Фантазия в броне. От танкового истребителя Павези до БТР «Киска»

28

Танк Павези P4 в варианте САУ с 57-мм пушкой, 1925 г.

О танках с любовью. Глядя на танки, как серийные, так и опытные, нельзя не удивляться творческой фантазии их авторов и одновременно их… глупости, тому, что они не видели очевидного и в то же время поднимались в своем творческом порыве до подлинной гениальности. Или, напротив, плодили образец за образцом в надежде, что люди в погонах выберут хотя бы что-то. И за примерами далеко ходить не надо: вот они, прямо перед вами, в очередном выпуске нашего паноптикума.

Фантазия в броне. От танкового истребителя Павези до БТР «Киска»
Танк Павези P4 — первый опытный образец с колесами диаметром 1200 мм, 1924 г.

А начнем мы его с истории о том, как в 1919 году итальянский инженер Уго Павези озаботился идеей повышения проходимости колесных машин и решил создать подобный колесный вездеход. Диаметр колес 1,2—1,3 метра позволил бы ей легко перекатываться через рвы и канавы. Но Павези больших колес показалось мало. Он решил все колеса сделать ведущими колесами, причем, чтобы снизить их вес, выбрал конструкцию велосипедного типа, в которой узкий обод крепился бы к ступице на спицах из стального прутка. Шины должны были быть сплошными, как «обрезинка» у танков. Но и это было еще не все: на эти «шины» машина Павези опиралась лишь при движении по шоссе. На плохой дороги узкие покрышек заглублялись в грунт, и колеса начинали опираться на металлические ободы, которые были примерно втрое шире, чем шины. Так был устроена, например, ходовая часть артиллерийского тягача Fiat-Pavesi Р4-110. А так как у гладкого широкого обода с грунтом сцепление было плохое, конструктор предусмотрел на колесах специальные «когти». Они располагались по периметру колеса и могли поворачиваться на 180 градусов вокруг своей оси, и превращаться таким образом в эффективные грунтозацепы.




Павези P4 – «истребитель танков», 1925 г. Фото из справочника «Хейгль»

Однако даже не эти удивительные колеса были изюминкой конструкции вездеходов Павези, а устройство их рамы. Она была «ломающегося типа» и представляла собой две каретки, связанные шарнирным соединением. Поворот у такой машины осуществлялся не за счет изменения положения передних колес, а всей половины рамы. Благодаря этому радиус поворота был всего 6 метров, а сам тягач получился на редкость маневренным, хотя соединение половинок машины и система карданных передач на ней получилась достаточно сложной.

Вездеходы Павези, что называется, «пошли», и тут конструктору пришло в голову создать на своем шасси еще и колесный танк. Первый образец, получивший индекс Р4, начали испытывать уже в 1924 году. По своим ходовым характеристикам он не уступал легким итальянским танкам FIAT 3000 mod.21 и превосходил французский Renault FT-17. Вес танка составлял 4200 кг, а максимальная его скорость на твердом грунте была до 20 км/ч. Все колеса у него были ведущими, поэтому Р4 мог преодолеть ров шириной 1,2 метра, брал вертикальную стенку до 1 метра высотой и к тому же обладал отличной маневренностью – мог развернуться буквально на пятачке!

Удивительно, но военным эта машина, в отличие от высококолесного тягача, совсем не понравилась. Тогда конструктор представил вариант-аналог Р4 с колесами диаметром 1,55 метра, но только вооруженного уже 57-мм орудием, расположенным в лобовом листе его корпуса. Для наблюдения за местностью командиру, выполнявшему и функцию водителя, служила цилиндрическая рубка со смотровыми щелями. Стрелок, он же заряжающий, был вторым членом экипажа Длина танка равнялась 4240 мм, ширина — 2180 мм, высота — 2060 мм, клиренс — 750 мм. Имея полный боевой вес 5500 кг, танк развивал на шоссе максимальную скорость до 24 км/ч.

Правда, сам конструктор танком свою машину не называл. В знаменитом справочнике «Хейгль» — «Taschenbuch der Tanks», изданном в Мюнхене в 1935 г. и затем в 1937 г. переизданном в СССР, ее называли «высококолесным танковым истребителем Павези». И да, действительно так его вполне можно было называть, так как его 57-мм длинноствольная пушка вполне могла в те годы пробить броню любого европейского танка кроме французского FCM 2C.


Схема устройства шасси машин Павези. Стр. из справочника «Хейгль»

Не понравилась итальянским военным и третья модель с более мощным двигателем, увеличенной толщиной брони и колесами еще большего диаметра. Максимальная скорость у этой машины возросла до 35 км/ч. Но и этот образец в серийное производство не пошел, так что итальянские танки остались чисто гусеничными. Возможно, военные посчитали, что уязвимость колес Павези будет слишком большой, а сами колеса, да и ходовая часть, — слишком уж сложными именно для танка. Хотя транспортные машины такого типа никаких нареканий у них не вызывали и активно использовались прежде всего именно в армии.

И вот тут, как это бывает очень часто, у Павези появились в Италии подражатели. Вернее, подражатель, взявший на вооружение его идеи. И, видимо, решивший: «Не вышло у него, получится у меня!» Этим человеком оказался глава фирмы «Ансальдо» Джованни Ансальдо, которому так понравились артиллерийские тягачи Павези Р4, что он решил сделать нечто подобное, но по-своему. То есть полностью копировать схему Павези Ансальдо не стал, хотя и тоже решил сделать танк на высоких колесах.


Четыре проекции тяжелого колесного танка «Ансальдо» образца 1929 года

Колеса у него были диаметром 1500 мм и шириной 400 мм и имели на ободах развитые шпоры-грунтозацепы из резины формы, обеспечивающие машине хорошую амортизацию. Заднюю ось он сделал Т-образной формы, закрепленную так, что она могла наклоняться на 30° в каждую сторону от горизонта, что, в свою очередь, обеспечивало постоянное прилегание колес к грунту даже если грунт был очень неровным. При этом ось представляла собой картер для заднего дифференциала и трансмиссии задних колес, которые для поворота машины в горизонтальной плоскости могли поворачиваться на 40°. То есть машина имела рулевые колеса сзади, но при этом была полноприводной. При этом ее четырехступенчатая коробка передач имела три скорости вперед и одну назад.

Двигатель был бензиновый 4-цилиндровый мощностью 110 л.с. с жидкостным охлаждением, что было шагом вперед по сравнению с машинами Павези, на которых стояли лишь 30-45-сильные «движки».

Толщина брони, крепившаяся на заклепках, колебалась от 6 до 16 мм и имела достаточно рациональные углы наклона, хотя многие ее листы по-прежнему устанавливались вертикально. Входом в танк служила дверь прямоугольной формы слева по борту. В танке был предусмотрен насос для откачивания попавшей внутрь воды и защита от отравляющих газов, осуществлявшаяся путем создания внутри танка избыточного давления.


Впрочем, опередил свое время и «никуда не пошел» и вот этот бронеавтомобиль на воздушной подушке известного советского конструктора П. Гороховского, судьба которого сложилась очень печально. Он пережил 1937 год, но все равно был арестован в 1942-м и расстрелян в 1943!

Вооружение танка по сравнению с другими итальянские бронемашинами было очень сильным: 37-мм орудие (спереди) и 6,5-мм пулемет «Фиат» образца 1914 (в задней части башни в шаровой установке), причем его можно было извлечь и использовать в качестве зенитного, а стрелять через небольшой люк на крыше башни. Наблюдение осуществлялось через смотровые щели и при помощи оптического прицела орудия. В составе экипаже были три человека: водитель, наводчик орудия (он же командир) и пулеметчик кормового пулемета (он же заряжающий орудия).


Интересно, что только к этому времени, а именно к октябрю 1943 г., германские конструкторы фирмы «Крупп» додумались до того, чтобы на шасси чешского танка 38NA поставить башню от Pzkfwg IV. И получился у них очень даже неплохой танк, чем-то похожий на ранние образцы Т-34, но лучше вооруженный. Его можно было бы выпускать в значительно больших количествах, чем стандартный Pzkfwg IV, но… что-то помешало, и этот танк ни в 1943, ни в 1944, ни в 1945-м света так и не увидел!

Поскольку вес танка был не так уж и мал – 8250 кг, в большинстве источников того времени он получил название «тяжелый колесный танк». И хотя он действительно был построен, испытан и показал скорость 43,5 км/ч (что для 1929 года было очень неплохо), а также свободно преодолевал вертикальную стенку высотой в 1 метр, траншею в 1,2 м, и подъем крутизной в 45° на вооружение его армия так и не приняла.


Мы все хорошо знаем германскую САУ «Хетцер», однако шасси 38t стало основой для потрясающего количества самых необычных проектов, в том числе и по усовершенствованию этой машины. Перед нами проект 105-мм гаубицы Gerat547 38(d)

Ну а если бы приняла, и он неплохо зарекомендовал бы себя в той же Абиссинии или в ходе Гражданской войны в Испании? Тогда вся история мирового танкостроения вполне бы могла пойти несколько иначе. Могла бы… да вот не пошла!


А это машина-разведчик на базе «Хетцера», только без крыши, чтобы стать еще ниже, но с таким же орудием!


Ну а эту машину в металле сделать уже просто не успехи, но зато успели закончить ее деревянный макет. В конце войны немцам очень досаждали низколетящие английские и американские самолеты «Темпест» и «Тандерболт», вооруженные подвесками реактивных снарядов. Предполагалось, что вот такие «зенитки» на базе танков, вооруженные парой 30-мм автоматических пушек, смогут вести с ними эффективную борьбу!


Опять-таки был сделан и деревянный макет вот этого БТР, планировавшегося к выпуску. И вот вопрос? Зачем выпускать БТР меньших размеров проигрывая войну, когда, выигрывая ее ты выпускаешь БТР больших размеров? У немцев была целая серия БТР Sd Kfz 251, на базе которых они выпускали все, их было всего 23 модификации, включая даже и такую модель, как Sd. Kfz.251/20 Infrarotscheinwerfer — самоходный инфракрасный прожектор. С конца 1944 г. выпускался под названием «Филин» (Uhu). Новый БТР под весьма своеобразным, можно так сказать», названием «Katzchen» («Киска») был меньше, а значит перевозил меньше солдат. А меньше солдат, значит, надо больше бронетранспортеров


Или вот, например, еще одно странное решение. Почему-то всю войну гитлеровские конструкторы с упорством, достойным лучшего применения (и напомню, чудовищного дефицита ресурсов!), все время пытались создать хороший разведывательный танк. Модели следовали одна за другой, включая и вот эту модель 1944 года под перспективное шасси. Танк назвали «Леопард», и был он совершенством во всех отношениях. Вот только время таких танков безвозвратно ушло, не говоря уже о чисто технологических трудностях производства множества разных шасси!


И представьте себе, немцы это поняли, и сделали разведывательный танк на базе танка Pzkfwg V «Пантера». И что получили? Правильно, ухудшенный вариант «Пантеры»!


Зато, имея шасси «Пантеры», они решили выпускать зенитный танк сразу с четырьмя 20-мм зенитными пушками. Но им обычных-то «Пантер» постоянно не хватало, а тут еще на зенитные тратиться…


Кстати, башня с 50-мм пушкой от разведывательного танка «Леопард» немцам настолько понравилась, что они поставили ее и вот на это колесное шасси: VsKfzg 261. Вдруг хоть с ней-то им повезет? Не повезло…

Одной из попыток улучшить вооружение серийных танков, в частности, Pzkfwg III Ausf L, стала установка на него бикалиберных 55-75-мм пушек с коническим каналом ствола

Вроде бы «убийственное» получилось оружие, однако выяснилось, что танки куда чаще воюют с вражеской пехотой, нежели с танками. Поэтому им нужен мощный фугасный снаряд. А данное орудие его не имело и к тому же нуждалось в снарядах с сердечниками из вольфрамового сплава, а весь вольфрам был… в недрах Уральских гор. И вышло то, что из затеи перевооружить новой пушкой Pzkfwg III не вышло ничего!!! Были просто потеряны силы, время и деньги! Кстати, советские танки Т-34 с «противотанковыми» 57-мм пушками тоже в тоях себя не показали никак, хотя на полигоне по вражеским танкам стреляли отлично!


Варианты компоновки танка КВ-13

А вот это уже наше «моление о чаше», которое можно было бы назвать так: «Новый средний танк, явись, явись!» Сколько сил было брошено в годы войны коллективом Ж. Я. Котина на создание КВ-13! Тема, достойная отдельной книги. В каких только вариантах его не предлагали: и с 76-мм пушкой, и со 122-мм гаубицей, которая по танкам должна была стрелять кумулятивным снарядом. Но все основные технические его решения были старыми. Включая и «фирменный» излом переднего броневого листа. Как будто нельзя было просто взять и скопировать его с того же Т-34! Сделать корпус более широким, поставить уширенный погон под башню, саму башню сделать трехместной, поставить на нее командирскую башенку, как у немцев, а двигатель расположить поперек, как на несостоявшемся Т34М, и получился бы действительно новый танк (см. рис. внизу), а не очередной облегченный «КВ». Но на это у конструкторов чего-то не хватило. Что ж, неудачи в области создания новых видов БТТ бывали и у нас…

На этом осмотр нашего танкового паноптикума завершается.

P. S. Администрация сайта и автор благодарят А. Шепса за прекрасно выполненные иллюстрации, предоставленные им для нашего танкового паноптикума.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    6 июля 2020 18:23
    Спасибо , конструкторский поиск дело сложное , на один удачный проект всегда будет 10 неудачных.
    1. +9
      6 июля 2020 18:37
      Цитата: polpot
      конструкторский поиск дело сложное , на один удачный проект всегда будет 10 неудачных

      Да, прогресс - дело такое. Иногда методом проб и ошибок.
    2. +8
      6 июля 2020 18:56
      Вячеславу Олеговичу спасибо? Особенно за итальянские предтечи Кентавра и немецкую Кису! hi
  2. +15
    6 июля 2020 18:39
    Автору спасибо. Про технику всегда интересно.
  3. +1
    6 июля 2020 19:33
    Танк назвали «Леопард», и был он совершенством во всех отношениях.
    и в чем же он был совершенством, начиная от шахматной подвески или что при имеющемся соотношении “броня-вооружение” этот танк будет мало эффективен в бою против Т-34 или аналогичного ему танку?
    1. +8
      6 июля 2020 19:45
      Как разведывательная машина. В его задачу бой против Т-34 не входил...
      1. +6
        6 июля 2020 19:57
        Цитата: kalibr
        В его задачу бой против Т-34 не входил...

        А это уже как повезёт...
      2. 0
        6 июля 2020 19:58
        Спасибо! Хотя с Вами не согласен, так как "совершенство" в серию не пошло.
        1. +3
          6 июля 2020 22:18
          Вот именно потому и не пошло. Поезд ушел!
    2. +5
      6 июля 2020 19:53
      Цитата: smaug78
      против Т-34 или аналогичного ему танку?

      Вы сейчас делаете то же, что делают сравнивающие "Тигр" и Т-34.

      "Леопард"- разведывательный танк со всеми вытекающими. Наш аналог- разве что Т-70, которые наряду с бронеавтомобилями применялись в развед. подразделениях
      1. +1
        6 июля 2020 19:59
        Вы сейчас делаете то же, что делают сравнивающие "Тигр" и Т-34.
        немцы делали точно так же.
      2. +2
        6 июля 2020 20:54
        Цитата: Лопатов

        "Леопард"- разведывательный танк со всеми вытекающими. Наш аналог- разве что Т-70, которые наряду с бронеавтомобилями применялись

        Ну наверное германский Леопард надо сравнивать с нашим Т-80! Если даже не с ПТ-76. Последний был немалых габаритов, кабы не более Т-54.
        1. +1
          6 июля 2020 21:05
          Цитата: Коте пане Коханка
          Ну наверное германский Леопард надо сравнивать с нашим Т-80!

          Тогда у нас танков в разведке не особо много было. Броневики да мотоциклы...

          Цитата: Коте пане Коханка
          Если даже не с ПТ-76

          Тоже спорно. Говорят, они в разведбаты фактически случайно попали, просто куда-то пристроить надо было. А разведка хотела разведмодификацию ОБТ с нормальной навигационной аппаратурой и гирокомпасом
        2. +3
          6 июля 2020 22:41
          Влад, приветствую! hi
          Последний был немалых габаритов, кабы не более Т-54.

          Не, не больше, правда внутри был просторней. У нас в разведке было три ПТухи, называли их "Самовар", или "Армейская Волга", почему - не знаю, не довелось ни покататься, ни пострелять. А больше "полстачетвёрки" он казался из-за собственной угловатости, обман зрения.
          Вячеславу спасибо, читал с интересом, а рисунки вообще просто великолепны! good
        3. +3
          7 июля 2020 00:04
          Скорее с Валентайном, та же ниша.
  4. +10
    6 июля 2020 19:35
    А начнем мы его с истории о том, как в 1919 году итальянский инженер Уго Павези озаботился идеей повышения проходимости колесных машин и решил создать подобный колесный вездеход. Диаметр колес 1,2—1,3 метра позволил бы ей легко перекатываться через рвы и канавы.
    В первоначальном замысле Уго Павези никакого милитаризма не было. Он разработал сельскохозяйственный трактор.

    И трактор у него получился. Выпускался до 1942 года в разных европейских странах по лицензии.
    1. +11
      6 июля 2020 19:37

      Еще один сельскохозяйственный вариант.
      Для того, чтобы понять, насколько трактор Павези был революционным, достаточно ознакомиться с конструкцией советского трактора К-700 1961 года. Кстати, наружный диаметр колес "Кировца" - 1622 мм.
      1. 0
        7 июля 2020 09:59
        на колёса осталось только косы привинтить - и можно на вражеские "фаланги" запускать))))
    2. +1
      7 июля 2020 20:12
      В середине 20-х СССР испытывало трактор Павези в качестве тягача, посчитали слишком сложным и проходимость не понравилась.
  5. +3
    6 июля 2020 19:39
    Много интересных проектов.
  6. 0
    6 июля 2020 21:06
    У немцев не эксперименты и не ухудшения были, а просто переделка в командирские(танк управления, связи).
    Часто вместо орудия стоял муляж, иногда и башня была муляжом.
  7. +2
    6 июля 2020 22:22
    как на несостоявшемся Т34М

    Месье про какую-то новую разновидность американского опытного Т34, или же всё-таки про наш, советский Т34М?
    И с чего вы взяли, что наработки по КВ-13 были втуне? Как раз на его основе чуть позже и родилась серия ИСов.
    1. +1
      7 июля 2020 00:30
      КВ-13 обалденная машина . Играл с удовольствием.
    2. +2
      7 июля 2020 07:26
      Да, черточка была нужна... Есть книга "Без тайн и секретов" коллектива авторов Кировского завода... Там есть и об этом.
  8. +1
    6 июля 2020 23:21
    Спасибо, очень интересная статья. Ждём продолжения.
    1. +1
      7 июля 2020 07:23
      Продолжения не будет, увы. Рисунки закончились!
  9. +1
    7 июля 2020 07:13
    Вячеславу Олеговичу спасибо.
    p.s. Конструктор не Гороховский а Гроховский. А я бы назвал его техническим авантюристом.
  10. +1
    7 июля 2020 09:18
    не удивляться творческой фантазии их авторов и одновременно их… глупости

    "Каждый мнит себя стратегом..."(С)
    Скорее наивности.
    Интересно, что скажут потомки например про нынешние попытки создать наземный беспилотник, "оружие на новых физических принципах", многоразовые ракетоносители(и вообще саму идею вывода на орбиту полезной нагрузки при помощи ракеты)...