Острые моменты гидроакустической разведки ВМС США у ворот Севморпути. О развёртывании сверхмалошумной МАПЛ класса «Seawolf» близ Баренцева моря

91

Информация о прибытии и развёртывании в северо-восточной части акватории Норвежского моря (в 150—250 км севернее литоральной зоны норвежской провинции/фюльке Финнмарк) одного из трёх сверхмалошумных многоцелевых атомных подводных крейсеров класса «Seawolf» Военно-морских сил США была встречена рядом паникёрских комментариев и дискуссий со стороны многочисленных отечественных обозревателей, пришедших к выводу о том, что заступление на боевое дежурство в вышеуказанном регионе Северной Атлантики даже одиночной субмарины данного класса способно поставить под вопрос сохранение как акустической скрытности, так и боевой устойчивости подводного компонента Северного флота ВМФ России на северо-западном стратегическом направлении.

И действительно, в свете разразившейся и неумолимо набирающей обороты «арктической гонки», заключающейся в непрекращающихся попытках США, Канады, Дании, Великобритании и Норвегии оспорить принадлежность хребтов Ломоносова и Менделеева, являющихся оконечностями Восточно-Сибирской платформы, а также в перманентной демонстрации противолодочной и тактической авиацией ВМС и ВВС США и Великобритании присутствия непосредственно «у западных ворот» Севморпути появление столь скрытной и технически совершенной незваной подводной гостьи не может не вызывать определённой доли беспокойства ни у специалистов в штаб-квартире Северного флота ВМФ России, ни у рядовых обозревателей, осведомлённых о тактико-технических параметрах данной субмарины.



Присутствие противолодочной авиации ВМФ России и непростая гидрологическая ситуация сыграют не в пользу амбиций подводного компонента ВМС США в Норвежском море


Располагая малошумными водомётными движителями (на порядки снижающими гидродинамическое возмущение и акустические шумы от кавитационного эффекта лопаток гребных винтов), габаритом современного и высокоэффективного «безэхового» покрытия, а также многоярусными амортизационными платформами на узлах крепления таких элементов энергетических установок, как главные турбозубчатые агрегаты (ГТЗА), паропроизводящие установки (ППУ), паротурбинные установки (ПТУ) и ядерные реакторы S6W, подлодки класса «Seawolf» могут похвастаться уровнем акустической шумности порядка 50—53 дБ в режиме «подкрадывания» (на уровне новейшей французской МАПЛ 4-го поколения «Suffren » класса «Barracuda SNA»).

Отталкиваясь от технической информации, предоставленной контр-адмиралом в отставке и командиром дивизии АПЛ в период с 1984 по 1989 гг. Владимиром Ямковым в аналитическом материале «Борьба людей, а не идей», нетрудно прийти к выводу о том, что подобные объекты могут быть запеленгованы посредством носовых сферических многоэлементных ГАС МГК-600 «Иртыш-Амфора-Ясень/Борей» (входят в гидроакустическую архитектуру МАПЛ пр. 855 «Ясень/-М» и РПКСН пр. 955А/Б «Борей/-Б») на удалении порядка 35—45 км (в первой и/или второй дальних зонах акустической освещённости/конвергенции) в нормальных гидрологических условиях, в то время как более ранние ГАК МГК-540 «Скат-3» многоцелевых АПЛ пр. 971У «Щука-Б» с менее чувствительными гидрофонами и БЦВМ с упрощёнными алгоритмами обработки акустической информации способны «прощупать» «Seawolf» на расстоянии 25—35 км.

Установленные же на «Си Вульфах» интегрированные носовые активно-пассивные ГАК AN/BQQ-10 на базе сферических акустических антенных решёток и широкоапертурные бортовые пассивные ГАС на базе многоэлементных акустических решеток AN/BQG-5D в совокупности с более производительными 70-процессорными БЦВМ боевых информационно-управляющих систем AN/BSY-2 способны обнаружить малошумные МАПЛ пр. 855/М (не располагают водомётными движителями и обладают большим подводным водоизмещением, увеличивающим акустическую сигнатуру) на расстоянии порядка 60—80 км, «Бореи» — порядка 60 км и, наконец, более шумные «Щуки-Б» — 100—130 км. Цифры неутешительные… Между тем драматизировать не стоит.

Несмотря на достаточно высокие технологические параметры гидроакустических комплексов многоцелевых АПЛ классов «Seawolf» и «Virginia Block I/II/III», оперирующих в водах Норвежского моря, гидрологическая ситуация в данном регионе Северной Атлантики далеко не всегда благоволит успешному осуществлению информативной гидроакустической разведки. Преобладающее воздействие циклонов Исландского минимума достаточно часто насыщает регион многочисленными и продолжительными штормами, заметно осложняющими гидрологические условия. Вследствие этого дальность пеленгования нашего подводного компонента посредством американских ГАК AN/BQQ-10 и AN/BQG-5D снижается с 60—130 до 15—35 км соответственно.

Более того, не может быть и речи об исключительной акустической скрытности подводной составляющей ВМС США в данном районе Северной Атлантики и в свете перманентного патрулирования нейтральных вод акваторий Норвежского и Баренцева морей перспективными противолодочными самолётами Ил-38Н морской авиации ВМФ России, оснащёнными уникальными бортовыми поисково-прицельными комплексами «Новелла-П-38», способными получать информацию о тактической подводной обстановке от 64 активных и пассивных радиогидроакустических буёв типов РГБ-41, РГБ-48, плотно расставленных на наиболее непредсказуемых разведываемых участках вышеуказанных морей.
91 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    3 сентября 2020 05:56
    Вследствие этого дальность пеленгования нашего подводного компонента посредством американских ГАК AN/BQQ-10 и AN/BQG-5D снижается с 60—130 до 15—35 км соответственно
    .
    А продолжение? ... В свою очередь, наши подводные компоненты ... могут обнаружить подводные лодки при аналогичных условиях на расстоянии...?
    Или это расстояние в пределах 5 км?
    1. +2
      3 сентября 2020 09:25
      А нельзя ли эту вражескую гидроакустику... Заглушить или вывести из строя?
      1. +2
        3 сентября 2020 09:29
        Цитата: Ilya-spb
        А нельзя ли эту вражескую гидроакустику... Заглушить или вывести из строя?

        Можно, если хорошенько вдарить по ней кувалдой несколько раз
        1. +9
          3 сентября 2020 10:09
          Тогда предлагаю рядом с каждым гидрофоном сбросить радиобуй, который будет транслировать гимн СССР, песню "Не валяй дурака, Америка!" и другие мелодии.
          1. 0
            14 октября 2020 10:46
            Если Вы посмотрите режиссёрскую версию фильма "72 метра" , там был похожий эпизод , когда герой Краско капитан Янычар выловил буй и пытался транслировать на натовский вертолёт русские выражения.
        2. +3
          3 сентября 2020 19:03
          Как то ночью к нам в село, прилетело НЛО, я как спьяну ломом двинул.....долго ли сломать машину........))))
      2. +2
        3 сентября 2020 10:55
        Глубинные бомбы эффективно с этим справляются
    2. +3
      3 сентября 2020 10:08
      Сивулф получилась неплохой, но уж точно не стала всесильным инструментом подводной борьбы. Доказательством этому стала крайне маленькая серия этих МАПЛ. Официально из-за большой цены. Но это США! Они на другие проекты впустую тратили и тратят больше. 3-4 ярда за лодку, 60 за 20 лодок. Это явно не те цифры, которые могли убить американский бюджет. Значит были еще причины...
      Поэтому наводить панику из-за одной точно уж не стоит.
      1. +5
        3 сентября 2020 11:31
        Просто они понимают, что тоже штамповать лодки , которые скорее всего никогда не будут использованы, нет смысла, при учете их стоимости Другое дело это военно-промышленное лобби, которое по сути и толкает США к закупке этих самых вооружений. А МАПЛ строят General Dynamics, что морских волков, что вирджинии, что ранние лос-анджелесы. Так что в любом случае они в шоколаде. Слишком уж волк дорог,а современные вирджинии блок 4 - прекрасные АПЛ. к тому же у них общая серия под 30 штук.
        п.с. до этого прочел про успехи ВМФ КНР, при учете того, что они качественно просто и рядом не стояли с ВМФ США, то слишком громко звучит лидерство ВМФ КНР. К сожалению, мы далеко позади .
    3. +1
      3 сентября 2020 12:04
      Вот, тоже такой вопрос возник.
      Или только они нас ищут, а нам по умолчанию и не надо
    4. +1
      3 сентября 2020 17:06
      (... дальних зонах акустической освещённости ...)

      ДЗАО в Северном, Баренцевом, Карском морях - ??? Да в них и подсистема ИЗД имеет значительно скромные возможности.
      Да и сами "новейшие малошумнейшие" лодки из 80-х.
      «Seawolf» могут похвастаться уровнем акустической шумности порядка 50—53 дБ
      - и здесь хорошо бы указать от какого 0 (ноля) пляшем ...
    5. +2
      4 сентября 2020 01:24
      Ай-Я-Яй, дорогой.
      Ты зачем это спрашиваешь?
  2. +22
    3 сентября 2020 06:23
    А я и не драматизирую. Я же смотрю рен- тв и звезду. Там ясно сказали что ихние лодки отстой. А наши ого го!!!! Могут даже прикинувшись крокодилом, незаметно укусить кабель, на дне морском. laughing
    1. -9
      3 сентября 2020 06:35
      Вольный ветер
      Я же смотрю рен- тв и звезду. Там ясно сказали что ихние лодки отстой
      А "вольный ветер" вам дует явно не в лицо. Сам то "в каком полку служили"? (12 стульев). Хватит наверное лить постоянно д.ерьмо на российские ВС и ВМФ.
    2. -1
      3 сентября 2020 20:21
      Побольше их смотрите и слушайте. ВС всех стран активно применяют публичную дезу bully
    3. -1
      10 сентября 2020 11:31
      Военные программы рен тв и звезда напоминают предвоенный идиотизм - у нас все самое лучшее и малой кровью на чужой территории. А в результате на своей и с гигантской кровью. Но тогда хоть численностью могли похвастаться, одних танков было больше чем во всем мире в 3 раза.
  3. +2
    3 сентября 2020 06:29
    Прочитал, от сердца отлегло... smile Все на замке...вражины не пройдут...
    1. -2
      3 сентября 2020 20:23
      Ага, а ключ в кусты забросили tongue - шутка 60-х годов.
    2. +1
      4 сентября 2020 01:32
      Доброго здоровичка всем и автору тоже.
      На всё Воля Божья.
      Будем надеяться,что в нужный момент супостаты оглохнут и ослепнут.
      А что нам ещё остаётся, если "друзья-соседи" и "партнёры" словно сбесились.
  4. +14
    3 сентября 2020 06:33
    статья пустышка... набор цифирь и фраз из вики с инетом...
    в данной теме автор явно "ни бум-бум"...
    лавры и авторитет Климова с Тимохиным явно покоя не дают... но не по сеньке шапка...
  5. +13
    3 сентября 2020 07:15
    Автор - у гребных винтов и рабочих колес водометов имеются лопасти (а не лопатки, как у турбин) laughing
    1. +4
      3 сентября 2020 07:39
      У "Сивулфа" (как и у всех остальных подлодок за исключением российской опытной "Алросы") нет водомета: на данной АПЛ установлен голимый гребной винт в насадке - т.н. импеллер



      Рабочие колеса водометов имеют другой тип лопастей

      1. +25
        3 сентября 2020 08:37
        Отвечаю не оператору (этому бесполезно) а тем, кого он может ввести в заблуждение.
        1) Импеллер и водомет - это практически одно и то же. Строго говоря, импеллер - это лопаточная машина, заключенная в кольцо и как таковой он имеет весьма различные области применения - например - в насосах и турбинах. Импеллер является основным узлом водометного движителя, кроме которого в него входят и иные узлы (водовод и проч).
        Говоря упрощенно - не всякий импеллер является водометом, но всякий водомет - импеллером.
        2) Форма импеллеров современных АПЛ является секретной и то, что изображено на рисунках и моделях не соответствует действительности
        1. +2
          3 сентября 2020 09:10
          Если Вас не затруднить, то можете ли объяснить предимства водомета перед "голым" винтом? Мне стало пюбопытно почему они на западых ПЛ прописались, а на советских/росийских вроде нет. hi Какие-то соображения есть, но не уверен, что верны.
          1. +11
            3 сентября 2020 09:15
            Цитата: dzvero
            Если Вас не затруднить, то можете ли объяснить предимства водомета перед "голым" винтом?

            Более менее подробно останавливался на этом вопросе тут https://topwar.ru/173785-a-tak-li-perspektivna-apl-haski.html смотрите раздел "Винт или водомет?"
            Если совсем коротко - водомет обеспечивает меньшую шумность + лучшую защиту винта но при этом, возможно, на низких и средних ходах КПД водомета ниже чем у винта. (а вот на высокой скорости может быть и выше)
            И если я правильно понимаю, винт на наших Ясенях приводит к тому, что малошумная скорость их подводного хода много ниже Сивулфа и Вирджинии
            Цитата: dzvero
            Мне стало пюбопытно почему они на западых ПЛ прописались, а на советских/росийских вроде нет.

            Да вот вроде на "Бореях" что-то такое стоит...
            1. +4
              3 сентября 2020 09:23
              Спасибо! Данная статья как-то ускользнула от меня...
            2. -2
              3 сентября 2020 13:54
              винт на наших Ясенях приводит к тому, что малошумная скорость их подводного хода много ниже Сивулфа и Вирджинии,Может наоборот-малошумная скорость выше чем у американок
              1. +4
                3 сентября 2020 14:41
                Цитата: Чарик
                винт на наших Ясенях приводит к тому, что малошумная скорость их подводного хода много ниже Сивулфа и Вирджинии,Может наоборот-малошумная скорость выше чем у американок

                Нет.
                Малошумная на винтах до 7-8 узлов.
                На водометах - до 20 узлов...
                1. 0
                  3 сентября 2020 14:42
                  А-А-А-понял
            3. +1
              5 сентября 2020 01:48
              Здравствуйте Андрей,спасибо за интересные статьи.
              У меня вопрос,в книге Апалькова про ПЛА,есть интересный момент и мне не совсем понятен.Там говориться что новые ПЛА проектов 971 и 945 получили новинку,в полый главный вал винта засыпан мытый песок,для снижения структурного шума самого вала.
              Но следуя законам физики,скорости в различных средах,то я думаю лучше вода или масло,можно и пенополиуретан.
              Как Вы думаете?
              1. +1
                5 сентября 2020 11:54
                Доброго времени суток, Андрей!
                Цитата: merkava-2bet
                Там говориться что новые ПЛА проектов 971 и 945 получили новинку,в полый главный вал винта засыпан мытый песок,для снижения структурного шума самого вала.

                К сожалению, ничего не могу сказать по этому поводу.
              2. +1
                6 сентября 2020 10:41
                В свое время песок засыпали в полые металлические стенки Hi-Fi колонок высшего класса. Колебания наилучшим образом гасятся на переходе сред с максимально различным модулем упругости.
          2. -16
            3 сентября 2020 09:21
            Вы рискуете получить ответ от "челябинского" гуманитария, у которого каша в голове с водометами, импеллерами (якобы основными узлами водометов), лопастями, лопатками, русско-японскими снарядами и т.д. и т.п. laughing
            1. +7
              3 сентября 2020 14:43
              Цитата: Оператор
              Вы рискуете получить ответ от "челябинского" гуманитария, у которого каша в голове с водометами, импеллерами (якобы основными узлами водометов), лопастями, лопатками, русско-японскими снарядами и т.д. и т.п. laughing

              Группа товарищей под ником Оператор попила не той водички?
        2. +4
          3 сентября 2020 10:40
          Часто пишут, что отличительной особенностью водомета является диаметр выходного отверстия- он меньше сечения входного. В общем случае у импеллера входное и выходное одинаковые, это винт в трубе.
          Сложно, правда, сказать, является ли это условие достаточным, или просто необходимым.
          1. +4
            3 сентября 2020 18:40
            У водометов выходная площадь проходного сечения меньше, чем входная - для создания напора. У винтов с кольцевой насадкой (импеллеров) площади проходных сечений равны - визуальная разница в диаметрах обусловлена охватом насадкой конического завершения кормы.

            По акустической заметности лидируют гребные винты, за ними идут водометы, самые малошумные - многолопастные низкооборотные гребные винты в кольцевой насадке.

            Т.н. малошумный ход "Сивулфа" со скоростью до 20 узлов связан с его полным электродвижением - паровые турбины без редукторов приводят во вращение электрогенераторы, которые питают низкооборотный тяговый электродвигатель, соединенный также без редуктора с гребным винтом. В результате шум от зубчатых передач отсутствует как класс.

            При этом низкооборотный тяговый электродвигатель весит и стоит не по детски. В ВМФ остальных стран планируют реализовать режим полного электродвижения АПЛ при переходе на электродвигатели со сверхпроводящими обмотками, весящие на два порядка меньше, чем медный двигатель "Сивулф".
        3. +1
          3 сентября 2020 11:30
          Однако на показах водоплавущих боевых машин указывают, что некоторые снабжены водометами, а некоторые винтами. По началу я тоже не мог понять как так.
        4. +1
          4 сентября 2020 18:29
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Отвечаю не оператору (этому бесполезно) а тем, кого он может ввести в заблуждение.
          1) Импеллер и водомет - это практически одно и то же. Строго говоря, импеллер - это лопаточная машина, заключенная в кольцо и как таковой он имеет весьма различные области применения - например - в насосах и турбинах. Импеллер является основным узлом водометного движителя, кроме которого в него входят и иные узлы (водовод и проч).
          Говоря упрощенно - не всякий импеллер является водометом, но всякий водомет - импеллером.
          2) Форма импеллеров современных АПЛ является секретной и то, что изображено на рисунках и моделях не соответствует действительности

          В первом приближении,грубо,согласен с Вашим изложением темы.Кстати,к авторам,-тема для статьи!По сложившейся,к сожалению,традиции,-статья,-только инициатор порою интересных мнений.Как насчёт всестороннего обсуждения движителей в водной среде?(хотя,некоторых ресурсы,дают определение импеллера как лопаточной машины заключенной в кольцевую насадку,работающую в ВОЗДУХЕ).Применительно к судам,ИМХО,"кольцевая насадка на гребной винт,и "водовод" в водомете(со всеми их профилями),-разные вещи.И дело даже не в режимах работы,оборотах...Хотя-я-я...
          Любое инженерное решение,-компромисс.Человечество не в полной мере реализовано потенциал колесных движителей,-вдруг(:-)),появился гребной винт.Следом,- с изменяемым шагом.Применительно к ПЛ,ИМХО,проблема в универсальности.Необходимо достичь приемлемого КПД движителя на РАЗЛИЧНЫХ режимах,скоростях.Из классики: бОлшая скорость,-меньшее количество лопастей,меньший шаг,диаметр винта,больше оборотов.Кольцевые насадки,-зло.И,наоборот.К примеру-буксиры.Малая скорость.Максимальная тяга "на швартовых". Большой,много лопастной винт,желательно в профильной кольцевой насадке,малооборотистый(исключить кавитацию)...
          Шумность,-отдельная тема(не симметричное расположение лопастей,профиль,форма лопастей ГВ)...
          Надеюсь,найдуться спецы,-популярно проясняет тему,было бы интересно...
  6. +19
    3 сентября 2020 07:24
    В общем, море нам поможет, как под Москвой нам помог "генерал Мороз".
    И самолеты Ил-38Н - "перспективные", и нечего тут!
    А про буи, вот это - "плотно расставленные на наиболее непредсказуемых
    разведываемых участках", так вообще новое словов в тактике ПЛА.

    Я вот стесняюсь спросить... Вот за такую заметку автору платят, или все на
    чистом энтузиазме, "безвозмездно, то есть, даром"?
    1. +14
      3 сентября 2020 08:23
      в случае чего, будем в планировании боевых действий опираться на погоду с привязкой к штормам, на духовные скрепы и..надо еще заградительный барьер из икон выставить, как можно плотнее! "В общем - Так победим!"
      1. +6
        3 сентября 2020 08:53
        Цитата: Region-25.rus
        в планировании боевых действий опираться на погоду

        Погода обязательно учитывается при планировании БД,
        без этого нельзя. А вот с иконами вы хорошо придумали,
        это новое слово в протволодочной борьбе.
      2. +1
        3 сентября 2020 13:57
        Во 2МВ делали облет с какой-то иконой не помню-если что запустят в космос главного Попа
    2. +1
      3 сентября 2020 10:57
      Я вот стесняюсь спросить... Вот за такую заметку автору платят, или все на
      чистом энтузиазме, "безвозмездно, то есть, даром"?

      А вы всё в деньгах измеряете )))
      Предательство - 30 сребренников и далее по прайсу...
      Что тут удивляться - у некоторых Родина там , где одно место в тепле ....
      1. 0
        3 сентября 2020 11:47
        Вы что хотели сказать?
        Конкретизируйте, пожалуйста.
  7. 0
    3 сентября 2020 08:12
    ничего не понял: а причем здесь самолеты?
    бомбить ов в мирное время?
    а как их выгнать иначе?
    1. +6
      3 сентября 2020 09:07
      Цитата: Дедок
      ничего не понял: а причем здесь самолеты?
      бомбить ов в мирное время?
      а как их выгнать иначе?

      В теории самолёт (как имеющий максимальные размеры зоны патрулирования) должен обнаружить АПЛ, после чего передать её надводным противолодочникам. А уж они будут пытаться максимально осложнить её дальнейшую жизнь, максимально демонстративно следя за ней (говорят, что от незваных гостей помогает ГАС в активном режиме).
      Вопрос в том, есть ли эти надводные силы у СФ?
      1. +1
        3 сентября 2020 11:11
        вроде как присутствуют 5 БПК и 6 МПК, но вот..в каком состоянии
  8. +9
    3 сентября 2020 09:01
    Более того, не может быть и речи об исключительной акустической скрытности подводной составляющей ВМС США в данном районе Северной Атлантики и в свете перманентного патрулирования нейтральных вод акваторий Норвежского и Баренцева морей перспективными противолодочными самолётами Ил-38Н морской авиации ВМФ России

    Всеми восемью имеющимися? wink
    1. +16
      3 сентября 2020 09:06
      перспективными противолодочными самолётами Ил-38Н

      Прямо сказка о Царевне-лягушке в изложении сектора газа вспомнилась:
      "Вот те царь, моя жена!
      Пусть зеленая она,
      Но зато есть перспектива -
      Тещи нету ни хр... (ну совсем!)"
      1. +2
        3 сентября 2020 11:15
        нет, ну а что? каждый раз, говоря о проблемах флота, приходят к выводу - не вывезет флот, вывезет авиация...но там, правда, тоже не все гладко
        1. +7
          3 сентября 2020 15:20
          Цитата: роман66
          не вывезет флот, вывезет авиация...но там, правда, тоже не все гладко

          Если совсем коротко - морской ракетоносной авиации больше нет и не предвидится, пополнение истребителями малоудовлетворительно по качеству (Су-30СМ) и совершенно неудовлетворительно по количеству (по полку таких самолетов на флот... вообще неизвестно, когда будет), противолодочная авиация дышит на ладан - "Новелла" была бы интересна в 80-ых годах прошлого столетия, а сейчас она уже совсем не на острие, да и самолетов с "новеллой" у нас мизер, вертолеты - старички Ка-27 с фаршем Бог знает какого года, срочно нужен новый вертолет ПЛО, а его нет, самолетов-разведчиков практически нет (ДРЛО и не было никогда, а Су-24МР осталась хорошо если дюжина)....
          В общем, если всю морскую авиацию, какая ни есть, собрать на один флот - еще какой-то толк может быть, а так....
          1. -1
            3 сентября 2020 16:26
            ну, Ту-22 есть, и 95мс, мало, но могут...а вот 142 - не знаю...
            1. +2
              3 сентября 2020 17:20
              Я дико извиняюсь, но как в противолодочном деле могут помочь
              Ту-22 и Ту-95? Про Ту-142 я знаю... В общем, надежды почти нет.
              1. -1
                3 сентября 2020 17:26
                22 и 95 просто против флота
                1. +2
                  3 сентября 2020 19:04
                  А как 95 могут воевать против подвижных
                  надводных целей ? Неужели я так отстал,
                  что уже и не знаю о вооружении Ту-95 ПКР?
            2. +5
              3 сентября 2020 18:01
              Цитата: роман66
              ну, Ту-22 есть

              Это ВВС. И задачи им будут ставить ВВС. И особенности работы по морским целям для пилотов ВВС находятся в конце списка приоритетов.
              Цитата: роман66
              и 95мс, мало, но могут

              Этих флоту не дадут точно.
              Они будут либо "сидеть на ямах", либо с заряженными револьверами нарезать круги где-нибудь в высоких широтах, изредка садясь для дозаправки - в ожидании команды либо на применение оружия, либо на возвращение на базу.
            3. +3
              4 сентября 2020 09:44
              Цитата: роман66
              ну, Ту-22 есть

              Нету. Их передали в ВКС, так что флоту про них можно забыть
              1. -2
                4 сентября 2020 10:26
                а тут док еще...беспросветненько
        2. +3
          3 сентября 2020 17:56
          Цитата: роман66
          нет, ну а что? каждый раз, говоря о проблемах флота, приходят к выводу - не вывезет флот, вывезет авиация

          Нафиг-нафиг. В прошлый раз под мантру "авиация нас спасёт" главком ВМФ прибил проектирование корвета ОВР и заказал те самые 22160. smile
  9. +1
    3 сентября 2020 11:17
    часто насыщает регион многочисленными и продолжительными штормами
    Ждать у моря погоды? (фраза имеющая смысл-напрасно на что то надеяться)
  10. +3
    3 сентября 2020 11:20
    На ИЛы надежды мало... Будет рыскать этот Сивулф возле баз. Деятельность Северного флота явно сильно усложнится.
  11. +8
    3 сентября 2020 11:34
    Информация о прибытии и развёртывании в северо-восточной части акватории Норвежского моря (в 150—250 км севернее литоральной зоны норвежской провинции/фюльке Финнмарк)
    Какая, какая зона? belay В последнее время в публикациях над языком издеваются как хотят. Литоральная зона в геологии/ океанологии - зона воздействия приливов и волн, то есть просто побережье, или прибрежная зона. Зачем здесь этот термин?[media=https://shkolazhizni.ru/img/content/i171/171478_or.jpg]
  12. -1
    3 сентября 2020 12:09
    "Мстя" как-то долго откладывается. "Курск" может повторится (тоже "случайно"). Так можно вообще всё потерять.
  13. +8
    3 сентября 2020 12:26
    Вообще логика в статье умиляет:
    Итак сравним малошумность и дальность обнаружения.
    1 подход:
    А во время шторма они ослепнут, а мы..., а нам вообще все равно, мы никого и не ищем)))
    2 подход:
    А мы им с самолета кирпичом изза угла, да толпой, да как дадим... ну и чей коплекс теперь лучше!?)))

    Вот такое полное обьективное сравнение "один на один"))
  14. -4
    3 сентября 2020 13:55
    Не для кого не секрет, что субмарины противника несут боевое дежурство у наших берегов, равно как и российские. Это психология, напугать что сверх секретный аппарат, у Ваших берегов, начинайте бояться! Уверен есть спецы в СФ которые выследят и возьмут на сопровождение.
  15. +1
    3 сентября 2020 15:09
    Если про волка не дэза,то давайте Варшавянками поохотимся на него
  16. +3
    3 сентября 2020 15:31
    Классический водомёт, это центробежные насос погруженный в жидкость, рабочий орган в виде колеса с лопатками, колесо может быть с одним диском или с двумя. Рабочее колесо расположено перпендикулярно к лини вала. Для уменьшения кавитации перед колесом устанавливаю винт Архимеда. Винт заключённый в насадку, это осевой центробежные насос, который обеспечивает высокий расход при низком напоре, у центробежного насоса наоборот, напор высокий, расход жидкости низкий.
  17. +4
    3 сентября 2020 17:07
    Странно, но сам по себе водомет не обеспечивает малой шумности. Один из основных факторов обеспечивающих малую шумность винта - ламинарное обтекание. Посмотрите на морского ската с его громадными плавниками-крыльями плавает (без водомета) и никакого шума.
    Поэтому, можно иметь и большой винт который медленно вращается обеспечивая ламинарное обтекание воды, без кавитации, и будет очень тихо.
    Так что сам по себе водомет, еще ничего не решает, так как если там есть кавитация или вихри их услышат.
    1. +5
      3 сентября 2020 20:46
      Похоже, Вы никогда на море не ныряли. Визг винта от моторки слышен издалека, можно всегда определить, близко она или далеко, а вот аквабайк с водомётным движителем бесшумен, зараза, всегда при всплытии надо быть очень осторожным, чтобы он не наехал. И ещё - все рыбы плавают бесшумно, если не считать марлина (меч-рыба), идущего на максимальной скорости. Тогда он идёт в кавитационной полости, как торпеда "Шквал". А скат плавает очень медленно, его легко обогнать в ластах.
      1. 0
        4 сентября 2020 09:43
        Цитата: Авиатор_
        Похоже, Вы никогда на море не ныряли. Визг винта от моторки слышен издалека, можно всегда определить, близко она или далеко, а вот аквабайк с водомётным движителем бесшумен, зараза, всегда при всплытии надо быть очень осторожным, чтобы он не наехал. И ещё - все рыбы плавают бесшумно, если не считать марлина (меч-рыба), идущего на максимальной скорости. Тогда он идёт в кавитационной полости, как торпеда "Шквал". А скат плавает очень медленно, его легко обогнать в ластах.

        "...можно всегда определить, близко она или далеко.."
        Очень даже не всегда.В воздушной среде проще.
        "...все рыбы плавают бесшумно..."
        За всех не скажу,но стартующий карась,сазан(не "на малошумной" скорости :-)) вполне...ощутим.Не знаю,что там у него гремит(чешуя,кости),или возмущенная вода форсирует такую "картинку" (под водой,вернее в воде,человек "слышит" костями черепа).
        1. +1
          4 сентября 2020 14:01
          стартующий карась,сазан(не "на малошумной" скорости :-)) вполне...ощутим.

          Что значит "ощутим"? Стартовый вихрь, который идёт в воде в противоположную от движения рыбы сторону, вполне осязаем, но уж никак не барабанными перепонками. То есть с точки зрения акустики тут всё чисто.
          1. 0
            4 сентября 2020 17:27
            То и значит,-ощущается.(Когда писал "слышит", ставил кавычки).Ни у Вас,уверен,ни у меня нет такого органа чувств как боковая линия.Тем не менее,в воде мы " слышим"."Штатные" органы слуха с "сенсорами" в виде барабанных перепонок там играют не первостепенную роль (от частоты сильно зависит).
            Кстати,упомянутый карась "слышен" и на встречных курсах!Колебания среды,будь то воздух,вода,твердое тело распространяются во все стороны(с поправкой на эффект Доплера).В противном случае Вы бы не слышали моторку идущую в Вашу сторону.
            А вот плотность среды,и,как следствие скорость распространения звука,(возросшая,-если мы говорим про воду,по сравнению с воздухом) сильно затрудняет позиционирование источника звука как по удалению(Ваш,извините,неудачный пример)так и по направлению(азимуту).
            По моим наблюдениям здесь хватает спецов по гидроакустике,-пусть простят за вторжение на их "поляну". Пишу на основе школьных знаний по физике,биологии;и не большого опыта подводной охоты(в смысле рыбалки))).
            И ещё:"...не барабанными перепонками. То есть с точки зрения акустики тут всё чисто..."
            Позвольте,человек СЛЫШИТ весьма неширокий диапазон ЗВУКОВЫХ частот(и с возрастом он сужается).Но это не означает,что то чего мы не слышим,не является областью акустики.
            Извините за нудность.Обосную следующим образом.На сайте полно комментариев с авторами которых либо неинтересно,либо бесполезно,не продуктивно общяться.Ваши комментарии,ИМХО,к ним не относятся.Только поэтому решил уточнить... hi
            1. 0
              4 сентября 2020 18:31
              Да ладно, про нудность. Скорее, обстоятельность, это нужно только приветствовать, так как это критерий, что собеседник хочет разобраться в вопросе. Таких здесь негусто. Направление на моторку под водой берётся, конечно, не так точно, как в воздухе на работающий мотор, но берётся. Из-за бОльшей скорости звука нужна бОльшая база между приёмниками (ушами). Размер нашей головы оптимален лишь для жизни на суше. А вот дальность определяется весьма точно, по крайней мере, для самосохранения этого хватает. Стаж фридайвера у меня весьма приличный, а последние 15-20 лет в связи с широким распространением аквабайков проблемы безопасности возросли - они практически бесшумные из-за своего движителя. Высокие частоты экранируются стенками канала водомёта, а низких там немного. А от свободного винта идёт просто визг - высокие частоты работают. hi
              1. +1
                4 сентября 2020 19:09
                Цитата: Авиатор_
                Да ладно, про нудность. Скорее, обстоятельность, это нужно только приветствовать, так как это критерий, что собеседник хочет разобраться в вопросе. Таких здесь негусто. Направление на моторку под водой берётся, конечно, не так точно, как в воздухе на работающий мотор, но берётся. Из-за бОльшей скорости звука нужна бОльшая база между приёмниками (ушами). Размер нашей головы оптимален лишь для жизни на суше. А вот дальность определяется весьма точно, по крайней мере, для самосохранения этого хватает. Стаж фридайвера у меня весьма приличный, а последние 15-20 лет в связи с широким распространением аквабайков проблемы безопасности возросли - они практически бесшумные из-за своего движителя. Высокие частоты экранируются стенками канала водомёта, а низких там немного. А от свободного винта идёт просто визг - высокие частоты работают. hi

                Спасибо.Вот до этой фразы:,,они практически бесшумные " и т.д. согласен.)))Дальше,субъективно,тоже соглашусь:бензокосу на каком-нибудь надувастике слышно дальше,чем "Билайнер" со сбалансированным движком,кстати,без всяких экранов(отсутствие кавитации,качество редукторов?-если возвращаться к теме статьи?).
                "...Стаж фридайвера у меня весьма приличный..." С удовольствием приветствую коллегу! drinks С подводным ружьем впервые занырнул лет...40 назад.Потом,ни место,ни условия службы не способствовали...Сейчас здоровье несколько ограничивает...Все-равно рад,что есть такая ниша бытия...Теснят,конечно,упомянутые Вами байки(чаще жизнерадостные и безмозглые),браки(браконьеры)категорично недовольные жизнью,и наоборот,-но вечно "голодные"...
                За хрен с ними,и за нас с Вами! drinks
                1. +1
                  4 сентября 2020 19:32
                  Согласен! drinks Вот фотку свою нашёл, на Окинаве наблюдал сей неторопливый объект

                  Ныряю 45 лет с некоторыми перерывами. drinks
                  1. 0
                    4 сентября 2020 20:32
                    Завидую,по-доброму!Юность прошла под впечатлением фильмов Ж-И Кусто,и близкой тематики.Уж не помню авторов,на подкорке сохранилось,-есть мнение,что по красоте(субъективная категория,ИМХО),обилию видов флоры и фауны,конкурируют два моря,Белое и Японское...(осознаю,что Окинава,- это Южно-Китайское море, и все-же)).Приятно общяться,но,согласитесь,мы флудим. hi
                    1. +1
                      4 сентября 2020 20:39
                      Да ладно, общаемся в своё удовольствие. Был на Окинаве на конференции в 2014 году. Общее впечатление о Японии - это СССР во время расцвета застоя, где-то 1980 год. Забюрокраченная страна. Но самурайский дух всё же есть - чаевых не берут принципиально, а таксист, который вёз нашу делегацию в океанариум за 100 км, ошибся в цене и назвал меньше, чем накрутил счётчик - так он всё равно взял ту цену, которую назначил, себе в убыток. А подводные дела у меня начались с книжки Ж-И Кусто "В мире безмолвия", 1957 г, издательство "Молодая Гвардия". Любимая книжка детства. hi
                      1. +1
                        4 сентября 2020 21:06
                        "Да ладно, общаемся в своё удовольствие. .."
                        Согласен.
                        "А подводные дела у меня начались с книжки Ж-И Кусто "В мире безмолвия", 1957 г, издательство "Молодая Гвардия". Любимая книжка детства. "
                        Аналогично! hi
                    2. +1
                      4 сентября 2020 20:47
                      И ещё по этой поездке - там был скучный загончик, огороженный сеткой со стороны моря на пляжике - для купания. Скука жуткая. А рядом - стенд : купаться вне загончика запрещено. Ну так это японам запрещено, поэтому мы до завтрака, с 6 до 7 часов, валили эту надпись, купались, где запрещено, а потом на место ставили. И так все 4 дня. Там ската и заснял. Где-то есть и фото морской змеи, полосатая такая, сейчас никак не найду.
  18. +6
    3 сентября 2020 22:25
    Необходимо, дойти до места базирования "Си Вулфа/ов" и затаиться и при выходе их на боевое патрулирование поднырнуть под брюхо приклеиться и таким образом экономить энергию и осуществлять своё боевое патрулирование, но при этом на путях вероятных друзей.
  19. -1
    3 сентября 2020 23:43
    Цитата: Авиатор_
    А скат плавает очень медленно, его легко обогнать в ластах.

    Вы пробовали? Попробуйте, узнаете много интересного, о «медленно» плавающих скатах.
    ЗЫ Манты и орляки тоже скаты. wink
    1. 0
      4 сентября 2020 14:19
      Неоднократно этим занимался, чего и Вам желаю.
  20. 0
    4 сентября 2020 01:46
    Джон Стейнбек, американский писатель, человек с жизненным опытом, в сентябре 1960 сделал психологическую зарисовку-портрет типичного американского молодого подводника. Именно этот подводник, проявлял, с поправкой на последующий 20-летний опыт и возраст, карьерный рост, известную американскую подводную дерзость и инициативу планировал и ходил на "Сивульфах" к советским берегам. Без понимания людей сложно понять и технические системы и организационную деятельность подводников США. Познакомимся с ним поближе, пока он молод и открыт миру и людям:


    Наступило утро - ясное, с рыжеватыми отсветами осени в солнечных
    бликах. Мое расставание с женой, не затянулось, так как мы оба терпеть не
    можем эти прощальные минуты, да к тому же ни мне, ни ей не хотелось
    оставаться в одиночестве после проводов. Она тотчас рванула с места, дала
    полный газ и умчалась в Нью-Йорк, а я, посадив Чарли рядом с собой, повел
    Росинанта сначала к парому, который идет на Шелтер-Айленд, потом к
    следующему - на Гринпорт, а оттуда к третьему - с Восточного мыса через
    залив Лонг-Айленд прямо в Коннектикут, чтобы не попадать в нью-йоркское
    уличное движение и сразу сделать большой перегон. И должен признаться, что
    на меня тут же навалилась зеленая тоска.
    Палубу парома заливало яркое солнце, до материка был какой-нибудь час
    пути. Нам уступила дорогу стройная яхта с косым генуэзским стакселем,
    похожим на развивающийся шарф, каботажные суда тащились либо вверх по
    проливу, либо, тяжело покачиваясь на волне, шли к Нью-Йорку. Потом в
    полумиле от нас поднялась подводная лодка, и яркий день сразу померк в моих
    глазах. Чуть подальше воду вспорола еще одна такая же темная , за ней -
    третья. Ну понятно: ведь они базируются в Нью-Лондоне, здесь их дом. И может
    статься, своим ядом они и вправду сохраняют мир во всем мире. Если бы я мог
    проникнуться симпатией к подводным лодкам, мне открылась бы их красота, но
    ведь им положено разрушать, и хотя они могут исследовать и наносить на карту
    морское дно, могут прокладывать новые торговые пути подо льдами Арктики, все
    же основное их назначение - служить угрозой. А я еще слишком хорошо помню,
    как мы пересекали Атлантический на транспортном судне и знали, что эти
    чудища прячутся где-то на нашем пути и высматривают нас своими циклопьими
    глазами. Мне свет не мил, когда я вижу их и вспоминаю обгорелые трупы,
    которые вылавливали в войну с маслянистой поверхности моря. Теперь на
    вооружении у подводных лодок средство массового уничтожения - бессмысленное
    и единственное имеющееся у нас средство предотвратить массовое уничтожение.
    На верхней палубе лязгающего железом парома, где гулял ветер,
    пассажиров было немного. Молодой человек в спортивной куртке, светловолосый
    и с голубыми, как дельфиниум, глазами, обведенными красным ободком от
    упорного ветра, посмотрел на меня, потом показал, протянув руку:
    - Это новая. На три месяца может погружаться.
    - Как вы их различаете?
    - Знаю. Сам служу.
    - На атомной?
    - Пока нет, но у меня дядя на такой. Может, скоро и я...
    - Почему же вы не в форме?
    - По увольнительной гуляю.
    - И нравится вам ваша служба?
    - Еще бы не нравилась! Платят хорошо, и виды на... на будущее неплохие.
    - А приятно разве вот так три месяца под водой?
    - Привыкнем. Кормят хорошо и кино показывают. Вот бы побывать под
    Северным полюсом! А?
    - Да, недурно бы.
    - Кино показывают, и... виды на будущее неплохие.
    - Вы из каких мест сами?
    - Вон оттуда - из Нью-Лондона. Моя родина. У меня дядя на флоте и оба
    двоюродных брата. Можно сказать, вся семейка подводная.
    - А мне как-то тревожно от одного их вида.
    - Это, сэр, проходит. Вы и думать забудете, что лодка в погружении, -
    конечно, если у вас со здоровьем порядок, Клаустрофобией <Патологический
    страх перед замкнутым пространством.> никогда не страдали?
    - Нет.
    - Тогда скоро привыкнете. Может, сходим вниз, кофе выпьем? Времени
    хватит.
    - С удовольствием.
    Весьма возможно, что прав он, а не я. Этот мир принадлежит ему, я в нем
    уже не хозяин. Во взгляде его голубых, как дельфиниум, глаз не чувствуется
    ни злобы, ни страха и ненависти тоже нет. И, может быть, так и надо: работа
    как работа, за нее хорошо платят, и виды на будущее неплохие. Стоит ли мне
    навязывать ему мои собственные воспоминания и страхи? Может, ничего такого
    больше и не будет? Но это уж его забота. Мир принадлежит теперь ему. И,
    вероятно, многое из того, что он знает, будет просто недоступно моему
    пониманию.
    Мы выпили кофе из бумажных стаканчиков, и он показал мне в квадратный
    иллюминатор сухие доки и остовы строящихся подводных лодок.
    - Знаете, чем они хороши? На море шторм, а такая вот ушла под воду - и
    тишина полная. Спишь, как младенец, когда там наверху- будто всех дьяволов с
    цепи спустили.
    Он рассказал мне, как выехать из города, и это было одно из самых
    толковых объяснений за всю мою - поездку.
    - Ну, до свиданья. Надеюсь, что ваши надежды на... на будущее
    оправдаются, - сказал ему я.
    - Да служба правда неплохая. Всего хорошего, сэр.
    И, ведя машину по малоезжей коннектикутской дороге, среди деревьев и
    садов, я чувствовал, что после разговора с ним на душе у меня стало легче и
    спокойнее.

    Джон Стейнбек. "Путешествие с Чарли в поисках Америки"
  21. 0
    4 сентября 2020 11:59
    Осмелюсь поправить. Ну скорее всего ПЛА будет вести поиск не вблизи, а в самом Баренцевом море. Еще в советское время в Баренцевом море постоянно паслись 3-5 ПЛА ВМС США. Про гидрологию - как раз осенью-зимой в северных морях (Норвежское, Гренландское, Баренцево, Карское) она становится оптимальной для поиска ПЛ. Зимние шторма будут мешать работе противолодочной авиации и надводных кораблей, особенно не влияя на поисковые возможности ПЛА. Единственно будет ограничена дальность действия ГАС с ГПБА, так как Баренцево море достаточно мелководно (до 400 м). А в целом ПЛА данного проекта способна вскрывать обстановку в Баренцевом море, оставаясь незамеченной. В общем статья о самоуспокоении.
    1. 0
      10 ноября 2020 12:18
      а существует система шумогенераторов-помехопостановщиков?
  22. 0
    4 сентября 2020 22:40
    Цитата: Авиатор_
    Неоднократно этим занимался, чего и Вам желаю.

    Explorer trimix level3 PSA, intro to cave IANTD, приятно познакомится.
    Думаю, что свой лимит везения я уже исчерпал. Всего хорошего.
  23. 0
    19 сентября 2020 09:35
    Необходимо расставить собственные ГАСы на путях выхода/входа в порт Seawolf'ов
  24. 0
    28 сентября 2020 10:42
    Читал, словно учебник перед сессией: ни хрена не понято, перегружено профессионализмами. Ты, Жека, для кого писал? Редактор, вразуми депрессивного.
  25. UFO
    0
    6 ноября 2020 00:19
    Все генералы готовятся к прошлым войнам.В современных методах лидируют беспилотники. Турки это вдруг наглядно показали для танков. Они же уже сделали и морские беспилотники, и вместе с умными минами готовы вдруг наглядно выбросить подлодки на свалку истории. А у нас в гаражах пылятся подводные локаторы на 10 км.
  26. -1
    8 ноября 2020 14:30
    Жаль,но,пустить на дно.
  27. 0
    10 ноября 2020 12:16
    ну вся надежда на шторма и ураганы...