Как переводится слово «гальюн» и куда бежать юнге: из истории флотских терминов

96


Даже тем, кто далёк от морской профессии, известен термин «гальюн». При этом далеко не каждый человек, знающий смысл этого слова, обладает информацией о том, откуда оно пошло и что обозначало изначально. Сегодня «Военное обозрение» подготовило об этом небольшой материал.



Итак, общепринятое значение понятия «гальюн» сегодня – корабельный (судовой) туалет. В российских словарях и энциклопедиях оно стало мелькать фактически с того самого момента, как сами они стали издаваться в нашей стране. Так, в 4-томнике энциклопедии Брокгауза и Ефрона от 1905-1907 годов встречается описание гальюна. Слово это пришло на флот, как, кстати, и многие другие флотские термины, из Голландии. Представляет оно собой нидерландское «galjoen», которое в буквальном переводе означает «нос корабля».

В этом контексте значение слова не стоит путать с другой трактовкой, которой соответствует рыба Dichistius capensis или чёрный лещ – национальный символ ЮАР. Его название тоже звучит как galjoen, но только в данном контексте его следует читать как галеон. Кстати, и само «корабельное» понятие «galjoen» зачастую соотносится именно с галеоном – испанским парусником 16-17 веков.

Что же о «гальюне» говорят нидерландские словари?


В частности, отмечается, что речь идёт об особой площадке на носу корабля, где располагались туалеты для экипажа. Добавляется, что гальюнами называли туалеты на Фризских (Ваттовых) островах вплоть до XIX столетия. Фризские острова – группа островов в Северном море, которую отделяют от него так называемые ватты – мелководные морские зоны у побережья Нидерландов, Дании и Германии.

На парусных судах отхожие места располагались по бортам корабля в носовой части – там, где размещался княвдигет. Что ещё за «зверь»? Княвдигет – верхняя часть водореза, «венчать» которую могла резная фигура. На носу шведского корабля XVII века «Васа» («Ваза») эта часть украшена резными фигурами по внешней стороне бортов (первое фото).

Любой корабельный юнга прекрасно знал, что местом расположения отхожих мест является именно носовая часть корабля. Именно туда и надо бежать в случае позывов организма...

Штормовыми гальюнами могли быть несколько сидений, которые являли собой, по сути, деревянные ящики. Через эти «ящики» содержимое попадало в деревянный бак и в конечном итоге отправлялось в открытое море.

При этом существовала система штрафов и иных наказаний для капитанов и владельцев кораблей, которые содержимое гальюнного бака по тем или иным причинам сливали вблизи портов, нарушая «санитарную зону». Но дело в том, что гальюнный бак был не на каждом судне. Имелись и случаи прямого забортного "вывода" гальюна.

Чтобы при походе на гальюн матрос не оказался смыт за борт, существовали различные приспособления, включая особую сетку. Другой вариант – деревянные ручки на бортах, за которые можно было держаться. Что называется, на таком гальюне не засидишься, если речь не идёт о штиле.

Таким образом, само слово «гальюн» первоначально никакого отношения к «уборной» в нынешнем понимании этого слова не имело. Обозначало оно площадку в носовой части корабля: как военного, так и торгового.


Гальюн на подводной лодке


На более древних судах, включая галеры, с туалетом было, как принято говорить с некоторых пор, не всё так однозначно. К примеру, рабы, которые были усажены за вёсла для гребли, могли отправлять естественные надобности непосредственно на месте в случае, если "смена" невозможна. В конечном итоге всё промывалось забортной водой. Однако, по понятным, причинам полностью удалить продукты жизнедеятельности не всегда представлялось возможным в короткий срок, что приводило к возникновению дополнительных рисков по вспышкам инфекций.
96 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +26
    27 мая 2020 16:49
    Интересно, но малова то как то... request
    1. +17
      27 мая 2020 16:56
      Ощущается незаконченность текста , резко обрывается нить...
      1. +19
        27 мая 2020 17:01
        Присоединяюсь!Очень интересно и очень мало!Требую продолжения тематики морских терминов!
      2. +11
        27 мая 2020 18:24
        Цитата: cniza
        Ощущается незаконченность текста , резко обрывается нить...

        Польский институт незаконченных исследований выяснил, что в 8 случаях из десяти!
        1. +6
          27 мая 2020 20:41
          Хороший аналог... lol
      3. +3
        27 мая 2020 19:38
        Цитата: cniza
        Ощущается незаконченность текста , резко обрывается нить...

        Действительно. Но я слышал и более раннюю версию. На триремах существовал и таран на носу корабля. Он назывался "гельё" (отсюда и гельетина). Именно туда, на специальные брусы моряки и спускались для оправления естественных надобностей. Всё остальное по тексту.
        На правдивость не претендую. hi
        1. +3
          27 мая 2020 20:42
          Тоже читал , но тему подняли , а осилить никак...
        2. +4
          27 мая 2020 22:21
          Цитата: Маркони41
          (отсюда и гельетина)
          Гильотина названа в честь доктора Гильотена, видного гуманиста конца 18 века, который усиленно продвигал ее применение.
          1. 0
            28 мая 2020 00:23
            Цитата: bk0010
            Гильотина названа в честь доктора Гильотена, видного гуманиста конца 18 века, который усиленно продвигал ее

            Возможно моя версия и байка, о чем я сразу и предупредил.
          2. 0
            28 мая 2020 09:12
            Гильотина названа в честь доктора Гильотена

            А фамилия доктора могла произойти от "гелье". Таким образом круг замкнется.
        3. -2
          29 мая 2020 10:53
          Вон оно как... А я то считал, гИльОтина названа по имени доктора Жозефа Гильотена, хотя на самом деле он и не был её изобретателем.
    2. +11
      27 мая 2020 17:55
      Продувание на лодке гальюна - это нужно умение, особенно если с манометрами проблема. Оставят в баллоне немного избыточного давления... И вот ты, молодой и зеленый, сделал дело, нажал на педальку... И выходишь весь в белом laughing
      1. +2
        27 мая 2020 20:44
        Многие через это проходили... lol
      2. +3
        28 мая 2020 09:49
        Цитата: Андрей НМ
        Продувание на лодке гальюна - это нужно умение

        smile Умение нужно везде! На РК 205-го проекта вообще гальюна не было и надо было извернуться справить нужду держась за леер...и все это на ходу! Или к примеру гальюн в плавдоке, цирк по сравнению с ним пустое времяпровождение! Но самый извращенный гальюн наблюдал на плавкране 771 проекта... laughing вот где засада!!!
      3. -2
        29 мая 2020 10:54
        Было у нас на К-447 в 10-м...
  2. 0
    27 мая 2020 16:50
    Есть столько красивых морских терминов: камбуз, кубрик, шпангоут, кнехт и другие.... А тут про гальюн..
    1. +1
      27 мая 2020 16:53
      Цитата: Doccor18
      Есть столько красивых морских терминов: камбуз, кубрик, шпангоут, кнехт и другие.... А тут про гальюн..

      Кто о чем думает, тот о том и пишет laughing
      1. +23
        27 мая 2020 16:57
        Кто о чем думает,

        об этом рано или поздно думают все
        1. +6
          27 мая 2020 19:28
          лучше рано чем поздно wassat
          1. +3
            27 мая 2020 19:57
            скрупулезно подмечено! hi
            1. +3
              27 мая 2020 20:45
              А главное в тему сартира...
              1. +3
                27 мая 2020 20:51
                а это наша любимая!!! ВИТЯ! hi
                1. +3
                  27 мая 2020 21:03
                  Рома hi

                  Да , скушно было бы без этого , спасибо В.О. веселит и дает пищу застоявшемуся юмору...
                  1. +4
                    27 мая 2020 21:07
                    и уму!! уму пищу!
                    1. +3
                      28 мая 2020 08:38
                      Для тех у кого есть да , однозначно...
              2. +2
                28 мая 2020 09:56
                laughing Ну так сортир-самое главное помещение везде и во всем!
                1. -2
                  29 мая 2020 10:56
                  Когда начинается стройка, первое что строят - сортир! wink
        2. +2
          28 мая 2020 09:54
          Цитата: роман66
          об этом рано или поздно думают все

          Иногда да же раньше чем поздно... laughing
          1. +1
            28 мая 2020 09:56
            а бежать на корабле далеко..
            1. +2
              28 мая 2020 10:13
              Если знаешь куда, так и недалече wink
              1. +1
                28 мая 2020 10:16
                за борт?? позорник!!! lol
                1. +3
                  28 мая 2020 10:21
                  Цитата: роман66
                  за борт??

                  Вот за борт и полетишь...от боцманского пинка!!!
      2. +1
        27 мая 2020 16:59
        Получается, матросы отливали с носовой части коробля прямо в океан? Некультурно, однако. Но мне больше по душе слово"камбуз" и "кубрик, каюта".
        1. +3
          27 мая 2020 20:56
          Не только отливают , но и кладут , а мелких суденышках и по сей день так...
          1. +1
            28 мая 2020 10:22
            На всех так. По-любому фекалка за борт откачивается, это разрешено. Есть только некоторые правила. Откачивать надо на ходу, не превышая определённой интенсивности откачки. Необработанную фекалку откачивать не ближе 12 миль от берега, обработанную на станциях биоочистки не ближе 3 миль от берега.
            Да что тут пароходы. Многие прибрежные населённые пункты сливают в море, на глубине.
        2. +2
          27 мая 2020 21:08
          Цитата: 4ekist
          Некультурно, однако.
          Вот так и вымер мегалодон!
        3. +3
          28 мая 2020 08:35
          Цитата: cniza
          Да , скушно было бы без этого , спасибо В.О. веселит и дает пищу застоявшемуся юмору...

          А сколько всяких поговорок!
          "Тихо водичка журчит в гальюне, служба подводная нравится мне..."
          Или - если хочешь жить в уюте, спи всегда в чужой каюте".
          1. +3
            28 мая 2020 10:23
            Цитата: Андрей НМ
            спи всегда в чужой каюте".

            ... Вотку пей в чужой каюте!!! drinks
        4. +2
          28 мая 2020 09:57
          Цитата: 4ekist
          матросы отливали с носовой части коробля прямо в океан?

          И так до второй половины 20-го века! wink
          1. +1
            28 мая 2020 10:16
            а в бою как??
            1. +2
              28 мая 2020 10:20
              бой, Рома, он для всех одинаков...как там в "9-й роте"...хоть обоссысь, но танк уничтожь! wink
      3. AUL
        +2
        27 мая 2020 17:21
        Цитата: Angel_and_Demon
        Кто о чем думает, тот о том и пишет

        А Малышева по телевизору учит правильно пукать и какать... laughing
        1. +8
          27 мая 2020 18:31
          Цитата: AUL
          Цитата: Angel_and_Demon
          Кто о чем думает, тот о том и пишет

          А Малышева по телевизору учит правильно пукать и какать... laughing

      4. -1
        27 мая 2020 18:30
        Цитата: Angel_and_Demon
        Цитата: Doccor18
        Есть столько красивых морских терминов: камбуз, кубрик, шпангоут, кнехт и другие.... А тут про гальюн..

        Кто о чем думает, тот о том и пишет laughing

        Статья не подписана, но по тону и содержимому статьи автор явно господин Шпаковский, только у него такая болезненная предрасположенность к подобным темам.
    2. +5
      27 мая 2020 16:56
      камбуз, кубрик, шпангоут, кнехт и другие

      приспичить не могут, это важно!
    3. +6
      27 мая 2020 17:04
      Что то вспомнил журнал "Крокодил".Любили коллективом разгадывать юмористические кроссворды.Как то долго думали над словом "Морской бой" из 4-х букв.
      Оказалось... юнга.
    4. +4
      27 мая 2020 18:53
      Цитата: Doccor18
      Есть столько красивых морских терминов

      Не помню в какой книге упоминался некий штурман. "Из всех инструментов больше всего ему нравился секстант, особенно первая часть этого слова" laughing
    5. +3
      27 мая 2020 20:44
      Цитата: Doccor18
      Есть столько красивых морских терминов: камбуз, кубрик, шпангоут, кнехт и другие.... А тут про гальюн..

      А мой ник - Кница , тоже из этой серии...
      1. for
        -1
        28 мая 2020 00:46
        Цитата: cniza
        А мой ник - Кница

        Извиняюсь это на каком языке
        1. +2
          28 мая 2020 08:41
          Вот пожалуйста изучайте:
          1. for
            0
            28 мая 2020 11:17
            Цитата: cniza
            Вот пожалуйста изучайте:

            Я вас спрашивал не что это,а на каком языке у вас ник написан. Набор корпуса я без вас знаю.
            1. +1
              28 мая 2020 12:40
              На русском , но латинским шрифтом...
              1. for
                -1
                28 мая 2020 15:33
                Цитата: cniza
                На русском , но латинским шрифтом...

                KNITZ
                1. 0
                  28 мая 2020 16:16
                  Если уж быть точным , то не я и не Вы :

                  Транслитерация по ISO 9:1995 - KNICA

                  Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б - KNITSA

                  hi
        2. 0
          28 мая 2020 10:09
          Цитата: for
          Извиняюсь это на каком языке

          А вы флаг военно морской зачем на аватарке поставили? Извиняюсь.
          1. 0
            28 мая 2020 10:18
            а что маскирует твое "извиняюсь"?
            1. +1
              28 мая 2020 11:34
              не поверишь ...только интеллигентность wink
            2. for
              0
              28 мая 2020 12:17
              Цитата: роман66
              "извиняюсь"?

              Ехидство!
              1. 0
                28 мая 2020 12:18
                ему можно, он адмирал
              2. 0
                28 мая 2020 12:20
                Цитата: for
                Ехидство!

                Отнюдь! Чистота душевного порыва, я так понимаю, теперь не котируется?
          2. for
            -1
            28 мая 2020 11:23
            Цитата: Serg65

            А вы флаг военно морской зачем на аватарке поставили

            Я вешаю и ношу только то что заслужил.
            1. +2
              28 мая 2020 11:33
              Цитата: for
              Я вешаю и ношу только то что заслужил.

              В таком плане должны знать что слово КНИЦА не имеет русских корней!
              1. for
                0
                28 мая 2020 12:13
                Цитата: Serg65
                должны знать что слово КНИЦА не имеет русских корней!

                При чем здесь русские корни. Написано на латинице спрашиваю на каком языке. Например на нидерладском (голландском, думаю от туда происхождения) Кница - knitz. А cniza на каковском.
    6. +5
      27 мая 2020 22:28
      Курсант не надел гюйс в увольнение. Патруль (сухопутный) его поймал и спросил: почему без воротника? Без кнехта что-ли? Забыл! В замечании так и написали: был в увольнении без кнехта. Командир так ржал, что наказывать не стал.
      1. +2
        28 мая 2020 10:10
        Цитата: bk0010
        Командир так ржал, что наказывать не стал.

        В моей ситуации в место командира старшина учебной роты был laughing
    7. +3
      28 мая 2020 13:39
      ....пилерс, стрингер, битинг, ахтерпик, кильсон ... вообщем, если все термины так описывать, то боюсь большая книжка получится laughing
  3. 0
    27 мая 2020 16:56
    Типа, военно-морская тематика laughing
  4. 0
    27 мая 2020 16:57
    Неаппетитно как то. Но что было, то было. Плохо пахло на кораблях, и тем более на галерах... Так и в городах в те времена было не чище. Широкополые шляпы мушкетёров помогали не получить за шиворот содержимое ночного горшка, который со второго этажа запросто опорожнялся на мостовую. Для таких же целей служили высокие каблуки на ботфортах. Можно только вообразить, что творилось на улицах средневековых городов, если долго не было дождя...смывавшего эти "продукты" в близлежащую реку...
    1. +2
      27 мая 2020 17:16
      Для таких же целей служили высокие каблуки на ботфортах.

      laughing
      Есть мнение, что высокие каблуки ввели в моду низкорослые короли. Кроме того, каблук позволял ноге лучше держаться в стремени, а дворяне того времени даже в булочную предпочитали передвигаться верхом.
      1. +1
        27 мая 2020 18:32
        Цитата: Gato
        а дворяне того времени даже в булочную предпочитали передвигаться верхом.

        Чтобы по дороге не утонуть в "субстанции" ?
        1. +1
          28 мая 2020 00:55
          Чтобы по дороге не утонуть в "субстанции" ?

          И не только. Понты - наше все. К примеру, для отечественного боярина выйти за ворота усадьбы пешком было полной потерей лица. Только в возке, санях, карете или, в крайнем случае, верхом.
  5. +12
    27 мая 2020 17:00
    На гребных галерах были специальные люди, которые
    вычерпывали нечистоты с водой за борт из-под скамей гребцов.
  6. +7
    27 мая 2020 17:03
    Расположение гальюна на парусном корабле понятна - на ходу амбре не будет нести на палубу, тем более, на шканцы.
    Интересно, офицеры тоже бегали погадить с юта на бак?
    Представляю себе эдакого франта, свесившего корму за борт с развевающимися на ветру фалдами lol
    1. +3
      27 мая 2020 18:17
      Представляю себе эдакого франта, свесившего корму за борт с развевающимися на ветру фалдами lol

      Конкретно этого франта звали адмирал Нельсон.
      В этом самом мундире его и убили во время Трафальгарского сражения. smile
      1. +1
        28 мая 2020 01:02
        этого франта звали адмирал Нельсон

        Да, это его клифт. К сожалению, не нашел достоверных изображений французских адмиралов XVII-XVIII вв., там, где они все в перьях, кружевах и рюшечках - русалки от зависти утопятся laughing
  7. +12
    27 мая 2020 17:09
    Автор забыл упомянуть что на ходу парусника всё, что не плюхалось в воду, смывалось встречной волной, но в штиль, ясное, дело, можно было присесть прямо на сетку.
    О разновидностях украшения гальюнов: laughing
    1. +5
      27 мая 2020 17:27
      hi
      Гы, англичане уже тогда отличались мнээ... разнообразием пристрастий:
  8. +11
    27 мая 2020 17:34
    В заголовке статьи фотография шведского Ваза (или Вазы? smile ), но гальюн с этого ракурса плохо виден.

    так ящики видно лучше. smile
    Опасно место было, однако, в свежую погоду не засиживались, могло и волной смыть.
    smile
    А что касается офицеров, то
    Старшие чины корабельной команды матросскими гальюнами не пользовались. Условия жизни офицеров на флоте были закономерно лучшими, чем у рядовых мореплавателей. Они пребывали в просторной кают-компании (а где-то с середины XVIII в. в отдельных каютах), лучше питались, имели личную прислугу. Вот и туалет у корабельного начальства был куда безопаснее, чем матросские гальюны.

    В кормовой части деревянного парусного корабля выступали штульцы – круглые свесы по бокам у кормы судна. В одной из них хранились навигационные приборы и морские карты, в другой помещалась закрытая кабинка офицерского туалета. (На более крупных кораблях в штульце располагалось двухэтажное помещение, в котором снизу имелось отхожее место и рукомойник, а сверху стояла настоящая капитанская ванна). Об удобстве этой тесной коморки можно поспорить, однако в любом случае человек в ней хотя бы не рисковал оказаться за бортом. Так что при всех преимуществах быта офицеров на парусном корабле, пожалуй, одной из самых весомых привилегий был безопасный гальюн.

    hi
    1. +6
      27 мая 2020 18:12
      Кстати, по поводу штульцев

      как-то так внутри выглядело
  9. +4
    27 мая 2020 17:39
    Дошли до фото гальюна подлодки - и все!
    1. +2
      27 мая 2020 18:27
      Дошли до фото гальюна подлодки - и все!

      Точно-точно! drinks И остановился!
      А где история про потопление американской подлодки посредством неисправного гальюна? am
      1. 0
        28 мая 2020 06:44
        Цитата: Петр не первый
        А где история про потопление американской подлодки посредством неисправного гальюна?

        Не американская, а немецкая.
        https://ru.wikipedia.org/wiki/U-1206
    2. +3
      27 мая 2020 18:38
      "А из зала мне кричат: Подробности!" (с)
  10. +15
    27 мая 2020 17:49
    Повествование оборвалось так резко, как будто автору срочно приспичило на предмет повествования...(
  11. +5
    27 мая 2020 18:26
    Цитата: Avior
    Старшие чины корабельной команды матросскими гальюнами не пользовались. Условия жизни офицеров на флоте были закономерно лучшими, чем у рядовых мореплавателей. Они пребывали в просторной кают-компании (а где-то с середины XVIII в. в отдельных каютах), лучше питались, имели личную прислугу. Вот и туалет у корабельного начальства был куда безопаснее, чем матросские гальюны.

    В кормовой части деревянного парусного корабля выступали штульцы – круглые свесы по бокам у кормы судна. В одной из них хранились навигационные приборы и морские карты, в другой помещалась закрытая кабинка офицерского туалета. (На более крупных кораблях в штульце располагалось двухэтажное помещение, в котором снизу имелось отхожее место и рукомойник, а сверху стояла настоящая капитанская ванна). Об удобстве этой тесной коморки можно поспорить, однако в любом случае человек в ней хотя бы не рисковал оказаться за бортом. Так что при всех преимуществах быта офицеров на парусном корабле, пожалуй, одной из самых весомых привилегий был безопасный гальюн.

    Для понимания иллюстраций к вышесказанному - английское обозначение рассматриваемых предметов.
    Гальюн по английски - head, штульцы - quarter gallery.
    Вот эти самые штульцы.
    1. +3
      27 мая 2020 18:27
      А это капитанский гальюн.
      1. +3
        27 мая 2020 18:29
        Но это капитанский гальюн. Остальные офицеры часто имели удобства попроще.
        1. +3
          27 мая 2020 18:36
          У матросов были практически аналогичные удобства, только уединение отсутствовало.
          1. +3
            27 мая 2020 18:44
            Но могло быть и так.
      2. +2
        27 мая 2020 18:35
        Вот драконы, а матросиков на бак гоняли, с риском полететь вниз вслед за д е р ь м о м. laughing
  12. +4
    27 мая 2020 19:35
    В свою первую плавательную практику попал на фрегат «Паллада» (строили в Польше, типа «Мир»). По парусным авралам я был расписан на фок-мачте, а так как от неё до бушприта рукой подать, то вместе с остальными пацанами приходилось поднимать и убирать паруса, расположенные на бушприте. В ходе уборки парусов на бушприте приходилось подлазить под него и спускаться как раз в то место, где на деревянных парусных судах и был гальюн. Не знаю, как они там «без последствий» дела свои «делали»...в море практически всегда волна, качка; при встречной волне там сильно заливает брызгами, а бывает и так, что ударяет волна...а это сразу - с ног до головы мокрый. А там ледяной, сильный ветер...как вспомню, так вздрогну. Кстати, без страховки нам там боцман запрещал работать. Но это считалось особым шиком - вылезти на бушприт без страховочного пояса...Если боцман ловил кого-то за этим делом, то отправлял сразу мыть палубу в гальюне...только в самом обычном: с унитазом и вакуумной системой...
    1. +1
      28 мая 2020 08:44
      Цитата: Brylevsky
      Не знаю, как они там «без последствий» дела свои «делали»...в море практически всегда волна, качка; при встречной волне там сильно заливает брызгами, а бывает и так, что ударяет волна...а это сразу - с ног до головы мокрый.

      Зато вытирать уже ничего не надо...
  13. +1
    27 мая 2020 19:36
    Про гальюн в разделе "Новости"? Однако! fellow
  14. на данный момент гальюн это отхожее место с отдельными клозетами, где непосредственно гадят в дучки
  15. +1
    27 мая 2020 21:49
    Ну и как это ВСЕ умудрились пропустить
    наших катерников на ТК? (причем я не о
    40-50-х годах, я о 70-80-х!) Вот где экзотика
    по этой теме!
  16. kig
    +2
    29 мая 2020 06:22
    А вот у англо-америкосов принято туалет называть john, то есть чуть ли не имя собственное. Связывают это с неким John Harrington, который в начаде 17 века придумал первый смывной туалет. Интересно, что он сам назвал свое устройство Ajax, но благодарные потомки не забыли, кому именно они обязаны такому продвинутому новшесту.

    Что до морской англоязычной тематики, то "там у них" наш гальюн без всякой фантазии называют head - то есть нечто, что находится на баке судна. В устройстве же никаких отличий не было.

    Можно задаться вопросом: а почему такая важная, но не очень приятная для обоняния штуковина располагалась на баке? Вроде бы самое место ему в корме, подальше от глаз и носов. Все очень просто: запахи уносились ветром (наверно поэтому морякам так не нравился штилевая погода), а волна, поднимаемая носовой оконечностью, то и дело омывала heads и уносила с собой все, что там было.

    Почему именно я задумался о подобных вещах - потому что довелось посетить американский парусный фрегат Constitution, который ныне базируется в порту Бостон в виде исторического памятника. Так вот, экипаж фрегата, при размерах корабля 65х13 метров, был более 400 человек. А heads там было всего 4 штуки.

    Воистину на деревянных кораблях плавали железные люди.