«Замечательный уровень автоматизации»: лекция лётчика ВВС США о пилотировании F-22
В американских СМИ вышел материал, который посвящён лекции лётчика-испытателя, командира эскадрильи истребителей пятого поколения F-22 Raptor подполковника Рэнди Гордона. Лекция была прочитана для слушателей школы пилотов (Private Pilot Ground School) в Массачусетском технологическом университете в 2019 году.
Американский лётчик рассказывает об особенностях пилотирования истребителя F-22, отмечая, что бортовые системы истребителя делают всё, чтобы нагрузка на пилота даже при выполнении сложных фигур в воздухе была минимальной.
Рэнди Гордон, лекцию которого в СМИ США назвали очень доступной даже для тех, кто крайне поверхностно знаком с истребителями нового поколения и их возможностями:
Отмечено, что для снижения негативного эффекта от случайных касаний используется метод «пониженной чувствительности». Например, джойстик управления имеет «зазор» реакции примерно в 1 см – при меньшем отклонении системы управления полётом на действия лётчика реагировать не будут. Впервые такой подход в ВВС США решили применить на истребителях F-16.
Подполковник ВВС США Рэнди Гордон говорит о том, что на F-22 «замечательный уровень автоматизации».
Американский офицер:
Лётчик-испытатель рассказывает слушателям о том, как F-22 компенсирует движение при сбросе авиационных боеприпасов с системой JDAM. Рэнди Гордон рассказывает о том, что для противодействия смещению центра тяжести системы «самолёт-сбрасываемая авиабомба» на F-22 реализован принцип автоматического смещения топлива. Лётчик-испытатель говорит о том, что пилот не управляет этим процессом, и топливо перекачивается в необходимых объёмах в баках для компенсации смещения центра тяжести автоматически.
В ролике отмечается автоматизация курса при осуществлении дозаправки в воздухе (всё тот же разговор о поддержании необходимой скорости):
Рэнди Гордон рассказывает о том, что автоматизированная система сама готовит самолёт к вылету. Она же облегчает работу пилота в тот момент, когда F-22 начинает заход на посадку.
Полная версия лекции в англоязычном варианте:
Информация