Истребитель 6-го поколения и истребитель 5-го поколения: основные отличия

77

Перспективный самолет 6-го поколения F-Х от корпорации Lockheed Martin


В последнее время все чаще говорят о создании истребителя шестого поколения. На днях индустриальный директор авиационного комплекса госкорпорации «Ростех» Анатолий Сердюков рассказал, что такой самолет может быть создан совместно компаниями «МиГ» и «Сухой».



Главные характеристики истребителя шестого поколения


Между тем, еще 4 года назад руководитель дирекции программ военной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Владимир Михайлов даже называл примерные сроки создания истребителя шестого поколения – он может совершить свой первый полет до 2025 года. Две наиболее часто встречающиеся характеристики перспективного самолета – гиперзвуковая скорость и возможность беспилотного управления.

Вслед за разработкой и широким распространением беспилотных летательных аппаратов встал вопрос и о возможности создания такой системы управления истребителями, которая бы позволила управлять не только с помощью пилота в кабине, но и дистанционно. Именно беспилотное управление сейчас рассматривается как одна из важнейших характеристика истребителя шестого поколения.

Однако добиться такого результата, при котором самолет не только станет беспилотным, но и получит неуязвимость от систем радиоэлектронной борьбы противника, не столь и просто. Ведь РЭБ также не стоит на месте: лазерные системы защиты вполне смогут бороться с самолетами, управляемыми дистанционно.

Как показывает опыт экспериментов, в которых наиболее преуспели в США, пилотируемый самолёт не справляется с самолётом, управляемым с применением искусственного интеллекта. Понятно, что пока это лишь моделирование боя на авиационном симуляторе, но учитывая, какими темпами сейчас развиваются технологии, можно не сомневаться, что этот вопрос все же будет решен в обозримой перспективе.

В свое время Сергей Хохлов, руководитель Государственного научно-исследовательского института авиационных систем, говорил о том, что именно беспилотное управление станет основополагающим критерием истребителя шестого поколения, тогда как все другие характеристики будут лишь развитием уже существующих технологий.

К другим характеристикам относят обычно гиперзвуковую скорость, стелс-технологии высочайшего уровня, эффективность во всех существующих режимах полета, крайне высокую маневренность, умное покрытие и даже наличие оружия направленной энергии.

Пятое и шестое поколение истребителей: в чём отличия


Образцом для создания такого истребителя в России, по мнению ряда экспертов, может стать ударный беспилотный летательный аппарат «Охотник», включающий в себя ряд элементов, которые будут присутствовать в истребителе шестого поколения. Кроме того, разумеется, создание нового истребителя станет продолжением опыта разработки перспективного истребителя Су-57.

Истребитель 6-го поколения и истребитель 5-го поколения: основные отличия

Самолет-истребитель 5-го поколения Су-57


Не только в России, но и в других странах задумываются о подобном самолете. В авангарде следуют Соединенные Штаты, где собственные идеи и разработки самолетов шестого поколения предлагают ведущие авиастроительные корпорации, в первую очередь Boeing, Lockheed Martin, Northrop Grumman.

В Великобритании по поручению министерства обороны работы над проектом истребителя шестого поколения ведут BAE Systems, Rolls-Royce, Leonardo и MBDA. Перспективный самолет BAE Systems Tempest, как предполагается, к 2030-м годам может заменить Eurofighter Typhoon – истребитель четвертого поколения, находящийся на вооружении целого ряда европейских и не только европейских государств. Безусловно, будет стараться не отставать и Китай.

Главной отличительной чертой истребителя шестого поколения от истребителя пятого поколения станет возможность дистанционного управления, без обязательного нахождения пилота в кабине воздушной машины. Если у истребителя пятого поколения в числе важнейших характеристик – сверхманевренность и применение стелс-технологий, то самолет-истребитель шестого поколения, развивая эти качества, в то же время получает и способность к беспилотному управлению с применением искусственного интеллекта.

Вероятно, истребители шестого поколения могут приобрести и способность к укороченному взлету из-за новых двигателей, что также станет важным отличием от предыдущих истребителей и позволит значительно расширить возможности для боевого применения.

Не исключено, что еще одной отличительной чертой нового самолета станет и его многофункциональность. Он сможет выполнять функции не только истребителя, но и штурмовика, и бомбардировщика, что позволит ему оперативно решать самые разнообразные задачи, ставящиеся командованием без ущерба для каждой из такого рода функций боевого самолёта.

Материал вышел в разделе "Новости" по техническим причинам.
77 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    4 сентября 2020 13:01
    Главной отличительной чертой истребителя шестого поколения

    "отличительные черты" определяются техническим заданием на проектирование. Когда МО сформирует пакет ТТ, тогда и можно говорить о том, как будет выглядеть будущая машина в перспективе. А пока это словоблудие любителей определять критерии "поколений". Потому что на сегодняшний день технического задания нет ни в США, ни в европейских странах, ни в России. Есть попытки описать концепцию, но не более
    1. +6
      4 сентября 2020 13:15
      Когда МО сформирует пакет ТТ, тогда и можно говорить о том, как будет выглядеть будущая машина в перспективе

      Как писал в свое время Маркс, не только спрос формирует предложение, скорее наоборот, предложение оказывает влияние на спрос. Т.е. что бы МО выдало ТТ на новое оружие, необходимо провести анализ того, каке наработки и их перспективы уже имеются. А иначе можно выдать ТТ на имперский крейсер класса "Разрушитель", только вот дождаться ено врятли получится.
      1. +3
        4 сентября 2020 13:29
        Цитата: mark2
        Т.е. что бы МО выдало ТТ на новое оружие, необходимо провести анализ того, каке наработки и их перспективы уже имеются.

        Не совсем согласен. Потому что получается так - Вот есть наработки которые мы сделали, но они не внедрены. Выбирайте и заказывайте. А то чего нет? неизвестно будет ли вообще.
        В общем такой подход больше подходит к разработке "5+" или "5++", но не как ни к шестому.
        А отсутствие ТЗ на шестёрку, связано с тем, что ВКС ещё не полностью освоили пятёрку, не до конца прощупали (не испытатели, а в частях).
        1. +2
          4 сентября 2020 13:47
          Отчасти соглашусь. Но все же не все наработки могут быть и не внедрены, потому что могут быть в рамках военных предприятий, которым априори запрещено, где либо внедрять что либо нового без ведома МО.
          С другой стороны если взять 4 поколение и поставить движки, утрировано, которые развивают сверхзвук без форсажа, это будет 5 поколение или 4+.
          Новшества на старые поколения дают плюсы к поколению, я так понимаю. А строительство нового аппарата, на котором применены все новшества, отработанные на имеющихся поколениях, что приводит к созданию принципиально нового изделия это и есть новое поколение. Я так понимаю.
          1. +6
            4 сентября 2020 14:31
            Согласен с Вами. Но как вижу в первом предложении фразу про СЕРДЮКОВА - всё остальное теряет смысл.
            1. +3
              4 сентября 2020 14:44
              Материал вышел в разделе "Новости" по техническим причинам.

              Это знак свыше — перестаньте валять дурака и верните старый дизайн. Хотя бы пока новый не достигнет паритета по функциональности.
          2. 0
            4 сентября 2020 18:37
            Цитата: mark2
            С другой стороны если взять 4 поколение и поставить движки, утрировано, которые развивают сверхзвук без форсажа, это будет 5 поколение или 4+.

            Не совсем так, вообще понятия "поколения" в современном "PR-варианте" пришли из IT области и там чётко определено что новое поколение это тогда и только тогда, когда в старом работать не будет(когда нет и не может быть обратной совместимости). В случае разницы между 4+++++ и 5 отличается стелсовостью, а там невозможна обратная совместимость по "радиолокационное экранирование лопаток двигателя"(s-образный воздуховод), "радиолокационное экранирование БП"(внутреннее расположение БП), "радиолокационное экранирование фюзеляжа"(специальные формы, материалы и покрытия).
            Следовательно и шестое поколение должно иметь что-то такое что невозможно реализовать в пятом, из возможных вариантов(упоминание которых я встречал) "схема безхвостка"(отсутствие вертикального оперения и глубокая интеграция горизонтального оперения в фюзеляж), "схема ВВПЗ(VTOL)"(принципиально новые двигатели которые могли-бы в теории позволить новому ЛА заменить и вертолёты(штурмовые) и истребители(МФИ)), "схемы орбитоплан\космоплан"(обход ПВО не у земли(как в предыдущей схеме), а в космосе). В общем это шестое поколение должно иметь что-то такое что даст новые тактические и\или стратегические возможности.
            1. 0
              4 сентября 2020 19:12
              Да с вами полностью согласен.
              Речь просто шла про отработку новых технологий.
              Если создавать 6 поколение с нуля, то это может продлиться много времени, кое что а может и большинство технологий имеет экономический смысл отработать и на 4 -5 поколениях. К примеру, если речь идет об внедрении искусственного интеллекта в авиации, то это можно испытать и на Су-57. Для этого не стоит новый самолет строить. А когда будет ясно что это работает, тогда можно и на 6 поколение внедрить. Пока будут тесты проводить, там и планер подспеет и движки, и вооружение.
              Ну смысл понятен, я думаю.
              1. +1
                4 сентября 2020 20:50
                Александр смотрите внимательнее на выделенное мной жирным, "когда в старом работать не будет(когда нет и не может быть обратной совместимости)"(читаем раздел "кратко" о версионировании https://semver.org/lang/ru/). В этом плане введение дистанционного управления и\или введение СОВМ(само-оптимизирующихся вычислительных модулей) и\или введение ИИ(полноценного ИИИ(истинный искусственный интелект), а не СОВМ, (ликбез: понятие интеллект в IT не тождественно понятию интеллект в биологии, антропологии и т.п. науках)) не нарушает обратной совместимости, и может быть установлено и на 1\2\3\4 поколения, потому "схема БЛА-МФИ" не может являться критерием шестого поколения....
            2. 0
              4 сентября 2020 19:13
              Цитата: ProkletyiPirat
              шестое поколение должно иметь что-то такое что даст новые тактические и\или стратегические возможности.

              Что думаете насчёт перегрузок, которые не может выдержать человек? Огромный плюс в манёвренности. Противоракетные возможности существенно растут. Отсутствие систем жизнеобеспечения тоже далеко не в минус. Возможность пожертвовать техникой для гарантированного выполнения боевой задачи. Ещё много чего можно придумать для беспилотной техники. Технологические возможности растут, как на дрожжах, так что, мыслю, 6 поколение не за горами.
              1. 0
                4 сентября 2020 21:01
                Цитата: Михаил м
                Что думаете

                по управлению и критерию ""схема БЛА-МФИ" как критерий 6-го поколения" уже ответил выше, По "уходу от ракет", "манёвренности" и прочему, всё это или ненужно, или бесполезно, или бессмысленно. Для примера: манёвренность ракет всегда будет выше манёвренности БЛА\ПЛА банально в силу габаритов и относительной мощности движителя, а защита ЛА на основе КАЗ(комплекса активной защиты) всегда будет лучше любой манёвренности.
        2. 0
          4 сентября 2020 16:08
          Не существует общего понятия о самолёте 5-го поколения, а при установке на самолёты 4-го поколения элементов самолётов 5-го поколения различия стираются кроме невидимости...Если убрать невидимость с помощью средств ПВО и перспективных самолётных радаров, то самолёты 5-го поколения даже уступают самолётам 4++ ! Новыми стали не самолёты , а новыми стали возможности ведения современной войны с помощью ЛА и информационных технологий...Этого пока многие не понимают, и никакого 6-го поколения пока не предвидется. Если пытаются создать самолёт для перехвата гиперзвуковых ракет, то причём здесь 6-е поколение ? И "Охотник" сюда уже прилепили эти распильщики денег , эти торгаши и банкиры...
      2. +1
        4 сентября 2020 13:32
        В том то и дело что облик и характеристики самолета 6 поколения еще довольно туманны.
        Почему он должен быть беспилотным? Может наоборот пилотируемый и главной функцией станет управление с него несколькими БПЛА? Может еще что придумают.
        Самолеты 5-го поколения начали только появляться и даже их тактика применения не до конца ясна, а так же не исчерпан их модернизационный потенциал.
        Так что о облике и характеристиках самолета 6-го поколения я думаю стоит говорить только после появления самолетов 5++
        1. 0
          4 сентября 2020 13:41
          Цитата: Sergey_G_M
          Может наоборот пилотируемый и главной функцией станет управление с него несколькими БПЛА?

          Это будет уже в следующем блоке F35, так же в F15EX
        2. +1
          4 сентября 2020 16:31
          Почему он должен быть беспилотным? Может наоборот пилотируемый и главной функцией станет управление с него несколькими БПЛА?

          Существует строгая концепция самолёта 6-го поколения , которая базируется на продвинутой концепции ведения сетецентрических войн. Но у нас пока не освоено использования не только Су-57, у нас нет концепции ведения современной неядерной войны с использованием информационных технологий вообще...Вы даже не представляете , как близко ваше предположение к такой теории...С нашим ГШ и его руководителем нам это долго ещё не грозит...Вам скажут, что мы можем перепрыгнуть ступеньку и сразу сделать самолёт 6-го поколения ! Как можно перепрыгнуть то, о чём наши руководители не имеют даже понятия ? Мы провалили программу создания систем для ведения современной войны... За 20 лет ничего не создано от слова вообще ! Государственная программа провалена! Результат полный "0" !
          Зато у нас РУКи и РОКи и полки БПЛА !!!
          1. +1
            4 сентября 2020 17:16
            Цитата: VO3A
            Существует строгая концепция самолёта 6-го поколения , которая базируется на продвинутой концепции ведения сетецентрических войн
            опечатка? Концепция сетецентрических войны в 5 поколение уже заложено и для этих войн создаётся. Вычислительные мощности стали важнее ЛТХ.
            1. 0
              4 сентября 2020 19:52
              У нас во многие боевые образцы и элементы заложена такая концепция.Но сама концепция не реализована, системы для неё не созданы. Более того нет задания на их создание и они якобы нейтрализуются системами РЭБ и по этому не нужны... А нашей армии предлагают воевать по-старому и укладывать солдат штабелями, зато в Ратниках и под контролем АСУВ...Вот военная стратегия нашего ГШ....И все это знают и говорят об этом 15 лет...А государственная программа создания таких систем была принята в 2000 г, президентская программа Путина, полностью провалена и срок её выполнения заканчивается в 2020 году...А ничего нет, включая понимания и задания..41 год в полный рост, вот и хлебаем везде...ЯО спасает и прикрывает этих недоумков...и их глупость...
              1. +1
                4 сентября 2020 21:32
                Цитата: VO3A
                зато в Ратниках и под контролем АСУВ

                Ратника в армии нет и не будет. Слишком дорого.
                Цитата: VO3A
                государственная программа создания таких систем была принята в 2000 г, президентская программа Путина, полностью провалена и срок её выполнения заканчивается в 2020 году

                Какой проект Путина был выполнен? Какое обещание выполнено?
                Цитата: VO3A
                ничего нет, включая понимания и задания

                Да, идёт обезьянье копирование. Тот же «Гром» и Охотник.
        3. 0
          5 сентября 2020 12:22
          Цитата: Sergey_G_M
          В том то и дело что облик и характеристики самолета 6 поколения еще довольно туманны.

          В этом совершенно согласен.
          Облик самолёта зависит от его характеристик. Характеристики зависят от тех задач, которые ставят заказчики.
          Пока заказчик не знает и не выставляет ТЗ, невозможно определить будет ли "5+++" или "6".
          Всё остальное только на уровне фентези и лозунгов.
    2. -3
      4 сентября 2020 13:45
      Когда МО сформирует пакет ТТ, тогда и можно говорить о том, как будет выглядеть...

      "Бывший главком ВВС России (Глава дирекции программ военной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Владимир Михайлов) также рассказал, что облик перспективного самолета уже определен. По его словам, скорость самолета будет достигать нескольких Махов, он будет одноместным, сверхманевренным, многофункциональным и построен из композитных материалов по технологии стелс.
      Михайлов отметил, что самолет будет одноместным, но сможет лететь и без пилота. Разработку планируется вооружить дальнобойными гиперзвуковыми ракетами."

      Если это заявление основывается не на популизме, тогда судьба Су-57 будет похожа на Су-47.
      1. 0
        4 сентября 2020 13:47
        Цитата: пиф-пяв
        нескольких Махов, сверхманевренным, построен из композитных материалов по технологии стелс.

    3. +1
      4 сентября 2020 13:45
      Миг-41 давно проектируют, значит техническое задание на проектирование уже выдано.Китайские товарищи подтвердят.

      МиГ-41, также известный как «перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» (ПАК ДП), представляет собой проект скоростного истребителя-перехватчика большой дальности, разрабатываемый самолетостроительной корпорацией «МиГ». Проектная скорость МиГ-41 больше 4 Махов, что выше скорости полета ракеты. Самолет не только оснащен новейшим техническим оборудованием, пригодным для использования в Арктике, его боевой радиус действия также очень велик. Кроме того, он может нести большое количество вооружения и боеприпасов, в том числе многофункциональный ракетный комплекс дальнего перехвата (МФРК ДП) и противоракетное лазерное оружие. В то же время его можно превратить в беспилотный самолет. Самолет должен поступить на вооружение в качестве замены для МиГ-31 в 2028 году.



      Самолетостроительная компания «МиГ» приступила к реализации проекта перехватчика МиГ-41 в 2013 году. Исследовательские работы касательно внешнего вида самолеты были завершены в конце 2019 года, первый полет испытательного образца назначен на 2025 год, а поступить на вооружение он должен в 2028 году. МиГ-41 является преемником МиГ-31.

      МиГ-41 — это высокоскоростной истребитель-перехватчик большой дальности, обладающим способностью к скрытности. Максимальная скорость полета будет превышать 4 Маха, поэтому он будет способен выполнять космические миссии. В будущем самолет будет включен в систему глобальной обороны России, а позднее будет презентована беспилотная модель истребителя.

      https://inosmi.ru/military/20200904/248055178.html
    4. +1
      4 сентября 2020 13:58
      Такое впечатление, что эти мечтатели погрязли в виртуальной реальности....
      1. 0
        4 сентября 2020 15:09
        Именно мечтатели и двигают прогресс...
        1. +1
          4 сентября 2020 15:43
          Безусловно) , да где только современные Королев или Сикорский.....?
          1. +1
            4 сентября 2020 15:46
            Пока нам предлагаются только Рогозин и Сердюков )))
            1. -1
              4 сентября 2020 16:10
              В этом то проблема, только деньги их интересуют.......
              1. Комментарий был удален.
              2. 0
                4 сентября 2020 16:14
                Вот потому в период рассвета советской космонавтики ее курировал Лаврентий Павлович.
    5. +3
      5 сентября 2020 08:05
      К другим характеристикам относят обычно гиперзвуковую скорость, стелс-технологии высочайшего уровня, эффективность во всех существующих режимах полета, крайне высокую маневренность, умное покрытие и даже наличие оружия направленной энергии.


      Надо добавить ещё следующее:
      - Возможность погружении под воду на глубину до 1 км,
      - движение под водой со сверхзвуковой скоростью.
      - Композитная броня выдерживающая попадание кумулятивных и подкалиберных снарядов
      - Выход на околоземную орбиту а также на траекторию полёта к Луне
      - Боевая нагрузка до 100 тон


      Ну вот теперь картина будет полной
      1. 0
        5 сентября 2020 13:40
        С вашими дополнениями не успеют принять на вооружение к 2028 году...
  2. -1
    4 сентября 2020 13:03
    Истребитель 6 поколение сделают, но сомневаюсь что пойдёт в серию. Гиперзвуковой режим возможен «на прямой», маневрировать и вести огонь в этом режиме невозможно. Цена единицы будет космической. Эффективней будет построить большое количество относительно дешёвых БПЛА, которые можно разменивать без зазрения совести. На первую роль выйдут вычислительные комплексы способные управлять роями дронов.
    1. +1
      4 сентября 2020 16:56
      Хочу напомнить всем фантазёрам, что боевой самолёт это универсальное средство доставки оружия в заданную точку в заданное время... Он отличается от других боевых средств только своими возможностями и стоимостью...
      1. 0
        4 сентября 2020 16:57
        Этот комментарий к чему?
  3. +4
    4 сентября 2020 13:04
    Вот как совместить "гиперзвуковую скорость" и "крайне высокую маневренность"?
    Он сможет выполнять функции не только истребителя, но и штурмовика, и бомбардировщика...

    Различие по массо-габаритным характеристикам и дальности полета, как все это вместить в один борт...
    И самое главное, какова будет стоимость этого борта и какова серийность выпуска?
    По моему мнению, различие между 5 и 6 будет лишь в отсутствии пилота на 6-ом. А улучшение характеристик БРЭО, РЭБ, двигателей и материалов будет скорее эволюционно развиваться, а революционно.
    1. +1
      4 сентября 2020 16:10
      Вот как совместить "гиперзвуковую скорость" и "крайне высокую маневренность"?

      А еще гиперзвук и дистанционное управление request
      Чет наговорили то-наговорили, страшное дело, прям внеземные ттх, а на фоне вполнеземных долгозапускаемых су-57, армат и охотника, звучит вообще как то нереально.
      Искусственный интеллект в стране где на ТУ-95 в кастрюли гадят до сих пор wassat
  4. -1
    4 сентября 2020 13:06
    Настораживает что Толик об этом говорит.
  5. +3
    4 сентября 2020 13:10
    ТТЗ для 6 поколения уже сделали ?! Или как всегда автор вперёд обоза лезет ?!
  6. -8
    4 сентября 2020 13:12
    фантазёры, не смогли до сих пор крейсерского бесфорсажного сверхзвука на двухмоторнике Су57 в то время, как одномоторный Ф35 имел его изначально. о каком гиперзвуке речь? да что там сверхзвук, Су 57 не имеет нормального фонаря, не может тормозить без парашюта, имеет клёпанную конструкцию и не имеет даже вооружения под свои отсеки. после выхода Индии из проекта стал очевидным полный провал. лавочку можно закрывать и начинать разрабатывать новый истребитель 5го поколения.
    1. +5
      4 сентября 2020 13:58
      Больше всего вы на фантазера смахиваете, говоря что цитата
      до сих пор крейсерского бесфорсажного сверхзвука на двухмоторнике Су57 в то время, как одномоторный Ф35 имел его изначально


      Реальность выглядит несколько иначе.
      Близкое Пентагону издание Defense News в очередной раз опубликовало весьма критичные оценки специалистов новейшего истребителя-бомбардировщика F-35 Lightning (Молния) II. Факты свидетельствуют о том, что F-35 – дозвуковой истребитель, способный ускоряться на полном форсаже не более 1 минуты. На скоростях более 1 Маха через 60 секунд возникает угроза разрушения корпуса от перегрева, а после 1,6 Маха – у самолета может просто отвалиться хвост. Заметим, крейсерская сверхзвуковая скорость доступна многим современным истребителям, а для 5-го поколения она должна быть не ниже 1,4 Маха.

      При достижении скорости 1 Маха истребитель F-35 также теряет свойства "невидимости" для радаров, то есть скрытность и внезапность. С любым оружием на внешней подвеске малозаметность "Молний" исчезает даже на дозвуковых скоростях. Упомянутые проблемы технологически неустранимы.

      https://m.ru.armeniasputnik.am/analytics/20200430/22904597/Paradoks-za-100-mln-pochemu-u-F-35-na-sverkhzvuke-otvalivaetsya-khvost.html
      1. +4
        4 сентября 2020 14:42
        Вот оно ты какое, армянское радио.... хвост, значит, отвалится, и лапы крутит....smile
    2. 0
      4 сентября 2020 21:35
      Полегчало? wassat
  7. +4
    4 сентября 2020 13:17
    Главные характеристики истребителя шестого поколения

    Автор,меня интересует один вопрос-вы пишете статьи,шоб не замерзнуть?
    ТТХ истребителя 6 поколения неопределены! Что там будет через 50 лет даже конструкторы смутно представляют. fool Однако на ВО уже сейчас ясно и главное трезво понимают какие будут там характеристики. fellow
    1. -2
      4 сентября 2020 14:26
      ТТХ истребителя 6 поколения неопределены!

      Миг-41 должен этим характеристикам соответствовать:скорость 4 Мах, возможность полета в режиме БПЛА,малозаметность, возможность летать в ближнем космосе.Миг-41 разрабатывается, а значит границы его ттх в целом определены.
      1. +4
        4 сентября 2020 14:41
        Цитата: OrangeBigg
        возможность летать в ближнем космосе.Миг-41 разрабатывается, а значит границы его ттх в целом определены.

        Ничего там не определено от слова совсем.МИГ-41 в лучшем случае лишь на бумаге. И с чего вы взяли,что там чего-то определено вообще? Почему не трехсредный истребитель-вода-атмосфера-космос?Или двухсредный-вода-атмосфера? Какой облик этого истребителя будет? Если вы посмотрите эволюцию наших истребителей,то не трудно заметить,что крылья и хвостовое оперение ,если можно так сказать,стремиться соединиться в одно целое.Так я,на примере автора,могу сказать,что истребитель 6 поколения будет двухсредным,гиперскоростным и в виде летающей тарелки.
        Это все треп то ни о чем. Мы СУ-57 никак не можем запустить в серию...а ему служить минимум 50 лет. Так что разговоры о 6 поколении сейчас-это сказки про белого бычка.
    2. -2
      4 сентября 2020 14:32
      Так в этом и есть главное отличие:
      Пятое поколение худо - бедно летает,
      Шестое - бла, бла, бла чистой воды!
      laughing
    3. +1
      4 сентября 2020 23:21
      Это точно! Написали бы про звезду смерти,тут бы тоже ТТХ выложили и обсудили. Мне с дивана видится прежде всего беспилотный аппарат,летчики и так управляют на пределе физических возможностей,плюс искусственный интеллект. И если первое в металле существует и воюет то со вторым не так оптимистично. Человечество в своих мозгах разобраться не может ,хотя пытается. Вообщем перспектива на далекое будущее.
  8. +6
    4 сентября 2020 13:18
    Если у истребителя пятого поколения в числе важнейших характеристик – сверхманевренность и применение стелс-технологий, то самолет-истребитель шестого поколения, развивая эти качества,

    Если наш реально пустят в серию РОФАР,то самолет 6 поколения измениться до неузнаваемости,смысл в этих стелс- технологиях
    1. +2
      4 сентября 2020 13:54
      Цитата: APASUS
      Если наш реально пустят в серию РОФАР,то самолет 6 поколения измениться до неузнаваемости,смысл в этих стелс- технологиях

      РОФАР,как я не раз говорил-это могильный камень технологии стэлс априори.Но помимо РОФАРА ,есть еще гиперскоростное оружие,которое не то что изменит рисунок любого боя,но кардинально перепишет стратегию и тактику войны в целом.
  9. +1
    4 сентября 2020 13:22
    Именно беспилотное управление сейчас рассматривается как одна из важнейших характеристика истребителя шестого поколения.которая бы позволила управлять не только с помощью пилота в кабине, но и дистанционно
    fool fool Глупость, обыкновенная от США и Европы. Нам то зачем, сами знаете что, рвать? В США летчики памперсы меняют как наш самолет увидят, вдруг не стрельнет, нет, а включит хрень и амеровский самолет бах! А если война, то только дистанционно.
    Как показывает опыт экспериментов, в которых наиболее преуспели в США, пилотируемый самолёт не справляется с самолётом, управляемым с применением искусственного интеллекта. Понятно, что пока это лишь моделирование боя на авиационном симуляторе,
    И мы им полностью доверяем? А как самим смоделировать, слабо?
    Он сможет выполнять функции не только истребителя, но и штурмовика, и бомбардировщика, что позволит ему оперативно решать самые разнообразные задачи

    Ага 20 точек подвеса, чтоб невидно было и 20 тонн бомб. fool
    Су-57 - в массы, а не бабло пилить в очередной раз, по призыву США. Станок у них..... request
  10. +1
    4 сентября 2020 13:27
    Гиперзвук - вряд ли, а вот двигатели изменяемого цикла, работающие в разным режимах полета по-разному - скорее всего.
  11. +1
    4 сентября 2020 13:33
    пилотируемый самолёт не справляется с самолётом, управляемым с применением искусственного интеллекта

    Автор, ты чего нагородил? request
    1. +1
      4 сентября 2020 13:50
      Корявенько, да, но общий посыл понятен. Лет через десять у пилота будет исчезающе мало шансов против ИИ. Пусть даже за счет времени реагирования и ограничений из-за перегрузок. К середине века ИИ будет доминировать безраздельно (как ныне в шахматы).
      1. -2
        4 сентября 2020 13:55
        Думаю быстрее, первый учебный бой в реальности пилотируемого истребителя и беспилотного планируется в июле 2021 года. Количество проектов БПЛА в США зашкаливает. К концу этого десятилетия беспилотники с квазиИИ будут основными ударными средствами США. Нужен наш ответ, пока то что есть, слёзы.
  12. 0
    4 сентября 2020 14:18
    На днях индустриальный директор авиационного комплекса госкорпорации «Ростех» Анатолий Сердюков рассказал, что такой самолет может быть создан совместно компаниями «МиГ» и «Сухой».


    Кто бы сомневался, заслуженный проходимец не только не "сидит", после возбуждённого против него дела - в "халатности" , принёсшей убыток 56 млл. руб. , но
    вновь у её кормушки. "Табуретко-налого-министробороны - идустриал-директор-авиа-госкорпорации" . Это краткий список его должностей. Его "Мистрали" - уже в области предания. Теперь он берётся за "шестое поколение истребителей".
    А что - он бывший "налоговик", знает как выкачивать бабло из казны.
    Только одно уже очевидно, пока такие спецы как "рагозины" и "сердюковы" будут у руля производства средств нац-обороны страны, никаких прорывов не будет.
    1. -3
      4 сентября 2020 15:17
      Судя по тому, как часто он стал появляться в СМИ, слухи о том, что он через годик подвинет Чемезова на почту главы Ростеха совсем не безосновательны
  13. +2
    4 сентября 2020 14:31
    Вах,огорчили....
    5 поколения нет в войсках, 6го нет даже в техтребованиях, но Сердюков!!!! и Михайлов!!!!
    уже чтото там ...произносят (даже обещалками это назвать нельзя)
    А автор ищет "основные отличия" в несуществующих самолетах.

    И пофигу, что:
    "К другим характеристикам относят обычно гиперзвуковую скорость, стелс-технологии высочайшего уровня, эффективность во всех существующих режимах полета, крайне высокую маневренность, умное покрытие и даже наличие оружия направленной энергии."
    - по сути взвимоисключающие свойства.

    Ну а дальше накидывается остальная .....перемога (нет слов);
    " к беспилотному управлению с применением искусственного интеллекта....укороченному взлету ....многофункциональность.... истребителя....штурмовика...бомбардировщика...."

    итак, обещанный 2025 уже скоро, а в войсках пока и СУ57 нет...
    при таком пиар-подходе никакого 6го поколения в ближайшие десятилетия не предвидется....
  14. +2
    4 сентября 2020 14:44
    Во всех этих системах дистанционного управления смущает помехозащищённость. Кроме того, на обычных еропланах стараются второго водилу подсадить. Один не справляется.
  15. +1
    4 сентября 2020 15:02

    В свое время Сергей Х охлов, руководитель Государственного научно-исследовательского института авиационных систем, говорил о том, что именно беспилотное управление станет основополагающим критерием истребителя шестого поколения, тогда как все другие характеристики будут лишь развитием уже существующих технологий.


    Раз такое говорит большой ученый , то так и будет. Правда , надо бы это сначала отработать на реальном самолете- хоть 3го, хоть 4го поколения - дешевле будет.

    Х охлов , а не Украинцев, как сайт правит.))))
    1. -3
      4 сентября 2020 16:12
      Цитата: Pavel57
      что именно беспилотное управление станет основополагающим критерием истребителя шестого поколения

      Цитата: Pavel57
      на реальном самолете- хоть 3го, хоть 4го поколения

      Так беспилотные модификации F16 и F/A18 давным давно есть.
      1. -2
        5 сентября 2020 12:45
        Давным давно, когда лётчик катапультироваться, самолёт становился безпилотным.
      2. -1
        5 сентября 2020 14:29
        Тогда и вам минус, на здоровье good
  16. +1
    4 сентября 2020 16:20
    Цитата: Grazdanin
    Так беспилотные модификации F16 и F/A18 давным давно есть.

    Они могут воевать за превосходство в воздухе, или используются только как самолеты- мишени?
    1. -1
      4 сентября 2020 16:41
      В июле 2021 года посмотрим на «собачью свалку» между пилотируемым и беспилотным истребителем в реальности. Пока беспилотные F16/18 могут использовать в качестве платформы для запуска ракет.
  17. 0
    4 сентября 2020 16:43
    Кто строить будет эти самолёты? Вы? А вы согласны работать за 30-40 т.р в КнААПО? И жить в городе где в июне картофель стоил в магазине от 100 рублей? Минусуйте,ваше право.
  18. 0
    4 сентября 2020 19:55
    Ну если Сердюков сказал.... тогда точно сделают. Сердюков же знатный "творец", особенно по части кому что продать, заработать "бабло" и пересесть на другое хлебное место, а не на скамью подсудимых.
  19. 0
    5 сентября 2020 01:03
    Цитата: mark2
    Когда МО сформирует пакет ТТ, тогда и можно говорить о том, как будет выглядеть будущая машина в перспективе

    Как писал в свое время Маркс, не только спрос формирует предложение, скорее наоборот, предложение оказывает влияние на спрос. Т.е. что бы МО выдало ТТ на новое оружие, необходимо провести анализ того, каке наработки и их перспективы уже имеются. А иначе можно выдать ТТ на имперский крейсер класса "Разрушитель", только вот дождаться ено врятли получится.

    все знают сериал "Звездные войны", что если лепить начнут эту шнягу у полосатых, я в это не верю. Ненавижу политику, что бы эти в РФ в нее не поверили.
  20. +1
    5 сентября 2020 12:05
    Пока никто даже не представляет, что такое будет истребитель 6-го поколения, пока просто не о чем писать. Блин, да никто не знает, что такое истребитель 5-го поколения, у каждого свои требования. Сначала предъявляли одно: "невидимость" за счет формы и покрытия, АФАР, сверхзвуковая скорость без форсажа, сверхманевренность. Потом вдруг F35 стал 5-м поколением не имея скорости и маневренности, потом начали доколупываться до видимости Су57 и т.д.
    1. -1
      5 сентября 2020 14:46
      потом начали доколупываться до видимости Су57

      - Как же до неё не "доколупываться", если это первое и главное, определяющее свойство истребителя 5-го поколения?! Нет его - нет ничего. Есть летающая мишень на современном ТВД.
      1. +1
        5 сентября 2020 15:19
        Вы совсем не правы. Во первых никто не определяет каковы должны быть параметры ЭПР. Во вторых никто не знает реальные данные ЭПР 22,35 и 57. В третьих "невидимость" достигается не только уменьшением ЭПР, а еще и РЭБ. В четвертых нет определяющего параметра, есть совокупность.
        Кто Вам сказал, что отсутствие Стелс делает самолет мишенью? О РЭБ, о тактике применения и сверхнизких высотах слышали?
        В свое время был опыт: атака Миг 21 на стратега. Доклад: цель вижу, атаковать ракетами не могу. РЭБ.
        1. -3
          5 сентября 2020 16:16
          Вы совсем не правы.

          - Конечно прав.
          Во первых никто не определяет каковы должны быть параметры ЭПР.

          - Простой критерий: ЭПР должна быть такой, чтобы ты мог убить врага раньше, чем он увидит тебя! Что же тут непонятного?
          Во вторых никто не знает реальные данные ЭПР 22,35 и 57.

          - Все знают, кто хочет знать. Кто не хочет - он не знает и знать никогда не будет!
          http://faculty.nps.edu/jenn/EC4630/RCSredux.pdf


          Су-57:
          http://ajaishukla.blogspot.com/2010/01/india-russia-close-to-agreement-on-next.html
          Sukhoi’s FGFA prototype, which is expected to make its first flight within weeks, is a true stealth aircraft, almost invisible to enemy radar. According to an MoD official, “It is an amazing looking aircraft. It has a Radar Cross Section (RCS) of just 0.5 square metres as compared to the Su-30MKI’s RCS of about 20 square metres.”
          В третьих "невидимость" достигается не только уменьшением ЭПР, а еще и РЭБ.

          - НЕТ. Это чушь глупая.
          В четвертых нет определяющего параметра, есть совокупность.

          - Есть определяющий параметр - малозаметность (см. выше).
          Кто Вам сказал, что отсутствие Стелс делает самолет мишенью?

          - Я это уже давным-давно сам знаю.
          О РЭБ, о тактике применения и сверхнизких высотах слышали?

          - Слышали-слышали! Ещё как!
          В свое время был опыт: атака Миг 21 на стратега. Доклад: цель вижу, атаковать ракетами не могу. РЭБ.

          - Во-первых: там был не МиГ-21, разумеется, там был МиГ-31, а ракетоносец был Ту-95МС, и станция РЭБ у него была СПС-171, совсем не первой свежести. А говорит этот факт только об одном: об УЖАСАЮЩЕЙ, НИ К ЧЁРТУ НЕ ГОДНОЙ, КРАЙНЕ НИЗКОЙ ПОМЕХОЗАЩИЩЁННОСТИ БРЛС "Заслон". При том, что на ВСЕХ американских стратегических ракетоносцах стоят станции РЭБ, которые мощнее этой хиленькой станции, что стояла на Ту-95МС на порядки! А МиГ-31 (по идее) должен именно на эти стратегические ракетоносцы США охотится. Как выяснилось - он к этому не пригоден.
        2. +2
          6 сентября 2020 12:55
          Цитата: Виктор Сергеев

          В свое время был опыт: атака Миг 21 на стратега. Доклад: цель вижу, атаковать ракетами не могу. РЭБ.

          Ну, с тех пор ракеты сильно изменились и введение пассивного режима в работу РЛС ГСН ракет тому пример.
          И если источник помех перекрывает цель, и алгоритм вычисляет, что источник помех и цель - одно и тоже, значит наведение продолжается на источник помех.
          И ещё.
          Поэтому до сих пор остались пушки на самолётах.
          1. 0
            6 сентября 2020 17:51
            и алгоритм вычисляет, что источник помех и цель - одно и тоже

            Бездарность, алгорит не может "вычислять". Вычисляет бцвм, алгоритм в данном случае инструмент селекции цели. Лучше продолжай писать о своей решимости уничтожать несогласных с твоим мнением. И не лезь обсуждать то, в чем рылом не вышел
  21. -2
    5 сентября 2020 13:02
    - Болтовня про "обязательный гиперзвук на самолёте 6-го поколения" - просто тупая чушь профанов, даже в генеральских мундирах, сказанная "для красного словца".
    Реально, чтобы прикинуть, как будет выглядеть самолёт 6-го поколения, нужно взять F-22 и посмотреть: что ему не хватает? Как его нужно и можно апгрейдить?
    Обязательно:
    1. Поставить в БРЛС приёмно-передающие модули не на арсениде галлия, а на нитриде галлия, увеличив мощность БРЛС на 40-60%% и более.
    2. Усовершенствовать на БРЛС режимы LPI - низкой вероятности перехвата.
    3. Усовершенствовать станцию РТР.
    4. Поставить электронно-оптическую систему, обеспечивающую полносферическую ситуационную осведомлённость, типа DOS с F-35.
    5. Поставить EOTS, по типу стоящей на F-35.
    6. Сделать нашлёмную систему целеуказания подобную стоящей на F-35 c возможностью полносферического обзора и полносферического пуска всех типов ракет "воздух-воздух".
    7. Поставить двигатели с изменяемой степенью двухконтурности (уже разработаны) - для увеличения боевого радиуса.
    8. Всё это потребует обязательного увеличения вычислительной мощности бортового компьютера.
    9. Улучшить малозаметность самолёта в передней полусфере.
    Желательно:
    10. Поставить станцию РЭБ, способную излучать в секторе, не охватываемом БРЛС (которую апгрейдить программами РЭБ).
    11. Поставить лазерную станцию (с достаточно мощным лазером) для борьбы с ракетами противника с тепловыми и тепловизионными ГСН.
  22. 0
    6 сентября 2020 10:52
    В общем, суть сводится к тому, что ты лежишь на диване перед компом и ни х.. не напрягаешься ... ОНО идёт как-то само собой . Ой-ли !!?
  23. 0
    9 сентября 2020 13:36
    Против самолета 6-го поколения достаточно иметь ракеты 7-го поколения и истребители 4-го.
  24. 0
    29 сентября 2020 09:45
    1)5-ое поколение истребителей (или беспилотники) будут летать на гибридных сверхмощных высоковольтных электродвигателях до 20000 кВт.(кВ.А.) и более , который минимально сжигает топливо больше воздуха и летит на высоте 100 метров и выше , контактно и бес контактно по лучу лазера ; над высоковольтной линией ЛЭП (0,4-10-110-220-330-500-750-1150 кВ.) : с подскоком в Космос на высоту 100 км. - 200 км. со скоростью до 30 тыс. км/час и более разгонщик (или на 2-3 космическую скорость) , пуском ракет , с запуском космических аппаратов ( типа "Буран") . 2) Воздушный - авианосец состыкованный в воздухе после взлёта (как МКС - космическая станция) из звена (или полк) ТТС - Ил ; Ту ; Ан , а в самом конце с АЭС ; ЯЭС ; ТЯЭС если надо с применением боевых лазеров , который летит на электротяге над высоковольтной линией ЛЭП сутками над Россией (как неуловимый БЖРК -БАРГУЗИН) , по объявлении ТРЕВОГИ (война) меняет своё расположение . 3) Слева линии ЛЭП-а (с боку) летит от 300 км/час и более , вертолёт , экранолёт ,СВП , справа линии ЛЭП-а (с боку) летит от 300 до 600 км/час грузовой робот-завод-эшелон из спаренных 20-40 дирижаблей с грузоподъёмностью до сотни тыс. тонн груза , который сам себе строит мега трассу по болотам Сибири и Севера или строит <Шёлковый путь> Индонезия-Ханой-Пекин-Москва-Париж или строит <Межконтинентальную трассу> Южная Америка-Северная Америка-Аляска-Москва-Каир-Южная Африка-Кейптаун и много другие ... .
  25. 0
    30 сентября 2020 05:33
    Самолеты будущего будут иметь возможность вертикального взлета и посадки с помощью экранного эффекта. А летать они будут в облаке плазмы, так, что им обтекаемые аэродинамические формы будут без надобности. Такие летательные аппараты будут иметь широкую сферу перемещения, от ближнего космоса, до полетов на уровне крыш домов.
    Зависание на месте и разворот будут их визитной карточкой в штурмовке любых объектов, совместно с разгоном до гиперзвуковых скоростей в облаке плазмы с места.
    Интересно, что в горизонтальном полете они смогут менять высоту практически вертикально, без пологого спуска и подъема.
    Это позволит новая конструкция крыла, у которого будет совсем другая концепция управления полетом. Так, в частности, на нем спереди и сзади будут стоять форсунки детонационного двигателя, генератора плазмы, которые и позволят подниматься и опускаться вертикально, без смещения по горизонтали.

    В крыле находятся детонационные двигатели, которые расположены по горизонтали, а не, как в сопле стандартного двигателя по кругу, вот эти детонационные двигатели и будут создавать тягу для подъемной силы крыла самолета. У экранопланов такая же система, только там стоят отдельные двигатели впереди экраноплана.
    Вот так выглядит принципиальная схема крыла такого самолета, смотри схему –