«Рита» подскажет: в Индии заинтересовались голосовым помощником пилота МиГ-35

113

В Индии заинтересовались информацией о том, что в России на истребители МиГ-35 планируют устанавливать систему голосовой помощи. Речь идёт о системе, которая будет давать рекомендации лётчику при выполнении пилотирования. Как ранее сообщалось, голосовой помощник получил неофициальное имя «Рита».

В Индии отмечают, что система голосовой помощи может оказаться важным компонентом для самолётов, относящихся к поколению 4++. При этом отмечается, что с новым вариантом оснащения, которое относится к составляющей искусственного интеллекта, МиГ-35 может получить дополнительные конкурентные преимущества на индийском рынке.



Здесь нужно напомнить, что ВВС Индии продолжают рассматривать многочисленные варианты для обновления своего авиапарка. Российские истребители МиГ-35 и Су-35 входят в так называемый «шорт-лист» планируемого индийского заказа. В общей сложности Индия собирается приобрести более сотни истребителей. При этом в том же «шорт-листе» состоят американские F-18, французские Rafale (по этим истребителям уже есть контракт) и шведские JAS 39 Gripen.

Летом прошлого года индийские лётчики-испытатели пилотировали российские МиГ-35 на авиасалоне МАКС-2019 в подмосковном Жуковском. Отмечается, что у индийских лётчиков остались позитивные впечатления после пилотирования.

В индийских СМИ:

Российские программисты создали голосовой помощник, который предупредит пилота о различных нештатных ситуациях, подскажет, какой вариант действия выбрать. Они отмечают, что такой программный помощник не будет отвлекать пилота. Его подсказки могут оказаться очень важны во время боевого применения. "Рита" подскажет лётчику параметры полёта и цели.

Речь идёт о модернизированной версии голосового сопровождения при выполнении пилотирования. Ранее российским СМИ о голосовом помощнике на борту МиГ-35 рассказал лётчик-испытатель Дмитрий Селиванов.
113 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -7
    13 июня 2020 10:22
    Рит та, Зит та, Гит та .... Боливуд однако, осталось "Танцора диско" изобразить и всё будет весело!
    Ох уж эти, заинтересованности, ни к чему не приводящие .....
    1. -8
      13 июня 2020 10:28
      Цитата: rocket757
      Рит та, Зит та, Гит та .... Боливуд однако, осталось "Танцора диско" изобразить и всё будет весело!
      Ох уж эти, заинтересованности, ни к чему не приводящие .....

      Ну для индусов специально сделают .."Джими Джими ..Ача ача..!"
      На ура уйдет ...Ну и мат русский в случае чего ..Его весь мир понимает без перевода !
      1. +1
        13 июня 2020 11:01
        Если это поможет, для коммерческого успеха ... да ничего, такого, не жалко!
        1. +27
          13 июня 2020 11:55
          Речевые информаторы на МиГи ставили еще в 80-е годы, их называли Рита или Наташа. Непонятно чего в этом нового.
          1. +5
            13 июня 2020 12:14
            Речевые информаторы на МиГи ставили еще в 80-е годы, их называли Рита или Наташа. Непонятно чего в этом нового.


            Думаю это новое поколение информатора с более расширенным функционалом.
            1. +11
              13 июня 2020 12:19
              Ну так и надо писать, а то можно подумать, что этого никогда не было. Просто на специализированном сайте надо точнее выражаться
              1. +1
                13 июня 2020 13:49
                Ну кому надо объяснили точнее, а журналистам довели столько, сколько нужно, а может они просто сути не уловили, запомнили только что информатор будет и все ))).

                Думаю, туда что-то добавляют из новых технологий искусственного интеллекта. Наверное будет что-то вроде Алисы от Яндекса, только еще завязанной на управление самолетом. Можно прям будет общаться с ней ))). Как в фантастических фильмах когда ИИ просчитывает характеристики полета, сообщает о неисправностях и выполняет различные действия.

                Правда нет, точно не знаю, но слышал на МиГе-29 была реализована функция самостоятельной посадки на аэродром, без участия человека. А сейчас все на порядок будет лучше.
                1. +5
                  13 июня 2020 15:55
                  Цитата: Ratmir_Ryazan
                  Наверное будет что-то вроде Алисы от Яндекса, только еще завязанной на управление самолетом

                  Это ..бред....на Рите уже и так всё записано , что необходимо по критическим положением и состоянием всех систем управления самолётом и двигателями(лем), а так же все критические ограничения по режимам полёта и напоминание о всех необходимых действиях при изменениях режимов полёта soldier
            2. 0
              13 июня 2020 18:24
              Цитата: Ratmir_Ryazan
              Думаю это новое поколение информатора с более расширенным функционалом.

              Голос в шлеме:
              - Эту кнопку не трогать ! Синий рычаг влево не переводить ! Отодвинься назад - Включается автопилот !
          2. -2
            13 июня 2020 12:24
            Функционал расширен, это факт. Это не просто прослушивание информации, это уже общение, условное. Машина отвечает на заданные вопросы, может предложить алгоритм правильных действий, подправить, если что. Это некое общение, бывает очень полезно, нужно.
            Техника развивается, это надо использовать по полной.
          3. +5
            13 июня 2020 13:28
            Совершенно верно, а РИТА от словосочетания речевой информатор, используется очень давно
          4. +5
            13 июня 2020 15:51
            Цитата: 1976AG
            Речевые информаторы на МиГи ставили еще в 80-е годы

            Немного поправлю...не в 80-е, а в 70-е wink
            В 1974 году на первом Миг-23БК ( в дальнейшем Миг-27 и Миг-27К) и в 1982 году Миг-27М М и МЛ для Индии, где штатно был установлен речевой информатор.
            "обзывалась" Ритой...где только не был...про "Наташу" не слышал soldier
            1. +1
              13 июня 2020 16:16
              Про Наташу слышал от гражданских пайлотов , у них терминология немного отличается и иногда возникает непонимание , бывает и неприятное.
              1. +2
                13 июня 2020 17:12
                Цитата: a.hamster55
                Про Наташу слышал от гражданских пайлотов , у них терминология немного отличается и иногда возникает непонимание , бывает и неприятное.

                Понятно...
          5. +1
            13 июня 2020 15:52
            Цитата: 1976AG
            Непонятно чего в этом нового.

            Тоже не понято, ведт на 29UPG и 29К/куб тоже стоит "Рита" и индусы с ней знакомы ..не понаслышке
          6. 0
            13 июня 2020 18:49
            Цитата: 1976AG
            Речевые информаторы на МиГи ставили еще в 80-е годы, их называли Рита или Наташа. Непонятно чего в этом нового.

            Ага, тоже удивился, что индусы в этом нового нашли? Но чтоб Наташа - не слышал, хоть не индус, вродеlaughing
          7. 0
            14 июня 2020 01:28
            Цитата: 1976AG
            Речевые информаторы на МиГи ставили еще в 80-е годы, их называли Рита или Наташа. Непонятно чего в этом нового.

            Я так понял, раньше голосом была только констатация проблемы. К примеру: "пожар левого двигателя". Сейчас же, голосом дают совет, что делать в данной ситуации.
            PS
            Так вроде бы, и на вертолётах стоят голосовые информаторы.
            На ютубе был видеоролик, где разработчики объясняют почему голос именно женский, а не мужской, и какие были критерии подбора этого голоса.
        2. -3
          13 июня 2020 12:31
          Для коммерческого может и поможет, а для снижения аварийности - вряд ли
          1. 0
            13 июня 2020 12:37
            Почему нет? Два основных фактора повышенной аварийности - плохая предполетная подготовка техники/ качественное тех обслуживание, и недостаточная подготовка пилотов!
            По крайне мере, вовремя поданная команда, подсказка, поможет исправить ошибки пилотирования ... тем более, если они будут краткие и понятные!
            Как то так.
            1. 0
              13 июня 2020 15:31
              Имел в виду снижение аварийности в индийских ВВС. Там Рита наоборот подстегнет желание «дернуть стопкран» катапульты. Ну, менталитет такой...
              А вдруг не получится, а вдруг высоты не останется, а потанцевать и попеть еще так хочется.
              Услышал про остановку двигателя и все, слушать рекомендации по запуску никто не станет...
              1. +3
                13 июня 2020 16:14
                Цитата: Vlad.by
                подстегнет желание «дернуть стопкран» катапульты.

                Стоп-кран это привод (механический или электрический) в системе подачи или перекрытия топлива к авиадвигателю и...на катапульте не установлен wassat
                На различных типах кресел применяются либо рД,либо пороховые ускорители,либо системы сжатого воздуха.
                И дёргают9тянут) обычно "держки" или "хватаются за рычаги катапультирования" soldier
                1. +1
                  13 июня 2020 18:59
                  Цитата: древний
                  Цитата: Vlad.by
                  подстегнет желание «дернуть стопкран» катапульты.

                  Стоп-кран это привод (механический или электрический) в системе подачи или перекрытия топлива к авиадвигателю и...на катапульте не установлен wassat
                  На различных типах кресел применяются либо рД,либо пороховые ускорители,либо системы сжатого воздуха.
                  И дёргают9тянут) обычно "держки" или "хватаются за рычаги катапультирования" soldier

                  Интересно, как и когда появилось слово "держки"? Когда на К-36 пересели?
                  1. +2
                    14 июня 2020 09:49
                    Цитата: Doliva63
                    Интересно, как и когда появилось слово "держки"?

                    Да нет раньше..когда пошли 2-х позиционные рычаги катапультирования .1-е-нажать скобу и потянуть рычаг вверх(срабатывает система изготовки и сброса фонаря). 2-е -отжимаешь ввниз и....срабатывает 1-я ступень КСМТ( и ты.."поехал"), но вовремя всего.."полёта в кресле" ты ДЕРЖИШЬСЯ за эти рычаги сидя в кресле.
                    То же самое когда есть шторка над головой...потянул и ДЕРЖИШЬСЯ за неё ,закрывая ( как дефлектором) лицо ( а то если маска не притянута, то...будут проблемы wassat )
                    Так что авиационный слэнг drinks
                    1. +1
                      14 июня 2020 19:52
                      Цитата: древний
                      Цитата: Doliva63
                      Интересно, как и когда появилось слово "держки"?

                      Да нет раньше..когда пошли 2-х позиционные рычаги катапультирования .1-е-нажать скобу и потянуть рычаг вверх(срабатывает система изготовки и сброса фонаря). 2-е -отжимаешь ввниз и....срабатывает 1-я ступень КСМТ( и ты.."поехал"), но вовремя всего.."полёта в кресле" ты ДЕРЖИШЬСЯ за эти рычаги сидя в кресле.
                      То же самое когда есть шторка над головой...потянул и ДЕРЖИШЬСЯ за неё ,закрывая ( как дефлектором) лицо ( а то если маска не притянута, то...будут проблемы wassat )
                      Так что авиационный слэнг drinks

                      Вот не помню, какие кресла стояли на Су-17. Которые были М2 - там уже К-36, я застал ещё укладку старых, но какие - забыл sad
                      1. +1
                        15 июня 2020 11:41
                        Цитата: Doliva63
                        Вот не помню, какие кресла стояли на Су-17.

                        На опытовых и на предсерийных (т.е.с 85 серии) и дальее на всех серийных Су-17 (до 94 серии) и Су-17М( 51-61 серии) и М2( номерация серий пошла с 1 ( стояли кресла КС4-С32 ( позволяли на разбеге-пробеге с Н=0,но при V>140- ограничение по сбросу фонаря.)
                        Кресла К-36Д пошли уже на Су-17М3 и УМ3, а на су-17М4 уже появились К-36ДМ.
                        Вот где-то так.....мне такие доставались..если правильно помню wink drinks
                      2. +1
                        15 июня 2020 21:18
                        Цитата: древний
                        Цитата: Doliva63
                        Вот не помню, какие кресла стояли на Су-17.

                        На опытовых и на предсерийных (т.е.с 85 серии) и дальее на всех серийных Су-17 (до 94 серии) и Су-17М( 51-61 серии) и М2( номерация серий пошла с 1 ( стояли кресла КС4-С32 ( позволяли на разбеге-пробеге с Н=0,но при V>140- ограничение по сбросу фонаря.)
                        Кресла К-36Д пошли уже на Су-17М3 и УМ3, а на су-17М4 уже появились К-36ДМ.
                        Вот где-то так.....мне такие доставались..если правильно помню wink drinks

                        Вот все мне сказали, что Сиверский на М2 летал, а я там купол в заголовники К-36 укладывал. Совсем с толку сбили laughing drinks Спарки-то точно помню - С54У были. А ведь это спарка М-третьго? Выходит, полк за 2 года прошёл путь от Су-17М(С32М, так ведь?) - Су-17М2 - Су-17М3? Нихренасе, однако! drinks
                        П.С. Ещё помнится, у одних Фон-5 стоял, потом Фон-7 стал. И с РСБН такая же фигня. От лётчиков на сайте 67 АПИБ ничего вразумительного не добился.
                      3. +2
                        16 июня 2020 12:53
                        Цитата: Doliva63
                        Спарки-то точно помню - С54У были

                        Нет..у М; никогда не было "спарки",только боевая(С-54),была ещё модификация разведчика (С-54Р)...на экспорт шла С-54К(Су-22М4) ,но в исполнении "Б" (сокращенный перечень вооружения и другая СГО).
                        Цитата: Doliva63
                        Выходит, полк за 2 года прошёл путь от Су-17М(С32М, так ведь?) - Су-17М2 - Су-17М3? Нихренасе, однако!

                        1. Первая серия самолетов С-32М, получивших обозначение Су-17М, была принята на вооружение в 1972 году. ( 51 я серия)
                        . Выпуск «эмки» продолжался до 1976 года, когда "крайний" самолет 61-й серии покинул ЦОС. wink
                        2. Су-17М2 (С-32М2) была принята на вооружение в 1976 году а запуск в серию начался на КнАЗе в 1975 .г. wink
                        3.Практически параллельно (С-32М2) начала выпускаться "спарка" Су-17УМ (С-52У ранних серий) конец 1975 года., а уже в 1980 году пошёл в серию Су-17УМ3 (С-52УМ3 поздних серий) wink
                        Практически одновременно с ними шли и "боевые" good
                        Цитата: Doliva63
                        Ещё помнится, у одних Фон-5 стоял, потом Фон-7 стал

                        " Встречал" только "Фон-1400", а затем уже "клён-ПС" soldier
                      4. +1
                        17 июня 2020 18:28
                        Цитата: древний
                        Цитата: Doliva63
                        Спарки-то точно помню - С54У были

                        Нет..у М; никогда не было "спарки",только боевая(С-54),была ещё модификация разведчика (С-54Р)...на экспорт шла С-54К(Су-22М4) ,но в исполнении "Б" (сокращенный перечень вооружения и другая СГО).
                        Цитата: Doliva63
                        Выходит, полк за 2 года прошёл путь от Су-17М(С32М, так ведь?) - Су-17М2 - Су-17М3? Нихренасе, однако!

                        1. Первая серия самолетов С-32М, получивших обозначение Су-17М, была принята на вооружение в 1972 году. ( 51 я серия)
                        . Выпуск «эмки» продолжался до 1976 года, когда "крайний" самолет 61-й серии покинул ЦОС. wink
                        2. Су-17М2 (С-32М2) была принята на вооружение в 1976 году а запуск в серию начался на КнАЗе в 1975 .г. wink
                        3.Практически параллельно (С-32М2) начала выпускаться "спарка" Су-17УМ (С-52У ранних серий) конец 1975 года., а уже в 1980 году пошёл в серию Су-17УМ3 (С-52УМ3 поздних серий) wink
                        Практически одновременно с ними шли и "боевые" good
                        Цитата: Doliva63
                        Ещё помнится, у одних Фон-5 стоял, потом Фон-7 стал

                        " Встречал" только "Фон-1400", а затем уже "клён-ПС" soldier

                        Значит, всё уже попуталось в моей голове drinks hi
                      5. +1
                        17 июня 2020 18:45
                        Цитата: Doliva63
                        Значит, всё уже попуталось в моей голове

                        Так времени то уже прошло с 1975 года...почти полвека fellow drinks
                        Полк успел побывать и в шкуре" ИБА", а затем "ФБА", про боеготовность вообще молчу...выше всех похвал drinks soldier
                        Остаётся только..."ностальгировать" и.."вспоминать" fool ...."не злым и тихим словом"...некоторых.."деятелей-руководителей" am
                      6. +1
                        17 июня 2020 18:54
                        Цитата: древний
                        Цитата: Doliva63
                        Значит, всё уже попуталось в моей голове

                        Так времени то уже прошло с 1975 года...почти полвека fellow drinks
                        Полк успел побывать и в шкуре" ИБА", а затем "ФБА", про боеготовность вообще молчу...выше всех похвал drinks soldier
                        Остаётся только..."ностальгировать" и.."вспоминать" fool ...."не злым и тихим словом"...некоторых.."деятелей-руководителей" am

                        Ужто зона 3-ей АЭ?
                      7. 0
                        17 июня 2020 19:11
                        Цитата: Doliva63
                        Ужто зона 3-ей АЭ?

                        Да лето 85 года....зона 3АЭ. drinks
                        ПОСЛЕДНИЙ облёт.....ПОСЛЕДНЕГО Су-24М...перед "уходом" в Мончегорск...всё...67 бап ждёт телеграмму о расформировании (ноябрь 2009 год) crying
                      8. +1
                        17 июня 2020 20:07
                        Цитата: древний
                        Цитата: Doliva63
                        Ужто зона 3-ей АЭ?

                        Да лето 85 года....зона 3АЭ. drinks
                        ПОСЛЕДНИЙ облёт.....ПОСЛЕДНЕГО Су-24М...перед "уходом" в Мончегорск...всё...67 бап ждёт телеграмму о расформировании (ноябрь 2009 год) crying

                        Я оттуда в 83-м уехал, не застал ни БАП, ни разрухи. И, кстати, в левой части того фото как раз и стояли "институтсткие" самолёты - Як-40, ещё что-то. laughing К сожалению, фотки того времени какая-то вредная мышь съела - а фоток было много интересных - как на лёд садились, как лёд под мостом бомбили (то ли в Мурманске, то ли в Архангельске, не помню уже), как летали в Лунинец, как бомбили Мерлинские хутора, как привозили рыбу с Архангельска... Как же пахала ФБА! 3-х сменные зимой - кто б в кино такое показал! Кстати. Есть такая песня - "Мой затяжной прыжок", автор, если склероз не врёт, Морозов. Он жил у нас неделю, Музу искал laughing Уехал, где-то через месяц вернулся с белым роялем, Собрали нас в клубе и этот перец говорит: посвящаю группе ПДС вашего полка. И спел. Это он прозрел, как мы его на утренние прыжки свозили laughing За ФБА! drinks
                      9. +1
                        17 июня 2020 21:22
                        Цитата: Doliva63
                        как раз и стояли "институтсткие" самолёты

                        Был Як-40 и "маленькая Ту' шка" они "принадлежали" ЦПЛИ, но "Управа " использовала их как "разъездные" ( на Як-40 на Димитрова ,в Таганрог, а на Ту'шке уже по "строям") drinks
                        За ИА,ИБА,ФБА,РА,ДА drinks
                      10. +1
                        17 июня 2020 21:25
                        Цитата: древний
                        Цитата: Doliva63
                        как раз и стояли "институтсткие" самолёты

                        Был Як-40 и "маленькая Ту' шка" они "принадлежали" ЦПЛИ, но "Управа " использовала их как "разъездные" ( на Як-40 на Димитрова ,в Таганрог, а на Ту'шке уже по "строям") drinks
                        За ИА,ИБА,ФБА,РА,ДА drinks

                        Да, точно, "маленькая Тушка" тоже была.
                        В общем, за ВВС! drinks
                      11. +1
                        18 июня 2020 10:56
                        Цитата: Doliva63
                        Да, точно, "маленькая Тушка" тоже была.

                        Я на ней "по командировкам" летал по полкам с Ту-22М...очень было удобно сами прилетели( полностью бригада)..."посовещались" пересели на Ту-22М..."отработали" положенное и домой на ней же...класс good
                        А что только на нём ..не.." вытворяли" lol классная машина soldier
                        Ну и "Яшке" "доставалось"....парабола Кеплера была как ритуал обязательный drinks
                      12. +1
                        18 июня 2020 20:45
                        Цитата: древний
                        Цитата: Doliva63
                        Да, точно, "маленькая Тушка" тоже была.

                        Я на ней "по командировкам" летал по полкам с Ту-22М...очень было удобно сами прилетели( полностью бригада)..."посовещались" пересели на Ту-22М..."отработали" положенное и домой на ней же...класс good
                        А что только на нём ..не.." вытворяли" lol классная машина soldier
                        Ну и "Яшке" "доставалось"....парабола Кеплера была как ритуал обязательный drinks

                        А для чего армии эта порбола - это ж что-то с невесомостью,как я понимаю?
                      13. +1
                        18 июня 2020 21:19
                        Цитата: Doliva63
                        А для чего армии эта порбола

                        Правильно понимаешь good , а для чего........представляешь...салон...все спят мирно после wink .....сны сладкие видят, а ты потихонечку переводишь в набор ( а не так как выполнении настоящей параболы)..здесь с углом 15 гр и метров 15-20 в сек вертикальной) набираешь на 1000м-1500 метров больше(согласовав конечно с РЦ ЕС УВД-кратковременное изменение эшелона)...когда скорость начинает падать то задираешь угол больше и смотришь на КУС..скорость начинает падать,вертикальная уменьшается и в это время вместе с правым колонки штурвала резко от себя и нос опускаешь вниз и снижаешься с углом градусов 30-40 wassat в этот момент скорость близка к режиму сваливания и все в салоне...повисают под потолком wassat главное потом очень плавненько перевести в г.п.,что бы не покалечился никто drinks ...вот такие.."развлекашки". laughing lol ..да и много ещё чего..но об этом...звиняй .....не для широкого круга bully
                      14. +1
                        18 июня 2020 21:22
                        Цитата: древний
                        Цитата: Doliva63
                        А для чего армии эта порбола

                        Правильно понимаешь good , а для чего........представляешь...салон...все спят мирно после wink .....сны сладкие видят, а ты потихонечку переводишь в набор ( а не так как выполнении настоящей параболы)..здесь с углом 15 гр и метров 15-20 в сек вертикальной) набираешь на 1000м-1500 метров больше(согласовав конечно с РЦ ЕС УВД-кратковременное изменение эшелона)...когда скорость начинает падать то задираешь угол больше и смотришь на КУС..скорость начинает падать,вертикальная уменьшается и в это время вместе с правым колонки штурвала резко от себя и нос опускаешь вниз и снижаешься с углом градусов 30-40 wassat в этот момент скорость близка к режиму сваливания и все в салоне...повисают под потолком wassat главное потом очень плавненько перевести в г.п.,что бы не покалечился никто drinks ...вот такие.."развлекашки". laughing lol ..да и много ещё чего..но об этом...звиняй .....не для широкого круга bully

                        Типа, вместо опохмела? laughing good
                      15. 0
                        19 июня 2020 09:59
                        Цитата: Doliva63
                        Типа, вместо опохмела?

                        wink good drinks
                2. 0
                  15 июня 2020 23:05
                  Стоп-кран это привод (механический или электрический) в системе подачи или перекрытия топлива к авиадвигателю и...на катапульте не установлен wassat

                  Умно! А я то грешным делом вспомнил рукоятку механического привода пневматической системы торможения...
                  Ну да это не важно, Вы же прекрасно поняли, что имеется в виду
              2. 0
                13 июня 2020 16:53
                Цитата: Vlad.by
                Имел в виду снижение аварийности в индийских ВВС.

                О том же-ж. Как себя пилоты будут вести .... это уже их головные. Помогли, сделали что могли ....
            2. +3
              13 июня 2020 16:04
              Цитата: rocket757
              Два основных фактора повышенной аварийности - плохая предполетная подготовка техники/ качественное тех обслуживание, и недостаточная подготовка пилотов!

              Всегда( раньше и сейчас) за основу берутся два фактора -это КПН (конструктивно-производственный недостаток) и ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР, ну а всё остальное- предварительная,предполётная, некачественное ГСМ и т.д...это уже вторичные признаки.
              Цитата: rocket757
              По крайне мере, вовремя поданная команда, подсказка, поможет исправить ошибки пилотирования ... тем более, если они будут краткие и понятные!

              Так и есть в настоящий период времени ..главное, что бы смог вовремя оценить ситуацию и.... wink
              1. +1
                13 июня 2020 17:01
                Уточняю, это к тому, как у нас относятся к индийским ВВС ... про косорукость их тех персонала и пилотов. Объективно/ субъективно, бытует такое мнение на просторах ВО.
                Про поставляемую им технику, про ее надёжность и прочее, я думал, но это долгий и совсем другой разговор для специалистов, а не "диванного войска".
        3. -1
          13 июня 2020 12:46
          Цитата: rocket757
          оможет, для коммерческого успеха ... да ничего, такого, не жалко!
          Ответить

          Амерсы этим и пользуются ...А вот нам это как то дико hi
          1. 0
            13 июня 2020 13:18
            Янки много чем пользуются, этого у них не отнять, но слишком много "грязи" в их действиях и отмывается они не намерены, будут вазюкатся дальше.
            Простой вопрос ... Как эффективнее, по "чистому" или по уши в "грязи"?
            Простого ответа, шо то, не наблюдается.
        4. -7
          13 июня 2020 13:58
          Ну, конечно, если МО не приняло на вооружение, то производителю остается уповать лишь на прибамбасы, чтобы не совсем опустить экспортный потенциал, попорченный подмоченной репутацией.
      2. -1
        13 июня 2020 11:54
        а выглядит это будет вот так:



        и почему Рита?

        могли бы например Валя, Фаня или Лениниду на худой конец выбрать.
        1. 0
          13 июня 2020 12:49
          Цитата: Маки Авелльевич
          и почему Рита?

          могли бы например Валя, Фаня или Лениниду на худой конец выбрать.

          Лучше Мойшуголосового ..)))) Там сразу все понятно будет, срочно катапультироваться и не забыть сообщить "службе поддержке Рабиновича " Чтобы успел застраховать таки да ....
        2. 0
          13 июня 2020 13:10
          Цитата: Маки Авелльевич
          а выглядит это будет вот так:



          и почему Рита?

          могли бы например Валя, Фаня или Лениниду на худой конец выбрать.

          Так там русские испытатели были, потому так и назвали.
    2. +20
      13 июня 2020 10:49
      Что, докопаться недочего?
      "Рита" означает "речевой информатор. Вообще РИТ, но раз вещает женским голосом, то получилась Рита.
      Женский голос звучит разборчивее на фоне разнообразных шумов, кроме этого пилот-мужчина внимательнее реагирует именно на женский голос.
      Рита вполне наше имя, уменьшительное от Маргарита, когда-то в СССР многие им были названы.
      При чём тут Болливуд?
      1. +8
        13 июня 2020 10:54
        Всё верно рита это речевой информатор , а что такое речевой помощник - наверное РеПа.
        1. +1
          13 июня 2020 11:27
          Цитата: a.hamster55
          а что такое речевой помощник - наверное РеПа.

          РеП - будет читать пилоту рэп. laughing
      2. -4
        13 июня 2020 11:02
        Вы это СЕРЬЁЗНО???
        1. +4
          13 июня 2020 11:05
          Нет конечно, что Вы.
          На самом деле это всё козни продажной власти.
          Как только её не будет тут же пропадёт необходимость в речевых информаторах, ИИ, электронике, атомной энергетики, ГЛОНАСС, Посейдонов с Кинажалами, и прочих продуктах олигархического капитализма.
          1. 0
            13 июня 2020 11:22
            Точно, СЕРЬЕЗНО!!!
            Вы хотите меня просветить, что такое
            Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов ........,

            может не стоит?
            1. Комментарий был удален.
            2. -1
              13 июня 2020 16:47
              Ну что Вы...
              Только лишь напомнить, что ирония Ваша попахивает политической борьбой. На мой взгляд.
              Тем более, если Вы действительно в этом вопросе специалист. (В смысле ИКТ, а не свержения власти)
              1. 0
                13 июня 2020 17:22
                Я, просто пошутил, потому что настроение веселое, потому что про Индийские заморочки уже без юмора не могу, потому что всякие заинтересованности с той стороны чаще всего заканчиваются ничем, потому что ... не говори ГОП, пока контракт не заключил и хотя б предоплату не получил ... хотя с ними и это не гарантия успеха.
                На счёт политики ... если откуда и душок, то уж точно не с моей стороны. У меня всё чётко и ясно, я Советский человек и власть капиталистов не люблю по определению, со всеми .... короче понятно. Но, я реалист и теперешнюю ситуацию рассматриваю объективно - пока так и будет, народ не готов, не хочет, не может, что то реально поменять. Т. е. на завтра революция не назначена и никто на баррикады не призовет!
                Надеюсь теперь Comprende?
      3. -1
        13 июня 2020 11:07
        Цитата: Thunderbringer
        Женский голос звучит разборчивее на фоне разнообразных шумов, кроме этого пилот-мужчина внимательнее реагирует именно на женский голос.

        Тем не менее:
        Тенденция на гендерное равенство диктует свои правила: и голосовые помощники, и речевые информаторы получают различные голоса — в том числе и в авиации. Работают и над гендерно-нейтральными ассистентами — чтобы никому не было обидно. Правда, пилотам такие голоса, похоже, не очень по вкусу — их, в свою очередь, прозвали «Bitchin’ Borgs».
        wassat
        https://m.habr.com/ru/company/audiomania/blog/471240/
        Так что, кому как. Даже в ущерб. Лишь бы толерантность не пострадала. wassat
      4. -4
        13 июня 2020 11:07
        Я про РИТу читал ещё лет пятнадцать назад. Что, на Су 35 только сейчас ставить начали?!
        1. +1
          13 июня 2020 11:45
          Цитата: Вождь краснокожих
          Я про РИТу читал ещё лет пятнадцать назад. Что, на Су 35 только сейчас ставить начали?!

          То,что пятнадцать лет назад прочли помните,а то что пятнадцать минут назад - забыли ?
          В Индии заинтересовались информацией о том, что в России на истребители МиГ-35 планируют устанавливать систему голосовой помощи.


          МиГ и Су ,не только что разные самолёты,но и разные фирмы...
      5. +1
        13 июня 2020 11:22
        Женский голос в кабине самолета звучит НЕПРИВЫЧНО и сразу же привлекает внимание пилота.
      6. 0
        13 июня 2020 11:25
        Был такой фильм , с танцами,ломанными руками , и свадьбой в конце laughing
      7. -2
        13 июня 2020 12:28
        Цитата: Thunderbringer
        "Рита" означает "речевой информатор. Вообще РИТ, но раз вещает женским голосом, то получилась Рита.
        Говорят, когда РИТа впервые сработала, то летчик услышав "пожар в двигателе" заорал "баба на борту!" и катапультировался.
      8. +3
        13 июня 2020 12:31
        интерпретатор РИ-65Б ( РИ-65-10) , ставили на все самолёты и на МиГ и и на Сушки
        а так как информация озвучивалась женским голосом ( потому что команды записанные женским голосом звучат чище и внятнее по СПУ , чем мужским)
        то и название дали "Рита"
      9. -2
        13 июня 2020 14:01
        Цитата: Thunderbringer
        Женский голос звучит разборчивее на фоне разнообразных шумов, кроме этого пилот-мужчина внимательнее реагирует именно на женский голос.
        Рита вполне наше имя, уменьшительное от Маргарита, когда-то в СССР многие им были названы.

        Главное чтобы по еврейски не заговорил неожиданно .....))

        Это они умеют в своих микросхемах..и Прочих СМИ своих)))

        Дибилы ....
      10. -1
        13 июня 2020 14:40
        Цитата: Thunderbringer
        При чём тут Болливуд?

        Вы заголовок статьи хотя бы прочитали.
    3. +5
      13 июня 2020 10:51
      Цитата: rocket757
      Рит та, Зит та, Гит та .... Боливуд однако,

      Да нет, "Рита" давно стоит на наших самолётах, называется он - речевой информатор(РИ) а так как он говорит женским голосом, вот и назвали его Рита.
      1. +1
        13 июня 2020 11:05
        Ребята, я просто ПОШУТИЛ!
        Потому что ... не говори гоп, пока не купили реально, например. Это как про "батут", только с индийским уклоном.
        1. +1
          13 июня 2020 11:26
          Юмор для тех кто понимает, из тех лет.
          1. +1
            13 июня 2020 11:34
            Обычно, всё более адекватно .... перегрев у кого-то, в связи с поломкой сплита, или команду "фас" дали .... по БА РА БА НУ!
            Лето, жара, мошкара ЖРЕТ, а у меня ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ!!! В отпуск скоро!!!
  2. Комментарий был удален.
  3. +1
    13 июня 2020 10:25
    Как-то задался вопросом, почему все голосовые помощники вещают женским голосом? Оказывается еще давным-давно было проведено исследование, которое показало благоприятное воздействие женского голоса на психику человека. Мужской же голос чаще вызывает тревогу.
    1. -6
      13 июня 2020 10:31
      Цитата: Doccor18
      Как-то задался вопросом, почему все голосовые помощники вещают женским голосом?

      Терпеть не могу женский голос помошник ..В случае экстренной ситуации ,мужской мат самый эффективный и включает все уровни мозговой активности на подсознательном уровне. hiПроверено и не раз за нашу историю
      Образ Родина-мать зовет ,тут слов нет soldier
      1. +1
        13 июня 2020 10:50
        Цитата: Kadum
        Терпеть не могу женский голос помошник ..


        Если только так recourse ...(первоисточник и альтернативный вариант / "до вiку не розрахуемось" / )



        1. -4
          13 июня 2020 11:07
          Цитата: Инсургент
          Если только так

          Именно так ..Чем там занимаются психологи не понятно..Но в случае экстренных ситуаций голос должен звучать ,как у Левитана и в последней критический момент голосом матери "Ты должен справиться сынок ".. hi
      2. +1
        13 июня 2020 11:05
        Судя по всему вы ленивый , и не способны работать без физической мотивации. Поэтому порядочная оплеуха, вас заставляет работать.
        1. 0
          13 июня 2020 11:28
          Цитата: Вольный ветер
          Поэтому порядочная оплеуха, вас заставляет работать.

          Скорее всего заставляет работать, но не долго. Внутренняя мотивация гораздо мощнее внешней "физической". Её отсутствие часто чем то вызвано.
      3. 0
        13 июня 2020 16:53
        Так вы на истребителях и не летаете.
    2. 0
      13 июня 2020 11:14
      Цитата: Doccor18
      благоприятное воздействие женского голоса на психику человека.

      Давным давно слышал мнение, что лëтчик фиксирует и воспринимает подсказки, произнесëнные спокойным женским голосом, "краем уха", не отвлекаясь от основных действий.
    3. 0
      13 июня 2020 11:36
      Цитата: Doccor18
      Как-то задался вопросом, почему

      Потому: остальные "голоса" в эфире - мужские, преимущественно на матерном языке.
      1. +2
        13 июня 2020 15:00
        За 15 лет ни разу не слышал мат в эфире , даже в аварийных ситуациях. Весь радиообмен скуп и лаконичен. А то РП пометочку сделает и на разборе поправят лексикон.
        1. +1
          13 июня 2020 19:09
          Цитата: a.hamster55
          ни разу не слышал мат в эфире

          Пришлось однажды разбираться в ситуёвине. На одном самолёте периодически проходил сигнал "Высокая температура" (двигателя). Двигатель один. Причину долго установить не удавалось. После каждого такого случая ИАС проводила "мероприятия". Через года полтора после первого такого "инцидента", наконец, по указанию начальника пришлось заняться мне. Пилот написал в ЖПС два замечания: "предупреждение об отказе двигателя и отказ генератора переменного тока (??)" Самолёт гарантийный, потому в изучении того, что на самом деле случилось в воздухе приняли участие две дамы: руководитель бригады представителей завода и та самая "Рита", техник группы регламентных работ по радиосвязному оборудованию, жена инженера полка по АВ.
          Включили МС-61, слушаем. РИТА: "Высокая температура двигателя: обороты минимальные, посадка на ближайший аэродром" (примерно). Бригадир: "Раз!" Спустя секунд тридцать. РИТА: "Высокая температура двигателя: обороты минимальные, посадка..." Пилот (нажимает на кнопку рации, "гасит" сообщения): "Б... С...!!" Бригадир: "Два!" Через минуту, РИТА: "Высокая температура двигателя: обороты..." Пилот (нажимает на кнопку рации, "гасит" сообщения): "Б... С...!! Ё..ь!!!" Бригадир: "Три!" И так раз пятнадцать-двадцать.
          Лично мне было неловко. Присутствующие женщины отнеслись к ситуации по-деловому.
          Короче, сущность отказа: нарушение контакта провода от датчика температуры двигателя в двигательном разъёме, что приводило к ложному срабатыванию регулятора температуры. Причина отказа: либо некачественная пайка, либо конструктивный недостаток. Отказ спровоцирован стрельбой из ГШ6-30 (бортовой пушки).
      2. 0
        13 июня 2020 19:17
        Цитата: iouris
        Цитата: Doccor18
        Как-то задался вопросом, почему

        Потому: остальные "голоса" в эфире - мужские, преимущественно на матерном языке.

        Это в какой авиации, интересно? В ВВС СССР в эфире за языком следили, если что. Да и не только в ВВС. Любое лишнее или "кривое" слово в эфире потом сильно "обсуждалось".
        1. +1
          13 июня 2020 19:49
          Вспомнил! Один раз слышал мат , когда очень корректно попросили аэрофлотовский борт уйти на второй круг. Мы были не в праве , но на подходе с прямой заходил перехватчик с полным боекомплектом и аварийным остатком.
          1. 0
            14 июня 2020 19:44
            Цитата: a.hamster55
            Вспомнил! Один раз слышал мат , когда очень корректно попросили аэрофлотовский борт уйти на второй круг. Мы были не в праве , но на подходе с прямой заходил перехватчик с полным боекомплектом и аварийным остатком.

            Это шпак себе такое позволил, что ли? Пермь, поди?
    4. +10
      13 июня 2020 12:01
      На самолетах по мимо Речевых Информаторов, воспроизводящих команды "приятным женским голосом" (это кстати прямая цитата из руководства по технической эксплуатации, что команды записывать ПРИЯТНЫМ женским голосом), типа РИ-65, П-591-Б, Алмаз-УП, информирующих летчика о состоянии самолета, есть речевой информатор, говорящий мужским голосом типа Алмаз-УП. Это телекодовый речевой информатор, воспроизводящий команды от офицеров боевого управления, например "Вам высота", "Вам скорость", "Вам курс", "Работу разрешаю"
      У нас всякие речевые информаторы имеются.
      1. +8
        13 июня 2020 12:13
        Поправочка. Мужской голос, это конечно Алмаз-УБТ
      2. +3
        13 июня 2020 16:20
        Цитата: kit88
        (это кстати прямая цитата из руководства по технической эксплуатации, что команды записывать ПРИЯТНЫМ женским голосом)

        Ох..... на нескольких бортах в 185-м гвардейском команды таким.."приятным" голосом были записаны...что хотелось выпрыгнуть из кабины сразу wassat
        Как рашпилем по алюминию,слабо зажатому в тисках...до сих пор дрожь пробирает wassat
    5. 0
      13 июня 2020 12:12
      Как-то задался вопросом, почему все голосовые помощники вещают женским голосом? Оказывается еще давным-давно было проведено исследование, которое показало благоприятное воздействие женского голоса на психику человека. Мужской же голос чаще вызывает тревогу.


      Дело не в тревоге, а в том чтобы пилот сразу отличил информацию о состоянии самолета от переговоров с летчиками и диспетчерами.
  4. +6
    13 июня 2020 10:28
    Эти речевые помощники по прозвищу ,,Рита" стоят на самолетах семейства МиГ-29 еще с 1980-х годов! Странно что для индейцев это новость
    1. +2
      13 июня 2020 10:50
      С 80-х годов он сообщал только о некоторых критических параметрах голосом.
      Теперь ИИ даёт советы по обстановке.
    2. -1
      13 июня 2020 17:10
      Цитата: bars1
      Эти речевые помощники по прозвищу ,,Рита" стоят на самолетах семейства МиГ-29 еще с 1980-х годов! Странно что для индейцев это новость

      Не для индейцев, а для индусов... вы ошиблись континентом
  5. -2
    13 июня 2020 10:29
    В Индии заинтересовались голосовым помощником пилота МиГ-35

    Осталось лишь решить: помощницу будут звать Гита или Зита? laughing
    1. +1
      13 июня 2020 11:15
      Цитата: А. Привалов
      В Индии заинтересовались голосовым помощником пилота МиГ-35

      Осталось лишь решить: помощницу будут звать Гита или Зита? laughing

      Может Сара ? Нетрально так .. laughing tongue
      1. +3
        13 июня 2020 11:31
        Тогда успех вам обеспечен,ни одной ошибки,горячий обед,ухоженные дети laughing
      2. Комментарий был удален.
  6. +1
    13 июня 2020 10:40
    Главное, чтобы вовремя кричала "корова слева " , и "харе кришна " , и была закутана в тюрбан lol
  7. -1
    13 июня 2020 10:41
    Мы были удивлены, когда японский автокран Като, заговорил женским голосом. 1986 год. Мамзель предупреждала о неправильной установке крана. Речевое предупреждение , оно давно уже используется. А тут индусы увидели- услышали, что кто то кого то предупреждает. Вот это прорыв!!!! Так то уже более 20 лет на самолетах эти системы. Они, индусы, на кукурузниках до этого летали?, или писатель этот, летел под лавку ,от удара в челюсть.
  8. +1
    13 июня 2020 10:48
    Сколько плюшек и вкусностей сидит в наших машинах, а индусы все не могут решиться на свадьбу, "цену набивают". И те голосовой помощник и ИИ БОСЭС ТУ, и куча всего не говоря о летных качествах и вооружении.
  9. +1
    13 июня 2020 11:03
    Перед тем как с индусами иметь серьезные дела, здоровому человеку следует запастись ящиком коньяка или заранее записаться на прием к хорошему психотерапевту. Как правило, переговоры с потомками Великих Моголов, ведутся с напряженным мозговыносом и постоянным пересмотром ранее казалось бы достигнутых договоренностей. Не каждый такое вынесет.
    Желаю нашим переговорщикам олимпийского спокойствия.
  10. +1
    13 июня 2020 11:24
    "Рита" - это РИ-65 ("речевой информатор"), который дублировал "предупреждающие" и "опасные" сигналы на самолётах третьего поколения. МС-61 (магнитофон) регистрировал эти сообщения и голосовую реакцию пилота на проволочный носитель.
  11. +1
    13 июня 2020 11:51
    Этой РИТе 200 лет в обед, на МиГах-29х стоит, на Су-30 (вроде бы), странно что индусы только сейчас осознали на сколько она прекрасна
  12. +3
    13 июня 2020 12:04
    Рита: "Не хочется портить Вам настроения, но, по-моему, правый
    двигатель дымит".
    Летчик: "Прыгать???"
    Рита: "Не стоить принимать скоропалительные решения, он дымит, но
    еще работает".
    Летчик: "Что делать???"
    Рита: "Отвлекитесь и думайте о приятном... об облаках... может, двигатель самопотушится
    ...что??? оба?, упс, парень прыгай!"
    Летчик: "Спасибо, Рита!!!!"
    1. +1
      13 июня 2020 12:14
      а если пилот не выговаривает букву "Р".. как он к ней обращаться будет? :)
      1. 0
        13 июня 2020 16:54
        Цитата: Dikson
        а если пилот не выговаривает букву "Р".. как он к ней обращаться будет? :)

        Захочет жить - выговорит.
  13. +1
    13 июня 2020 12:37
    Пускай тогда индийские пилоты изучают русский язык. А то с тем акцентом английского, что у индусов, Рита ни одно слово не распознает.)
  14. +3
    13 июня 2020 12:37
    "Российские истребители МиГ-35 и Су-35 входят в так называемый «шорт-лист» планируемого индийского заказа." Может не стоит совать везде англицизмы? Засоряют наш язык как могут!
  15. 0
    13 июня 2020 14:54
    И что тут нового? Речевые информаторы стоят на многих типах самолетов разных стран и народов. В СССР они массово применяются в авиации с конца 60-х, начало 70-х годов. Спецы скажут точнее.
  16. +1
    13 июня 2020 15:41
    Продолжается торг вокруг МИГ-35.
  17. -1
    13 июня 2020 16:57
    будет давать рекомендации лётчику при выполнении пилотирования

    класс!, а где у миг-35 мушка?
  18. 0
    13 июня 2020 18:24
    Остается потом поблагодарить китайских товарищей за то, что вразумили индусов.
    МиГ-35 уже практически готов, наше МО закупает не так уж и много на первых порах, иначе нам МиГ-35 вообще не продать, а поставки вслед за этим Индии и Азербайджану повысят шансы МиГ-35 на мировом рынке.
    ИМХО, можно будет повторить успех истребителей Сухого, у МиГ-35 есть все для этого.
    Но все-равно нам нужен еще и легкий истребитель, пусть и чисто ориентированный на экспорт. Даже МиГ-35 уже тяжеловат для многих стран и бюджетов, а создать однодвигательный истребитель используя задел по 35-му думаю наши смогут.
    1. -3
      13 июня 2020 22:16
      Скорее по 57, если и когда доведут двигатели второго этапа.
  19. 0
    14 июня 2020 00:30
    Цитата: Avior
    Скорее по 57, если и когда доведут двигатели второго этапа.

    ИМХО, Су-57 вряд ли даже индусы потянут, а остальные платежеспособные в блоке со Штатами, японцы имеют оригинальную программу на будущее, ну из доступных рынков китайцы, но они тоже свое развивают.
    Кроме того, причем тут двигатели второго этапа и экспортная модификация Су-57?... Да и начало его поставок на экспорт разговор не ближайших лет пяти...
  20. 0
    14 июня 2020 16:52
    Чему удивляться - то.??? Ритка стояла на первых моделях миг 29. Только пилоты звали её по разному и Наташа и Люба и Вера и тд.
  21. 0
    16 июня 2020 10:25
    Ждут "скидок и акций"?