Боевые самолеты. Мелкий и вредный, но очень полезный

42
Боевые самолеты. Мелкий и вредный, но очень полезный

Нельзя сказать, что это был шедевр как самолет. Нельзя сказать, что это было гидросредство. Но вот получилась такая золотая середина, особенно по сравнению с другими, и реально золотая. Пусть и середина.

И наш сегодняшний герой являл собой довольно интересное явление в мире гидросамолетов. Но об этом мы поговорим чуть ниже, а пока стоит сказать несколько слов о том, для чего вообще он был нужен.



В 30-е годы прошлого века во всех флотах с той или иной долей успеха шли попытки создания такой вещи, как РЛС, локатор, радар. Называть можно как угодно, по факту создать РЛС получилось, что, собственно, и приговорило разведывательные гидросамолеты как класс.

Но пока работы шли, каждый крупный корабль (от легкого крейсера и выше) оборудовался чем? Правильно, катапультой и гидросамолетами.


В то время это была единственная полезная концепция разведки. Самолет, поднявшийся даже на километр, значительно облегчал работу наблюдателей по поиску противника. Вообще, самолет на флоте (авианосцы не берем) именно так и рассматривался — как универсальное средство разведки.

Соответственно, это должен был быть небольшой самолет, но с приличным временем полета. Экипаж должен был обнаружить противника, связаться со своими кораблями, навести их на врагов, а затем корректировать артиллерийской огонь по противнику.

Естественно, самолет должен был хоть как-то защитить себя в случае противодействия авиации противника, вполне естественно, что у противника на кораблях имелись абсолютно аналогичные самолеты. С теми же задачами.

Так появился отдельный класс гидросамолетов – катапультные универсалы. Они могли быть разведчиками, корректировщиками, некоторые даже истребить могли другой самолет или замучить подводную лодку бомбами.

Взлетать они должны были с катапульты, а после выполнения задания приводняться рядом с кораблем-носителем и ждать, пока самолет поднимут на борт корабля.

Наш герой мог все. В отличие от многих своих одноклассников. И это делало его, пожалуй, лучшим самолетом в классе.

Но немцы вообще легких путей не искали, а шли своими. В итоге приходили иногда туда, куда никто больше не смог дойти. А порой у них получалось что-то не совсем понятное. Но наш случай как раз из первой папки.

Вообще, путь немецкие катапультные самолеты прошли своеобразный.

Первым катапультником с претензией на долгую службу стал рожденный Хейнкелем Не.60.


Это был биплан, который можно считать попыткой совместить дружбу и с водой, и с воздухом. На самом деле нет, летал Не.60 очень ниже среднего что по скорости, что по дальности, был весьма сложен в управлении и – главное – неустойчив в воздухе.

С водой дружбы тоже не вышло. Приставка «гидро» упорно отклеивалась и тонула, увлекая самолет за собой. В общем, достоинств у самолета не оказалось, кроме, пожалуй, того, что противник вряд ли мог захватить его в плен. «Хейнкель» тонул очень быстро при малейшем волнении.

В общем, в Кригсмарине почему-то захотели многоразовый гидросамолет.

Хейнкель самолет построил, но Не.114 тоже «не зашел».


Летал он всего на 30 км/ч быстрее предшественника, а управлялся примерно так же. Вооружение так же состояло из оборонительного пулемета MG.15 и двух бомб по 50 кг.

И тогда Министерство авиации (не удивляемся, к тому времени Геринг подгреб под себя все летающее) объявило конкурс. На замещение вакантной должности катапультного самолета на всех кораблях Кригсмарине.

Свои проекты представили фирмы «Арадо», «Дорнье», «Фокке-Вульф» и «Гота». Обиженные «Хейнкели» участия не принимали.

И в итоге победил самолет фирмы «Арадо». Флотские возрадовались и заказали на пробу четыре самолета. Правда, успех был слегка подпорчен мнением старых консерваторов в морском министерстве, которые считали, что катапультный самолет просто обязан быть бипланом.

Потому взяли и построили еще пару бипланов от «Фокке-Вульфа», FW-62. Просто больше бипланов никто не предложил.


Испытания двух машин показали огромное преимущество самолета «Арадо», и он пошел в серию. Он был быстрее, маневреннее, дольше «висел», а главное – был просто находкой в плане вооружения.

Обсуждать и сравнивать гидропланы той войны в массе мы станем в самое ближайшее время, сейчас же стоит сказать, что у Ar.196 в своем классе конкурентов в плане вооружения особо не наблюдалось. Небольшие самолеты, где вес шел на укрепление конструкции, ради длительности и дальности полета жертвовали в первую очередь именно вооружением.

А у «Арадо» получился довольно жуткий монстр, вооружение которого состояло из двух 20-мм пушек MG-FF и курсового пулемета MG.17, который устанавливался справа от двигателя в носу. Плюс пулемет MG.15, который оборонял самолет в заднем секторе. Плюс две бомбы SC 50 по 50 кг.

В общем, этот «маленький катапультный разведчик» мог по силе залпа запросто навалять любому истребителю того времени. В 1937 году он выглядел весьма… импозантно в плане ТТХ. Да, скорость не была его сильным местом, так что от этого самолета можно было просто удрать, но если он догнал, вот тут действительно начинались проблемы.


Боекомплект был весьма серьезным. 120 снарядов на каждую пушку, 500 патронов для курсового пулемета, 525 для оборонительного.

Первые серийные Ar.196А-0 (10 шт.) выпускались без узлов для запуска с катапульты, потому они пошли в разведывательные части Люфтваффе в Вильгельмсхафене и Киле. А уже вторая серия, Ar.196А-1, которая состояла из 20 машин, уже пошла непосредственно на корабли. Самолеты были оборудованы необходимыми устройствами для взлета с катапульт.

Первым кораблем, на котором Ar.196 заступил на службу, стал рейдер «Адмирал граф Шпее».


Следом новые гидросамолеты получил тяжелый крейсер «Дойчланд». Затем настала очередь линкоров «Шарнхорста» и «Гнейзенау», тяжелых крейсеров «Адмирал Шеер», «Адмирал Хиппер» и «Принц Ойген».


На палубе "Гнейзенау"


Так решили разместить катапульту на "Шарнхорсте"

Последними самолеты получили линкоры «Тирпитц» и «Бисмарк».


Катапульта линкора "Бисмарк"

«Бисмарк» и «Тирпитц» получили по 6 самолетов.

«Шарнхорст» и «Гнейзенау» — по 4 единицы.

Тяжелые крейсера типа «Дойчланд» и «Хиппер» — по 2 самолета.

К тому времени самолеты первой серии уже были облетаны и получили высокую оценку летчиков. И береговая патрульная служба заказала себе еще самолетов в максимальной оружейной комплектации. И не прогадала.

Ar.196А-2, попавшие в части береговой обороны, исправно патрулировали воды Северного моря. А 5 мая 1940 года произошел эпохальный случай, когда два Ar.196А-2 захватили подводную лодку Ее Величества «Тюлень». Подлодка ставила мины в проливе Каттегат, но наскочила на свою же мину (бог шельму метит иногда) и была вынуждена всплыть. Тут ее и обнаружили два патрульных «Арадо», которые тут же начали обрабатывать лодку бомбами и снарядами.

Британцы предпочли сдаться.

Катапультные самолеты тоже вполне нормально выполняли свои задачи. Все 11 судов, которые потопил в своем единственном походе «Адмирал граф Шпее», были обнаружены именно с помощью разведчиков «Арадо».


И как не вспомнить эпический слив операции «Страна чудес», когда из-за того, что вышли из строя оба самолета на «Адмирале Шеере», немцы упустили практически безоружный, но очень важный (для нас) конвой.

Летчики гидросамолетов с «Бисмарка» пытались перехватить разведчика «Каталина», который обнаружил линкор и крейсер «Принц Ойген». Однако «Каталине» удалось уйти, так как скорость фактически была равна скорости «Арадо». А через два дня «Бисмарк» потопили.

Весь 1941 год гидросамолеты береговой охраны, базировавшиеся в районе Бискайского залива, вели постоянные бои с британцами. Получился своеобразный круговорот: британские «Уитли» и (с 1942 года) «Веллингтоны» охотились за немецкими подводными лодками. «Арадо» перехватывали британские патрульные самолеты и осложняли им жизнь. По мере появления у британцев «Бофайтеров» и «Москито» проблемы начали появляться уже у экипажей «Арадо». Пришлось выделять на сопровождение разведчиков 190-е «Фокке-Вульфы».

Круг разомкнулся только после поражения немцев, но в прибрежных водах упокоился не один десяток самолетов.


Отметились «Арадо» Аr.196А-4 с тяжелых крейсеров «Лютцов» и «Принц Ойген» на Восточном фронте, корректируя стрельбу с крейсеров по наступающим советским войскам в Прибалтике.

Кроме «нормальных» боевых кораблей, Ar.196А, в первую очередь благодаря своей компактности, прописались на палубах вспомогательных крейсеров «Орион», «Комет», «Атлантис», «Тор», «Михель». И, соответственно, выполняли функции разведывательных самолетов для рейдеров Третьего рейха.

Вообще, Ar-196А оказался на редкость сбалансированным самолетом, потому его применяли на всех кораблях, от линкора до вспомогательного крейсера, переоборудованного из гражданского корабля.


Ar.196А стал последним и наиболее массовым поплавковым самолетом люфтваффе. Было выпущено всего 526 самолетов, но, учитывая его узкую специализацию, цифра вполне себе приличная. Для сравнения, КОР-1/Бе-2, аналогичный самолет в ВМФ СССР, был выпущен серией в 13 машин.

А вот «Арадо» можно было встретить где угодно, на всем театре военных действий Второй мировой войны. Атлантика, Северное море, Балтика, Средиземное и Черное моря. Даже на Востоке, в малайзийском Пенанге, существовал «Восточно-азиатский отдел», который должен был оказывать помощь и поддержку рейдерам и подводным лодкам Германии. В распоряжении отдела было два самолета Ar.196А.

В общем, прозвище «Глаза Кригсмарине» Ar.196А получил совершенно не зря. Появление этого самолета над конвоем союзников в любом месте Мирового океана могло означать только одно: неприятности начинаются по полной программе. И надо ждать атаки в самое ближайшее время.

То, что фактически без изменений самолет прослужил всю войну, свидетельствует о многом. В первую очередь – об удачной конструкции машины.

Понятно, что во второй половине войны, начиная с 1944 года, Ar.196А устарел. Слишком далеко шагнули истребители всех стран, а повальное освоение странами РЛС и постройка авианосцев просто низвели Ar.196А на дно.

Появление РЛС и авианосцев поставило крест на самой концепции боевого применения гидропланов. Любой, самый захудалый самолет, стартовавший с авианосца, по своим характеристикам наголову превосходил небольшие гидропланы катапультного старта.


Гидросамолет вообще перестал быть актуален. И Ar.196А не стал исключением. Но это был весьма выдающийся и полезный самолет, в первую очередь как разведывательный самолет.

Кстати, на базе Ar.196 в начале работ был создан спортивный гидросамолет для гонок на Кубок Шнейдера. Но, увидев, какие ЛТХ имеет новый разведчик, в Люфтваффе приняли решение не выпускать спортивный самолет на гонки, дабы не рассекретить данные нового морского разведчика.

ЛТХ Ar.196А-3:

Размах крыла, м: 12,44.
Длина, м: 10,96.
Высота, м: 4,45.
Площадь крыла, м2: 28,30.

Масса, кг:
— пустого самолета: 2 335;
— нормальная взлетная: 3 303.

Двигатель: 1 х ВМW-132К х 960 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 320.
Крейсерская скорость, км/ч: 268.
Практическая дальность, км: 800.
Максимальная скороподъемность, м/мин: 415.
Практический потолок, м: 7 000.

Экипаж, чел.: 2.

Вооружение:
— две крыльевые 20-мм пушки МG-FF (120 снарядов на ствол);
— один синхронный 7,9-мм пулемет МG-17 (500 патронов);
— один 7,9-мм пулемет МG-15 на подвижной установке (525 патронов);
— две 50-кг бомбы на крыльевых подвесках ЕТС-50.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    12 сентября 2020 07:00
    О данном самолёте слышал, видел в справочниках, но никогда не знал о его богатом военном прошлом. Спасибо, автор.
  2. +17
    12 сентября 2020 07:03
    подводную лодку Ее Величества «Тюлень».


    Господин Скоморохов названия боевых кораблей не принято в военной литературе переводить на русский. Да и история там такая эпичная что ее можно было бы и рассказать целиком
    1. +8
      12 сентября 2020 07:40
      Кирилл, а поделиться историей с народом, хотя бы вкратце. smile
      1. +16
        12 сентября 2020 07:45
        Если очень кротко - пилоты Арадо вынудив сдаться ПЛ, сели около лодки и потребовали к себе командира лодки "Иначе нам никто не поверит" (с.), которого потом доставили к себе на базу. Взлетели после того как на подходе был первый корабль германский. В общем эту историю желательно прочесть в первоисточнике. Оно того стоит... Как никак единственный случай в истории когда самолет захватил подводную лодку... wassat
        1. +4
          12 сентября 2020 08:24
          Спасибо, а как именуется первоисточник? Вообще-то, конечно, история выглядит фантастически, но ... всякое в жизни бывает. Я до корки прогрыз и Моррисона, и Руге, не считая других, но нигде не встречал этой истории. Есть ссылка, буду признателен. hi
          1. +8
            12 сентября 2020 09:33
            Вкратце об этой истории я нашел сведения когда задал в википедию : Ar 196 HMS Seal . Но к сожалению только на немецком языке , на русской перевода нет , английский не знаю .
            Seal - маленькая подводная лодка , в плен попало всего 6 человек . О том что летчики с собой взяли капитана , нет ни одного слова . Лодку отбуксировали в немецкий порт и отремонтировали .
  3. +4
    12 сентября 2020 07:09
    А почему немцы не использовали опыт итальянцев. Итальянцы весьма активно занимались гонками на скорость на гидросамолетах. Конкурировали с англичанами. Англичане побеждали за счет своего Мерлина в 1900 л.с. , это единичные версии мотора, скорость у самолета достигла 560 км в час. Итальянцы за счет аэродинамики около 500 км в час.
    1. +5
      12 сентября 2020 07:46
      Цитата: Вольный ветер
      Итальянцы за счет аэродинамики около 500 км в час.


      Рекорд в 30-х был 709 кмч, на итальянском МС-72 если меня не подводит склероз
      1. +3
        13 сентября 2020 00:01
        Цитата: Кирилл Г...
        Цитата: Вольный ветер
        Итальянцы за счет аэродинамики около 500 км в час.


        Рекорд в 30-х был 709 кмч, на итальянском МС-72 если меня не подводит склероз

    2. +4
      12 сентября 2020 22:07
      Цитата: Вольный ветер
      А почему немцы не использовали опыт итальянцев.

      А Вы поинтересуйтесь ресурсом тех гоночных моторов, будете сильно удивлены. Если память не изменяет, британские двигуны на них рассчитывались на один полет.
      1. +2
        13 сентября 2020 08:00
        Цитата: Альф
        Если память не изменяет, британские двигуны на них рассчитывались на один полет.

        5 часов вроде не более... Но учитывая что в рекордном полете все по максимуму то да,
        1. +1
          13 сентября 2020 23:01
          Цитата: Кирилл Г...
          Цитата: Альф
          Если память не изменяет, британские двигуны на них рассчитывались на один полет.

          5 часов вроде не более... Но учитывая что в рекордном полете все по максимуму то да,

          Да и на 5 часов тоже, ни в орган, ни в люфтваффе.
          1. +2
            13 сентября 2020 23:12
            Я вам больше скажу. Это заявленный ресурс. С реальным думаю было все намного хуже.

            Впрочем Нейпир Сейбр пошел в ходе войны в серию с ресурсом в часов 10.
            А средний ресурс БМВ-801 в течении 1942 года мучительно рос с 24 до 28 часов.
            1. +3
              13 сентября 2020 23:16
              Цитата: Кирилл Г...
              А средний ресурс БМВ-801 в течении 1942 года мучительно рос с 24 до 28 часов.

              Зато как некоторые здесь oбocрeвaтeли любят поливать субстанцией М-107 с 25-ти часовым ресурсом...Как обычно, у немцев-гут, у наших-шлехт.
              Сейбр-это который на Темпест-2 стоял ?
              1. +1
                13 сентября 2020 23:32
                Зато как некоторые здесь oбocрeвaтeли любят поливать субстанцией М-107 с 25-ти часовым ресурсом...Как обычно, у немцев-гут, у наших-шлехт.


                Неудивительно

                Сейбр

                2-х тысячесильный H-образный.
    3. +6
      13 сентября 2020 16:36
      Потому что рекордный и военный самолет - совершенно разные самолеты.
      Итальянцы за счет своего двигателя, Fiat AS.6 мощностью 3100 л.с. установили в 1934 году на Macchi MC72 не побитый и сегодня рекорд для поршневых гидросамолетов - 709,2 км / ч.
      Только ресурс двигателя на такой мощности был - одна минута.
  4. +1
    12 сентября 2020 07:30
    О, в тундре недавно его давали)
  5. +2
    12 сентября 2020 07:40
    Самолет достойно завершил эпоху гидросамолетов на кораблях по сути.
  6. +6
    12 сентября 2020 10:07
    А вот «Арадо» можно было встретить где угодно, на всем театре военных действий Второй мировой войны. Атлантика, Северное море, Балтика, Средиземное и Черное моря.

    В мемуарах Камаева "На торпедном катере" (своего рода "морская окопная правда" - нелакированная история с большим количеством непарадных подробностей) в описании боевых действий первого года войны на Балтике "Арадо" стоит на первом месте в списке опасностей для ТКА. Причём это именно Ar.196, так как постоянно упоминается пушечный огонь при штурмовке катеров.
    1. +1
      13 сентября 2020 11:17
      Цитата: Alexey RA
      Камаева "На торпедном катере"

      А у вас есть в электронке?
      1. +2
        13 сентября 2020 21:33
        http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KAMAEV_Valentin_Sergeevich/_Kamaev_V.S..html
        В двух форматах
  7. +8
    12 сентября 2020 11:16
    Катапульта линкора "Бисмарк"

    Автор как обычно смог...
    Это "Принц Ойген"...

    «Шарнхорст» и «Гнейзенау» — по 4 единицы.

    Как обычно в детали автор погружаться не стал. :)
    Изначально у "Гнейзенау" было два "арадо" только на катапультах, когда ему построили ангар, машин всё равно осталось две.

    Тяжелые крейсера типа «Дойчланд» и «Хиппер» — по 2 самолета.

    У "Дочландов" - один, хотя, возможно, у автора есть какие-то чертежи Аненербе
    и он нам их предоставит.
    У "хипперов" было по три самолёта: два в ангаре один на катапульте. После перестройки ангара на "Хиппере" осталось два гидросамолёта.

    Летчики гидросамолетов с «Бисмарка» пытались перехватить разведчика «Каталина», который обнаружил линкор и крейсер «Принц Ойген». Однако «Каталине» удалось уйти, так как скорость фактически была равна скорости «Арадо». А через два дня «Бисмарк» потопили.

    Интересно, автор сможет привести немецкий документ с описанием этого блестящего перехвата?
    1. +5
      12 сентября 2020 17:21
      Цитата: Macsen_Wledig
      Интересно, автор сможет привести немецкий документ с описанием этого блестящего перехвата?

      Может имелся в виду "Тирпиц" и бой 09.03.42, когда пара "Арадо" пыталась отогнать "Альбакоры"-разведчики, повредив один из них и ранив штурмана?
  8. +14
    12 сентября 2020 13:22
    Автор, как всегда, копипаст обильно уснащает собственными небылицами, пытаясь получить нечто оригинальное.
    Обиженные «Хейнкели» участия не принимали.
    Никто никого не "обижал". Все было с точностью до наоборот - "Хейнкель" получил заказ на Не-114, о том, что перспективы у этого самолета не блестящие. пока никто не догадывался. поэтому "Хейнкель" в участии в конкурсе не видел необходимости.
    Потому взяли и построили еще пару бипланов от «Фокке-Вульфа», FW-62. Просто больше бипланов никто не предложил.
    И тут все с точностью до наоборот - все. кроме "Арадо" предложили бипланы., что и послужило основной причиной выбора самолета фирмы "Арадо".
    Не могу понять. зачем автор занимается столь сомнительным творчеством. Копипасти себе спокойно нормальных авторов. только источники указывай под статьей. Нет же, творческих достижений хочется. наверное.
  9. -3
    12 сентября 2020 13:26
    Автор, а почему бы Вам не написать про советские самолёты, подобного класса?
  10. +1
    12 сентября 2020 13:54
    Был кстати плакат о случае пленения подводной лодки

    https://waralbum.ru/wp-content/comment-image/3864.jpg
  11. 0
    12 сентября 2020 14:00
    Читал, что в 50-х годах у нас на флоте эксплуатировался минимум один экземпляр Арадо 196
  12. +7
    12 сентября 2020 15:16
    В статье не т информации о послевоенном использовании Ar.196 пограничными войсками НКВД СССР.
    «Арадо» и «Зибель» на границе СССР
    Автор Олег ГРОЗНЫЙ, Анатолий КУЛЕБА
    govza.ru
    В Германию убыла группа инженерно-технического состава из отдельной авиационной бригады НКВД СССР во главе с подполковником-инженером Г.Л. Шварцем.
    Инженеры тщательно осмотрели все самолёты и пришли к выводу, что их можно восстановить. Было также установлено, что вблизи Дамгарстена располагается и авиационный завод, где в годы войны на гидросамолётах «Арадо-196» выполнялись регламентные и ремонтные работы.
    Когда первые самолёты были отремонтированы, встал вопрос об испытаниях их в воздухе. Для этого отыскали бывшего немецкого лётчика-испытателя. Он и обучил наших пилотов особенностям пилотирования «Арадо-196». В результате напряженной работы авиационным специалистам удалось восстановить 37 гидросамолётов. Помимо авиатехники, обнаружилось ещё множество двигателей и запасных частей, которые несколькими эшелонами были отправлены в Советский Союз.
    Более десяти лет немецкие гидросамолёты успешно применялись при охране морских границ СССР на Балтийском и Чёрном морях, во всех пограничных авиачастях Дальнего Востока. Они использовались для освещения побережья, прибрежных вод и дальних подступов к острову Сахалин, разведки ледовой обстановки в заливе Анива, проливе Лаперуза и в прибрежных водах Охотского моря, выявления очагов лесных пожаров в южной части Сахалина, а также для вылетов на установление государственной принадлежности неизвестных плавсредств и многих других задач.
    Использование в охране границы трофейных самолётов было достаточно результативным. Так, в 1956 году экипажи самолётов Ли-2 и «Арадо-196» обнаружили вблизи наших вод, на кромке их и в территориальных водах 251 японскую шхуну. По данным воздушной разведки пограничные корабли тогда задержали 12 иностранных судов.
    В процессе эксплуатации в погранвойсках самолёты «Арадо-196» переоборудовались, на них устанавливались отечественные средства радиосвязи и навигации, свои двигатели. Немецкие гидросамолёты эксплуатировались вплоть до 1962 года, и только тогда были списаны окончательно.
    1. +2
      12 сентября 2020 15:27
      И на некоторых ставили отечественные моторы.
      1. +1
        13 сентября 2020 08:02
        Какой мотор? Аш-62?
  13. +7
    12 сентября 2020 17:06
    на службе в пограничных войсках
  14. 0
    12 сентября 2020 17:44
    Цитата: Alexey RA
    Может имелся в виду "Тирпиц" и бой 09.03.42, когда пара "Арадо" пыталась отогнать "Альбакоры"-разведчики, повредив один из них и ранив штурмана?

    Если это так, то на лицо полный зашквар... :)
  15. +3
    12 сентября 2020 18:27
    любопытно - спасибо автору!
  16. -1
    12 сентября 2020 19:43
    Откровенно говоря самолет бестолковый. На фоне совсем уж анахроничных бипланов наверное выделился. Но сама схема с двумя поплавками и кучей подпорок и перемычек говорит об отвратительной аэродинамике.

    Нормальный гидросамолет это что то вроде этого.
    1. +4
      12 сентября 2020 22:17
      Цитата: Saxahorse
      Откровенно говоря самолет бестолковый. На фоне совсем уж анахроничных бипланов наверное выделился. Но сама схема с двумя поплавками и кучей подпорок и перемычек говорит об отвратительной аэродинамике.

      На дворе 1937-й год, достаточно неплохо. К тому же стоит учесть тот факт, что японские конструкторы гидросамолетов свое дело знали, страна-то морская и от флота зависящая, а в Германии морскими самолетами занимались по принципу-Сделаете отличный борт-замечательно, будет так себе-тоже пойдет. Сотенными тиражами морские самолеты в Германии не выпускались, в отличии от Японии и США. Кстати, в США перед войной морская авиация была тоже не слабой.
      1. +1
        13 сентября 2020 20:58
        Цитата: Альф
        На дворе 1937-й год, достаточно неплохо. К тому же стоит учесть тот факт, что японские конструкторы гидросамолетов свое дело знали, страна-то морская и от флота зависящая,

        Вообще говоря как раз германские гидросамолеты Хейнкеля и и Дорнье в период между войнами были законодателями мод в мире. Те же японцы у Хеншеля и учились :)

        Этот же Арадо выглядит поспешной переделкой какого то сухопутного экземпляра. Тут и два поплавка, и отсутствие складных крыльев и в целом довольно убогие ТТХ, дальность к примеру.. При желании могли сделать что то намного интереснее и удобнее в эксплуатации. Как оно часто бывает, выбирали видимо не лучший, а просто "по договоренности".
        1. +2
          13 сентября 2020 23:03
          Цитата: Saxahorse
          Как оно часто бывает, выбирали видимо не лучший, а просто "по договоренности".

          С другой стороны-а чем блеснули конкуренты 196-го ?
          1. 0
            14 сентября 2020 22:44
            Цитата: Альф
            С другой стороны-а чем блеснули конкуренты 196-го ?

            Пожалуй что ничем. Японцы вовсе бипланом до конца войны пользовались в роли корабельного разведчика. Хотя ударные гидросамолеты они приличные делали.

            Может изначально как на расходник на них смотрели. Лишь бы недорого. Летает кое-как и ладно.
  17. +4
    13 сентября 2020 08:57
    После войны трофейные Arado использовались в нашей пограничной авиации. С поплавков списанных самолетов, как с лодок сам ловил бычков в Хаджибеевском лимане около Гидропорта под Одессой в конце 50-х...
  18. +3
    13 сентября 2020 21:50
    . по факту создать РЛС получилось, что, собственно, и приговорило разведывательные гидросамолеты как класс.

    Появление РЛС расширило возможности разведки километров до 40 или чуть больше в лучшем случае
    Возможности авиации по дальности намного больше, понятно. Да и по функциям. В общем, разные вещи
    Подлодка ставила мины в проливе Каттегат, но наскочила на свою же мину (бог шельму метит иногда) и была вынуждена всплыть. Тут ее и

    Фраза про шельму резанула глаза. Вообще то английские моряки с фашистами на тот момент воевали, и звучит фраза не очень хорошо...
  19. +3
    13 сентября 2020 22:05
    Подробности истории с английским минным заградители можно почитать здесь
    https://sergiovillaggio.livejournal.com/55499.html
    . 29 апреля 1940 г. «Сил» вышел в поход с задачей установить 50 мин в районе шведского Гётеборга. Немецкие противолодочные рубежи удалось преодолеть с большим трудом, 3 мая лодку обнаружила и бомбила авиация, был поврежден прочный корпус. Тем не менее, командир субмарины лейтенант-коммандер Руперт П. Лонсдейл решил продолжить операцию. В ранние часы 4 мая «Сил» провел постановку и лег на курс возвращения. Но вскоре его обнаружили корабли 12‑й флотилии охотников. Преследование продолжалось восемь часов, но не принесло результатов.

    Однако обстоятельства сложились против англичан. В 19:00 под днищем «Сила» раздался взрыв, лодка стремительно провалилась вниз и легла на дно. В течение шести часов подводники энергично боролись за свою жизнь и, в конце концов, заставили субмарину подняться на поверхность. Положение не сулило ничего хорошего: прочный корпус пробит, лишь один дизель в исправном состоянии, а до родных берегов – почти 500 миль. В создавшихся условиях Лонсдейл видел единственный шанс в попытке достичь шведского берега. Передав сообщение в Адмиралтейство, «Сил» медленно двинулся на восток.

    Лодка выглядела на момент подхода немцев вот так.

    Находилась в шведских водах, рассчитывала там интернироваться, немцев нейтральный статус Швеции не очень смутил....
  20. 0
    24 ноября 2020 12:30
    У нас в Болгарии, в музее авиации в Крумово есть один такой самолет.


    Сайт музея
    http://www.airmuseum-bg.com/index.html