1. +2
                  18 мая 2020 15:31
                  Честно говоря, я и сам толком уже не помню. Но что что то было, да, а конкретно...Служил в первом дивизионе, но турбинист, 8 отсек, а дизель в 6-м.
    2. +6
      16 мая 2020 15:34
      Любая, даже суперсовременная ПЛ, при заполненных ЦГБ и потере хода НЕИЗБЕЖНО ляжет на грунт.


      Чуть не так. Лодка в подводном положении должна быть "легкая". Она идет с небольшим носовым дифферентом именно для того, чтобы при аварийной потере хода и энергии медленно всплывать. Это стандартное требование руководящих документов.
  8. -1
    16 мая 2020 10:48
    камера выживания подводной лодки
    Интересно, как ВСК поможет выжить подводной лодке?
    1. +4
      16 мая 2020 15:03
      Интересно, как ВСК поможет выжить подводной лодке?


      ВСК поможет экипажу эвакуироваться с затонувшей ПЛ. Сама лодка погибнет.
      1. +1
        18 мая 2020 10:19
        ВСК поможет экипажу эвакуироваться с затонувшей ПЛ. Сама лодка погибнет.
        Ну так а я о чем?
        1. +1
          18 мая 2020 15:20
          Я понял,что Вы имеете ввиду сам корабль конкретно.
          Интересно, как ВСК поможет выжить подводной лодке?
          1. +2
            18 мая 2020 15:24
            Нет конечно же. Я ведь тоже подводник, на 667Б служил. Это в статье так сказано, я ж цитату привел.
  9. +9
    16 мая 2020 11:15
    Статья слабая. Не раскрывает ничего вообще. Не отражены способы выхода с затонувшей ПЛ. Не отражена подготовка в учебных центрах. Не отражены проведения корабельных боевых учений Ж-1,2,3.
    Написать что ли нормальную статью?)))
    1. +5
      16 мая 2020 15:04
      Написать что ли нормальную статью?)))


      Я с удовольствием почитаю.
    2. +3
      17 мая 2020 09:57
      Ага. Переписать ПСП, ПВПЛ, РОЖПЛ, ПБЖ И прочие рукдоки и после присесть за разглашение...
  10. 0
    16 мая 2020 12:54
    Цитата: Leha667
    Статья слабая.
    Написать что ли нормальную статью?)))

    Я бы послушал. Действительно мне лично интересно. Только если будет РЕАЛЬНЫЕ факты. А не рассказ про ПДА, которые уже не используются и заменены на ИДА. И вот кстати, неужели так и не найдена замена ИДА-59? Неужели нельзя продумать оснащение экипажа хотя бы элементарными декомпрессиметрами, а не считать время по вдохам и глубину по муссингам? Хотя я лично не очень себе представляю как можно решить некоторые из задач по спасению экипажа.
    1. +7
      16 мая 2020 15:09
      А не рассказ про ПДА, которые уже не используются и заменены на ИДА


      Это совсем разные вещи. ПДА-портативный дыхательный аппарат. Может использоваться только при защите органов зрения и дыхания при проведении ПЕРВИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ по борьбе за живучесть.Хватаем минут на десять (примерно) интенсивной работы (на 40 в спокойном положении) Его обязан носить каждый подводник постоянно. ИДА намного тяжелее (около 15 кг для понимания) и плюс еще используется и при выходе из-за затонувшей ПЛ.
    2. +4
      16 мая 2020 15:18
      И вот кстати, неужели так и не найдена замена ИДА-59? Неужели нельзя продумать оснащение экипажа хотя бы элементарными декомпрессиметрами, а не считать время по вдохам и глубину по муссингам?


      ИДАшка справляется с поставленными задачами. Режим декомпрессии при выходе из ПЛ рассчитывается по таблице и сообщается каждому индивидуально (или самостоятельно). Зависит от давления в отсеке и времени нахождения под ним. Двойной мусинг от тройного каждый сможет отличить самостоятельно. Невозможно автоматизировать все элементы при выходе через ТА. Это приведет к росту габаритов снаряжения. А протискиваться надо через длинную узкую трубу. Можно и застрять. Я лично видел тех, кто физически не мог влезть в ТА из-за размеров тела (крепкий парень был). И это еще будучи курсантом.
  11. +2
    16 мая 2020 13:48
    Большинство современных субмарин спроектированы так, что в случае заполнения основных балластных цистерн водой они сохраняют плавучесть.


    Автор слегка ошибся. Лодки (речь о наших) проектируются исходя из возможности сохранения плавучести при затоплении одного отсека и прилегающих ЦГБ (цистерн главного балласта).
    Если произойдет заполнение
    основных балластных цистерн водой
    то лодка погрузится.
  12. +6
    16 мая 2020 14:21
    Однако, как показала трагедия на атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец» в 1989 году, и ВСК не панацея: камера затонула, что привело к гибели многих членов экипажа.


    ВСК надо еще уметь пользоваться. На "Комсомольце" ВСК затонула из-за грубейших нарушений инструкции по эксплуатации.
    Меньше надо на "лекциях букварь курить".
    1. +2
      16 мая 2020 14:59
      На "Комсомольце" ВСК затонула лишь потому, что её люк был просто захлопнут когда лодка была на большой глубине. Вот этот перепад давления и открыл люк, срезав защёлку.
      1. +1
        18 мая 2020 12:59
        На "Комсомольце" ВСК затонула лишь потому, что её люк был просто захлопнут когда лодка была на большой глубине. Вот этот перепад давления и открыл люк, срезав защёлку.

        На "Комсомольце" в ВСК поднималось несколько человек, а не весь экипаж лодки.Тем не менее ,после открытия люка ее стало заполнять водой и она утонула. Мне кажется, это какой-то конструкционный изъян. Не должна спасательная камера просто так утонуть. А если бы там был весь экипаж? Сколько бы человек смогло браться из тонущей камеры?
        1. +2
          18 мая 2020 18:11
          Люк сорвало с защёлки избыточным давлением, поскольку в камеру прибежала часть экипажа во время пожара на глубине, поэтому давление в камере было равно забортному. Те, кто не успел одеть кислородные аппараты, отравились, так как СО при большом давлении ядовит даже в небольших дозах. Выровнять давление в камере с атмосферным двое оставшихся в живых просто не успели, крышка была сорвана перепадом (если бы она была закрыта по правилам, её бы не сорвало). Этих двоих выбросило в море, но один ударился при этом о люк и погиб. В результате был спасён один человек.
    2. 0
      18 мая 2020 13:00
      На "Комсомольце" ВСК затонула из-за грубейших нарушений инструкции по эксплуатации.

      Насколько помню, единственное ,что нарушили моряки - не выровняли давление. Но в той ситуации они и не могли этого сделать, а значит в конструкции серьезный изъян.
      1. +2
        19 мая 2020 15:57
        Но в той ситуации они и не могли этого сделать


        Не могли, не смогли. Всего одна буква, а как смысл меняется.
        Если не смогли физически, это один вопрос. Угорели, вымотались, были ранены. Всякое может быть. А если понятия не имели об устройстве ВСК? Уже другая картина. Я как-то попросил соседа по каюте (командира трюмной группы) провести со мной занятие по этой теме. Потому что считал это важным. Но это была лично моя инициатива. На мой вопрос, сколько человек из экипажа смогут воспользоваться последовал ответ: "Трое". Из всего экипажа. Если эти трое погибнут/потеряют сознание что будут делать оставшиеся? Правильно. Читать то, что написано внутри ВСК в качестве инструкции. Это если видно будет что-нибудь и силы останутся. Устройство кормового АСЛ (аварийно-спасательный люк) знали те же трое плюс два человека, несущие там в море вахту 6 через 6. От "нечего делать" они вызубрили устройство и все инструкции. Командир БЧ-5 (механик) лично принял у них зачет по теме и с огромным удовольствием поставил "отлично".
        Выпустился я в год гибели "Комсомольца" и был некоторое время прикомандирован к его первому экипажу (погиб второй, на своей первой автономке). Неудобно вспоминать, но комментарии их были ... .
        ВСК оборудована не только системой сравнивания давления. Есть даже система вентиляции с фильтрами и ручным приводом. Есть нижний люк (вход из АПЛ), боковой люк (выход на мостик АПЛ) и верхний люк (мы им никогда не пользовались), который был частью "крыши" ограждения рубки (просто "рубка" в общем представлении). На мостик попадают поднявшись через нижний люк ВСК, по трапу через всю ВСК и вылезают через боковой на мостик. Если после отстрела ВСК и всплытия открыть боковой люк "как всегда" да еще и давление не сравнять, открывающий вылетит в люк как пробка из под шампанского, ВСК просядет (качнется) из-за "выстрела воздухом" и хлебанет воды. И тогда путь на дно лежит.

        По поводу возможных возражений о стрельбе воздухом. Вы не поверите, он тоже имеет вес. Мало того, он даже учитывается механиком в дифферентовочном журнале при расчете нагрузки/дифферентовки ПЛ. А если узнаете, сколько весит запас ВВД (воздуха высокого давления) который возит с собой атомоход, сильно (очень сильно) удивитесь.
        1. 0
          20 мая 2020 08:40
          Спасибо за обстоятельный комментарий.
          Нюансов конечно много, я не моряк ,мне трудно судить в деталях.
          Знаю, что лейтенанта-выпускника допускают к несению службы , после сдачи всех зачетов на знание мат.части. То есть по факту ,все офицеры на лодке должны знать всё на 100%. Не говоря уже про мичманов ,которые могут всю жизнь служить и заниматься только одной специальностью ( делом).
          Если этого нет, это пробелы в боевой подготовке, её организации и проведении.
          Если моряки знают технику ,но при аварии не могут правильно все сделать, тогда вопрос к конструкторам. Почему такая техника, которой нельзя спастись?
          Те же аварийные буи. Многие перед походом их приваривали ,чтобы не потерять в море.
          Почему нельзя было сделать так ,что при аварийном всплытии ВСК , закрытие всех люков проходит автоматически? Умирающие моряки с трудом надели дыхательные маски, не говоря о том, чтобы люк закрыть.
          Если сорвало боковой люк ,то это объясняет, почему затонула ВСК. Но опять -таки это инженерный просчет. все должно делаться так ,чтобы нивелировать человеческий фактор.
          Но к сожалению ,я думаю ,что все осталось на прежнем уровне.
          1. +1
            20 мая 2020 10:06
            все должно делаться так ,чтобы нивелировать человеческий фактор


            От человека не отказаться с его слабостями. Полный автомат не сделать. ВСК проста в использовании. Надо просто знать это.

            Подошел к офицеру из 1-го дивизиона по поводу журнала аварий и поломок. Дай, говорю, про Чернобыль почитать. Он- "Я и так расскажу". Отзывы были нелицеприятные. Вывод один: невозможно предусмотреть защиту от всех дураков. Найдется 1001-й, который все защиты обойдет и устроит... . Здесь только образование, тренировки и профессиональный отбор. Человек должен физически и умственно понимать то, что делает. Представлять как "колесики крутятся". Только тогда будет толк. Если "зазубрил" то итог плачевен.
            1. +1
              20 мая 2020 15:05
              Человек должен физически и умственно понимать то, что делает. Представлять как "колесики крутятся". Только тогда будет толк.

              О чем и разговор. Есть недостатки в конструкторских решениях. Но в основном пробелы в подготовке личного состава. Поэтому у нас и лодок в 2 раза больше утонуло, чем у натовцев.
  13. +3
    16 мая 2020 14:24
    12 августа 2000 года затонула атомная подводная лодка «Курск». Ей также не помогло наличие всплывающей спасательной камеры.


    Отсек, сопряженный с ВСК погиб в полном составе при взрыве. Физический доступ туда оставшемуся экипажу был невозможен.
  14. +2
    16 мая 2020 14:31
    Также на подлодках находятся специальные плоты, рассчитанные каждый на 20 членов экипажа.


    Находятся. Как-то пытались вытащить такой на учениях наверх из третьего отсека. Тот еще геморрой.
    А на "Комсомольце" эти плотики были наверху в гермоконтейнерах. Надо было "отвалить" их в сторону и открыть кремальеру снизу. Под своей тяжестью плот падал вниз, сам "дергал" линь и наполнялся. Оставалось только перейти на него. НО: при аварии плот стали вытаскивать "через верх", так же как и при сдаче его на "проверку" в базе.
  15. +6
    16 мая 2020 14:37
    человеческий фактор остается определяющим.


    Согласен полностью. На "востоке" при затоплении ПЛ командир отсека в корме смог организовать выход членов экипажа, вышел сам и не затопил отсек. В "носу" при выходе через ТА погиб старший офицер от проблем с сердцем.

    Я сам раз по аварийной тревоге напрочь забыл свои действия (аварийный телефон). Хотя на тренировках все делал нормально. Здесь психология очень важна. Грамотные действия и четкие команды ГКП (или командира отсека), и даже пинок старпома в такой ситуации очень важны.
  16. +3
    16 мая 2020 16:11
    Товарищ Подводни все очень грамотно прокомментировал.
    Расписывать можно много и долго, это действительно тема не одной статьи.
    Достаточно открыть РБЖ ПЛ и почитать, сколько всего может произойти)))
    Я помню случай, когда погиб матрос, потому что в цистерну пресной воды, находящуюся под каютой командира, вместо воздуха давлением 3-4 кг/см КВ
    из за неисправности редукционного клапана пошел воздух давлением 45 кг/см кв. Цистерну разорвало, каюту разворотило, как и всю среднюю палубу второго отсека. А матрос просто в этот момент вылезал из аккумуляторной ямы. Стечение обстоятельств...
    1. +9
      16 мая 2020 16:58
      Цитата: Leha667
      Цистерну разорвало, каюту разворотило, как и всю среднюю палубу второго отсека


      Давление воздуха-страшная сила. Если цистерна штатно держала 3-4 кг на см.кв то разорвало её около 8-10. Это как взрыв фугасного снаряда. Просто везение что погиб всего один человек.
      На вахте всегда матросов инструктировал: если при открытии переборочной двери свист воздуха-убирайте "тело" в сторонку. Иначе дверь, массой несколько сот кг, может и кости переломать. Если неправильно собрать вентиляцию, такое возможно. Ну а если специально создавали давление при ремонте забортной арматуры в базе-однозначно смерть, если не сравнять давление и открыть переборку. При оценочной площади в 0,5 кв.м и давлении 0,5 атм на дверь будет давить 2,5 тонны. Если получится повернуть кремальеру, то открывающего размажет по стенке.
      1. 0
        18 мая 2020 17:57
        Че тут непонятного , конструктора всплывающей камеры Комсомольца накосячили и она затонула, как и сама лодка, значит конструктора виновны в гибели людей.
  17. 0
    18 мая 2020 21:19
    В статье перечислены аварийно-спасательные средства и устройства подводных лодок. Но, на вопрос заголовка: как спасаются экипажи подводных лодок - ответа нет. Ибо каждая катастрофа ПЛ по своему уникальна. Развитие катастрофы чаще всего не позволяет экипажу воспользоваться штатными аварийно-спасательными средствами. Вспомним: С-178 - личный состав спасён с помощью сил поисково-спасательного обеспечения (ПСО ВМФ); К-429 - личный состав спасён с помощью сил поисково-спасательного обеспечения: "Комсомолец" - система ПСО СФ начала вход в "штопор", а потому как смогли, так и спасли: "Курск" - система ПСО СФ обнулена, потому никак не спасли; К-159 - никак не спасли: АС-28 - позвали иностранцев и спасли; АС-31 - вернулся на носитель ценой героизма и самопожертвования хорошо обученного экипажа.
    Этот краткий анализ показывает, что если в составе ВМФ есть подводные лодки, значит рядом с ними должно всегда находиться судно-Спасатель подводных лодок (ССПЛ). Иначе подводники обречены, в трудную минуту их спасти просто некому. Это понимали в царской России - построили первый ССПЛ "Волхов", это понимали в СССР - построили целый флот ССПЛ в составе проектов 532; 527; 537; и 940. Причём инициаторами строительства были сами подводники: командир подводной лодки при царе, командующие объединениями ПЛ при коммунистах.
    1. 0
      19 мая 2020 19:12
      Цитата: водяной
      Этот краткий анализ показывает, что если в составе ВМФ есть подводные лодки, значит рядом с ними должно всегда находиться судно-Спасатель подводных лодок (ССПЛ). Иначе подводники обречены, в трудную минуту их спасти просто некому.

      Да бы не быть обреченными нужны не спасательные суда, а всплывающие камеры , события на ПЛ могут развиваться так быстро, что ни какое спасательное судно не успеет помочь . В идеале для каждого отсека ПЛ должна быть своя всплывающая камера, а количество отсеков должно быть сокращено .
      1. 0
        19 мая 2020 22:53
        Теоретизировать можно долго. Однако на день сегодняшний и завтрашний - подводные лодки строят такими, какими строят. И это оправдано задачами боевого предназначения. А поскольку ВСК лишь одна и установлена рядом с ЦП, то из кормовых отсеков при затоплении, либо пожаре в средних, до неё не добраться - это первое. Если предположить на сегодняшний день не возможное - что весь экипаж сосредоточен в ЦП и при катастрофе благополучно спасается всплыв в ВСК, то лодку-то всё равно поднимать надо. Ведь в ней масса таких секретов, которые супостату знать не следует. А он их узнает, если лодку не поднять. Узнает. И государству будет нанесён ущерб на многие триллионы рублей. Стало быть всё равно суда-Спасатели подводных лодок нужны. Ведь они не только для спасания подводников, они и для подъёма корпуса на поверхность предназначены - это второе. И последнее - как бы быстро ни развивались катастрофические события на ПЛ, кто-то в отсеках убежищах всё равно останется. И этого кого-то нужно спасти. Хотя, бытует мнение среди начальников от подводников о том, что подводник идёт в море на войну, а не для того, чтобы спасаться. Ну, да Бог им судья.
        1. 0
          20 мая 2020 09:30
          Цитата: водяной
          А поскольку ВСК лишь одна и установлена рядом с ЦП, то из кормовых отсеков при затоплении, либо пожаре в средних, до неё не добраться

          В том то и дело, что не добраться, и потом на порядок проще равномерно разместить между корпусами не большие всплывающие капсулы на 10 чел ,чем где то впихнуть одну большую на весь экипаж , а вообще было бы логичным попробовать сделать всплывающим весь центральный пост.
          По подъему утонувших ПЛ , так поднимать надо не только их , утонуть может и надводный корабль, нужно универсальное подъемное судно, в виде катамарана трансформера самоходного плавучего дока , из двух шарнирно соединенный корпусов (в поперечном сечении перевернутая буква Г ), способных раздвигаться и сдвигаться после подъема затонувшего объекта образуя в поперечном сечении перевернутую букву П.