«Тайфун» для ПВО

6

БМ «Тайфун-ПВО» разрабатывается АО «ИЭМЗ «Купол» (входит в состав концерна «ВКО «Алмаз-Антей») за счёт собственных ресурсов, по просьбе Управления Войск ПВО Сухопутных войск. Работа ведётся в кооперации с другими оборонными предприятиями России. Боевая машина стрелков-зенитчиков ПЗРК разрабатывается на базе шасси КамАЗ-4386, в основу положена БМ «Тайфун-ВДВ».

До недавнего времени в качестве средства обеспечения мобильности подразделений стрелков-зенитчиков ПЗРК применялись в основном стандартные армейские грузовики (в лучшем случае — БТР), что уже не отвечает требованиям современного боя. А ЗРК ближнего действия, созданные под модернизированные зенитные ракеты ПЗРК, являются сравнительно дорогим решением, неспособным полностью заменить в войсках переносные зенитные ракетные комплексы. Перед разработчиками «Тайфуна ПВО» была поставлена задача создать экономичную боевую машину, обеспечивающую высокую мобильность зенитчиков ПЗРК, повышенный уровень их защиты и улучшенные условия боевой работы.




К настоящему времени облик перспективного средства ПВО практически полностью сформирован. БМ «Тайфун-ПВО» рассчитана на пять человек экипажа: командир, механик-водитель, стрелок-пулеметчик и два стрелка-зенитчика. Отделение стрелков-зенитчиков размещается в БМ со всем боевым имуществом, в которое входят ПЗРК, пусковые установки, источники питания, радиолокационные запросчики, боекомплект к пулемёту и прочее.

Предполагается снабдить БМ голосовой и цифровой радиостанциями и средствами навигации. На крыше боевой машины размещаются турель с крупнокалиберным пулемётом типа «Корд» и два люка: для стрелка-пулемётчика и стрелка-зенитчика. Предполагается, что огонь из пулемёта и ПЗРК можно будет вести на скорости до 20 км/час.

В состав вооружения БМ «Тайфун-ПВО» входят 9 ЗУР ПЗРК. Могут применяться ПЗРК различных типов. В варианте оснащения боевой машины ПЗРК «Верба» обеспечивается перехват средств воздушного нападения, летящих со скоростью до 420 м/сек, на дальности от 500 до 6000 метров, на высоте до 3,2 км. Помимо автономной боевой работы, отделение стрелков-зенитчиков ПЗРК сможет получать целеуказания от вышестоящего боевого командного пункта. При этом комплекты средств автоматизации интегрированы таким образом, чтобы стрелки могли получать целеуказания, находясь в машине.

При необходимости в качестве командной машины для БМ «Тайфун-ПВО» может применяться БМ ЗРК «Тор-М2». В этом случае, действуя в режиме «смешанное звено», подразделение ПВО сможет задействовать для разведки воздушной обстановки и целеуказания мощные РЛС ЗРК «Тор-М2», а поражать воздушные цели недорогими огневыми средствами ПЗРК.

Благодаря оснащению крупнокалиберным пулемётом и возможностям применения ЗУР против легкобронированной и небронированной техники БМ «Тайфун-ПВО», находясь в боевых порядках войск, могут привлекаться также для решения ограниченного круга задач огневой поддержки.


Конструктивные особенности самой транспортной базы не озвучены, но можно предположить, что они будут соответствовать прототипу – БМ «Тайфун-ВДВ»: максимальная скорость – 100 км/час, запас хода по шоссе – свыше 1200 км. Достигнутый уровень проходимости позволяет преодолевать подъём крутизной до 30º и брод глубиной до 1,75 м. Высокие показатели подвижности обеспечиваются двигателем КамАЗ-610 мощностью 350 л. с.

Массогабаритные характеристики изделия (в частности, вес около 14 тонн) позволяют обеспечить парашютное десантирование, что делает боевую машину пригодной для применения в первых эшелонах воздушно-десантных войск. Защита от мин (гранат)
- 3 класс по ОТТ, защита от стрелкового и артиллерийского оружия - 4 класс по ОТТ. Уровень живучести предполагает защиту экипажа от крупнокалиберных пуль и подрыва под днищем 4 кг, а под колесом – 6 кг взрывчатки (в тротиловом эквиваленте).


В 2019 году два опытных образца БМ «Тайфун-ПВО» в облегчённом варианте оснащения приняли участие в конкурсе «Чистое небо», проходившем в Китайской Народной Республике в рамках «Армейских международных игр-2019». Условия конкурса и ход прохождения испытаний российской командой могут дать определенное представление о возможностях новой боевой машины. Трасса длиной 9,5 км была проложена по пересеченной местности и включала в себя 12 препятствий, в том числе «змейку», «восьмёрку», ров, брод, косогор, колейный мост, холмы и др. На пяти огневых рубежах расчёту ПВО необходимо было поразить воздушные мишени на встречном и догонном курсах, а также мишени, имитирующие вертолет и бронемашину легкого типа. Стрельба велась из ПЗРК и крупнокалиберного пулемёта. На успешное выполнение заданий конкурса у российских зенитчиков ушло всего 43 минуты 30 секунд.

В настоящий момент работы над созданием БМ «Тайфун-ПВО» продолжаются, однако они продвинулись уже достаточно далеко для того, чтобы можно было представить новое средство ПВО военным специалистам и широкой публике на форуме «Армия-2020».

После создания БМ отделения стрелков-зенитчиков ПЗРК «Тайфун ПВО» Войска ПВО Сухопутных войск получат недорогой и эффективный инструмент обеспечения мобильности и повышения эффективности боевой работы отделений стрелков-зенитчиков переносных зенитных ракетных комплексов.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    5 сентября 2020 12:00
    Интересное и весьма разумное решение, по цене/производительность. За копейки можно насытить ПЗРК, по полной программе. Один ТОР и штуки четыре (к примеру) таких джипаря и ближняя зона весьма плотно закрывается. Про усиление патрульных групп и вообще разговора нет, лучше и не придумаешь.
    Смотрю, чем дальше, тем больше механизированных малых средств. Если так дальше пойдёт, то лет через 15-20 классической линейной пехоты почти не останется. Экзоскелеты, разнокалиберные джипы, мини вертолёты и т.п.
    1. 0
      6 сентября 2020 20:04
      Какая тема,такое и обсуждение...
    2. 0
      6 сентября 2020 20:11
      Еще бы ракеты перед стартом запитывать не от батарей а от бортовой сети автомобиля. Все таки время работы ограниченно. А с долговременным питанием зенитчикам будет полегче.
    3. 0
      5 октября 2020 13:48
      Цитата: Al_lexx
      За копейки можно насытить ПЗРК, по полной программе

      fool
      ВЫ НЕ ИМЕТЕ ПРЕДСТВЛЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТЕ РАЗГОВОРА
      АБСОЛЮТНО

      Цитата: Al_lexx
      Один ТОР и штуки четыре (к примеру) таких джипаря и ближняя зона весьма плотно закрывается.

      lol
      ничО что у них РАЗНАЯ проходимость?
  2. -2
    26 октября 2020 00:44
    Армянам в Карабахе подобная машина - ой, не лишней была бы. Прямо сейчас.
    Так что - нужная новинка, очень нужная.
  3. +1
    17 октября 2021 03:50
    БМ «Тайфун-ПВО» рассчитана на пять человек экипажа: командир, механик-водитель, стрелок-пулеметчик и два стрелка-зенитчика.


    Чем эта "колесница" принципиально лучше БТР ?
    Проходимость Тайфуна заметно хуже чем у БТР, особенно по снежной целине или раскисшей и разбитой танками грунтовке, Тайфун не может вплавь преодолевать водные преграды.

    Для эффективной автономной работы отделения ПВО на машине как минимум должна быть установлена оптико-электронная станция обнаружения и сопровождения целей.

    Благодаря оснащению крупнокалиберным пулемётом и возможностям применения ЗУР против легкобронированной и небронированной техники БМ «Тайфун-ПВО», находясь в боевых порядках войск, могут привлекаться также для решения ограниченного круга задач огневой поддержки.


    Пехоту поддерживать огнём отделения ПВО планируют, а для эффективной борьбы с БЛА в машине ПВО ничего не предусмотрено, не странно ли?

    - Для борьбы с БЛА в боекомплект машины ПВО нужно включить переносные электромагнитные пушки РЕКС-1 или «Пищаль-ПРО», которые работают на дальности до 2 километров в пределах оптической видимости;
    - Очень пригодится устройство ZALA ZONT которое подавляет сигналы спутниковых навигационных систем (GPS, ГЛОНАСС, BeiDou, GALILEO) в радиусе двух километров, что позволит предотвратить нападение беспилотников на наземные группы наших войск. Кроме того, ZONT не позволяет определять точные координаты машины ПВО, обеспечивая незаметность передвижения.