«После марша чувствуешь себя как мешок с костями»: рассказ механика-водителя Т-34

47
«После марша чувствуешь себя как мешок с костями»: рассказ механика-водителя Т-34

Один из негласных споров, который шёл во время Великой Отечественной войны между бойцами пехоты, автомобилистами и танкистами: «Кому проще воюется?» Постановка вопроса несколько примитивна, но, тем не менее, именно в таком ключе он часто обсуждался.

Пехота ставила в упрёк танкистам то, что те осуществляют марши, как бы сейчас сказали, «в комфортных условиях», а не идут пешком по липкой грязи. Но вот какими были эти «комфортные условия»? Об этом могут рассказать только те, кто сам испытал на себе все их прелести, - танкисты времён ВОВ.



На канале «Воспоминания солдата» опубликован ролик, в котором приводятся воспоминания ветерана, который во время Великой Отечественной воевал на танке Т-34.

Ветеран (механик-водитель) рассказывает о том, что после марша у танкистов буквально подкашивались ноги, потому что порой приходилось выдерживать длительные переходы в условиях неимоверной жары в башне танка без особой возможности «размять конечности».

Из повествования:

После марша чувствуешь себя как мешок с костями, который били о железные стены.




Легендарная «тридцатьчетвёрка» примет участие и на параде в честь 75-й годовщины Победы на Красной площади. Пройдёт она и по улицам других городов России. Этот танк стал настоящим символом как самой ВОВ, так и победы, одержанной над гитлеровской Германией.
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    18 июня 2020 14:59
    Ну да, это был танк солдат, боец, без "излишеств". Слишком все разумные люди предчувствовали большую беду и вполне себе представляли, что МОЖНО, НАДО, было сделать в тот момент, чтоб эту беду перебороть!
    1. -4
      18 июня 2020 16:53
      Цитата: rocket757
      это был танк солдат, боец, без "излишеств".

      А шерман или пантера не были 'солдатами'? И что Вы считаете излишествами? Относительный возможный комфорт экипажа?
      1. +6
        18 июня 2020 17:38
        Цитата: Д-р Франкенштуцер

        А шерман или пантера не были 'солдатами'? И что Вы считаете излишествами? Относительный возможный комфорт экипажа?

        Вы сравниваете то, что сравнивать нельзя! Производители Шермана - Видели Войну на собственной Земле? Когда, Всё - Для Фронта Всё - Для Победы... поверьте, если бы они испытали то, что испытал Советский Народ - тоже принесли бы в жертву некоторые удобства для экипажей в Угоду Простому, Дешёвому, Массовому выпуску.
        Что касается Пантер... Пантеры первых выпусков и последних - это поверьте две большие разницы. Немцы даже броню нормальную делать не могли, из-за отсутствия стратегического сырья, а уж об удобстве экипажей вообще думать практически перестали.
        1. +3
          18 июня 2020 20:26
          . Здесь я в Шермане,у меня рост 178 ,в 34 ку на место механика пытался залезть через нижний люк,не смог. В СУ100 та же история, не представляю как там могли воевать.
          1. +2
            18 июня 2020 20:47
            а вот Матильда тоже размерами не блистает,во внутрь танка не попал
            1. +2
              18 июня 2020 22:23
              депутат Госдумы застрял
              1. +3
                20 июня 2020 08:34
                Уже удивительно что он туда залез .. их кормят хорошо и мало двигаются законотворчество отнимает всё время
          2. 0
            19 июня 2020 08:38
            Цитата: igor67
            у меня рост 178

            не танковый рост, скажем прямо)
        2. +4
          18 июня 2020 21:08
          Комфорт в танке нужен не ради комфорта и удовольствия, а для того, чтобы экипаж мог максимально эффективно действовать в бою и в других случаях, на марше например.
          И если пот глаза заливает и дым их разъедает из за неудачного вентилятора, это значит что в реальном боя вероятность, что ты врага в кустах прощелкаешь, и это может плохо закончится.
          Или если ты идёшь в бой с затекшим телом, уставший после марша, и не сможешь лишний раз посмотреть вокруг, или что то от усталости пропустить, то это тоже чревато, ты же не пейзажами там любуешься.
          hi
          1. Комментарий был удален.
          2. -1
            19 июня 2020 08:45
            Цитата: Avior
            Комфорт в танке нужен не ради комфорта и удовольствия, а для того, чтобы экипаж мог максимально эффективно действовать в бою

            абсолютно верно.
        3. -5
          19 июня 2020 08:29
          Цитата: Охотовед 2
          что сравнивать нельзя!


          да почему ж нельзя-то? Вполне можно, если отбросить всю эту лирику про
          Цитата: Охотовед 2
          Видели Войну на собственной Земле

          Цитата: Охотовед 2
          испытали то, что испытал Советский Народ

          и т.д.

          Массовость шерманов? Сравнимо - 50 тыс за три года
          Стоимость? Ок, берём 1942 год - начало массового производства М4 - средняя стоимость 250тыс. рублей.
          Т-34 (1942г.):
          Завод 112 (Красное Сормово) - 209 700
          Завод 173 (Омск) - 312 700
          УЗТМ - 273 800
          Ну да, завод 183 собирал 34-ку за 165 000 рублей в 42-ом году.

          То есть, в среднем по пяти заводам цена Т-34 = 240 300 рублей в 1942 году. Шерман = 250 000.

          Ну и чего тут несравнимого-то?
          1. +4
            20 июня 2020 14:22
            Д-р Франкенштуцер"да почему ж нельзя-то? Вполне можно, если отбросить всю эту лирику про Цитата: Охотовед 2
            Видели Войну на собственной Земле
            Цитата: Охотовед 2
            испытали то, что испытал Советский Народ
            и т.д.
            Лежа то на диване можно и щеки понадувать сравнивая не тронутые войной штаты и нас. У нас дети у станков полуголодные -...а там отожравшиеся дяди.))) У нас половина заводов в эвакуации с колес под навес и выпускай продукцию с сопутствующими потерями и доделками на ходу. У них тишь да блажь ни бомбежек как в Сталинграде и Ленинграде ни других напастей.))) А тут так лениво оттопыривая губу не.... а чего не сравнить вполне можно сравнить.))) И чего там совок ковырялся?)))
            1. -4
              20 июня 2020 14:37
              ясно, ясно. Но я писал о сухой статистике. И напомню, что мой тезис был, что шерман, воевавший в Тунисе, Италии, Нормандии, на Тихом океане - такой же массовый танк-солдат, как Т-34. Что Вы, уважаемый,
              Цитата: Нагайбак
              лениво оттопыривая губу

              решили опровергнуть, рассуждая о "полуголодных детях у станков". К тому же, к началу европейской войны у Штатов практически не было танковых войск и танковой промышленности. То, что у них появился за такой короткий промежуток времени основной массовый боевой танк - это тоже своего рода технологический прорыв, заслуживающий уважения.
              Ко всему прочему, эргономика никогда не была сильной стороной советского машиностроения, независимо от того, условия ли войны или мирное время. С этим, надеюсь, Вы согласны?
              1. +1
                20 июня 2020 15:32
                Д-р Франкенштуцер"ясно, ясно. "
                Ничего вам не ясно.))) Я с вами не спорил вообще ни о чем. Меня покоробили ваши рассуждения о чем я и написал. То что крупнейшая экономическая держава того времени родила не поймешь какой танк это понятно.))) Какой срок говорите?))) Да ладно.)))) Верх инженерной мысли говорите?))) Ну, ну...)))). Эргономика?)))) Нетронутая войной страна могла бы и поживее что нибудь представить и получше.)))) В Волгограде в музее имеется конусообразная металлическая штуковина. Ставилась рядом со станком. И в нее рабочий во время налетов вражеской авиации укрывался а после налета выходил и продолжал работу. Вы откуда вообще?
                Посмотрите фото и давайте порассуждаем об эргономике.)))
                1. -4
                  20 июня 2020 16:16
                  Цитата: Нагайбак
                  Меня покоробили ваши рассуждения


                  какие именно? Вас коробят цифры? Или то, что я дерзнул назвать шерман танком-солдатом наравне с сакральным Т-34? Или что я не поддерживаю рассуждения о детях за станками?
                  1. +1
                    20 июня 2020 17:14
                    Д-р Франкенштуцер"Или что я не поддерживаю рассуждения о детях за станками?"
                    Да что вы можете поддерживать?)))) вы рассуждаете как чубатый.))) у вас наверное так принято.)))
                    1. -3
                      20 июня 2020 17:24
                      Цитата: Нагайбак
                      вы рассуждаете как чубатый.

                      а, понятно. Ожидаемо.
                      Господи, какая ж узколобая xoxлoфрения....
                      1. +1
                        20 июня 2020 18:09
                        Д-р Франкенштуцер"Господи, какая ж узколобая xoxлoфрения..."
                        Так у вас ая совкофрения .))) И что с того?))) вы чего тут забыли болезный?))) на цензоре то поди уютнее.)))
                      2. -3
                        20 июня 2020 22:37
                        Как понимаю, вы из числа тех, кто видит х...ла в любом, кто не разделяет ваших ценностей или не согласен с вашими видением картины мира. К чему эти дешёвые потуги давать советы кому куда идти и какие сайты посещать? Я не переходил на личности. Потрудитесь-ка и вы держаться в рамках сабжа, а не бросаться xoxлoфobckими какашками.
      2. +1
        18 июня 2020 18:40
        Алексей (Охотовед 2) вам всё правильно ответил ... разные условия существования Государств, в тот конкретный момент времени! Со всеми вытекающими последствиями. Добавить, особо, нечего.
      3. +2
        20 июня 2020 08:32
        Во первых это машины разного поколения. Т-34 относится к танкам 30-х годов, когда эргономика только зарождалась. Все недостатки Т-34 это конструкторские решения уровня 30-х, ну не было тогда других.Основные конструкторские решения оттуда из 30-х и от возможностей только зарождавшейся советской промышленности(а они увы были не велики). А шерман и пантера это опыт "тридцатьчетвёрки" переработанный инженерами имеющими за спиной больше опыта и неслабую промышленность с квалифицированными рабочими.Да и разные это школы конструкторские со своими недостатками и преимуществами.
        В 70-е вернулся наш начальник учебного отдела из командировки во Вьетнам. Вьетнамская армия тогда была вооружена в основном советскими танками и трофейными американскими.Так вот он рассказывал, что попросил вьетнамских танкистов сравнить танки. Ответ был прост - в мирное время лучше на американских(комфорт) а воевать лучше на русских( надёжность, защита) Вот как то так....
        1. -4
          20 июня 2020 13:26
          Цитата: Jarserge
          А шерман .... это опыт "тридцатьчетвёрки" переработанный инженерами


          Спорное утверждение. Никакого "опыта Т-34" в шермане я лично не наблюдаю.

          Цитата: Jarserge
          Т-34 относится к танкам 30-х годов, когда эргономика только зарождалась.


          согласен, но толку-то? In Soviet Russia machines design you - этим всё сказано. Хоть "поколение 30-х", хоть "40-х" и далее - в СССР был т.н. "машинный феодализм" - человек придаток машины, а не наоборот. Человек - гайка в машине, если говорить словами Ф.Тейлора.

          Цитата: Jarserge
          Так вот он рассказывал, что попросил вьетнамских танкистов сравнить танки

          не встречал нигде информации, что на вооружении ВНА стояли М4
          Цитата: Jarserge
          в мирное время лучше на американских(комфорт) а воевать лучше на русских( надёжность, защита)

          это распространённая банальность. Не обязательно ехать во Вьетнам)
          1. 0
            24 июня 2020 14:44
            Извините но Ваши замечания сплошная банальность. Только для того что бы сказать "какой я умный". Но если Вы не знаете это не значит что этого нет. Просто не умничайте в стиле горбачёва.. А по существу
  2. +15
    18 июня 2020 15:01
    Тема глуповатая.
    Всем было тяжело.
    Вернее, всем, кто все силы отдавал достижению Победы.

    По поводу тряски.
    Катерники на "Г-5" так тряслись.... Катера глиссирующие, скачут по гребням волн...
    За боевой поход теряли в весе по несколько кг веса.
    1. +5
      18 июня 2020 16:30
      Я учился в танковом училище. Так вот один из преподавателей дал нам такую раскладку:
      1) Самая тяжёлая служба у подводников. Ограничения во всем, психологическая нагрузка, физическая и так далее...
      2) Потом идёт кавалерия - как ни крути, а не только за собой следить нужно, а ещё и о живом товарище, хоть он и лошадь....
      3) На третьем месте мы - танкисты. Тесно, ограниченный экипаж, почти подводники, только выскочить в случае поражения есть шансов больше.
      1. -3
        19 июня 2020 08:54
        Цитата: Вождь краснокожих
        3) На третьем месте мы - танкисты. Тесно, ограниченный экипаж, почти подводники,

        фото в тему)
      2. +5
        19 июня 2020 13:27
        Цитата: Вождь краснокожих
        Я учился в танковом училище.

        Снимаю шляпу, коллега! Я по службе обучался водить всю технику и так вышло, что после ГМ (база для ЗСУ 23-4, с УКМ на рычагах и очень мягким ходом), пришлось сесть за рычаги Т-34... . Страх и ужас! Вначале подумал, что вовсе нет управления, но потом понял, что для поворота надо упереться ногой в борт, а рычаг тянуть обеими руками! После этого мехводов-танкистов ВОВ зауважал безмерно! Туда ведь набирали парней преимущественно небольшого роста. hi
        1. -1
          19 июня 2020 15:03
          А как вам рекомендация МВ Т-62:
          - ... Ставишь рычаг КПП в паз третьей передачи и одной ногой удерживает сцепление, а второй упирается в рычаг передачи, пока не включится!...
          Я когда так сделал, то перепугался, что сломал что то, так хрустнула КПП!)))) laughing
  3. +2
    18 июня 2020 15:04
    Как у меня на Ниве,дети отказываются в ней ехать,говорят что голова отрывается.плюс печка не перекрывается и ещё по мелочам,как говорят вечно раненая но ни когда не убитая.
    1. +2
      18 июня 2020 16:17
      Заткните заборник печки тряпками. На жучках , Нивх. если уж совсем так плохо. Ну и старые двери у машин были удобнее, форточки открываешь, из ног воздух вытягивало. И не шумело.
  4. +6
    18 июня 2020 15:05
    Как бы сомневаюсь, что пехота чего-то там танкистам в упрек ставила. Во-первых, и пехтура на броне постоянно ездила (в населеных пунктах броня без пехтуры мишень), Во-вторых, пехота видела, как горели танки с экипажами. Чему завидовать?!
    1. +1
      18 июня 2020 15:32
      Точно так же, как и пехота без танков-мишень для всех огневых средств противника. И многие из этих средств подавляют своим огнем и маневром танки.
    2. +1
      21 июня 2020 10:49
      Цитата: Дальний В
      пехтура

      Мазуте, в силу ограниченности (поля зрения),не видно, как пехоту рвёт в клочья снарядами и минами.
  5. +2
    18 июня 2020 15:33
    У советских танков традиционно небольшой заброневой объем.
    С одной стороны, при этом габариты меньше, при допустимом весе танка бронирование лучше, с другой - неудобство и быстрая утомля́емость экипажа.
    Уставший после марша экипаж с ходу в бой так просто отправить- внимание, реакция, координация движений снижается, зрение может притупляется. А это значит, что потери возрастут, эффективной и боеспособность снизится.
    Это тоже важно, но у нас традиционно недооценивается.
    Немцы за счёт большего ресурса и более комфортных у́словий могли перебрасывать технику вдоль фронта, обходясь меньшим количеством.
    1. +1
      20 июня 2020 09:52
      Кстати обратите внимание как Сирийские танкисты воюют , после боя не занимаются обслуживанием танка , а отдыхают в тенечке ибо выложились полностью, а танк обслуживают и заправляют другие люди .. По типу как в авиации.. Видимо дошло что отдохнувший не загнанный экипаж в бою важнее так как сможет выполнить боевую задачу..это на видео с тех мест часто показывают..
  6. 0
    18 июня 2020 16:29
    у каждого свой взгляд. конечно, в танке может и жарко, и неудобно. но зато не пешком, и не тащишь на себе целую тучу всего. и когда дождь идет - ты сухой, и в грязи не прешь. иногда только смотришь на танкистов, или тех что на других машинах, и аж ненависть берет. хотя им конечно тоже нелегко. да и лучше уж пулю в грудь, чем в этой консервной банке гореть
  7. +2
    18 июня 2020 17:08
    На мой взгляд, заряжающий там был самый несчастный. Это реально йогом надо быть, чтобы унитар засунуть в казённик. А ведь его надо было ещё из ящика на полу вынуть.
  8. Комментарий был удален.
  9. 0
    22 июня 2020 15:13
    Если себя чувствуешь - значит живой.