Турция ускоряет работы по созданию собственного истребителя пятого поколения

70
Турция ускоряет работы по созданию собственного истребителя пятого поколения

Турция ускоряет работы по созданию отечественного истребителя пятого поколения TF-X. В рамках разработки нового самолета турецкая компания Turkish Aerospace подтвердила, что для испытаний истребителя будет построен новый объект с аэродинамической трубой и испытательным центром по имитации молний. Об этом сообщает украинское издание Defence Express со ссылкой на портал airrecognition.com.

Турецкие разработчики подтвердили, что согласно планам первый турецкий истребитель пятого поколения TF-X сойдет с конвейера 18 марта 2023 года. Форсирование работ по данной тематике связано с исключением Анкары из программы разработки американского истребителя пятого поколения F-35 и отказа в его поставках. В рамках данной программы в Турции планируется открыть Центр содействия испытаниям самолетов против воздействия молний, в котором будет также располагаться аэродинамическая труба.



Перспективный турецкий истребитель TF-X (MMU) разрабатывается совместно турецкой авиастроительной корпорацией Turkish Aerospace Industries (TAI) в сотрудничестве с корпорацией BAE Systems. Первый полет первого прототипа TF-X запланирован на 2023 год. По своей конструкции TF-X напоминает американские истребители пятого поколения, он меньше по размерам, чем F-22, но немного больше, чем F-35.

ВВС планируют заменить им большую часть своих американских истребителей F-16C/D Viper и надеются, что первые поставки в войска начнутся уже в 2028 году. На первом этапе в истребителях будут применяться двигатели американских F-16, затем самолеты будут оснащаться силовой установкой собственной разработки. Уточняется, что первый полет истребителя с турецким двигателем пройдет не ранее 2029 года.
70 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    10 августа 2020 15:32
    На движках от ф16 их самолет будет летать?Это , как китайцы, планер есть, электроника тоже как бы "своя "-точнее, "на базаре у некоего торгоша взяли " , а двигателя у того торгоша хорошего не было. ...летаем на чем Бог из России послал! !!Так и тут, полное де-жавю. ..а еще и южнокорейцы бездвигательный самолет 5го поколения тоже сбацают, да и летать долгие годы будут на чужих двигателях. ..прямо таки очередь "безошадников " на мировом рынке двигателей нарисуется. ..
    1. +8
      10 августа 2020 15:55
      Планы то у них "наполеоновские".за три года то... интересно интересно.
      1. -1
        11 августа 2020 00:24
        А почему только 5-го поколения? Пусть строят сразу 6-е или 7-е..Купят старый двигатель с Рафаля и справятся...Как у нас на форуме, никто не имеет понятия о самолёте 5-го поколения, и в Турции, тем более...Вот нагло заявляю, что никто не даст определение самолёта 5-го поколения...
      2. +1
        11 августа 2020 08:52
        Цитата: vkl.47
        Планы то у них "наполеоновские".за три года то... интересно интересно.

        не потянут экономически. не сейчас.
    2. 0
      10 августа 2020 15:58
      Цитата: Бережливый
      а еще и южнокорейцы бездвигательный самолет 5го поколения тоже сбацают, да и летать долгие годы будут на чужих двигателях. .

      и японцы
    3. +4
      10 августа 2020 22:59
      Ф16 летает на одном двигателе, Турецкий будет на двух от Ф16, почему ему не полететь?
      У Китайцев с электроникой возможно даже лучше чем у нас, они используют двигатели как собственные так и наши, да ресурс китайских двигателей не очень, но эта проблема решаемая.
      Не надо считать всех уж совсем глупыми и отсталыми.
      1. 0
        10 августа 2020 23:04
        Цитата: Sergey_G_M
        Ф16 летает на одном двигателе, Турецкий будет на двух от Ф16, почему ему не полететь?

        У F16 и F15 одинаковые двигатели.
  2. +1
    10 августа 2020 15:39
    Главный вопрос - какой двигатель? Он способен держать форсаж на крейсерской скорости ?
    1. +2
      10 августа 2020 18:15
      В начальном этапе,2 двигла от ф-16,надежные,выдержат
    2. +2
      11 августа 2020 01:44
      Цитата: RUnnm
      Он способен держать форсаж на крейсерской скорости ?

      Долго и безутешно ржал..)))
  3. И сделают, уверен просто
    1. 0
      10 августа 2020 15:57
      Сделать то конечно сделают и я так же как и Вы уверен только в том что даже те кто сейчас сие начинают доживут до того момента когда их самолет да и еще на своих движках.
    2. -3
      10 августа 2020 17:55
      Ага,аэродинамическую трубу может и сделают до 28 года. wassat
  4. +2
    10 августа 2020 15:54
    Помниться этой идее лет 5-6 уже.Турки столкнулись с тем что не имеют порядка 5 критических технологий по данной тематике.После чего обратились к США.В ответ получили предложение о закупке F-35 и переносу части производства на территорию Турции.Теперь турки опять возобновили программу, технологии они уже приобрели ?
    1. 0
      10 августа 2020 16:03
      Цитата: APASUS
      технологии они уже приобрели ?

      Похоже. Для F35 ключевые компоненты делает, РЛС с АФАР по их заявлениям сделали, сотрудничество с Украиной крайне тесное. Могут работать с Израилем и Ю.Кореей. Были разговоры о совместных проектах с роллс ройс и Сааб.
    2. +5
      10 августа 2020 16:06
      Грабли наше фсе. То что они сделают истребитель 5-го поколения я уверен. Не уверен только через 20 лет или 30, или даже все 40. Как мне помнится в отличии от Ниппонцев Турки не разрабатывали свой национальный Истребитель 3-го и 4 поколения или хотя учебно-боевой самолет. Вот ниппонцы да. Разрабатывали. Они разработали в 70-х истребитель-бомбардировщик Ф-1, Затем был Ф-2. И несколько типов учебно-боевых самолетов.
      1. +1
        10 августа 2020 18:02
        Турки закончили испытании своего учебно-боевого самолета TUSAŞ Hürkuş.Можно сказать готовая к серию.
        https://www.youtube.com/watch?v=dY5wvuLcSn4
        Параллельно они усердно готовят маленького реактивного самолета Hurcet,намечая первый полет к весне 2022 года. https://www.youtube.com/watch?v=Xnv5WiWECxM
        Вот так по тихому набирают опыт,технологию,и специалистов.
        1. 0
          10 августа 2020 18:49
          Круто. Наконец то турки сделали свой Тукано. Не прошло и 40 лет. Вы уверены что с таким багажом можно браться с наивысшее достижение науки и техники каковым является современный истребитель?
          1. +3
            10 августа 2020 19:18
            Прошло то 40 лет,они этим не занимались,но последняя десятилетия они разогнались так,что другие что делали за 50 лет,они поместили на 10.Так же будет и самолетами.Вы не знаете настырность и целеустремленность этого народа,тем более,что у них новое поколения инженеров,программистов,специалистов по материаловедении,технологии...и.т.д.Сами подумайте,10 лет назад кто мог бы подумать,что турки будут серийно впускать УБПЛА разных модификаций,производить к ним умные ракеты,и применять успешно? Все бы смеялись,сказав,что с туризмом,помидоршики не способны даже телегу собрать.Но многие были в шоке,от ошибочных предрассудков...
            1. -2
              10 августа 2020 20:48
              Цитата: Oquzyurd
              Вы не знаете настырность и целеустремленность этого народа,тем более,что у них новое поколения инженеров,программистов,специалистов по материаловедении,технологии...и.т.д

              Да мне и не интересно..... Советский народ в многократно худших условиях и добился многократно лучших результатов. Так что не вижу в упор достижения в создании летательного аппарата по ТТХ соответствующего 40-м годам прошлого века....
  5. +1
    10 августа 2020 15:57
    нельзя ускорить то, чего нет....
  6. +4
    10 августа 2020 16:13
    Если движки от ф-16 ,а габариты меньше ф-22,то лётные характеристики должны быть на уровне. Посмотрим что получится.
    1. +2
      10 августа 2020 16:20
      Цитата: Герман 4223
      Если движки от ф-16 ,а габариты меньше ф-22

      Гибрид F35 и F15 smile
      1. +4
        10 августа 2020 16:51
        Если так то этот самолёт будет очень даже неплохой. Этакий ф-15 с малозаметным планером. Если сделают свои движки то его может ждать коммерческий успех.
        1. +3
          10 августа 2020 16:59
          Двигатели F15/16 очень хороши, для небогатых стран особенно. Высокий ресурс, малая эксплуатационные затраты, крайне высокая распространенность на рынке. Будет легче перевооружиться у кого был парк F16.
        2. +2
          10 августа 2020 17:12
          У Ю.Кореи/Японии/Турции проекты очень похожи. Идут как дополнительные к F35, двухдвигательные, схожи по размерам, 4++/5 поколения.
          1. +1
            10 августа 2020 19:18
            У Кореи машина будет лёгкой, движки от ф-18,без внутренних отсеков. Про японскую машину вообще мало что слышал кроме того что её будут создавать.
    2. +8
      10 августа 2020 16:31
      Движок Ф-16 - не рекордсмен по тяге, но рекордсмен по ресурсу. А два дадут суммарно высокую тягу. Не уверен, что получится 5-е поколение, но 4++ сделают. У Турции есть хорошая инженерная школа, технологии, военная электроника.
      1. +2
        10 августа 2020 16:40
        Цитата: voyaka uh
        Не уверен, что получится 5-е поколение, но 4++ сделают

        Ну или 5 - - smile
        Им ненужно делать «не имеющий аналогов в мире» самолёт, достаточно добротного среднего по параметрам пере 4ку/не до 5ку. И в проект F35 полностью вернутся важно. Для их ТВД этого достаточно.
        1. -1
          10 августа 2020 16:58
          Цитата: Grazdanin
          И в проект F35 полностью вернутся важно.


          Зачем суверенному государству пипелац контролируемый полностью из США?
          1. +1
            10 августа 2020 17:04
            Им нужно УДК свой вооружить, получать новейшие технологии, да и сам самолёт отличный, реально не имеющий аналогов в мире.
      2. +2
        10 августа 2020 16:57
        Цитата: voyaka uh
        У Турции есть хорошая инженерная школа,


        Перечислите пожалста истребители и УБС разработанные в Турции за последние лет 40...
        1. +3
          10 августа 2020 17:09
          Инженеры разные бывают,покрышку от колеса тоже инженер нужен но сможет ли он же сконструировать самолёт?
        2. +1
          10 августа 2020 17:36
          совместно турецкой авиастроительной корпорацией Turkish Aerospace Industries (TAI) в сотрудничестве с корпорацией BAE Systems.

          Турки не одни. Сами естественно не вытянут.
          https://www.baesystems.com/en/what-we-do/products-and-services?siteAjax=Global&facetsFoldStatus=business_title%3Aclosed&searchSort=sort-default&searchPageNo=5&searchQuery=*&facet_domain_title=Air
      3. +1
        10 августа 2020 18:05
        Турки наладили Алтай или все так же у немцев закупают двигателя?
        1. +4
          10 августа 2020 18:43
          Первые 250 танков будут немецкими двиглами.Но уже сами готовили первый образец двигла (1200 л)и трансмиссию.Но говорят еще много работы,испытаний материалов..т.д ,до получения 1500-1700 л.В обшей сложности заказ ВС на 1000 танков.Они надеются,что пока соберут 250 шт,подоспеют свои двигла,так как за границу потом могут продать танков только со своими двигателями.
          1. 0
            10 августа 2020 22:08
            Ну тогда о каких реактивных двигателях можно говорить, лет через 20 как минимум.
  7. +2
    10 августа 2020 16:30
    Турция ускоряет работы по созданию отечественного истребителя пятого поколения

    Интересно бы посмотреть на их разработки и производство истребителей 3-4 поколения. Или решили сразу из "каменного" века прыгнуть в "бронзовый"?
    1. +3
      10 августа 2020 16:48
      Есть примеры: первый самолет Израиля был Кфир 3-го поколения. Копия устаревающего Мираж по похищенным чертежам. Его выпуск был налажен. Он успешно воевал и успешно экспортировался.
      Следующим был Лави 4-го поколения. Примерный аналог Ф-16. Было произведено 3 штуки. Технология продана Китаю, где он переделанный стоит на вооружение.
      1. +2
        10 августа 2020 17:20
        Цитата: voyaka uh
        Есть примеры: первый самолет Израиля был

        таки в Израиле есть производство реактивных двигателей?
        1. +4
          10 августа 2020 17:41
          Есть завод по капитальному ремонту реактивных двигателей. Движки от Ф-16 и самолетов Боинга. Истребители перелетают из Европы, движок снимают, перебирают, испытывают, монтируют обратно.
          1. 0
            12 августа 2020 12:09
            Цитата: voyaka uh
            Есть завод по капитальному ремонту реактивных двигателей.

            ну так у нас в каждом городе есть автосервисы которые могут откапиталить практически любой движок... но это не означает, что в каждом городе есть производство двигателей...
            надеюсь аналогия доходчивая.
  8. -1
    10 августа 2020 16:31
    Silovaya ustanovka sobstvenoy rozrabotki dla 5. pokolenia v TR ? Shto to ne tak.
  9. bar
    0
    10 августа 2020 16:47
    А зачем мелочиться? Брались бы сразу за поколение 6+ чтоб два раза не вставать...
    1. +3
      10 августа 2020 18:12
      Шутка неудачная.Компания Байкар давно работает над проектом реактивного беспилотника.Это и есть 6 поколения самолетов.Не пройдет долго,все мы увидим этот самолет на небе.Они ждут испытательную трубу,которая строится в Турции.Могли в других странах арендовать и вести туда,но в виде секретности проекта не хотят выставлять на показ раньше времени.
      1. +1
        10 августа 2020 18:15
        Цитата: Oquzyurd
        Компания Байкар давно работает над проектом реактивного беспилотника.

        Есть где больше информации? Спасибо про инфу про самолёты, не знал.
        1. +3
          10 августа 2020 18:30
          Военный эксперт Mete Yarar недавно был в гостях(ему разрешили)в закрытых цехах компании Байкар.Рассказал много чего интересного(то,что позволили) в своем ютуб канале.И сказал,что многое не могу рассказать,но намекнул на реактивный беспилотник,добавил,что давно идет работа над этим,может быть,скоро Байкар расскажет,может быть покажет новый прототип...
          1. 0
            10 августа 2020 18:36
            Им Акинчи довести до серии нужно в первую очередь, после него похоже активизируются с реактивным БПЛА. На базе Hurcet возможно.
            1. +3
              10 августа 2020 19:02
              Одно другому не мешает.Финансов,инженеров и специалистов достаточно,чтоб параллельно вести несколько крупных проектов.У турков основная проблема -двигатели(реактивные,танковые),которого они уже начали успешно решать.А остальное есть.Кстати,они успешно завершили испытании мини Turbo Jet двигателя.Специалисты говорят,что основные трудности они преодолели.Уже есть в руках двигла,материалы,технология изготовления от и до.Будут в серию пускать этот двигатель,только размеры и параметры будут по потребности,от мини до максимум. Добавлю,что турки создали очень мощный центр по испытании реактивных двигателей,аналог которого имеет в мире всего 5-6 стран.
              https://www.youtube.com/watch?v=fxfJgunHRxQ
              1. 0
                10 августа 2020 19:16
                Цитата: Oquzyurd
                основная проблема -двигатели(реактивные,танковые)

                Это для всех основная проблема. Принципе свои двигатели строят единицы стран.
                Цитата: Oquzyurd
                Одно другому не мешает.Финансов,инженеров и специалистов достаточно,чтоб параллельно вести несколько крупных проектов.

                Не в это дело. Нужно наработка технологий, испытания (если в бою идеально), отработка работы вооружения, наземных систем и тд Акинчи классом выше Байрактаров и Анки. С него большая часть электроники может пойти на реактивный БПЛА.
                1. +1
                  10 августа 2020 19:24
                  У Акинчи компьютерных блоков 40 шт. Напичкано hi У турков отменные военные программисты,все сделают для реактивного БПЛА)
                  1. 0
                    10 августа 2020 19:32
                    Не сомневаюсь. Если Акинчи сделают как обещано на сайте, то реактивный не проблема. Кроме двигателя. Но он для БПЛА не так принципиален, можно лицензию купить на старый, проверенный двигатель (на крайний случай).
                    Кстати двигатели на F16 собираются из готовых комплектов? Какая степень локализации?
                    1. 0
                      10 августа 2020 19:50
                      "Какая степень локализации?"Такими инфо не обладаю,и не видел)
                    2. +1
                      10 августа 2020 19:53
                      https://www.youtube.com/watch?v=hw22BmlzVdc Прикольный аппарат
                      1. 0
                        10 августа 2020 19:58
                        Для Турции актуально, учитывая климат
                      2. +1
                        10 августа 2020 20:01
                        Да,тем боле тихий,без дыма,экологичный,городской.
                    3. 0
                      11 августа 2020 16:02
                      Цитата: Grazdanin
                      можно лицензию купить на старый, проверенный двигатель (на крайний случай).


                      Это не крайний случай, а единственно возможный вариант. Только у меня вопрос а много ли лицензий на производство современных движков пригодных для тактических самолетов продано на сегодня? c 80-х?
                      Россия Ал-31 не продавала. WS-10 продукт долгой эволюции купленного американского CFM-56 в размерность истребителя. Насчет РД-33 вопрос интересный. ПО крайней мере на Пакистанских Громах стоят Климовские моторы нашего производства. От Китайского мотора отказались..
                      Моторы Еврофайтра и Рафаля продукты европейских фирм - не помю чтобы они продавали лицензию...
                      А Пратт Уитни Ф-100 продавался ли кому нибудь? В смысле не сам мотор, а лицензия на самостоятельный выпуск?
                      1. -1
                        11 августа 2020 16:18
                        Да решат каким либо путём. Им «супер-пупер-двигатель» не нужен.
                        Мне больше волнует, что на нашем Су-57 новые двигатели не стоят.
                      2. 0
                        11 августа 2020 17:22
                        Цитата: Grazdanin
                        Да решат каким либо путём.

                        Каким же? По ходу только покупкой готовых моторов. Спутники для работы в космосе ваяют все кому не лень. А вот производители авиадвигателей для истребителей 4-го поколения считаются на пальцах руки - США, объединенная Европа ( Eurojet EJ200), Франция, Россия, Китай. Не могу точно сказать за Японию. Есть ли там лицензионный выпуск моторов?
                        Свой мотор - четверть века. Миниум. считайте это приговором.

                        Су-57 кстати говоря и без изделия 30 более чем неплохо смотрится... А изделие 30 уже летает и сомнений в его доводке нет от слова вообще
      2. +1
        10 августа 2020 19:12
        Цитата: Oquzyurd
        омпания Байкар давно работает над проектом реактивного беспилотника.Это и есть 6 поколения самолетов.


        Просто реактивный беспилотник не значит ровным счетом ничего. От слова вообще. Если он 6-е поколение он должен превосходить по всем параметрам и Ф-35 и Су-57 и даже J-20. Впрочем вы сами прекрасно понимаете что этого не будет. Нельзя имея самолеты в том числе беспилотные своей разработкит сопоставимые по ТТХ самолетам второй половины 30-х, началу 40-х прыгнуть в 21-й век, как бы вам не хотелось доказать иное.

        которого они уже начали успешно решать.

        Успешно решать это когда двигатель УЖЕ в серии. Двигатели сегодня это просто невозможный хайтек..
        1. 0
          10 августа 2020 19:46
          В цифровой век все возможно.Главное поймать тренд.Как на электромобилях.Многие знании старых компаний с 100 летним опытом,(на топливе работающими двиглами,трансмиссией к ним и.т.д.)уйдет в историю.Страны ране не создавшие свои авто,могут на равных,или же,близкими к равным условиям,создать свои авто индустрию.На этот сегмент тоже нацелились турки,понимая,что в этот раз нельзя "упускать поезд"
          https://www.youtube.com/watch?v=2plBcVDzy6g
          Буквально вера их компания HIDROMEK представил первый в мире городской колесный электро экскаватор,технологичный,экологичный,и на батарейках,которая производиться в турции.8 часов работает на одном зарядке,1,5 часа время подзарядки. https://www.youtube.com/watch?v=hw22BmlzVdc
          Люди работают,стараются,хотят идти в ногу современным мире.И многое у них получается.
  10. 0
    10 августа 2020 17:55
    С движками может быть облом.
  11. -1
    10 августа 2020 20:56
    турция и индия примерно по технологиям очень близки истребитель 5 поколения для обоих стран не доступен до 2039 года от слова совсем
    1. -1
      11 августа 2020 10:40
      Индусы не вытянули толком Теджас, Китайцы купили целиком техпроекты Лави и Су-27. Ближе всех к пятерке на мой взгляд японцы. Они построили сами и реактивныйУТС и УБС национальной разработоки. Они спроектировали и строили серийно 2 Истребителя-бомбардировщика 3-го и 4-го поколения. В Японии строились серийно лицензионные Ф-4 и Ф-15
  12. -3
    10 августа 2020 22:18
    Я бы на месте турок сразу начал строить аппарат 7-го поколения!!! Потому как для них нет разницы, чего клепать на коленке.
    1. +3
      10 августа 2020 23:50
      Хоть бы ознакомились с ВПК этой страны,для открытия закрытых глаз.Потом рассуждайте,кто на коленках,а кто на современных заводах и лабораториях yes
  13. +2
    11 августа 2020 10:20
    Турки и что они реално смогут ?
    Для самолёта 5 поколения нужное много . От технологического уровня государства па на дальше . Последних 25-30лет Турки сделали огромной тенолошки рывок .
    Но самолёт 5 поколения вершина мировые технологии . Начиная од мелочью как стаклено покрытие кабины до ДВЫГАТЕЛЬА.
    Двыгател дла 5 поколения до сих пор серийно поставльат только США . Русия как то близко но нет его в серии .
    Если учитывая что даже США когда начели делать передовые авио двигателя они просто по миру забирали технологии за пример порошковое керамические покрите за лопастей турбины забрали од Японцев , сами не смогли добраться до технологий.
    РР в Англии делает хороших двигатель для Лайнеров ест там и традиция и школа но у их нет ещё двигательа 5 поколения.
    За 10 лет Турки смогут что то клепать но нет Турецкий самолёт 5 поколения полноценно.
    БАЕ наверно поможет но критическое технологии вряд ли?
    Самолёт 5 поколения без двигателя, как человек без сердца.
    Но учитоват как Немцы, Японцы, Русия , Франки , США поднимали технологически уровень и экономическу силу Турции в последних 30 лет все может быть?
    Если БАЕ даст Турками самолёт 5 поколения то это на 100% будет противу Русие нет Исраела.
  14. -1
    11 августа 2020 15:58
    Потянут ли турки это своими силами? Это не арбузами на рынке торговать.
  15. -1
    11 августа 2020 18:41
    надеются, что первые поставки в войска начнутся уже в 2028 году

    Надежды юношей питают... laughing