Перспективные БПЛА «Сириус» и «Гелиос»

45

Комплекс "Орион" с тремя БПЛА и пунктом управления. Фото АО "Кронштадт" / kronshtadt.ru

В военно-техническом форуме «Армия-2020» принимает участие компания «Кронштадт», занимающаяся разработкой беспилотных авиационных комплексов. На этот раз компания представила в своей экспозиции сразу четыре БПЛА среднего и тяжелого класса. Наибольший интерес с точки зрения перспектив и возможностей представляют изделия «Сириус» и «Гелиос» – тяжелые беспилотники с большой продолжительностью полета.

Путь к премьере


О разработке новых тяжелых БПЛА было объявлено в прошлом году. Кроме того, на выставке МАКС-2019 показали полноразмерный макет одного из таких аппаратов. Как следует из последних сообщений, это был БПЛА «Гелиос». За прошедшее время проекты продвинулись вперед, что привело к появлению новых любопытных изделий.



17 августа министр промышленности и торговли Денис Мантуров посетил опытное производство «Кронштадта», развернутое на площадках Московского машиностроительного предприятия им. Чернышева. Делегации министерства показали уже известные натурный «Орион» и макетный «Гелиос», а также два новых макета – «Сириус» и «Гром».

Через несколько дней все эти изделия были доставлены в парк «Патриот» для размещения на выставочной площадке и демонстрации посетителям «Армии-2020». Практически сразу БПЛА от «Кронштадта» привлекли внимание специалистов и общественности.

Развитие существующего


Разработчик называет БПЛА «Сириус» следующей ступенью развития существующего аппарата «Орион». Развитие заключается в увеличении размеров и массы, некотором изменении конструкции, а также в установке нового радиоэлектронного оснащения. Беспилотник сможет нести больший груз и работать на увеличенном удалении от оператора.


Макет БПЛА "Сириус" на "Армии-2020". Фото Bmpd.livejournal.com

«Сириус» представляет собой летательный аппарат нормальной аэродинамической схемы с тонким фюзеляжем, прямым крылом большого размаха V-образным оперением. Силовая установка включает два турбовинтовых двигателя неназванного типа в мотогондолах под крылом. Двигатели оснащены двухлопастными винтами.

В ходе переработки исходного планера размах крыла увеличился до 23 м, длина – до 9 м. Максимальная взлетная масса выросла до 2,5 т, из которых 1 т приходится на топливо. Полезная нагрузка – 450 кг. Масса сбрасываемого груза на внешней подвеске – 300 кг.

В настоящее время ведется разработка перспективной системы спутниковой связи для управления БПЛА нового поколения. Ее появление позволит резко повысить тактико-технические характеристики беспилотников. Так, дальность работы «Сириуса» фактически будет ограничиваться только запасом топлива на борту. Операторские пульты располагаются на универсальном мобильном пункте управления, совместимом с другими современными БПЛА разработки компании «Кронштадт».

Как и предшественник, новый «Сириус» предназначается для патрулирования и ведения разведки и картографирования местности в разных диапазонах. В боевой конфигурации он может наносить удары по наземным объектам, в т.ч. с обнаружением непосредственно перед атакой, а также контролировать результаты поражения. Возможно применение БПЛА для целеуказания различным огневым средствам.


Совместимые боеприпасы для "Сириуса". Фото Bmpd.livejournal.com

Радиолокационный дозор


Вторую разработку представили в виде беспилотного аппарата радиолокационного дозора – «Гелиос-РЛД». Эта машина крупнее «Ориона» и «Сириуса», имеет иную схему, а также отличается летно-техническими характеристиками.

«Гелиос-РЛД» получает фюзеляж меньшей длины, в хвостовой части которого располагается турбовинтовая силовая установка с толкающим винтом. Используется прямое крыло большого размаха, от которого отходят две хвостовые балки. Оперение выполнено Л-образным. Размах крыла достигает 30 м при длине 12,6 м.

Взлетная масса изделия «Гелиос-РЛД» достигает 4 т. Грузоподъемность – 800 кг. БПЛА показывает крейсерскую скорость 350-450 км/ч и способен подниматься на высоту 11 тыс.м. Максимальная продолжительность полета – 30 ч, дальность – 3 тыс.км.

В дополнение к штатным средствам навигации и управления «Гелиос-РЛД» получил радиолокационную станцию бокового обзора. Ее антенна подвешена под фюзеляжем в плоском длинном обтекателе. Тип, характеристики и возможности РЛС не уточняются. Также не раскрываются вопросы обеспечения связи и передачи данных на универсальный пункт управления.


Макет изделия "Гелиос-РЛД" в сборочном цеху. Фото Минпромторг РФ

«Гелиос-РЛД» предназначается для ведения длительного патрулирования в заданном районе. Бортовая РЛС обеспечивает поиск и сопровождение воздушных, наземных и надводных целей. БПЛА может выполнять одиночное и групповое дежурство, перекрывая более широкий фронт. Кроме того, изделие «Гелиос» может использоваться в разведывательно-ударных целях.

Беспилотные перспективы


Российская авиационная промышленность достаточно давно занялась тематикой тяжелых беспилотных летательных аппаратов разведывательного и ударного назначения. В работах участвует несколько организаций, и их проекты находятся на разных стадиях реализации. Компания «Кронштадт» является одним из лидеров направления – она уже довела БПЛА «Орион» до эксплуатации в войсках и теперь разрабатывает новые проекты.

В новых проектах предлагается техника с повышенными тактико-техническими характеристиками, способная решать широкий круг задач. При этом, за счет различия в ключевых параметрах, «Сириус» и «Гелиос» способны занять две разные ниши и дополнять друг друга, а также успешно использоваться параллельно с другими беспилотными комплексами.

Следует напомнить, что на вооружении ВКС России пока отсутствуют тяжелые разведывательные и/или ударные БПЛА, такие как «Гелиос» и «Сириус». Поэтому любой подобный образец представляет большой интерес и может быть полезным для армии. В такой ситуации большим плюсом является наличие сразу нескольких проектов техники близких классов, но с разными характеристиками. Командование получает возможность выбрать наилучший образец, более полно соответствующий требованиям, – или принять на вооружение все разработанные.

Перспективные БПЛА «Сириус» и «Гелиос»

Вид с другого ракурса. Фото Минпромторг РФ

Впрочем, пока о принятии на вооружение речи не идет. Судя по демонстрации макетов, перспективные проекты БПЛА находятся на ранних стадиях. Полноценные летные прототипы отсутствуют, а сроки их появления не уточняются. Все это означает, что на завершение проектирования и последующие работы понадобится несколько лет, и только после этого «Сириус» и «Гелиос» будут готовы к поступлению в серию и в войска.

Высокая сложность может негативно сказаться на сроках и стоимости работ. Однако компания «Кронштадт» уже имеет значительный опыт, который поможет ей успешно завершить все новые проекты. Средний «Орион» уже доведен до эксплуатации в войсках, и за ним должны последовать новые образцы.

Отдаленное будущее


В целом в сфере средних и тяжелых БПЛА разведывательно-ударного назначения постепенно складывается интересная и многообещающая ситуация. Армия уже получила первые комплексы «Орион» среднего класса с широкими общими возможностями, но с ограниченным боевым потенциалом. Проходят испытания тяжелый «Альтиус-У» и малозаметный «Охотник». С недавнего времени ведется разработка сразу нескольких новых беспилотников.

Таким образом, в средней перспективе на вооружении ВКС могут появиться несколько тяжелых беспилотных летательных аппаратов с теми или иными отличиями. С их помощью можно будет закрыть несколько пока пустующих ниш. Какие из нынешних разработок дойдут до войск, когда это произойдет и как повлияет на боеспособность ВКС – покажет время.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    31 августа 2020 18:22
    Конечно хорошо что движемся в этом направлении, но горестно понимать что от Турции мы имеем 5 летнее отставание, от США более 20 лет.
    1. +10
      31 августа 2020 19:49
      Цитата: Grazdanin
      Конечно хорошо что движемся в этом направлении, но горестно понимать что от Турции мы имеем 5 летнее отставание, от США более 20 лет.

      С Турцией сравнивать не надо, они используют космическую группировку США, да и элементная база, я очень сомневаюсь, что своя. А у нас требуется воссоздать спутниковую группировку для навигации, картографирования и т.д., а для этого, по сути, воссоздать электронную промышленность ,космос и много чего другого, причем практически все с нуля. К сожалению без своего космоса и элементной базы, у нас БПЛА в товарных количествах не будет, если что выключат все сразу.
      1. -1
        1 сентября 2020 09:15
        Для Байрактара не используют...Но широко используют компоненты со всего мира...датчики, оптику, моторы....С таким подходом и Орион давно бы производился. А вот со следующей размерности встает вопрос о спутниках и управлении, как на Рипере...и тут может оказаться, что Ваш БПЛА, - не Ваш. вои спутники и у Израиля, к примеру....
        1. 0
          1 сентября 2020 09:17
          Цитата: Zaurbek
          Для Байрактара не используют...Но широко используют компоненты со всего мира...датчики, оптику, моторы....С таким подходом и Орион давно бы производился.

          Это сути вопроса не меняет, вся эта элементная база не наша и работает не на наших алгоритмах и если хорошо копнуть, то не сомневаюсь, что опять упремся в те же Штаты.
          1. -1
            1 сентября 2020 09:21
            Не факт...кто вам сказал? Алгоритмы, как раз...наши. в РФ эти проблем особых нет. Оптика наша, ИК матрицы уже наши....Глоннас и инерциальные системы наши.
            1. +1
              1 сентября 2020 09:44
              Цитата: Zaurbek
              Алгоритмы, как раз...наши. в РФ эти проблем особых нет. Оптика наша, ИК матрицы уже наши....Глоннас и инерциальные системы наши.

              Частично алгоритмы наши, никто не знает какие в чужой элементной базе, прошиты намертво закладки, основной вопрос не в оптике, ни в матрицах и т.д., а именно в возможности не контролируемо вмешиваться в их работу.
              1. 0
                1 сентября 2020 09:59
                Что бы этим пользоваться, машина должна быть в онлайне... Покупая эл. базу вы же не говорите, где используете...и процессоры кучу разных функций исполняют. Есть главный процессор, а есть карта памяти или накопитель. Что то критично, а что то нет и стоит на 1 млрд ноутбуков в мире.
                1. +1
                  1 сентября 2020 14:35
                  Цитата: Zaurbek
                  Что бы этим пользоваться, машина должна быть в онлайне...

                  Далеко не факт, как пример, прошит приемник сигнала, при поступлении кода, срабатывает закладка и все, а сигнал послать можно через спутник в любую точку.
        2. 0
          12 октября 2020 20:38
          Моторы они сами делают,чай богоспаемая демократия...
    2. +1
      1 сентября 2020 12:27
      Иногда для того, что бы прыгнуть надо присесть. Все когда-нибудь отставали, это нормально и не позорно, главное, что бы не стали принимать отставание как истину.
    3. -1
      1 сентября 2020 13:23
      Вы видели новую ракету Roketsan? https://www.youtube.com/watch?v=KfNuBYzJ8s0 Точность на расстоянии 70 км.с помощью БПЛА Байрактар
    4. -2
      1 сентября 2020 13:32
      Тот же Рокетсан успешно запустил ракету в космос,в близкую орбиту(130 км) С 2025 года турки будут отправлять спутники (до 100 кг) в комос своими ракетами. https://www.youtube.com/watch?v=Py81jjluDOI&t=4s
    5. 0
      21 октября 2022 08:30
      Движемся или имитируем движение, вот вопрос. Разработки вроде бы и есть, но в войсках по прежнему ничего нет. Вот столько лет такие суммы вливались, что у нас армия должна выглядеть уже как железный человек на летающей тарелке стреляющей бластерами. А по факту - старье советское, уже совершенно не актуальное на войне. Зато яхты и виллы у всех причастных... Подход надо менять.
  2. -8
    31 августа 2020 18:25
    Больше макетов: хороших и разных!!! drinks
    1. +2
      1 сентября 2020 06:13
      Больше диванной критики и "своего мнения"!
      1. +1
        1 сентября 2020 08:34
        Приятно получать замечания от боевого генерала!
  3. +1
    31 августа 2020 19:20
    Полезной нагрузки мало берёт , да и выбор не велик.. sad Как то медленно у нас всё идёт с БПЛА..
    1. +1
      31 августа 2020 20:09
      Цитата: ximkim
      Полезной нагрузки мало берёт ,

      В современном бою не надо что бы из него сыпалось как из Б-52 ,нужен один меткий выстрел .............
  4. -5
    31 августа 2020 19:55
    Видать, есть структуры во власти, которым не нужно чтобы у России появились свои ударные бпла, иначе всю эту тягомотину не объяснить! Ведь, не вчера начали ими заниматься, а воз и ныне там. ..
    1. +2
      31 августа 2020 21:32
      иначе всю эту тягомотину не объяснить

      так а санкции нам наф.ига вводили? конечно вероятному противнику это не нужно - управление через систему жипиэс идёт, а мы свою группировку ГЛОНАСС не можем поднять из-за санкций, потому-что своего комплектующего деталя нема.
      думаю, это был хороший для нас отрезвляющий удар
      .
      не оправдываю ни в коей мере
    2. 0
      7 сентября 2020 16:52
      Если бы во власти были патриоты,то мы жили бы как в Швейцарии. Увы наша реальная власть она в Вашингтоне сидит и нашу жизнь улучшать не в её интересах,ну и проекты тормозить это само собой.
      1. 0
        17 ноября 2021 19:18
        Если бы во власти были патриоты,то мы жили бы как в Швейцарии.

        По вашему и в советское время во власти не было патриотов!?
  5. +5
    31 августа 2020 20:04
    Интересно, насколько сложно было бы приспособить эти БПЛА к работе со строящихся УДК? Радиолокационный дозор в море очень бы не помешал, а тут он может быть обеспечен 2-3 аппаратами круглосуточно.
    1. -6
      31 августа 2020 21:04
      Легче будет удк создать безэкипажно-вертикально взлетающим. ...
    2. 0
      1 сентября 2020 09:51
      Интересно, насколько сложно было бы приспособить эти БПЛА к работе со строящихся УДК?

      Достаточно сложно: размеры у них уже как у самолетов, да и разбег нужен. Из рогатки не выпустишь, большая рогатка получится. Для флота нужны БПЛА вертолетного типа.
  6. +1
    31 августа 2020 21:42
    Компания «Кронштадт» является одним из лидеров направления – она уже довела БПЛА «Орион» до эксплуатации в войсках и теперь разрабатывает новые проекты.

    Любопытные отзывы в сети об этой компании от тех, кто работает, и работал в ней. И вообще непонятно - какова их производственно-промышленная база. winked Попахивает "Рогами и копытами". lol
    1. 0
      1 сентября 2020 09:17
      Но, по крайней мере, Орион -все, что у нас есть. Ударных больше нету.
    2. -1
      1 сентября 2020 09:54
      Попахивает "Рогами и копытами".

      Ну Орион уже есть. И задел вроде-бы неплохой. А отзывы "тех кто работал" зачастую объясняются личными обидами или иными мотивами. Время покажет.
  7. -2
    31 августа 2020 22:03
    Эти разработки радуют!
    Теперь о некоторых наблюдениях, исходя из статьи и фото.

    Бомбить - полдела, это важно, но ВКС уже умеют. При этом с хорошей полезной нагрузкой, какой всем этим БПЛА и не снилось.
    При этом не за деньги ракет Hellfire (это ОЧЕНЬ дорого), что, правда, иногда бы и надо тактически.

    А вот "Гелиус-РЛД" - это то, чего реально не хватало! ДРЛО - это наше слабое место, самолеты А50 и, в будущем, А100 - не везде безопасно и целесообразно привлекать, да и мало их. А вот такой БПЛА - пожалуйста. Высотность в 11 тыс.м и длительность полета в 30 часов - это достойно! Плюс, судя по фото, там (А)ФАР есть куда поставить, нормально все будет good

    Второй момент. БПЛА "Сириус" двухдвигательный, что снижает риск его на ровном месте потерять из-за отказов двигателя. Это отлично.
    Плюс, его радиус ограничен только запасом топлива. Прекрасно! Значит, он управляется через спутниковые системы, доработали, ура. Догнали американцев, наконец-то.
    1. +4
      31 августа 2020 22:54
      Да, "Гелиус-РЛД" - гораздо более дешёвый, безэкипажный, потенциально более массовый и, что не менее важно, простой в военных условиях производства комплекс ДРЛО, способный в массе случаев заменить А-50 и А-100.
      Не Global Hawk, но и назначение и стоимость различны, весьма и весьма. Пожелаем удачи нашим инженерам авиатроителям!
      1. +2
        1 сентября 2020 09:19
        Про Global Hawk мы стытливо молчим......Самые массовые ударники и пахари - размерность БПЛА Рипер. НО освоив такой аппарат, это короткий путь к Global Hawk. Более крупный планер и ТРД.
    2. 0
      4 ноября 2020 23:39
      Цитата: RealPilot
      его радиус ограничен только запасом топлива

      Будет...опосля !
      Цитата: RealPilot
      Значит, он управляется через спутниковые системы, .

      Пока нет...
      Цитата: RealPilot
      доработали, ура

      Дорабатывают...
      Цитата: RealPilot
      Догнали американцев, наконец-то

      Пока ещё нет...
  8. 0
    1 сентября 2020 09:12
    На видео Сириус не сильно крупнее , чем Орион....а, теоретически, это должен быть аппарат размера "Рипера" с 1000 л.с. ТВД.
    1. 0
      1 сентября 2020 10:05
      это должен быть аппарат размера "Рипера" с 1000 л.с. ТВД.

      Вам сразу "Стрижа" подавай. "Пчелы" не устраивают. wink
      1. 0
        1 сентября 2020 10:07
        Это общепринятая размерность...
    2. 0
      1 сентября 2020 12:02
      Закон кубов. Масштабирование линейных размеров на 1/4 увеличит массу почти вдвое.
      Есть нюансы, но в целом он действует и в авиации. Ну и прямые руки конструкторов lol
      1. 0
        1 сентября 2020 12:05
        И нужен ТВД на 1000 л.с.
  9. 0
    1 сентября 2020 14:07
    Цитата: APASUS
    Цитата: ximkim
    Полезной нагрузки мало берёт ,

    В современном бою не надо что бы из него сыпалось как из Б-52 ,нужен один меткий выстрел .............

    А если объект поражения устоит или выживет ( форс мажор и недочёт) ? Тогда бы второй комплект полезной нагрузки был в самый раз или по мощнее..
  10. +3
    1 сентября 2020 14:20
    Полезная нагрузка – 450 кг. Масса сбрасываемого груза на внешней подвеске – 300 кг.
    Совместимые боеприпасы для "Сириуса"

    на фото ОДАБ-500ПМВ - масса 525кг, РБК-500У ОАБ-2,5РТ- масса 500кг
  11. 0
    8 сентября 2020 00:51
    зачем торопиться с созданием таких БПЛА? пусть су-25 еще 20 лет поработают под огнем пво. бабы еще летчиков для су-25 нарожают для России
  12. -2
    4 октября 2020 14:51
    Весь вопрос в том - полетит данное изделие или так и останется макетом?
  13. 0
    4 октября 2020 17:30
    Короче, что имеем? Перспективу! Хорошая мысль! А может для начала обзавестись тем, чем 98% сбиваются всем мозолящие глаза и уши беспилотники, хотя бы турецкого производства?
  14. +2
    8 ноября 2020 22:40
    Проходят испытания тяжелый «Альтиус-У» и малозаметный «Охотник».
    Это тот "Охотник", который с движком от истребителя? Малозаметный? Смешно, если б не было так грустно... . sad
  15. 0
    17 ноября 2020 21:50
    Что-то я не понял. Написано, что "Сириус" поднимает 300 кг на внешней подвеске. Но на фото есть ОДАБ-500ПМВ массой 520 кг и указано, что это "совместимый боеприпас". Где-то тут нестыковка...
  16. 0
    26 ноября 2020 00:30
    отстали в самом перспективном направлении. как так то? зато понаделали не нужного хлама все эти Арматы Посейдоны и прочие Буревестники