«Алеут» для Арктики. Российская армия получает двухзвенные транспортеры

30

ГАЗ-3344 в базовой конфигурации

В интересах российских вооруженных сил создаются новые образцы техники, предназначенные для эксплуатации на Крайнем Севере или в других сложных регионах. Одна из последних разработок такого рода – двухзвенный сочлененный снегоболотоход ГАЗ-3344-20 «Алеут». К настоящему времени эта машина пошла в серию и поставляется строевым частям.

Вездеход для Арктики


Транспортер ГАЗ-3344 разработан и выпускается Заволжским заводом гусеничных тягачей (входит в «Группу Газ»). На общем сочлененном шасси выпускаются машины в разной конфигурации и разного назначения. Армейский вариант вездехода создавался по заказу министерства обороны в рамках опытно-конструкторской работы «Коробочка».




Один из первых "Алеутов" российской армии, зима 2018 г.

Результатом этой ОКР стали транспортеры «Алеут» от ЗЗГТ и ДТ-3ПМ от Ишимбайского завода транспортного машиностроения. Один из них в будущем должен был занять нишу среднего транспортного средства – промежуточного между колесными вездеходами «Трэкол» и тяжелыми гусеничными ДТ-30. Были проведены сравнительные испытания, в т.ч. в самых сложных условиях. Так, зимой 2017 г. техника ряда типов прошла от г. Тикси до о. Котельный.

По результатам испытаний к дальнейшему производству и эксплуатации в войсках рекомендовали вездеход ГАЗ-3344-20. В том же 2017 г. появился первый контракт на поставку техники. Затем появились еще два заказа. К настоящему времени снегоболотоходы поступили в массовое производство, поставляются в армию и осваиваются разными частями.

Ход поставок


Первый контракт на сборку и поставку пяти «Алеутов» появился уже весной 2017 г. Тогда же сообщалось, что в ближайшие месяцы появится новый договор – на сотню вездеходов. Вскоре этот заказ оформили официально; Минобороны решило приобрести 112 новых машин. Практически сразу ЗЗГТ приступил к производству техники. В 2018 г. появился дополнительный заказ еще на 12 снегоболотоходов.


ГАЗ-3344-20 на репетиции парада. Мурманск, 5 мая 2018 г.

Первым соединением, получившим ГАЗ-3344-20, стала 80-я отдельная мотострелковая бригада береговых войск Северного флота. Новые машины передали ей в январе 2018 г., и вскоре технику опробовали на заснеженных трассах. Количество переданных машин не уточнялось. В мае того же года вездеходы впервые приняли участие в параде в Мурманске.

В июне 2019 г. руководство ЗЗГТ рассказало о последних успехах в деле производства техники. К тому времени в рамках заказа Минобороны от 2017 г. было построено ок. 30 снегоболотоходов. До конца года планировалось полностью выполнить имеющийся заказ, а также поставить машины по контракту 2018 г.

В январе 2020 г. отечественные СМИ сообщили о готовящейся поставке четырех снегоболотоходов соединению железнодорожных войск, дислоцированному в Хакасии. В марте профильная зарубежная пресса рассказала об официальном принятии «Алеута» на вооружение российской армии.


Вездеходы Северного флота на параде 2020 г.

24 июня вездеходы ГАЗ-3344-20 впервые показали жителям и гостям Уссурийска на параде. Любопытно, что о поставках «Алеутов» в части ВВО до того не
сообщалось. Первая новость такого рода появилась только в середине июля. Техника поступила в отдельное мотострелковое соединение, базирующееся в Хабаровском крае.

Точное количество поставленных к настоящему времени «Алеутов» неизвестно. Из ранее оглашенных данных следует, что армия могла уже получить всю заказанную технику. При этом сообщалось о передаче машин только двум соединениям. Новости о переоснащении других частей пока не поступали – но могут появиться в любое время.

«Алеут» для Арктики. Российская армия получает двухзвенные транспортеры
Парад 24 июня 2020 г. в Уссурийске

Технические особенности


ГАЗ-3344-20 представляет собой двухзвенный гусеничный транспортер, способный работать на сложных ландшафтах и перевозить людей и грузы. Переднее звено машины вмещает место водителя, объем для полезной нагрузки, силовую установку и часть агрегатов трансмиссии. В заднем корпусе располагаются более крупная кабина и привод гусеничного движителя. Корпуса соединены поворотно-сцепным устройством, обеспечивающим взаимное перемещение звеньев в двух плоскостях. Предусмотрено переговорное устройство для связи между кабинами. Броневая защита отсутствует.

Снегоболотоход комплектуется дизельным двигателем ЯМЗ 53402-10 мощностью 189 л.с. Возможна установка мотора Cummins ISB4.5E3 с близкими характеристиками, но техника для российской армии получает отечественный двигатель. Имеется предпусковой подогреватель, упрощающий эксплуатацию в холодном климате. Трансмиссия оригинальной конструкции на основе автоматической коробки передач обеспечивает привод гусениц обоих звеньев.


Тренировка береговых войск КСФ по преодолению водных преград. 10 июля 2020 г.

Ходовая часть звена имеет по шесть опорных катков с торсионной подвеской на борт. Ведущие колеса располагаются в передней части корпуса, направляющие – в задней. Используются широкие резиновые гусеницы, обеспечивающие давление на грунт ок. 0,21 кг/кв.см. За счет двух подобных гусеничных движителей «Алеут» способен двигаться как по грунтам с низкой несущей способностью, так и по дорогам с твердым покрытием.

Вездеходы ГАЗ-3344 могут использоваться как в качестве транспорта, так и как платформа для различного специального оснащения. Вооруженные силы заказали технику в транспортной конфигурации. В этом случае переднее звено может перевозить до пяти человек или 500 кг груза. Заднее выполнено в виде фургона с 15 посадочными местами; грузоподъемность – 2 т. Возможна буксировка прицепа массой до 3 т. Доступ в переднюю кабину обеспечен бортовыми дверями, задняя имеет кормовую.

Обитаемые отсеки армейских машин оснащаются отопителями и фильтровентиляционными установками. Возможна установка специального оснащения. Так, некоторое количество техники для армии выполнено в виде санитарных машин. Они способны перевозить лежачих больных на носилках и имеют некоторое медицинское оснащение. Фактически «Алеуты» рассматриваются в качестве замены для стандартных армейских грузовиков с разным оснащением, разработанной специально для особых условий Севера.


Двухзвенный транспортер имеет длину менее 10 м при ширине 2,4 м и высоте не менее 2,5 м. Снаряженная масса – 8,7 т. На шоссе «Алеут» разгоняется до 60 км/ч, на воде за счет перематывания гусениц – до 5-6 км/ч. По поперечным габаритам вездеход не отличается от наиболее распространенных тракторов и автомобилей, и не требует особого подхода к выбору маршрутов.

Элемент программы


Актуальные планы – вероятно, уже выполненные или приближающиеся к выполнению – предусматривают поставку более 120 двухзвенных снегоболотоходов ГАЗ-3344-20 «Алеут». Такая техника предназначается для частей и соединений Северного флота, участвующих в обороне стратегического арктического направления. Кроме того, ее передают другим подразделениям, работающим в иных широтах, но в не менее суровых условиях.

«Алеут» и другие современные вездеходы призваны заменять другой автотранспорт, эксплуатация которого в Арктике или других районах затруднена или вообще невозможна. Имея требуемые характеристики грузоподъемности, двухзвенные снегоболотоходы показывают большие преимущества в проходимости. Соответственно, подразделения в удаленных регионах с неразвитой дорожной сетью не остаются без удобного транспорта.


Следует отметить, что ОКР «Коробочка» и ее результат в виде машины ГАЗ-3344-20 не является единственной мерой по обеспечению арктических частей необходимой техникой. По сути, сейчас речь идет о целой программе создания и внедрения перспективных образцов разного рода, изначально адаптированных к суровому климату и сложным ландшафтам. Вместе с небронированными транспортерами создаются зенитные и артиллерийские системы на особых шасси.

Таким образом, всего за несколько лет российские вооруженные силы сформировали в Арктике боеспособную и достаточно многочисленную группировку войск, а также проводят ее перевооружение и переоснащение различной техникой. В части поступают как боевые, так и вспомогательные машины. И одна из основных ролей в этих процессах отдана снегоболотоходу ГАЗ-3344-20.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    17 августа 2020 18:11
    На шведского Лося похож
  2. +8
    17 августа 2020 18:14
    Алеуты - население Алеутских островов. Основная часть которых принадлежит США. Странный выбор названия.
    1. +2
      17 августа 2020 18:17
      Извиняюсь. Алеутские о-ва все скопом США принадлежат по договору 30 марта 1867 года вместе с Аляской
    2. +1
      17 августа 2020 18:20
      30 лет назад разработаны--были планы присоединения к СССР
    3. +2
      17 августа 2020 18:53
      Цитата: Azis
      Алеуты - население Алеутских островов. Основная часть которых принадлежит США. Странный выбор названия.

      hi Тоже сразу обратил внимание на это нетривиальное, "сугубо народное аляскинское( "Эскимосом" или "Эвенком" же не назвали)", название-оно явно "с адресным замахом"?
      winked
      (Для Курильских островов модификацию "Алеута", наверное, наши назовут "Айном", чтобы и яппы невольно вспоминали историю и не особо "пузырились"?!)
      Этакое "напоминание партнёрам", чтобы в "их центрах принятия решений" не сильно-то "борзели" по вопросу принадлежности СевМорПути?! wink
    4. +11
      17 августа 2020 18:53
      Согласно переписи 2010 г. 482 алеута все же живут в России:)
    5. -1
      17 августа 2020 18:54
      А по мне, так очень неплохо, креативно. Новый ОТРК можно будет назвать Апачи
    6. 0
      5 октября 2020 19:15
      Дык Терминатор также живет в Лос-Анжелесе, а у нас и по земле ездит, и по воздуху летает. wink
  3. +2
    17 августа 2020 18:28
    Дорог у нас много, но НАПРАВЛЕНИЙ ещё больше!
    1. -4
      17 августа 2020 20:14
      Цитата: rocket757
      Дорог у нас много, но НАПРАВЛЕНИЙ ещё больше!

      Жаль, что вы не ездили по территории МНР.
      Результатом этой ОКР стали транспортеры «Алеут» от ЗЗГТ и ДТ-3ПМ от Ишимбайского завода транспортного машиностроения. Один из них в будущем должен был занять нишу среднего транспортного средства – промежуточного между колесными вездеходами «Трэкол» и тяжелыми гусеничными ДТ-30.

      А сможет это промежуточное звено повторить:

      со своей, в четыре раза более слабой силовой установкой?
      Можно и УАЗ-469 набить отделением. Говорят, рекорд Гиннеса поставили 14 человек, разместившиеся в телефонной будке.
      Во время моей службы были ДТ-10. Единственное слабое место - ходовая. Резино-металлические гусеницы не выдерживали езды по камням (валунам). Этот новый «Алеут» на воде плывёт боком. Не рискнул бы пускаться на нём по бездорожью.
      Впрочем, мало ли в России чудес?
      Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления.
      1. +4
        17 августа 2020 20:28
        Не вчера родился, много территорий повидал.
        Вот от нас например, до озера Эльтон, по дороге 400 с лишним км, а напрямик, по степи 120 км ... но какие это километры, сплошное направление. Особенно когда с дуру в солевое болото влезешь, это ваще сказка!!! И не дай бог дождичек взбрызнет, все хана ... связи нет, никого вокруг нет, неделю можно дожидаться, когда какой ни будь чабан мимо проедет! А вы предлагаете в Монголию податься. Тут рядом приключений не меньше найти можно.
        1. +3
          18 августа 2020 04:49
          Цитата: rocket757
          А вы предлагаете в Монголию податься. Тут рядом приключений не меньше найти можно.

          Я никому (без особых причин) не желаю никуда подаваться. Я предлагаю сравнить... Бывал я и у вас, доставали мы из «солончаков» технику. Помню я эти блоки, лебёдки и БАТы. А «Алеут» для меня, простите за сравнение, - «паркетный внедорожник», как бы не смотрели и что бы не говорили его создатели. Есть такие образцы техники, которые своим рождением усугубляют существующее положение, добавляют отрицательных эмоций командирам и вносят в лексикон механиков-водителей нецензурные слова.
          1. 0
            18 августа 2020 06:51
            Я не механик, но вполне себе представляю какой гемор содержать, обслуживать подобную технику.
            Мой друг, зампотех в прошлом, про такую технику говорил "помыть, загнать в дальний бокс и больше не доставать/забыть"!
            1. +1
              18 августа 2020 14:01
              Цитата: rocket757
              Мой друг, зампотех в прошлом, про такую технику говорил "помыть, загнать в дальний бокс и больше не доставать/забыть"!

              В средней полосе вполне. А на севере то на уазике или урале только по редким дорогам. Можно, конечно, на испытанных МТЛБ/ГТТ/ГТС. С другой стороны, легкие двухзвенные вездеходы с низким давлением на грунт имеют преимущество при преодолении заснеженных крутых склонов и оврагов по целине снежной. И особых проблем с эксплуатацией лосей шведских не наблюдалось...
              1. 0
                18 августа 2020 14:14
                Цитата: ботан.su
                И особых проблем с эксплуатацией лосей шведских не наблюдалось...

                Да не вопрос, когда техника надёжная, обслуживай как положено, катайся и радуйся.
                Но ведь это "буханка", двойная и на гусеницах .... хорошим качеством она не отличалась никогда, как и большинство наших "тазиков"! Ремонтопригодны, запчасти подешевше, но лучше б они не ломались так часто.
                Я пользую наши машины, но боже ж мой, сколько с ними возни, да и заводские приколы с новья не редкость.
                1. 0
                  18 августа 2020 14:29
                  Цитата: rocket757
                  Да не вопрос, когда техника надёжная, обслуживай как положено, катайся и радуйся.

                  Да всякая техника выходит из строя. И на шведов ставят уазовские движки и они работают, ничего страшного не происходит.
                  Цитата: rocket757
                  Но ведь это "буханка", двойная и на гусеницах .... хорошим качеством она не отличалась никогда, как и большинство наших "тазиков"!

                  Ничего там нет от буханки, кроме, может фар и поворотников. Скорее от газовских грузовиков двери и лобовое стекло может.
                  Цитата: rocket757
                  Я пользую наши машины, но боже ж мой, сколько с ними возни, да и заводские приколы с новья не редкость.

                  ну что тут скажешь, родину не выбирают, поэтому доработать напильником laughing
                  Вот когда заводские сервисные службы заставят прибывать на место и устранять недостатки за свой счет, качество очень быстро станет отличным.
                  1. 0
                    18 августа 2020 14:38
                    Так я всё равно наши и беру ... годика три, четыре почти всё норм, но дальше шо то не хочется.
                    Уж очень они ремонтопригодны. Дёшево и запчасти есть везде.
                    Кстати, буханкой назвал не за комплектующие, а за место производства, со всеми вытекающими, конечно.
                    1. Комментарий был удален.
                      1. 0
                        18 августа 2020 17:06
                        Типа того. Куда ты этот производство не перемести, все равно будут получатся "тазики"!
              2. 0
                4 ноября 2020 18:29
                7лет катался по тундре на НЗ.Арктика. На Уралах тоже.
                То что на картинке имеет всокий цент тяжести. вместо обычных автокунгов на шасси от КАМАЗ КРАЗ эти буханочки еще пойдут.Но дорог там где они пройдут мизер.обычно по гарнизону и до Рогачево или Орбиты по укатаннрой и очищеной дороге насыпи. а что делать в вариант? кто тнибудь испытвл эти джипики на устойчивость при движении вслепую.у нас дам укачивало в ГТС ках в хлам , и от болтанки с сопки на сопку боком и от выхлопа задуваемого ветром в подтентовую часть. Не вынесут они болтанки-завалятся.Даже насыпь на дороге метра 4 высотой.. как они спустятся? Ветра бывало пустой Урал(без людей свозило с ледяной дороги на обочину, чел 15 смена и все кто вне смены заталкивали машину назад.. должны быть низкик как тараканы, чтоб не перевернуться.
  4. +10
    17 августа 2020 19:15
    Снегоболотоход комплектуется дизельным двигателем ЯМЗ 53402-10 мощностью 189 л.с. Возможна установка мотора Cummins ISB4.5E3 с близкими характеристиками, но техника для российской армии получает отечественный двигатель. Имеется предпусковой подогреватель, упрощающий эксплуатацию в холодном климате. Трансмиссия оригинальной конструкции на основе автоматической коробки передач обеспечивает привод гусениц обоих звеньев.
    Рябов в своем репертуаре, "тут играем, тут не играем, здесь жирное пятно - рыбу заворачивали".
    Трансмиссия оригинальной конструкции основывается на АКП "Allison", а предпусковой подогреватель установлен Webasto. Отопитель салона тоже Webasto.
  5. 0
    17 августа 2020 22:01
    По тундре зимней красиво идёт машинка! Мы на МТЛБшке ехали переделанной, а эти на двух двузвёнках. Мы шли километров 10-12 в час, а эти под 50. Расход соляра у двузвёнки гораздо меньше, а грузоподъемность даже чуть больше. Маталыга по снегу брюхом ползёт, а этот не проваливается. Хороша машинка. И плавать на ней способнее. Да и не всегда придётся. Маталыга вон провалится в воду, так потом вырубать ей фарватер бензопилой приходится. И на берег быбираться то ещё удоврольствие. А эта прёт красиво!
    1. 0
      4 ноября 2020 18:31
      как гонять на таких по тундре-там сопка на сопке,если тоь ко по ровным участкам а их мало.
  6. 0
    18 августа 2020 02:51
    Аналогов в мире нет, автор забыл добавить. Неповоротливые машины, , что наши что зарубежные. За рубежом выпуск таких машин очень небольшой. Предпочитают машины традиционной компоновки. И дешевле, и проще. и по проходимости лучше.
    1. -3
      18 августа 2020 05:02
      Цитата: Вольный ветер
      За рубежом выпуск таких машин очень небольшой.

      За рубежом есть такое бездорожье?

      Поэтому там и вездеходов нет.
      1. +6
        18 августа 2020 05:38
        Во многих странах за лазанье по бездорожью можно получить по шапке, и очень больно, так как тундра востанавливается тяжело и долго. В Канаде ипользуют зимники, причем делают их с минимальным нанесением вреда. До весенних оттепелей заканчивают их эксплуатацию. У нас с весенней распутицей только начинается эксплуатация зимников, т.к деньги только в январе- феврале выделяются, после принятия бюджета на текущий год. И потом хвалятся , смотрите по каким ямам ездят. этим не хвалится нужно, за это нужно сажать.
        1. 0
          18 августа 2020 14:19
          Цитата: Вольный ветер
          Во многих странах за лазанье по бездорожью можно получить по шапке, и очень больно, так как тундра востанавливается тяжело и долго.

          Такие вездеходы используют не только в тундре, а в джунглях малайзии, например.

          Цитата: Вольный ветер
          В Канаде ипользуют зимники, причем делают их с минимальным нанесением вреда.

          для укладки трубопроводов канадцы не строят зимники, а используют свои двухзвенные вездеходы, сопоставимые с ишимбаями, только у канадцев они не плавают.
    2. +1
      18 августа 2020 14:15
      Цитата: Вольный ветер
      Аналогов в мире нет, автор забыл добавить.

      Аналоги есть. Шведы наделали в немалом количестве, более 11 тыс. штук. Гражданский вариант у нас именуется лось. Есть военный бронированный, викинг. Как легкий бтр используется, медицинский, транспортный. Слышал о разработках миномета, противотанкового безоткатного орудия на этом шасси.
      Цитата: Вольный ветер
      Неповоротливые машины, , что наши что зарубежные.

      Машина очень маневренная, за счет относительно небольшого веса и гидравлического сочленения может творить чудеса, особенно в рекламных роликах. При эксплуатации подвижность менее захватывающая, но все равно очень хорошая.
      1. 0
        20 августа 2020 17:25
        Гидравлическое(с возможностью принудительного "ломания" )сочленение между звеньями кратно увеличивает проходимость в отдельных ситуациях,-преодоление рвов,промоин,уступов,при выходе на крутой берег...
        1. 0
          31 октября 2020 14:49
          В двухсекционных вездеходах лучше применять капотную схему, двигатель спереди кабина сзади, это позволить соединять обе секции вездехода узлом сочленения с возможностью прохода (как раньше было в автобусах Икарус)
  7. +1
    4 ноября 2020 18:58
    не везде ровно-типичный пейзаж .на фото со скалы ГТС ка на которой приехали на оз.Поморское 18 км по Рогачевскому заливу от Бушьей губы.Ровных дорожек туда нет а на заливе трещины часто встречаются и ГТС их препрыгивала.