100 лет лучшему советскому асу

167
100 лет лучшему советскому асу

Иван Никитович Кожедуб возле самолета Ла-5ФН

8 июня 1920 года в Глуховском уезде Черниговской губернии родился Иван Никитович Кожедуб, будущий трижды Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, известный воздушный ас и маршал авиации. Именно Ивану Кожедубу принадлежит личный рекорд по числу воздушных побед среди всех летчиков-истребителей стран антигитлеровской коалиции: 64 сбитых самолета противника.

В школьные годы летчик-ас любил рисование


Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка, расположенном в Глуховском уезде Черниговской губернии, сегодня территория Шосткинского района Сумской области Украины. Родители будущего летчика аса были обычными крестьянами. Отец был церковным старостой (это мирская должность, которую занимали люди, ведающие церковным хозяйством). От отца, который самостоятельно научился грамоте и любил читать, Иван перенял любовь и тягу к знаниям. В 1934 году Кожедуб окончил семилетнюю школу и продолжил дальнейшее обучение, поступив сначала в вечернюю школу при фабрично-заводском училище (ФЗУ), а в 1936 году в химико-технологический техникум, расположенный в городе Шостке.



В Шостке Иван Кожедуб сделал свои первые шаги в небо. В 1938 году Иван Кожедуб пришел в местный аэроклуб, а в апреле 1939 года совершил свой первый полет. Увлечение авиацией навсегда определило судьбу и жизненный путь прославленного летчика. Именно из Шосткинского аэроклуба Иван Кожедуб отправится на военную службу, поступив в 1940 году в Чугуевское военное авиационное училище.

Любопытно, что в детстве, ещё будучи школьником, а затем студентом техникума, Иван Кожедуб очень любил рисование. В школьные годы Ивана часто привлекали к созданию плакатов, он хорошо выводил различные лозунги и принимал участие в оформлении стенгазеты. Позднее, уже став летчиком, Иван Кожедуб говорил о том, что рисование помогло ему в профессии, которая стала для него главной на всю жизнь. По словам летчика-аса, любовь к рисованию выработала в нем хорошую зрительную память, наблюдательность, а работа с различными шрифтами и плакатами стала хорошей тренировкой для глазомера, что было особенно важно в полете и воздушном бою.


Иван Никитович Кожедуб, фото: госкаталог.рф

Еще одним увлечением летчика была гимнастика. Иван Кожедуб был младшим, пятым ребенком в семье. С детства мальчик не отличался особым ростом, но был крепкого телосложения, да и здоровье его никогда не подводило. В будущем всё это также пригодилось в его профессии. В 13-летнем возрасте мальчик стал свидетелем приезда в село цирковых артистов, особенно Ивана потряс силач, который одной рукой свободно выжимал двухпудовую (32 кг) гирю. Позднее Кожедуб и сам научился этому, добившись всего тренировками. Физическая выносливость, которую будущий летчик вырабатывал с раннего возраста, очень пригодилась в воздушных боях, которые выматывали организм пилота и сопровождались серьезными перегрузками. Даже на фронте Иван Кожедуб всегда старался найти свободное время, чтобы сделать зарядку.

В первом боевом вылете будущий летчик-ас едва не погиб


В феврале 1940 года Иван Кожедуб, пройдя строгую медкомиссию и отбор, был зачислен в Чугуевское военное авиационное училище. В марте 1941 года статус училища был понижен до школы пилотов. Это решение означало, что при выпуске летчики получали звание сержантов, а не лейтенантов, как было ранее. Несмотря на это, Кожедуб не стал писать заявление о переводе, продолжив обучение. Будучи курсантом, Кожедуб постепенно осваивал самолеты УТ-2 и УТИ-4, а в дальнейшем и истребитель И-16.

По достоинству оценив талант летчика, руководство школы решило оставить Ивана Кожедуба в учебном заведении в должности летчика-инструктора. Именно так будущий летчик-ас встретил Великую Отечественную войну. Рапорт Кожедуба об отправке на фронт удовлетворен не был, стране нужны были хорошие летчики-инструкторы, чтобы готовить новые кадры для ВВС. Перевода в действующую армию Иван Кожедуб добился только осенью 1942 года. В ноябре того же года летчик прибыл в Москву и был зачислен в 240-й истребительный авиационный полк, где проходил обучение полетам на новом советском истребителе Ла-5. После освоения личным составом новой боевой машины полк был отправлен на Воронежский фронт, куда прибыл в марте 1943 года.


Иван Никитович Кожедуб, фото: госкаталог.рф

Первый же воздушный бой едва не закончился для нашего героя гибелью. Ла-5 был серьезно поврежден очередью немецкого истребителя Mе-109. От гибели Ивана Кожедуба спасла бронеспинка, которую не пробил зажигательный снаряд. Уже на подлете к аэродрому поврежденный истребитель обстреляли свои же зенитчики, добившись нескольких попаданий в Ла-5. Несмотря на это, летчик сумел посадить самолет на аэродром, правда, восстановлению истребитель уже не подлежал. После этого случая некоторое время Кожедуб совершал полеты на «остатках», так называли те самолеты эскадрильи, которые по какой-то причине были свободны.

В июне 1943 года Ивану Кожедубу было присвоение офицерское звание, он стал младшим лейтенантом, а к августу стал заместителем командира эскадрильи. Первую свою воздушную победу летчик-ас одержал во время Курской битвы. Грандиозное противостояние двух воющих армий развернулось в начале июля 1943 года на земле и в небе. 6 июля во время своего сорокового боевого вылета летчик одержал первую победу, сбив немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87. А дальше — как прорвало, уже на следующий день Кожедуб снова сбил «лаптёжника», а в воздушных боях 9 июля записал на свой личный счет два первых немецких истребителя — Me-109. К концу 1943 года на счету аса было уже 25 уничтоженных самолетов противника.

Всю войну Иван Кожедуб летал на истребителях Лавочкина


Если другой знаменитый советский ас Александр Покрышкин большинство своих побед одержал на лендлизовском истребителе P-39 «Аэрокобра», то Иван Кожедуб всю войну летал на советских истребителях Лавочкина: Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7. Эти истребители справедливо считаются одними из самых лучших советских боевых самолетов периода Второй мировой войны.

На истребителе Ла-5 Кожедуб воевал с марта 1943 по конец апреля 1944 года. Этот одноместный истребитель, созданный в 1942 году в Горьком, был выпущен крупной серией – практически 10 тысяч самолетов. Машина конструктора Семёна Алексеевича Лавочкина отличалась очень хорошими летно-техническими данными. Максимальная скорость на высоте – до 580 км/ч, практический потолок – 9500 метров, практическая дальность полета – 1190 км. При этом истребитель отличался мощным пушечным вооружением – на нем были установлены две 20-мм автоматических пушки ШВАК.


Истребитель Ла-7, на котором летал Иван Кожедуб

С мая 1944 по август 1944 года Кожедуб сражался на истребителе Ла-5ФН, который представлял собой усовершенствованный вариант предыдущего истребителя с новым более мощным двигателем М-82ФН, выдававшем мощность 1460 л.с (на 130 л.с. больше, чем двигатель М-82 истребителя Ла-5). Прибавка в мощности была значительной и позволила довести максимальную скорость истребителя до 648 км/ч, а практический потолок вырос до 11 200 метров. Любопытно, что новый истребитель Ла-5ФН, на котором воевал Кожедуб, был построен на деньги 60-летнего пчеловода Василия Викторовича Конева из колхоза «Большевик», расположенного на территории Сталинградской области. Летая на этом именном самолете, за неделю воздушных боев в румынском небе летчик-ас сбил 8 самолетов врага.

Заканчивал войну Иван Кожедуб на истребителе Ла-7, который представлял собой дальнейшее развитие Ла-5ФН, и совершил на нём первый полет 23 января 1944 года. Данная машина справедливо считается одним из лучших фронтовых истребителей Второй мировой войны. У самолета была значительным образом улучшена аэродинамика, что обеспечивало истребителю преимущество в скорости, скороподъемности и практическом потолке полета по сравнению с обычным Ла-5. При этом машина получила и новый более мощный двигатель, с ним максимальная скорость самолета на высоте могла достигать 680 км/ч. Летая на этом истребителе на завершающем этапе Великой Отечественной войны, Иван Кожедуб сбил 16 самолетов противника. Примечательно, что истребитель Ла-7, на котором летал летчик-ас, сохранился до наших дней и сегодня находится в экспозиции Центрального музея Военно-воздушных сил Российской Федерации.

Иван Кожедуб ни разу не был сбит


Иван Никитович Кожедуб прибыл на фронт в марте 1943 года. С этого момента и вплоть до самого конца войны летчик-ас ни разу не был сбит. За несколько лет на фронте Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, проведя 120 воздушных боев. Конечно, в воздухе случалось всякое. Самолет героя неоднократно пронизывали очереди немецких пулеметов и авиационных пушек. Но ни одно из попаданий не закончилось серьезным ранением или гибелью пилота, отчасти это было связно с сильным везением, но, безусловно, свидетельствовало и об отличных навыках ведения воздушного боя.


Трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб

При этом мастерство летчика-аса особенно проявлялось в том, что Кожедубу всегда удавалось вернуть поврежденный истребитель на землю. Он ни разу не покидал самолет, воспользовавшись парашютом. Сказывался серьезный уровень ещё довоенной подготовки в летной школе и работа инструктором. Высокий уровень техники пилотирования Ивана Кожедуба ни у кого никогда не вызывал сомнений.

Список побед Ивана Кожедуба


За время войны летчик, согласно официальной советской историографии, сбил 62 самолета противника. Но, как показали дальнейшие исследования, в это число по какой-то причине не вошли ещё два сбитых самолета, которые официально подтверждались и были записаны на личный счет Ивана Кожедуба. Таким образом, в 120 воздушных боях отважный летчик сбил 64 машины врага: 21 истребитель Fw-190, 18 истребителей Ме-109, 18 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, три штурмовика Hs-129, два бомбардировщика He-111, один истребитель PZL P-24 (румынский) и один реактивный истребитель Ме-262. При этом Иван Кожедуб, по всей видимости, стал первым советским летчиком, которому удалось сбить реактивный немецкий истребитель. Эту воздушную победу летчик-ас одержал 24 февраля 1945 года во время свободной охоты.


Иван Кожедуб сбивает реактивный истребитель Ме-262

Благодаря 64 воздушным победам Иван Никитович Кожедуб стал самым результативным летчиком-истребителем среди всех пилотов стран антигитлеровской коалиции. Но даже этот список является неполным. Считается, что во второй половине апреля 1945 года Иван Кожедуб сбил два атаковавших его американских истребителя P-51 «Мустанг». Позднее летчик сам вспоминал об этом в своих мемуарах, а в конце войны этот эпизод дружеского огня просто замяли. Выживший американский летчик отмечал, что они атаковали Ла-7 Кожедуба, приняв его за немецкий истребитель Fw-190. Действительно, два этих истребителя в суматохе воздушного боя можно было спутать. При этом американский летчик был искренне уверен, что сбил его именно немец.
167 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +21
    8 июня 2020 05:09
    Слава советскому герою!!!
    1. +19
      8 июня 2020 05:23
      Цитата: апро
      Слава советскому герою!!!

      Героическая страна всегда рождает героев.Вот вспоминается..
    2. +11
      8 июня 2020 13:33
      В одном из интервью прославленного Маршала прозвучала цифра 107 и три американских бомбардировщика (получил строгача.а третью Звезду только после окончания ВОВ) 15 лично сбитых и 28 уничтоженных в групповой схватке. самолетов врага он записал на счет своих молодых ведомых.
      Летчики дивизии И. Кожедуба сбили в Корее 264 самолета, среди которых "мустанги" , "метеоры" и более 200 "летающих крепостей". Из восьми (!) подбитых МиГ-15 ВСЕ советские летчики катапультировались.
  2. +7
    8 июня 2020 05:25
    Статья очень интересная!
    В прошлом году в журнале Авиация и космонавтики публиковал ась большая статья о сбитом Ме-262. В полку на самолётах стояли фотопулеметы. Конкретно в том бое кадров фотопулеметы нет, но лётчики полка и, кажется другого полка, в это время сталкивались с реактивными самолётами. По фото эти самолёты иденфицируются, как Ме-109 с двумя реактивными ускорителями
    1. +10
      8 июня 2020 07:55
      Цитата: Ales
      Статья очень интересная!

      Но не совсем верная: лучшим советским асом является , без сомнения Александр Иванович Покрышкин

      И дело даже не в том, что количество официальных побед у него больше (59+6) против 64+0 Кожедуба. Кроме того, в счет Покрышкина не вошли самолеты, сбитые им в 1941 г (а их немало) вследствие уничтожения документов полка, попавшего в окружение. И не в том, что немцы орали, предупреждая об опасности "Ахтунг!, Ахтунг! Покрышкин!"

      Александр Иванович воевал с ПЕРВОГО дня войны, с 22 июня 41 года и вынес самые страшные ее времена, когда истребители занимались , в основном, не воздушными боями, а штурмовками наступающих колонн врага в попытке остановить их.

      И таких штурмовок он осуществил СОТНИ-на ничем не защищенном самолете МИГ или ЯК, когда все стволы атакуемых стреляли по нему. Таким образом он уничтожил немало техники и солдат врага.

      Кроме того, он совершал множество успешных полетов в качестве разведчика, разработал новую тактику истребителей и стал грамотным руковдителем.

      Кожедубу в этом смысле несколько повезло: он попал на фронт почти на два года позже, когда уже и порядка было и больше и полегче. что, конечно же , не умаляет его славы ни на йоту.
      1. +17
        8 июня 2020 10:08
        Цитата: Ольгович
        Но не совсем верная: лучшим советским асом является , без сомнения Александр Иванович Покрышкин

         Покрышкин, Кожедуб т другие, все они прекрасные боевые лётчики, прекрасные дети своей страны, Слава им всем. И не будем их равнять кто лучший из них, они сделали всё что было в их силах, и победили проклятого супостата.
        1. 0
          9 июня 2020 10:24
          Цитата: tihonmarine
          И не будем их равнять кто лучший из них,


          а почему, собственно, нет?
      2. -4
        8 июня 2020 10:09
        где-то да! а где-то и нет! Покрышкин так и летал на "кобре" хотя ему, как герою, подогнали ла-5фн, а Кожедуб на наших воевал.. пустяк?
        1. +6
          8 июня 2020 11:14
          Цитата: роман66
          Покрышкин так и летал на "кобре"

          Он летал и на МиГ "пятнистом" , который его чуть не убил несколько раз.

          А свой подбитый МиГ он тащил на присвоенной полуторке из ОКРУЖЕНИЯ в ОКРУЖЕНИЕ, пробиваясь с ним с оружием в руках, как пехотинец! Люди документы рвали и форму, а он- с самолетом.

          А на Кобру их часть перевооружили независимо от него, да так и оставили, что логично: воевать на уже освоенном-гораздо легче.

          Или куда девать лендлизовские самолеты? Каждую партию-в новую часть? А обслуживание, база и пр? no
          1. -11
            8 июня 2020 11:47
            Покрышкин после знакомства с Коброй всячески открещивался от попыток пересадить его на наши самолеты!!! Догадайтесь почему?
            1. +1
              8 июня 2020 12:00
              Цитата: Nehist
              Покрышкин после знакомства с Коброй всячески открещивался от попыток пересадить его на наши самолеты!!! Догадайтесь почему?

              Его часть перевооружили на Кобры без его выбора.
              1. -6
                8 июня 2020 12:03
                Ну ну. Плохо Вы знаете биографию Покрышкина
                1. +1
                  8 июня 2020 12:24
                  Цитата: Nehist
                  Ну ну. Плохо Вы знаете биографию Покрышкина

                  Вы ее не знаете вообще:

                  Покрышкин:
                  Наш полк, закончив переучивание, некоторое время ожидал новые самолеты. Их должны были доставить из Тегерана специальные летчики-перегонщики. Но дни шли, а машин все не было. Наконец кто-то решил, что мы сами можем получить их за границей.

                  В Иран мы вылетели на транспортном ЛИ-2. Преодолев на большой высоте горный кряж, разделяющий долину Куры и персидские степи, увидели огромный город с белыми дворцами и мечетями. Это был Тегеран.

                  "Аэрокобры" плотными рядами стояли вдоль полосы, готовые к перегону
                  .

                  Где тут....выборы?
                  1. Zug
                    0
                    13 июня 2020 21:38
                    Ему предлагали вроде Ла-7.Отказался.Раз пролетел.Чуть на посадке не скапотировал,плюнул и улетел на кобре обратно.Сказалась привычка передней стойки шасси
                    1. +1
                      11 августа 2020 09:10
                      ребята всё было намного проще. ему и ведомому просто не было готовых машин, прождав некоторое время он улетел на фронт.
                2. -3
                  8 июня 2020 15:09
                  а вы ее хорошо знаете.Нет.не ту биографию.состряпанную штатными биографами-писаками МО.а настоящую.из уст Покрышкина.?
                  1. Комментарий был удален.
              2. Zug
                0
                13 июня 2020 21:37
                Ему предлагали Ла-7.И ранее Яковлекв ему Як Д9 подарил-Не взял.Ни тот ни позже другой.Зачем ему деревянный самолет?
                1. -1
                  14 июня 2020 08:53
                  Цитата: Zug
                  Ему предлагали Ла-7.И ранее Яковлекв ему Як Д9 подарил-Не взял

                  Весь полк на Кобре, он на...ЛА?

                  Вы такое где видели?
                  1. 0
                    11 августа 2020 09:12
                    есть понятие что дали на том и летай. а вот с Яковлевым дело сложнее Покрышкин знал Як. был на приёме у Яковлева. но приём был очень прохладный, разговора не получилось. зато его отловил Лавочкин с предложением Ла но и тут не срослось.
            2. 0
              9 июня 2020 10:25
              Цитата: Nehist
              Догадайтесь почему?


              ну и почему же?
            3. +1
              9 июня 2020 13:35
              Цитата: Nehist
              Догадайтесь почему?

              Не знаю, мне не довелось с ним пообщаться.
            4. 0
              9 июня 2020 18:50
              Откуда такие сведения? Поделитесь, если не жалко.
            5. Zug
              0
              13 июня 2020 21:35
              А зачем?Кобры "наверху"бродили.Самолет в пикировании догонял даже БФ.бум-зум и все дела.
        2. +1
          9 июня 2020 10:27
          Я сейчас не вспомню фамилию летчика-фронтовика, но если принципиально вопрос встанет, найду. Из его воспоминаний. Покрышкину с "Лавочкиным" фактически не повезло. Корреспонденты должны были провести съемку, как Покрышкин рулит на "Лавочкине", типа наш герой должен быть на нашей технике. Александр Иванович на данном типе самолета не летал, соответственно навыков управления не было, некоторых тонкостей не знал. При рулежке он развернулся несколько резче чем надо, задний дутик выломался и потянул за собой шпангоут фюзеляжа, а это уже не поломка, а происшествие с выводом самолета из строя. Покрышкин выругался, сказал, где он всех видел с этой показухой и ушел. А потом еще и гибель Клубова...
          А вот Лавриненков, Алелюхин, Амет-Хан Султан на Ла-7 пересели с Кобры без проблем. Причем в своих мемуарах он вспоминал, что у них были трехпушечные самолеты. Конкретно, когда Павел Головачев таранил "Юнкерс" на большой высоте из-за отказа оружия, замерзла смазка.
          1. +1
            9 июня 2020 10:35
            спасибо, очень интересно, но , думаю вопрос глубже был - на кобре уже все знал, а тут переучиваться бы пришлось
            1. 0
              9 июня 2020 10:50
              Цитата: роман66
              тут переучиваться бы пришлось

              Полк Лавриненкова переучился же. Да и такому асу переучиваться - день делов. Сафонов 2 часа в Харикейне просто посидел, к приборам привык и взлетел. Другой вопрос - личный состав.
              1. +1
                9 июня 2020 14:34
                выломанный костыль - наглядный пример.. кобра-то с передней стойкой
                1. 0
                  9 июня 2020 20:45
                  Цитата: роман66
                  выломанный костыль - наглядный пример.. кобра-то с передней стойкой

                  Ну, знаете, не владея матчастью, можно и на асфальтоукладчике в поворот не вписаться и на скорости перевернуться... :)
            2. Zug
              0
              13 июня 2020 21:40
              Он долго к тому времени на кобре летал.а там передняя стойка.отвык однако
          2. Zug
            0
            13 июня 2020 21:39
            Было дело.У него Ла чуть не скапотировал.Покрышкин плюнул и ушел.
      3. +5
        8 июня 2020 11:55
        Ну зачем принижать славу лётчика придумывая про ахтунг ахтунг. Не было такого.
        Что Покрышкин что Кожедуб герои и уже не нуждаются в каких-то придуманных пропагандистами дополнительных штуках.
        1. -1
          8 июня 2020 13:11
          Цитата: certero
          Ну зачем принижать славу лётчика придумывая про ахтунг ахтунг.

          В чем же...принижение? belay

          Наоборот, это говорит об уважении летчиков даже врагами.
          Цитата: certero
          уже не нуждаются в каких-то придуманных пропагандистами дополнительных штуках.

          Вам ли говорить мне о "придумках"?

          Мне об этом рассказал дед, воевавший непосредственно на Тамани, где воевал Покрышкин и где это было.

          И было там ДВА таких предупреждения немцев: о Покрышкине и еще о летчике Глинке (их два брата было)
          1. +1
            8 июня 2020 14:41
            Сейчас есть данные со стороны немцев, никаких подобных вещей у них не зафиксировано.
            Поэтому и не надо придумывать
            1. -1
              8 июня 2020 17:12
              certero не флуди о предупрежении о Покрышкине написал Хартман. читай и повышай кругозор.
              1. 0
                8 июня 2020 17:13
                Hartmann писал о том что лётчикам говорили кто против них воюет в этом районе. Поэтому повышайте кругозор свой чтобы лучше воспринимать прочитанное.
              2. 0
                9 июня 2020 13:21
                Цитата: Cer59
                о предупрежении о Покрышкине написал Хартман. читай и повышай кругозор.


                вот и повышай сам - Хартман писал, что служба радиоперехвата JagdGeschw-52 ловила в эфире сообщения русских, настроившихся на немецкую волну - "Немецкие лётчики, внимание! В воздухе русский ас Покрышкин".
                Разница есть, не так ли?
              3. Zug
                +1
                13 июня 2020 21:42
                Да бросте Вы ерунду молоть.Тимин по Тамани работал с архивами немцев.Никаких Покрышкиных там нет и в помине.
            2. -2
              9 июня 2020 07:01
              Цитата: certero
              Сейчас есть данные со стороны немцев, никаких подобных вещей у них не зафиксировано.

              А ЧТО они еще могут сказать, эти патологические вруны? и ГДЕ это может быть зафиксировано?

              Я привел вам слова непосредственного СВИДЕТЕЛЯ событий, а верит кто, не верит, мне глубоко наплевать. hi
              1. 0
                9 июня 2020 10:43
                Сейчас как никогда важны мы абсолютно точные данные о той войне. Чтобы как в перестройку не затопил вал говна. И любая придуманная история, которая не подтверждается фактами, будет использована вражеской пропагандой против страны. Это же классика "вы здесь врёте, значит врёте во всём остальном". Если вы этого не понимаете, то и хрен с вами.
                Я тоже читал дохрена мемуаров советских летчиков в которых рассказывали много сказок. А потом выяснялось, что многие вещи описано не так, отсюда доверие падало и к другим.
                1. -2
                  9 июня 2020 10:50
                  Цитата: certero
                  Я тоже читал дохрена мемуаров советских летчиков в которых рассказывали много сказок.

                  А немцы-все ....правдуны, да!
                  и к ним это
                  Цитата: certero
                  "вы здесь врёте, значит врёте во всём остальном"

                  не "относится" lol

                  и да:
                  Цитата: certero
                  . Если вы этого не понимаете, то и хрен с вами.

                  hi
            3. +1
              9 июня 2020 15:11
              Ну так и о потере 22 танков в бою с одним КВ-1 Колобанова в немецких данных тоже ничего нет)
              1. Zug
                0
                13 июня 2020 21:45
                Дак и в колонне что он расстрелял танков не было.По двум другим дорогам что КВ бились они были.Все сгорели.Колобанов слышал по флангам как бой идет.Там было три дороги.Он "оседлал"одну из трех
                1. 0
                  14 июня 2020 10:14
                  Ох уж эта альтернативная история))) Вам с этим не сюда, а к Бороде на сайт.
          2. -2
            8 июня 2020 17:10
            не флуди. ну не знаешь историю его побед так не сопи. надоел. был приказ . сели. полетели и били. а сколько он преодоле таких как ты тупых но должостных лиц? его склоняли за полёты парой. за ножницы, за этажерку. за массовый вылет на прикрытие Крымской. за сбитые над морем ю-52, мало ли, что а героев у нас не так густо! за новую тактику.
            если же брать по количеству вылет сбитый, то Сафронов с сеыерного флота №1 у нас.
            деды воевали , а мы так сможем?
            1. +2
              8 июня 2020 17:14
              Попробуйте научиться расставлять знаки препинания и писать предложения с большой буквы. Вполне возможно, тогда кто-то сможет понимать, что вы вообще хотели сказать.
          3. +1
            9 июня 2020 10:26
            Цитата: Ольгович
            Мне об этом рассказал дед, воевавший непосредственно на Тамани, где воевал Покрышкин и где это было.


            а дед от кого узнал? Или он лично слушал переговоры немцев?
      4. +6
        8 июня 2020 18:46
        Когда-то давно Евгений Рейн спросил Бродского, кто лучший поэт, Пушкин или Лермонтов? Бродский ответил, что на этом уровне уже нет иерархии.
        1. +2
          9 июня 2020 10:32
          верняк!! так и есть!!
        2. 0
          9 июня 2020 10:43
          Пожалуйста, здесь это будет таким же правильным ответом
      5. Zug
        0
        13 июня 2020 21:33
        Никто там не "орал"Achtung! Бред это
        сивой кобылы.И та и другая разведка еще могла знать ком.искадрилий.И то с натяжкой или какой ком .полка там заведует.Кому там какое дело для немцев было что там за Покрышкин летает.Это просто пропаганда.Не более того.
        В остальном верно.Если бы Кожедуб летал с 41 года то 90 процентов он бы до Курска не долетал.И не забывайте что Покрышкин на 41 год и его полк под Яссами базировался.Так сказать элита и его налет был далеко не 50 часов .Плюс-минус
  3. +8
    8 июня 2020 05:35
    Спасибо автору, что напомнил нам о славной дате! СОВЕТСКИЙ АС - действительно АС!
    1. 0
      8 июня 2020 10:12
      кстати - и подсчет сбитых , наш не хуже хваленых немцев, где-то те же 1 сбитый на 2 воздушных боя, но наши учили молодежь, поднимаясь по чинам, что намного важнее
  4. +7
    8 июня 2020 05:53
    Про его участие в Корейской войне стоило бы упомянуть.
    Вот лично мне Иван Никитич как-то располагает-читал про него, ершистый, резкий и прямой. Характер еще тот-его начальство не любило.
    И еще вопрос, кто в курсе-на фото истребитель ЛА-7 И.Н.Кожедуба в оригинальной раскраске? Это так красили истребители в конце войны? Лубочный новодел по моему. Или для уже трижды Героя постарались индивидуально.
    1. +4
      8 июня 2020 10:12
      это в Монинском музее, а уж кто красил - бог весть, в войну так не летали
  5. +4
    8 июня 2020 05:53
    Дед рассказывал, что в свое время в летной среде ходили байки о том, что Иван Никитович якобы заговоренный и происходил из рода характерников, которых ни сабля, ни пуля не брала - на что явно намекала фамилия. Ну это так, басни и байки...
    Еще считали, что реально сбитых было куда как больше, чем записано официально.
    1. +3
      8 июня 2020 08:53
      Цитата: Gato
      Дед рассказывал, что в свое время в летной среде ходили байки о том, что Иван Никитович якобы заговоренный и происходил из рода характерников, которых ни сабля, ни пуля не брала - на что явно намекала фамилия.

      Фамилия у него крестьянская. Точнее, ремесленническая.
      Характерник (слово из казацкого обихода, мы бы сказали "колдун") - по определению казак. Боевой маг, говоря языком современных компьютерных игр. И фамилия (прозвище) у него была бы казацкая. Например, Подопригора, Вырвиглаз, Хмара...
      1. -1
        8 июня 2020 21:43
        Боевой маг smile. Звучит!
    2. +3
      8 июня 2020 10:13
      сбитых было куда как больше, чем записано официально.

      а это у всех так было
  6. +4
    8 июня 2020 06:09
    Читал несколько раз книгу Кожедуба...повезло же человеку пройти такую судьбу...счастливчик.
  7. +14
    8 июня 2020 06:18
    Спасибо за статью.
    Я вот подумал... Советское время, нынешнее... А фильма- монографии о Кожедубе нет. Как нет и о Покрышкине, других героях. В отдельных эпопеях указываются, а так, как о Калашникове, Миле, Яшине, Харламове... Нет! Куда ж режиссеры смотрят? Или им только бред типа "истребители" снимать выгодно, да "А зори здесь тихие" по три раза переснимать?!
    1. +16
      8 июня 2020 06:34
      При нынешнем уровне кино, лучше и не надо,
    2. +11
      8 июня 2020 06:39
      Действительно, странно... Я нашел только одну документалку "Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба". И это все!
      С другой стороны, зная нынешних кинеМАТОграфистов - может оно и к лучшему, хоть не изгадят и не извратят.
    3. +3
      8 июня 2020 07:46
      Как можно снимать фильм о Кожедубе...согласно сегодняшней версии он летал на "гробах", подготовка взлет-посадка, сбить такое количество вражеских самолетов не мог, снимать как о советском человеке нельзя, он же на черниговщине родился...надо снимать как об украинце, а это лить воду на мельницу врага.. laughing Нам же как втолковывается, что Победу в Великой Отечественной войне одержал не советский народ(русские,белоруссы,грузины,казахи,украинцы,тувинцы и т.д.), а каждый народ по отдельности, мобилизованный в РККА/СА...И сейчас на территории бывшего СССР, каждый свою Победу празднует.
      1. -5
        8 июня 2020 11:00
        снимать как о советском человеке нельзя, он же на черниговщине родился...надо снимать как об украинце, а это лить воду на мельницу врага..

        А кто враг на Украине ...те кто кто захватил власть в современной Украине или Кожедуб
        и память о нем...ведь современная Украина отрицает Советское прошлое.
    4. +6
      8 июня 2020 09:02
      бред типа "истребители".....действительно полная бредятина, воще не пойму каким образом режисеторату такое в голову могло прийти
      1. -3
        8 июня 2020 17:15
        есть в фильме недочёты, особенно противостояние с особистом. такого просто не могло быть. бред из сказок Солженицина дезертира и труса. но в основном показоно правдиво, всё было.
        1. +4
          8 июня 2020 17:58
          но в основном показоно правдиво, всё было.........фильм полный недочёт.. начиная от того как тренчики парашюта висят между ног заканчивая бабенцией которая яко бы командир истребительного авиаполка, известен один случай когда был такой момент. это женский истребительный авиа полк, но и в этом случае Казарина пробыла не долго. потому как потеряв своих 60 истребителей сбили всего 35. да и то этот счёт весьма спорный. потому как в этом авиаполку проходили самые результативные женщины -истребители. которые до этого нашмаляли в других авиаполках. а именно Литвак (11 сбитых) и Буданова (10 сбитых) при чём в других этих авиаполках они были ведомыми. а с ведомыми ведущие делились сбитыми. так что выводы сам делай
          1. 0
            13 июля 2020 23:04
            Цитата: Крымский партизан 1974
            начиная от того как тренчики парашюта висят между ног

            Это вы кважаемый ролик на ютубе посмотрели, а не фильм. Там вначале идёт речь совершенно о другом фильме, а потом уже об Истребителях. Я сериал смотрел, там такого нет. Да, ляпы есть и много. История с особистом из области выдуманного. Женщины истребители да ещё и в одном полку с мужиками - не было такого.
            1. 0
              13 июля 2020 23:45
              это вы на ютубе посмотрели .а не фильм.......да такую блевотину хоть на ютубе смотри хоть в фильме-один фиг...бред.....стоит авторам фильмов всё ж общяться с профессионалами. то есть самими лётчиками....а то ну бред и всё . плеваться в экран от такого остаётся
              1. 0
                15 июля 2020 21:29
                Я прокомментировал конкретно эпизод, который вы описали. Истербители смотрел, там такого эпизода нет. Такой эпизод есть в филме Освободители, не смотрел А вы наверное смотрели ролик "Как на ТВ врут про лётчиков. 7 Тупейших киноляпов и 3 подлых фейка в фильмах про войну." и этот эпизод есть на 0:40, при этом сверху крупными буквами написано название фильма.
                Что я не так написал?
                По поводу блевотины - я бы так не сказал. Ляпов много, но фильм в целом нормальный. Для нынешнего времени
                1. 0
                  15 июля 2020 22:44
                  но фильм нормадьный для нынешнего времени.......чё серьёзно? а ну как назови мне хоть
                  одну бабенцию комполка в истребительной авиации кроме Казариной..........назовёшь или для нынешнего времени и так сойдёт....не надо просто сову на глобус...а то гендеры они такие. ..шя вона ударный десантник тушат ни как не потушат. как грится пирогами и блинами....только толку мало
                  1. 0
                    17 июля 2020 22:33
                    Блин, я же написал - ляпов много. Женщин истребителей был один полк или даже эскадрилья, но вместе с мужиками их никогда не было. Кстати в фиьме очень правильно не стали рисовать звездопад на самолётах женщин и это правильно, сбивали они мало.
                    Речь ведь не об этом. То что тевтонцы на Чудском озере проламывали лёд и тонули, это ведь Эйзенштейн придумал для фильма, а теперь все считают, что так и было в реальности. Фильм тоже блевотина?
                    А Броненосец Потёмкин там тоже 100%-ая правда? Реально? Главное что дух передан правильно.
                    Даже в фильме Быкова не всё чистая правда - никогда лётчиков из училища не посылали сразу в боевые полки, для начала в учебные части для специалиизации. Может в начале войны было так, но там идёт речь уже об освобождении Украины, то есть это 44-ый, так что этого не могло быть никак. От этого фильм не перестаёт быть шедевром.
                    Ещё раз - сериал Истребители с точки нормальный фильм, это не Утомлённые 2 Михалкова. Там немножко подчистить, будет вообще шикарно.
                    1. 0
                      17 июля 2020 23:09
                      Женщин истребителей был один полк или даже эскадрилья,.......полк назывался 586 ИАП ПВО....полк отличился высокими боевыми потерями которые не льзя было ни какой пропагандой не прикрыть , по сему комполка Казарину под видом болезни убрать. на место её назначить знаменитого лётчика-истребителя Баранова и дополнить в целях пропаганды лётчицами Катей Будановой из 72 ГвИАП где она была ведомой и Литвяк из 9 ГвИАПгде она так же была ведомой у дважды героя СССР Амет-Хана Султана, обои в этом 586 полку и погибли
                      но вместе с мужиками их никогда не было....выше я напечатал где лётчицы проходили службу. по поводу не воевали с лётчиками -истребителями, воевали но все погибли..
                      для начала в учебные части для специалиизации. ...нет. возможно ты не знал. то я поведаю тебе что да, новичков ни кто не посылал в бой. однако при каждом Истребительном АвиаПолку была учебная авиаэскадрилья. как правило 4-я, а так же ввиду потерь самые смышлёные попадали уже в боевые авиаэскадрильи полка..всё правдиво
                      То что тевтонцы на Чудском озере проламывали лёд.. да правдиво, потому как более тевтонский орден ровно как и левонский Новгородские земли более не кошмарил...
                      на счёт Потёмкина.....ну это первая волна протеста нижних военных чинов.....хотя понятно что такой протест ни к чему не приведёт...но искра зажглась...значит правда


                      а фильм истребители------блевотина
    5. +2
      8 июня 2020 09:40
      Цитата: Вождь краснокожих
      Как нет и о Покрышкине, других героях. В отдельных эпопеях указываются, а так, как о Калашникове, Миле, Яшине, Харламове... Нет!

      Зато очень много документальных и полуигравых фильмов.
      А помните эпизод в фильме "В бой идут одни старике", когда комэск "Маэстро", подписав рапорт "Ромэо" поставил последнего в футбольные ворота и забил гол...вот дальше "Маэстро" повел себя как Покрышкин, резко махнул рукой и отрезал:"Слабак!"....
    6. BAI
      0
      8 июня 2020 10:44
      А фильма- монографии о Кожедубе нет. Как нет и о Покрышкине, других героях.
      Самолетов нет, а с макетами позорище будет.
      1. -1
        9 июня 2020 04:09
        Цитата: BAI
        Самолетов нет, а с макетами позорище будет.

        Ну не знаю...
    7. +5
      8 июня 2020 18:54
      Согласен с Вами. В истории Великой Отечественной сотни, если не тысячи реальных, всамделишных подвигов советских людей. Но снимают все равно малонаучную фантастику.
    8. +1
      9 июня 2020 04:06
      Цитата: Вождь краснокожих
      Куда ж режиссеры смотрят? Или им только бред типа "истребители" снимать выгодно, да "А зори здесь тихие" по три раза переснимать?!

      Уж лучше пусть нынешние криворукие "режиссеры" (не все, конечно, но многие) не трогаю эту тему. От греха подальше. Потом замучаемся отмывать перед младшими поколениями фамилии прославленных героев ВОВ от того дерьма, которое припишут им "наши креативные" (читай бездарные) киношники
  8. +6
    8 июня 2020 06:25
    Летчик от бога , умел летать. Честь и слава!!!
  9. +5
    8 июня 2020 06:51
    Еще интересно, совершал ли И.Н.Кожедуб боевые вылеты в Корее во время командования 324 ИАД? Насколько я знаю, официально - нет. Но очень сомневаюсь, что не совершал..
    1. +2
      8 июня 2020 08:52
      Покрышкину тоже запрещали, в своё время, подниматься в воздух. Однако летал, по воспоминаниям его сослуживцев, а сбитых записывал на однополчан. Думается, что и Кожедуб совершал в Корее боевые вылеты. Такой ас не летать не мог.
    2. +1
      8 июня 2020 10:11
      Цитата: Gato
      Насколько я знаю, официально - нет.

      Сбивал, и сам был сбит.
      1. -1
        8 июня 2020 21:48
        Можно подробней? или ссылку
        1. +1
          9 июня 2020 09:19
          Цитата: Tuzik
          Можно подробней? или ссылку

          Да какая ссылка, тогда ещё интернета не было, а были воспоминания самого Кожедуба. Хотя я думаю в инете найдёте. А вкратце его при одном вылете подбили, сел на вынужденную на чужой территории, спасли его в последние секунды на глазах противника. Поищите, не помню, может "Две жизни Кожедуба".
          1. 0
            9 июня 2020 16:09
            Да, точно, глянул, там, в конце, без подробностей. Хороший фильмец. Только две войны, а не жизни, называется.
  10. 0
    8 июня 2020 07:04
    они атаковали Ла-7 Кожедуба, приняв его за немецкий истребитель Fw-190

    С другой стороны, "Мустанг" тоже можно было спутать, например, с FW-190D-9, тем более, что у нас ничего похожего с силуэтами "Мустангов" не было.
    1. +3
      8 июня 2020 08:40
      Да и того и другого есть крылья, пропеллер и хвостовое оперение.
      Ну если напрячься можно найти ещё сходство.
    2. +2
      8 июня 2020 08:55
      С другой стороны, "Мустанг" тоже можно было спутать, например, .....да Никитычь ни чего не спутал, его ведомого Мухина мустанги слупили вот поэтому и инциндент произошел . на счёт 38 параллели...ну есть тема что вылетал и не однократно. но в небесных схватках точно не участвовал
    3. +4
      8 июня 2020 10:16
      ничего он не путал - не тот человек! атакуют тебя - лови ответку! а там мустанги.. зебры или лошади Пржевальского...
  11. +6
    8 июня 2020 07:35
    На похоронах нашего прославленного аса присутствовало не более 25 человек.
    Страна скатилась в пропасть,до окончательного развала оставались считанные недели.
  12. -2
    8 июня 2020 07:55
    то Иван Кожедуб всю войну летал на советских истребителях Лавочкина: Ла-5,

    Легендарная " Лавка" - оружие Победы . Именно этот самолёт своим появлением в 1943г ,позволил нашим лётчикам завоевать господство в небе ....
    1. -3
      8 июня 2020 10:17
      а Покрышкин на него не пересел..а ему спецом подогнали..
      1. 0
        8 июня 2020 17:18
        в момент получения аэрокобр у Покрышкина не было выбора. приказ по полку. а Ла - 5 он не получил из-за бардака. ждали день или два а потом плюнули и улетели на фронт. читай "Небо Войны"
        1. +1
          8 июня 2020 18:40
          читай сам - получил он. но летал на кобре
          1. Eug
            +1
            9 июня 2020 09:29
            На Ла-7 скапотировал Клубов, и Покрышкин по этой причине отказался от перевооружения. Не знаю, дивизия Покрышкина летала на Кобрах до конца войны или все-таки пересели на Ла-7, но в апреле 1945 Иван Бабак ( командир полка в дивизии Покрышкина) был сбит зениткой на Кобре.
            1. +2
              9 июня 2020 09:32
              да вопрос не в перевооружении - лично Покрышкину прислали , но он остался верен "кобре" может и прав он. уже освоенный самолет в бою привычней.. уж точно не мне судить.. только по стойке "смирно" стоять при таких-то людях
    2. Zug
      -1
      13 июня 2020 21:58
      Никто никакого господства в небе в 43 году не "завоевал" Ла-5 был хорош только на бумаге.
      1. -1
        14 июня 2020 14:44
        Никто никакого господства в небе в 43 году не "завоевал" Ла-5 был хорош только на бумаге.

        Долго смеялсо )))
        1. Zug
          0
          14 июня 2020 14:45
          Ну смейся дальшО.Гумно это унылое было.Причем в крайне не большом количестве.Особливо с двиглом АШ82.А другого до конца войны и не сделали
          1. -1
            14 июня 2020 14:50
            Гумно это унылое было.

            Читайте лётчика -испытателя Ганс-Вернер Лерхе - именно ему досталась возможность протестировать в Рехлине ,трофейный Ла-5ФН в 1943г , и что он про него написал в отчёте )))
            И почему ,на Курскую Дугу , были брошенны именно Фоккеры ,а не Мессеры , для противостояния Ла-5ФН )))
            1. Zug
              0
              14 июня 2020 14:58
              Да читал я это еще в школе.Сядьте на ЛА5 а я на Г6-Я Вас на 3 обороте умою.И ничего вы со мною не сделаете.ФН?Но их было маааало....и капризны.Кожедуба посмотрите что он говорит-может ли ЛА догнать ФВ190.И вот его ответ:Он уйдет-медленно,но уйдет.И вы его догоните,даже у земли
              1. -1
                14 июня 2020 15:14
                Да читал я это еще в школе.Сядьте на ЛА5 а я на Г6-Я Вас на 3 обороте умою.И ничего вы со мною не сделаете.ФН?

                Ржал как конь )))))
                Читать и понимать - воообще две большие разницы ))))
                Цитирую Ганса-Вернера Лерхе :
                "Эффективность элеронов (Ла-5ФН) выдающаяся. Hа скорости 450 км/ч полный оборот выполняется менее, чем за 4 сек. "
                Для тех , кто в танке - разжёвываю )))
                Элероны отвечают за крен. Полный оборот - это такая фигура пилотажа как Бочка (оборот вокруг своей продольной оси на 360 град) . Так вот , Ла-5ФН выполнял бочку менее 4 секунд на скорости в 450км/час - совершенно нереальный результат для Мессера , у которого элероны дубели уже на скорости до 400 км/час , а на 600км/час вообще не слушались. Поэтому Ме.109 , начиная с Густава - на скоростях свыше 600км/час были летящими неуправляемыми брёвнами , неспособными ни на что , кроме пикирования.
                А скорость крена - это наиважнейший показатель управляемости самолёта , если что . Поэтому ничего Густав противопоставить Лавке не мог, кроме скорости пикирования - что и доказала война .
                1. Zug
                  0
                  14 июня 2020 15:18
                  Да да-для "спецов" желтых газетенок сойдет.Читайте дальше.Деревянный самолет с карбюратором против дюраля с турбиной и с впрыском метанола.Никто-с тобой в бой вступать не будет на виражах-зачем?Я уйду наверх пока твой хиляк не сдохнет потом собью тебя как куру.
                  1. -1
                    14 июня 2020 15:23
                    Деревянный самолет с карбюратором против дюраля с турбиной и с впрыском метанола.

                    Ржал как конь ))))
                    Для тех , кто начитался пропаганды 90-х разжёвываю - Ла-5ФН - с непосредственным впрыском топлива , если что . Во вторых тяговооружённость Ла-5ФН была лучше Мессера . Чистых 1850 л.с на 3.3 тонны веса против 1500л.с с впрыском метанола на 3.4тонны у Мессера . Лавка банально по динамике набора скорости был лучше Мессера )))
                    1. Zug
                      0
                      14 июня 2020 15:28
                      Это для коней сойдет.ЛА-7 ФН-Это исключительный вариант.Эксклюзив.Таких моторов было очень мало и жил они очень не долго.То что ты пишешь лишь тех.характеристики.До реалий им как до луны.Пройди на сайт-"Я помню" и почитай ветеранов-истребителей. Там тебе разъяснят что почем.Кто там чего стоил.Вот по словам ветеранов.Они всегда были быстрее-моторы мощнее.Они забирались наверх и ждали и ничего мы с ними сделать не могли.Потому как характеристики с заводи и в "поле"разные вещи
                      1. -1
                        14 июня 2020 15:40
                        Это для коней сойдет.ЛА-7 ФН-Это исключительный вариант.Эксклюзив.

                        У вас какая -то каша )))
                        Посмотрите сколько было выпущенно именно Ла-5ФН )))
                        Пройди на сайт-"Я помню" и почитай ветеранов-истребителей

                        Да вы что ))))
                        Цитирую :
                        "
                        Скорость и скороподъемность Ла-5ФН Вас устраивала?

                        Да, хотя в этих характеристиках многое зависит от двигателя. По скороподъёмности Ла-5ФН превосходил «мессершмидт», не говоря уже о «фоккере». Если «месс» пытался уйти от нас вверх – догоняли. И чем круче «мессер» уходил вверх, тем легче его было догнать. «Фоккер» был тяжелее «мессера», поэтому его догоняли ещё быстрее По горизонтальной скорости Ла-5ФН был чуть-чуть быстрее «мессера», а преимущество «ла» в скорости над «фоккером» было еще больше. В горизонтальном полёте ни «мессер», ни «фоккер» от Ла-5ФН уйти не могли. Если у немецких летчиков не было возможности пикировать, то мы их, рано или поздно, догоняли. "
                        Ссылка
                        https://airpages.ru/ru/aleks.shtml
                      2. Zug
                        0
                        14 июня 2020 15:43
                        Кожедуба найдете-интервью.И посмотрите нагла\ядно про Ла и ФВ.Он там сам про то говорит.Садитесь на любой истребитель РККА-Я Вас на любом немце умою.
                      3. -1
                        14 июня 2020 15:56
                        Кожедуба найдете-интервью.И посмотрите нагла\ядно про Ла и ФВ

                        И где это интервью ? ))))
                        Ссылочку не дадите ? )))
                      4. Zug
                        0
                        14 июня 2020 16:31
                        А вот это уже сами))))
                2. Zug
                  0
                  14 июня 2020 15:21
                  В 43 году люфтваффе вывела из 7 эскадр три на запад.Почему?Итак хватало.И ни Ленинград ни Киев ни Севастополь они не бомбили.Так заминировали.Ла-7 не плохие самолеты но даже КИ -84 Японские уделали бы их как Бог черепаху
                  1. -1
                    14 июня 2020 15:30
                    В 43 году люфтваффе вывела из 7 эскадр три на запад.Почему?Итак хватало.И ни Ленинград ни Киев ни Севастополь они не бомбили.Так заминировали.Ла-7 не плохие самолеты но даже КИ -84 Японские уделали бы их как Бог черепаху

                    Цирк - по вам диссериацию можно писать - шаблон на шаблоне.))))
                    Потери немцев на Восточном Фронте в самолётах , всегда превышали потери на Западном .
                    По японским самолётам - ничего они Лавке противопоставить не могли в принципе , потому что скорость крена на японских самолётах была вообще самой низкой во Второй Мировой . Тот же Зеро выполнял бочку за 8 секунд на скорости в 400км/ ч , а свыше 500км/час вообще не слушался элеронов. Кi-84 не далеко от него ушёл )))
                    1. Zug
                      0
                      14 июня 2020 15:34
                      А как они бедные без элеронов то летали?Против Накадзима ты ни-че -го сделать не сможешь даже на Ла7 с 71 двиглом.Станешь трупом и все
                      1. -1
                        14 июня 2020 15:53
                        А как они бедные без элеронов то летали?

                        Вы походу соооовсем далеки от авиации )))
                        Чтобы самолёту войти в вираж ,ему сначала надо выполнить крен, и от угловой скорости крена напрямую зависит как быстро ты войдёшь в вираж )))
                        Фоккер как сбрасывал Спитфайр с хвоста - сначала делал полувираж в одну сторону , затем мгновенно в противоположную и всё - за счёт лучшей скорости крена Фоккер сбрасывал Спита с хвоста )))
                      2. Zug
                        +1
                        14 июня 2020 15:58
                        Фокер никогда Спит с хвоста не снимет.Это ересь.Если у тебя на хвосте противник и опытный тебе никакой вираж не поможет-даже протев БФ109К4.Он тебя снесет.Вся сила у Ла-маневр на гризонте с выходом вверх-но если ты не расчитал-ты труп.А БФ уйдет-у него скорость пикирования больше-и если высота позволяет-он уйдет.А если нет-то он труп
                      3. 0
                        15 июня 2020 12:08
                        И почему мне в этих рассуждениях "Ил-2 ЗБС" (или что-то после 4.11m???) и "War Thunder"-вский "ас" слышится? Настоящий такой, кондовый, со счетом за сотню )))
                        Первый вариант у Вас точно в жизни был, по нему сравниваете )))
                        И кстати, чего с G6 зашли, а не с G2/10? Не с "1941" кампанию за JG проходили? )))
              2. 0
                14 июня 2020 16:30
                Zug! Ты не воевал на "Фронтовом небе"?
  13. +4
    8 июня 2020 08:01
    Читал сообщение северокорейцев. Иван Никитович всё таки участвовал в боях в Северной Корее и сбил 18 американских самолётов. Был сбит, приземлился на нейтральной полосе, его спасли от плена атакой на позиции южных корейцев. Моя тёща, царство ей небесное, жила по соседству с семьёй Ивана Никитовича.
    1. +1
      9 июня 2020 09:33
      странно было бы, еслиб остался в стороне. не то человек. тёще повезло..
  14. +6
    8 июня 2020 08:22
    Слово "лучший" не подходит, скорее "один из лучших". То, что он сбил больше не говорит о том, что он "лучший". Если бы Покрышкина не засунули командовать и фактически ограничивали его полеты (запрещали) он бы сбил значительно больше, да и сражался он преимущественно в годы когда немцы были не те, что у Кожедуба.
    Асами были и те кто за войну может быть сбили 1-2 самолета, но летали на прикрытие илов и Пе2, для них главное было не сбить, а защитить. Летать как Кожедуб на свободную охоту на высокой скорости это одно, а тащиться за Ил2 и встречать врага не имея скорости другое.
  15. +5
    8 июня 2020 08:56
    = С мая 1944 по август 1944 года Кожедуб сражался на истребителе Ла-5ФН, =

    = Заканчивал войну Иван Кожедуб на истребителе Ла-7, который представлял собой дальнейшее развитие Ла-5ФН, и совершил на нём первый полет 23 января 1944 года. =
    Может на Ла-7 с января 1945 г.?
  16. 0
    8 июня 2020 09:07
    "Кому огня? - МНЕ?!!" Ответ Кожедуба мериканцам на "Мустангах"...
  17. +4
    8 июня 2020 09:15
    Автор таки ввернул обе рунетовские мурзилки.
    один реактивный истребитель Ме-262

    Не сбивал. Предположительно это был 109-й с ТТУ, немцы в 45-м году какой только ерундой не баловались.
    сбил два атаковавших его американских истребителя P-51 «Мустанг». Позднее летчик сам вспоминал об этом в своих мемуарах

    А вот наговаривать на покойника нехорошо. Историю про Мустанги Кожедуб никогда не рассказывал. Под его "мемуарами" понимается посмертная биография авторства Н. Бодрихина, который и ввел в рунетовский оборот эту байку. При жизни Кожедуба, а умер он в 91-м, такой фигни не было.
    1. +2
      8 июня 2020 10:20
      про 262 в книге самого Ивана Никитовича, я еще в школе читал, какой интернет?? не было в помине
      1. +3
        8 июня 2020 10:31
        Цитата: роман66
        про 262 в книге самого Ивана Никитовича, я еще в школе читал,

        1. +2
          8 июня 2020 10:32
          да нет, вот тут
          1. +1
            8 июня 2020 10:40
            Видосик посмотрите с 34-й минуты, там недолго.
        2. Zug
          0
          13 июня 2020 22:10
          Отличный спец по Лавочкиным.Все просмотрел но...Этот не видел.Спасибо!
          1. +2
            13 июня 2020 22:29
            Не за что.

            Кстати, вроде в этом видео Серов говорит, что в 45-м в заявках на сбитые вдруг начали появляться рамы, которые вообще-то были F-5, разведывательный вариант Лайтинга. Это к тому, что не стоит повторять чушь по поводу кто кого хотел прощупать.

            Хотели бы прощупать - тов. Сталин увидел бы F-13 над головой.
            1. Zug
              0
              14 июня 2020 12:05
              Да вряд ли.Американцы свои цели достигли-закидали мешками с долларами Францию да и всю европу.Вот Черчиль по моему-тот "пощупать"хотел.
              1. +1
                14 июня 2020 19:31
                Цитата: Zug
                Американцы свои цели достигли-закидали мешками с долларами Францию да и всю европу

                У Вас какие-то альтернативно одаренные американцы. То есть они были альтернативно одаренные, но не в этом смысле. Нет, они воевали не с целью потом закидать кого-то долларами, как всеобщий дедушка мороз.

                Они закидывали долларами, чтобы переиграть итоги прощелканной клювом войны.
                Цитата: Zug
                Вот Черчиль по моему-тот "пощупать"хотел.

                Черчилль в конце понял, что СССР воюет не с Германией, а с враждебным империалистическим окружением, и тов. Сталину плевать на детали, Гитлер там его окружает или, к примеру, Сикорский.

                То есть Черчилль и раньше это понимал, но в 41-м на радостях начал врать и заврался, СССР у него аж союзникам Британии стал, старый алкаш. В 45-м опомнился, но поздно, слишком поздно, когда Рузвельт окончательно спятил, и ничего уже нельзя было изменить.
                1. Zug
                  0
                  18 июня 2020 08:00
                  Ну вот кто войну не "прощелкал".Это как раз американцы.
                  1. +2
                    18 июня 2020 08:22
                    Цитата: Zug
                    вот кто войну не "прощелкал".Это как раз американцы.

                    Да, американцы потом много врали про свою победу, поскольку 15 лет после войны страной управляли люди, собственными руками победу сдавшие. Действия американцев в 44-45 годах по своей преступности сопоставимы с Молотов-Рибентроппом (не путать с Мюнхеном), а по масштабу предательства в том числе своего народа - с Брест-Литовском.

                    Реальность состоит в том, что по итогам ВМВ США безмерно усилили страну, с которой в 48-м началась предвоенная ситуация, в 50-м - война, которая своей подготовки к войне в том числе с США не скрывала с момента своего появления на карте, и безмерно ослабили члена НАТО с 1955-го года.
                    1. Zug
                      0
                      18 июня 2020 08:38
                      А что не так с пактом Молотова?Там были сделаны "преступные" вещи? Если Вы про преступное содержание пакта то статьи назовите.Какие преступные деяния там описаны?
                      1. +1
                        18 июня 2020 08:46
                        Как и в 39-м Великие державы сдавали друг другу малые страны без всякого учёта их интересов.

                        В отличие от 39-го года, американская сторона сдала СССР не своих противников (пробританские страны Восточной Европы были врагами для обеих договаривающихся сторон 39-го года), а в т.ч. своих союзников, членов антигитлеровской коалиции. Польшу и Чехословакию.

                        В отличие от 39-го года, когда оба усатых геополитика строили империи, что можно, при плохом образовании, считать достижением, действия США определялись исключительно частными, внутриведомственными интересами Госдепа и не имели к реальности никакого отношения.
                      2. Zug
                        0
                        18 июня 2020 08:47
                        А кого "сдала"СССР? В 39 году?
                      3. +2
                        18 июня 2020 08:57
                        Цитата: Zug
                        СССР? В 39 году?

                        По-видимому, это нужно объяснять.

                        Преступность М-Р не в том, что кто-то кого-то "сдал", а в том, что большие страны собрались поделили малые.

                        Да, это плохо само по себе.
                      4. Zug
                        0
                        18 июня 2020 09:00
                        Дак собирались или поделили?Или всего лишь обговорили сферы влияния на эти страны?Сдать СССР по определению никого не могла потому как никаких договоров о взаимопомощи и т.д с ними заключено не было.Ни с Прибалтийскими ни с,тем более Финляндией(хоть и предлагали и пытались)Так что "сдавания и предательства" это просто ересь
                      5. +2
                        18 июня 2020 10:03
                        Собрались И поделили.
                        Цитата: Zug
                        Так что "сдавания и предательства" это просто ересь

                        Сдавали и предавали Рузвельт и Черчилль. А тов Сталин просто брал, что плохо лежит, он в этом отношении с молодых лет был верен себе.
                      6. Zug
                        0
                        18 июня 2020 10:05
                        Он брал то что сделает государство сильнее.К "преступным"соглашениям это не имеет никакого ортношения
                      7. +1
                        18 июня 2020 11:09
                        Цитата: Zug
                        К "преступным"соглашениям это не имеет никакого ортношения

                        Вполне имеет.
                        Цитата: Zug
                        Он брал то что сделает государство сильнее

                        Его империя начала разваливаться ещё при его жизни (бандит Тито, Китай). А в 80-е под СССР рванула прикопанная тов. Сталиным мина в Прибалтике, это помимо всех остальных мин.
                      8. Zug
                        +1
                        18 июня 2020 11:12
                        Дак какие приступления имеют место в пакте 39 года?Я так и не понял.
                      9. +1
                        18 июня 2020 11:40
                        Цитата: Zug
                        какие приступления имеют место в пакте 39 года?

                        Внимательнее, пожалуйста.
                        Цитата: Осьминог
                        По-видимому, это нужно объяснять.

                        Преступность М-Р не в том, что кто-то кого-то "сдал", а в том, что большие страны собрались поделили малые.

                        Да, это плохо само по себе.
                      10. Zug
                        0
                        18 июня 2020 12:07
                        Они ничего не могли "поделить"по определению.Это была не их собственность.Они могли лишь определить сферы влияния.Не более того.
                      11. 0
                        18 июня 2020 12:19
                        Цитата: Zug
                        Это была не их собственность

                        Это она летом 39-го не была, а потом, как Вам должно быть известно, вполне стала.
                      12. Zug
                        0
                        18 июня 2020 12:23
                        Конечно стала.Это политика.Так делали ,делают и будут делать.И к "преступному"договору это не имеет никакого отношения.В Версале "перелопатили" границы государств по своему усмотрению как хотели и в своих интересах.
                      13. +2
                        18 июня 2020 12:52
                        Цитата: Zug
                        Версале "перелопатили" границы государств по своему усмотрению

                        Версальский договор - чудовищная трагедия и чудовищное преступление. Скорее всего бОльшее, чем сама ПМВ.
                        Цитата: Zug
                        Так делали ,делают и будут делать

                        Конечно нет. Вот так, как СССР, уже никто не делал, кроме Японии. Сравните англо-американскую оккупацию Исландии, немецкую оккупацию Дании и то, что устроил СССР в странах Балтии.
                      14. Zug
                        0
                        18 июня 2020 13:11
                        Он ничего там не устроил.Все произошло по договору.
  18. BAI
    +3
    8 июня 2020 10:42
    1.
    В первом боевом вылете будущий летчик-ас едва не погиб

    Заголовок абсолютно не правильный. 1,5 месяца после прибытия на фронт, Кожедуб выполнял боевые вылеты НЕ ВСТРЕЧАЯ противника. Первый воздушный бой - другое дело.
    2. Говоря о Кожедубе, следовало бы рассказать, как он командовал авиадивизией в Северной Корее. Для него Великая Отечественная была не последней войной.
  19. +1
    8 июня 2020 10:52
    Вопрос автору! А КАКОЙ новый и более мощный двигатель получил Ла-7 по сравнению с Ла-5ФН?
    1. Zug
      +1
      18 июня 2020 11:21
      Которого не было))))))
  20. +2
    8 июня 2020 10:56
    Самолет героя неоднократно пронизывали вражеские пули и снаряды, но ни разу он не был убит???
    1. +10
      8 июня 2020 12:26
      не, ну пару раз был убит, но на фронт вернулся
  21. +2
    8 июня 2020 11:07
    В переизданных мемуарах есть информация по сбитию 2-х мустангов. Записали их ему как 2 ФВ-190. Он сам описывает это как попытку помочь отбить атаку немцев на строй крепостей. Но американцы приняли его за немца и начали атаковать его. В результате пришлось их сбить, дабы они сами его не привалили. Выживший американский пилот сказал что сбил его красноносый фоккер. И в книге кстати есть кадры фотопулемета Кожедуба, где четко просматривается силуэт Мустанга. Историю замяли в то время, но я говорю о варианте мемуаров вышедших уже после развала Союза.
    1. +1
      8 июня 2020 11:17
      Цитата: Yakut
      варианте мемуаров вышедших уже после развала Союза.

      Да. После развала Союза и после смерти Кожедуба, когда его уже не спросишь.
      Цитата: Yakut
      в книге кстати есть кадры фотопулемета

      Немецкого. Если бы Бодрихин не приплел этот ФКП, то еще можно было бы что-то обсуждать, но в таком виде - 100% подделка.
      1. 0
        8 июня 2020 17:25
        нашего, у нас тоже они стояли.
        1. +1
          8 июня 2020 17:33
          Там припечатана марка аппарата и пленки, ЕМНИП. Нет, на самолете Кожедуба стоял американский ФКП, а не немецкий.
  22. Eug
    +1
    8 июня 2020 17:40
    Выпуск Чугуевского ВВАУЛ 1941 года - 53 Героя Советского Союза, 8 дважды Героев и трижды Герой... Кожедуб очень здорово переносил перегрузки. И почему-то в статье ни слова о войне в Корее, где советские летчики летали под его командованием. Есть разные мнения по поводу его полетов в Корее, но, как по мне, он не мог не летать, несмотря на запрет...
    1. +1
      9 июня 2020 02:07
      Летал, несмотря на запрет. Мне его лётчик-однополчанин рассказывал
  23. -1
    8 июня 2020 21:08
    Вечная память Герою! Предали чубатые Ивана Никитича...
    1. +1
      9 июня 2020 10:17
      Цитата: Андрей Николаевич
      Вечная память Герою! Предали чубатые Ивана Никитича...

      Железное поколение.
      Советские люди. Таких не делают уже давно.
      А в Украине чтят Трижды Героя СССР.

      Харьковский национальный университет Воздушных Сил имени трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба — крупнейшее высшее военное учебное заведение, занимающееся подготовкой кадров для Воздушных cил Вооружённых cил Украины
      1. -2
        9 июня 2020 11:56
        Ещё не переименовали? Удивительно.. Ничего.. Лет через пять и эту надпись сотрут. Оставьте это фото себе, на память. Будет что вспомнить...(
  24. +4
    8 июня 2020 23:01
    По мнению одного американского автора, Кожедуб не имеет равных в мире по соотношению боев и сбитых машин, а также по факту непобедимости.