Американский суперистребитель, который никогда не летал

35
Американский суперистребитель, который никогда не летал
Макет истребителя XF-108 Rapier

Проект необычного истребителя, необходимого для сопровождения стратегических бомбардировщиков, возник в США во второй половине 1950-х годов. Для своего времени новинка выделялась отличным набором летно-технических характеристик. Если бы самолет действительно был построен, это был бы прорыв. Однако дальше проекта истребитель XF-108 Rapier не продвинулся. В небо тяжелый истребитель сопровождения так никогда и не поднялся.

Появление XF-108 Rapier


1950-е годы ознаменовали собой окончательной переход к реактивной боевой авиации. Именно в это время США были близки к тому, чтобы представить миру уникальные сверхзвуковые реактивные машины с невиданными доселе летно-техническими характеристиками. Экспериментальный истребитель XF-108 Rapier, который начали создавать в конце 1950-х годов, как раз относился к подобным проектам. Новый истребитель вполне мог изменить представление об авиации. Работы по его созданию велись в связке с разработкой нового стратегического сверхзвукового бомбардировщика B-70 Valkyrie.



Над созданием самолетов работала известная американская компания North American, которая ранее подарила миру один из лучших истребителей Второй мировой войны P-51 Mustang. Работы по стратегическому бомбардировщику и истребителю сопровождения велись в рамках инициированного в 1957 году командованием ВВС США проекта по созданию новых стратегических систем. Проектом предусматривалось создание сверхзвукового стратегического бомбардировщика, способного развивать скорость в три Маха, а также истребителя сопровождения, который по скорости полета не отставал бы от бомбардировщика. Третьим направлением проекта было создание межконтинентальных крылатых ракет, также обладавших сверхзвуковой скоростью.


XB-70A «Валькирия» в полете

Если от крылатых ракет американские военные быстро отказались в пользу более выгодных и перспективных МБР, то работы над бомбардировщиком и истребителем велись достаточно активно. Хотя XF-108 Rapier так никогда и не поднялся в небо, его ближайший родственник, стратегический бомбардировщик B-70 Valkyrie, был воплощен в металле. Бомбардировщик был построен в двух экземплярах и впервые поднялся в воздух в 1964 году. Данный факт не остался незамеченным для советской разведки. Ответом СССР на американские разработки стало создание сверхзвукового истребителя-перехватчика Е-155, который в будущем превратился в серийный истребитель МиГ-25.

Сверхзвуковой истребитель сопровождения и его возможности


Договор на постройку двух сверхзвуковых истребителей сопровождения был заключен с компанией North American 6 июня 1957 года. Два новых самолета получили обозначение XF-108 (обозначение внутри компании – NA-257). Новый истребитель изначально проектировался, как машина, способная совершать полеты на большую дальность и с очень высокой скоростью – около трёх Махов. Самолет планировалось использовать одновременно и в качестве дальнего перехватчика, который должен был осуществлять перехват стратегических бомбардировщиков СССР в небе над Арктикой, и в качестве тяжелого истребителя сопровождения для американских стратегических сверхзвуковых бомбардировщиков B-70 «Валькирия». В этом плане самолет должен был выполнять ту же роль, что и P-51 Mustang, который в годы Второй мировой войны сопровождал «летающие крепости».

Несмотря на то, что XF-108 Rapier так и не был построен в металле, проект был перспективным и выделялся рядом интересных новшеств. Согласно первоначальным планам, истребитель, как и создаваемый параллельно бомбардировщик B-70 Valkyrie, должен был получить два турбореактивных двигателя General Electric J95-GE-5 (на бомбардировщике планировалось установить шесть таких двигателей), работающих на бороводородном топливе – пентаборане. По своим качествам пентаборан превосходил классический авиационный керосин. Однако быстро выяснилось, что использование нового топлива позволяло увеличить дальность полета самолетов лишь на 10 процентов. При этом данное топливо оставалось крайне токсичным и вредным веществом. В августе 1959 года работы по созданию двигателя J95-GE-5 были закрыты вместе с работами по созданию бороводородного топлива.


Второй отличительной особенностью нового истребителя должна была стать сложная для своего времени система управления огнем и набор используемого вооружения. СУО самолета создавалась на базе новейшей импульсно-доплеровской РЛС ASG-18, которая должна была обеспечивать селекцию целей в нижней полусфере. Мощное бортовое радиолокационное оборудование должно было работать в связке с новейшей управляемой ракетой класса «воздух-воздух» GAR-9 «Super Falcon». Отличительной особенностью ракеты была крайне высокая скорость полета – примерно 6 Махов и большой радиус действия – 176 км.

Тяжелый истребитель должен был нести сразу три таких ракеты массой 365 кг каждая, при этом размещать ракеты планировалось во внутреннем отсеке вооружения. Для наведения новой ракеты на цель планировалось использовать комбинированную головку самонаведения. На средней дистанции использовалась полуактивная радиолокационная система наведения на цель, на конечном участке полета – инфракрасная система наведения.

Внешне XF-108 Rapier представлял собой крупный самолет, оснащенный двумя турбореактивными двигателями. После отказа от силовой установки, работающей на бороводородном топливе, конструкторы вернулись к классическим двигателям General Electric J93-GE-3AR с тягой на форсаже на уровне 130,3 кН каждый. Считалось, что этого будет достаточно, чтобы разогнать самолет с максимальной взлетной массой более 46 тонн, до скорости 3186 км/ч.


Ракета GAR-9 во внутреннем отсеке истребителя XF-108

Конструктивно XF-108 был цельнометаллическим самолетом, выполненным по схеме «утка» и обладающим характерным крылом треугольной формы. Размах крыла составлял 17,5 метра, площадь крыла – 173,5 квадратных метра. По замыслу проектировщиков треугольное крыло истребителя должно было получить механизацию по всей задней кромке, а также отклоняющиеся вниз законцовки крыла. Такое же решение планировалось и для стратегического бомбардировщика «Валькирия». По замыслу инженеров компании North American, это должно было повысить путевую устойчивость нового самолета, особенно при полете на сверхзвуковых скоростях. Экипаж истребителя должен был состоять из двух человек.

Реализации проекта помешало развитие МБР


Первый готовый истребитель американские военные планировали получить к началу 1963 года. При этом покупать новую машину Пентагон был готов сотнями. Согласно первоначальным планам, ВВС США рассчитывали заказать сразу 480 истребителей F-108, которым уже присвоили официальное наименование Rapier («Рапира»). Однако этому не суждено было сбыться. Уже в сентябре 1959 года проект создания нового тяжелого истребителя сопровождения был окончательно заморожен, а в 1960 году компания North American окончательно прекратила разработку.

Новый истребитель так и не был построен в металле, оставшись навсегда на стадии деревянного макета. На судьбу проекта негативно повлияли постоянный рост стоимости самолета, а также всё большая неопределенность относительно перспектив стратегического оружия. Непонятно было, каким именно стратегическим бомбардировщикам СССР должен противостоять новый истребитель с таким набором боевых возможностей. Одновременно с этим на сцену выходили межконтинентальные баллистические ракеты, которые становились основной ударной силой стран, обладающих ядерным оружием.


Макет истребителя XF-108 Rapier

С развитием МБР отпадала сама необходимость использования «роя» стратегических бомбардировщиков, которые можно было сбить еще на подлете к цели. При этом свою роль в закрытии проекта XF-108 Rapier сыграло и появление более совершенных управляемых крылатых ракет, которые можно было запускать с борта подводных лодок и надводных кораблей. Новые виды ракетного вооружения нивелировали ценность и возможности «Рапиры», которая превращалась в дорогую игрушку без определенных задач. К 1960 году проект был полностью остановлен.

При этом нельзя сказать, что проект XF-108 Rapier для компании North American оказался абсолютно бесполезным. Многие наработки в дальнейшем были использованы при создании как экспериментальных, так и серийных машин. В частности, фюзеляж самолета практически без изменений перекочевал на серийный сверхзвуковой палубный бомбардировщик North American A-5 Vigilante, который воплотил концепцию сверхзвукового самолета с более скромной максимальной скоростью полета – в районе двух Махов.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    12 июня 2020 05:30
    Ну, на его основе можно было создать средний бомбардировщик, или самолет -заправщик. Зря янки его похоронили, это действительно хорошая разоработка, другое дело что все революционное стоит изначально очень дорого, и возможно, были технические проблемы, не дающие конструкторам уверенности в надежности самолета. Это как сейчас ф35, по своему революционный, но крайне неудачный самолет. На пять решенных проблем всплывает 3-4 новых, более сложных проблем. Этакая вечная сырая авиапроблема. ...
    1. +1
      12 июня 2020 10:28
      Ну а Виджелент кто?
      1. +1
        12 июня 2020 10:54
        Цитата: Usher
        Ну а Виджелент кто?

        Вернее что? Чемодан без ручки, если коротко...
      2. +3
        12 июня 2020 11:16
        Цитата: Usher
        Ну а Виджелент кто?

        Не очень удачный носитель ядрёного оружия.. дорогой 2х маховый но бесполезный... быстро сняли с вооружения. там уже у ссср пошли ЗРК шанс на прорыв стал минимален.
        1. 0
          13 июня 2020 22:53
          Причем тут удачный, неудачный? Вопрос был в том, что могли создать средний бомбер, вот и создали. Что вы тут воду мелите?
    2. 0
      15 июня 2020 06:01
      Цитата: Бережливый
      или самолет -заправщик


      Очень плохой танкер бы из него получился)
  2. +7
    12 июня 2020 06:26
    Никакую "Валькирию" "Рапира" не должна была сопровождать, т.к. изначально должна была стать не тяжёлым истребителем сопровождения, а всего лишь скоростным истребителем-перехватчиком. "Валькирия" разрабатывалась уже после закрытия проекта "Рапира".
  3. +4
    12 июня 2020 06:32
    В частности, фюзеляж самолета практически без изменений перекочевал на серийный сверхзвуковой палубный бомбардировщик North American A-5

    Более того, можно разглядеть некое внешнее сходство с фюэеляжем МиГ-25 , что дало повод американской прессе заявлять о копировании ( врут конечно)
    1. +4
      12 июня 2020 09:26
      это как патентование корпуса айфона.. прямоугольник с закругленными углами
      1. +4
        12 июня 2020 09:33
        А вы сравните чертежи вид с верху А-5 и МиГ-25. Как говаривал Полиграф Полиграфович -
        есть что то от водолаза...
    2. 0
      12 июня 2020 10:57
      Цитата: mark1
      некое внешнее сходство с фюэеляжем МиГ-25 , что дало повод американской прессе заявлять о копировании ( врут конечно)

      Если приглядеться к проекциям F-15, то и там видно внешнее сходство с МиГ-25...
      1. +3
        12 июня 2020 23:00
        Цитата: Fitter65
        Если приглядеться к проекциям F-15, то и там видно внешнее сходство с МиГ-25...

        В советские времена в отечественной конструкторской среде считалось непреложной истиной, что F-15 срисовали с МиГ-25. Как было на самом деле - мне не известно. Собственно, копирование тех или иных решений - очень распространенный подход к проектированию и ЛА, и остальной техники. Другое дело, что кто-то тупо клонирует изделие более развитого конкурента, а кто-то подсматривает интересные решения и переосмысливает их под свои насущные задачи. "Орёл" не был "тупым" клоном МиГ-25, так как это машины решали разные задачи. Но МиГ-25 был первой серийной машиной с двумя килями, смещенным назад крылом и "коробчатыми"воздухозаборниками по краям фюзеляжа - у "Орла" мы всё это тоже наблюдаем...
    3. 0
      12 июня 2020 11:37
      Да-да-да: МиГ-25 всенепременно был бесхвостной "уткой" laughing
      1. +1
        12 июня 2020 12:24
        Судя по вашему комментарию вы просто не соизволили посмотреть ( А-5 и МиГ-25 на всякий случай)
        1. 0
          12 июня 2020 12:31
          У вас как с пониманием аэродинамических схем - где "бесхвостка" и где МиГ-25?
          1. +1
            12 июня 2020 12:32
            А у вас просто с пониманием? А-5 и МиГ-25.
            1. +2
              13 июня 2020 01:46
              Цитата: mark1
              А у вас просто с пониманием? А-5 и МиГ-25.

              Американцы кстате утверждают до сих пор что МиГ-25 повторяет аэродинамическую схему A-5 Vigilante , причём из-за ковшёвых воздухозаборников. Ну подсмотрели , может быть внешний вид ВЗ, вся остальная начинка этих воздухозаборников отлична от того что внутри А-5. Как и ВЗ на F-15 вроде бы такие-же как и у МиГ-25, внешне, а вот всё прочие...
          2. +1
            13 июня 2020 02:20
            Андрей , у А-5 обычная схема - с классическими рулями высоты и одним килем . От описанного в статье истребителя у него только фюзеляж(без отсека вооружений , у А-5 была труба в заднице , через которую тот выстреливал ЯБП назад) .
            А видом сверху они действительно похожи - два двигателя , ковшеобразные воздухозаборники по бортам , похожая форма крыла(в общих чертах) . Но у МиГ-25 два киля , одноместная кабина , и это перехватчик .
            А-5 строился как бомбардировщик палубной авиации , но применялся как высотный разведчик во время Вьетнамской войны .
            hi
  4. +5
    12 июня 2020 07:25
    Новый истребитель так и не был построен в металле, оставшись навсегда на стадии деревянного макета.
    Макет обошелся в 142 000 000 тогдашних долларов. Сегодня это около 1 250 000 000.
  5. 0
    12 июня 2020 10:13
    По сути это аналог нашего миг-25 ,который до сих пор летает по миру.
    Я думаю что применение этой машинке нашлось бы если проект не зарубили.
  6. 0
    12 июня 2020 16:45
    Что-то очень похоже на канадский CF-105 Arrow и с похожей судьбой, правда, он полетал...
  7. 0
    12 июня 2020 17:19
    Выглядит и вправду красиво.
    Но деревянный макет не самолет, от слова совсем. Дошел бы он до стадии демонстратора технологий было бы о чем говорить....
  8. +5
    12 июня 2020 17:25
    Цитата: mark1
    А вы сравните чертежи вид с верху А-5 и МиГ-25. Как говаривал Полиграф Полиграфович -
    есть что то от водолаза...

    Если вы, я, он решает задачу 2+2, то у вас, у меня, и у всех это =4. Кто у кого списывал?
    Коль вы живёте на планете Земля с конкретными свойствами атмосферы, физическими константами, и перед всеми стоят одинаковые задачи, неизбежно получатся очень похожие формы и свойства машин.
    В совершенных секретах ведутся разработки, но.... Начните делать первосамолёт по характеристикам братьев Райт- получите такую же этажерку. Ну, не может ничего другого получиться, если строить на тех материалах, двигателях и тех скоростях.
  9. +1
    12 июня 2020 17:32
    Цитата: Герман 4223
    По сути это аналог нашего миг-25 ,который до сих пор летает по миру.
    Я думаю что применение этой машинке нашлось бы если проект не зарубили.

    Не путайте причину со следствием. Не сделали, потому, что не видели необходимости в ней.
    Если вам не нужен вездеход, плавающий, летающий, ползающий по земле и под землёй, то вы его делать не станете. Или я не прав?
  10. 0
    12 июня 2020 23:07
    Конструктивно XF-108 был цельнометаллическим самолетом, выполненным по схеме «утка» и обладающим характерным крылом треугольной формы.

    Остаётся надеяться, что автор просто описАлся...
    "Уткой" была "Валькирия", а "Рапира" - бесхвосткой. Хотя... как можно тут было не заметить грубейшую ошибку?
  11. +2
    12 июня 2020 23:09
    Конструктивно XF-108 был цельнометаллическим самолетом...

    По факту, он был сначала "цельнобумажным", а потом дотянул до "цельнодеревянного"...
  12. +4
    13 июня 2020 11:03
    Спасибо Сергей. good Еще бы про "Валькирию" почитать yes
  13. +3
    14 июня 2020 12:50
    И хорошо, что не полетел yes
  14. +1
    15 июня 2020 06:37
    Т-4 или "Сотка" у нас даже полетела, но ... самолеты с коэффициентом новизны более 70% в серию не запускают.
  15. 0
    20 июня 2020 13:38
    Раз о нём много мечтали, то это почти был. Он мог летать передом, задом и наискосок. Так, как лётчик не мог управлять таким крутым самолётом, то учили стрекозлов управлять этим самолётом, ведь для них всё равно, что летать, что висеть, что улететь туда не зная куда.
  16. -3
    15 июля 2020 18:04
    Реально спасибо за статью! Было интересно и познавательно.Плюс статье. yes good
    Воистину золотые годы авиации! Это какой технологический скачёк сделало человечество в те годы.Вдуматься.Реально снимаешь шляпу перед тем поколением hi
  17. 0
    18 августа 2020 22:20
    Заборник как у МиГ-25.
  18. 0
    18 августа 2020 22:21
    Цитата: Ilya_Nsk
    Т-4 или "Сотка" у нас даже полетела, но ... самолеты с коэффициентом новизны более 70% в серию не запускают.

    Из-за высокой новизны Сотка до серии и не дошла.
  19. 0
    31 августа 2020 00:28
    Если у SR-71 "Blackbird" титановый , вроде бы , фюзеляж удлинялся из-за нагрева (по памяти
    из старого журнала "Зарубежное военное обозрение") на чуть больших скоростях полёта аж
    на 10 см, то как бы вели себя замки внутреннего бомболюка при подобной деформации корпуса при сбросе GAR-9 c предпоследней фотографии?
  20. 0
    15 сентября 2020 23:34
    « В частности, фюзеляж самолета практически без изменений перекочевал на серийный сверхзвуковой палубный бомбардировщик North American A-5 Vigilante, который воплотил концепцию сверхзвукового самолета с более скромной максимальной скоростью полета – в районе двух Махов

    - нужно упомянуть, что кроме А-5 фюзеляж XF-108 Rapier явно угадывается в МиГ-25