В сети обсуждается ночная дозаправка истребителя-бомбардировщика F/A-18 в грозу

34

Один из вопросов, который у читателей возникает по теме осуществления дозаправки самолётов боевой авиации в воздухе, касается темы грозы. Может ли осуществляться дозаправка самолётов в воздухе во время грозы пр многочисленных разрядах атмосферного электричества – молниях?

Такого рода дозаправка – явление не частое, однако от него в военно-воздушных силах разных стран не отказываются – в случаях крайней необходимости. Так, в США в условиях ночной грозы было осуществлено пополнение баков F/A-18 топливом с применением воздушного танкера KC-130.



Соответствующее видео опубликовано в Instagram на странице Combat_Learjet. Такая дозаправка активно обсуждается в сети.

В американских информационных источниках при обсуждении предполагается, что дозаправка палубного истребителя-бомбардировщика в таких условиях оказалась вынужденной мерой. Самолёты находились в воздухе и пытались обойти грозовой фронт, но в итоге непогода настигла средства авиации во время той самой дозаправки.

На самом деле, самолёты могли находиться на вполне безопасном расстоянии от грозового фронта.

Что говорят по этому поводу отечественные нормативы?

Например, Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России (приказ Минтранса РФ от 1994 года) предписывает:

5.1.10. Открытая заправка ВС топливом при дожде и сильном ветре с пылью, во время грозы (при разрядах атмосферного электричества) и закрытая заправка при грозовых разрядах запрещается.


Западные регламенты: «При наблюдении грозового фронта и всполохов от разрядов атмосферного электрического в радиусе 10 миль (около 16 км) от непосредственного места заправки, процедура заправки горючим должна быть остановлена».

Однако всё это «аэродромные» нормативы, причём для самолётов гражданской авиации и именно по заправке. Условия для эксплуатации боевых самолётов – иные. Хотя вполне очевидно, что дозаправка в воздухе во время грозы и разрядов атмосферного электричества – действие крайне опасное, способное привести к негативным последствиям для обоих бортов - топливных донора и акцептора.

34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -23
    7 сентября 2020 06:52
    В сети обсуждается ночная дозаправка истребителя-бомбардировщика F/A-18 в грозу
    Ну да. Памперсы прошли испытания на 5. Что обсуждать? request
    1. +15
      7 сентября 2020 07:20
      И сколько вы их использовали?
      1. +15
        7 сентября 2020 16:32
        Дозаправка в воздухе для пилотов НАТО, в общем-то, достаточно рядовое событие. Даже вертолётчики на средних и тяжёлых машинах делают это чаще, чем все ВКС в целом. Время суток и метеоусловия - лишь нюанс разной степени значимости. hi
    2. +1
      7 сентября 2020 08:52
      Цитата: Mavrikiy
      Ну да.

      Гроза внизу и далеко в стороне, что обсуждать?
  2. +13
    7 сентября 2020 07:07
    Достойно уважения. Если уж так сложились обстоятельства, то пилоты мастерски справились с задачей.
    1. +2
      7 сентября 2020 23:58
      Нашим летчикам надо повышать летные час - и они будут не хуже справлятся с подобными задачами.
      Если судить по Вики, то у индусов очень хороший налет.
      Если бы нашим дали до 250 ч. в год, то подобные операции не были диковинкой для них.
  3. +3
    7 сентября 2020 07:13
    В сети обсуждается ночная дозаправка....

    Что обсуждать ? Если проводилась дозаправка, значит других вариантов не было.
    Наверняка, экипажи максимально обезопасили эту процедуру. Шли выше грозовых очагов, на безопасном от них интервале. (как правило более 500 метров)
    Ночью, визуально, разряды молний воспринимаются "эффектнее", чем днём, расстояние до них "сокращается", ощущение что они очень близко. Что и показано на этом видео. Экипажи определяют расстояние до грозовых очагов не визуально, а инструментально, при помощи систем р/локации.
  4. +3
    7 сентября 2020 07:14
    "Жить захочешь - не так раскорячишься…"
  5. -5
    7 сентября 2020 07:22
    Ни о каких полетах в грозу не может быть и речи.
    Какие ещё средства авиации,которые настигла непогода? В соц.сетях и,не такое расскажут.
    1. +4
      7 сентября 2020 07:38
      Цитата: bober1982
      Ни о каких полетах в грозу не может быть и речи.
      Какие ещё средства авиации,которые настигла непогода? В соц.сетях и,не такое расскажут.

      Вы считаете, что современные самолёты не могут летать в грозу?
      1. -1
        7 сентября 2020 07:41
        Цитата: Сидор Аменподестович
        Вы считаете, что современные самолёты не могут летать в грозу?

        Все могут летать в грозу,даже не современные.
        Смотрите фильм "Иду на грозу"
        1. +3
          7 сентября 2020 07:48
          Тогда этот Ваш комментарий
          Ни о каких полетах в грозу не может быть и речи.

          к чему относится?
          1. -4
            7 сентября 2020 08:06
            Цитата: Сидор Аменподестович
            к чему относится?

            Здесь всё дело в том,что летать в грозу все могут,вылететь из грозы проблематично.
            1. +2
              7 сентября 2020 08:17
              Цитата: bober1982
              летать в грозу все могут,вылететь из грозы проблематично

              В чём конкретно заключается проблема вылета из грозы, если летать собственно в грозе можно?
              1. -6
                7 сентября 2020 08:18
                Цитата: Сидор Аменподестович
                В чём конкретно заключается проблема вылета из грозы,

                Кубарем вылетишь из грозы,в этом проблема.
                1. +4
                  7 сентября 2020 08:22
                  Понятно.
                  Судя по Вашим комментариям, к авиации Вы не имеете ни малейшего отношения.
                  1. -1
                    7 сентября 2020 08:36
                    Цитата: Сидор Аменподестович
                    Понятно

                    Понятно,в грозу летали.
                    На каком типе современного самолета? Заинтересовало.
                    1. 0
                      7 сентября 2020 18:04
                      Я летал! это был Б737-300. Москва-Сочи. Бизнес класс. Виски наливали, еду подавали и это сильно сгладило впечатления от полета. Но ответственно заявляю! В грозу летать можно!!!
                      1. 0
                        7 сентября 2020 18:57
                        Цитата: Maximilian37
                        Виски наливали

                        Цитата: Maximilian37
                        В грозу летать можно!!!

                        Цитата: Maximilian37
                        Я летал!

                        Ключевые слова - виски наливали! На Пёрл-Харбор!
        2. +1
          7 сентября 2020 07:52
          если науку вы предлагаете изучать по художествееному (весьма неплохому фильму )" иду на грозу" , то чем ваше предложение лучше, тех деятелей, которые предлагали изучать историю по графоманскому (худодественным не назовёшь) "архипелаг гулаг"?
          1. -2
            7 сентября 2020 08:07
            Цитата: Wwk7260
            изучать историю по графоманскому (худодественным не назовёшь) "архипелаг гулаг"?

            И,даже в этой теме,никак без Исаевича не обойтись.
    2. +1
      7 сентября 2020 07:55
      Цитата: bober1982
      Ни о каких полетах в грозу не может быть и речи.

      Да, летать в грозу - разновидность самоубийства.
      Ну а что делать, если пришли на аэродром, над аэродромом
      гроза, топлива на запасной не хватает? Или покидать самолет,
      или подныривать под грозу в надежде на нормальную посадку.
      1. -4
        7 сентября 2020 08:03
        Цитата: Bez 310
        Или покидать самолет,
        или подныривать под грозу в надежде на нормальную посадку.

        Немедленно доложить руководителю полётов!
        В ответ последует визгливая команда - Покинуть самолёт!
        1. 0
          7 сентября 2020 08:07
          Цитата: bober1982
          Немедленно доложить руководителю полётов!
          В ответ последует визгливая команда - Покинуть самолёт!

          Хочется надеяться, что это шутка такая...
          1. +1
            7 сентября 2020 08:15
            Цитата: Володин
            Хочется надеяться, что это шутка такая...

            В каждой шутке,как известно,есть доля правды.
            Влететь в грозу - значит надо быть дятлом,куда смотрел(и) сам(и),куда смотрели наземные службы и т.д.
            Прийти на свой аэродром - не иметь топлива для ухода на запасной аэродром (см.выше),только добавляется,кто готовил к полету,кто контролировал и т.д.
        2. +3
          7 сентября 2020 08:08
          Вы руководили полетами?
          Не надо про "визгливые" команды.
          Быстро принять грамотное решение в таком случае -
          дело сложное, и не все это смогут. В общем, не надо
          умничать!
  6. -3
    7 сентября 2020 07:38
    Работу над ошибками,американцы провели.
    Обкуренными,на дозаправку прекратили летать,как это было полтора года назад с тем же F-18,когда снесли свой же дозаправщик вместе с экипажем.
  7. +2
    7 сентября 2020 07:44
    понятно, что заправка вынужденная была, но пилоты молодцы
  8. 0
    7 сентября 2020 08:49
    Был трагический случай связанный с грозой. Катастрофа Ту-154М (Пулково) в 2006г., который над Донецком решил пройти грозовой фронт верхом. В результате приступно-халатных действий экипажа, самолёт свалился в плоский штопор с высоты 12 тыс. метров. Так они убили 160 человек.
    1. +1
      7 сентября 2020 08:56
      Цитата: askort154
      В результате приступно-халатных действий экипажа,

      Цитата: askort154
      Так они убили 160 человек.

      На мой взгляд,так нельзя говорить.Иначе,весь летный и наземный состав можно записать в убийцы.Тем более,экипаж до момента столкновения с землей пытался выправить ситуацию,боролся до конца.
      1. 0
        7 сентября 2020 10:23
        bober1982....На мой взгляд,так нельзя говорить.Иначе,весь летный и наземный состав можно записать в убийцы.Тем более,экипаж до момента столкновения с землей пытался выправить ситуацию,боролся до конца.

        Не надо пристёгивать"весь лётный" состав. Я сказал о конкретном экипаже.
        А его преступная халатность заключалась в следующем :
        - пренебрежение технологией подготовки экипажа к данному полёту.
        (не изучали метеорологическую обстановку по маршруту полёта)
        Трассу Анапа - Пулково, пересекал холодный фронт с активной грозовой деятельностью. (фронтальная гроза). При полёте в Анапу они спокойно прошли его на эшелоне 10200 м. Вылетая из Анапы, они не удосужились уточнить положения этого фронта, считая его не " серьёзным", так как легко уже его пересекали.
        Эта их самонадеянность стала для них "ловушкой" . Они до последнего считали, что спокойно пройдут его верхом на 10800. Спохватились непосредственно перед его пересечением, когда по р/локатору определили его высоту, которая достигала
        более 12000 м. То есть, фронт за это время, резко "развился". Они безрассудно, решили всё же, пройти его верхом, потому как уже было поздно, обходить стороной. Они уже "въехали" в него и опять безрассудно стали набирать высоту, пытаясь перевалить его верхом, вытягивая самолёт в набор на предельно малой скорости, видя, что уже не успевают. В итоге, самолёт попав в сильную турбулентность, и нисходящие потоки , свалился в плоский штопор.
        На высоте, около 6000м, они вывались из облаков, поняв что уже в "плоском штопоре", из которого Ту -154 выходит очень не охотно, или вообще не выходит.
        Все их попытки вывести, не увенчались успехом. В итоге - "Земля их приняла".
        Экипаж нарушил в этом полёте всё, что только можно нарушить. hi
        1. +1
          7 сентября 2020 10:46
          Цитата: askort154
          Экипаж нарушил в этом полёте всё, что только можно нарушить

          Одна ошибка может привести к целой цепочке ошибок,а дальше нарушается всё что можно.
          И,Вам моё почтение.
          1. +1
            7 сентября 2020 11:08
            bober1982....Одна ошибка может привести к целой цепочке ошибок,а дальше нарушается всё что можно.

            Именно так ! В авиации мелочей нет. hi
  9. 0
    8 сентября 2020 01:46
    Цитата: bober1982

    Ключевые слова - виски наливали! На Пёрл-Харбор!


    А как налитое мне виски, отменяет ваше заявление?