КамАЗ-4310: легендарный армейский вездеход-трудяга

44

Для большинства наших соотечественников, проходивших службу как в Советской Армии, так и в Вооруженных Силах России, словосочетание «военный грузовик», скорее всего, вызовет ассоциацию с автомашиной Камского автомобильного завода, к которой вполне применим эпитет «легендарная». Машина, использовавшаяся едва ли не во всех родах войск, не только исколесившая весь СССР, но прошедшая огненные дороги Афганистана и других стран, куда забрасывала наших воинов суровая служебная необходимость, навсегда вошла в советскую и российскую военную историю.

Первая партия автомобилей модели 4310 сошла с конвейера построенного в рекордные строки завода-гиганта в 1981 году, а серийное их производство было развернуто 2 года спустя. Что бы там ни пытались рассказывать о «предельно милитаризованной» советской экономике, но грузовик, изначально проектировавшийся и создававшийся для нужд армии, был в линейке предприятия далеко не первым. Сперва в серию пошли восьмитонные большегрузы, самосвалы и седельные тягачи, востребованные в народном хозяйстве. Потом дошла очередь и до военных. Впрочем, работа над 4310 велась достаточно долго и вдумчиво.



В 1969 году, когда она была начата, на строительстве Камского автозавода был вынут символический первый ковш земли. Авторство легендарной машины принадлежит разработчикам Московского автозавода имени Лихачева (ЗИЛ). Собственно говоря, проектировали-то они изначально модель для своего предприятия под наименованием ЗИЛ-170, но до массового производства она так и не дошла. Зато наработанные в процессе идеи воплотились в КамАЗ-4310. Государственные испытания новинка прошла в 1978 году, тогда же и была принята на вооружение – естественно, с условием устранения выявленных недостатков.

Что же представлял из себя грузовик, которому на долгие годы было суждено стать верным спутником наших военных? Фирменной камазовской чертой стала бескапотная кабина: двигатель располагался под ней. 4310 был настоящим вездеходом: шесть колес и постоянный полный привод, а также дорожный просвет в 365 мм давали ему возможность ехать там, где другим машинам путь был закрыт. 4310 без проблем брал подъемы в 30% и форсировал водные преграды глубиной до полутора метров. На тот случай, если в колонне попадется автомобиль, такими качествами похвастать неспособный, имелась у этого грузовика мощнейшая лебедка. Словосочетание «КамАЗом выдернуть» было в Советской Армии (да и не в ней одной) вполне обиходным.

Грузоподъемность у этой машины была 5 тонн (при том, что собственная снаряженная масса ее достигала 8 тонн с половиной), но вдобавок 4310 запросто мог транспортировать еще и прицеп в 10 тонн по относительно нормальному покрытию и до 7 тонн – по полнейшему бездорожью. В варианте для перевозки личного состава автомобиль оснащался железным кузовом с деревянным покрытием и откидывающимися лавками, на которых могли разместиться 30 военнослужащих. Сверху имелся брезентовый тент с характерными «скосами». Следует отметить, что именно на базе этой модели впоследствии был создан отечественный бронированный грузовик для транспортировки живой силы «Тайфун-1», использовавшийся в «горячих точках» в основном бойцами спецподразделений и вполне достойно там себя зарекомендовавший.

Сердцем 4310 был четырехтактный восьмицилиндровый дизельный двигатель объемом в 11 литров и мощностью в 210 лошадиных сил, позволявший развивать по хорошей дороге скорость до 85 километров в час. Правда, и кушавший при этом больше 30 литров горючего на 100 километров. При этом ехать на КамАЗе все равно можно было долго и далеко – немалый пробег обеспечивали два топливных бака емкостью по 125 литров каждый. Особой «фишкой» была система регулировки давления в шинах, благодаря которой водитель при необходимости мог подстраивать собственные колеса под качество дороги либо полное отсутствие таковой. Естественно, руль был оснащен гидроусилителем – в противном случае управлять такой махиной смог бы разве что Геркулес.

Кабина КамАЗ-4310 была чуть ли не мечтой армейского водителя (во всяком случае, по тем временам): трехместная, имевшая шумо- и теплоизоляцию, оснащенная люком, имевшая регулировку сидений. Для советской военной техники, чьи создатели солдатским комфортом никогда особо не «заморачивались», — условия очень даже неплохие.

Развитие техники, особенно военной, не стоит на месте. В 1990 году место 4310 в армейском строю заняла следующая, более современная модификация — КамАЗ-5350. Как бы то ни было, но первая модель созданного на Камском автозаводе военного грузовика оказалась более чем удачной не только для своего времени, но и для нескольких последующих десятилетий.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    28 мая 2020 18:10
    трехместная, имевшая шумо- и теплоизоляцию, оснащенная люком, имевшая регулировку сидений. Для советской военной техники, чьи создатели солдатским комфортом никогда особо не «заморачивались», — условия очень даже неплохие.

    Все это было и в кабине зил-131 и урал-375..
    1. 0
      28 мая 2020 21:40
      Лучший из того что было в наличии, а так время показало что есть что.
    2. 0
      28 мая 2020 22:02
      Цитата: dvina71
      Все это было и в кабине зил-131 и урал-375..

      Да, это так! Но, я помню ощущения от перехода на КамАЗ с них, всё равно ощущения другие, казалось более современная машина. Но в отличие от КамАЗа 5320 , 4310 это песня по грунтовке и бездорожью.
      1. +3
        29 мая 2020 10:56
        Цитата: neri73-r
        Но, я помню ощущения от перехода на КамАЗ с них, всё равно ощущения другие, казалось более современная машина.

        Да, я помню как начальник связи 3 бригады СпН в восьмидесятых сразу стал ездить на учения в кабине аппаратной, появившейся на базе Камаза, и был в восторге от комфортности движения, особенно на дальние расстояния.
  2. 0
    28 мая 2020 18:17
    Авторство легендарной машины принадлежит разработчикам Московского автозавода имени Лихачева (ЗИЛ). Собственно говоря, проектировали-то они изначально модель для своего предприятия под наименованием ЗИЛ-170, но до массового производства она так и не дошла.

    А ведь мог бы ЗИЛ -170 и жить , но кто-то этого очень не хотел ....
    1. +7
      28 мая 2020 18:20
      Цитата: lucul
      А ведь мог бы ЗИЛ -170 и жить , но кто-то этого не хотел ....

      Лучше бы они разработку движка отдали ярославскому моторному.. ,а так слепили по бензиновым лекалам дизель..и удивляются..тяги нет,расход великоват..
      1. -1
        28 мая 2020 18:23
        Лучше бы они разработку движка отдали ярославскому моторному..

        В любой , уважающей себя стране , должно быть 2-3 центра моторостроения , а не один Ярославский завод , как у нас.
        Хотя -повторюсь - моторостроение , развитие (НИОКР на новые линейки моторов )в СССР было табу , деньги могли тратиться на что угодно , но только не на новые линейки моторов .
        1. +7
          28 мая 2020 18:27
          Цитата: lucul
          должно быть 2-3 центра моторостроения

          Это не значит,что люди работающие по одному профилю должны резко начать выдавать результат по другому. В результате НХ СССР получил не очень хороший двигатель на десятилетия.Тот же ЯМЗ-236 чуть уступая в мощности ,превосходил д-740 по крутящему моменту и элластичности.Но..разработан он был в начале 60х годов.
        2. +3
          28 мая 2020 18:50
          Цитата: lucul
          моторостроение , развитие (НИОКР на новые линейки моторов )в СССР было табу

          Да ладно? А 740й видимо на народные пожертвования разработали?
          Я вам ещё новость скажу...никто в мире нигде с ноля мотор не разрабатывает. Получают рабочий образец,подгоняют под необходимые для себя требования,вносят изменения зависимые от имеющихся технологий металлообработки и вот..ваш новый двигатель. Затем в течении нескольких лет вы ведёте статистику по ответам сервисов и ремслужб,нарабатывается некоторое количество изменений и двигатель модернизируется,если изменений получается очень много..уже двигатель идёт под другим индексом.
          В если объяснять в кратце..почему. все рабочие процессы в двигателе можно описать формулами и рассчитать..да с упрощениями ...но тем не менее.. все,кроме части процесса расширения. Там пробел. Благодаря которому мы имеем такое разнообразие ДВС и единственный путь развития - накопление статистики.
        3. Комментарий был удален.
        4. -1
          29 мая 2020 15:29
          деньги тратили на кормежку компартий всего мира !
      2. +3
        28 мая 2020 19:08
        Так это и был ярославский движок. А саму машину конструировал ОГК ЗиЛ.
        1. 0
          28 мая 2020 20:43
          Не вдаваясь в подробности.. ЯмЗ-740 и Д-740 не одно и тоже..таки это превращение произошло в шаловливых бензиновых ручках..
    2. 0
      29 мая 2020 12:06
      Цитата: lucul
      А ведь мог бы ЗИЛ -170 и жить , но кто-то этого очень не хотел ....

      С таким уровнем зарплат, какой сложился в Москве он бы умер как и ЗиЛ. Так что это хорошо, что он (КАМАЗ) в Татарии. Можно было бы в и Тамбове или Рязани, но не в белокаменной.
  3. +19
    28 мая 2020 18:36
    Автор:
    Александр Харалужный
    Для большинства наших соотечественников, проходивших службу как в Советской Армии, так и в Вооруженных Силах России, словосочетание «военный грузовик», скорее всего, вызовет ассоциацию с автомашиной Камского автомобильного завода,

    Думаю что вы в данном случае не правы, потому что "военный грузовик" в СА был все-таки ЗиЛ-131, потому что Камазы стали поступать только в восьмидесятых, да и то они не могли заменить к примеру "Уралы" или Газ-66. А вот в Российской армии Камазы действительно потеснили ЗиЛ, и естественно он стал "военным грузовиком" для тех кто не служил в СА.
    1. +3
      28 мая 2020 21:18
      Я не знаю что вы подразумеваете под "военным", но камазы пошли в армию едва ли не с первых дней работы завода, для этого его и строили - заменить весь автопарк тылового обеспечения. Посмотрите фотки с Афганистана - сплошь и рядом "гражданские" камазы. Военную версию потому и заказали так как в армии их было очень много и хоть какая-то унификация очень даже приветствовалась.
      1. +3
        29 мая 2020 10:52
        Цитата: Katanikotael
        Посмотрите фотки с Афганистана - сплошь и рядом "гражданские" камазы.

        Так в том то и дело, что это были гражданские автомобили, а не военные, а это две большие разницы.
        Цитата: Katanikotael
        Военную версию потому и заказали так как в армии их было очень много и хоть какая-то унификация очень даже приветствовалась.

        Во-первых это не так просто хотя бы потому что военные заказы имеют ограничение по количеству, а во-вторых смена произошла потому что ЗиЛ-131 морально устарел, а сам завод прекратил их выпускать в девяностых.
        Что касается Камаза, то во-первых это машина была гораздо дороже, во-вторых имела сложный двигатель для ремонта в подразделениях, и в третьих дизельное топливо неприемлемо для слишком низких температур. Вот поэтому массовый переход на этот автомобиль начался в девяностых, хотя я не отрицаю что новые аппаратные поступали на базе Камазов уже во второй половине восьмидесятых - я сам участвовал в принятии на вооружение одной из таких аппаратных.
        Но вопрос даже не в этом, а в том, что во времена Советской Армии ЗиЛ-131 был наиболее массовым автомобилем, и это подтвердят те, кто имел отношение к подвижным средствам во время службы.
        1. 0
          29 мая 2020 18:33
          Так в том то и дело, что это были гражданские автомобили, а не военные, а это две большие разницы.

          А в чем собственно разница если под пули ехали и зушки ставили на эти самые камазы а не только на якобы преобладающие 131?
          1. +1
            30 мая 2020 10:32
            Цитата: Katanikotael
            А в чем собственно разница

            В ходовой части прежде всего и в некоторых других изменения конструкции. Мало того, климатический диапазон применения у военной техники шире. Да и переговорное устройство нужно обязательно размещать, как и генератор отбора мощности для питания бортовой сети и аппаратуры, лебедка и т.д..
            Цитата: Katanikotael
            и зушки ставили на эти самые камазы а не только на якобы преобладающие 131?

            Во-первых 40 Армия это не все вооруженные силы, а во-вторых грузоподъемность и габариты кузова у Камаза больше, чем у ЗиЛ-131, вот почему туда удобнее было ставить ЗУ.
  4. +6
    28 мая 2020 18:45
    для тех лет был неплохой машиной. В кабине было достаточно комфортно. для наших водителей, после Кразов и зилов, так песня. движок вот не очень надежный после пары лет прокладки под головками нужно менять, раскисают заразы. И очень он уж ядовитый, выхлоп туши свет. В боксах, пока давление нагонишь, тараканы дохли. Говорят даже вшей на одном месте выхлопом травили. но это конечно сказки.
    1. +2
      28 мая 2020 19:08
      Цитата: Вольный ветер
      . Говорят даже вшей на одном месте выхлопом травили

      Не..не сказки.. я когда служил на Кубе,к нам парк приезжали кабели окуривать хлебовозку,со временем ее оккупировали кукарачи..тараканы около 3-5см размером,вот их и травили аппаратом который тупо нагонял в об,ем ипаренную соляру. Кукарачи сразу эмигрировали в мусоровозов..
  5. +10
    28 мая 2020 19:06
    Скажем так ассоциация военный грузовик прочно закреплена за 131 зилом. Для армии СССР камаз был в новинку и не самым распространенным. По крайней мере на средину 80х так точно. Более мягкий чем урал. Также меньше расход солярки в сравнении с тем же уралом с дизелем. Более скоростной в сравнении с ним же и более мягкий на ход. Позволял поддерживать высокую скорость без сильной утомляемости водителя.
    Что касаемо проходимости то уступал тому же уралу и 131 зилу. За шишигу я просто умалчиваю.
    Для армейского грузовика бескапотная кампоновка то такое. Не сильно комильфо если глянуть с стороны водителя. Платформа больше нагрузить можна больше. Но есть такая штука как мина. А она при подрыве под передним колесом не оставляла шансов водителю. В отличии от капотников зилов и уралов. За краз даже неудобно вспоминать . Как говорили водители 2 метра жизни в отличии от метра у урала и зила.
    П.С. кто из конструкторов впихнул ему такие мелкие баки я не щнаю но ручки бы ему я вправил.
    1. +2
      28 мая 2020 19:52
      Если рассматривать с точки зрения хозяйственно- транспортная и транспортная поля боя,вы правы.Разные требования.
    2. -2
      28 мая 2020 22:24
      ну, коллега, про проходимость вы махнули
      66 и 131 рядом не стояли)
      1. +2
        28 мая 2020 22:54
        Не махнул. Тяжёлый дизель на болотистых песчаных и торфяных грунтах не есть комильфо. Ныряет носом на раз. Кстати тот же урал с дизелем имеет такую же проблему.
        Шищига по проходимости как по мне лидер на второе место я бы поставил 157й и бензиновый урал. 157й в некоторых случаях выигрывает за счет малооборотистого двигателя и шин которые при снижении давления отлично распределяют нагрузку и не зарываютсч в грунт. В некоторых случаях лучше урал .131й на третьем месте хотя и не большое отставание по факту.
        Ну и из опыта как бы правильно выразиться. Камаз как бы нежный в плане проходимости. Вроде всё при нем а вот не едет там где вышеприведенные проежают. Или требует снижения давления в шинах там где другим не нужно.
        Хотя я не спорю что по колеям он более комфортен для водителя
        1. 0
          29 мая 2020 23:47
          несмотря на минусы, непонятно за что, позволю себе не согласиться с вашим рейтингом.
          у 66 категорически не хватает мотора, геометрия 157 хуже чем у 131 и малооборотистый двигатель не панацея, а камаз прет не намного хуже дизельного урала, который, в свою очередь, даст фору бензиновому
  6. +2
    28 мая 2020 21:50
    Комфортная , конечно , кабина, после Урала, или ЗиЛа. Только вот нежная, погнуть ее плевое дело где-нибудь в лесу, или ДТП (в армии очень даже нередкое событие для каждой машины), а вот цена кабины - 2700 советских рублей! Ну, кто в то время жил в сознательном возрасте - поймут сколько это. Ну и ремонтабельность движка на уровне части (полка или отдельного батальона) - мягко говоря, на уровне поменять фильтры или ТНВД целиком, на что-то сложнее надо специализированный сервис.
  7. BAI
    0
    28 мая 2020 22:10
    Хорошая машина. В начале мая 1989 ездили на ней по затопленным лугам Сожа (река в Белоруссии). Картина - супер. Брызги выше кабины, деревенские мальчишки сбегались посмотреть. Но в ямах есть засада - выгребает из под себя землю колесами и висит в воздухе, опираясь на бампер и корму. Приходится краном вынимать.
    1. 0
      28 мая 2020 22:57
      Ооо я в Беларуссии тогда также дослуживал
  8. 0
    28 мая 2020 23:16
    Цитата: dvina71

    Все это было и в кабине зил-131 и урал-375..

    В вышеупомянутых автомобилях не было пружинной подвески сиденья водителя. Офигенная весчь!
    Зато средний пассажир в КамАЗе при резком торможении или утыкании в препятствие чётко ловил лбом ручку на средней стойке между лобовыми стёклами. laughing
    1. +1
      29 мая 2020 22:57
      А им пружинная подвеска сиденья по факту не нужна. У них водила не сидит на колесе. У камаза, учитывая его подвижность, при движении по всяким грунтовкам или гравейкам с ямами на больших скоростях у водилы позвоночник в трусы высыплется без такой подвески сидушки.
      Кстати шишига также теряла скорость при движении по таким дорогам и именно по причине резко возрастающих вертикальных нагрузок на водилу. А каиаз подинамтчнее шишиги и позволяет поддерживать большие скорости движения.
      Чем камаз был хорош так это при движении в колоне. Когда формируется этот глист из разнородной техники. Вот камазы в конец ставить самое то. Никогда не отстанут. Ибо гллова в виде краза тащится под 50 а замыкающим иногда и под сотку нужно давить что бы не отстать.
  9. 0
    28 мая 2020 23:38
    Цитата: Вольный ветер
    движок вот не очень надежный

    740-й движок был конечно не идеал. Вечнотекущий из-за раздельных головок на каждый цилиндр.Ярославские моторы были в этом плане по-кондовее. Однако сравнивать 740 с 236 некорректно совсем. Там 8 цилиндров а там 6. Тогда уж с 238-м. А вот 238-му 740-й проигрывает вчистую. ИМХО.
    Зато у КамАЗов коробки были хороши. Что обычные, что с делителями. По сравнению с МАЗовскими как в плане надёжности так и по удобству алгоритма переключения. Были умельцы, которые ставили на МАЗы КамАЗовские коробки. Их можно было сразу отличить по хитроизогнутой тяге рычага КПП.
    А вообще конечно, пересев со 131-го на 43101(длинный) ощущал как будто с жигулей на мерин какой пересел. smile
  10. +8
    29 мая 2020 00:50
    Материал мусорный... Автор явный граффоман не в теме.
    "...Особой «фишкой» была система регулировки давления в шинах, благодаря которой водитель при необходимости мог подстраивать собственные колеса под качество дороги либо полное отсутствие таковой.."
    Эта "особая фишка" стояла уже на ЗиЛ-157. И ее назначение - повышение проходимости на бездорожье за счет увеличения площади контакта шины с поверхностью. Ни о какой подстройке под качество дороги и речи быть не может.
    1. +2
      29 мая 2020 11:15
      Почему же не подстраивается. На выбоистой гравейке скидываеш давление в шинах и мащинка идёт мягко и бойцов в кузове или кунге не колбасит. На асфальте наоболрот подкинул давления и легче катится и меньше расход топлива.
      Вопрос только в том, что у 90% водил подкачка не работала и краны на колёсах были закрыты.
  11. 0
    29 мая 2020 02:03
    Учился на нём водить в ДОСАФ. Первая машина на всегда остаётся в душе, сколько бы ты их не сменил. С удовольствием сейчас прокатился бы. В юности, он казался почти танком). И это его урчание под нагрузочкой на 1,5-2 тыс. оборотов РА-РА-РА-РА...Кто слышал, тот поймёт hi
  12. 0
    29 мая 2020 02:28
    У нас на 25 военном автозаводе эту машину называли "болотник".
    1. +3
      29 мая 2020 10:00
      Вообще-то вот эту машину называли "болотником".

  13. +3
    29 мая 2020 04:05
    В статье "Рабочая лошадь по имени ГАЗ-66" было отмечено, что "Кабина автомобиля располагалась непосредственно над передней колёсной парой, что снижало вероятность выживаемости экипажа до минимума в том случае, если автомобиль наезжал на мину. Именно по этой причине ГАЗ-66 и пришлось выводить из Афганистана, хотя отдельные единицы этой автомобильной техники продолжали служить там вплоть до вывода советских войск."
    Как понимаю, в этом КАМАЗ ничем не лучше 66-го.
  14. Hog
    +3
    29 мая 2020 13:20
    "Легендарный" и неожиданно Камаз, я бы понял если бы сказали КрАЗ, Урал, ЗИЛ или Шишига, а так ну нет ничего в нем легендарного от слова совсем.
  15. 0
    29 мая 2020 13:57
    Я на права сдавал на 4310. вождение тоже проходил на этом КамАЗе
  16. +1
    29 мая 2020 14:26
    Цитата: dgonni
    Почему же не подстраивается. На выбоистой гравейке скидываеш давление в шинах и мащинка идёт мягко и бойцов в кузове или кунге не колбасит. На асфальте наоболрот подкинул давления и легче катится и меньше расход топлива.
    Вопрос только в том, что у 90% водил подкачка не работала и краны на колёсах были закрыты.

    Описанная Вами подстройка возможно имеет место быть, только, насколько помню, штатным режимом не была, ввиду повышенного износа резины при сниженном давлении. В моей части от начальника автослужбы за это и огрести можно было. Правда, мы не транспортники и часть стояла в городе, даже на грунтовки выбирались сравнительно не часто. Т.ч. нужды в снижении давления не было. И колесные краны у ВСЕХ было закрыты, хотя системы подкачки были исправны - проверяли время от времени. Давно это было...
  17. +1
    29 мая 2020 20:16
    Всех с праздником! С Днем Военного Автомобилиста! Удачи! А если по теме статьи, то для меня лично легендарный-это Урал. ЧВВАИУ.
  18. +1
    29 мая 2020 21:08
    Когда я служил Камазов еще не было! Уралы, Кразы и 66 в основном!
  19. 0
    15 июня 2020 21:56
    Касательно "слабого камазовского движка".
    А вы гляньте г/п 'по паспорту' тех же базовых бортовых 5320 и тягачей 5410, там предельный Максимум груза/полуприцепа всего 20тонн, по факту в районе14-15т,это класс того же MB Atego.
    Для подобного веса 210 лошадей, да еще по тем временам-самый раз.
    Вы же в здравом уме на Газели или какой нибудь Ивеко Дейли не будете тягать прицепы по 5-7тонн, верно??
    Хорошо помню дико чадящие седельники в 90-х, что начали литовцы сношать в хвост и в гриву(Мой дом прямо рядом у трассы был, Рига-Москва, и подобное издевательство над 'татаринами' наблюдал регулярно) , цепляя 40-катонные(!!) фуры, и с невинным удивлением непонимающих-А ЧО НЕ ТЯНЕТ???
    Для 40т фуры "прожиточный минимум" для Уверенного передвижения это 360-420л.с. с тягача, что блестяще и подтвердилось на суперМАЗах, а также с наплывом иностранных тягачей именно данного мощностного диапазона.
  20. 0
    24 августа 2020 18:49
    Цитата: ccsr
    Автор:
    Александр Харалужный
    Для большинства наших соотечественников, проходивших службу как в Советской Армии, так и в Вооруженных Силах России, словосочетание «военный грузовик», скорее всего, вызовет ассоциацию с автомашиной Камского автомобильного завода,

    Думаю что вы в данном случае не правы, потому что "военный грузовик" в СА был все-таки ЗиЛ-131, потому что Камазы стали поступать только в восьмидесятых, да и то они не могли заменить к примеру "Уралы" или Газ-66. А вот в Российской армии Камазы действительно потеснили ЗиЛ, и естественно он стал "военным грузовиком" для тех кто не служил в СА.

    Здесь я с Вами не соглашусь hi
    Ивановский спецвоен округ по постойке "точек" для заспуска МБР - на 10 условных машин в конце 1980-х годов было 6 камазов точно yes